Конфликт с законом

Рассмотрим в публикации понятие «конфликта интересов» для работников образовательных организаций (в первую очередь — конфликт интересов педагогического работника).

В нормативно-правовом пространстве системы образования понятие «конфликт интересов педагогического работника» впервые введено Федеральным законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»). Согласно закону «конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».

В первую очередь законодатель высказывает желание побороться с ситуацией оказания платных репетиторских услуг, которые оказываются педагогическими работниками образовательных организаций, в которых обучаются благополучатели этой услуги. Эта норма отражена в ч.2. ст. 48 рассматриваемого закона — педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Согласитесь, что данная ситуация очень распространена в системе образования, более того, зачастую педагогические работники умудряются создать ситуации, когда родители (законные представители) обучающихся вынуждены прибегнуть к «предлагаемым» (навязываемым) услугам репетиторов. Не будем даже останавливаться на ситуации, когда в профессиональном сообществе коллеги начинают «поставлять» репетируемых по принципу «ты — мне, я — тебе»!

При этом нужно понимать, что законом не устанавливается запрет на оказание платных образовательных услуг, которые могут оказываться образовательной организацией на договорной основе. При этом педагог, который ведёт у ребёнка рядовой урок по учебному расписанию, вполне может на законных основаниях оказывать платные образовательные услуги, в которых он будет лишь представителем стороны Исполнителя договорных обязательств.

При каких же условиях услуги, которые оказываются педагогом, подпадут под нарушение норм ч.2 ст.48? Можно выделить ряд обязательных условия:

— услуга, которую оказывает педагог, является платной и носит образовательный характер (подчёркиваем, что речь не идёт об официальных платных образовательных услугах, которые предлагает образовательная организация);

— платная услуга оказывается обучающемуся в образовательной организации, в которой работает педагогический работник;

— оказание услуги приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Только в случае соблюдения всех перечисленных условий приводит к запрету на оказание платной услуги. Из этого следует, что законодатель чётко обозначил, что педагогический работник не вправе оказывать платные образовательные услуги (как физическое лицо или индивидуальный предприниматель) в здании образовательной организации, в которой он работает, а также оказывать эту платную услугу обучающемуся, у которого он ведёт занятия в рамках своей основной деятельности. Запрет может распространяться и на случаи, когда оказывает услугу педагог, который не преподает у конкретного ученика — получателя услуги, т. к. трудно доказать отсутствие сговора между педагогическими работниками (пример взят из постатейного комментария 273-ФЗ (Ласкина Н.В., Новикова Н.А., Лежнева Н.С., Тимофеева Н.Ю., Слесарев С.А., Вахрушева Ю.Н., система КонсультантПлюс)

Каким образом на практике можно доказать наличие конфликта интересов? Фактически невозможно! Выявить наличие таких платных образовательных услуг (занятий) можно будет только в случае, если обучающийся заявит, что они проводились. Допустить такое возможно, но доказать.? Осуществляя контроль за соблюдением режима учебного дня, представителю администрации образовательной организации достаточно сложно понять, являются ли занятия с обучающимся бесплатными занятиями с отстающим или талантливым ребенком, в рамках обязанностей учителя, или запрещенной репетиторской деятельностью. В данном случае выход только один — чётко обозначить проведение всех консультационных и прочих занятий и только исключительно в рамках тех часов, которые предоставлены педагогу в рамках тарификации или оказываемых платных образовательных услуг (по отдельному расписанию). Согласитесь, сложно реализовать на практике данное предложение, хотя бы в ситуации, когда увлечённые своим предметом педагоги готовят ребят к олимпиадам, занимаются проектной деятельностью. Здесь уж всё жёстко и чётко не отмерить… В случае, если занятия проходят дома у учителя или ученика, то это в принципе не может быть проконтролировано. Допустим, что ребёнок и заявит о таких занятиях с педагогом, но при получении такого заявления будет достаточно сложно доказать его соответствие действительности, поскольку педагог может занять позицию, что его оклеветали, и денег за занятия с ученика он не брал. На практике реализация требований данной статьи закона и подведение перечисленных ситуаций под конфликт интересов явно пробуксовывает.

А что с ответственностью для педагогического работника? Законодатель не предусмотрел ответственность за нарушение ч.2 ст.48! Образовательная организация на своём уровне может отразить свою позицию по данному вопросу в локальных нормативных актах, трудовом договоре, можно привлечь работника к дисциплинарной ответственности. Необходимо только помнить про доказательную базу, т. к. работник вправе отстаивать свои права, в т. ч. в судебном порядке, доказывая свою невиновность. Вероятность того, что на практике данная статья работать не будет, очень высока.

Какие ситуации можно отнести к конфликту интересов педагогического работника? В зависимости от типа образовательной организации и видов деятельности, которые в ней осуществляются можно смоделировать достаточно большое количество таких ситуаций. Рассмотрим некоторые из них:

1. Педагогический работник входит в состав конкурсного жюри какого-либо мероприятия (например, районный, городской конкурс проектных работ, соревнование, олимпиады и т. д.), участие в котором принимает его обучающийся. Являясь членом жюри ему приходится оценивать участие обучающегося в данном мероприятии. Если к этому добавить возможность в дальнейшем получения материальной выгоды за результативность участия (так называемые стимулирующие выплаты), то это явно конфликт интересов.

2. Формирование списков учебных групп (классов). Ситуация возникновения конфликта интересов педагогического работника здесь очень вероятна. Например, формирование списка учащихся первых классов. Ни для кого не является секретом, что на практике педагог может повлиять на состав формируемого списка обучающихся и при этом может преследовать корыстные цели.

3. Педагогический работник получает небезвыгодные предложения (услуги, подарки и т. д.) от родителей обучающихся, которых он обучает.

Какие ещё ситуации конфликта интересов могут быть в образовательной организации? Поскольку ситуации конфликта интересов являются в первую очередь предметом федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции». В статье 10 «под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)». При этом «под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями». Рассматривая понятие «конфликта интересов» через призму данного закона, нужно понимать, что в первую очередь речь идёт о должностных лицах, которые относятся к государственной или муниципальной службе. Работники образовательной организации к таковым не относятся. Однако законодательство модернизируется, совершенствуется и уже сейчас к руководителям образовательных организаций применяют отдельные нормы данного закона, например, предоставление сведений о доходах и т. д.

В заключении отметим, что образовательная организация может и должна проводить профилактическую работу по недопущению возможности создания ситуаций, которые приводят к конфликту интересов педагогического работника. Это в первую очередь разработка локальных нормативных актов образовательной организации.

  • Автор — Звягин Александр Сергеевич
  • 01.10.2016
  • Все консультации автора

Первая страница Версия для печати

За решеткой, но неподсудны: неизвестная история о детях в конфликте с законом

В условиях, когда активными темпами наращиваются глобальные усилия по обеспечению защиты самых юных членов общества, не может не вызывать тревогу число детей во многих регионах мира, которые содержатся в заключении без достаточных на то оснований, зачастую за совершение правонарушений, которые, будь они совершены взрослыми, даже не считались бы уголовными преступлениями.

История
«Ни один ребенок не может быть лишен свободы произвольным или незаконным образом». Так говорится в Конвенции о правах ребенка — одном из семи ключевых договоров, формирующих международную правозащитную базу. Однако, по словам ЮНИСЕФ, не может не вызывать тревогу большое число детей во всем мире, которые лишены свободы и содержатся в заключении без достаточных на то оснований. Кроме того, хотя в Конвенции подчеркивается, что тюремное заключение ребенка используется «лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени», многие дети оказываются за решеткой просто из-за того, что их поведение вызывает раздражение или рассматривается в качестве угрозы. К тому же в большинстве случаев их дела не рассматриваются судом, но при этом они проводят в тюрьмах месяцы, а в некоторых случаях и годы, зачастую не имея доступа к правовой помощи. В некоторых странах подавляющее большинство детей, вступающих в конфликт с законом, — это выходцы из малообеспеченных общин, которые подвергаются уголовному преследованию просто за попытки выжить. Нередко дети содержатся в предосудительных и бесчеловечных условиях. Распространенной практикой является физическое насилие, а пытки и допросы наносят детям глубокие травмы. Дети, оказавшиеся жертвами торговли людьми и сексуальной эксплуатации, зачастую вновь оказываются в роли жертв.

Хотя единогласное принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году Конвенции о правах ребенка придало мощный импульс предпринимаемым во всем мире усилиям по защите прав детей и привлекло внимание средств массовой информации ко многим из лежащих в основе этой проблемы вопросам, эксперты ООН предупреждают, что этому тревожному явлению, имеющему серьезные последствия для благополучия детей, уделяется недостаточно внимания. Для решения этой проблемы ЮНИСЕФ в сотрудничестве с рядом стран пытается привести систему правосудия по делам несовершеннолетних в соответствие с международными стандартами и гарантировать защиту прав детей, вступающих в контакт с законом.

Некоторые факты

  • Под термином «дети, находящиеся в конфликте с законом», понимаются все лица моложе 18 лет, вступающие в контакт с системой правосудия в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении правонарушений. Большинство детей, находящихся в конфликте с законом, совершают нетяжкие преступления или мелкие правонарушения, такие, как бродяжничество, прогулы, попрошайничество или употребление алкоголя. Некоторые из них известны как «статутные правонарушения» и не считаются уголовными преступлениями в случае их совершения взрослыми.

  • По оценке ЮНИСЕФ, во всем мире в местах лишения свободы содержится более 1 миллиона детей, вступивших в конфликт с законом.
  • Среди детей, оказывающихся в конечном счете клиентами системы уголовного правосудия, большинство составляют выходцы из особенно обездоленных общин и семей, нередко из меньшинств, подвергающихся дискриминации.
  • В результате вынесения детям наказания в виде тюремного заключения вместо альтернативных видов наказания они навсегда приобретают клеймо правонарушителей, лишаются возможности получения работы и стипендий и вынуждены общаться с лицами, совершившими более серьезные преступления. Кроме того, повышается вероятность совершения этими детьми новых правонарушений.
  • Есть ли какие-либо альтернативы задержанию? Да, утверждает ЮНИСЕФ и предлагает ряд рекомендаций, в том числе не приговаривать к тюремному заключению детей, просто пытающихся выжить; не передавать детей, совершивших нетяжкие преступления, в руки уголовного правосудия; использовать задержание лишь в качестве крайнего средства; в случае тюремного заключения содержать детей отдельно от взрослых; обеспечить самый тщательный контроль за ситуацией со стороны правительств, которые должны по меньшей мере вести учет того, сколько детей находится в тюрьмах и как долго они там содержатся.

Об этом они сообщили в ответе на запрос «Idel.Реалии».

Напомним, «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ) выиграл суд с Центробанком и ТФБ и теперь не должен отдавать 4 млрд рублей, которые взял в кредит 2,5 года назад. Битва в суде шла с начала 2017 года и все «очки» были на стороне регулятора. В конце прошлого года Арбитражный суд Поволжского округа в кассации неожиданно принял решение о новом рассмотрении и направил дело не в Самару как это обычно бывает, а в Саратов. Там суд впервые за 1,5 года заседаний встал на сторону НКНХ и отменил решение татарстанского суда. Одна из трех судей, принявших это важное решение для Татфондбанка, стала Рузалия Нафикова. Она, как выяснили «Idel.Реалии», — жена прокурора Татарстана Илдуса Нафикова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Жена Илдуса Нафикова помогла «Нижнекамскнефтехиму» не отдавать в ТФБ 4 млрд руб.

Согласно Арбитражному процессуальному кодексу, запрещено участие родственников (судья и прокурор) в одном судебном заседании. Однако «Idel.Реалии» не нашли ни одного заседания у Рузалии Нафиковой, где бы мог присутствовать ее муж со стороны Прокуратуры РТ. Таким образом, конфликта интересов, согласно закону, не наблюдается.

При этом президент Татарстана Рустам Минниханов в 2017 году обязал надзорное ведомство заняться формированием судебной практики по вопросу вкладчиков с доверительным управлением «ТФБ-Финанс». Об этом он попросил лично прокурора РТ Илдуса Нафикова. Отметим, что, согласно картотеке Арбитражного суда, Рузалия Нафикова рассматривает сразу несколько дел компаний, связанных с ТФБ.

«Idel.Реалии» обратились с запросом в Прокуратуру Татарстана и попросили разъяснить, не видит ли прокурор республики конфликта интересов в сложившейся ситуации.

Надзорное ведомство сообщило, что Рузалия Нафикова — это, действительно, жена прокурора республики. Должность судьи Арбитражного суда Поволжского округа она занимает с 2007 года. Прокуратура не нашла конфликта интересов в том, что она занималась рассмотрением кассации по «Нижнекамскнефтехиму» и в целом рассматривает дела, связанные с банком, «при том, что органы прокуратуры выступили в защиту вкладчиков в связи с переводом их накоплений в доверительное управление «ТФБ-Финанс».

«Данная позиция надзорного ведомства основана на отсутствии у судьи Нафиковой и прокурора Нафикова личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащие исполнение служебных обязанностей», — сказано в ответе.

Прокуратура также отмечает, что, в соответсвии с приказом председателя АС ПО судье Рузалии Нафиковой не распределяются дела с участием прокурора. Кроме того, Арбитражный суд ПО — это кассационный орган, рассматривающий дела коллегиально, а перечень дел — это в основном экономические дела. Эта инстанция не занимается рассмотрением дел по существу, а только проверяет законность судебных актов.

Прокуратура также напоминает, что все дела, связанные с вкладчиками «ТФБ-Финанс» рассматривал Вахитовский районный суд Казани.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Конфликт с законом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *