Университеты в СССР

Что писали в СССР о высшем образовании? Дескать, оно «по своему идейно-политическому содержанию, по социальному составу студентов сильно отличается от высшего образования в капиталистических странах, где оно является платным, а потому главным образом доступно детям состоятельных родителей. Великая Октябрьская Социалистическая революция открыла доступ к высшему образованию широким массам рабочих крестьян».
Тем самым подчеркивалось главное преимущество высшего образования в СССР – его бесплатность и доступность. Действительно, по сравнению с дореволюционным временем, число студентов институтов в СССР увеличилось в несколько раз. Если в 1915 году их было всего 127 тысяч, то в 1953 – более двух миллионов.
Институты СССР делились на отраслевые и специальные. Основным их отличием от современных была система распределения выпускников. Отличники и комсомольские активисты после окончания вуза могли рассчитывать на работу в столице или крупных городах, троечники запросто могли быть отравлены из родного Ленинграда в глухое сибирское село или на Дальний Восток. Для молодых специалистов-выпускников советских вузов на предприятиях были выделены рабочие места и предусмотрен ряд льгот. Кроме того, в течение первых двух лет их нельзя было уволить ни по какой причине.
Советское высшее образование, особенно, техническое, пользовалось признанием и уважением во всем мире. К 70-м годам сложилось четкое представление о «престижных» и «непрестижных» вузах. Престижными считались МГИМО, МГУ, Институт иностранных языков им.М.Тореза и ряд технических вузов. Огромных конкурс в творческие вузы. Именно в это время активно работает «телефонное право» и система взяток за зачисление абитуриента в ВУЗ, что к середине 80-х воспринимается уже как данность.
С перестройкой начинается процесс утечки мозгов – лучших студентов, аспирантов и преподавателей за границу. Уровень высшего образования в Советском Союзе постепенно снижается, и наступают времена, когда диплом об окончании вуза можно купить в метро.

Дарья Горобцова

Министр образования и науки Ольга Васильева считает, что российским школам необходимо вернуться к лучшим традициям советского обучения — «лучшего в мире». По ее словам, образование многое потеряло за последние годы, отказавшись от консервативной линии поведения. На ее призыв откликнулись учителя из Екатеринбурга. Там разработали проект, согласно которому в школы необходимо вернуть классическую советскую методику преподавания, а также «проверенные годами» советские учебники. О том, насколько хорошо учили школьников во времена СССР и стоит ли нам сегодня равняться на советскую школу, «Ленте.ру» рассказал сотрудник отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ, историк российского образования, руководитель гуманитарной магистратуры Университета Дмитрия Пожарского Алексей Любжин.

«Лента.ру»: Правда ли, что советское образование было самым лучшим, как и все в СССР?

Алексей Любжин

Любжин: Не заметил я этого. Если бы мнение о превосходстве советского образования было хоть сколько-нибудь близко к действительности, логично предположить, что страны Запада должны были бы устроить у себя образовательную реформу по примеру СССР. Но ни одно из европейских государств — ни Франция, ни Англия, ни Италия — никогда не думало заимствовать советские модели. Поскольку они их невысоко ценили.

Как же Финляндия? Говорят, что в свое время она заимствовала свои методики у нас. При этом считается, что сегодня по школьному обучению равных этой стране нет.

Я не могу согласиться, что Финляндия вне конкуренции. Это связано с особенностями местного образования, которое рассчитано не на высокие результаты отдельных индивидуумов, а на то, чтобы поднять средний уровень образованности каждого гражданина. Им это действительно удается. Во-первых, Финляндия — маленькая страна. То есть там все легче организовать. А во-вторых, в учителя там идет очень доброкачественный народ. Так что вытянуть ребят финнам удается за счет сильных преподавателей, а вовсе не за счет хорошей программы. Но при этом там серьезно проседает высшая школа.

1/1Финляндия, Турку. Урок английского языка в школе Waeinoe Aaltosen

Многие считают, что устройство советского образования уходит своими корнями в образовательную систему царской России. Много ли мы взяли оттуда?

Ровно наоборот — советское образование полный антипод имперского. До революции в России существовало много типов школ: классическая гимназия, реальное училище, кадетский корпус, духовная семинария, коммерческие училища и т.д. Учиться мог практически каждый, кто к этому стремился. Была «своя» школа для любых способностей. После 1917 года вместо образовательной многоукладности стал внедряться единый тип школ.

Еще в 1870 году в книге русского историка Афанасия Прокопьевича Щапова «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа» была высказана мысль, что школа должна быть единой для всех и что она должна основываться на естественных науках. Что большевики и осуществили. Наступил всеобуч.

Это плохо?

В концепцию всеобуча хорошо укладывалась именно начальная школа, где учили начальной грамотности. Она была в СССР организована на уровне. Все, что шло дальше, — уже фикция. Программа средней школы предлагала всем один и тот же набор предметов, не считаясь ни со способностями, ни с интересами ребят. Для одаренных детей планка была слишком низкой, им было не интересно, школа им только мешала. А отстающие, наоборот, с нагрузкой не справлялись. По качеству подготовки выпускник средней советской школы равнялся выпускнику императорского высшего начального училища. До революции в России были такие школы. Обучение в них опиралось на начальную школу (от 4 до 6 лет, в зависимости от школы) и продолжалось четыре года. Но это считалось примитивным уровнем образования. И диплом высшего начального училища не давал доступа в университеты.

1/1Санкт-Петербург, 1911 год. Ученики 3-й гимназии на занятиях по военному делу.Фото: РИА Новости

Уровень знаний недотягивал?

Главные умения выпускника высшего начального дореволюционного училища: чтение, письмо, счет. Кроме того, ребята могли нахвататься зачатков разных наук — физики, географии… Иностранных языков там не было, потому что составители программ понимали, что это будет фикция.

Подготовка выпускника советской школы была примерно такой же. Советский старшеклассник владел письмом, счетом и отрывочными сведениями по другим предметам. Но эти знания наполняли его голову, как чердак. И в принципе человек, интересующийся предметом, мог самостоятельно усвоить эту информацию за день-два. Иностранные языки хоть и преподавались, но выпускники их практически не знали. Одна из вечных печалей советской школы — то, что знания, полученные в рамках одной дисциплины, ученики не умели применить к другой.

Как тогда получилось, что «чердачные» советские люди изобрели космическую ракету, вели разработки в атомной отрасли?

Все разработки, прославившие Советский Союз, принадлежат ученым еще с тем, дореволюционным образованием. Ни Курчатов, ни Королев никогда не учились в советской школе. И их коллеги-ровесники тоже никогда не учились в советской школе либо учились у получивших дореволюционное образование профессоров. Когда инерция ослабела, запас прочности истощился, то все и посыпалось. Собственных ресурсов в нашей системе образования не было тогда, не появилось и сегодня.

Вы сказали, что главное достижение советской школы — это началка. Но многие говорят, что в СССР было достойно организовано математическое образование. Это не так?

Это так. Математика — единственный предмет в школах Советского Союза, который соответствовал требованиям императорской средней школы.

Почему именно она?

У государства была потребность делать оружие. Кроме того, математика была как отдушина. Ею занимались люди, которым было противно в других научных областях из-за идеологии. Только математика и физика могли спрятать от марксизма-ленинизма. Поэтому и получилось, что интеллектуальный потенциал страны постепенно искусственно смещался в сторону технических наук. Гуманитарные науки в советское время вообще не котировались. В результате Советский Союз развалился из-за неумения работать с гуманитарными технологиями, что-то объяснять населению, договариваться. Мы и сейчас видим, насколько чудовищно низок уровень гуманитарной дискуссии в стране.

1/11954 год. На экзамене по химии в 10 классе средней школы №312 города Москвы.Фото: Михаил Озерский / РИА Новости

Можно ли сказать, что имперское дореволюционное образование соответствовало международным нормам?

Мы были интегрированы в мировую систему образования. Выпускницы гимназии Софьи Фишер (основательница частной женской классической гимназии) без экзаменов принимались в любой немецкий университет. У нас было очень много учеников, которые учились в Швейцарии, Германии. При этом они были далеко не самые состоятельные, иногда наоборот. Это еще и фактор национального богатства. Если брать низшие слои населения, уровень жизни в императорской России немного превосходил английский, немного уступал американскому и был вровень с европейским. Средние зарплаты меньше, но жизнь здесь была дешевле.

А сегодня?

По уровню образования, по уровню знаний россияне неконкурентоспособны в мире. Но «отставание» было и во время СССР. Историк Сергей Владимирович Волков отмечает, что в отличие от других стран советская элита обладала худшим образованием среди интеллигентных слоев. Она уступала не только академическим кругам, но и любым, где было нужно высшее образование. В отличие от Запада, где странами управляли выпускники лучших университетов. А после распада СССР модель советского всеобуча перестала иметь смысл. Если ученику не интересно, поскольку предметы преподавались поверхностно и ради галочки — нужно какое-то социальное давление, чтобы дети все же учились. В раннее советское время сама обстановка в стране заставляла человека становиться лояльным членом социума. А потом давление ослабло. Шкала требований поползла вниз. Чтобы не иметь дела со второгодниками, учителям приходилось заниматься чистым рисованием оценок, и дети могли совершенно спокойно ничего не учить. То есть образование не гарантирует карьеры. В других странах такого практически нет.

У меня, как у мамы четвероклассницы, складывается ощущение, что сегодня по сравнению с советским периодом в школе вообще не учат. Ребенок приходит домой после занятий — и начинается «вторая смена». Не просто домашнее задание делаем, а изучаем материал, который вроде бы должны усвоить на уроке. У знакомых та же картина. Неужели программа настолько усложнилась?

Просто школа перешла от нормального обучения к контролирующему. В 1990-е годы это был вынужденный шаг со стороны педагогического сообщества. Тогда учителей оставили в полной нищете. И метод «не учить, но спрашивать» для них стал единственным способом гарантированного заработка. За репетиторскими услугами своего ученика отправляли к коллеге. А тот соответственно поступал так же. Но когда в той же Москве преподавательские зарплаты выросли, учителя уже не смогли и не захотели избавиться от этой методики. По-видимому, вернуть их к прежним принципам образования уже и не получится.

Я по опыту своего племянника вижу, что его в школе ничему не учат и ничему не научили, но аккуратно про все спрашивают. В школах распространено репетиторство с пятого класса, чего не было в советской школе. Поэтому, когда проверяют школу и говорят: результаты хорошие, то верить этому особо нельзя. У нас уже в принципе нельзя вычленить школьную и репетиторскую работу.

1/1Конец 1990-х. Ученики московской школыФото: Валерий Шустов / РИА Новости

После распада СССР в России едва ли не каждый год идут реформы по улучшению образования. Неужели никаких положительных сдвигов не случилось?

Копья ломались вокруг важных вопросов, но второго порядка. Система проверки знаний очень важна. Но гораздо важнее — программа и набор предметов для изучения. А мы сейчас думаем над тем, что ужесточение экзаменов может улучшить обучение. Никоим образом. В результате у сложного ЕГЭ есть только два пути: либо мы должны снизить планку, чтобы практически все смогли получить аттестат. Либо экзамен просто превратится в фикцию. То есть мы опять возвращаемся к концепции всеобуча — чтобы исключительно все смогли получить среднее образование. А так ли уж оно необходимо для всех? Среднее образование в полноценном объеме способно освоить примерно 40 процентов населения. Ориентиром для меня служит императорская школа. Если мы хотим охватить «знаниями» всех — уровень обучения, естественно, будет низким.

Почему тогда в мире необходимость всеобщего среднего образования не только не подвергается сомнению, но даже появился новый тренд — всеобщее высшее для всех?

Это уже издержки демократии. Если мы простые вещи назовем высшим образованием — почему бы и нет? Можно дворника назвать менеджером по клинингу, сделать его оператором сверхсложной метлы на колесиках. Но скорее всего не будет разницы — проучится он где-то пять лет или сразу на месте начнет учиться обращаться с пультом этой метлы. Формально Институт стран Азии и Африки и Урюпинский сталелитейный университет дают одни и те же права. И тот и другой предоставляет корочки о высшем образовании. Но реально на некоторые работы одного выпускника возьмут, а другого — нет.

Родителям что делать, если они хотят нормально выучить ребенка? Куда бежать, какую школу искать?

Нужно понять, что нет сейчас сегрегации школ по программам. Сегрегация существует по тому, что в школе есть — бассейн или лошадь. У нас есть 100 лучших школ, которые всегда на первых местах в образовательных рейтингах. Сегодня они замещают собой отсутствующую систему среднего образования, поскольку доказывают на олимпиадах свое преимущество. Но нужно понимать, что учиться там непросто. Туда как раз всех не берут. Я не думаю, что с сегодняшней образовательной системой в России можно что-то сделать. Сегодня российское образование — это больной, нуждающийся в очень тяжелой операции. Но на самом деле его состояние столь фатально, что никаких вмешательств он просто не перенесет.

12 апреля 1943 г. было подписано распоряжение о создании Лаборатории № 2 Академии Наук СССР, которой предстояло заниматься исследованиями в области создания атомного оружия. Впоследствии «двойка» была преобразована в Курчатовский институт, ставший знаменитым на весь мир. Именно здесь специалисты-ядерщики создали первый советский атомный реактор, первую советскую атомную бомбу…

Представленные экспонаты, многие из которых сохранились в архиве и ведомственных музеях института, рассказывают о прежде засекреченных фактах из истории Курчатовского. Впервые будут публично демонстрироваться, например, уникальные материалы из личного фонда И. В. Курчатова – в том числе «Доклад т. Сталину о развитии работ по урану, о привлечении ученых и более широком развертывании работ по использованию внутриатомной энергии».

Посетители смогут увидеть в оригинале подписки ведущих советских ученых о неразглашении тайны существования первого реактора… В разделе, посвященном современной жизни Курчатовского института, демонстрируются экспонаты, рассказывающие об актуальных разработках сегодняшних дней. Среди тем, которым занимаются специалисты бывшей Лаборатории №2, – управляемый термоядерный синтез, биомедицинские технологии, ядерная медицина, нанотехнологии и нанодиагностика.

Александр Добровольский

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (1976–…)

Ф. Р-861, 2586 ед. хр., 1976–2003 гг., оп. 1, 1-1; предисловие

Создан в 1976 году согласно постановлениям СМ СССР от 3 сентября 1974 г. № 690, СМ РСФСР от 4 октября 1974 г. № 536, приказу министра высшего и среднего специального образования РСФСР от 11 сентября 1976 г. № 729 1. Осуществлял подготовку специалистов для научно-исследовательских учреждений, преподавателей средних школ, средних специальных учебных заведений 2. Подчинялся Главному управлению университетов, экономических и юридических вузов Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР.

Структура на 1976 год: ученый совет; ректорат; факультеты (историко-филологический, физико-математический); кафедры (марксизма-ленинизма, высшей математики, алгебры и геометрии, химии, физики, русского языка и литературы, иностранного языка, физического воспитания) 3; подготовительное отделение 4, научно-исследовательский сектор.

Структура на 1985 год: ученый совет, ректорат, факультеты (исторический, математический, филологический, экономический, физический), 22 кафедры, научно-исследовательский сектор, подготовительное отделение, отделы (учебный, кадров, материально-технического снабжения), библиотека 5.

Подчинялся с сентября 1990 г. Государственному комитету РСФСР по делам науки и высшей школы, с ноября 1991 г. – Министерству науки, высшей школы и технической политики РСФСР, (с декабря 1991 г. – РФ), с февраля 1993 г. – Государственному комитету РФ по высшему образованию, с августа 1996 г. – Министерству общего и профессионального образования РФ, с мая 1999 г. – Министерству образования РФ. Переименован в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» 31 декабря 2002 г.

  • Приказы ректора (1976–1996).
  • Устав (1991, 1993).
  • Паспорт университета (1976).
  • Протоколы заседаний ученого совета университета, факультетов и кафедр (1976–1997), педагогических советов, ГЭК (1981–1983, 1987–2000), специализированного совета по защите диссертаций (1984–1994), конкурсной комиссии (1979–1982), редакционно-издательского отдела (1987–1996), комиссии по персональному распределению молодых специалистов (1987–1991).
  • Планы учебной (1976–1997), научно-исследовательской (1976–1997), издательской (1980–1996) работы, по труду (1987–1991).
  • Штатные расписания, сметы расходов (1976–1980, 1987–1996).
  • Бухгалтерские отчеты (1987–1996).
  • Отчеты о работе университета и факультетов (1976–1997), научно-исследовательской и издательской деятельности (1976–2003), статистические (1976–1997), о кадрах (1987–1994).
  • Планы и отчеты о работе подготовительных отделения и курсов (1987–1997), приемной комиссии (1987–1997), библиотеки (1988–1996).
  • Докладные записки, справки о деятельности университета (1984–1993).
  • Договоры о сотрудничестве с отраслевыми организациями и научными учреждениями (1981–1987).
  • Подшивка газеты «Челябинский университет» (1988–1990).
  • Переписка с министерством (1977, 1978).
  • Штатные формуляры профессорско-преподавательского состава (1987–1993).
  • Списки членов ученого совета (1989–1997), защитивших диссертации (1984–1990); учетные карточки диссертаций (1984–1994).
  • Списки баз производственной практики студентов (1987–1989).
  • Социалистические обязательства, справки об их выполнении (1978–1983).
  • Документы профсоюзных комитетов сотрудников и студентов (1976–1996).
  • Документы о работе группы народного контроля (1987, 1988).
  • Приказы Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР (1976–1986), Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы (1991).

1 Ф. Р-861. Оп. 1. Д. 1. Л. 4–9.

2 Там же. Д. 2. Л. 1–3.

3 Там же. Д. 8. Л. 8.

4 Там же. Д. 2. Л. 5–9.

5 Там же. Д. 465. Л. 6, 7.

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Уральская государственная медицинская академия дополнительного образования»; г. Челябинск (1980–…)

Ф. Р-879, 848 ед. хр., 1981–2010 гг., оп. 1; историческая справка

Уральский институт усовершенствования врачей создан согласно приказу Министерства здравоохранения СССР от 25 декабря 1980 г. № 323. Подчинялся Министерству здравоохранения СССР. Осуществлял повышение квалификации врачей и руководителей органов здравоохранения, организацию научно-исследовательской деятельности, создание руководств и учебно-методических пособий для врачей 1.

Структура на 1981 год: ректорат, учебный отдел, кафедры (акушерства и гинекологии, анестезиологии и реанимации, нервных болезней, офтальмологии, педиатрии, психиатрии детского и подросткового возраста, социальной гигиены и организации здравоохранения, терапии, урологии, хирургии), научно-исследовательский сектор, отдел кадров, бухгалтерия, служба охраны труда и техники безопасности, хозяйственный отдел 2.

Реорганизован в Уральскую государственную медицинскую академию дополнительного образования на основании постановления правительства РФ от 22 февраля 1997 г. № 186 и приказа Министерства здравоохранения от 12 марта 1997 г. № 65; в Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Уральская государственная медицинская академия дополнительного образования» на основании приказа министра здравоохранения от 4 марта 2003 г. № 76. Подчинялся с июля 1991 г. Министерству здравоохранения и социального обеспечения РСФСР, с ноября 1991 г. – Министерству здравоохранения РСФСР (с апреля 1992 г. – РФ), с января 1994 г. – Министерству здравоохранения и медицинской промышленности РФ, с августа 1996 г. – Министерству здравоохранения РФ, с 2004 года – Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию.

  • Приказы, распоряжения ректора (1981–2010).
  • Уставы института (1983, 1992).
  • Паспорта академии (1991, 2003–2010).
  • Протоколы заседаний ученого совета, ректората, кафедр, государственной комиссии по циклам специализации и усовершенствования врачей (1982–2010), диссертационного совета (2001–2010), координационного совета Уральского федерального округа (1989–2007).
  • Планы перспективный, комплексные, работы кафедр, специализации и усовершенствования врачей (1982–2010), научно-исследовательских работ (1985–1992).
  • Штатные расписания (1981–1986, 1989–2010).
  • Отчеты финансовые, об учебно-методической работе кафедр, о научно-исследовательской и воспитательной работе, подготовке и повышении квалификации врачей (1982–2010), статистические (1981–2010).
  • Социалистические обязательства (1982–1987).
  • Документы о награждении сотрудников (1983–1991, 1996–2010).
  • Переписка с Министерством здравоохранения СССР (1981–1988).
  • Карточки (копии) учета преподавательского состава (1987–1991). Личные дела профессорского состава (2001–2003).
  • Документы профсоюзного комитета (1981–1986, 1989–2004).
  • Приказы и директивы Министерства здравоохранения СССР (1981–1991).

1 Ф. Р-879. Оп. 1. Д. 28а. Л. 1.

2 Там же. Д. 3. Л. 1–7.

Государственное образовательное учреждение «Челябинский ордена Трудового Красного Знамени государственный агроинженерный университет» (1930–…)

Ф. Р-1397, 5001 ед. хр., 1930–2001 гг., оп. 1–4, 1-1; историческая справка

Уральский институт индустриального земледелия создан в январе 1930 года. Переименован в октябре 1930 г. в Уральский институт механизации сельского хозяйства. Осуществлял подготовку специалистов для сельского хозяйства, повышение квалификации руководящих работников, проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ, направленных на развитие сельского хозяйства. Подчинялся Всесоюзному комитету по делам высшей школы НК земледелия СССР. Структура на 1934 год: факультеты механизации сельского хозяйства, полеводства, плодово-овощной 1. В 1953 году открыт факультет обучения руководящих работников МТС и совхозов.

Переименован в Челябинский институт механизации сельского хозяйства согласно постановлению НК земледелия СССР от 2 марта 1934 г. № 386 1; в 1950 году – в Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. Подчинялся с апреля 1946 г. Главному управлению сельскохозяйственных вузов Министерства высшего образования СССР, с апреля 1956 г. – Министерства сельского хозяйства СССР (с апреля 1959 г. – РСФСР); с мая 1961 г. – Управлению высшего и среднего сельскохозяйственного образования Министерства высшего образования СССР, с 1963 года – Министерства сельского хозяйства СССР.

Награжден орденом Трудового Красного Знамени согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 24 ноября 1980 г. № 3363. Преобразован в Челябинский государственный агроинженерный университет согласно приказу Государственной комиссии СМ СССР по продовольствию и закупкам от 11 января 1991 г. № 5. Подчинялся с ноября 1985 г. Главному управлению высшего и среднего специального образования, с 1989 года – Главному управлению высших учебных заведений Государственного агропромышленного комитета СССР; с февраля 1990 г. – Государственной комиссии СМ СССР по продовольствию и закупкам; с ноября 1991 г. – Министерства сельского хозяйства РСФСР (с 25 декабря 1991 г. – РФ), с сентября 1992 г. – Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, с января 1993 г. – Министерства сельского хозяйства РФ, с января 1994 г. – Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, с мая 2000 г. – Министерства сельского хозяйства РФ.

Структура на 1993/1994 учебный год: ученый совет, ректорат, аспирантура, докторантура, научно-исследовательская часть; факультеты (механизации сельского хозяйства, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства, экономический, технического сервиса в агропромышленном комплексе, заочного образования, довузовской подготовки и профессиональной ориентации молодежи), подготовительное отделение; 37 кафедр, центр языковой подготовки, учебно-курсовой комбинат; отделы (учебный, кадров, редакционно-издательский, материально-технического снабжения), библиотека, музей, учебно-вычислительный центр, лаборатория технических средств измерения, учебно-консультационный пункт (г. Троицк), Красноармейский высший агрономический колледж, межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров агропромышленного комплекса, Уральский региональный учебно-технологический центр по подготовке и сервисному обслуживанию фермеров, НИИ механизации и автоматизации сельскохозяйственного производства, учебно-опытное хозяйство, учебно-производственные мастерские 2.

Переименован в Государственное образовательное учреждение «Челябинский ордена Трудового Красного Знамени государственный агроинженерный университет» в марте 1997 г.

1 Ф. Р-1397. Оп. 1. Д. 3. Л. 48.

2 Там же. Оп. 4. Д. 2873. Л. 2, 22, 23; Д. 3006. Л. 1–5.

Институт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогических работников Главного управления образования Администрации Челябинской области; г. Челябинск (1999–…)

Ф. Р-1794, 14 ед. хр., 1999 г., оп. 1

Образовательное учреждение «Челябинская государственная медицинская академия» (1944–…)

Ф. Р-1612, 4295 ед. хр., 1941–2000 гг., оп. 1, 2; историческая справка

Челябинский государственный медицинский институт создан 1 июля 1944 г. на базе эвакуированного Киевского медицинского института согласно приказу НК здравоохранения СССР от 28 июня 1944 г. № 403 с целью подготовки врачей лечебного профиля 1. Структура: ученый совет, дирекция, лечебный факультет, 34 кафедры, учебная часть, спецчасть и кадры, канцелярия, бухгалтерия, библиотека, виварий, хозчасть 2. В 1944 году в институте открыты клиническая ординатура, очно-заочная аспирантура; в 1968 году – подготовительное отделение 3; в 1970 году создан педиатрический факультет 4; в 1971 году – интернатура 5; в 1976 году – факультет усовершенствования врачей 6. Осуществлял подготовку врачей лечебно-профилактического и педиатрического профиля, клинических ординаторов и аспирантов, повышение квалификации преподавателей.

Подчинялся НК (с 1946 года – Министерству) здравоохранения СССР; с января 1955 г. – Министерству здравоохранения РСФСР 7 (с декабря 1991 г. – РФ); с 1994 года – Министерству здравоохранения и медицинской промышленности РФ, с августа 1996 г. – Министерству здравоохранения РФ.

Преобразован в образовательное учреждение «Челябинская государственная медицинская академия» согласно приказам Госкомитета РФ по высшему образованию от 23 июня 1995 г. № 953, ректора от 1 августа 1995 г. № 46 8. Структура на 1995 год: ученый совет; ректорат; факультеты (лечебный, педиатрический), 45 кафедр, деканаты, отделы (учебный, планово-финансовый, технических средств обучения, видео-кинофикации, кадров, снабжения), библиотека, канцелярия, бухгалтерия, виварий, хозяйственная часть 9.

В фонде имеются документы платной клиники областного комитета помощи больным и раненным за 1941–1945 годы.

  • Приказы ректора (1977–2000).
  • Паспорт института (1957).
  • Протоколы заседаний дирекции (1949–1952), ректората (1966–1974, 1976–2001), ученого совета (1944–2000), специализированного и диссертационного советов (1976–2000), совета института (1966–1983), центральной методической комиссии и цикловых комиссий института (1949–2000), конкурсной комиссии (1963–1986, 1996–2000), ГЭК (1946–1983), педагогического совета (1971–1991), деканатов, кафедр (1949–2000); студенческого научного общества (1947, 1948), студенческих научных конференций (1956, 1960, 1963).
  • Перспективные планы развития института (1976–1980), подготовки кандидатов наук (1963–1970); пятилетний план НИР на 1946–1950 годы.
  • Планы работы академии (1964–2000), кафедр (1947, 1951–2000), деканатов (1988–2000), подготовительного отделения (1968–1991), подготовки аспирантов, докторов наук, научно-педагогических кадров (1955–1959, 1964–1968), аспирантуры (1946–1948, 1953–1995), ординатуры (1987–1998), интернатуры (1972–1997), НИР (1945–1990, 1996–2000), приема и выпуска аспирантов (1990–2000), ординаторов (1989–1998); распределения молодых специалистов (1954, 1962–1980).
  • Штатное расписание, сметы расходов (1945–1999).
  • Отчеты бухгалтерские (1945–2000), статистические (1966–1991, 1996–2000).
  • Отчеты о работе института (1962–1996), ученого совета (1990–2000), деканатов, кафедр (1944–2000), факультета усовершенствования врачей (1976–1981), приемной комиссии (1953–1996), ГЭК (1946–2000), подготовительного отделения (1968–1991), аспирантуры (1946–1948, 1953–1995), ординатуры (1987–1995), интернатуры (1972–1997), научно-исследовательского сектора (1987–1990, 1996–2000), центральной научно-исследовательской лаборатории (1961–1966, 1988–2000), студенческого научного общества (1951–2000), о производственной практике студентов (1952–1963, 1983–2000), о кадрах (1946–1995).
  • Документы о работе приемной комиссии (1996–2000).
  • Документы (протоколы заседаний ученого совета, диссертации, отзывы) о защите диссертаций (1956–2000).
  • Документы о представлении к ученому званию (1952–1981, 1996–2000). Личные аттестационные дела (1996–2000).
  • Документы о награждении ведомственными и правительственными наградами (1950, 1973–1990), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946, 1947).
  • Документы о социалистическом соревновании (1968–1980).
  • Переписка с вышестоящими организациями (1952–2000).
  • Сборники научных трудов, статей (1945, 1971–1990, 1996, 1997), студенческих научных работ (1945, 1952–1961, 1970, 1988–1990).
  • Подшивки газеты «За народное здоровье» (1988–1991).
  • Списки номенклатурных работников (1944, 1945), профессорско-преподавательского состава (1948).
  • Личные дела кандидатов медицинских наук (1985–1990), списки защитивших докторские и кандидатские диссертации (1965–1977). Списки именных стипендиатов (1945–1990).
  • Личные дела (1985–1990), списки (1967) заслуженных врачей Челябинской области.
  • Фотоальбом о работе студенческого научного общества (1945–1970).
  • Производственно-финансовые планы, отчеты (1943–1948), документы по личному составу (1944–1948) ОРСа.
  • Документы профсоюзных комитетов сотрудников и студентов (1968–2000).
  • Приказы Министерства (1944–1987, 1996–1998). Постановления, решения, распоряжения местных органов власти (1965–1974, 1979–1981).

1 Ф. Р-1612. Оп. 1. Д. 153а. Л. 1.

2 Там же. Д. 4. Л. 6, 7; Д. 10. Л. 73, 74.

3 Там же. Д. 627. Л. 1.

4 Там же. Д. 556. Л. 49.

5 Там же. Д. 635. Л. 58.

6 Там же. Д. 1023. Л. 1.

7 Там же. Д. 153а. Л. 4.

8 Там же. Д. 3452. Л. 84.

9 Там же. Д. 3543. Л. 30–36, 50.

Уральская государственная академия физической культуры; г. Челябинск (1970–…)

Ф. Р-1778, 2319 ед. хр., 1970–2001 гг., оп. 1; предисловие

Челябинский государственный институт культуры и искусства (1968–…)

Ф. Р-392, 2450 ед. хр., 1968–1993 гг., оп. 1; историческая справка

Челябинский государственный институт культуры создан 1 февраля 1968 г. согласно приказу Министерства культуры РСФСР от 24 января 1968 г. № 35 с целью подготовки специалистов для учреждений культуры по специальностям: клубный работник, библиотековед и библиограф, концертный работник и преподаватель, дирижер оркестра народных инструментов, концертмейстер, солист камерного ансамбля 1. Структура на 1968 год: ученый совет, ректорат; факультеты (библиотечный, культурно-просветительной работы, музыкально-педагогический); 7 кафедр 2.

Переименован в Челябинский государственный институт культуры и искусства на основании распоряжения СМ РСФСР от 10 июля 1991 г. № 737 3. Находился в ведении Министерства культуры РСФСР (с декабря 1991 г. – РФ).

Структура на 1992 год: ученый совет, ректорат; отделы (кадров, учебный, технических средств, научный, редакционно-издательский); факультеты (художественный, музыкальный, библиотечный); 26 кафедр; заочное отделение, учебный театр, библиотека 4, аспирантура (создана в соответствии с приказом Министерства культуры РФ от 26 июня 1993 г. № 413).

  • Приказы, распоряжения ректора (1970–1992).
  • Устав института (1968).
  • Положения о советах факультетов (1969).
  • Протоколы заседаний советов института, факультетов, заседаний кафедр, ГЭК, приемной комиссии (1968–1993).
  • Планы социально-экономического развития института (1976–1990), научно-исследовательской, воспитательной работы, работы института, факультетов, кафедр, научных студенческих обществ, издательской деятельности, распределения молодых специалистов, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (1968–1993).
  • Штатные расписания, сметы расходов, отчеты об их исполнении (1968–1992).
  • Отчеты, доклады об итогах работы института, факультетов, кафедр, научно-исследовательской работы, о работе с кадрами, проведении государственных экзаменов (1969–1992). Отчеты бухгалтерские (1977–1992), статистические (1968–1992).
  • Документы (программы, тезисы докладов и сообщений) научно-практических конференций (1969–1982).
  • Списки печатных работ, статьи, отзывы на научные работы преподавателей (1969–1990).
  • Социалистические обязательства (1975–1981).
  • Переписка с Министерством культуры РСФСР (1968–1981), Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР (1985–1989).
  • Штатные формуляры профессорско-преподавательского состава (1971–1992).
  • Документы профсоюзных комитетов преподавателей и студентов (1972–1992).
  • Приказы, указания министерства (1981–1990).

1 Ф. Р-392. Оп. 1. Д. 1. Л. 1‑8.

2 Там же. Л. 8, 9.

3 Там же. Д. 1. Л. 21.

4 Там же. Д. 2481. Л. 1‑13.

Челябинский государственный педагогический университет (1934–…)

Ф. Р-1606, 2934 ед. хр., 1934–1997 гг., оп. 1; историческая справка

Челябинский государственный педагогический институт создан в 1934 году. Осуществлял подготовку специалистов для школ, научно-педагогических кадров, выполнение научно-исследовательской работы 1. Структура на 1936 год: ученый совет, ректорат, факультеты (исторический, физико-математический, естественный, географический), 9 кафедр 2, заочное отделение, рабочий факультет, учительский институт для ускоренной подготовки учителей (до 1953 года) 3.

Подчинялся НК (с 1946 года – Министерству) просвещения РСФСР; с 1988 года – Министерству народного образования РСФСР; с 14 ноября 1991 г. – Министерству образования РСФСР (с декабря 1992 г. – РФ), с февраля 1993 г. – Государственному комитету РФ по высшему образованию, с августа 1996 г. – Министерству общего и профессионального образования РФ.

Награжден орденом «Знак Почета» на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1984 г. № 939. Структура на 1983 год: ученый совет, ректорат, факультеты (историко-педагогический, филологический, естественно-географический, иностранных языков, математический, физический, физического воспитания, с 1991 года – гуманитарный, учителей начальных классов), 34 кафедры, аспирантура, подготовительное, заочное отделения, научно-исследовательский сектор, отделы (учебный, кадров, технических средств обучения, снабжения), бухгалтерия, библиотека 4.

Реорганизован в Челябинский государственный педагогический университет на основании приказа Государственного комитета РФ по высшему образованию от 17 октября 1995 г. № 1415 5.

1 Ф. Р-1606. Оп. 1. Д. 482а. Л. 112.

2 Там же. Д. 9. Л. 19.

3 Там же. Д. 38. Л. 2, 3.

4 Там же. Д. 2069. Л. 30; Д. 2609. Л. 1–23.

5 Там же. Д. 2918. Л. 2.

Челябинский политехнический институт имени Ленинского комсомола (1943–…)

Ф. Р-1392, 4321 ед. хр., 1944–1991 гг., оп. 1, 3–5, 1-1; историческая справка

Челябинский механико-машиностроительный институт создан 15 декабря 1943 г. согласно постановлению СНК СССР от 2 ноября 1943 г. № 1201-361 1. Подчинялся НК танковой промышленности СССР; с 1946 года – Министерству высшего образования СССР. Осуществлял подготовку инженерно-технических кадров для заводов танковой промышленности. Структура на 1943/44 учебный год: дирекция; факультеты (механико-технологический, колесно-гусеничных машин), 24 кафедры.

Переименован в Челябинский политехнический институт 1 января 1951 г. согласно приказу ректора института от 30 декабря 1950 г. № 1036 2. Подчинялся с 1959 года Министерству высшего и среднего специального образования СССР. В 1968 году институту присвоено имя Ленинского комсомола согласно приказу Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 29 октября 1968 г. № 783.

Структура на 1984 год: ученый совет, ректорат, факультеты (энергетический; металлургический; механико-технологический; автоматно-механический; автотракторный; двигатели, приборы и автоматы; приборостроительный; инженерно-строительный; заочный; вечерние при ЧМЗ, ЧТЗ), подготовительное отделение, кафедры, научно-исследовательский сектор (с 1957 года), аспирантура (с 1962 года), отделы (учебный, финансово-плановый, кадров, хозяйственный, эксплуатационно-технический, главного механика, главного энергетика, снабжения, техники безопасности), библиотека; Златоустовский, Миасский, Копейский, Кыштымский филиалы 3. Находился в ведении с марта 1988 г. Государственного комитета по народному образованию, с ноября 1991 г. – Министерства образования РСФСР (с декабря 1991 г. – РФ).

В фонде имеются документы (приказы, балансы, отчеты) отдела рабочего снабжения института за 1944–1946 годы.

  • Распоряжения ректора (1949–1950, 1962–1975).
  • Протоколы научно-технических конференций (1956–1988), заседаний ректората (1969–1991), ученого совета, совета по утверждению ученых степеней (1944–1960, 1964–1984), советов факультетов (1959–1991), совещаний деканов (1951–1960), кафедр, студенческих научных кружков (1953–1991), комиссии по распределению аспирантов (1944–1985, 1988).
  • Планы работы ученого совета (1947–1950, 1964–1968), советов факультетов (1959–1990), кафедр (1948–1991), научно-исследовательских и опытных работ и их внедрения (1949–1990), подготовительного отделения, приема, распределения молодых специалистов и аспирантов (1963–1990), по труду (1954–1978, 1984–1988).
  • Тематические планы НИР (1956–1977, 1985), изданий учебно-методической литературы (1977–1990).
  • Сметы, штатные расписания института и отделений (1944–1960, 1965–1990). Расчеты штатов профессорско-преподавательского состава (1948).
  • Отчеты бухгалтерские (1944–1950, 1965–1984, 1988–1990), об учебной работе института, факультетов, кафедр (1944–1991), методической, научно-исследовательской и воспитательной работе (1949–1990); приеме (1969–1991), движении и распределении студентов (1945–1984); о капитальных вложениях (1947–1986, 1989), статистические (1956–1991).
  • Тематические отчеты о НИР (1952–1987).
  • Справки, информации о работе аспирантуры (1960–1969).
  • Документы (информации, справки, решения, переписка) об участии в ВДНХ СССР (1969–1973, 1984–1986).
  • Акты о внедрении НИР (1969–1987).
  • Социалистические обязательства сотрудников и преподавателей (1974–1986).
  • Переписка с вышестоящими организациями (1965–1984).
  • Списки профессорско-преподавательского состава, научных работников, административного персонала (1956–1960, 1983–1985).
  • Документы по личному составу (1958–1968, 1985).
  • Документы профсоюзных комитетов преподавателей и студентов (1967–1990).
  • Приказы, директивы, инструкции вышестоящих организаций (1953–1971).

10 июля 2017

Принято считать, что именно в странах Советов образование считалось образцовым в мире. О том, какие же в СССР были лучшими? Об этом сегодня и поговорим далее детальнее в нашей статье.

Лучшие ВУЗы

Итак, согласно международных рейтингов вузов были введены только в разные учебные заведения СССР постоянно пользовались популярностью. В 2003 году были созданы официальные международные списки, куда попали лучшие по мнению потребителей заведения. Речь не шла о том, чтобы купить диплом СССР, преподаватели старались поощрять лучших учеников. Это и доска почета, и красный диплом, и звание лучшего ученика.

Многие ученые и программисты, закончив обучение в местных ВУЗАх смогли найти работу в больших западных компаниях.

Лучшие ВУЗы СССР: что мы о них знаем?

Коммунистическая идеология требовала роста. Например, изучали знание английского, немецкого, что позволяло выезжать за рубеж, перенимать иностранный опыт.

Список самых популярных учреждений открывает МГУ им. М. В. Ломоносова – Московский государственный университет. Он был основан в далеком 1755 году, где всегда присутствовали самые высокие проходные баллы для желающих учиться. Здесь получали образование математики, химики, программисты, юристы, философы, журналисты, психологи… Диплом такого учреждения всегда являлся знаком высокого качества на пределах Союза.

Следующим в списке является Ленинградский государственный университет. Он был основан в 1724 году, что дает ему звание старейшего вуза в стране. России, всегда является обителью науки и культуры и входит в престижную Коимбрскую группу значимых европейских университетов.

Завершаем процесс Московский государственный Институт международных отношений. Дата его основания – в 1944 году. До сих пор это учреждение носит звание лучшего и по-прежнему вступать сюда на обучение крайне нелегко. Здесь все также готовят студентов по элитным специальностям: это и дипломаты в международных отношениях, юристы, атташе, военные переводчики, журналисты международного уровня.

Таким образом, образование в странах СССР было представлено самыми разными ВУЗами и специальностями, многие из которых остались популярны и сейчас.

Университеты в СССР

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *