Как открыть вокальную студию с чего начать

В интервью Контур.Журналу Елена Волкова рассказала о том, среди какой аудитории востребованы услуги вокальной мастерской, как менеджерские навыки могут помочь преподавательскому таланту и почему у новаторских образовательных проектов возникают определенные сложности с продвижением.

Старт

Моя работа всегда была связана с творчеством. Я разрабатывала игровые сценарии для детского анимационного музея, работала в продюсерских центрах помощником менеджера, три года была арт-менеджером крупной компании, мы организовывали международные фестивали и конкурсы детского и юношеского творчества, параллельно меня сделали творческим директором арт-галереи.

Когда пошел третий год, я поняла, что накопила хороший опыт менеджмента, поняла, как можно все самостоятельно организовать. Когда ты работаешь на кого-то, ты зависишь от решений вышестоящих людей, даже если тебе достается весомая роль в их принятии. Мне было интересно работать в большом проекте, но через какое-то время появилось желание сделать что-то свое. Что именно свое, я не знала, поэтому я просто ушла из компании в никуда, понятия не имея, что делать дальше.

Когда я искала педагога по вокалу, одна знакомая посоветовала мне Екатерину Квернадзе — так мы и познакомились.

Идея

Я адекватно отношусь к себе: мой природный потенциал не располагает к тому, чтобы я была певицей и выступала на сцене. Вокал был нужен мне для других целей: он отлично раскрепощает, снимает эмоциональную перегрузку, дарит уверенность в себе, раскрывает творческий потенциал и оздоравливает.

У Екатерины Квернадзе была разработана своя авторская методика, по которой она на протяжении многих лет работала со множеством учеников. Хорошо чувствуя людей, их потенциал, я увидела, что вместе с Екатериной Квернадзе мы сможем создать большой проект, если соединим ее педагогический талант и мои менеджерские навыки. Школа вокала подходила лучше всего.

Первые четыре месяца мы вкладывали в проект по 5 000 руб. Я все делала своими руками — сайт, настройку рекламы, тексты. Сначала дела продвигались медленно, ведь у меня не было опыта ведения бизнеса, приходилось изучать создание сайтов и настройку Яндекс.Директ, Google Adwords и MyTarget с нуля.

Мы не арендовали помещение сразу за 30 000-40 000 руб. в месяц, а брали почасовую аренду на репетиционной точке. Через полгода мы поняли, что у нас много часов и достаточное количество учеников, тогда мы арендовали помещение в центре города, вложив в ремонт 70 000 руб., а еще через полгода мы вложили 102 000 руб. в расширение площади.

Уроки

Мы работаем вдвоем как два соучредителя — я отвечаю за форму, а Екатерина за содержание. Мы обсуждаем развитие на творческих совещаниях, стараемся не зацикливаться на классической схеме — несколько уроков и отчетный концерт.

Процесс обучения делится на несколько этапов. Все ученики, которые приходят к нам, проходят базовый курс из 22 уроков — постановку базового вокального дыхания. На него приходит часть людей, которым в дальнейшем нужен вокальный или речевой тренинг, и часть людей, которые хотят вернуть себе природный вдох-выдох, укрепить мышечный корсет и диафрагму и максимально задействовать легкие.

На курсе преподаватель объясняет, как должно работать тело и какие точки должны быть задействованы. На физических упражнениях, речевом тренинге, пении под аккомпанемент студент закрепляет знания и сдает экзамен на последнем уроке. После базового курса можно уйти или остаться на второй этап — вокальный или речевой. Третий этап позволяет развивать голос на более сложном уровне, учиться импровизации, дуэтному пению, работе в ансамбле и использованию эмоций.

Помимо меня и Екатерины Квернадзе с нами работают еще два педагога по вокалу, три дизайнера, фотограф, видеооператор и звукорежиссер. В сентябре мы запускаем новый курс с вокальным психологом.

Ученики

За два года обучение у нас прошли порядка 100 человек. Мало кто учится индивидуально, в основном в группах по семь человек. Сейчас набор на обучение ограничен — мы не можем набирать больше 12 человек в месяц.

Основная аудитория — люди от 24 до 50 лет с высшим образованием, с высоким достатком. Часть учеников, с которыми Екатерина занималась раньше, перешли в нашу мастерскую, но основной поток студентов — это результат моей работы над продвижением.

Когда ученик переходит на второй, вокально-речевой этап, он выбирает педагога. У Екатерины, как у художественного руководителя, стоимость урока длительностью 1 час 20 минут составляет 1 700 руб. По городу это не самый дешевый ценник. У другого педагога стоимость 900 руб. – это средний чек по Санкт-Петербургу.

Многие наши ученики добились заметных успехов: кто-то поступил на вокальное отделение, у кого-то карьерный рост пошел в гору, кто-то поправил здоровье. Так как вокал и декламация совмещены в курсе, студенты учатся выступать перед слушателями на больших совещаниях по 200-300 человек.

Особенности

В Санкт-Петербурге примерно 250-300 вокальных мастерских: есть и частные, и государственные, и просто педагоги, которые занимаются индивидуально. Интересных школ с необычным подходом немного. Мы одни в городе предлагаем поэтапное обучение.

Когда ученик приходит к нам, мы объясняем, что процесс не будет быстрым и простым: сначала мы осваиваем дыхание, затем переходим на первую ступень, затем на вторую. Если вы плохо поете, то через три месяца вы не будете записывать песню на студии и не сможете выступать на концерте — нужно быть честным по отношению к себе.

Те, кто гонится за быстрым результатом, у нас не задерживаются. После базового курса ученики остаются на вокал или речь. Базовый курс длится два месяца, занятия идут три раза в неделю. С сентября мы решили добавить еще одно занятие и ввести экзамен на 23-м уроке. Есть теоретическая часть экзамена — билеты с вопросами и практическая — нужно продекламировать поэзию на поставленном дыхании.

Внутри мастерской часто проходят открытые уроки среди учеников, на большие поэтические и вокальные концерты мы приглашаем родственников и друзей — все это позволяет оттачивать мастерство выступления перед публикой. Также мы проводим концерты «Поэзия сквозь музыку», на которых ученики зачитывают стихотворение под джаз: нужно соблюдать ритмические акценты, следить за выражением, артикуляцией и дикцией. Вокальный концерт — это вокальный экзамен, к которому каждый ученик готовит индивидуальную программу, призванную показать педагогу, чему он научился и как исправил ошибки.

Трудности

Мы занимаемся новаторским образовательным проектом, поэтому уровень доверия у аудитории еще не сформирован. Очень трудно расшевелить людей и добиться того, чтобы из сотни записавшихся пришло хотя бы 80. Я сужу по мастер-классам, нашей основной воронке продаж: если из 100% записавшихся придет 30%, а из 30% останется 10%, это уже хороший результат.

Пока я приостановила сотрудничество с Яндекс.Директ. Наш основной способ привлечения — бесплатные вводные уроки, консультации и мастер-классы. Я размещаю информацию в городских пабликах, на бесплатных порталах и на платформе MyTarget.

У нас есть группы во «ВКонтакте» и в Facebook, канал на Youtube, аккаунт в Instagram, но лучше всего работают бесплатные офлайн-мероприятия.

* В расчетах используются средние данные по России

В не столь далекие времена в нашей стране существовало большое количество различных досуговых учреждений для детей и взрослых, занятия в которых были бесплатными. И тогда нам сложно было представить, что на этом можно зарабатывать деньги. Конечно, за последние два десятилетия ситуация на рынке образовательных услуг кардинально изменилась. Одни люди, увлеченные каким-то делом, хотят, чтобы их хобби приносило хорошую прибыль, другие находят время и средства для того, чтобы обучиться чему-либо новому. Однако, в целом, рынок образовательных услуг остается сравнительно узким

Как считают эксперты, выгоднее всего открывать языковые школы и досуговые заведения (клубы, центры раннего развития, курсы) для детей дошкольного возраста. Означает ли это, что любые другие нелингвистические школы и студии, рассчитанные на взрослую аудиторию, – заведомо убыточные предприятия? На самом деле, все зависит от степени вашей увлеченности своим хобби и вовлеченности в свой бизнес.

Главные факторы успеха вашего заведения: правильно выбранное направление, высокий уровень преподавания, удобство расположения и подходящее время проведения занятий, грамотное продвижение и… возможность некоторое время (хотя бы первые полгода) работать в убыток. Выбор направления зависит от ваших интересов. Как правило, такие школы «вырастают» из хобби одного человека, увлеченного им настолько, что он решает превратить его в свою работу и в основной источник дохода. Такое хобби может быть экзотичным (например, изготовление сахарных цветов, тряпичных кукол или декорирование тортов) или же вполне обычным, но требующим определенной учебной базы. К последним относится рисование.

Студии изобразительного искусства существуют в каждом городе. Но многие даже не подозревают об их существовании. Часть подобных школ чудом уцелели и еле сводят концы с концами, работая на базе муниципальных учреждений. Часть студий в скором времени после своего открытия значительно расширили свою «специализацию» и сделали ставку на детскую аудиторию. Однако, как показывает опыт немногочисленных удачливых предпринимателей – владельцев изостудий, сама по себе идея такого бизнеса достаточно жизнеспособна. Но начинать надо не с составления бизнес-плана, поиска помещений и регистрации фирмы. Прежде всего, надо разработать программу обучения и опробовать ее на «тестовой группе». Программа в данном случае имеет принципиальное значение.

Конечно, есть большое количество готовых программ по курсу дизайнерского рисунка, рисунка пастелью, основ композиции, пейзажа, анималистики, графики, акварели, общих уроков живописи, рисунка карандашом и т. д. И все они построены по одной и той же схеме. Но если есть возможность, лучше расширить предлагаемый выбор. Например, можно обучать детей, подростков и взрослых основам анимационного рисунка и т. д. Единственная сложность состоит в том, чтобы найти художников-преподавателей, которые бы смогли вести такие занятия.

Специалисты советуют делать основной акцент не на продолжительных курсах, а на краткосрочных занятиях. Например, в московских изостудиях один курс может состоять из пяти занятий по часу-два каждое. Причем стоимость одного такого занятия составляет в столице 1000-1500 рублей. Для желающих изучать рисование более углубленно, предлагаются курсы на месяц, полгода и год (но последние варианты встречаются редко). Все эти дисциплины изучаются как в группе по заранее составленному расписанию, так и в индивидуальном порядке. В первом случае, расписание составляется таким образом, чтобы занять все время с утра и до вечера. В утренние часы занимаются обычно дети дошкольного возраста, днем – школьники, а вечером после работы – взрослые.

Хорошо, если у вас есть художественное образование, вы умеете рисовать сами и любите обучать других. В этом случае вы сможете составить программы преподавания самостоятельно и опробовать их на своих учениках. Если же нет, то придется искать того, кто сможет все это сделать. Очевидно, что расходы во втором случае будут намного больше. Кроме того, всегда есть риск, что ваш преподаватель в любой момент уволится и откроет собственную студию.

Как оценить качество образовательной программы? Прежде всего, на занятиях должна чередоваться теория и практика (невозможно хорошо рисовать, не зная теории, как и нельзя, изучая одну лишь теорию, научиться рисовать), все теоретические моменты должны объясняться максимально просто и доступно. Если ваш курс предполагает около 5-10 занятий, то уже после первых 2-3 занятий должны быть заметны определенные успехи ваших учеников. Какие именно – лучше определить заранее и озвучить их вашим клиентам. Курсы рисования нужно выстраивать таким образом, чтобы, с одной стороны, ваши ученики, отзанимавшиеся определенное время в вашей студии, могли продолжать свое обучение, улучшая технику, а с другой – чтобы любой желающий, независимо от навыков и подготовки, мог присоединиться к занятиям в студии.

Обучайте людей по разным направлениям. Старайтесь, чтобы ваша программа включала в себя не только рисунок, графику и живопись, но и прикладное искусство. Например, можно преподавать лепку, работу по металлу, аппликации, пэтчворк и т. д. Далеко не каждое направление обязательно превратиться в целый курс. Многие из них могут ограничиться мастер-классами и воркшопами. Делайте акцент на творческой составляющей. Многие изостудии организовывают занятия арт-терапии совместно с психологическими центрами, и они пользуются большой популярностью.

Выбор помещения, конечно, имеет большое значение. Но если вы планируете скорее получить прибыль от работы своей изостудии, то выбирать площади для занятий придется, исходя из стоимости аренды и ваших доходов. В группе занимается от 3 до 10 человек. Но среднее количество взрослых учеников на одном занятии – 5-6. Стоимость двухчасового занятия для взрослых составляет, в зависимости от региона и программы, от 250 до 1500 рублей. Стоимость абонемента сразу на несколько занятий получается на 20-25 % меньше, нежели оплата каждого занятия отдельно. Определенную часть от этой суммы (до 50 %) получает преподаватель. Таким образом, если вы работаете самостоятельно, то ваша прибыль составит минимум от 750 рублей за час занятий (в регионах).

Скорее всего, в день вы сможете проводить лишь три часа занятий (по часу утром, днем и вечером). Причем рассчитывать на полную загрузку и пятидневную рабочую неделю с самого начала работы не стоит. Таким образом, арендуемая под изостудию площадь должна удовлетворять следующим требованиям (в порядке приоритета): невысокая стоимость аренды, наличие условий для проведения занятий (без необходимости делать ремонт за свой счет и, в идеале, докупать учебное оборудование), удобство расположения – поблизости от транспортных развязок.

Так как даже для размещения пяти человек с мольбертами требуется площадь не менее 30 кв. метров, а ремонт большой площади и/или ее переоборудование обойдется весьма недешево, оптимальный вариант – арендовать помещение в школе, досуговом центре и т. д. В последнее время набираются популярность «коворкинговые» центры, когда несколько человек (обычно репетиторы, преподаватели и даже врачии т. д.) арендуют в складчину подходящее помещение и по очереди проводят там занятия. Например, с 9 до 10 часов утра в этом помещении проводятся занятия с логопедом, с 10.30 до 11.30 проходят уроки рисования, с 12.00 до 13.00 – курсы иностранного языка и т. п. Эта форма еще новая и непривычная для нашей страны (особенно для регионов), но она уже была опробована и хорошо себя зарекомендовала в крупных городах. Правда, для изостудии этот вариант наименее удобен, так как преподавателю придется перед и после каждого занятия передвигать мебель, расставлять мольберты, готовить реквизит. Зато он позволит значительно сэкономить на аренде и быстрее выйти на уровень самоокупаемости.

На чем экономить точно не получится, так это на мольбертах, бумаге, кистях, красках, карандашах и пр. Даже если предполагается, что ваши ученики будут приходить на занятия со своими материалами, нужно иметь «стратегический запас» для забывчивых и новичков. Многие студии открывают мини-магазины, где представлен большой выбор товаров для рисования в частности и творчества в целом.

Регистрировать свой бизнес лучше всего как ИП. Конечно, если вы планируете заниматься профессиональным образованием и выдавать выпускникам дипломы, то придется регистрироваться как НОУ и получать лицензию на образовательную деятельность. Но рисованием в студиях, как правило, занимаются в качестве хобби, поэтому самая оптимальная организационно-правовая форма в таком случае – это индивидуальный предприниматель.

Помимо стандартной рекламы (листовки, объявления в газетах, на местных сайтах и форумах, информация в каталогах и на досках объявлений) необходимо активно использовать различные методы PR. Организовывайте выставки (своих и независимых художников), приглашайте журналистов на различные мероприятия, проводите открытые уроки, устраивайте и принимайте участие в конкурсах. Если есть время и возможности, сделайте собственный сайт или хотя бы заведите блог, где вы будете выкладывать фотографии с занятий, расписание, советы и рекомендации для начинающих художников.

В дальнейшем, когда ваши доходы позволят больше денег вкладывать в рекламу, можно предложить на продажу подарочные карты на определенный курс, заказать сувенирную продукцию с логотипом вашей студии (например, одна московская изостудия раздает в качестве сувениров брендированные карандаши).

Основная часть посетителей занятий в изостудиях – это дети дошкольного и младшего школьного возраста, а также женщины от 35 лет и старше. Несмотря на то, что студии работают круглый год, большая часть потенциальных учеников приходит в начале осени. Зимой многие оставляют или прерывают занятия, особенно если студия находится довольно далеко от них и дорога занимает немало времени. Летом также большого наплыва ждать не стоит: дети и взрослые разъезжаются на каникулы и в отпуска. Таким образом, больше всего учеников приходится на период с сентября по декабрь и с февраля по май.

Сысоева Лилия
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Детский сад — это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, не похожим на другие.
Руками воспитателей и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. К сожалению, творчество многих воспитателей так и остается не востребованным до конца. Конечно, новым находкам радуются дети и их родители, но далеко не всегда оригинальное оформление помещений, придуманные игры и игрушки становятся достоянием других педагогов.
Что понимается под концепцией развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении?
Приведем определение концепции доктора психологических наук С. Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или иного учреждения образования формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности».
Как же организовать и оформить предметную среду театральной студии?
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного выполнения задания. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства театрального помещения. Визуальная характеристика театральной студии, то есть то, что дети видят вокруг себя на занятии, — важное условие эмоционального воспитания. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек, масок, наличие места для самостоятельных игр детей. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе.
Известно, что ребенок знакомится с окружающим его миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Все, что его окружает, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.
При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды театральной студии следует опираться на следующие принципы:
• принцип комплексирования и гибкого зонирования, указывающий на то, что жизненное пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;
• принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребенка; стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия;
• принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;
• принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды;
• принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными, предметами.
Для успешной театральной деятельности крайне важно иметь отдельное помещение, которое надо оформить в развивающую среду. Наверное, мне повезло, что на тот период, когда я приступал к созданию и оформлению предметно-пространственной среды театральной студии, в детском саду работала замечательный, талантливый, профессиональный художник-оформитель Ирина Николаевна Бендюкова. Благодаря ее помощи театральная студия имеет сегодняшнюю форму и содержание.
А все начиналось с замысла игрового пространства. Естественно, перед первой встречей с художником я должен был видеть в перспективе, каким образом продуктивно, целесообразно использовать выделенное мне отдельное помещение.
Как сделать так, чтобы в пространство помещения вместить:
а) сцену;
б) балкон (корабль), партер;
в) шкафы для хранения костюмов, масок и реквизита;
г) фортепиано.
В план подготовки оформления предметно-пространственной среды театральной студии необходимо было внести следующие разделы.
1. Оформление зон помещения (с подробным описанием каждой зоны):
а) сцена;
б) балкон (корабль), партер;
в) шкафы для хранения костюмов, масок и реквизита; место для фортепиано;
г) окна.
2. Материально-техническое обеспечение оформления (с подробным описанием требующихся материалов (дерево, ткани, металлические конструкции и т.д.), указанием их количества, необходимого для оформления).
3. Организационные вопросы (с указанием объектов работы, сроков исполнения и ответственных за выполнение).
4. Финансовая работа (с указанием путей финансирования оформления театральной студии):
а) финансовые средства по линии бухгалтерии детского сада, средства от дополнительных услуг на развитие предметно-пространственной среды театральной студии;
б) материально-финансовая помощь спонсоров;
в) безвозмездная помощь родителей.
После согласования и утверждения плана подготовки и эскиза оформления предметно-пространственной среды театральной студии администрацией детского сада руководитель театральной студии приступает к реализации замысла оформления.
Хотелось бы пожелать будущим организаторам оформления игрового пространства для занятий театральной деятельностью помнить о том, что нет безвыходных положений, всегда можно найти тот или иной вариант оформления. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому — театр!

Как открыть вокальную студию с чего начать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *