Что проверяет ФАС

Государственные (муниципальные) органы проводят проверки в отношении:

1) планирования закупок

2) проведения электронных аукционов

3) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) иными способами

4) исполнения контракта и использования закупленных товаров, работ, услуг

Информация о проверках доступна в реестре на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru.

За неисполнение законных требований или предписаний проверяющих, непредоставление им достоверной информации и документов установлена ответственность

Закупки могут также проверяться в рамках аудита, ведомственного и общественного контроля.

Проверка планирования закупок

Контрольный орган Категория заказчиков Предмет проверки
Федеральное казначейство Федеральные заказчики — Соблюдение правил нормирования в сфере закупок;

— обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график (п. п. 2, 3 ч. 8, ч. 9 ст. 99 Закона N 44-ФЗ)

Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ Заказчики субъектов РФ
Органы внутреннего муниципального финансового контроля Муниципальные заказчики

В случае, предусмотренном ч. 27.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, должностные лица Федерального казначейства могут перепроверить закупки заказчиков субъектов РФ и муниципальных заказчиков.

Закупки в рамках гособоронзаказа, а также закупки для федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну, проверяет ФАС России (ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728). Предмет проверки таких закупок, в том числе на этапе планирования, определен в п. п. 1 — 7 ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Проверка электронных аукционов

Контрольный орган Категория заказчиков Предмет проверки
ФАС России Заказчики всех уровней Любые действия заказчика, связанные с проведением данной процедуры, с момента размещения извещения в ЕИС до момента заключения контракта (ч. 4 ст. 99 Закона N 44-ФЗ) <2>
Контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ <1> Заказчики субъектов РФ
Муниципальный контрольный орган в сфере закупок <1> Муниципальные заказчики

———————————

<1> Данные органы вправе контролировать проведение электронных аукционов только при плановых проверках. В случае выявления нарушений материалы проверки передаются в ФАС России. Такие выводы содержатся в Письмах Минэкономразвития России от 18.12.2015 N Д28и-3818, от 12.03.2015 N Д28и-661.

Если рассматриваемые контрольные органы проведут внеплановую проверку в отношении электронного аукциона, например по жалобе участника, результаты такой проверки можно оспорить в арбитражном суде, указав на превышение контрольным органом своих полномочий. В практике есть случай, когда результаты проверки были отменены по данному основанию (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.08.2015 N Ф09-4787/15 по делу N А76-31147/2014).

<2> ФАС России и ее территориальные органы, как правило, отказывают в проверке доводов жалоб на обоснование начальной (максимальной) цены контракта, включенной в документацию об электронном аукционе. Расширительно толкуя положения п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, они указывают, что рассматриваемый вопрос входит в компетенцию органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Проверка определения поставщиков иными способами

Данные проверки проводит ФАС России, контрольные органы в сфере закупок субъектов РФ, муниципальные контрольные органы в сфере закупок (ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Если в отношении одних и тех же действий (бездействия) заказчика в рамках одной и той же закупки приняли решения контрольные органы разных уровней, заказчик должен исполнить решение контрольного органа более высокого уровня. Это следует из положений ч. 19 и 20 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Контрольный орган Категория заказчиков Предмет проверки
ФАС России Федеральные заказчики Любые действия заказчика, связанные с определением поставщика (подрядчика исполнителя) <2>.

Результаты оценки заявок по нестоимостным критериям контрольные органы проверять не вправе (ч. 12 ст. 99 Закона N 44-ФЗ)

ФАС России <1> Заказчики субъектов РФ
Контрольные органы в сфере закупок субъектов РФ
ФАС России <1> Муниципальные заказчики
Контрольные органы в сфере закупок субъектов РФ <1>
Муниципальные контрольные органы в сфере закупок

<1> В отношении таких заказчиков данные органы вправе осуществлять только внеплановые проверки (пп. «б» п. 1, пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Проверка может быть проведена в случае получения жалобы от участника закупки или по иным основаниям, указанным в ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

<2> ФАС России и ее территориальные органы, как правило, отказывают в проверке доводов жалоб на обоснование начальной (максимальной) цены контракта, включенной в извещение или документацию о закупке. Расширительно толкуя положения п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, они указывают, что рассматриваемый вопрос входит в компетенцию органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Проверка исполнения контрактов и использования закупленных товаров, работ, услуг

Контрольный орган Категория заказчиков Предмет проверки
Федеральное казначейство (в отдельных случаях ФАС России) Федеральные заказчики — Применение мер ответственности и иные действия заказчика в случае нарушения поставщиком условий контракта;

— соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

— своевременность, полнота и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

— соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки

(п. п. 4 — 7 ч. 8, ч. 9, п. п. 4 — 7 ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ)

Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ Заказчики субъектов РФ
Органы внутреннего муниципального финансового контроля Муниципальные заказчики

В случае, предусмотренном ч. 27.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, закупки заказчиков субъектов РФ и муниципальных заказчиков, могут перепроверить должностные лица Федерального казначейства.

Ответственность за непредставление информации или неисполнение предписаний (требований) контрольных органов

N п/п Нарушение Административное наказание Норма
1 Должностное лицо заказчика не исполнило законное предписание или требование контрольного органа в сфере закупок Штраф 50 тыс. руб. Часть 7 ст. 19.5

КоАП РФ

2 Должностное лицо заказчика не исполнило законное предписание или требование контрольного органа в сфере гособоронзаказа Штраф от 30 до

50 тыс. руб.

Часть 7.1 ст. 19.5

КоАП РФ

3 В контрольный орган в сфере закупок не представлены, несвоевременно представлены информация и документы, представлены заведомо недостоверные информация и документы Штраф 15 тыс. руб. — для должностного лица заказчика; 100 тыс. руб. — для заказчика как юрлица Часть 1 ст. 19.7.2

КоАП РФ

4 В контрольный орган в сфере гособоронзаказа не представлены, несвоевременно представлены информация и документы, представлены заведомо недостоверные информация и документы Штраф 15 тыс. руб. — для должностного лица заказчика;

от 100 до 500 тыс. руб. — для заказчика как юрлица

Часть 2 ст. 19.7.2

КоАП РФ

5 Должностное лицо заказчика не исполнило в установленный срок законное предписание органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля Штраф от 20 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет Часть 20 ст. 19.5

КоАП РФ

6 В орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля не представлены, несвоевременно представлены сведения (информация), представлены сведения (информация) не в полном объеме или в искаженном виде Предупреждение или штраф от 300 до 500 руб. — для должностного лица заказчика,

от 3 тыс. до 5 тыс. руб. — для заказчика как юрлица

Статья 19.7

КоАП РФ

Содержание

Какие ошибки находит финконтроль во время проверок заказчиков

Электронный журнал

Какие ошибки находит финконтроль во время проверок заказчиков

Валерия ВЕРХОРУБОВА
эксперт редакции

Проверки заказчиков, помимо ФАС и Федерального казначейства, проводят органы внутреннего финансового контроля. Мы собрали по открытым данным в ЕИС десятки актов проверок за конец 2018 — начало 2019 года и показали примеры самых частых нарушений заказчиков.

Органы финконтроля могут носить разные названия: департамент финансов городской администрации, финансовый отдел администрации городского округа, администрация сельского поселения. Финансовый контроль закупок по Закону № 44-ФЗ делится на внутренний и внешний, предварительный и последующий. Об этом сказано в статье 265 БК. Внутренний как раз и входит в обязанности органов государственного финконтроля в регионах. Объектами проверок являются распорядители и получатели средств из казны. Основная цель мероприятий — установить законность траты бюджетных средств и соответствие предусмотренным целям.

Нарушения в плане-графике и плане закупок

Нарушения в плане-графике и плане закупок — самые частые. Смотрите, где их чаще всего находят. Например, плановая камеральная проверка Финансового управления администрации Наримановского района (номер в ЕИС № 201912300672000001) показала несоответствие дат утверждения изменений в план закупок датам размещения этих изменений в ЕИС.

Та же проверка показала, что заказчик по каким-то причинам не заполнил графы 5 и 7 в форме обоснования плана-графика. В них необходимо указать наименование мероприятия в рамках госпрограммы, для которой проводится закупка, а также реквизиты НПА с требованиями к объекту закупки.

Серьезными были последствия нарушения сроков для одного из заказчиков Расковского муниципального образования. Проверка показала, что контрактный управляющий не разместил вовремя документы по планированию закупок. В связи с этим орган финконтроля заключил, что все процедуры 2019 года можно заранее признать ничтожными, ведь все, что не предусмотрено планом-графиком, проводиться не может, а плана-графика как такового в ЕИС так и не появилось.

Администрация Вохомского района Костромской области проводила проверку (номер в ЕИС № 201834300636000003) и выявила несоответствия в форме обоснования плана и в самом плане (рисунок 1). В графе 3 плана в качестве цели осуществления закупки было указано «Муниципальная программа „Формирование комфортной городской среды на территории Вохомского сельского поселения на 2018–2022 годы“», однако следовало дать наименование мероприятия с учетом положений статьи 13 Закона № 44-ФЗ. В графе 4 плана не был указан ожидаемый результат реализации мероприятия муниципальной программы.

← Рисунок 1

Нестыковки в форме обоснования плана и в самом плане

В графе 5 формы обоснования планов закупок по двум ИКЗ указали наименование муниципальной программы, хотя следовало отразить наименования мероприятия в рамках программы. А в графу 7 формы обоснования не вписали информацию о нормативных актах с требованиями к отдельным видам товаров, работ и услуг.

Нарушения в условиях контракта об уменьшении суммы на размер налога

Если в контракт не включено условие об уменьшении цены на размер налогов, это считается нарушением. Например, его обнаружили в рамках упомянутой выше проверки Финансового управления администрации Наримановского района (номер в ЕИС № 201912300672000001). Что орган финконтроля написал в акте, видно на рисунке 2 справа. А вот как это условие должно выглядеть в контракте — его примерную формулировку посмотрите на рисунке 3.

← Рисунок 2

Пример акта проверки условий контракта

← Рисунок 3

Условия по налогам в контракте

Неприменение штрафных санкций к поставщику

За нарушение условий контракта поставщик отвечает деньгами. Закон предусматривает штрафы и неустойки. Если заказчик не применяет санкции, то отвечает штрафом, который может наложить финконтроль, если выявит нарушение. Так, Департамент Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами в рамках проверки выяснил, что заказчик не применил меры ответственности к поставщику, который поставил товар с технической характеристикой хуже предусмотренной приложением к госконтракту. По контракту закупали компьютеры, и вместо предусмотренной частоты работы оперативной памяти 2133 МГц по факту был получен товар с частотой 1600 МГц).

Похожее нарушение выявила другая плановая проверка Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами (номер в ЕИС № 201766220042000128). Поставщик нарушил сроки исполнения контракта на 18 дней. За это ему полагалась неустойка в размере 3331,11 руб., о чем заказчик сообщил письменно. Деньги выплатили в срок, однако позже заказчик произвел возврат оплаченной неустойки. Он сослался на какое-то постановление. Однако найти документ не удалось.

Оплата контракта позже срока

На оплату по контракту заказчикам дается 30 дней с даты подписания документа о приемке. Если этот срок нарушить, скорее всего, факт обнаружит при проверке орган финконтроля, как это и случилось в нашем следующем примере. Проверка Контрольно-ревизионного управления администрации Саратовского района (номер в ЕИС № 201863392573000026) показала, что акт стороны подписали 05.02.2018 года, тогда как оплату перевели только 19.03.2018, то есть на 13 дней позднее установленного законодательством срока.

Несоответствие между датой на акте и сроком поступления оплаты

легко обнаружить по платежному поручению

Непредставление документов в казначейство

Правила ведения реестра контрактов говорят, что в течение 3 дней со дня изменения контракта, а также исполнения, расторжения, приемки поставленного товара, наступления гарантийного случая информацию и документы об этом нужно передать в казначейство. Как показала одна из проверок, процитированная выше, заказчик платежным поручением от 23.06.2017 № 989 оплатил автозапчасти на сумму 81 328,33 руб. На дату 28.06.2017 сформировали и направили информацию в Федеральное казначейство. Однако заказчик, как сам признался позже, просто забыл прикрепить к сведениям документы о приемке, тем самым допустил нарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.31 КоАП.

Использование коммерческих предложений взаимозависимых юрлиц

Будьте внимательны при использовании коммерческих предложений при расчете НМЦК методом анализа рынка. Упомянутая выше проверка Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами (номер в ЕИС № 201766220042000128) показала, что при обосновании НМЦК шести закупок заказчик использовал коммерческие предложения взаимозависимых лиц, что указывает на наличие признаков аффилированности. Например, в одной из закупок НМЦК рассчитали исходя из трех коммерческих предложений, при этом у двух из них один и тот же учредитель.

Необоснованная закупка

В каждой сфере под обоснованностью закупки может пониматься что-то свое. Например, при закупке учебников важно следить, чтобы они входили в утвержденный перечень. Иначе процедура может быть признана необоснованной. Рассмотрим итоги проверки Департамента образования Смоленской области. Согласно ведомственному перечню заказчик обязан закупать учебники, которые содержатся в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию (утв. приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253). Однако финконтроль выяснил, что учреждение закупило 300 учебников на сумму 460 257 руб., которых не было в федеральном перечне. Пояснение, что учебная литература предназначалась для обновления и доукомплектования имеющейся библиотеки учебников, не помогли. Орган финконтроля заключил, что заказчик не имел права планировать закупку учебников не из перечня.

Нарушения при обосновании цены

При обосновании цены используйте в том числе региональные методические рекомендации. Например, в Смоленской области это «Положение об организации взаимодействия государственных заказчиков…», утвержденное постановлением администрации от 28.05.2014 № 399. В нем сказано, что при обосновании НМЦК на поставку продуктов питания заказчик применяет в качестве одного из источников информации цены из мониторинга местного Департамента экономического развития.

Если по объективным причинам использовать несколько источников информации невозможно, заказчик применяет мониторинг цен в качестве единственного источника. Заказчик, о проверке которого мы говорили выше, не смог представить такие доказательства, но при этом использовал только один источник данных. А в закупке продуктов он использовал тарифный метод расчета цены, хотя цены на продовольственные товары в России не подлежат государственному регулированию, за исключением, если на социально значимые продукты питания Правительство устанавливает предельные розничные цены.

В ходе плановой выездной проверки смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Никольский психоневрологический интернат» (номер в ЕИС № 201766220042000128) заказчик не смог предоставить проверяющим коммерческие предложения поставщиков, которые использовал при определении и обосновании НМЦК. По словам должностного лица, запросы проводились по телефону. Проверка показала, что заказчик определил и обосновал НМЦК с учетом коммерческого предложения не существовавшей на тот момент организации.

Заказчик обязан представлять любые документы по закупкам

по первому требованию проверяющих

Нарушения в закупках у едпоставщика

Заказчики могут не отчитываться о заключенных контрактах с едпоставщиком в некоторых случаях. Однако должны указывать основание проведения такой закупки. Как выяснил Комитет финансов администрации Одоевского района в рамках камеральной проверки (номер в ЕИС № 201970300277000002), заказчик не сослался на конкретный пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ ни в муниципальном контракте, ни в одном документе о выборе способа определения поставщика, например, в приказе или распоряжении руководителя. Подобное нарушение нашли по четырем контрактам из 41, заключенного с едпоставщиком.

Еще одно популярное нарушение — когда заказчики не могут представить по запросу проверяющих обоснование цены контракта с едпоставщиком. В части 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ нет исключений для этого способа определения поставщика. А значит, нужно выполнять расчет цены, даже если обоснование не требуется включать в документы по закону. Такое обоснование как раз и могут запросить органы финконтроля.

Не забывайте включать в план-график закупки, которые планируются у единственного поставщика, при начальной цене контракта до 100 тыс. руб. Если план-график не содержит информации о процедуре, но по факту ее провели, контракт, если исполнение еще не завершено, могут признать недействительным. Если же он уже исполнен, заказчика накажут за административное правонарушение. К примеру, проверка Контрольно-ревизионного управления администрации Саратовского района (номер в ЕИС № 201863392573000026) показала, что заказчик провел на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ 41 закупку на общую сумму 1 155 529 руб. Но в документах планирования этих процедур не было. Поскольку заказчик проводил закупки, которые не предусмотрены планом-графиком, орган финконтроля сделал вывод о том, что план-график размещен в ЕИС с нарушением.

Отсутствие реестра закупок за наличный расчет

Заказчики обязаны вести реестры закупок, которые провели без заключения контрактов или договоров, например, закупок за наличный расчет (статья 73 БК). Если финконтроль запросит реестр и не получит его, это зафиксируют как нарушение. Так произошло во время плановой проверки Управления финансов администрации Кимрского района Тверской области (номер в ЕИС № 201828302478000001). Напомним, что проверяющие имеют право требовать все относящиеся к закупкам документы. Заказчик не смог представить реестр закупок без заключения контракта и получил предписание.

Нарушения по нормативным затратам

Если в ЕИС не разместить акты об утверждении нормативных затрат и о требовании к закупаемым товарам, работам и услугам, орган финконтроля назовет это нарушением. Подобный факт выявила проверка Финансового управления администрации Наримановского района (номер в ЕИС № 201912300672000001). Заказчик не опубликовал два документа:
— об утверждении нормативных затрат;
— об утверждении требований к закупаемым ТРУ.

Во время проверки заказчик не смог представить эти документы сотрудникам органа финконтроля. Как может выглядеть документ об утверждении нормативных затрат, смотрите на примере приказа Управления физической культуры, спорта и молодежной политики Черняховского муниципального района на рисунке 4.

← Рисунок 4

Фрагмент нормативных затрат

С нормативными затратами связаны еще два частых нарушения. Их нашло во время камеральной проверки Управление финансов Кимрского района Тверской области (номер в ЕИС № 201828302478000001). Заказчик определил нормативы не по всем видам затрат, кроме того, не соблюдал утвержденные нормативные затраты.

Нарушение требований к контрактной службе

Предупреждение

За отсутствие образования специалистов контрактной службы оштрафуют на сумму от 1 тыс. до 5 тыс. руб. (ч. 1 ст.и 5.27 КоАП).

Плановая проверка администрации Вохомского муниципального района Костромской области (номер в ЕИС № 201834300636000003) выявила нарушения в работе контрактной службы заказчика. Во-первых, положение о контрактной службе, которое создали на предприятии, не соответствовало типовому положению (утв. приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631). В частности, в положении не прописали, кто является руководителем контрактной службы. Нашли и нарушения требований к образованию работников. Из трех членов контрактной службы обучение прошел только один.

Что включают итоги проверки

Внутренний финансовый контроль включает проверку:
— соблюдения требований к обоснованию закупок;
— соответствия нормированию;
— правильного определения метода и обоснования НМЦК;
— применения заказчиком мер ответственности при нарушениях со стороны поставщика;
— соответствия результата исполнения контракта его условиям;
— правильности учета результата исполнения контракта в документах;
— соответствия использования товара, работы или услуги заявленным целям.

План нужно опубликовать

в течение 3 дней после утверждения или изменения

По результатам финконтроля госзакупок проверяющие должностные лица составляют акт. Это объемный документ из нескольких частей. В первой указывают наименование контролирующего органа, предмет и основания для проверки, Ф. И. О. должностных лиц, тип мероприятия, даты проверки, сведения об объекте контроля, то есть заказчике, перечень документов, которые использовались при проверке.

Далее следует описательная часть. В ней подробно описывают все выявленные несоответствия и нарушения, даются ссылки на нормативно-правовые акты. В заключительной части акта проверяющие указывают свои рекомендации и ставят подписи. Подписать акт также должен представитель заказчика.

По итогам проверки орган финконтроля составляет предписание. Ниже представлен пример документа — предписание администрации Богородского городского округа Московской области (номер проверки в ЕИС № 201846300364000011). Нарушения заказчика были связаны с неоплатой исполненных обязательств по контракту. Как это выглядело в предписании, смотрите на рисунке 5.

← Рисунок 5

Как выглядит Предписание

Как добраться

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) расположена по адресу: Москва, ул. Садовая-Кудринская, дом 11

Для писем и обращений:

Адрес: Садовая-Кудринская ул., 11, Москва, Д-242, ГСП-5, 123242

E-mail: delo@fas.gov.ru

Канцелярия

Прием документов проводиться в здании службы на 1 этаже (вход свободный).

График приема документов:

понедельник-четверг 10.00-17.00
пятница 10.00-16.45
обеденный перерыв 12.30-13.30

Узнать входящий номер документа можно по телефону (499)795-71-69

Документы также можно опустить в почтовый ящик (рядом с пропускным пунктом). Выемка и регистрация корреспонденции производится несколько раз в день.

Общественная приемная ФАС России

тел:(499) 795-76-53; (499) 252-68-65 (телефон многоканальный, дождитесь ответа сотрудника Общественной приемной)
факс: (499) 254-83-00

skype:Publicreception1, Publicreception2

Для того, чтобы связаться, скопируйте имя пользователя в поле поиска программы Скайп и выберите в меню программы «Звонки» -> «Позвонить»

Общественная приемная расположена в здании службы на 1 этаже, вход свободный.

График работы:
понедельник — четверг с 9.00 до 18.00 (обед 13-14)
пятница — с 9.00 до 16.45 (обед 12-13)

В Общественной приемной граждане могут получить консультацию:
— по вопросам деятельности ФАС России,
— разъяснение роли ведомства в системе федеральных органов исполнительной власти, а также ее полномочий в установленной сфере деятельности,
— по вопросам, связанным с подготовкой документов для направления в ФАС России,
— о порядке оформления заявлений (жалоб, обращений) гражданами и организациями для подачи в ФАС России,
— процедурные вопросы рассмотрения жалоб и дел в ФАС России и др.

Ежемесячно прием также ведут сотрудники структурных подразделений центрального аппарата ФАС России по предварительной записи в Общественной приемной. Записаться на прием можно по телефону: (499) 795-76-53.

Руководство Общественной приемной ФАС России:

Елизавета Аксёнова, начальник отдела общественных связей, тел. (499) 252-10-63
Ирина Кашунина, заместитель начальника административного управления, тел. (499) 254-86-38
Алексей Доценко, начальник Административного управления, тел. (499) 795-71-28

Пресс-служба ФАС России

(только для представителей СМИ)

(499) 252-10-63 (Елизавета Аксёнова, +7 (919) 764-77-12: госзаказ, картели, ЖКХ),

(499) 252-46-57 (Ирина Луценко, +7 (916) 650-24-68: ТЭК, электроэнергетика, информационные технологии)

(499) 252-18-14 (Екатерина Зубова, +7 (917) 581-78-00: административная реформа, транспорт, связь, аналитическое управление, ),

(499) 252-18-14 (Виктория Ливанова, +7 (917) 581-76-78: органы власти, промышленность, правовой отдел),

(499) 795-71-22 (Марина Саранская, +7 (916) 164-07-11: финансовые рынки, реклама и недобросовестная конкуренция, торговля и социальная сфера),

(499) 255-91-57 (Евгений Изотов: +7 (917) 581-92-55: АПК, иностранные инвестиции, международное экономическое сотрудничество),

(499) 252-06-84 (Татьяна Шмонова, +7 (917) 581-78-04: территориальные органы ФАС России),

(499) 254-86-38 (Ирина Кашунина, +7 (910) 402-75-18: руководитель пресс-службы)

Внеплановые проверки Федеральной Антимонопольной Службы проводятся с целью соблюдения антимонопольного и рекламного законодательства. Они достаточно распространены и часто заканчиваются штрафными санкциями, при этом их периодичность ничем не ограничена. Узнайте все о внеплановых проверках ФАС: кому они грозят, как проводятся и что рекомендуется делать в случае визита проверяющих.

Причины внеплановой проверки ФАС

Проверки ФАС регламентированы ст. 25 федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Административным регламентом, утв. приказом ФАС от 25.05.2012 № 340, а также Приказом ФАС № 75/14 от 11.02.2014 г.

ФАС имеет право проверять все государственные органы и компании, исполнительные органы власти, ИП, коммерческие фирмы, в том числе ООО, АО, их обособленные подразделения. При этом положения федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», касающиеся порядка проведения проверок ФАС, могут не применяться в части, регламентируемой положениями антимонопольного законодательства (п.4 ст.1 закона № 294-ФЗ).

Плановые проверки проводятся по предварительно утвержденному на год графику. Внеплановые — в любое время, после поступления жалобы или иного сообщения о нарушении антимонопольных правовых норм от следующих лиц:

  • компаний, граждан, СМИ;

  • правоохранительных органов;

  • общественных объединений;

  • местной администрации;

  • иных госорганов;

  • уполномоченных при президенте России и в регионах по защите предпринимательских прав.

Проверки ФАС могут быть назначены в случае поступления обращения или невыполнения предписания после рассмотрения жалобы при проведении госзакупок по закону № 44-ФЗ. При таких жалобах инспекторы будут проверять деятельность компании в пределах 3-х последних лет (Методические рекомендации ФАС по проведению проверок № АЦ/8325 от 25.05.2007).

Что считается нарушением и может быть основанием для подачи жалобы в ФАС:

  • Недобросовестная конкуренция при заключении контрактов.

  • Монопольно завышенные или наоборот, заниженные цены на товары и услуги.

  • Заведомо неправильное формирование цены.

  • Распространение дискриминирующих ложных данных о конкурирующих компаниях.

  • Раскрытие чужой коммерческой тайны и т. п.

Также ФАС вправе отреагировать на сигнал о рекламе с недостоверными данными, являющейся фальшивой и не соответствующей требованиям федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006. Поводом к проверке также является истечение срока, отведенного на исполнение ранее выданного предписания об исправлении выявленных нарушений.

Внеплановая проверка ФАС по жалобе: как проводится

Перед проведением внеплановой проверки управление федерального или регионального антимонопольного органа издает соответствующий приказ (п.6, 7 ст. 25.1 закона № 135-ФЗ). Проверяемого извещают об этом не менее чем за 24 часа до начала контрольных мероприятий. Способы уведомления могут быть абсолютно любыми: курьером, по телефону, обычным или электронным письмом. Полностью внезапной (без предупреждения) является проверка соблюдения запрета в отношении картелей и ограничивающих конкуренцию госорганов по ст.11, 16 закона о конкуренции № 135-ФЗ.

Внеплановые проверки УФАС проводятся как минимум двумя инспекторами. Если проверяет Центральный аппарат ФАС, в составе проверочной комиссии должно числиться минимум три сотрудника.

Процедура может осуществляться как на территории проверяемого субъекта (выездная проверка), так и без выезда к нему с запросом необходимой документации (документарная проверка). К проверке также могут быть привлечены сотрудники правоохранительных органов и эксперты соответствующей сферы деятельности.

При запросе документов проверяющему необходимо будет предоставить их в течение трех рабочих дней. Как правило, все эти моменты будут прописаны в приказе о проведении проверочных мероприятий. Если по документам обнаружатся нарушения антимонопольного законодательства, будет назначена выездная проверка по адресу проверяющего.

В случае непосредственного визита инспекторов в компанию или если проверяющие найдут подтверждение жалобам в представленной документации, производится осмотр территории, забор образцов товара, продукции, назначаются необходимые экспертизы.

Процедура проверки длится не более 1 месяца и может проводиться в документарной форме или с выездом на территорию компании. Отсчет ведется с момента составления приказа о начале проверочных мероприятий и до направления проверяемому акта о результатах проверки. Срок проверки может быть продлен не более чем на 2 месяца в отдельных исключительных случаях: например, для проведения необходимых лабораторных экспертиз, перевода документов, оформленных на иностранном языке и др.

После окончании ревизионных мероприятий сотрудники ФАС оформляют акт о проверке в 2 экземплярах, один из которых выдается представителю проверяемой организации под роспись. При обнаруженных нарушениях составляется предписание об устранении нарушений в определенный срок. Если будут найдены достаточно грубые или повторные нарушения, инспекторы могут привлечь компанию к административной ответственности. После получения на руки окончательного заключения о результатах проверки компания может представить свое ответное возражение в пределах 15 дней.

Права инспекторов ФАС

Инспекторы при внеплановой проверке ФАС имеют полное право:

  • проходить на территорию компании, в офис, посещать склады и цеха: исключение составляет только жилье проверяемого (ст.25.2 закона № 135-ФЗ);

  • осматривать, фотографировать и снимать на видео документы, территорию и расположенные на ней объекты проверяемого субъекта с участием понятых и составления акта осмотра (ст.25.3 закона № 135-ФЗ);

  • получать на руки бумажную документацию компании (заверенные копии) и другую необходимую информацию, копировать ее, в том числе электронную переписку и документы (ст. 25.4 закона № 135-ФЗ);

  • изымать документы по акту приема-передачи

Изучению подлежит также информация, считающаяся коммерческой тайной.

Рекомендации при внеплановой выездной проверке

При визите инспекторов ФАС или получении уведомлений о документальной ревизии, проверяемым желательно соблюдать несколько простых правил:

  • Обязательно проверить удостоверяющие документы сотрудников: соответствуют ли они данным в приказе, распоряжении о проверке. Также необходимо убедиться, что инспекторов как минимум двое. При обнаружении даже незначительных несоответствий в этих документах вы имеете право не пропустить явившихся сотрудников на свою территорию.

  • Оповестить руководителя, управляющий персонал и (если возможно) пригласить юриста для сопровождения проверяющих. Проверяемый вправе присутствовать при проведении проверки и получать от должностных лиц ФАС информацию по ее предмету.

  • Не препятствовать инспекторам в их действиях, предъявлять только то, о чем они просят, не предоставляя лишней информации.

  • При изъятии документов вначале рекомендуется снять с них копии, т. к. государственные органы нередко теряют предоставленные им документы, и составить акт приема-передачи.

  • Необходимо требовать составления подробного протокола совершаемых инспекторами действий, внимательно проверять составленные протоколы и акты, а также заявлять о своем согласии/несогласии с ними. Запись процесса проверки и следование приведенным рекомендациям поможет в будущем, если результаты проверки будет необходимо оспаривать в суде.

Антимонопольное регулирование

Одновременно с ходатайством или уведомлением об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, в антимонопольный орган представляются:

  1. нотариально заверенные копии учредительных документов заявителя — юридического лица или фамилия, имя, отчество заявителя — физического лица и данные документа, удостоверяющего его личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ), по состоянию на дату представления указанных ходатайства или уведомления;
  2. нотариально заверенные копии учредительных документов лица, являющегося объектом экономической концентрации, по состоянию на дату представления указанных ходатайства или уведомления либо заявление в письменной форме о том, что заявитель такими документами не располагает;
  3. документы и (или) сведения, определяющие предмет и содержание сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю;
  4. сведения о видах деятельности, которые осуществлялись заявителем в течение двух лет, предшествующих дню представления указанных ходатайства или уведомления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, а также копии документов, подтверждающих право на осуществление видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются специальные разрешения;
  5. сведения о наименованиях видов продукции, об объеме продукции, произведенной, реализованной заявителем в течение двух лет, предшествующих дню представления указанных ходатайства или уведомления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов номенклатуры продукции;
  6. имеющиеся у заявителя сведения об основных видах деятельности, о наименованиях видов продукции, об объеме продукции, произведенной, реализованной такими лицами в течение двух лет, предшествующих дню представления указанных ходатайства или уведомления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов номенклатуры продукции, а также копии документов, подтверждающих право на осуществление этих видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются специальные разрешения, или заявление в письменной форме о том, что заявитель данными сведениями и документами не располагает;
  7. бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления указанного ходатайства, а при представлении указанного уведомления по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате осуществления сделки, иного действия;
  8. сведения о суммарной балансовой стоимости активов заявителя и его группы лиц по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления указанного ходатайства, а при представлении указанного уведомления по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате осуществления сделки, иного действия;
  9. сведения о суммарной балансовой стоимости активов лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления указанного ходатайства, а при представлении указанного уведомления по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате осуществления сделки, иного действия, либо заявление в письменной форме о том, что заявитель данными сведениями не располагает;
  10. финансово-экономическая и иная отчетность заявителя, представляемая в Центральный банк Российской Федерации и в осуществляющие регулирование на рынке финансовых услуг федеральные органы исполнительной власти, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления указанного ходатайства, а при представлении указанного уведомления по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате осуществления сделки, иного действия, если заявителем является финансовая организация;
  11. представляемая в Центральный банк Российской Федерации и в осуществляющие регулирование на рынке финансовых услуг федеральные органы исполнительной власти, если приобретаются акции (доли), имущество и (или) активы финансовой организации и (или) права в отношении ее, финансово-экономическая и иная отчетность лица, являющегося объектом экономической концентрации, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления указанного ходатайства, а при представлении указанного уведомления по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате осуществления сделки, иного действия, либо заявление в письменной форме о том, что заявитель данными документами не располагает;
  12. перечень коммерческих организаций, более чем пятью процентами акций (долей) которых заявитель распоряжается на любом основании, по состоянию на дату представления указанных ходатайства или уведомления либо заявление в письменной форме о том, что заявитель не распоряжается акциями (долями) коммерческих организаций;
  13. перечень коммерческих организаций, более чем пятью процентами акций (долей) которых лицо, являющееся объектом экономической концентрации, распоряжается на любом основании, по состоянию на дату представления указанных ходатайства или уведомления, либо заявление в письменной форме о том, что указанное лицо не распоряжается акциями (долями) коммерческих организаций, либо заявление в письменной форме о том, что заявитель такими сведениями не располагает;
  14. перечень лиц, которые распоряжаются на любом основании более чем пятью процентами акций (долей) заявителя, по состоянию на дату представления указанных ходатайства или уведомления;
  15. перечень лиц, которые распоряжаются на любом основании более чем пятью процентами акций (долей) лица, являющегося объектом экономической концентрации, по состоянию на дату представления указанных ходатайства или уведомления либо заявление в письменной форме о том, что заявитель такими сведениями не располагает;
  16. перечень лиц, входящих в группу лиц с заявителем, по форме, утвержденной федеральным антимонопольным органом, с указанием признаков, по которым такие лица входят в эту группу, на дату представления ходатайства, а при представлении указанного уведомления на момент осуществления сделки, иного действия.
  17. перечень лиц, входящих в одну группу лиц с иными указанными в статьях 27 — 30 Закона о защите конкуренции лицами, по форме, утвержденной федеральным антимонопольным органом, с указанием признаков, по которым такие лица входят в эту группу, на дату представления указанного ходатайства, а при представлении указанного уведомления на момент осуществления сделки, иного действия либо заявление в письменной форме о том, что заявитель такими сведениями не располагает. В перечень лиц, входящих в группу лиц с иными указанными лицами, включаются лица, участвующие в присоединении, и (или) лицо, являющееся объектом экономической концентрации; лица, под контролем которых находятся лица, участвующие в присоединении, и (или) лицо, являющееся объектом экономической концентрации; лица, находящиеся под контролем лица, являющегося объектом экономической концентрации; лица, входящие в группу лиц с лицом, являющимся объектом экономической концентрации, и осуществляющие деятельность на товарных рынках, на которых осуществляют деятельность заявитель и лицо, являющееся объектом экономической концентрации, а также находящиеся под их контролем лица.
  18. сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение более чем пятью процентами акций (долей) заявителя их номинальными держателями, в том числе о таких лицах, учрежденных в государстве, которое предоставляет льготный налоговый режим и (или) законодательством которого не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о юридическом лице (оффшорные зоны);
  19. перечень лицензий лица, являющегося объектом экономической концентрации, на осуществление видов деятельности, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», либо заявление в письменной форме о том, что заявитель данными сведениями не располагает;
  20. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за принятие решения об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю.

Подача жалобы в ФАС

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • Федеральная Антимонопольная Служба
  • Подача жалобы в ФАС

Деятельность Федеральной антимонопольной службы, или ФАС России, заключается в поддержании принципов свободной конкуренции.

Главным образом ФАС России рассматривает следующие случаи:

  1. злоупотребление доминирующим положением;

  2. сговор с целью завышения цен;

  3. преференции со стороны органов власти по отношению к подрядчикам;

  4. навязывание дополнительных услуг;

  5. нарушение закона о рекламе.

В чем заключается работа ФАС?

На практике деятельность антимонопольной службы может быть очень полезна как простым людям, так и юридическим лицам.

В сфере государственных закупок самым распространенным случаем является подача жалобы в ФАС на ошибки в документации и неправомерные действия заказчика

Чтобы воспользоваться своими правами нужно, во-первых, их знать, а во-вторых, грамотно составить обращение в соответствующий орган.

Порядок подачи жалобы в ФАС и в каких случаях ждать отказа?

Существует два способа обращения в антимонопольную службу:

  1. жалоба – просьбу о защите прав или свобод заявителя;

  2. заявление – по сути, сообщение о нарушении закона. Заявитель может сообщать, как о нарушении непосредственно своих прав, так и о нарушениях, не касающихся его лично. Главное, чтобы вопрос, описываемый в заявлении, был в компетенции службы.

В ФАС можно обращаться, как по почте, так и через интернет, заполнив форму на сайте ведомства. Жалобу, связанную с нарушениями в сфере государственных закупок можно подать либо в бумажном виде, либо в форме электронного документа на адрес электронной почты территориального контролирующего органа (управление ФАС в субъекте РФ).

Данные для отправки жалобы в антимонопольный орган обычно указаны на сайте каждого УФАС.

Наши специалисты помогут Вам составить жалобу в ФАС для защиты Ваших интересов в торгах.

Сроки подачи жалобы в ФАС

Срок подачи жалобы в ФАС, согласно 44-ФЗ составляет 10 дней с момента размещения в Единой информационной системе итогового протокола. В течение 2 дней после подачи жалобы, информация о ней размещается в ЕИС, а также направляется уведомление лицам, участвующим в рассмотрении (заявителю, заказчику, оператору электронной площадки):

  1. о поступлении жалобы;
  2. ее содержании;
  3. о месте и времени ее рассмотрения.

В течение 5 рабочих дней контролирующий орган рассматривает жалобу по существу и выносит мотивированное решение. В течение 3 рабочих дней с даты принятия решения и, в случае выдачи предписания, с даты выдачи такого предписания, направляет копию решения и предписания участнику, подавшему жалобу, заказчику, а также оператору электронной площадки.

Подготовка и подача жалобы в ФАС

регламентированные сроки и защита интересов в суде

Заказать

Иногда обращение остается без ответа. Основания для этого четко оговорены законом:

  • Вы не сообщите фамилию;

  • Вы наберете текст одними заглавными буквами, латиницей или не разобьете его на предложения;

  • Вы повторно обращаетесь с одним и тем же вопросом, не сообщая новые факты;

  • Вы обращаетесь с вопросом по поводу решения суда.

Как подавать жалобу в ФАС в электронном и письменном виде знают не все. И то, и другое должно содержать одинаковую информацию, отличаются они исключительно оформлением.

Жалоба в ФАС — как оформить обращение?

  • К подготовке пакета документов стоит подойти очень тщательно. Небрежность может стать козырем в руках вашего будущего оппонента, привести к затягиванию процесса рассмотрения.

  • Составление жалобы в ФАС требует грамотности и терпения, если она подается письменно, то по установленной форме.

  • Если речь идет о юридическом лице, то обращение пишется от лица представителя компании и заверяется его личной или электронной цифровой подписью.

  • К жалобе прикладываются документы, подтверждающие вашу правоту, и их список.

  • Текст обращения должен содержать ссылки на законодательные акты, подтверждающие Вашу точку зрения.

  • Не забудьте об информации о Вас или о компании.

В конце статьи Вы увидите образец жалобы в ФАС, составленной на фирменном бланке организации.

Если обращение будет от юридического лица, то Вам потребуется фирменный бланк организации и также необходимо будет завизировать его как исходящий документ. Документ должен быть подписан подающим лицом или его уполномоченным представителем (в этом случае пакет документов должен содержать доверенность на право подписи).

Порядок подачи жалобы в ФАС

Когда подготовка окончена, нужно решить, каким образом будет подана жалоба: в электронном виде или в бумажном.

При любом варианте необходимо помнить, что:

  1. Важно соблюсти сроки подачи.

  2. Вам необходимо подать жалобу в территориальный орган ФАС России, его адрес можно найти в интернете на официальном сайте службы.

Уведомление о принятии жалобы к производству будет отправлено на Ваш адрес электронной почты, либо почтой России, а также размещено на сайте http://zakupki.gov.ru/ в Единой информационной системе.

В принципе, порядок всегда один и тот же, хотя и имеет свои отличия в зависимости от того, какое нарушение совершено.

Жалоба в ФАС по 223-ФЗ — новые условия с 2018 года

Жалобы в ФАС на заказчика

Участие в аукционах часто приводит к конфликтным и просто неоднозначным ситуациям. Желание какой-либо структуры оттеснить одного или нескольких участников, сговоры, затягивание сроков приема заявок – то, с чем часто встречаются, подрядчики. Если Вы столкнулись с подобной ситуацией, то обращаться нужно именно в антимонопольную службу.

Важно понимать, кто в каком случае имеет право подать жалобу:

  1. на содержание конкурсной документации — любое лицо;
  2. на действия комиссии или заказчика при рассмотрении заявок, подведении итогов, проведении аукциона или иных действиях, совершенных после срока окончания подачи заявок — только лицо, подавшее заявку.

Формулировок жалоб немало. Каждая из них эффективна в конкретном случае. Их виды зависят от типа конкурса:

  1. заказ для федеральных нужд госорганами и органами, управляющими внебюджетными фондами: жалоба на поведение заказчика во время размещения заказа, его действие или бездействие;

  2. участвуя в закрытом конкурсе для потребностей субъекта РФ или муниципальных нужд, Вы также можете написать жалобу в ФАС на действия или бездействия заказчика;

  3. будучи участником электронного аукциона, Вы можете обжаловать действия оператора электронной торговой площадки, в том числе, если у вас возникли проблемы с аккредитацией.

Совет: если Вы подаете жалобу в антимонопольную службу на нарушение законодательства о госзаказе, очень важно не терять времени из-за незнания формальностей. Именно поэтому лучший выход – доверить подготовку специалистам, обратившись в «РусТендер».

Однако некоторые правила должен знать каждый. Мы перечислим только основные моменты, которые не ограничивают всего многообразия возможных ситуаций:

  • Жалоба в ФАС на документацию должна быть подана до того, как закроется прием заявок на участие;

  • она должна быть в письменной форме и заверена личной или электронной подписью;

  • действия оператора ЭП обжалуются в течение 30 дней, а жалоба на заказчика должна быть подана до заключения контракта, в течение 10 дней с даты размещения итогового протокола;

  • о месте и времени рассмотрения обращения Вы узнаете в течение двух дней после подачи документов.

В ходе рассмотрения проводится проверка, по итогам которой Ваше обращение может быть признано обоснованным, необоснованным или частично обоснованным.

В чем же главная цель подачи жалобы в ФАС? В выявлении нарушений закона: если таковые будут выявлены, то контракт не будет заключен до их устранения.

Помощь при подготовке обращения

Очень важно подготовить все необходимые документы оперативно и оформить их в соответствии с требованиями закона. От этого во многом зависит вероятность быстрого и благоприятного для Вас решения о нарушении в сфере госзаказа.

Доверьтесь команде профессионалов компании «РусТендер». Наши специалисты обладают большим опытом работы в сфере госзаказа, а это значит, что мы сумеем обойти подводные камни и опасные мели. Хотите подать жалобу в ФАС? Просто оставьте на заявку на сайте или позвоните по бесплатному номеру 8-800-700-23-26 и мы:

  1. проанализируем ситуацию;

  2. подготовим документы так, чтобы не допустить затягивания дела;

  3. подадим пакет документов с соблюдением всех сроков.

Работа с нами – это оперативная помощь Вашему бизнесу. Наша компания оказывает целый комплекс услуг в сфере госзаказа и закупок государственных компаний. Нам есть что предложить, как опытным, так и начинающим игрокам.

Образец жалобы в ФАС

Как ФАС проверяет закупки по 44-ФЗ

Федеральная антимонопольная служба — контролирующий орган в сфере закупок. Ее задача заключается в том, чтобы пресекать нарушения закона о защите конкуренции, а если таковые допущены — требовать от нарушителей их устранения. Ведь именно обеспечение равных условий доступа к исполнению государственных контрактов для всех заинтересованных лиц является одним из основополагающих принципов системы закупок.

Основными инструментами, применяемыми ФАС для осуществления своих функций, являются проверки. Рассмотрим, какие они бывают, а также их специфику.

Виды проверок ФАС по 44-ФЗ

Антимонопольные органы осуществляют проверки двух типов:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Плановые. Максимально возможная частота — 1 раз в 3 года. План проверок составляется заранее и публикуется на сайте системы госзакупок.
  2. Внеплановые. Основанием служит любой сигнал — жалоба участника, информация в СМИ, обращение органов охраны правопорядка и так далее. Не имеют определенной законом частоты проведения.

По статистике, внеплановые проверки являются более эффективными, то есть в большинстве случаев в их ходе выявляются нарушения, выносятся предписания и налагаются штрафы.

Правовая основа

Проводя проверки в сфере госзакупок, антимонопольные органы руководствуются такими документами:

  • законом 44-ФЗ;
  • приказом ФАС РФ от 11.02.2014 № 75/14;
  • методическими рекомендациями из письма ФАС РФ от 25.05.2007 № АЦ/8325.

Предметом проверки может стать все, что связано с закупками и нарушением законодательства о защите конкуренции.

Плановые проверки

Итак, плановые проверки ФАС, как следует из их названия, проводятся на основании заранее утвержденного плана. Его составляют на полгода, утверждают приказом и размещают в ЕИС. Изменения в план вносятся и публикуются в том же порядке.

Перед конкретной процедурой проверки выпускается отдельный приказ о ее проведении. В таком документе непременно должны быть следующие данные:

  • наименование органа, который будет проводить проверку;
  • наименование проверяемого субъекта;
  • имена и должности специалистов ФАС (не менее 2-х человек), которые вошли в проверочную комиссию;
  • что и за какой период будет проверяться;
  • сроки проверки (даты начала и окончания).

Важно! Проверка органами ФАС должна длиться не более 30 дней. Продлить этот срок можно на основании отдельного приказа, но лишь в исключительных случаях.

Не позднее, чем за 7 рабочих дней до начала проверки, проверяемая организация должна быть уведомлена об этом. Информация должна быть доведена до субъекта вовремя — это обязан обеспечить антимонопольный орган.

Вместе с уведомлением о проверке в организацию направляется перечень документов, которые нужно будет предоставить инспекторам, а также условий, необходимых для их работы. В частности, проверяющим может понадобиться место, оргтехника, телефон.

Сам процесс проверки делится на два этапа:

  1. Рассмотрение документов и информации.
  2. Проведение заседания инспекции, по итогам которого выносится решение. В нем содержатся выводы о наличии либо отсутствии правонарушений.

Помимо решения, проверяющие могут выдать:

  • протокол об административном нарушении (последует административное дело и привлечение к ответственности);
  • предписание об устранении выявленных нарушений.

Кроме того, орган ФАС по результатам проверки может обратиться с иском в суд, дабы признать отдельные процедуры закупки недействительными.

Внеплановые проверки

Поскольку оснований для внеплановых проверок множество, то и проводятся они гораздо чаще. Большинство проверок ФАС, которые инициированы жалобами и обращениями, заканчивается выявлением нарушений.

Внеплановая проверка может проводиться как на территории проверяемого субъекта, так и без выезда к нему. Срок внеплановой проверки короче — до 5 дней. В итоге ФАС вынесет предписание, причем оно может последовать как для заказчика, так и для прочих участников закупки.

Что касается предмета внеплановой проверки по 44-ФЗ, то все начинается с обстоятельств, изложенных в жалобе или обращении. Однако этим дело может не ограничиться. В процессе инспекторы могут выявить иные нарушения, что приведет к расширению предмета проверки. Максимально возможная «зона охвата» — вся закупочная деятельность в пределах 3 последних лет.

Видеозапись внеплановой проверки ФАС:

Рекомендации по поведению

Итак, если назначена проверка ФАС, то, вполне вероятно, в результате будут выявлены нарушения. Такова статистика. Естественно, этот факт не вселяет оптимизма. Тем не менее есть шансы «снизить градус» негативных последствий, если к проверке подготовиться.

В первую очередь, нужно уведомить о предстоящей ревизии все службы организации, которых она может коснуться. Помимо отдела закупок, контрактной службы (управляющего) и так далее, стоит предупредить юридический отдел, бухгалтерию, канцелярию. Эти подразделения также должны быть готовы к тому, что проверяющие из ФАС захотят с ними пообщаться.

Важно помнить, что осуществлять проверку имеют право только те лица (минимум двое), которые указаны в уведомлении. Поэтому в обязательном порядке следует проверить документы представителей антимонопольного органа. Если явились лица, не указанные в уведомлении, вы имеете полное право не пустить их на территорию организации и не предоставлять им документы.

Если с документами у инспекторов все в порядке, им следует обеспечить беспрепятственный доступ в помещение, а также указанные в уведомлении условия работы. Запрещено препятствовать проверяющим — отказывать в предоставлении документов, не идти на контакт и так далее. В то же время не стоит давать им лишнюю информацию и документы. Не нужно пускать их деятельность на самотек, оставлять одних в помещении.

Внимание! Инспекторы имеют право забрать для изучения оригиналы документов. Все изъятия должны оформляться актами приема-передачи.

Кстати, рекомендуем снять копии со всех документов, которые передаются проверяющим. В особенности тех, которые будут изъяты и отправлены в ФАС. Не секрет, что в государственных органах бумаги легко теряются.

Инспекторы не должны превышать своих полномочий. В этом плане целесообразно обеспечить в процессе проверки присутствие юриста — он поможет защитить интересы проверяемого лица. Важно следить, чтобы акты и протоколы составлялись проверяющими правильно. Кроме того, специалисты рекомендуют записывать весь ход проверки. Это может помочь в том случае, если впоследствии придется оспаривать ее результаты в суде.

О проверках ФАС по картельным сговорам:

Что проверяет ФАС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *