Условия коллективного договора

Содержание

Законно ли ухудшение условий в новом колдоговоре?

Опубликовано19 сентября 2018 в 16:09

Добрый день!

Статья 43. Действие коллективного договора

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения.

Согласно части 1 статьи 33 ТК РФ представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Согласно части 1 статьи 29 ТК РФ представителями работников являются:

профессиональные союзы и их объединения;

иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских и межрегиональных профсоюзов;

иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных статьей 31 ТК РФ.

Иные представители работников избираются при отсутствии на предприятии профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников. На общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов такой профсоюзной организации либо иному представителю (статья 31 ТК РФ).

Если в организации нет представительного органа работников, то на общем собрании (конференции) работников тайным голосованием избираются представители трудового коллектива (ст. 31 ТК РФ).

Проект коллективного договора утверждается общим собранием (конференцией) работников организации. Форма голосования устанавливается собранием трудового коллектива (конференцией).

Правомочным общее собрание считается, если в нем участвует более половины трудового коллектива организации. Решение общего собрания принимается большинством голосов.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то необходимо составить протокол разногласий (ст. 38 ТК РФ). В протоколе отражается существо разногласий, конкретные позиции и предложения сторон.

Дальнейшее урегулирование разногласий осуществляется в порядке, установленном для разрешения коллективных трудовых споров.

Если разногласий нет, то необходимо подписать коллективный договор сторонами.

С момента подписания коллективные переговоры завершены и коллективный договор подлежит регистрации.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из нескольких этапов:

колдоговор рассматривается примирительной комиссией с целью разрешения разногласий комиссией;

колдоговор рассматривается с участием посредника;

коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже.

Эти стадии называются примирительными процедурами. Организацией примирительных процедур и участием в них занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Служба — система государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных споров.

На последнем этапе коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора, которые передаются сторонам в письменной форме, а Служба по урегулированию коллективных споров со сторонами заключает соглашение о принятии обязательства по выполнению рекомендаций.

В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций работники могут приступить к проведению забастовки.
Рекомендация эксперта
Если подписан протокол разногласий, то Вам нужно инициировать их дальнейшее урегулирование.

Если же новый колдоговор уже подписан и из него исключен пункт о переселении, то что-либо делать уже поздно. Этот пункт, к сожалению, не предусмотрен трудовым законодательством и поэтому из колдоговора по решению представительного органа может быть изъят.

А в не пробовали получить субсидию согласно Федеральному закону от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»(С изменениями и дополнениями от 17 июля 2011 г.)?

Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению;

В семидневный срок представитель работодателя должен направить коллективный договор в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации.

Коллективный договор вступает в законную силу с момента его принятия.

Выбор процедуры принятия коллективного договора должен быть зафиксирован в протоколе общего собрания работников .

Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения уведомления.

Представлять интересы работодателя, как правило, поручается высшему должностному лицу предприятия и фиксируется в Уставе либо доверенности.

Представлять интересы работников могут профсоюзные организации либо иной орган самодеятельности. Факт делегирования своего право на участие в коллективных переговорах фиксируется в протоколе общего собрания коллектива работников.

В коллективных переговорах принимают участие представители сторон социально-партнерских отношений. Их участие будет легитимным если стороны доверили им установленным образом представлять их интересы.

Для работы над проектом коллективного договора создаётся комиссия в состав которой на паритетной основе входят представители от работников и работодателей. Состав комиссии, условия её работы и срок полномочий определяется протоколом-распоряжением.

Если в процессе переговоров стороны не приходят к компромиссу – составляется протокол разногласий. В последствии он служит основой для коллективного трудового спора.

3.2. Порядок заключения коллективного трудового спора.

Проект коллективного договора подлежит рассмотрению сторонами: работодателем и работниками каждого структурного подразделения. Замечания и предложения сторон рассматриваются комиссией и включаются в проект.

Принятие коллективного договора может производится двумя способами:

— путём принятия на общем собрании или конференции работников данного предприятия ;

— путём подписания представителями сторон.

4. Социально-партнёрские соглашения.

Соглашение – это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, отрасли, территории.

Виды соглашений:

— генеральное соглашение на федеральном уровне, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений.

— региональное соглашение на уровне субъекта РФ, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений для данного региона;

-отраслевое тарифное соглашение, устанавливающее нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы для работников отрасли;

— территориальное соглашение, устанавливающее условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно- территориального образования.

Изменения и дополнения к коллективному договору (образец)

Обновление: 28 июня 2017 г.

Стороны коллективного договора вправе предложить друг другу изменить какие-либо условия договора. Для этого оформляются изменения и дополнения к коллективному договору. Образец оформления таких изменений будет приведен в данной статье.

Общие положения о колдоговоре

Общие положения о колдоговоре содержатся в гл. 7 ТК РФ. Она закрепляет официальное определение данного договора, как он должен выглядеть, порядок его разработки, заключения, изменения и регистрации, а также содержит ответы на другие вопросы, возникающие по этой теме.

Исходя из ст. 40 ТК РФ, коллективный договор регулирует отношения в социально-трудовой сфере в конкретной организации или у конкретного предпринимателя и заключается между работодателем и его работниками в лице представителей.

Данное соглашение входит в систему актов, содержащих нормы трудового права, и решает вопросы, связанные непосредственно с трудовой деятельностью в конкретной организации. При этом положения колдоговора не должны противоречить ТК РФ. В случае несоответствия ТК они не должны применяться.

ТК РФ предлагает урегулировать в колдоговоре следующие вопросы:

  • оплата труда (форма, размер, система премий, надбавок, порядок повышения с учетом инфляции и т.д.);
  • пособия и компенсации;
  • гарантии и льготы;
  • обучение работников;
  • время работы и отдыха, включая отпуска;
  • охрана труда, в том числе определенных категорий работников, например, женщин;
  • выполнение, изменение договора, права и обязанности, а также ответственность сторон и другие вопросы.

Изменения в коллективный договор: как оформить

Исходя из ст. 44 ТК РФ, порядок внесения изменений в коллективный договор (образец в данной статье) может быть следующим:

  • он может основываться на установленном ТК порядке заключения колдоговора (путем коллективных переговоров);
  • может быть определен сторонами в самом договоре.

Согласно установленному законом порядку:

  1. Заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное предложение начать коллективные переговоры, в данном случае по вопросу изменения определенных условий договора или дополнения договора новыми положениями.
  2. Вторая сторона в семидневный срок с момента получения письма направляет инициатору ответ с указанием своих представителей — участников переговоров.
  3. Работодателем выносится приказ о создании комиссии для ведения коллективных переговоров.
  4. Подготавливается проект изменений и дополнений колдоговора, который обсуждается всем трудовым коллективом. Срок ведения переговоров не должен превышать трех месяцев.
  5. После этого изменения вносятся в договор и утверждаются приказом работодателя. Подписи в приказе проставляются всеми представителями работников, участвовавшими в переговорах.
  6. Коллективный договор с изменениями направляется работодателем в орган по труду на уведомительную регистрацию.

Изменения могут вступать в силу с момента вынесения утвердившего их приказа или с определенной даты независимо от регистрации. Исключение составляют случаи, когда новые условия коллективного договора ухудшают положение работников по сравнению с установленным законодательством. Тогда изменения считаются недействительными и не подлежат применению.

Внесение изменений в коллективный договор: образец

Основаниями для внесения изменений в колдоговор могут служить:

  • изменение наименования или организационно-правовой формы работодателя;
  • отмена социальных или материальных мер поддержки, которые предусмотрены договором;
  • изменение класса условий труда по результатам специальной оценки условий труда и т.д.

Изменения оформляются отдельным документом, который согласовывается со всеми заинтересованными лицами и утверждается приказом работодателя.

В этом документе обязательно должны содержаться указания на:

  • реквизиты коллективного договора;
  • наименование работодателя;
  • представителей сторон – участников переговоров;
  • причины изменений;
  • сами изменения;
  • порядок вступления изменений в силу.

образец изменений и дополнений к коллективному договору

Каков порядок внесения изменений в коллективный договор? Как исключить из коллективного договора одно из приложений — «Положение об оплате труда»? Возможно ли утвердить его как самостоятельный локальный акт?

20 августа 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действующее законодательство не содержит запрета на внесение изменений и дополнений в коллективный договор и другие локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Коллективный договор может быть изменен по соглашению заключивших его сторон. Такие изменения (в том числе, например, исключение приложений к договору) производятся в том же порядке, как и его первоначальное заключение, то есть с проведением коллективных переговоров (если иной порядок не установлен непосредственно в коллективном договоре).
После того как «Положение об оплате труда» будет оформлено в виде отдельного локального нормативного акта, в тексте коллективного договора в разделах, разъясняющих вопросы оплаты труда, необходимо будет сделать ссылку на новый локальный акт, указав его полное наименование, номер и дату принятия.

Обоснование вывода:
В части 1 ст. 8 ТК РФ говорится, что работодатели в пределах своей компетенции вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Согласно ст. 40 Трудового кодекса РФ коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
В силу ст.ст. 43, 44 ТК РФ коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. При необходимости коллективный договор может быть изменен или дополнен по соглашению заключивших его сторон (ст. 44 ТК РФ). Законодательство не предусматривает возможности изменения коллективного договора в одностороннем порядке.
Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном Трудовым кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном самим коллективным договором (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 25.10.2012 по делу N 33-8672/2012). Например, коллективным договором может быть предусмотрено, что внесение изменений и дополнений в него производится в упрощенном порядке. Если условиями действующего коллективного договора не предусмотрен иной порядок согласования изменений коллективного договора, то процедура по внесению изменений начинается с проведения коллективных переговоров между представителями сотрудников и работодателей (ст. 40 ТК РФ).
Важно при проведении коллективных переговоров соблюдать сроки, предусмотренные законодательством (ч. 7 ст. 37 ТК РФ; ч. 2 ст. 40 ТК РФ). Сторона-инициатор направляет представителям другой стороны письменное предложение в произвольной форме о начале коллективных переговоров (часть 1 ст. 36 ТК РФ). Сторона, получившая предложение, должна вступить в переговоры в течение семи календарных дней (ч. 2 ст. 36 ТК РФ).
Представлять интересы работников при ведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора могут: первичная профсоюзная организация (часть 3 ст. 37 ТК РФ), единый представительный орган, который будет представлять всех сотрудников учреждения (часть вторая ст. 37 ТК РФ), либо иные представители, избираемые сотрудниками (часть вторая статьи 29 ТК РФ) (смотрите определение Московского областного суда от 02.09.2010 N 33-16981). Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров может представлять руководитель учреждения или уполномоченные им лица (часть 1 ст. 33 ТК РФ).
Стороны должны согласовать изменение коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала переговоров (часть 2 ст. 40 ТК РФ). Если в ходе переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий производится в порядке, установленном гл. 61 «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров» ТК РФ. Поскольку установленная данной главой ТК РФ процедура довольно сложна, сторонам целесообразно урегулировать все вопросы на стадии переговоров.
Проект изменений коллективного договора и приложений к нему разрабатывается комиссией по заключению коллективного договора. Согласованные изменения вступают в силу с момента подписания соответствующего соглашения между работодателем и председателем первичной профсоюзной организации (либо — при отсутствии профсоюзной организации — представителем трудового коллектива). Изменения оформляются отдельным документом, в котором обязательно должны быть указаны:
— реквизиты изменяемого коллективного договора;
— наименование работодателя;
— представители сторон — участников переговоров;
— причины изменений;
— сами изменения;
— порядок вступления изменений в силу.
Коллективный договор с изменениями направляется на уведомительную регистрацию в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ по труду или орган местного самоуправления (если это предусмотрено региональным законодательством) (ст. 44 и 50 ТК РФ).
Необходимо учесть, что «Положение об оплате труда», как самостоятельный локальный нормативный акт, должно быть утверждено работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. После того как «Положение» будет оформлено в виде отдельного локального нормативного акта, в тексте коллективного договора в разделах, разъясняющих вопросы оплаты труда, необходимо будет сделать ссылку на новый локальный акт, указав его полное наименование, номер и дату принятия.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Изменение и дополнение коллективного договора: как производится

Обновление: 28 июня 2017 г.

У сторон коллективного договора может возникнуть необходимость в изменении и дополнении коллективного договора. Как производится изменение колдоговора, расскажем в этой статье.

Когда коллективный договор изменяется и дополняется

Инициатива внесения изменений в коллективный договор может принадлежать и работодателю, и представителям работников.

Как правило, изменение коллективного договора по инициативе работодателя производится в связи со следующими обстоятельствами:

  • смена работодателя (при смене собственника предприятия), изменение организационно-правовой формы или наименования работодателя (например, в ходе реорганизации);
  • отмена социальных или материальных мер поддержки, которые предусмотрены договором;
  • изменение класса условий труда по результатам специальной оценки и т.д.

Работники могут выступить с предложением об изменении договора по следующим причинам:

  • недостаточная социальная защищенность работников;
  • изменение класса условий труда по результатам специальной оценки, в случае если возникает необходимость установления дополнительных гарантий и компенсаций;
  • неэффективная система премирования или штрафов и др.

Как и заключение колдоговора, его изменение производится по инициативе одной из сторон. В то же время, если договором предусмотрена обязанность внести изменения в соглашение в случае наступления определенных обстоятельств, сторона, на которую возложена данная обязанность, не может уклониться от ее выполнения. За невнесение изменений обязанная сторона может понести ответственность как за неисполнение условий колдоговора.

Порядок изменения коллективного договора

Исходя из ст. 44 ТК РФ, изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, определенном:

  • ТК РФ для заключения договора (путем коллективных переговоров);
  • сторонами в самом договоре.

Поскольку порядок заключения и изменения коллективного договора один, рассмотрим процедуру изменения договора с учетом положений ТК о заключении договора.

Итак, порядок изменения коллективного договора по ТК:

  1. Сторона-инициатор направляет другой стороне в письменном виде предложение начать коллективные переговоры, в данном случае по вопросу изменения определенных условий договора или дополнения договора новыми положениями.
  2. Вторая сторона в течение 7 дней срок с момента получения письма направляет инициатору ответ, в котором указываются ее представители для участия в переговорах.
  3. Работодателем выносится приказ о создании комиссии, которая будет вести коллективные переговоры.
  4. Подготавливается проект изменений и дополнений колдоговора, который обсуждается всем трудовым коллективом. Переговоры должны быть завершены в течение трех месяцев с момента их начала (получения ответа на предложение провести переговоры).

Изменения оформляются отдельным документом, в котором обязательно должны содержаться указания на:

  • реквизиты изменяемого коллективного договора;
  • наименование работодателя;
  • представителей сторон – участников переговоров;
  • причины изменений;
  • сами изменения;
  • порядок вступления изменений в силу.

5. После этого изменения вносятся в договор и утверждаются работодателем приказом о внесении изменений в коллективный договор. Подписи в приказе проставляются всеми представителями работников, участвовавшими в переговорах.

6. Коллективный договор с изменениями направляется на уведомительную регистрацию в орган по труду.

Изменения могут вступать в силу с момента вынесения утвердившего их приказа или с определенной даты независимо от регистрации. Исключение составляют случаи, когда новые условия коллективного договора ухудшают положение работников по законодательству. Тогда изменения считаются недействительными и не должны применяться.

Вносим изменения в коллективный договор

Необходимость внести коррективы в коллективный договор (при его наличии) может возникнуть в том случае, если изменились обязательства, которые в нем закреплены. Поводом для этого может служить, например, введение новой системы оплаты и стимулирования труда, режима работы, установление порядка индексации заработной платы и т. д. Часто именно перед кадровиками ставят задачу документально оформить поправки в коллективный договор. В связи с этим у них возникает ряд вопросов. Кто может выступить инициатором изменений? Каким образом урегулировать возникающие разногласия? Нужно ли при этом проводить коллективные переговоры? Где и в какие сроки зарегистрировать внесенные изменения?

Шаг 1. Выступаем с инициативой внести изменения в коллективный договор

По общему правилу, внесение изменений в коллективный договор соответствует порядку его заключения (ст. 44 ТК РФ) Прежде всего, одна из сторон (работодатель или работники) должна выступить с инициативой внести изменения или дополнения в документ (ч. первая ст. 36 ТК РФ).

Для этого представителям другой стороны нужно направить письменное предложение о начале коллективных переговоров с приложением проекта изменений. В течение семи дней с момента получения предложения эта сторона направляет инициатору ответ с указанием своих представителей и вступает в переговоры (ч. вторая ст. 36 ТК РФ).

Совет

Если одна из сторон либо ее представитель уклоняются от получения уведомления о начале ведения коллективных переговоров, отправьте его по почте ценным письмом с уведомлением о вручении

Если инициатором переговоров являются представители работников и при этом в компании существует несколько первичных профсоюзных организаций, то все профкомы нужно известить об этом (ч. пятая ст. 37 ТК РФ) (образец ниже).


Если в указанный срок они не сообщат о своем решении или откажутся направить представителей для работы в составе единого представительного органа сотрудников, то коллективные переговоры начнутся без их участия. При этом в течение месяца со дня начала переговоров за ними сохраняется право направить своих представителей (ч. пятая ст. 37 ТК РФ).

В самом коллективном договоре можно предусмотреть и более простую процедуру его изменения. К примеру, сократить сроки проведения коллективных переговоров или иным образом упростить порядок. Единственное, что нельзя установить, – это условие о возможности одностороннего изменения коллективного договора. Дополнять и изменять документ можно только после взаимного согласия, достигнутого сторонами в процессе коллективных переговоров. Новая редакция документа действует не более трех лет (ч. первая, вторая ст. 43 ТК РФ).

Шаг 2. Создаем комиссию по ведению коллективных переговоров

Внимание!

Работодатель должен освободить сотрудников, участвующих в коллективных переговорах, от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев (ч. первая ст. 39 ТК РФ)

Для ведения переговоров в связи с изменением коллективного договора стороны могут создать специальную комиссию (ч. седьмая ст. 35 ТК РФ). Если она была создана ранее, на этапе заключения колдоговора, то необходимо уточнить ее численный состав и проверить сроки полномочий ее членов.

В состав комиссии, как правило, входят представители работников и работодателя. Обычно члены комиссии со стороны работников избираются профсоюзом, со стороны работодателя – назначаются приказом руководителя организации (образец ниже).


В задачи комиссии входит определение сроков, места, порядка проведения коллективных переговоров, непосредственное участие в обсуждении проекта изменений коллективного договора (ч. первая ст. 35 ТК РФ).

Шаг 3. Урегулируем возникшие разногласия

В разделе «Кадровые документы»

вы найдете образец: коллективный договор (help.kdelo.ru/vk/item6649)

В ходе коллективных переговоров между сторонами могут возникнуть споры. Если в результате обсуждения не будет достигнуто согласованное решение по всем или отдельным вопросам, нужно составить протокол разногласий (ст. 38 ТК РФ) (образец ниже). В нем следует отразить разделы, пункты и части проекта изменений в коллективный договор, по которым стороны не смогли договориться, а также обоснование позиций каждой из сторон переговоров.


Шаг 4. Подписываем проект изменений

Если работодатель уклоняется от участия в переговорах об изменении коллективного договора, он может быть привлечен к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей (ст. 5.28 КоАП РФ)

Проект изменений в коллективный договор на согласованных условиях подписывается представителями работников и работодателя (ч. вторая ст. 40 ТК РФ). Право подписи документа со стороны работодателя, как правило, имеет руководитель организации или иное уполномоченное им на это лицо. Со стороны работников проект чаще всего утверждает председатель первичной профсоюзной организации или руководитель единого представительного органа (при наличии нескольких профсоюзов). В случае если профсоюз в компании отсутствует, собрание трудового коллектива может выбрать лицо, имеющее право подписи (ч. первая ст. 31 ТК РФ)

Даже при наличии неурегулированных положений стороны коллективных переговоров должны подписать проект в течение трех месяцев со дня начала его обсуждения (ч. вторая ст. 40 ТК РФ). Пункты, по которым согласие было достигнуто, не нужно выносить на повторное обсуждение, их можно внести в текст коллективного договора. Пункты, по которым стороны не достигли согласия, фиксируются в протоколе разногласий и служат основой для дальнейших переговоров.

Шаг 5. Регистрируем внесенные изменения в государственных органах по труду

В разделе «Трудовые споры»

вы найдете судебное решение о том, что процедура заключения коллективного договора и его содержание не могут быть оспорены в суде общей юрисдикции (help.kdelo.ru/sn/item5101?catId=4367)

После подписания сторонами проекта изменений его нужно в течение семи дней направить на регистрацию в соответствующий орган по труду. Это может быть орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (если это преду-смотрено региональным законодательством) (ч. первая ст. 50 ТК РФ).

Обязанность регистрации изменений, внесенных в коллективный договор, лежит на работодателе (его представителе) (ч. первая ст. 50 ТК РФ). Она носит уведомительный характер. Это означает, что изменения в документ вступают в силу не с момента их регистрации, а с даты подписания проекта или иной даты, которая определена сторонами (ч. вторая ст. 50 ТК РФ).

Орган по труду не может самостоятельно вносить или требовать от сторон внести какие-либо изменения в коллективный договор. Он только проводит анализ текста изменений, выявляет условия, противоречащие трудовому законодательству или ухудшающие положение работников, и сообщает об их наличии сторонам и в государственную инспекцию труда (ч. третья ст. 50 ТК РФ). Такие условия признаются недействительными и не подлежат применению (ч. третья ст. 50 ТК РФ). При этом стороны сами решают, будут ли они вносить в связи с этим изменения в проект или просто не откажутся от применения тех положений, которые расходятся с нормами действующего законодательства.

Несмотря на то что в законе отсутствуют нормы, которые прямо предусматривают ответственность работодателя за то, что он не направил изменения на регистрацию, проверяющие органы могут расценить это как нарушение трудового законодательства и привлечь организацию к административной ответственности. В этом случае на руководителя организации может быть наложен штраф от 1000 до 5000 рублей, на саму компанию – от 30 000 до 50 000 рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Запомните главное

Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

Екатерина АРАКЧЕЕВА, директор ГБУ Московского городского правового Центра «Защита» (Москва):

– Решение о внесении изменений и дополнений в коллективный договор принимают работодатель и работники в лице своих представителей. Поводом для этого чаще всего служит изменение условий труда, например, установление нового режима работы организации, введение новой системы оплаты и т. д.

Александр ДОЛБНЕВ, юрист ООО «Элиада» (г. Балашиха):

– Если в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны не пришли к согласию по всем или отдельным вопросам, то проект подписывается без спорных пунктов. Неурегулированные разногласия фиксируются протоколом и могут быть предметом дальнейших переговоров.

Документы в тему
Документ Поможет вам

Статья 44 ТК РФ

Узнать, в каком порядке должны вноситься изменения в коллективный договор

Глава 6 ТК РФ

Выяснить процедуру ведения коллективных переговоров

Глава 5 ТК РФ

Понять, как создать комиссию по ведению переговоров

Статья 50 ТК РФ

Уточнить порядок и сроки регистрации изменений в коллективный договор

Материал подготовила Алена ШЕВЧЕНКО, юрист, эксперт журнала «Кадровое дело»

Звезда
за правильный ответ Неправильно Правильно! В течение какого срока представители стороны, получившей предложение о начале коллективных переговоров, должны вступить в них: в течение пяти календарных дней в течение семи календарных дней течение десяти календарных дней

Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения — соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.
Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению .

Комментарий к статье 50 ТК РФ

Коллективные договоры и соглашения согласно комментируемой статье в течение семи дней со дня их подписания должны быть направлены работодателем, представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. И хотя вступление в силу коллективного договора, соглашения не зависит от факта уведомительной регистрации, она является обязательной. Установлены одинаковые сроки для регистрации коллективных договоров и соглашений. Ее цель — получение конкретной и достоверной информации об их количестве, о причинах, мешающих их заключению, и своевременное принятие мер по их устранению.

В процессе регистрации реализуется важнейшая контрольная функция соответствующего органа исполнительной власти — выявлять в коллективных договорах и соглашениях условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщать об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда, которая может выдать предписание об устранении нарушений трудовых прав.

Условия коллективных договоров, соглашений, ухудшающие положение работников, считаются недействительными и не подлежат применению.

Ознакомление регистрирующих органов по труду с содержанием условий коллективных договоров и соглашений — большая и трудоемкая работа, требующая, в частности, хороших знаний трудового законодательства. Она позволяет получить компетентным органам данные о складывающейся практике коллективно-договорного регулирования условий труда на различных уровнях системы социального партнерства и учитывать их в процессе дальнейшего совершенствования правового регулирования социально-трудовых и иных тесно связанных с ними отношений.

Другой комментарий к статье 50 ТК РФ

1. Комментируемая статья направлена на регулирование регистрации коллективных договоров и соглашений.

Из ч.1 комментируемой статьи следует, что регистрация коллективного договора и соглашения является уведомительной. Под уведомительной регистрацией, исходя из положений ч.1 комментируемой статьи, следует понимать направление работодателем, представителем работодателя (работодателей) в соответствующий орган по труду заключенных коллективного договора или соглашения с основной целью информирования указанного органа о факте заключения коллективного договора или соглашения. Срок направления документов для такой регистрации составляет семь дней. Обратим внимание на то, что федеральный законодатель в этой части устанавливает срок в календарных днях, а не в рабочих, что требует от работодателя, представителей работодателя (работодателей) определенной оперативности в направлении заключенного коллективного договора или соглашения на уведомительную регистрацию.

Часть 1 комментируемой статьи определяет виды органов по труду, которые осуществляют регистрацию коллективного договора или соглашения в зависимости от их видов. Так, согласно ч.1 комментируемой статьи отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются Федеральной службой по труду и занятости. Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональных соглашений утвержден приказом Минтруда России от 12 сентября 2014 года N 636н. Данный документ определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Роструда при уведомительной регистрации соглашений.

Коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения регистрируются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, например, проведение уведомительной регистрации региональных соглашений, территориальных соглашений и коллективных договоров в соответствии с Положением о Министерстве занятости, труда и миграции Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 29 ноября 2007 года N 420-п, отнесено к компетенции, соответственно, Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области.

В соответствии с ч.1 комментируемой статьи допускается наделение органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений на основании законов субъектов Российской Федерации. Так, согласно ст.18 Закона Калужской области от 14 ноября 2000 года N 62-ОЗ «О социальном партнерстве в Калужской области» коллективные договоры, областное трехстороннее соглашение, областные отраслевые (межотраслевые) тарифные, территориальные, иные соглашения, а также изменения и дополнения к ним регистрируются органом исполнительной власти области в сфере охраны труда и соответствующими органами в сфере охраны труда муниципальных образований области в порядке, установленном действующим законодательством.

2. В ч.2 комментируемой статьи закреплен принцип независимости вступления коллективного договора или соглашения в силу. Эта норма напрямую связана с положениями ст.43 и ст.48 ТК РФ о вступлении коллективного договора и соглашения в силу со дня подписания, а не со дня уведомительной регистрации. При этом обязанность работодателя, представителя работодателя (работодателей) по направлению документов на такую регистрацию не снимается.

В ч.3 комментируемой статьи закрепляются обязанности уполномоченного органа по труду по выявлению в направленных им коллективном договоре, соглашении норм, которые ухудшают положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Это могут быть, например, нормы, устанавливающие, что заработная плата выплачивается один раз в месяц в нарушение требования ст.136 ТК РФ. В этом случае орган по труду сообщает о выявленных фактах представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Между тем ст.3 комментируемой статьи не содержит способа такого сообщения, полагаем, что оно должно осуществляться с обязательным соблюдением письменной формы. Практически такое сообщение может быть оформлено на бланке письма соответствующего органа по труду.

При этом согласно ч.3 комментируемой статьи соответствующий орган по труду выявляет последствия наличия в коллективном договоре или соглашении условий, ухудшающих положение положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Такие условия коллективного договора или соглашения не подлежат применению, то есть являются недействующими. Полагаем, что в этой связи со стороны представителей сторон, заключивших такие коллективный договор и соглашение, было бы правильным исключить эти условия, то есть внести в коллективный договор или соглашение изменения.

Однако в ряде случаев работникам приходится отстаивать свои права в судебном порядке. Например, апелляционным определением Верховного суда Республики Коми от 16 июня 2014 года N 33-2788/2014 установлено, что исковые требования об устранении нарушений трудовых прав удовлетворены правомерно, так как указание в коллективном договоре о порядке выплаты компенсации при наличии заявлений от всех работников ухудшает положение работников общества и противоречит положениям трудового законодательства.

Статья 8 ТК РФ. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

См. все связанные документы >>>

1. Все правила, по которым работает организация, можно разделить на 2 группы: принятые за пределами организации и принятые самой организацией. Конкурентоспособность организации, ее прибыль прямо зависят от качества правил, которые организация приняла самостоятельно на основании комментируемой статьи.

К правилам, которые принимает организация, относятся: правила внутреннего трудового распорядка; коллективный договор; положение об оценке персонала; положение о должностных инструкциях; различные соглашения между работодателем и наемными работниками; положение об оплате труда; положение об оценке результативности деятельности работников; положение о развитии персонала; положение о повышении конкурентоспособности персонала; правила по охране труда; этические кодексы; корпоративные кодексы и др.

Работодатель, кроме локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, принимает правовые акты (документы) о применении норм права. Их значение в регулировании трудовых отношений возрастает. Среди этих актов можно назвать должностные инструкции, оценочные листы персонала.

Должностная инструкция является правовым актом, определяющим положение наемного работника в организации. В ТК в разд. III упоминания о должностной инструкции нет, что является недостатком ТК. В частности, в п. 5 ст. 81 ТК об увольнении работника за неоднократное неисполнение им без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, должностная инструкция не упоминается. Должностная инструкция — важнейший документ, определяющий обязанности работника на рабочем месте. Это правовой акт индивидуальной направленности или применения нормы права. Существует 2 вида инструкций: 1) должностная инструкция для служащих; 2) рабочая инструкция для рабочих.

На работника в организации возлагаются 4 вида обязанностей: 1) общие обязанности наемного работника. Они определены в федеральном законодательстве, в частности в ст. 21 ТК; 2) отраслевые обязанности, которые возлагаются на работников различных отраслей народного хозяйства; 3) обязанности, которые возлагает организация на каждого работника, так называемые корпоративные обязанности; 4) обязанности, которые работник выполняет на своем рабочем месте. Они указываются в должностной инструкции.

Все перечисленные обязанности являются обязанностями конкретного работника, которые возложены на него трудовым договором. Поэтому в формулировку п. 5 ст. 81 ТК следует внести дополнение, указав виды обязанностей. Основание для увольнения может быть изложено следующим образом: «за повторное неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, указанных в законодательстве, правилах внутреннего трудового распорядка, трудовом договоре, должностной инструкции, если он имеет дисциплинарное взыскание».

Должностная инструкция рассматривается как документ, регламентирующий деятельность работника на каждой должности и содержащий требования к работнику, занимающему эту должность. Должностная инструкция составляется на основе тарифно-квалификационных характеристик. Процесс составления должностной инструкции включает следующие стадии: определение места каждой должности в структуре организации, ее подчиненности и взаимосвязей; выявление целей и задач должности, т.е. тех работ, которые выполняются по данной должности; отбор типичных должностей; выбор метода работ по отобранным должностям (наблюдений, собеседования, вопросников); сбор необходимой информации; анализ работ по должности, т.е. определение наиболее существенных характеристик работ с помощью упорядочения и оценки информации, связанной с работой или работником.

Широко распространена следующая структура должностной инструкции:

1) общие положения устанавливают: структурное подразделение, в которое входит работник; кому подчиняется работник; кто подчиняется работнику; требования к стажу; требования к профессиональной подготовке;

2) обязанности работника подразделяются на ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные, а также те, которые необходимо выполнять при наступлении определенных событий.

Работник должен также выполнять обязанности, записанные в правилах внутреннего трудового распорядка и ТК, коллективном договоре, трудовом договоре;

3) права работника включают: а) права, которые он может реализовать самостоятельно; б) права, которые он может реализовать, если выполнит обязанность (обязанная сторона); в) права, которые он может реализовать, если выполнит обязанность (обязанная сторона) и будет дано разрешение на реализацию права;

4) работы, выполняемые совместно с другими работниками. Работник — руководитель работ;

5) работы, выполняемые совместно с другими работниками. Работник — исполнитель работ;

6) ответственность работника: дисциплинарная; административная; материальная по ТК; гражданско-правовая по ГК; уголовная (см.: Сытинская М. Должностные инструкции. Понятие и традиционные подходы к их составлению // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. N 8).

2. На разных этапах регулирования трудовых отношений локальные акты используются системно.

Важной проблемой трудовых отношений является определение правового статуса наемного работника в организации в локальном законодательстве.

Правовой статус наемного работника в организации закрепляется следующими основными правовыми актами: описанием рабочего места; должностной инструкцией; правилами внутреннего трудового распорядка.

Первые 2 правовых акта — это акты применения норм трудового права. Третий правовой акт — нормативный.

Описание рабочего места как разновидность правового акта приобретает все большее значение при регулировании трудовых отношений.

Описание рабочего места — это акт применения нормы права к положению наемного работника. Он обращен к человеку, занимающему конкретное рабочее место. Описание рабочего места составляется на основании ст. ст. 56, 57 ТК. Рабочее место (место работы) является одним из понятий трудового права, которое активно развивается в настоящее время. Согласно ст. 57 ТК место работы указывается в трудовом договоре.

Что же такое рабочее место? Рабочее место — все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой. Эти места прямо или косвенно находятся под контролем работодателя (Конвенция N 155 МОТ «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981 г.)).

Рабочее место — участок помещения, на котором в течение рабочей смены или ее части осуществляется трудовая деятельность. Рабочим местом могут быть несколько участков производственного помещения. Если эти участки расположены по всему помещению, то рабочим местом считается вся площадь помещения (разд. 3 СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 г. N 21).

Рабочее место — место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности (Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утв. Приказом Минтопэнерго России от 19 февраля 2000 г. N 49).

В науке менеджмента рабочее место определяется по-иному. Под рабочим местом понимают задачи и функции, которые работник выполняет в организации. Рассмотрим несколько определений рабочего места, данных в литературе. Рабочее место — пространственная зона трудовой деятельности, оборудованная необходимыми средствами (основным и вспомогательным оборудованием, технологической оснасткой, средствами организационной и вычислительной техники), определенная на основании трудовых и других норм, закрепленная за одним или группой работников для выполнения производственных или управленческих работ. Рабочее место — первичное звено производства, организации труда. Для служащих рабочее место обязательно сочетается с должностью.

При организации рабочего места должны учитываться: антропометрические данные; требования научной организации труда; медицинские, психологические рекомендации; правила гигиены; требования эргономики и технической эстетики.

На практике в большинстве организаций рабочие места формируются упрощенно, что существенно снижает эффективность производства.

Рабочие места классифицируются по следующим признакам (основаниям): категория работников (рабочих, служащих и т.д.); профессия; число исполнителей (индивидуальное, коллективное); вид производства (основное, вспомогательное); тип производства (массовое, серийное, единичное); степень специализации (универсальное, специализированное, специальное); уровень механизации (механизированное, автоматизированное, для ручной работы); количество оборудования (одностаночное, многостаночное) и др.

Рабочее место может быть стационарным или передвижным, переменным (например, рабочим местом водителя может быть кабина автомобиля).

Рабочее место может находиться в закрытом помещении или на открытом воздухе, на высоте или под землей и т.д.

Рабочее место состоит из разных зон. Например, рабочее место руководителя включает 3 основные зоны: рабочую, зоны совещаний и отдыха.

В различных методиках используется понятие «описание работы», что равноценно понятию «описание рабочего места». Большинство описаний работы содержит следующие разделы: определение работы; краткое описание работы; отношения, ответственность и обязанности; полномочия; стандарты исполнения; рабочие условия; спецификация работ.

Документ «Описание рабочего места» обычно состоит из 3 разделов. Первый раздел (общие положения) — это в основном перечень задач, которые решает работник, и действий, которые обязан он совершать, а также все направления деятельности на данном рабочем месте. Второй раздел содержит квалификационные требования к работнику, который выполняет эту работу. В третьем разделе перечисляются качества, которые необходимы лицу для работы на этом месте.

Нередко работодатели создают сложные рабочие места, которые требуют от работника профессиональной подготовки по разным специальностям. Например, работник должен выполнить работу сразу по нескольким квалификациям: начального профессионального образования, среднего специального образования, высшего профессионального образования. Кроме того, от него требуется выполнение работ по 3 специальностям. Имеет ли право работодатель предъявлять такие требования к работнику? По нашему мнению, имеет, потому что это не противоречит требованиям ст. ст. 56, 57 ТК, в которых говорится, что по трудовому договору работник обязан выполнять работу по определенной должности, специальности или профессии. Поэтому в ст. 57 ТК можно внести изменение: записать не наименование должности, специальности, профессии, а наименование должностей, специальностей, профессий, т.е. расширить права работодателей в трудовых отношениях и привести их в соответствие с реально сложившимися отношениями.

Следует различать следующие понятия: «место работы» — это организация, в которой работает работник; «рабочее место» — это конкретное место, которое занимает работник, выполняя свою трудовую функцию в организации.

Видимо, в гл. 10 ТК следует ввести статью «Рабочее место», включив в нее 2 части: простое рабочее место и сложное рабочее место. Статья может состоять из 5 частей, которые применимы к каждому виду рабочего места: 1) условия труда; 2) место пребывания во время трудовой деятельности; 3) участок помещения; 4) права, обязанности, ответственность наемного работника на рабочем месте; 5) место нахождения (см.: Современные требования к работнику на рабочем месте. Основы организации труда: экономические и правовые аспекты: Практ. пособие / Под ред. В.И. Шкатуллы, Л.М. Суетиной. М., 2008. С. 270 — 312).

Условия коллективного договора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *