Что такое государства?

ЗАКОНЫ, ПО КОТОРЫМ МЫ ЖИВЁМ! Т. Шебурова, учитель начальных классов мОУ СОШ с. Пушанина Мероприятие для детей и родителей, проведено в рамках «Родительской.
Advertisements
10 декабря 1948 – Всеобщая Декларация прав человека 10 декабря 1948 – Всеобщая Декларация прав человека Международный пакт о гражданских и политических.
КГБОУ «Норильский детский дом» Тема: «Правила, по которым мы живём!» Номинация: «Человек и гражданское общество» Норильск, 2011 Выполнил: Богомолов Иван.
Классный час «Каждый ребёнок имеет право…» Классный руководитель 7 класса МОУ СОШ 7 пос. Советское Руно Свечкарева Ирина Михайловна Классный час «Каждый.
Я и мои права.1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями; 2) Взрослый.
Я и мои права.. 1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями; 2)
Школа 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Конституция РФ. ФИО: Кузнецова Ольга Сергеевна Предмет: классный час год:
Право — система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Право — это правила, по которым живут люди. Эти права охраняются государством.
КЛАССНЫЙ ЧАС Подготовила : учитель нач. классов МБОУ НОШ 11 г. Новороссийска Романенко Е.Л год.
День Знаний «Правила вокруг нас» Составила учитель начальных классов Вагина Галина Владимировна Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей 7.
Конституция Российской Федерации Выполнено: Демидовым Матвеем 8 Б.
Вот и подошел к концу на беседа «О правах и обязанностях учащихся». Постарайтесь их запомнить.
Права человека и ребёнка. ПРАВО — ЭТО ПРАВИЛА, ПО КОТОРЫМ ЖИВУТ ЭТО ПРАВИЛА, ПО КОТОРЫМ ЖИВУТ ЛЮДИ; ЛЮДИ; ЭТИ ПРАВИЛА ОХРАНЯЮТСЯ ЭТИ ПРАВИЛА ОХРАНЯЮТСЯ.
Конституция — основной закон, свод законов по которым живёт государство. Права и обязанности граждан страны записаны в нашей Конституции. 12 декабря 1993года.
День Конституции РФ 12 декабря. Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы.
Классный час на тему: «Это мои права. А обязанности?»
Разгадайте кроссворд. Водительские права Права потребителя Права человека Права ребёнка.
Права ребёнка в новом веке Цель: объяснить, что означает понятие объяснить, что означает понятие «право»; «право»; ознакомить с Декларацией прав ознакомить.
«Право — это нормы и правила, устанавливаемые и охраняемые государством, регулирующие отношения людей в обществе». (С.И.Ожегов «Толковый словарь русского.
Внеклассное занятие в начальной школе 1 Автор неизвестен. Переработано и дополнено.

В результате изучения раздела студент должен:

знать

  • • общетеоретические положения о государстве;
  • • понятие, признаки, сущность государства, его функции;
  • • структуру механизма государства;
  • • понятие и виды формы правления, формы государственного устройства, политического режима;

уметь

  • • выявлять сущностные и иные признаки государства;
  • • сопоставлять различные подходы к пониманию основных категорий теории государства;
  • • давать классификации государственно-правовых явлений;
  • • выявлять проблемы реализации функций государства, осуществления принципов организации и деятельности механизма государства;
  • • проводить взаимосвязи между различными элементами формы государства;

владеть

  • • соответствующей общенаучной и юридической терминологией;
  • • навыками работы с правовыми актами и научной литературой;
  • • навыками анализа источников, различными методами научного анализа.

Понятие и признаки государства

Что такое государство? Какой ответ на этот вопрос может дать человек, не обладающий специальным гуманитарным образованием (философским, социологическим, политологическим, юридическим)? Прежде всего с этим понятием ассоциируются названия различных государственных органов, персонифицирующих собой государство, представляющих государство, – парламент, правительство, президент и т.д. Необходимость существования государства в лице его многочисленных органов, должностных лиц вызывается в первую очередь потребностью в управлении такой весьма сложной организацией, как человеческое общество.

Государство – это организация, обладающая верховной политической властью на определенной территории.

Поясним данное определение, разъясняя подробнее признаки государства, которые отличают последнее от иных организаций.

Государство представляет собой особую политическую публичную власть, не сливающуюся с обществом, отделенную от общества. Государственная власть осуществляется органами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти – власть общественная, реализация которой характеризуется отсутствием специальных публичных учреждений. Здесь управление обществом или социальной группой осуществляется при помощи институтов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих извне; таким образом, можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении. Слоя профессиональных управленцев не было, например, в первобытном обществе.

Поскольку государство выражено в органах, которые занимаются только организацией общественной жизни и сами ничего не производят, оно имеет право на сбор денежных средств с населения. Различные налоги, сборы, займы идут на содержание государственного аппарата и экономическое обеспечение политики. Данная характеристика государства производна от его понимания как публичной власти, однако в теории государства и права еще с прошлых лет сложилась традиция указывать право на сбор налогов в числе основных признаков государства. Это право и соответствующая ему обязанность нашли свое отражение и в конституциях современных государств (например, ст. 57 Конституции РФ).

Власть государства распространяется на определенную территорию, в отличие, например, от власти, существовавшей в первобытном обществе. Последняя распространялась на всех членов рода вне зависимости от их места нахождения. То же самое можно сказать в отношении власти самых различных общественных организаций, объединяющих людей по идеологическим, религиозным, профессиональным признакам, а не по территориальному.

Государство обладает суверенитетом. Суверенитет – это верховенство власти внутри страны и независимость ее вне страны. Суверенная власть понимается как власть верховная, независимая, неделимая, неотчуждаемая, всеобщая. Суверенитет – это одна из характеристик власти, которой обладает государство. Суверенность власти государства означает ее верховенство и независимость по отношению к властям всех лиц и организаций, находящихся как в пределах, так и за пределами территории государства. Из этих двух признаков, составляющих суверенитет, долгое время говорили в основном о втором, о независимости, неподчинении государства как суверена любому надгосударственному образованию или другому государству.

Суверенитет государства выражается в: самостоятельности принятия решений в области внутренней и внешней политики, распространении государственной власти на всю территорию страны, общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются (т.е. в универсальности – часто используют именно такой термин), возможности отмены решений иных властей (т.е. в прерогативе).

С юридической точки зрения суверенитет проявляется:

  • • в исключительном праве на издание законов, других нормативных актов, правоприменительных актов, обязательных для всех граждан, организаций и учреждений;
  • • исключительном праве на законное применение силы (в том числе физического насилия, которое возможно от кратковременного ограничения свободы до лишения жизни). Для этого у государства имеются соответствующие органы – суд, прокуратура, армия, полиция, служба безопасности.

Вокруг понятия «суверенитет» всегда велись острые дискуссии, которые имели не только теоретическую, но и практическую направленность, поскольку различные аспекты проблемы суверенности государства нередко использовались для обоснования или оправдания того или иного политического курса.

Вот отдельные дискуссионные вопросы, связанные с категорией «суверенитет».

Суверенитет – это действительно ничем и никем не ограниченная, абсолютная власть (а это следует из определения), или же все-таки есть ей какие-то пределы? Следует иметь в виду, что наиболее распространенное в настоящее время понимание суверенной власти предполагает ее ограниченность.

По мнению Б. С. Эбзеева, «категорический императив» современности заключается в том, что права государства не могут быть выше прав человека. Ортодоксальная приверженность к абсолютизации суверенитета, культ независимости и верховенства государства способствуют формированию тоталитарного государственного мышления и тоталитарной политической системы, исключающей свободы и реальные права личности. По замечанию основателя Римского клуба А. Печчеи, в век «глобальной империи человека» именно государственный суверенитет является главным препятствием на пути к его спасению (см.: Хабриева Т. Я. Теоретические проблемы современного российского конституционализма (Научно-практический семинар) // государство и право. 1999. № 4. С. 115; Печчеи А. Человеческие качества. М., 1977).

Кому принадлежит суверенитет в федеративных государствах – федерации в целом или субъектам федерации? (Ответ на этот вопрос см. в параграфе 6.3).

Само понятие «суверенитет» стало употребляться в последнее время в разных значениях. Так, единый суверенитет (а это неделимая власть) разделяют и говорят о суверенитете экономическом, финансовом и т.д. В качестве субъектов суверенитета называют личность, народ, нацию, различные административно-территориальные единицы (например, крупные города), желая этим подчеркнуть, например, приоритет интересов личности, изначальную принадлежность власти народу (есть даже теория «народного суверенитета»), независимость органов власти и управления административно-территориальных единиц при решении вопросов местного значения и т.д. Таким образом, термин «суверенитет» в последнее время стал пользоваться особой популярностью, им обозначают в общем-то сходные, но все же различные понятия. Здесь, однако, необходимо иметь в виду то обстоятельство, что сам термин был введен в научный оборот прежде всего для характеристики власти государства.

В число обязательных признаков государства можно включить также его назначение: этот признак очень часто находит выражение в определении рассматриваемого явления. Государство необходимо для управления обществом, это специфическая форма организации общественной жизни.

Обобщая признаки государства, говорят о том, что государство представляет собой политическую, структурную и территориальную организацию (см.: Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / под ред. А. Б. Венгерова. С. 74–82).

Специфика гуманитарного знания вообще и юридического в частности такова, что на очень многие проблемы не существует единой точки зрения, к осмыслению одних и тех же проблем предлагаются самые разные подходы. Понимание государства здесь не исключение – в научной и учебной литературе можно встретить различные определения данного явления.

Следующие среди них заслуживают внимания: «государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов, 1995. С. 42). «государство – это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию» (Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 46).

Несмотря на некоторые отличия, приведенные определения в целом лежат в одном русле, поскольку понимание государства ограничивается здесь указанием прежде всего на публичные учреждения – государственные органы. Данные определения можно свести в одну группу и условно назвать политико-юридическим пониманием государства.

Однако существует и иное понимание такого феномена, как государство, также весьма условно его можно именовать социологическим. С этой точки зрения государство представляет собой не столько стоящую над обществом совокупность различных учреждений, не столько особый слой людей, осуществляющий управленческие функции, сколько организацию, ассоциацию всех членов общества, которые объединяются в единое целое при помощи политических, управленческих процессов и отношений. Еще раз повторим: государство – это специфическая форма организации социальной жизни. Иной формы организации, кроме государственной, человеческое общество, находящееся на определенном уровне развития (сложноорганизованное общество), не знает.

Представленная научная позиция дает более глубокое понимание феномена государства. Государство – это не только и не столько особый аппарат управления обществом, сколько организация, интегрирующая социально дифференцированное общество для сохранения его существования и обеспечения наилучшего дальнейшего развития.

Зачатки такого понимания государства обнаруживаются еще в философских концепциях древнегреческих и древнеримских мыслителей. Так, к примеру, в трактовке Цицерона государство предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно для древнегреческих концепций, но одновременно и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, общий правопорядок (см: История политических и правовых учений: учебник / под ред. В. С. Нерсесянца. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1988. С. 84). В последующем именно такое понимание государства получило дальнейшее развитие. Более того, если мы будем рассматривать историю развития представлений о государстве, то увидим, что социологическое понимание государства является более распространенным, чем политико-юридическое. И. Кант определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, «государство – обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей» (Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 131). По мнению Л. Дюги, «слово «государство” означает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, т.е. политическая власть» (Дюги Л. Конституционное право: Общая теория государства. М., 1908. С. 25).

Социологическое понимание государства получило распространение и в русской дореволюционной литературе, «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» (Коркунов Η. М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1902. С. 27). «государство – это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти» (Хвостов В. М. Общая теория права. М., 1914. С. 15). «государство – это союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» (Тихомиров Л. А. Монархическая государственность (переиздание). СПб., 1992. С. 31). Примерно такое же понимание государства как объединения людей под одной властью и в пределах одной территории мы находим у многих ученых-юристов дореволюционной России (Ф. Ф. Кокошкина, Г. Ф. Шершеневича и др.). Подробнее о различных вариантах понимания государственности в истории политико-правовой мысли см.: Теория государства и права: хрестоматия: в 2 т. / авт.-сост. В. В. Лазарев, С. В. Липень Т. 1. С. 151–192.

Таким образом, можно говорить не столько о государстве как об аппарате власти, сколько о государственно организованном обществе. Изучая государство, его нельзя отрывать от общества, можно лишь в некоторой степени абстрагироваться; государство без общества не существует. Очень часто, давая определение государства с социологических позиций, указывают на такой обязательный его признак, как население, и выводят триаду: население, территория, власть. Подобный подход, уходящий корнями к Аристотелю, в настоящее время популярен за рубежом среди юристов, философов, социологов, политологов.

Социологическое понимание государства мы находим в современной работе Э. А. Позднякова: «государство есть форма человеческого общежития, совместного бытия людей как существ общественно-политических. Как таковое государство представляет собой тотальность или целостную органическую систему, живущую в соответствии с особыми присущими ей законами (как общими, свойственными системам такого рода, так и особенными, обусловленными конкретной культурно-цивилизационной спецификой). Государство есть целое; из него нельзя вычленить какую-то отдельную, хотя и в высшей степени важную сторону, будь то государственное устройство, экономика, право, система нравственности и т.д., и рассматривать ее вне органической связи с другими, сводить все к ней. Отвлекаясь от материальной основы (территория, природные ресурсы, местоположение, климат и прочие физические характеристики), государство есть органическая система, организованная на началах определенного порядка, в который включается публичная власть и органы управления, право и правовой порядок, обычаи и духовно-нравственные ценности и нормы, то есть все то, что объединяет людей в едином общежитии, поддерживает их совместное существование, регулирует их поведение и сохраняет общность в виде нерасчленимой целостности» (см.: Поздняков Э. Л. Философия государства и права. М., 1995. С. 39). «государство, следовательно, – это единство общества и власти, или общества и соответствующего государственного устройства», заключает автор (там же. С. 96).

Заметим, однако, что в теории государства и права при рассмотрении самых общих проблем государственности, при изложении последующих тем по теории государства обычно используется исключительно политико-юридическое понимание государства.

Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Государство

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

Признаки государства

  • Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
  • Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.
  • Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Атрибуты государства

  • Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
  • Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
  • Аппарат — система органов и наличие особого «класса чиновников» посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Понятие государства

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

Признаки государства

Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

Правительство — только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.

Общие признаки государства

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К числу таких признаков относятся следующие:

  • публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
  • определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
  • суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
  • монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
  • право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
  • обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
  • претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Сепаратизм — стремление к отделению части государства и превращение ее в новое независимое государство или автономное образование. Сепаратизм может представлять опасность для государства, так как связан с нарушением его суверенитета и территориальной целостности.

После развала СССР в 1991 году и в самой Российской Федерации проходил «парад суверенитетов» автономных республик и автономных областей. На протяжении нескольких лет сепаратисты пытались отделится от России, но не были поддержаны народом.

Коллективизация — процесс принудительной отмены частной собственности на землю в пользу государства или, как считается, коллективного землевладения.

Решение о коллективизации в СССР было принято на XV съезде ВКП(б) в 1927 году. Коллективизация проводилась в СССР в 1928 — 1937 гг.. Основной этап коллективизации 1930 — 1933 гг.

Коллективизация ставила перед собой задачу не допустить возврата к старому строю и частной собственности на землю. Большие сельскохозяйственные объединения (колхозы и совхозы) были призваны обеспечить продовольствием и внедрить прогрессивные способы обработки земли. Все нововведения не спасли страну от голода в 1932 -1933 гг. После 1933 г. кризис нехватки продовольствия был преодолен.

Коллективизация тяжелый период истории России. Частные сельские хозяйства были ликвидированы, а их собственники подверглись несправедливым репрессиям. В сегодняшней Российской Федерации всячески поддерживается частное фермерское хозяйство.

Индустриализация — процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и особенно в промышленности. Индустриализация обеспечивает преобладание в экономике страны производства промышленной продукции, превращение аграрной или аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную или индустриальную.

Начало социалистической индустриализации было положено первым пятилетним планом развития народного хозяйства (1928—1933 гг.). Одновременно были ликвидированы частные и капиталистические формы хозяйства.

Миллионы людей самоотверженно, почти вручную, строили сотни заводов, электростанций, прокладывали железные дороги, метро. Часто приходилось работать в три смены. Был воздвигнут ряд гигантских промышленных сооружений: ДнепроГЭС, металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке и Челябинске, Новокузнецке, Норильске, а также Уралмаш, тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, Харькове, Уралвагонзавод, ГАЗ (Горьковский автомобильный завод), ЗИС (современный ЗИЛ — Завод им. И.А.Лихачева) и др. В 1935 г. открылась первая очередь Московского метрополитена общей протяжённостью 11,2 км.

Термин «государством можно понимать двояко. С одной стороны, под государством понимают некую территорию с проживающим на ней населением, которое скреплено единой властью. В таком понимании «формула» государства могла бы выглядеть так: государство = территория + население + + власть. Это, скорее, политико-географическое определение государства.

С другой — под государством понимают государственный аппарат, совокупность государственных органов и должностных лиц — чиновников. Государство — это организация (механизм) публичной политической власти, аппарат управления и принуждения. Это обществоведческое, политологическое (более узкое) определение государства. Именно в таком понимании чаще всего и будет использоваться термин государство в настоящей книге.

К признакам государства относятся следующие:

  • 1) наличие особого аппарата (аппарат управления + + аппарат принуждения);
  • 2) наличие территориальной общности людей: главное теперь — не кровное родство, а общая территория (с границами и населением); на этой территории находятся, проживают граждане, иностранцы, апатриды, бипатриды;
  • 3) государственный суверенитет, т.е. независимость от любой иной власти внутри и вовне; суверенитет распространяется как на лиц, так и на территориальные пространства: сухопутное, водное, воздушное, недра;
  • 4) налоговая система; она необходима для содержания государственного аппарата; в современных государствах действуют десятки различных налогов: на доходы физических лиц, на прибыль юридических лиц, на добавленную стоимость и др.;
  • 5) наличие права; только государство имеет право издавать правовые нормы, «говорить» языком права. В правовой сфере обычно различают правотворческую, привоприменительную и правоохранительную сферы деятельности.

Если в каком-то обществе имеются эти признаки, можно делать вывод: в данном обществе есть государство.

Государственная власть реализуется через систему государственных органов: парламент, правительство, президент и др. Каждый орган государственной власти имеет свои задачи, свои методы работы, полномочия, которыми наделяет его государство и конституция.

В сумме органы государства действуют согласованно, в строгом порядке, олицетворяя единую государственную власть. Это и есть аппарат государства (или механизм государства).

Для органа государства характерны следующие признаки:

  • • во-первых, наличие нормативного правового акта, па основании которого данный орган образован и функционирует;
  • • во-вторых, наличие властных полномочий, которыми наделен орган государства;
  • • в-третьих, государственным органам предписываются определенные (а не любые) формы и методы деятельности.

Исходя из указанных признаков, с одной стороны, не каждое государственное учреждение или организацию можно признать органом государственной власти. В эту категорию явно не попадают государственное предприятие, например, или государственное учебное заведение. С другой — органом государства может быть один человек: Президент России, Уполномоченный по правам человека и др.

Таким образом, орган государства — организованная часть государственного механизма, наделенная властными полномочиями, которые осуществляются установленными формами и методами.

В каком соотношении находятся органы государственной власти и органы местного самоуправления? Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а представляют собой способ самоорганизации гражданского общества.

В чем же состоит сущность государства? Что является главным, определяющим в этом явлении? Какое сущностное начало присутствует в нем? Что это за «машина» нависла над человеком и определяет его судьбу? Какова ее природа? Всеми эти вопросами задавались издавна. Поиски сущности государства идут еще со времен Цицерона (106—43 гг. до н.э.). Считали, что сущность государства состоит в том, чтобы поддерживать общий правопорядок,

обеспечивать общежитие и др. Фридрих Энгельс видел сущность государства в том, что оно является «машиной для подавления одного класса другим». В. И. Ленин подчеркивал: государство — эго «машина для поддержания господства одного класса над другим».

Чтобы проникнуть в сущность государства, необходимо задать вопрос: кому оно служит? Чьи интересы обслуживает? Чья воля воплощена во власти? Ответить на этот вопрос — значит проникнуть в сущность государства.

Из истории нам известно, что рабовладельческое государство, например, преимущественно обслуживало интересы рабовладельцев, т.е. служило классу имущему, меньшинству общества. Сущность рабовладельческого государства — классовая (групповая). При феодальном строе государство обслуживало интересы, главным образом, класса феодалов. Капиталистические государства, особенно на ранних этапах капитализма, явно и очевидно обслуживали интересы класса капиталистов, т.е. собственников основных средств производства.

Многие передовые современные государства позиционируют себя как государства социальные. Такие государства па деле зачастую стремятся обслуживать интересы не отдельных групп населения (классов, страт), а всего общества. Сущность таких государств — общесоциальная.

Существовали государства, которые отражали и [Пересы лишь самого государства, — государственного или партийногосударственного аппарата. Государство, которое заботится только о себе, о своем аппарате, недолговечно. Это, как правило, государство переходного, промежуточного типа.

Таким образом, сущность государства имеет две стороны:

  • • классовую (групповую) и
  • • общесоциальную (иногда эту сторону сущности именуют общечеловеческой).

В зависимости от момента истории, от конкретных обстоятельств, государство проявляет либо одну сторону сущности, либо другую. Какая сторона сущности развитого государства «включена», когда ее президент посвящает значительную часть своего срока президентства проведению закона, значительно понижающего налоги с особо крупных доходов, исчисляемых сотнями миллионов долларов в год? Ответ очевиден. При этом просматривается общая линия в исторической ретроспективе: государства постепенно

смещают акценты с преимущественного обслуживания интересов отдельных групп (классов, страт, элит) на преимущественное обслуживание интересов всех категорий населения общества в целом (особенно бедных, неимущих, социально неполноценных).

Заботой о всех категориях граждан государство в какой-то мере сглаживает, снимает конфликт личных, групповых, классовых интересов между имущими и неимущими. Тем самым государство выполняет одну из главных своих задач — обеспечивать целостность общества и порядок.

В современном западном обществе существуют развитые социальные программы, государственное регулирование труда и экономики, высокие налоги на прибыль предпринимателей, организация здравоохранения, образования. Доля классового содержания во власти значительно снижена или скрыта. Насилие и принуждение как методы обеспечения классового интереса замещаются зачастую компромиссами и сотрудничеством власти с обществом. Это не означает, что государства перестали быть капиталистическими, перестали контролировать общество, применять насилие и принуждение, когда необходимо. Более того, многие эксперты указывают на тенденции превращения современных развитых государств в государства тотального контроля над обществом: так, в Великобритании, например, насчитывается самое большое число в мире камер слежения в расчете на тысячу жителей; США находятся на первом месте по количеству требований предоставить данные на держателей интернет-сайтов.

Что такое государства?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *