Незаконная торговля КоАП РФ

Новая редакция Ст. 14.1 КоАП РФ

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Утратило силу.

Примечания:

1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 — 15.6, 15.11, 15.25 настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

3. Примечание 2 применяется также в отношении лица, являющегося декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в ходе третьего этапа декларирования в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комментарий к Статье 14.1 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием регулирует гражданское законодательство исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно Постановлению Правительства от 17 мая 2002 г. N 319 Министерство по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. — государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. N 314 после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.

Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены Постановлением Правительства от 19 июня 2002 г. N 439.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса для занятия отдельными видами деятельности юридическое лицо помимо государственной регистрации должно получить лицензию. Основные положения о лицензировании установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, в отдельных законах (например, в Законе «Об образовании» и др.) определены отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (ч. 1 комментируемой статьи); осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (ч. 2 комментируемой статьи); осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 3 комментируемой статьи 14.1 КоАП РФ); осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 4 комментируемой статьи).

3. При квалификации правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи следует учитывать, что отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, что количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП»).

Доказательствами, подтверждающими факт занятия предпринимательской деятельностью, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.

Вместе с тем отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

В случаях когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются нарушения иных правил и норм, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП, действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и той норме, которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение. Например, если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляется хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров и продукции в целях сбыта, действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и ч. 2 ст. 15.12 КоАП; если производится незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, действия лица квалифицируются по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и ст. 14.2 КоАП; если производится продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества либо с нарушением санитарных правил, то действия лица надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и ст. 14.4 КоАП; если нарушаются правила продажи отдельных видов товаров, то действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и ст. 14.15 КоАП.

4. При квалификации правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи необходимо исходить из того, что лицензирование — это мероприятие, связанное с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Перечень органов исполнительной власти, полномочных осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяется Правительством, которое утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности (Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утв. Постановлением Правительства от 26 января 2006 г. N 45).

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1, необходимо исходить из того, что в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия, если не предусмотрено иное, а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

С точки зрения практического применения ч. 2 комментируемой статьи небезынтересным является следующий пример. Лицензионная палата Администрации Приморского края (далее — лицензионная палата) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Владивостокский морской рыбный порт» (далее — порт) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП за осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов без соответствующего разрешения (лицензии).

По результатам проверки деятельности порта лицензионной палатой составлен протокол об административном правонарушении, объективной стороной состава которого указано осуществление портом заготовки, переработки и реализации (сбор, хранение) лома черных металлов без соответствующей лицензии.

Требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной и включает в себя сбор, скупку, сортировку, хранение, отбор, извлечение, измельчение, резку, разделку, прессование, брикетирование, переплав, а также продажу или передачу лома черных металлов на возмездной или безвозмездной основе.

Для порта же указанная деятельность основной не являлась и в качестве таковой им не осуществлялась.

Порт выполнял погрузочно-разгрузочные работы на основании договора по оказанию услуг по выгрузке-погрузке металлолома. Предусмотренное договором предоставление портом обществу площадок для складирования и хранения лома черных металлов имело целью накопление необходимой партии груза для дальнейшей погрузки его на судно и вывоза с территории РФ.

Таким образом, размещение лома черных металлов на указанных площадках порта в данном случае следует рассматривать как элемент основной деятельности порта, на которую у него имелась соответствующая лицензия.

5. При квалификации действий лица по ч. 3 ст. 14.1 КоАП следует иметь в виду, что согласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП» в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП, установлена другими статьями КоАП, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП.

Например, занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 6.2 КоАП; нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

6. Субъекты данного правонарушения — граждане и юридические лица, а также должностные лица.

7. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются правила осуществления предпринимательской деятельности, от уровня развития которой зависят все сферы социальной и политической жизни страны. Вред, причиняемый правонарушениями в области предпринимательской деятельности, носит многосторонний характер, несет в себе реальную угрозу как экономической, так и национальной безопасности РФ в целом.

2. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2 ГК).

3. Осуществление предпринимательской деятельности предусматривает ограничение проявлений собственной воли и действий ее субъектов. Это обусловлено необходимостью воздействовать на экономическую систему в целом с целью предупреждения и уменьшения объективно существующих негативных проявлений рынка.

Ограничение проявлений собственной воли и действий предпринимателей применяется в той мере, в какой, согласно п.3 ст.55 Конституции, это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Непосредственным объектом выступают: установленный порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц; порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

5. С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.1, характеризуется действием и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица.

6. Порядок государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя или получения специального разрешения (лицензии) регламентируется нормами ГК РФ (ст.2, 51, 52); федеральными законами от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц», «О лицензировании отдельных видов деятельности».

7. Государственная регистрация юридических лиц — акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах. Государственная регистрация осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

8. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя предусматривает выдачу свидетельства о регистрации без внесения записи в Государственный реестр. Для регистрации гражданин должен подать заявление, составленное по установленной форме, и документ об оплате регистрационного сбора. Выдается свидетельство администрацией местного самоуправления. Свидетельство является бессрочным и утрачивает юридическую силу, если сам предприниматель подает заявление об аннулировании регистрации и выданного ему свидетельства, либо на основании судебного решения.

9. Объективная сторона правонарушения, установленного ч.2 ст.14.1, характеризуется действием и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое решение (лицензия) обязательно (обязательна).

10. Понятие и порядок выдачи лицензии (разрешения) определяется Федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности.

11. Лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются: наименование лицензирующего органа; наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения — для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя; лицензируемый вид деятельности; срок действия лицензии; идентификационный номер налогоплательщика; номер лицензии; дата принятия решения о предоставлении лицензии.

12. На каждый вид деятельности, указанный в Законе о лицензировании отдельных видов деятельности, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которой предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Федерации, может осуществляться на всей территории РФ. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях иных субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

13. Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Срок действия лицензии продлевается в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

14. Часть 3 комментируемой статьи с объективной стороны характеризуется действием (бездействием) и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

15. В качестве такого условия может быть предусмотрено соблюдение лицензиатом экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Учитывая, что диспозиция ч.3 является бланкетной, при привлечении к ответственности следует устанавливать, какое условие, предусмотренное специальным разрешением (лицензией), нарушено.

16. По юридической конструкции правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, образует формальный состав. Оно считается оконченным с момента осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). При этом вопрос о возможности признания осуществления предпринимательской деятельности решается в зависимости от продолжительности и интенсивности возмездных действий, объема получаемой прибыли. Единичные действия не могут признаваться предпринимательской деятельностью.

17. Субъектом правонарушения может быть любое юридическое лицо, физическое лицо, достигшее шестнадцати лет, должностное лицо, на которых в силу осуществления ими предпринимательской деятельности лежит обязанность регистрации, получения разрешения (лицензии) либо соблюдения условий лицензирования.

18. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, должностное лицо знают о том, что запрещено без государственной регистрации осуществлять предпринимательскую деятельность, осознают противоправность своих действий, желают извлечения прибыли.

19. Причиненный вред и порядок его определения в качестве квалифицирующего признака данной статьей не устанавливаются, но предполагаются. Размер причиненного вреда может стать обстоятельством, отягчающим административную ответственность. При этом, если ущерб сопряжен с извлечением прибыли в крупном размере, квалификация правонарушения осуществляется по ст.171 УК РФ (Незаконное предпринимательство).

3.7. Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, а также за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации влечет привлечение его к ответственности.

О наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут, в частности, свидетельствовать следующие факты:

– изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;

– хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок;

– взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенный период времени сделок;

– устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.

То есть, помимо того, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск, она прежде всего должна быть направлена на систематическое получение прибыли.

При наличии достаточных оснований считать, что вышеуказанные признаки имеются в наличии, физическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

При этом закон связывает необходимость регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением им деятельности особого рода, а не просто с совершением возмездных сделок. Самого по себе факта совершения гражданином сделок на возмездной основе для признания гражданина предпринимателем недостаточно. При отсутствии вышеуказанных признаков физическое лицо имеет право заключить договор без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Такие разъяснения даны в письме Минфина РФ от 16 августа 2010 г. № 03-04-05/3-462.

Если гражданин занимается предпринимательством без государственной регистрации, то он может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст.14.1 КоАП РФ. За такое деяние предусмотрен штраф в размере от 500 до 2 000 руб.

Решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу названной нормы предпринимательской является деятельность, которая:

– направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг;

– осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

Учитывая это, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.

Доказательствами, подтверждающими факт занятия указанными лицами деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться:

– показания лиц, оплативших товары, работу, услуги;

– расписки в получении денежных средств;

– выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности;

– акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг);

– размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи;

– закупку товаров и материалов;

– заключение договоров аренды помещений.

Вместе с тем само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

Данные разъяснения о порядке квалификации административных правонарушений по ч. 1 ст. 14.1 даны в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

На первый взгляд может показаться, что размер штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, незначителен, но это так, если не учитывать ответственность, которая может последовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Ведь не зарегистрировавшись в качестве ПБОЮЛ, не осуществишь и постановку на налоговый учет.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ дает понятие налогового правонарушения (ст.106 Налогового кодекса РФ) и устанавливает основания, порядок и меры налоговой ответственности.

ПРИМЕР

Михайлов А. Д. систематически осуществлял предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и без постановки на налоговый учет. Его можно привлечь к административной ответственности в соответствии ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с ч. 2 ст. 116 Налогового кодекса РФ.

Перечень налоговых правонарушений и мер ответственности за их совершение содержится в главе 16 Налогового кодекса РФ. Меры ответственности за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе установлены в статье 116 Налогового кодекса РФ.

Ею, в частности, предусмотрена ответственность за ведение деятельности индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (ч. 2 ст. 116 Налогового кодекса РФ). Это влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

ПРИМЕР

Иванов А. А., не дожидаясь окончания процедуры государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, совершил сделку по сдаче внаем своего личного имущества, доход от которой составил 8 000 руб. Уже после совершения этой сделки была осуществлена госрегистрация индивидуального предпринимателя и постановка на налоговый учет. В этом случае гражданин Иванов А. А. не может быть привлечен ни к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, ни к налоговой ответственности по ч. 2 ст.116 Налогового кодекса РФ, так как отсутствуют признаки осуществления им в данном случае предпринимательской деятельности.

Много вопросов о необходимости регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (или отсутствии такой необходимости) возникает также в случае, когда физическое лицо сдает внаем недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве собственности и получает доход от этого.

Достаточно подробные разъяснения на этот счет содержались в письме УМНС РФ по г. Москве от 10 октября 2003 г. № 27-11н/56495.

В случаях сдачи имущества (жилого и нежилого помещений) внаем собственник имущества (жилого и нежилого помещений) и наниматель являются сторонами договоров гражданско-правового характера договоров найма жилого и нежилого помещений, заключаемых в соответствии с правовыми нормами, изложенными в Главе 35 Гражданского кодекса РФ. При этом право предоставления за плату жилого помещения для проживания в нем либо нежилого помещения для использования в качестве офисного и торгового помещения предоставлено собственнику помещений, который может являться как юридическим, так и физическим лицом.

С точки зрения гражданского права имущество (жилое и нежилое помещения), находящееся в собственности физического лица, является материально-вещественной ценностью, действующей в натуральной форме в течение длительного времени, и суть этой ценности не меняется в зависимости от изменения статуса самого физического лица.

Однако юридическое лицо, в отличие от физического, имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам именно этим имуществом. В то время как гражданин, даже в случае если он является предпринимателем без образования юридического лица, использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственного личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод, в связи с чем имущество гражданина в этом случае юридически не разграничено.

По существу сдача внаем физическим лицом имущества (жилого и нежилого помещений), принадлежащего этому лицу на праве собственности, является юридическим актом, удостоверяющим факт использования собственником своего законного права на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом, и поэтому не содержит необходимых элементов, характеризующих приведенное выше понятие «экономической деятельности». При этом у юридического лица сдача внаем принадлежащих ему жилых или нежилых помещений осуществляется путем организации определенного производственного процесса, включающего в себя такие необходимые элементы, как использование работников, имеющих определенную квалификацию, технических средств, материалов, энергии, информационных ресурсов и т.п. Следовательно, в этом случае осуществляется экономическая деятельность, которая характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции, то есть оказанием услуг потребителям.

Кроме того, ст. 38 Налогового кодекса РФ определено, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

При рассмотрении группировок видов экономической деятельности, входящих в код 70 разд. «К» «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» ОКВЭД, необходимо иметь в виду, что в ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования, но при этом не учитывается такой классификационный признак, как форма собственности. Следовательно, описание конкретных группировок, содержащееся в приложении А, не может рассматриваться вне установленной иерархии видов экономической деятельности, входящих в тот или иной код.

Таким образом, код 70, представляющий класс операций с недвижимым имуществом, включает в себя три подкласса, каждый из которых, в свою очередь, делится на группы и подгруппы:

70.1 подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества;

70.2 сдача внаем собственного недвижимого имущества;

70.3 предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом.

Так, в частности, подгруппа 70.12.1 «Покупка и продажа собственного жилого недвижимого имущества» включает покупку и продажу многоквартирных зданий и других жилых домов, квартир, а подгруппа 70.20.1 «Сдача внаем собственного жилого недвижимого имущества» включает сдачу внаем тех же многоквартирных зданий и других жилых домов, квартир. Если к тому же учесть описание группы 70.11 «Подготовка к продаже собственного недвижимого имущества», предполагающей разработку своими силами и за свой счет коммерческих проектов, связанных с недвижимым имуществом (объединение финансовых, технических средств и людских ресурсов для реализации проектов, связанных с недвижимым имуществом, предназначенным для жилья или других целей), для его дальнейшей продажи, то становится очевидным, что все эти операции могут рассматриваться как осуществление экономической деятельности только тогда, когда они несут в себе необходимые характерные элементы производственного процесса, то есть совершаются юридическими, а не физическими лицами.

В противном случае всех граждан, покупающих, продающих или сдающих внаем собственное жилое недвижимое имущество, то есть вступающих в гражданско-правовые отношения с другими гражданами или организациями, следовало бы считать индивидуальными предпринимателями, не зарегистрировавшимися в этом качестве в установленном законодательством порядке, хотя для совершения подобных сделок Гражданским кодексом РФ обязательная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя для граждан не предусмотрена.

Исходя из изложенного реализация гражданином своего законного права на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом не может признаваться деятельностью и, следовательно, доход, полученный от сдачи такого имущества внаем, не может относиться к доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности, и подлежит в соответствии со ст. 224 Налогового кодекса РФ налогообложению по ставке 13%.

В более поздних разъяснениях Минфина РФ также содержится вывод о том, что если информация о таком виде деятельности, как «сдача внаем собственного имущества», отсутствует в ЕГРИП, то предпринимательской для физического лица она не является (письма Минфина России от 6 февраля 2012 г. № 03-11-11/23, от 6 марта 2008 г. № 03-11-05/55).

Подготовительный этап к осуществлению предпринимательской деятельности может занять приличное время, и непросто сразу получить какой-либо доход. Означает ли, что в такой ситуации при отсутствии дохода, лицо, не ставшее на налоговый учет, ничего не будет платить? Ответ в данном случае будет зависеть от того, совершались ли им только подготовительные действия к осуществлению предпринимательской деятельности или совершались также и сами сделки, направленные на систематическое получение прибыли.

ПРИМЕР

Петров А. В. – ПБОЮЛ, зарегистрированный в этом качестве 5 июля, заключил 1 июля договор аренды помещения. На налоговый учет он был поставлен 5 июля. Никаких сделок, направленных на систематическое получение прибыли, до этого времени он не заключал. Следовательно, предприниматель до момента регистрации в налоговой инспекции не вел предпринимательскую деятельность. Поэтому он не может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. и по ч. 2 ст. 116 Налогового кодекса РФ.

ПРИМЕР

Гражданин Сидоров В. П., не пройдя процедуру государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, в течение полугода систематически осуществлял предпринимательскую деятельность, но дохода за данный период не получил.

В таком случае он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 500 до 2 000 руб., так как само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

Также он может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа за совершение налогового правонарушения по ч. 2 ст. 116 Налогового кодекса РФ, так как ею предусматривается минимальный размер штрафа – 40 000 руб., который не зависит от того, был ли получен доход от осуществления предпринимательской деятельности или нет.

Выше были рассмотрены меры административной и налоговой ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и постановки на налоговый учет. Но есть еще один вид ответственности, который без преувеличения можно назвать самым убедительным. Это уголовная ответственность.

Обратимся к Уголовному кодексу РФ, а именно статье 171 «Незаконное предпринимательство». Данные меры ответственности настолько серьезны, что их можно было привести полностью. Так, ст. 171 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за:

– осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Данное деяние влечет наказание в виде штрафа в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев;

– осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если оно было совершено организованной группой или было сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере. Данное деяние влечет наказание в виде штрафа в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Но при применении норм статьи 171 Уголовного кодекса РФ возникает вопрос, что понимать под «доходом». Доход это все, что получено от реализации продукции, или это полученная выручка за минусом затрат, связанных с реализацией товара.

В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 18 ноября 2004 г. М 23 в п. 12 высказана следующая позиция: «под доходом в статье 171 Уголовного кодекса РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятель­­ности».

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст.23 Гражданского кодекса РФ).

Согласно Федеральному закону от 27.12.2018 № 546-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ» в период с 01.01.2017 по 31.12.2019 граждане вправе осуществлять без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя виды деятельности, предусмотренные п. 70 ст. 217 Налогового кодекса РФ, а именно:

- присмотр и уход за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;

- репетиторство;

- уборка жилых помещений, ведение домашнего хозяйства.

Для занятия отдельными видами предпринимательской деятельности, помимо государственной регистрации, также требуется получение специального разрешения (лицензии).

За осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации либо без специального разрешения (лицензии), а также за нарушение требований и условий, установленных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена административная ответственность по ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и влечет наказание от штрафа до приостановления деятельности. Кроме того, могут быть конфискованы изготовленная продукция, орудия производства и сырьё.

В случае, если осуществление предпринимательской без государственной регистрации или без лицензии причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (более 2,25 млн руб.), наступает уголовная ответственность по ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса РФ. То же деяние, совершенное организованной группой либо сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере (более 9 млн руб.) образует состав преступления по ч. 2 ст. 171 Уголовного кодекса РФ. Наиболее строгое наказание, предусмотренное данной статьей, — лишение свободы до 5 лет.

Прокуратура г. Ревды

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 17 мая 2019 г.

Незаконное предпринимательство – это ведение деятельности, направленной на получение прибыли, без регистрации согласно требованиям законодательства РФ или без лицензии в тех случаях, когда наличие такой лицензии является обязательным (ст. 171 УК РФ, ст. 14.1 КоАП РФ). Ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность (штрафы за незаконное предпринимательство 2019) предусмотрены законодательством РФ об административных правонарушениях, а также уголовным законодательством РФ. Итак, какое наказание предусмотрено законодательством за незаконное предпринимательство в 2019 году?

Незаконная предпринимательская деятельность (КоАП РФ)

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены штрафы за незаконную предпринимательскую деятельность 2019 (наказание для физического лица и для юридического лица) (ст. 14.1 КоАП РФ).

Нарушение Категория нарушителей Размер штрафа,
руб.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП или юридического лица (п. 1 ст. 14.1 КоАП РФ) Граждане от 500 до 2 000
Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если наличие лицензии является обязательным (п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ) Граждане от 2 000 до 2 500
Должностные лица от 4 000 до 5 000
Юридические лица от 40 000 до 50 000
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией (п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ) Граждане от 1 500 до 2 000
Должностные лица от 3 000 до 4 000
Юридические лица от 30 000 до 40 000
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией (п. 4 ст. 14.1 КоАП РФ) Индивидуальный предприниматель от 4 000 до 8 000
Должностные лица от 5 000 до 10 000
Юридические лица от 100 000 до 200 000

Кроме наложения денежного штрафа, законодательством РФ об административных правонарушениях также предусмотрено наказание за незаконное предпринимательство в виде конфискации изготовленной продукции (оборудования или сырья), а также приостановление деятельности на срок до девяноста дней в зависимости от совершенного правонарушения (ст. 14.1 КоАП РФ).

Незаконная предпринимательская деятельность (УК РФ)

Уголовным кодексом РФ также предусмотрены штрафы за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ):

Нарушение Размер штрафа,
руб.
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии (когда лицензия обязательна), в результате которой причинен ущерб гражданам, организациям или государству в крупном размере, либо сопряженная с извлечением дохода в крупном размере (п. 1 ст. 171 УК РФ) до 300 000
или
в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 2-х лет
Осуществление группой лиц предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии (когда лицензия обязательна), в результате которой причинен ущерб гражданам, организациям или государству в особо крупном размере, либо сопряженная с извлечением дохода в особо крупном размере (п. 2 ст. 171 УК РФ) от 100 000 до 500 000
или
в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период от 1-го года до 3-х лет

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство кроме наложения денежного штрафа также предусматривает наказание в виде исправительных работ или лишения свободы в зависимости от степени тяжести содеянного правонарушения (ст. 171 УК РФ).

Куда сообщить о незаконной предпринимательской деятельности анонимно?

Сразу скажем, что анонимную жалобу госорганы вряд ли рассмотрят.

А так сообщить о незаконной предпринимательской деятельности можно в налоговую инспекцию (поскольку налоговое законодательство предусматривает штрафы за ведение незарегистрированного бизнеса) или в полицию либо в прокуратуру (поскольку это экономическое преступление).

Незаконная торговля КоАП РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *