Как вести уроки обществознания?

Наставничество – это диалог, межличностная коммуникация, наставник должен быть терпеливым и целеустремленно создавать профессиональное взаимодействие. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в «малых группах», анализ ситуаций, самоактуализацию, развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

Не следует бояться таких форм работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются опытом, мнениями.

Большую эффективность имеют новые нетрадиционные или модернизированные формы сопровождения начинающих педагогов: психологические тренинги, творческие лаборатории, деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, педагогическая рефлексия.

Такие формы наставничества ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело проходят аттестацию на квалификационную категорию, растет их профессионализм.

Наставники могут подготовить различные «памятки»:

  • обязанности классного руководителя;
  • организация работы с неуспевающими учащимися;
  • анализ и самоанализ урока;
  • как правильно организовать работу с родителями;
  • рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

Учитель­-наставник может оказать помощь начинающему учителю в создании портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки и т. д. Это дает возможность молодому учителю сформулироваль цели своей педагогической деятельности, искать педагогические средства их достижения и добиваться намеченных профессиональных результатов.

Портфолио – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечающий его потребности в практической самореализации. Портфолио — форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации с целью присвоения квалификационной категории. Помощь в создании такого документа позволяет избежать формализма в деятельности наставника, целенаправленно и системно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим учителем, адекватно оценивать результаты профессионального роста и позитивных изменений в его профессиональной деятельности.

Наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:

1-­й этап – адаптационный. Наставник помогает молодому учителю определить круг его обязанностей и полномочий, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2­-й этап – основной (проектировочный). Наставник вместе с подшефным учителем разрабатывает программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3­-й этап – контрольно-­оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

На первом «адаптационном» этапе наставник осуществляет диагностическую работу с молодыми учителями: определение направлений и содержания диагностики; построение технологии планирования методической работы на основе результатов диагностики; разработку технологии оценки эффективности методической работы.

Основным методом работы на первом этапе является посещение наставником уроков молодых специалистов и выявление возникающих у них затруднений.

На «проектировочном» этапе наставник в зависимости от цели определяет формы методической работы: семинар, педсовет, методическая неделя, методическое совещание, ярмарка педагогических идей, научно-­практическая конференция, творческие педагогические конкурсы «Педагогический дебют», «Молодой учитель»; индивидуальные консультации, индивидуальные программы развития, работа Школы педагогического опыта, Школы молодого учителя.

Наставник разрабатывает занятия Школы молодого учителя.

На «контрольно­-оценочном» этапе усилия наставников направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодых педагогов.

Формы и методы обучения молодых учителей

проблемно-­деловая игра;

рефлексивно-­деловая игра;

работа в составе творческой группы;

лекция, семинар, практическое занятие;

педагогические чтения;

«педагогический ринг»;

ярмарка педагогических идей;

просмотр видеоуроков опытных педагогов с разбором их этапов;

групповые и индивидуальные консультации;

посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий опытных учителей;

подготовка дидактических материалов;

проведение открытых уроков молодыми учителями;

мастер-­классы;

педагогические мастерские.

Особенно эффективны групповые формы работы, так как способствуют поддержанию высокой степени мотивации: в группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

Наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной и личностной самореализации, позволяет быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

Как вести уроки обществознания?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *