Бездействие сотрудников полиции ответственность

/ Фото: Анатолий Бойко

Подслушал рассказ официантки в кафе. Рассказывала она подруге, но я сидел рядом и деться было некуда, поэтому я прослушал историю полностью. Ничего перченого и острого – все банально.

— Представляешь, соседи гуляли всю ночь, а под утро часов в 5 начали ко мне во двор ломиться. А я живу на Осокорках на первом шлюзе. Дело было в пятницу, я одна дома – муж как обычно по пятницам где-то на пиве зависал. А я ж в положении. Мне страшно. Звоню мужу, а он без машины, пьет пиво, ночь, так что пока доберется… Звоню в полицию. Они давай выяснять адрес. Ага, говорят, так чего вы нам звоните, мы киевская полиция, звоните в бориспольскую… Я им: да мне все-равно, какая вы полиция, я на 112 звоню… Так и не приехали. До 7 утра соседи гудели, ломились пьяные ко мне во двор, но, слава богу рассвело, они угомонились, да и муж подъехал… Короче, страху натерпелась…

Я ничего не хочу сказать о муже, ну, пьет мужик пиво по пятницам до утра. Бывает.

А вот о полиции хочу сказать…

Граждане ни при каких условиях, никогда, нигде не должны бояться находится у себя дома, в своем районе, городе. Не должно быть такого вообще: «страху натерпелась». Даже если пьяные соседи или хулиганы ломятся в калитку. В любом случае полицейский патруль на вызов должен приезжать максимально быстро – ночью по пустой дороге с мигалками в район первого шлюза от райотдела, хоть Дарницкого, хоть Бориспольского, доехать можно за десять минут. Но к беременной испуганной девушке ночью полиция не приехала вообще.

Реклама

И таких примеров масса. На бытовые конфликты, а тем более на такие, где еще ничего не произошло, а есть только угроза противоправных действий, полиция или не едет вообще, или приезжает по остаточному принципу, «когда освободится патруль». Встречается и такое: «Вас что убивают? Нет? Вот будут убивать, тогда приедем». То есть задача предотвращения преступления полицией не решается вообще – в лучшем случае есть реакция на уже случившееся.

Ну, и все водители знают, как полиция реагирует на дорожные происшествия. Если нет жертв, то патруль по вызову может приехать и через час, и через два. А до тех пор машины стоят, перегородив дорогу. Надеялись, что европротоколы (оформление дтп для страховой без участия полиции) исправят ситуацию, но пока этого не произошло. И на каждое, даже самое мелкое дтп нужно вызывать полицию.

На первый взгляд может показаться, что в стране не хватает полицейских. Оправдывая свою пассивность и медлительность, полицейское начальство так и говорит: «Людей не хватает». Но ведь не секрет, что в рядах украинской полиции служит 130 тысяч человек. Это около 300 полицейских на 100 тыс. населения. Много это или мало? Ответ крайне прост – это ровнехонько среднемировой показатель, а если сравнивать с европейскими странами, то у нас полицейских даже больше. Раньше жаловались, что машин не хватает, на бензин денег нет… Сейчас и это не проблема.

Причину неудовлетворительной работы полиции я вижу в субъективных факторах: низкой квалификации, личной безответственности, неумелом руководстве, неопределенностью приоритетов, отсталых технологиях… Это все можно исправить. Именно это и называется реформа, а не новая форма и новые машины. Полиция должна организовать свою работу так, чтобы приезжать оперативно на все вызовы. Не должна жительница Киева на первом шлюзе «страх терпеть» из-за пьяных соседей и отсутствия вызванной полиции.

Новости на эту же тему:

Владимир Путин предложил кандидатуру зампредседателя СКР Игоря Краснова на должность генерального прокурора России. Предыдущий глава надзорного ведомства Юрий Чайка переходит на другую работу, сообщили в Кремле, не уточнив, куда именно. После этого в обществе вновь развернулась дискуссия о том, возможно ли объединение СК и прокуратуры, или будет усиление отдельно взятого ведомства без слияния? Слухи о готовящейся новой реформе правоохранительных и следственных органов ходили давно.

Сам Игорь Краснов считает, что прокуратура не получит следственных полномочий. Он отметил, что реформа по разделению ведомств (СК и прокуратуры) была эффективной. Znak.com узнал у адвоката, партнера Pen& Paper Вадима Клювганта, какие изменения назрели в следственной и надзорной деятельности и почему многие проблемы решило бы восстановление института судебной власти.

— Грядущие перетасовки в СКР и Генпрокуратуре спровоцировали новую волну разговоров о будущем этих ведомств, которые находятся в многолетнем противостоянии. Озвучиваются разные мнения, например, о том, что Следственный комитет вернется под полный контроль прокуратуры. У вас есть какой-то прогноз?

— Назначения в России происходят по какой-то особенной логике. Поэтому от персональных прогнозов я воздержусь. Но отмечу, что от объединения СК и прокуратуры, если оно и случится, ничего особо не изменится. Так уже было. В России для начала должен быть восстановлен институт судебной власти, а вместе с ним — стандартны доказывания, основанные на презумпции невиновности. Должны быть восстановлены реальная состязательность и реальное равноправие сторон в судопроизводстве.

Что известно об Игоре Краснове, которого Путин предложил назначить новым генпрокурором РФ

Только в этом случае «обратным отскоком» (от суда) будет нормализовываться ситуация во всех органах, которые участвуют в уголовном судопроизводстве со стороны обвинения. Если этого не произойдет, все будет примерно так же — чуть лучше, чуть хуже, но точно не так, как должно быть. Другого рецепта я не знаю. А все эти разговоры о том, что будет с СК и Генпрокуратурой, конечно, имеют значение, но прежде всего для тех людей, которые там работают.

— Следствие было выделено в СКР при прокуратуре в 2007 году, в 2011-м появился полностью независимый Следственный комитет. Вы можете оценить работу двух этих ведомств в последующие годы?

— За последние два десятилетия качество расследования уголовных дел неуклонно снижалось и деградировало. Сейчас деятельность по доказыванию по большей части подменена собиранием бумаг и раскладыванием их в нужном порядке. Обвинительная версия одна, и под нее просто подгоняются бумаги. Это совсем не то, что должно составлять истинную сущность работы следователя: он должен заниматься интеллектуальной деятельностью по ретроспективному исследованию каждого события, проверять следственным путем все возможные версии и только потом, на основе добросовестно собранных и проверенных доказательств, делать вывод о том, является ли событие преступлением и кто его совершил. И очень печально, что это зачастую совсем не так в действительности.

Игорь Краснов (слева) и Александр Бастрыкин (с лупой)

Приходится констатировать, что у нас давно сложилась практика, когда прокуратура чаще всего действует в плотном тандеме со следствием. На судебной стадии, осуществляя уголовное преследование, прокуратура полностью базируется на обвинительных материалах, игнорируя доказательства защиты. Хотя закон требует от прокурора обеспечения законности и обоснованности обвинения, и у него есть полномочия отказаться от обвинения частично или полностью, если они не подтверждаются. Но этими полномочиями прокуроры пользуются крайне редко, неохотно.

В общем, здесь не все так однозначно. Опять же есть достаточно много схожих проблем во всех следственных органах — МВД и ФСБ, а не только в Следственном комитете.

— Для решения накопившихся проблем Юрий Чайка (генпрокурор РФ с 2006 года, на смену которому приходит Игорь Краснов — прим. ред.) неоднократно предлагал расширить полномочия прокуратуры в уголовном судопроизводстве. Это действительно могло бы изменить ситуацию?

— Полномочия прокуратуры в уголовном судопроизводстве сейчас действительно ущербны. Это знают, понимают и признают все, кто работает в этой сфере, — за исключением, пожалуй, следственных работников, поскольку им невыгодно это признавать.

Прокурорский надзор за предварительным расследованием неэффективен в том числе и потому, что у прокурора нет достаточных полномочий. Прокурор может оказывать существенное влияние только в двух моментах — при возбуждении уголовного дела и при утверждении обвинительного заключения.

Он может отменить постановление о возбуждении дела, может отказаться утвердить обвинительное заключение и вернуть дело в следственный орган в случае выявления нарушений или противоречий. Потому что потом прокурору предстоит поддерживать государственное обвинение в суде. Но на всем остальном длинном пути между этими начальной и конечной точками у прокурора нет никаких реальных полномочий по отношению к следователю.

Юрий Чайка

Учитывая, что в наших реалиях предварительное расследование может длиться очень долго, в том числе годами, проблема отсутствия у прокурора рычагов эффективного надзора становится существенной. Прокуратура действительно ставит этот вопрос не первый год и, в значительной степени, обоснованно.

Правда, это не отменяет других проблем в деятельности прокуратуры, о которых я уже сказал: когда прокурор во всем поддерживает позицию следствия, даже когда эта позиция абсурдна, откровенно беззаконна. Такие примеры известны, их много. Есть, конечно, и примеры оппонирования, но это единичные случаи.

— Опять же некоторые СМИ, в их числе газета «Ведомости», пишут, что прокуратуре с новым руководителем во главе могут вернуть функции следствия. Они ссылаются на проект поправок в Конституцию (в статью 129), где среди функций прокуратуры говорится об «уголовном преследовании в соответствии со своими полномочиями».

— То, что в проекте поправок в Конституцию появилась данная фраза, само по себе вовсе не свидетельствует о том, что прокуратуре могут вернуть функцию следствия. В то, на чем построена эта версия, вкралась ошибка: полномочие по уголовному преследованию вовсе не идентично полномочию по расследованию уголовных дел. Уголовное преследование прокуроры осуществляют и сейчас, в соответствии с действующим законом (статья 37 УПК, статья 35 «Закона о прокуратуре»).

То есть, если предварительное расследование как одна из стадий уголовного судопроизводства — это функция следователя, то на всех других стадиях, связанных с судебным разбирательством, функция уголовного преследования уже у прокурора. Более того — это его эксклюзивное полномочие. Так что авторы этой версии о новых функциях прокуратуры, как говорится, ударили в колокола, не заглянув в святцы. Но опять же это не значит, что такое объединение невозможно — просто в версии ошибка.

Возможные варианты реформы

Слухи о готовящейся масштабной реформе правоохранительных и следственных органов в СМИ муссируются давно. Их неоднократно подпитывал Юрий Чайка, критиковавший качество работы органов следствия и дознания. Он также отмечал, что разделение прокуратуры и СК нарушило баланс между следствием и надзором, заменив надзор прокуратуры ведомственным надзором руководителей следствия. При этом настаивал на том, что вести расследования в отношении спецсубъектов, к которым относятся следователи, должны прокуроры, а не СКР.

Обсуждая вероятные концепции реформы, СМИ писали, что по одной из них Следственный комитет либо вернется под полный контроль прокуратуры, либо вовсе будет расформирован. В последнем случае сконцентрированное в СКР следствие распределится между другими ведомствами. Например, ФСБ могут предоставить право возбуждать уголовные дела в отношении спецсубъектов — прокуроров, руководителей следственных органов и адвокатов.

В 2018 году глава московского управления Следственного комитета Александр Дрыманов приводил противоположную точку зрения, анонсируя создание «русского ФБР». Он прогнозировал, что в России появится единый следственный орган, который объединит полномочия МВД, ФСБ и СК. Предполагалось, что новое ведомство возглавит глава СКР Александр Бастрыкин.

Большинство преступлений, за которые предусмотрена ответственность в уголовном кодексе, подразумевают определенные действия. Но есть и уголовно наказуемое бездействие, когда оно привело к негативным последствиям.

Действие и бездействие в уголовном праве

Преступное действие — это активное, осознанное деяние человека, которое имеет негативные последствия для физического лица, юридического лица или общества в целом. Различаются следующие типы преступных действий:

  1. Физическое воздействие, направленное на человека: нанесение телесных повреждений или убийство.
  2. Психическое или моральное воздействие: шантаж, угрозы, клевета, оскорбление, вымогательство.
  3. Действия, связанные с имуществом: кража, уничтожение.
  4. Интеллектуальное деяние, конечной целью которого является преступное действие: руководство преступной группировкой без активного участия в преступлении, создание вредоносных программ и т.д.

В основе преступления может лежать как одно действие, так и несколько.

Преступное бездействие – это отсутствие деяния человека, когда он осознанно не выполняет возложенные на него обязанности. Уголовная ответственность за преступное бездействие наступает в том случаи, когда у виновного была реальная возможность осуществить действия, выполнить свои обязанности, но он осознанно этого не сделал. Обязанность совершать те или иные действия на человека может быть возложена следующими способами:

Обратите внимание Действие или бездействие влекут за собой уголовную ответственность тогда, когда они совершались человеком осознано и контролируемо, при наличии выбора делать это или нет.

  1. Законодательные и нормативные акты, например, обязанность платить налоги согласно действующему налоговому законодательству.
  2. Вступившие в силу решения суда.
  3. Обязанности, уставленные законом в отношении виновного и пострадавшего, например обязанности родителей по отношению к своим несовершеннолетним детям.
  4. Профессиональные обязанности, например, обязанности медицинских работников по оказанию медицинской помощи, правоохранительных органов по охране общественного порядка и предотвращения преступных действий третьих лиц и т.д.

В уголовном праве различают чистое бездействие и смешанное. В первом случаи человек не выполнил свои обязанности, во втором – выполнил не надлежащим образом.

Общей статьи за бездействие в уголовном праве нет. Кодекс предусматривает наказание исходя из конкретных ситуаций, примеры которых мы и рассмотрим.

Неисполнение приговора суда

Ответственность согласно ст.315 УК РФ за не выполнение решения суда, которое уже вступило в силу, несут муниципальные и государственные служащие, а также служащие коммерческих и других учреждений. Мера наказания может быть следующей:

  • Штраф в сумме до 200000 рублей или в размере суммарного дохода виновного за 18 месяцев.
  • Лишения прав работать на конкретной должности на протяжении пяти лет.
  • Обязательные работы продолжительностью до 480 часов.
  • Принудительные работы на 24 месяца.
  • Арест на срок в пределах полугода.
  • Лишение свободы на срок в пределах двух лет.

Неоказание медицинской помощи

Если без серьезных причин не была оказана медицинская помощь человеку, при этом лицо обязано было ее оказать в соответствии с нормативными актами, то наступает уголовную ответственность согласно ст. 124 УК РФ.

Важно! Врачи несут особую ответственность — в их руках жизни людей. Именно поэтому врачебная халатность не прощается. Не прощает их и Уголовный Кодекс РФ — халатность врачей может грозить лишением свободы на срок до 7 лет.

В ситуации, когда не предоставление медицинской помощи повлекло вред средней тяжести для пострадавшего, то наказание может быт следующим:

  • Штраф в размере до 40000 рублей или суммарного дохода виновного за три месяца.
  • Обязательные работы продолжительностью до 360 часов.
  • Исправительные работы срок до двенадцати месяцев.
  • Арест на период в пределах четырех месяцев.

Если же неоказание помощи привело к гибели пострадавшего или причинение его здоровью тяжкого вреда, но наказание будет более суровым:

  • Принудительные работы продолжительностью до 4 лет.
  • Лишение свободы на срок до 4 лет

При этом по решения суда, виновный может потерять права заниматься определенной деятельностью на протяжении трех лет.

Оставление в опасности

Уголовно наказуемым бездействие также является неоказание посильной помощи и оставление в опасности человека, который вследствие определенных обстоятельств не может сам покинуть место опасности. Ответственность наступает только в том случаи, когда виновный имел реальную возможность оказать помощь, или же недопущение такой ситуации было его обязанностью (например, мать оставила в опасности несовершеннолетнего ребенка и имеет место ненадлежащее исполнение родительских обязанностей).

Наказание за такое преступление может быть следующим:

  • Штраф в пределах до 60000 рублей или в размере суммарного дохода виновного за полгода месяца.
  • Обязательные работы до 360 часов.
  • Исправительные работы сроком до 12 месяцев.
  • Принудительные работы сроком до 12 месяцев.
  • Арест на период в пределах 3-х месяцев.
  • Лишение свободы сроком до 12 месяцев.

Бездействие сотрудников полиции

Ответственность за бездействие сотрудников полиции отображена не в УК РФ, а в Федеральном законе «О полиции». Согласно Закону, полицейский несет ответственность за свое бездействии, равно как и за действие, не зависимо от занимаемой должности.

Важно! Подать жалобу на бездействие сотрудников полиции можно в Руководство МВД, Прокуратуру,
УСБ и суд. В отдельной статье мы расскажем, что для этого будет нужно https://lexconsult.online/7631-obzhalovanie-nezakonnyh-deistvii-politsii-primery-situatsii-obraztsy-zhalob

Вред, который был причинен гражданам в результате бездействия сотрудника полиции, возмещается согласно действующему законодательству.

За ущерб, который полицейский своим бездействием причинил органу государственной власти или территориальному подразделению полиции, он несет личную материальную ответственность.

Хотя в Украине проведена реформа органов внутренних дел, эффективность полиции продолжает оставаться низкой. Случаи, когда заявления от граждан не принимают, дела не возбуждают, все еще имеют место быть. Как и ситуации, когда правоохранительные органы явно превышают свои полномочия или нарушают права задержанных. Что делать в этих ситуациях?

Почему это происходит

С реформой случаев, когда полиция не регистрирует дело, а если заносит в Единый реестр, то не расследует, стало больше, отмечают адвокаты, а в неофициальных разговорах — и сотрудники правоохранительных органов. Патрульные полицейские не всегда имеют достаточную квалификацию, а оперуполномоченных стало меньше, в правоохранительных органах появилась автоматическая система обращений, которая регистрирует каждый звонок, даже по одному и тому же поводу, как новый. В результате у следователя бывает до 100-200 дел. Естественно, что полицейские стремятся любым способом снизить нагрузку. Что они делают:

  • пытаются отговорить человека писать заявление, апелируя к тому, что преступника все равно не найдут или бюрократическим нюансам. Например, если человек пропал без вести не по месту прописки, родственников часто посылают писать заявление в то отделение, к которому относится адрес регистрации разыскиваемого;
  • вместо того, чтобы сразу внести заявление в ЕРДР, регистрируют его согласно Закону об обращениях граждан и передают участковым, которые списывают дело, не расследуя. Это касается нетяжких преступлений, например, краж;
  • пытаются перевести дело в разряд гражданско-правового. Например, объясняют мошенничество разночтениями договора и посылают потерпевших разбираться в гражданском суде, хотя в УК существует статья 190 — мошенничество;
  • если в деле нет явных признаков уголовного правонарушения, рассматривают дело по упрощенной процедуре и быстро закрывают.

С другой стороны, не падает число случаев, когда полиция «выбивает» признание, проводит незаконные обыски, не допускает к задержанному адвоката или иным образом нарушает его права. Это, опять же, происходит из-за безнаказанности органов внутренних дел, нежелания расследовать дело правильно, загруженности. Им проще «подвести» доказательную базу под подозреваемого, хотя такой подход оправдан далеко не всегда и уж точно не является законным.

Когда можно жаловаться на действия полиции

Полиция однозначно нарушает или игнорирует закон, не выполняет свои обязанности, если:

  • нарушает или игнорирует права задержанного, а также применяет физическое или психологическое давление на свидетеля, потерпевшего или подозреваемого;
  • дело не расследуется — потерпевших не вызывают на дачу показаний и другие следственные действия, нет никаких известий о его продвижении;
  • дело расследуется «спустя рукава» — следователь игнорирует показания свидетелей или улики, которые свидетельствуют о невиновности подозреваемого;
  • дело пытаются закрыть ­ «теряются» улики, эксперты, свидетели, следователи затягивают процесс или просят забрать заявление, используя угрозы.

Куда жаловаться на полицейских?

Закон о полиции говорит, что если, по мнению гражданина, полицейский бездествует, нарушает закон или даже оскорбляет, необходимо подать жалобу на имя руководителя того подразделения, где работает офицер или инспектор. Необязательно писать ее, можно подать устно, позвонив по номеру 102. Кроме того, существует ст. 367 УК — служебная халатность, которая включает и недобросовестное исполнение должностным лицом своих обязанностей. Если полицейский не открывает дело или не расследует его, следует писать заявление в прокуратуру и жаловаться на неисполнение следователем своих обязанностей. Если в полиции провели незаконное задержание, избивают, угрожают — также пишется заявление в прокуратуру на совершение должностным лицом уголовного преступления. Прокуратура, как правило, за такие заявления с удовольствием берется, ведь у них есть свои показатели и сфера деятельности, и надзор за полицией входит в нее. Также среди рычагов воздействия в законодательстве Украины значится суд. Например, правоохранительные органы таким обзаом можно заставить внести в ЕРДР уголовное дело, которое не хотят расследовать. Но, как показывает практика, такими делами полиция потом все равно не занимается, а судиться — дорого и долго. Поэтому юристы советуют регистрировать жалобу на 102 и сразу идти в прокуратуру.

Кроме того, устроить «нагоняй» полиции может народный избранник. Есть такая вещь, как депутатский запрос, и любой депутат с удовольствием использует этот рычаг давления, чтобы показать избирателям свою работу. Для этого необходимо обратиться к депутату по своему округу (не важно, от какой он партии) и рассказать о бездействии или преступных действиях представителей закона.

Важно! Жалоба или заявления, касающееся нарушения прав и свобод человека, рассматривается безотлагательно, в течение 15 дней с момента получения, в том числе те, которые получены в выходные, праздничные дни или после окончания рабочего дня. Срок рассмотрения могут продлить до месяца, об этом сообщают заявителю лично. Полиция не имеет права отказывать в регистрации заявления. Если в отделении все же нарушают закон и отправляют куда подальше, необходимо обратиться в любое другое отделение или по телефону 102, к жалобе добавить отказ в регистрации обращения.

Если по факту бездействия или преступного действия следователем полиции прокуратура возбудит уголовное дело, гражданина будут вызывать на следственные действия. Если в возбуждении будет отказано, об этом сообщат лично.

Что нужно знать при общении с правоохранительными органами

Чтобы обезопасить себя и не дать полиции возможность воспользоваться «лазейкой» в законе, соблюдайте следующие правила:

  • храните чеки на дорогую технику и гаджеты. В случае кражи их прикладывают к делу, чтобы доказать, кому принадлежит вещь;
  • если вы стали свидетелем преступления или подозреваете, что рядом нарушают закон (например, слышите стрельбу или видите, что подозрительные личности пытаются открыть машину) — звоните 102;
  • если произошло мошенничество с банковской картой, по телефону или через интернет — обращайтесь в киберполицию;
  • не трогайте ничего на месте преступления, чтобы не уничтожить улики;
  • настаивайте, чтобы ваше заявление приняли, не поддавайтесь на уговоры;
  • требуйте, чтобы выдали талон о регистрации заявления.

Елена Лукашенко

Бездействие сотрудников полиции ответственность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *