В 10 класс с тройками

ГИА-9 завершена. Выпускники 9 класса получили аттестаты. Теперь надо определиться, где получить среднее общее образование, обязательность которого применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет. Она установлена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ (далее – Закон), гарантирующего его общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования и среднего профессионального образования.

Согласно Закону родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Они имеют права выбора образовательной организации, формы получения общего образования и формы обучения с учетом мнения детей.
Выпускник основной школы может продолжить обучение в школе, гимназии, лицее, в учреждении среднего профобразования – колледже, техникуме, а также вне школы – в форме семейного образования и самообразования с последующем прохождением промежуточной и итоговой аттестации в качестве экстерна бесплатно.
Как после окончания средней школы, так и после окончания техникума или колледжа, абитуриенты обладают одинаковыми возможностями при поступлении в вуз.
У родителей, как правило, возникают вопросы с правомерностью конкурсного отбора обучающихся при поступлении в 10 класс, особенно, когда ребенка не принимают в профильные классы с «тройками».
Дело в том, что средняя школа у нас профильная, т.е. обучение осуществляется по дифференцированным общеобразовательными программам, например, физико-математического, гуманитарного, биологического, технического и т.п. направлений, предусматривающих индивидуальный отбор обучающихся, порядок которого устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. И это не противоречит Закону.
«Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации», — говорится в статье 66 Закона.
Родителям (законным представителям) следует ознакомиться с этим нормативным документом субъекта РФ.
Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) рекомендованы следующие минимальные баллы для приема в профильные классы:
«Русский язык» — 31; «Математика» — 19 для физмата, 18 — для иных; «Физика» — 30; «Химия» — 23 без эксперимента, 25 — с ним; «Биология» — 33; «География» — 24; «Обществознание» — 30; «История» — 32;»Литература» — 19; «Информатика» — 15; «Иностранный язык» — 56, что соответствует отметке выше, чем «3».
Вместе с тем, следует обратить внимание, что статьей 67 Закона предусмотрено, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Для обеспечения этого положения Закона в школе помимо профильных классов должны быть организованы т.н. универсальные классы, в которые принимаются все желающие, имеющие аттестат об основном общем образовании.
Обратим внимание, что при поступлении в 10 класс нет жесткой привязки к закрепленной территории.
Законом установлено, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган управления образованием.
Заметим также, что, как правило, муниципальный орган управления образованием на своем сайте публикует перечень профильных и универсальных классов по школам и наличие в них свободных мест. Эта информация периодически обновляется и позволяет родителям (законным представителям) отслеживать ситуацию.
А как быть тем девятиклассникам, которые в этом году не смогли получить аттестат об основном общем образовании?
Такие девятиклассники получают справку об обучении по образцу, самостоятельно
устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или по усмотрению родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение.
Обучающиеся, оставленные на повторное обучение, проходят обучение в образовательной организации или вне образовательной организации в формах, установленных статьей 17 Федерального закона об образовании (в очной, очно-заочной или заочной, в форме семейного образования), в том числе по индивидуальному учебному плану.
Обучающиеся, получившие справку и отчисленные из образовательной организации, вправе продолжить свое образование путем прохождения профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

Обучающимся, не получившим аттестат об основном общем образовании в этом году, предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию на следующий год при условии допуска к ней.

Приказ Минобрнауки России от 25 декабря 2013 года №1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 N 115 (ред. от 09.01.2017) Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» с последующими изменениями
приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
Письмо Рособрнадзора от 11.04.2016 № 02-146 «О количестве сдаваемых предметов в IX классе».
Письмо Рособрнадзора от 03.04.2018 № 10-220 «О направлении рекомендаций по определению минимального количества баллов ОГЭ и переводу суммы первичных баллов за экзаменационные работы ОГЭ в пятибалльную систему оценивания в 2018 году»
Письмо Рособрнадзора от 14.02.2018 № 10-92 «О повторном прохождении
ГИА-9″
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 апреля 2014 г. № НТ-443/08 «О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования”

Также в блоге
«Кто из 9-тиклассников получит аттестат в 2018 году»
«Если девятиклассник потерпел неудачу – не прошел ГИА»

Плюсы ухода в колледж

10 класс или колледж — что выбрать? Вот положительные стороны обучения в ССУЗе — среднем специальном учебном заведении.

Получение профессии

Главное отличие среднего профессионального образования от школы в том, что колледжи и техникумы выпускают специалистов, готовых к трудоустройству. Окончив такое учреждение, вы сможете выйти на работу раньше сверстников. А цель школы в 10–11-х классах — подготовить выпускников к ЕГЭ и дальнейшему обучению в вузе. Часто думают — стоит ли ребёнку идти в 10 класс, если никакую профессию там не освоишь?

Шансы на бесплатное обучение

Вероятность попасть на бюджет в техникуме или колледже выше, чем в вузах, куда идут выпускники после 11 класса. Часто это играет решающую роль в дилемме «колледж или 10 класс» — не у всех есть возможность оплачивать коммерческое место в высшем учебном заведении, когда подросток не уверен в своих силах сдать ЕГЭ на хорошие баллы и поступить на бюджет.

Минусы ухода в колледж

Отсутствие карьерных перспектив

В техникумах и колледжах готовят специалистов среднего звена, а в профессионально-технических училищах (ПТУ) и лицеях — квалифицированных рабочих. Если потенциал ученика выше — стоит идти в 10–11 класс.

Адаптация

В колледжах и других учебных заведениях, где получают среднее профессиональное образование, уклад и система обучения резко отличаются от школьной. Уже на следующий год после привычного девятого класса нужно будет сидеть на настоящих парах — по сути, двойных уроках. Смена коллектива также даётся сложнее, чем далась бы два года спустя — после 11-го класса.

Плюсы обучения в 10 классе

Теперь рассмотрим, что получит ребёнок, оставшись в школе.

Время на манёвр

Стоит ли идти в 10 класс, если ещё не определился с профессией, а ССУЗы этого требуют? Конечно! В старшей школе шансы найти профессию, которая подойдёт склонностям и характеру, — выше. Не нужно решать сразу, как в случае с уходом в колледж. Финальные классы помогут сделать правильный выбор.

Конкурентоспособность

Не размышляйте над вопросом, пойти в 10 класс или колледж, если подросток мечтает о карьерном росте и покорении вершин. Обучение в старших классах позволит качественно подготовиться к ЕГЭ, сдать его и поступить в высшее учебное заведение. Соответственно, ребёнок сможет претендовать на более крутые и высокооплачиваемые рабочие места впоследствии.

Диплом о полном среднем общем образовании — тот, что получают после 11 класса — ценится на рынке труда куда выше, чем диплом об окончании лишь девяти классов. Поэтому ребята, окончившие 11 классов, более конкурентоспособны.

Минусы обучения в 10 классе

Единственным недостатком обучения в десятом и одиннадцатом классах можно с натяжкой выделить пресловутую сложность программы. Об этом часто говорят: мол, стоит ли идти троечнику в 10 класс? На самом деле учебный план старших классов не такой трудный, как кажется. Так, программа 10-го класса построена на повторении программы неполного среднего образования, а программа 11-го класса — по сути, подготовка к ЕГЭ.

А с троек всегда можно подняться на четвёрки и выше — не стоит сразу ставить на ребёнке крест. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть базовые курсы по улучшению оценок. Пройдя их, подросток сможет подтянуть знания по основным школьным предметам. Если позаниматься летом после сдачи ОГЭ, в 10 класс ученик придёт уверенным и готовым рваться в бой. Не понадобится никуда ездить — курсы идут онлайн.

Конечно, без труда ничего не достигнешь. Но это не должно пугать и отталкивать от старших классов. Приложив усилия, вполне реально, выпустившись из 11 класса, поступить на бюджет в вуз. Такой труд окупится сторицей!

Резюме

Ответ на вопрос, что лучше — колледж или 10 класс, знают только родители и ребёнок. Часто в колледж идут, чтобы быстрее начать работать — ведь там осваиваешь профессию. Но если доучиться в школе до конца, сдать ЕГЭ и поступить в вуз — уровень и престиж доступных профессий вместе с шансами на последующий карьерный рост резко повысится. Нередко подростки боятся переходить в 10 класс из-за неудовлетворительной успеваемости. Но оценки всегда можно подтянуть. Учёба в 10 и 11 классах даст ребёнку время на манёвр, особенно если он ещё не определился с конкретной специальностью. Другим недостатком колледжа можно выделить раннюю смену коллектива и необходимость резкой адаптации. Как правило, привыкнуть к новой учебной среде легче, окончив все 11 классов.

Может ли школа вообще не открывать 10 общеобразовательный класс и вести набор только на профильное обучение?

Ответ на этот вопрос не такой однозначный.

Школа может вести прием только на профильное обучение, если совсем нет желающих учиться в общеобразовательном классе, если в классы на профильное обучение принимают без индивидуального отбора и фактически дают возможность выбора профиля или базы по разным предметам. Школа может совсем отказаться от набора в 10 класс, если не будет набрано минимальное число учащихся, необходимое для открытия класса. Но эти случаи относятся скорее к исключениям из общего правила.

Общее правило — девятиклассники, желающие продолжить обучение в данной школе должны иметь такую возможность.

Школа также должна предоставить возможность выбора обучения не только профильного, но и базового. Учащийся имеет право отказаться от профильного обучения и перевестись на базовое и продолжить обучение в общеобразовательном классе.

Поэтому в идеале в школе, гимназии, лицее — могут открываться профильные классы, в которых идет набор по конкурсу, но вместе с этим должны быть общеобразовательные классы для тех, кто по конкурсу не проходит и просто желает продолжить обучение. Получение аттестата об окончании 9 классов — это не основание для отчисления, если учащийся заявил о желании продолжить дальнейшее обучение в этой школе.

На практике могут возникнуть дополнительные сложности.

Строго говоря решение о количестве мест в 10 общеобразовательном классе и об открытии профильных классов принимает даже не школа, а учредитель, на основании данных, которые подает школа. Муниципалитет формирует муниципальное задание с учетом ожидаемого количества учащихся в 10 классе.

По закону именно органы местного самоуправления отвечают за то, чтобы каждый выпускник девятых классов получил возможность продолжить обучение в школе, независимо от успеваемости. Но этот вопрос они могут решить предоставив учащемуся место в другой школе. Место предоставить должны обязательно, в какой именно школе закон не уточняет.

Есть региональные и муниципальные особенности организации приема в 10 классы, поскольку этот вопрос может регулироваться на региональном и местном уровне по разному.

В некоторых случаях муниципалитет дает добро на то, чтобы в школе были только профильные классы и школа начинает принимать учащихся только по конкурсу. Менее успешным учащимся предлагается искать другую школу.

В таких случаях ситуацию возможно переломить, если родители объединятся и будут активными. Если есть группа желающих продолжить обучение в 10 общеобразовательном классе достаточная для комплектования полноценного класса — родители могут требовать от школы и муниципалитета открыть класс и дать возможность продолжить получение образования.

Если в школе создан и действует Управляющий совет — родители могут выступить с инициативой о рассмотрении вопроса на управляющем совете. Если Управляющего совета нет — родители в соответствии могут инициировать создание Совета родителей и обратиться с требованиями и предложениями от имени Совета родителей. Администрация не может игнорировать такое обращение.

Так в соответствии с п.6 ст. 26 Закона «Об образовании в РФ» В целях учета мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации: 1) создаются советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы.

В одиночку решить вопрос, связанный с поступлением в 10 класс, если школа ввела индивидуальный отбор для всех поступающих, будет затруднительно, как правило индивидуальные жалобы рассматриваются прокуратурой или вышестоящими инстанциями в тот момент, когда нарушение уже состоялось, когда учащийся уже закончил 9 класс и получил отказ в приеме в 10 класс. В таких случаях может оказаться уже поздно. Поэтому рекомендуем заранее знакомиться с правилами приема в 10 класс и заранее начинать писать коллективные обращения.
Образец заявления родителей о сохранении общеобразовательного класса.

Об 11 классе много мифов. Некоторые думают, что там нет жизни: школьники круглосуточно учатся в школе, у репетиторов и дома, бесконечно прорешивают варианты ЕГЭ и потихоньку превращаются в дебилов, не понимающих элементарных вещей. Другие уверены, что жизнь есть: можно прогуливать уроки, не ходить в школу неделями, заниматься тем, что нравится, и подготовиться к ЕГЭ за три месяца до экзамена. Истина, как всегда, где-то посередине.

Меня зовут Иван Сурвилло, я одиннадцатиклассник обычной московской школы. Через два месяца я её закончу. Расскажу, чему меня научил 11 класс и почему школа — лучшая бизнес-практика. Возможно, после этой статьи у меня будут неприятности, но угрызений совести — никаких.

Управление проектами

Основное, чему научил меня 11 класс, — управлению проектами. Дело в том, что учёба в 11 классе делится на два вида: для хорошего аттестата и для ЕГЭ. Это два совершенно разных формата. Сравнить их можно с продажей дешёвых холодильников и дорогих масл-каров («muscle car» — американский среднеразмерный, двухдверный седан — Прим.ред).

Учёба для ЕГЭ — то самое «натаскивание и отупение». Решаешь кучу тестов, чтобы получить хорошие баллы. Решать скучно, неинтересно и противно, но важно, потому что по результатам ЕГЭ принимают в вузы. Чем выше балл — тем выше вероятность поступления.

Я хочу поступить в ВШЭ на факультет «Медиакоммуникации». Для этого мне нужно сдать три ЕГЭ: русский, литературу и иностранный. Средний проходной балл на бюджет — от 96 из 100. Это значит, что я могу сделать одну или две ошибки в каждом экзамене.

Чтобы поступить, я отношусь к ЕГЭ как к долгосрочному проекту: планирую занятия, подготовку с репетитором и занимаюсь по чуть-чуть каждый день. Стараюсь готовиться в одно и то же время каждый день: с чётким расписанием проще планировать.

Учёба для аттестата нужна, чтобы получить хорошие выпускные оценки. Очень хорошие выпускные оценки (все пятёрки за 10 и 11 классы) дают дополнительные баллы к ЕГЭ. Просто хорошие выпускные оценки неофициально могут посмотреть при поступлении. А могут не посмотреть. Зависит от вуза.

Получить хороший аттестат помогает другой навык, которому учит школа — переговоры.

Переговоры

Одиннадцатый класс здорово прокачивает навык переговоров: нужно готовиться к ЕГЭ, получать хорошие оценки и находить время на себя любимого. Чтобы всё совмещать, нужно договариваться с учителями, завучем, родителями и собственной совестью. С последней легче всего.

Для себя я решил, что основное в 11 классе — подготовка к ЕГЭ. Поэтому я иногда пропускаю уроки, а на какие-то предметы не хожу вообще и сдаю их досрочно. Я смог добиться этого путём переговоров. Приведу пример: чтобы не ходить на алгебру, я сдал базовый ЕГЭ по математике в 10 классе. Профиль для поступления мне не нужен, поэтому я договорился с учительницей, что буду сдавать программу 11-го по алгебре экстерном. Пришлось писать заявление на имя директора, но теперь у меня есть четыре часа в неделю для подготовки к ЕГЭ.

Главный секрет переговоров в 11 классе и в жизни — никто никому ничего никогда не должен. Если будете договариваться с учителями, прочитайте книгу Джима Кэмпа «Сначала скажите «нет»». Вправляет мозги.

И помните, что учителя — не звери. Учителя — люди.

Дивергентное мышление

Весь 11 класс — это тест на дивергентность (способность мыслить одновременно в разных направлениях — Прим.ред.). Нет, не то, что в «Голодных играх». Всё ещё хуже. Или лучше.

Во время последнего года обучения в школе мозг должен перестроиться: быстро думать в стрессовой ситуации и выдавать много решений одной задачи. Нужно жонглировать учёбой, ЕГЭ, репетиторами, личной жизнью и отношениями с родителями.

Я пишу эту статью в библиотеке, потом пойду на русский, после него встречусь со знакомым, съезжу к репетитору, приеду домой и сделаю уроки, напишу пост в блог и лягу спать.

Дивергентность не нужна на ЕГЭ, но нужна, чтобы успевать жить и учиться в 11 классе.

Stay hungry, Stay foolish!

Чтобы подготовка к ЕГЭ в последние месяцы перед экзаменами была максимально эффективной, мы выбрали для вас курсы интенсивной подготовки. Ищите подходящий с помощью удобного сервиса «Курсы «Мела»».

Этим вопросом сейчас задаются многие родители выпускников. Звучит странно. И вопрос этот, со слов тех же родителей, не простой. Якобы в некоторых образовательных учреждениях набирают не более одного класса и не более 20 учеников. Куда отправляться другим желающим школьникам?

Региональное Министерство образования парирует — учебных заведений по области достаточно, а в них, соответственно, достаточно 10-х классов. Что делать, если в ближайшей школе больше не говорят «Добро пожаловать»?

Все решила одна оценка в аттестате. Путь в 10 класс для Надежды Коробовой закрыла тройка по геометрии. Больше склонная к гуманитарным наукам, девушка никогда не делала ставку на изучение пространственных отношений и форм.

Надежда КОРОБОВА
Училась в 45 школе. После 9 класса, когда все писали заявления на поступление в 10, к сожалению меня не взяли. Сказали — ты нам, к сожалению, в школе этой не нужна. Можешь пойти в ПТУ, раз ты знаешь русский и литературу в совершенстве. Так как геометрию не знаешь, извини, тебе не к нам.

Класс, в котором Надежде не нашлось места, был не технической направленности. Среди двух десятков учеников хватало как любителей математики, так и знатоков родного языка. Попали туда лучшие из лучших, те, кто, по мнению девушки, стопроцентно не подорвал бы престиж заведения недостойной оценкой ЕГЭ.

Руководство 85-й школы не то чтобы не заботилось о своём престиже. Но оценки Нади оно сочло очень даже подходящими. Аттестат о среднем образовании девушка получала уже здесь, став ученицей одного из трех 10 классов.

Сейчас вопрос о переходе стоит перед сестрой Анастасией. И ей, похоже, не придётся в сентября осваиваться в новом коллективе.

Надежда КОРОБОВА
У неё все хорошо. У неё нет троек в аттестате. Её взяли. Но такая же ситуация — многих детей не берут. Говорят — ты идёшь в ПТУ.

Решение о том, остаётся ребенок в школе или нет, сколько будет 10-х классов и каково в них будет количество учеников, принимает руководство образовательного учреждения — поясняют в региональном Минобре. Социальный заказ родителей формирует направленность классов — универсальную либо профильную.

Людмила ЮДИНА
КОНСУЛЬТАНТ ДЕПАРТАМЕНТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНЕСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
По нормативным документам, которые существуют в образовательной организации, в профильные классы производится набор либо по внутреннему тестированию, либо по среднему баллу аттестата, либо по результатам сдачи ОГЭ. У каждой образовательной организации свои правила. Они принимают это внутри. Поэтому нужно обращаться к руководителю той или иной организации, для того чтобы уточнить, как попасть в тот или иной профильный класс.

В 79-й гимназии Ульяновска аттестаты об окончании 9 класса поучили 89 учеников. 60 из них еще задолго до завершения учебного года изъявили желание продолжить обучение в школе. Данная цифра уже говорит о дефиците мест, пусть даже и только на примере одного учебного заведения. Открыто два 10 класса. Согласно законодательству количество учеников в них не должно превышать 25 человек. Сейчас в класс с технологической направленностью записаны 23 ученика. Гуманитарный профиль готовы осваивать 27. Еще около десятка так же желают остаться в школе, но сделать это им мешают слабые знания профильных дисциплин.

Татьяна ЧЕРНОВА
ДИРЕКТОР ГИМНАЗИИ №79
Мы для них впервые создали летнюю профильную школу, которая у нас с 1 июля по 30 августа в школе работает. И в ежедневном режиме, с понедельника по пятницу, идут занятия по математике. Учитель который будет работать в профильном классе. Учитель высшей категории. Она будет вести. И учитель русского языка и литературы. Ребята смогут углубить знания или же наоборот пробелы заполнить.

Директор подчеркивает — учеба в 10-м классе влечет за собой обязательное посещение спецкурсов, участие в олимпиадах, ответственное отношение и к своему поведению и к своему внешнему виду. Ребенку и его родителям, прежде чем настаивать на переходе в 10-й класс, стоит добиться четкого понимания всех плюсов и минусов учебы на профильном отделении.

Наталья ФИСЕНКО
МАМА УЧЕНИКА 10 КЛАССА
Многие недовольны и многие говорят, что несправедливо кого-то берут, кого-то не берут. Ведь все изначально в одинаковых условиях. Все они пришли в школу, все они учатся. Информацию всем дают одну и ту же. И всех предупреждали, что для того, чтобы попасть в 10 класс, вы должны учится. Должны стараться.

Людмила ЮДИНА
КОНСУЛЬТАНТ ДЕПАРТАМЕНТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНЕСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
По закону об образовании, директор может отказать действительно в том случае, если мест нет. Это абсолютно законно. И если мест нет, значит, нужно искать гимназию либо лицей рядом. Близлежащую. Выбора, я считаю, у нас всё-таки много в городе.

Выбор остается за подростком и его родителями. Можно попробовать пойти на компромисс с руководством родной школы. Подтянуть успеваемость чада и взамен получить долгожданное место. Можно выбрать общеобразовательное учебное заведение, где примут без лишних условий. А можно посмотреть на ситуацию не как на проблему, а как на возможность расширения горизонтов — стать студентом одного из многочисленных профессиональных колледжей региона.

Гульнара Шарипова, Александр Кудряшов, Константин Никитин. Репортёр 73.

В 10 класс с тройками

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *