Охотничьих угодий

Предпринимателей-любителей охоты зачастую волнует вопрос: «Как взять в аренду охотничьи угодья?» Где-где, а в России уж действительно есть, из чего выбирать!

Общая площадь охотничьих угодий, т. е. среды обитания диких животных, в РФ составляет 1,5 млрд га. Количество видов животных, на которых разрешена охота (охотничьих ресурсов) – 228. Сфера охотничьего хозяйства обеспечивает торговый оборот 80–100 млрд руб.

Это рентабельнее, чем кормить в вольерах норок, песцов. Традиционная классификация различает открытые, лесные, болотные и водные охотугодья. Общественные отношения, связанные с их эксплуатацией, регулируются Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…»

Наиболее востребованными считаются лесные ресурсы. В их среде чаще всего организуются частные охотничьи угодья. Существует несколько их классификаций. Первая из них (по возрасту древостоя) использует десятилетнюю градацию для лиственных деревьев и двадцатилетнюю – для хвойных. (1 и 2 класс – молодняк, 3 и 4 – средневозрастной, далее – приспевающие, спелые и перестойные насаждения).

Вторая классификация, по Д. Н. Данилову, различает заболоченный, мшистый, пойменный, сложный, сухой и лишайниковый, каменистый лес. Это наиболее общие классификации, на самом деле их гораздо больше.

Правовая классификация предполагает три группы: первая — общедоступные охотничьи угодья (которые по закону занимают не менее 20% от общих), вторая — закрепляемые за физическими и юридическими лицами (собственно говоря, предмет изучения данной статьей), и наконец третья – угодья, охота в которых ограничена или же запрещена установленным режимом заповедных территорий.

Интересующихся, как взять в аренду охотничьи угодья, следует ориентировать на вторую группу.

Выбор угодий для аренды. Предварительное планирование

Очевидно, что предприниматель в сфере охотничьего бизнеса выбирает для себя такую аренду лесных угодий, которая перспективна и потенциально прибыльна, при этом пользуясь приемами охотоустроительной работы. Мероприятия, которые она включает в себя, подразделяются на подготовительные, полевые и камеральные.

Конечно же, приходится «отмерить семь раз», перед тем как взять охотничье угодье в аренду. При подготовительных мероприятиях изучаются документы земотделов райисполкомов, природоохранных организаций, ветеринарных служб, отделов сельского хозяйства. Смысл полевых работ заключается в качественном оценивании популяций сдаваемой в аренду территории.

Заключительным этапом процесса оценки являются камеральные работы, в ходе которых обобщается информация подготовительного и полевого этапов, лесные угодья оцениваются в стоимостном выражении, охотничье хозяйство территориально планируется, производится нормирование отстрела, планируются биотехнические и охранные мероприятия, составляются оптохозяйственные карты и схемы. Оценивается видовая численность охотничьих ресурсов, то, как они распределены пространственно, достаточность естественных кормов.

Таким образом, интересующийся, как взять в аренду охотничьи угодья, не может обойтись без егерского обследования угодий.

Какую площадь стоит брать в аренду? Мнения, конечно, могут быть разными. Мы считаем, что заслуживает внимания точка зрения доктора биологических наук Алексея Данилкина, считающего, что в умеренной полосе для эффективного регулирования численности копытных животных подходит площадь десять тысяч гектаров. Более умеренный подход предполагает площадь в тридцать тысяч гектаров. Стоимость такой аренды в ее умеренном варианте обойдется предпринимателю в $600.

Оформление аренды

Если отвечать с юридической точки зрения на вопрос «как взять в аренду охотничьи угодья», то речь, конечно же, пойдет о документальных операциях. Главными этапами оформления аренды являются приобретение статуса ИП или же юридического лица, выбор и аренда конкретных угодий, заключение охотхозяйственного соглашения с Госохотинспекцией (как результат выигрыша в аукционе), получение гослицензии на пользование охотничьими ресурсами.

Лицензирование потребует от вас заявки в соответствующий исполнительный орган государственной власти, содержащей сведения о будущем охотничьем бизнесе, а также предполагаемых качественных и временных параметров пользования животным миром (отстрела и восстановления). Разумно составлять подобную заявку по итогам камеральных работ. Фактически – это черновой бизнес-план охотничьего хозяйства.

Возможен вариант приобретения охотничьих угодий в собственность, однако он на порядок дороже, и, соответственно, речь о рентабельности здесь может идти лишь на длительных промежутках времени. Это, скорее, вложение капитала, чем предпринимательство.

Пути развития современного охотничьего хозяйства

После приобретения прав пользования актуальным становится вопрос о том, как организовать охотхозяйство? Предприниматель, арендовав охотничье хозяйство, не только получает с него прибыль, но и целенаправленно работает над тем, чтобы эта прибыль становилась выше.

Первостепенное значение имеет точность определения количества животных в данном хозяйстве на начало сезона охоты. Это краеугольный ориентир, от которого планируются все основные показатели охотхозяйства. В первую очередь, учитываются пушные звери, а также крупные парнокопытные. Их количество оценивается в количестве особей на тысячу гектаров угодий. Для этого сначала производится подсчет на пробных площадках и маршрутах, а затем эта выборка округляется для всей территории угодий.

Критерием качества охотничьих хозяйств является коэффициент производительности угодий (этот показатель вычисляется по каждому виду животных).

Для хороших угодий он равен 250, для имеющих качество выше среднего – 165, для средних – 100, для качества ниже среднего – 50, для плохих – 15. Практически это означает, например, что в хороших охотхозяйствах животных в 2,5 раза больше, чем в средних.

Получить хорошие угодья в аренду – это, конечно, великое везение. И его, как правило, не бывает. Будьте реалистами, в аренду вам дадут как максимум среднее хозяйство.

Вам предстоит повышать его качество: улучшать кормовую базу, повышать защитные и гнездопригодные свойства за счет повышения лесистости и обогащения насаждений. Возможно, даже придется на определенном участке произвести мелиорацию. Только на основании надежного «кормового тыла» можно будет далее развивать охотничий бизнес.

При достаточном количестве кормов хороший эффект демонстрируют дополнительные мероприятия по искусственному заселению угодий животными и птицами.

Успех охотхозяйства зависит от егерей

Очевидно, что понимание того, как организовать частное охотничье хозяйство, должно сочетать не только подходы предпринимательства, но и специфические аспекты егерского дела. Грамотное ведение охотничьего хозяйства должно обеспечивать расширенное воспроизводство зверей и птиц.

Для этого следует ориентироваться в миграциях, знать биологию основных видов животных и их способность к восстановлению поголовья. Впрочем, некорректно полагать, что популяцию определенных промысловых животных целесообразно увеличивать выше оптимальной. Ухудшается кормовая база, и начинаются болезни. Такая целенаправленная деятельность, решающая задачу, как организовать охотхозяйство, называется охотоведением, ею профессионально занимаются егеря.

Некоторые хозяйственные моменты

С чего начинать хозяйственную деятельность охотничьего хозяйства? Во-первых, следует принять меры для минимизации количества дорог. В идеале должна остаться одна, ведущая к лесному хозяйству, оборудованная блокпостом и шлагбаумом.

Лишние дороги, если даже с их помощью ведется вырубка леса, надо пытаться закрывать на законных основаниях. А затем – перекопать и завалить. Так ставится заслон автобраконьерству и производится предупреждение определенного количества рисков в будущем. Затраты на расчистку дороги и оборудование поста составят около $1000.

Документальное сопровождение охоты

Какие документы обслуживают охотничий бизнес? Каждый охотник согласно Федеральному закону «Об охоте» должен иметь на руках выданный Госохотинспекцией бессрочный охотничий билет единого федерального образца. (Ограничение для получения его – неснятая или непогашенная судимость за умышленное преступление).

Второй документ, получаемый охотником, — это путевка (лицензия) на охоту. Она действует в рамках выдавшего ее охотничьего хозяйства. В свою очередь, бланки путевок (лицензий) охотхозяйство получает от территориального органа Госохотинспекции.

Охотясь на лицензируемых животных, т. е. добывая их путем выслеживания и преследования в состоянии их естественной свободы, охотник вместо путевки получает от охотхозяйства лицензию или же подписывает договор. Следует отметить, что действие как путевки, так и лицензии, ограничено во времени. После пользования бланки этих документов сдаются охотниками в охотничье хозяйство. Кроме того, контроль соблюдения сроков охоты, учет бланков путевок (лицензий) является функцией охотхозяйства.

Организация деятельности охотхозяйства

В целом же организация деятельности охотхозяйства регламентируется и производится его штатом. Именно эти люди, знающие, как организовать охотничье хозяйство, определяют уровень сервиса для охотников, посещающих соответствующие угодья. Базовый комплекс предоставляемых услуг включает в себя организацию проживания и питания, егерские услуги, а также обработку трофеев.

Значительно повышают прибыльность охотничьего хозяйства дополнительные сервисы: банные услуги, массаж, бассейн, водные маршруты, игры (бильярд, волейбол, настольный теннис), организация пикников с мангалом, площадки для спортивных игр, стрельбы (тир), прачечная, интернет, транспортные услуги, экотуризм по охотничьему хозяйству.

Общая деятельность рассматриваемого предпринимательства осуществляется на основе плана, учитывающего, кроме продукции, получаемой непосредственно из самого охотничьего хозяйства, еще и инвестиции в него. Следует сразу же оговориться, что первые два-три месяца после своей организации охотничье хозяйство работает на достижение точки безубыточности. В этот же период предпринимателям в области охотничьего бизнеса в целях увеличения потока финансирования рекомендуется заключать договоры со сторонними организациями.

Штат охотничьего хозяйства

Минимальный штат охотничьего хозяйства включает в себя управляющего, егеря и повара. Управляющий осуществляет планирование его развития и контролирует выполнение этого плана. Требования к нему: высшее образование (желательно специальное), наличие автотранспорта, приветствуется опыт в гостиничном бизнесе.

Лично он осуществляет переговоры и заключает договоры с партнерами, клиентами, организует работу, контролирует персонал.

Егерь должен иметь высшее специальное либо среднее образование и два года стажа работы по этой специальности. Он учитывает численность животных, контролирует соблюдение правил охоты, проводит охранные мероприятия и мероприятия по регулированию численности животных. Он подготавливает корма, солонцы, обустраивает кормовые площадки и кормушки, искусственные гнезда.

Повар, конечно же, должен быть настоящим специалистом по приготовлению блюд из дичи. От его мастерства также будет зависеть успех охотничьего бизнеса. Повару и егерю следует оборудовать проживание отдельно от гостевых домиков.

Прибыль

Поскольку основные виды издержек уже упомянуты нами в данной статье, нам остается показать направления прибыльности охотничьего хозяйства. Каждое такое хозяйство утверждает свои тарифы за добытые охотниками трофеи. Лишь небольшой процент от них составляет доход от продажи путевок и лицензий (300–1000 руб.).

Основная статья доходов — оплата охотниками (клиентами охотхозяйства) транспортных услуг, услуг егеря, повара, проживания, услуг, связанных с обработкой добытых трофеев (засолка, копчение, замораживание мяса, снятие и обработка шкур, посреднические услуги по изготовлению чучел). Если при охотхозяйстве есть водоем, то оно получает дополнительный доход от проката рыболовного инвентаря и плату за пойманную рыбу (тарификация – по весу).

Бизнес на охотничьих товарах

Предпринимателей-охотников, особенно из горожан, часто интересует, что нужно для открытия охотничьего магазина? Для этого, во-первых, следует сориентироваться в правовых нормах, регламентирующих продажу оружия. Чтобы открыть бизнес, потребуется инвестировать в него около 3 млн. руб. Документально понадобится разрешение местной власти и местного УВД и лицензия на продажу оружия. Ее цена — 150 тыс. руб.

Остальные статьи затрат – типовые, касающиеся всех предпринимателей, открывающих свое дело. Это государственная и налоговая регистрация, регистрация в статистическом органе, аренда, договор услуг охранной, а также противопожарной сигнализации. Ну и, конечно, открытие охотничьего магазина связано с покупкой инвентаря (8-10 тыс. $) и товара (5-6 тыс.$).

Вывод

Организовать прибыльное охотничье хозяйство – специфическое дело. Для его успешного функционирования важно соединить умения егерей, незаурядные организационные навыки, энтузиазм в налаживании сервиса, неповторимую кухню.

Успешно и ритмично работают хозяйства, заключившие договоры с крупными предприятиями на отдых охотников из числа их сотрудников. Также перспективны организация элитной охоты, с запланированными трофеями, развитие экологического туризма.

Большое значение имеет «сарафанное радио»: результативная охота, гарантирующая трофеи, а также налаженный сервис – залог коммерческого успеха охотничьего хозяйства.

Лесники сделали ответный ход.
1. С т а в к и. Ежегодные (не путать с единовременными за заключение охотхозяйственного соглашения, введёнными позже) ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при ведении охотничьего хозяйства и осуществлении охоты, были утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. № 310 в размере 3 копейки за гектар в год для всей территории Российской Федерации. Первые два года эта ставка индексировалась Федеральными законами о бюджете, потом замерла до 2014 г., когда за индексацию взялось правительство РФ, которое к 2017 году довело плату почти до 4 копеек.
Этот небольшой размер платы сопрягался с представлением о том, что охотпользователь обязан брать в аренду и, соответственно, оплачивать всю лесную территорию закрепленных охотугодий. Эта точка зрения особенно укрепилась после дело «Бобровского рейда» 2010 г., когда Высший арбитражный суд признал возможность двойной лесной аренды (http://www.arbitr.ru/press-centr/smi/29732.html).
2. И н ф р а с т р у к т у р а. Охотпользователи добивались ограничения их обязанности арендовать лесные участки только участками, занятыми подкормочными площадками, солонцами и тому подобными объектами. В 2016 г. влиятельные охотпользователи продвинули Федеральный закон от 23.06.2016 № 206-ФЗ о совершенствовании охотхозяйственного использования лесов и земель (https://goo.gl/xMeZTE). Теперь Лесной кодекс РФ прямо допускает такое использование лесов без предоставления лесных участков в аренду, если оно не требует рубок лесных насаждений или создания объектов охотничьей инфраструктуры (новая редакция ст. 36 ЛК РФ). Перечень объектов инфраструктуры утверждается федеральным Правительством (новая редакция ст. 53 Закона об охоте).
3. Н о в ы е_с т а в к и. Закон № 206-ФЗ вступал в силу с начала 2017 г. Ввиду ожидаемого снижения суммы поступлений в конце 2016 г. по системе Рослесхоза рассылается проект повышения платы до нескольких тысяч за гектар (см. прилагаемое Письмо Департамента лесного хозяйства Рослесхоза по Центральному федеральному округу от 29.11.2016 № 2150-03-15). Формальная цель проекта – не допустить снижения общей суммы поступлений. Есть и методологическое обоснование, очень интересное и местами, на мой взгляд, забавное, смотрите в документе.
И вот в начале февраля Минприроды России запустило на Федеральном портале раскрытия информации Минэкономразвития соответствующий проект правительственного постановления (http://regulation.gov.ru/projects#npa=62076, ID 04/12/02-17/00062076; не путайте с параллельными одноимёнными проектами вроде ID 02/07/09-16/00054698, 02/07/01-17/00060991).
Запустило оно его 10 февраля, минуя стадии общественного обсуждения и, похоже (не нашёл), оценки регулирующего воздействия, сразу с независимой антикоррупционной экспертизы. Она закончится послезавтра, 16 февраля, и путь к утверждению открыт.
Ставки, по сравнению с проектировавшимися, изменились незначительно (смотрите приложенный PDF-файл «Проект.ставок.платы.за.охотпользование.2017»).
Я наскоро раскрасил карту регионов России по градации базовых региональных ставок через шаг в 1000 рублей, картинка прилагается; чем темнее зелень, тем дороже аренда.
4. Р и с к и. Охотничье хозяйство стоит перед большими рисками. Бегло перечислю некоторые.
4.1. Новая редакция ст. 53 Закона об охоте сильно сократила перечень прямо установленных в Законе объектов инфраструктуры, но он может быть восстановлен, вновь расширен в фискальных целях лесниками при подготовке проекта постановления федерального Правительства об утверждении нового перечня.
4.2. Закон № 206-ФЗ отнёс «утверждение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры» (новый п. 1.1 ст. 81 ЛК РФ) и «установление правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесных участков» (новый п. 6.1 ст. 81 ЛК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области л е с н ы х отношений. Нет сомнений, что лесники сделают всё, чтобы сделать из этих документов высоковакуумные доильные аппараты.
4.3. К ставкам применяются многочисленные повышающие коэффициенты, зависящие от лесного статуса участков, который, в некоторых случаях, меняется росчерком пера под изменениями в лесхозрегламенте.
4.4. Закон № 206-ФЗ нацелен на преодоление общего запрета Лесного кодекса на огораживание лесных участков. Лесники при разработке проекта ставок выказали своё уважение серьёзным людям, продвинувшим этот Закон, и предложили применять к площадям полувольного содержания (и искусственно созданной среды) понижающий коэффициент 0,01. В рассматривающемся сейчас проекте это предложение не реализовано, но вполне может быть достигнуто потом. Разницу придётся покрывать менее влиятельным охотпользователям.
4.5. В ЛК РФ (ст. 13) было и есть требование рекультивации земель после сноса объектов лесной инфраструктуры. Несомненно, впереди – более или менее успешные попытки распространить такое же требование на объекты охотничьей инфраструктуры. Рекультивация, включая восстановление насаждений на месте подкормочных площадок и компактных вольеров, от которых охотпользователь не успеет юридически отказаться до легализации этого требования, способна разорить большинство из них.
4.6. Скорее всего, лесникам будет и дальше удаваться проводить свои инициативы мимо государственных органов управления охотничьим хозяйством (а также региональных законодателей, как минимум многие из которых должны быть, я считаю, ознакомлены с подобными проектами). Наша отрасль будет ставиться перед юридическими фактами, не имея возможности принять меры противодействия и смягчения вредных последствий.

С.П.Матвейчук

КРИЗИС СИСТЕМЫ

Совершенно очевидно, что сложившаяся система охотпользования в обжитых районах России находится в кризисе.

Все охотничьи организации, наука, землепользователи, охотники дают массу противоречивых предложений.

Реализуются и лопаются как мыльные пузыри многочисленные «прожекты» в регионах, местные власти ломают себе голову, не зная, как лучше поступить. Четкой государственной концепции и управляемой перестройки охотничьего хозяйства в соответствии с новыми условиями нет.

Законодательные, хозяйственные, экономические условия коренным образом изменились. Мы живем уже в абсолютно другой стране, но переход к рынку еще далеко не завершен.

Полный переход к рынку закончится только тогда, когда все население будет оплачивать все свои потребности по полной рыночной стоимости. Однако до этого времени нам придется прожить десятилетия в переходном периоде.

В обжитых районах России основными охотпользователями были общества охотников, за которыми закреплялось до 80-90% охотничьих угодий субъектов Федерации. Доходы охотобществ тогда складывались за счет взносов, продажи путевок, заготовки мяса копытных животных и пушнины государству, деятельности собственной промышленности и торговли, а также от налоговых льгот.

В конце 80-х и 90-е годы огромные площади угодий были переведены в разряд государственных (охотничье-промысловые участки, государственный резервный фонд) и во многих субъектах Федерации сравнялись по площади с угодьями охотобществ.

В условиях рынка и той и другой системе надо зарабатывать деньги, чтобы содержать эти угодья и управляющую надстройку.

Читайте материал «Мой печальный опыт общения с бизнесменами от охоты»

Вот тут-то и разгорелись нешуточные баталии между государственной и общественной охотничьими системами за контроль над денежными потоками в свою пользу, поскольку источник этих доходов сейчас практически один — карман охотника, и он далеко не бездонный.

Средняя платежеспособность охотника имеет свой «потолок». Для этого спешно меняются правила взимания денег с населения за право охоты: введен государственный охотничий билет в альтернативу членскому, введены государственные именные разовые лицензии в альтернативу путевкам.

Сейчас охотобщества имеют приоритет по доходам в результате сбора членских взносов, их угодья лучше благоустроены, и в них больше вкладывается средств. Однако приоритет этот быстро теряется в пользу госохоторганов, так как делается все возможное, чтобы лишить охотобщества указанных приоритетов. Фото: Семина Михаила

И все высокие слова о государственных интересах или интересах простых охотников — это только прикрытие.

Обе системы нередко обитают в одном административном районе. Охотник мечется, он не должен бы платить дважды за одно и то же, но приходится. И этим системам действительно тесно. Обе стороны упрекают друг друга в бездеятельности.

Да, действительно охотобщества делают еще недостаточно на единицу закрепленной площади своих угодий. Но цифры деятельности охотобществ публикуются. Охотобщества отчитываются перед охотниками за каждый рубль, они дают отчеты госорганам.

А вот кто, где, когда слышал об объемах и затратах госохоторганов на их закрепленные угодья (в том числе и на заказники)? Уверен, что они ведутся на еще более низком уровне. Чудес не бывает.

Сейчас охотобщества имеют приоритет по доходам в результате сбора членских взносов, их угодья лучше благоустроены, и в них больше вкладывается средств.

Однако приоритет этот быстро теряется в пользу госохоторганов, так как делается все возможное, чтобы лишить охотобщества указанных приоритетов.

Чем бы данное противостояние не кончилось, проблемы повышения общего уровня ведения охотничьего хозяйства и в субъектах Федерации и в России в целом путем перетягивания одеяла на себя не решить.

Просто одна система при нанесении другой большого материального ущерба будет вести свои хозяйства чуть лучше другой. Средний же уровень ведения хозяйства по области от этого не изменится и останется по-прежнему низким. Никакой разумной государственной политики я тут не вижу.

Читайте материал «Типичный егерь и его черты: что я вижу в охотхозяйствах»

А сколько нужно и, главное, реально возможно требовать от охотпользователей вкладывать средств в ведение охотничьего хозяйства по хозяйствам, районам, областям? Я вот об этом нигде и никогда не читал. Много — мало. Это сколько? И откуда брать эти деньги? И реально ли их где-то взять?

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

Любое охотхозяйство не может существовать само по себе вне какой-то структуры охотпользователя, и у любого юридического лица должен быть рабочий аппарат: руководитель, главный бухгалтер, работник по приему взносов, путевок, лицензий.

О других «бесполезных дармоедах» (охотоведы, ихтиологи, кинологи, оргмассовые работники, юристы, шоферы, технические работники) я вообще молчу. Рабочий аппарат должен иметь возможности и средства для осуществления своих функций.

Приплюсуйте местных и залетных удальцов, которым законы не писаны, и все вокруг колхозное… И все инвестиции и вложения уходят как вода в песок. Фото: Антона Журавкова

Допустимая доля управленческих расходов в охотничьем хозяйстве любой системы — до 20%, причем, чем примитивней или меньше охотхозяйство, тем выше доля этих расходов.

Безответственные, но популярные призывы вовсе убрать аппарат управления («бесполезных дармоедов») приведет к неминуемому развалу любой мало-мальски серьезной организации или предприятия. Бороться надо не с «излишними» управленческими расходами, а за эффективную работу этого аппарата.

Содержание эффективного аппарата — дело дорогостоящее, хорошим работникам надо хорошо платить. Бесконечно экономить на этом нельзя. Как только любой работник начинает получать меньше некоего критического уровня, он со временем вообще перестает работать на дело, а вынужден работать только на себя.

Сейчас же обычная зарплата руководителей и специалистов охотничьего хозяйства в разы меньше среднего уровня по России…

Теперь поговорим о годовых общественно-необходимых затратах непосредственно самого охотхозяйства, рассматриваемого как предприятие. Оставим на совести оппонентов рассуждения о нулевых затратах охотхозяйств на «пролетающих вальдшнепов и гусей» и, следовательно, неправомерности взимания платы за путевки на эти виды (да и все другие).

Плата за путевку — это не плата за пользование объектами животного мира и не плата за право охоты, как это некоторые пытаются ввести в заблуждение непосвященного обывателя, а возмещение затрат охотпользователя на содержание охотхозяйства.

Текущие расходы складываются из ежедневных расходов на охотустройство, благоустройство, охрану и воспроизводство, эксплуатацию, содержание баз, штатных работников и транспортных средств (трактора, а/м, снегоходы, квадроциклы, катера), приобретение инвентаря, уплаты многочисленных налогов и прочих расходов.

Читайте материал «Плач Ярославны: куда податься с нашими охотбилетами»

Особо следует оговорить расходы на содержание охотбаз. Охотбаза — это не только место размещения охотников, она несет очень разнообразные хозяйственные функции, в том числе и связанные с охраной и воспроизводством охотфауны. Чем ближе угодья к охотбазе, тем лучше там поставлена охрана, биотехния и воспроизводство.

Считаю, что для подъема охотхозяйства надо в каждом административном районе не менее 30% хороших, но пустых и «выбитых» угодий отдать сильным, богатым арендаторам. Фото: Антона Журавкова

Нормы обеспечения охотхозяйства егерской службой зависят также от назначения хозяйства и многих вышеперечисленных причин, но в среднем это будет приблизительно так:

  • для высокоорганизованного охотхозяйства — 3-6 тыс. га на 1 егеря;
  • средний уровень — 8-12 тыс. га на 1 егеря;
  • свыше 15-20 тыс. га на 1 егеря — это хозяйства низкого уровня.

При одинаковом уровне ведения охотхозяйства в маленьком хозяйстве надо больше вложений средств на единицу площади, а в крупном — меньше.

Вложение средств ниже определенного критического уровня вообще не дает никакой реальной отдачи — это по сути выброшенные на ветер деньги. И этот критически низкий уровень не такой уж и низкий.

Кто не верит, тот может взять ручку и легко подсчитать, но проще зайти в любую охотничью организацию и узнать по отчетам, во что обходится хороший уровень ведения охотхозяйства.

Содержать управленческий аппарат и само охотхозяйство необходимо не периодически, а постоянно, в течение круглого года, даже если охоту по каким-то причинам полностью закрывают.

Поэтому обывательские представления, что деньги за взносы или путевки берут «ни за что» или что их стоимость очень высока, при малейшем изучении вопроса становятся просто несостоятельными. Деньги за путевки вместе со взносами компенсируют лишь малую долю затрат охотхозяйства и совершенно недостаточны для реальных потребностей охотхозяйств.

Во многих охотобществах введены многочисленные льготы по оплате взносов и путевок социально малообеспеченным или заслуженным категориям граждан. Эти расценки не с потолка взяты, а исходя из предельной платежеспособности охотников на эти нужды.

Читайте материал «О бедном госохотбилете замолвите слово»

Цены стараются не поднимать, так как основная часть охотников их просто «не потянет». Будем богаче жить — поднимем. Но нельзя необоснованно требовать от охотпользователей больших вложений, не обеспеченных реальными источниками финансирования.

Так вот, общая сумма сборов по этим ценам может обеспечить только посредственный уровень ведения охотхозяйства (за исключением крупных охотобществ, имеющих мало угодий). Других крупных источников получения доходов у большинства охотобществ нет, и эти объемы доходов (и соответственно вложений) надо официально принять за норму.

Текущие расходы складываются из ежедневных расходов на охотустройство, благоустройство, охрану и воспроизводство, трактора, а/м, снегоходы, квадроциклы, катера. Фото: Антона Журавкова

Государству охотники, конечно, тоже должны платить на организацию контроля за ведением охотничьего хозяйства (как всегда платили госпошлину), но по сумме значительно меньше, чем на само содержание охотхозяйства.

Доля контроля (как и доля управленческих расходов) не должна быть больше 10-20% от общих расходов контролируемого объекта. А на практике получается, что она может даже превысить 100 % уровень!

НЕОБХОДИМЫ ИНВЕСТИЦИИ

В большинстве обжитых регионов России еще долго никто, кроме охотобществ, не сможет осваивать большинство угодий. Не так уж много есть сильных и богатых арендаторов (и им не надо много угодий, особенно отдаленных и малопродуктивных, но самое главное, что им совершенно не нужен огромный «балласт» малообеспеченных граждан, которых обслуживают охотобщества.

Нормальное ведение охотничьего хозяйства даже на среднем уровне — дело все-таки дорогостоящее и пока недоступное для многих охотобществ. Но ликвидация охотобществ, даже слабых (или создание условий, при которых они сами развалятся), и замена их на резервные угодья — это дальнейшее снижение уровня ведения хозяйства до самого примитивного и откат назад к 50-м годам.

Поэтому в который раз призываю снять в отношении опальных охотобществ лозунг «Быть или не быть!». Они полностью выполняют свое предназначение в меру сложившихся реальных условий и возможностей.

Читайте материал «Охотничий сервис не нужен простому охотнику»

А реальные условия в России наши государственные управители создали такие катастрофические, что в упадке находятся не только общественные охотничьи организации, но и государственные.

Да что там охотничьи хозяйства! Вы посмотрите, в каком плачевном положении сейчас некогда всесильное сельское хозяйство, промышленность, различные производства! Но руководители охотничьей отрасли России как бы не замечают этого и пытаются обязать охотпользователей совершить прорыв в отдельно взятой отрасли.

Как говорится, нет ничего невозможного для того, кто не обязан это делать сам. Вот взяли бы и показали на примере госзаказников, как надо вести охотничье хозяйство, не ущемляя при этом интересов охотобществ.

Сколько можно бодаться и наносить взаимные удары, которые ничего, кроме вреда друг другу, не приносят. Противостояние тянется уже десятилетия. Пора принимать созидательные, а не разрушительные постановления и решения.

Считаю, что для подъема охотхозяйства надо в каждом административном районе не менее 30% хороших, но пустых и «выбитых» угодий отдать сильным, богатым арендаторам, в основном для интенсивного разведения теплолюбивых копытных животных (кабан, олень, косуля), отзывчивых на биотехнию, и для интенсивного искусственного дичеразведения (утка, фазан, куропатка). При этом права и интересы местных охотников должны быть законодательно защищены.

А не так, как сделали, например, в Тверской области, где отобрали у ВОО старейшее и ценнейшее высокоорганизованное Дубакинское охотхозяйство и отдали «Лукойлу».

Да, такие суперарендаторы могут легко и быстро «сказку сделать былью» на месте любого пустого охотхозяйства. Сильные арендаторы должны поднимать разрушенное охотничье хозяйство, а не пользоваться по праву сильного самыми жирными кусками.

Без высокого уровня ведения хозяйства и внедрения жесткого режима посещаемости угодий невозможно достичь и сохранить высокую численность копытных животных, заняться дичеразведением, интенсивным воспроизводством, наладить надежную охрану, вести благоустройство.

Ведение подобных охотхозяйств возможно только в трех случаях: для представительских целей, для узкого круга состоятельных охотников под эгидой богатой фирмы и, наконец, для хозрасчетного ведения охотхозяйства, где вся продукция и услуги реализуются по их полной рыночной стоимости.

Спрос на такие охотхозяйства имеется, и в последующем он будет все больше возрастать, однако пока таких хозяйств очень мало, а хозрасчетных частных практически нет совсем.

По-моему, основной путь подъема охотничьего хозяйства в обжитых районах, которое сейчас пребывает в глубоком кризисе, находится в создании широкой сети высокоорганизованных хозяйств всех трех типов (конечно, при сохранении прав местных охотников). Надо дать зеленую улицу для всех, кто желает и сможет их создать и содержать.

Читайте материал «Простому охотнику все меньше места в угодьях»

Особенно это относится к хозяйствам третьего типа, хозрасчетным, поскольку они рассчитаны на обслуживание широкого круга охотников. Тут широчайший простор для частной инициативы предприимчивых и увлеченных энтузиастов. Большие возможности инвестиций или долевого участия.

Ведь посмотрите сами, в стране огромное количество больших и малых фирм, организаций и предприятий, которым не по плечу создание полноценного охотхозяйства, да это и не рационально.

Любое охотхозяйство рассчитано на обслуживание сотен и тысяч охотников, а зачем маленькой фирме охотхозяйство, если у них 10-20 охотников? Однако они могли бы участвовать в качестве акционеров, и у каждого охотхозяйства могли бы быть десятки коллективных акционеров.

Спрашивается, а кто сейчас мешает вкладывать средства инвесторам и потенциальным акционерам в имеющиеся охотхозяйства?! Вложить-то можно, а вот получить желаемую отдачу вряд ли… В «блатные» охотхозяйства вкладывать рискованно, а их нужно много, чтобы создать настоящую конкуренцию, рынок, борьбу за клиента. Остается огромное количество охотхозяйств обществ охотников и «резервный фонд угодий».

В России наши государственные управители создали такие катастрофические, что в упадке находятся не только общественные охотничьи организации, но и государственные. Фото: Антона Журавкова

А представьте райохотобщество, которое имеет 150-300 тыс. га угодий и режим посещения угодий — свободный! У них своих охотников под тысячу, в том числе значительная доля социально необеспеченных слоев населения (пенсионеров, безработных, работающих за мизерную зарплату, инвалидов), сюда же прибавьте имеющих право на льготы, почетных и заслуженных, штатных, ответственных и приближенных, а к ним приплюсуйте местных и залетных удальцов, которым законы не писаны, и все вокруг колхозное… И все инвестиции и вложения уходят как вода в песок.

Слабому охотхозяйству в современных условиях на огромной территории порядка не навести никогда, несмотря на вложения.

Но даже если и будут получены реальные положительные результаты, на них будут иметь право не только потратившиеся акционеры, но в равной степени и все члены охотобщества, но по «социальным» мизерным ценам. Это не устраивает, так как в частном охотхозяйстве все остальные охотники оплачивали бы охоту и услуги по их полной рыночной стоимости.

Читайте материал «Обдираловка в МООиР: мне не нужен госохотбилет»

Мне кажется, что в далекой перспективе, эти частные охотхозяйства, находящиеся под жестким контролем госохоторганов, должны составлять основную долю охотпользователей России. Но и в эти далекие и прекрасные (хотелось бы верить) времена должно быть место охотобществам.

Нынешняя бедность охотобществ — это следствие развала экономики России, обнищания населения, ну и соответствующей разрушительной государственной политики в этом вопросе.

Охотобщества при соответствующей государственной поддержке вполне могут занять достойное место в охотничьей отрасли России.

Евгений Ершов

С начала текущего года инспекторы Госохотнадзора по Тюменской области привлекли к административной ответственности 548 охотников (в среднем за год 1000–1200 человек), а к уголовной – 38 браконьеров.

Под браконьерский выстрел попали 49 косуль, 13 лосей, 7 кабанов, 7 ондатр, 4 бобра, 1 норка, 2 хоря и 1 серый гусь..

Об охране природных ресурсов, организации охоты в Тюменской области, губителях природы, воздушной разведке, хозяевах угодий и о животных рассказал заместитель начальника регионального Госохотуправления Алексей Охрименко.

— Алексей Юрьевич, браконьер сейчас дикий пошел? Эти цифры говорят только о выявленных правонарушениях. А сколько их осталось за «кадром»?

– Судить трудно. Больше браконьерству, конечно, подвержены богатые на копытных животных Вагайский и Тобольский районы. Но с учетом количества имеющегося в Тюменской области лося и других копытных, ущерб природе некритичный.

Зима прошлого сезона была относительно мягкой и благотворно сказалась на животном мире. Наст, от которого сильно страдают косуля и лось, был недолгим. Животные перезимовали отлично, их падежа не зарегистрировано. Охотники становятся дисциплинированнее, а браконьеров – меньше.

— Технический прогресс коснулся и вашего ведомства. Известно, что в прошлом году на вооружение инспекторов приобретен за счет средств регионального бюджета комплекс беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Есть ли от него реальная помощь? Что он из себя представляет?

– Это спецмашина на базе полноприводного микроавтобуса-вездехода. Он как дом на колесах. Оборудован рабочим местом пилота, который запускает летательный аппарат и считывает полученную информацию.

Максимальная дальность полета квадрокоптера в радиусе до 100 км и на высоте до 3 тысяч метров. Но в зависимости от погодных условий рабочая высота может варьироваться в пределах 350–400 м.

Хорошие аккумуляторы позволяют беспилотнику находиться в полете порядка 5 часов. Он оборудован цифровой видеокамерой высокого разрешения и тепловизором, способным различать живые объекты в темноте.

С его помощью прошлой осенью в Исетском районе на территории Рафайловского заказника глубокой ночью нам вместе с сотрудниками полиции удалось вычислить и задержать браконьеров, охотившихся на косулю из-под фар.

А в этом году на весенней охоте с помощью БПЛА выявлено несколько административных правонарушений: инспекторы вычислили охотников-нарушителей, пренебрегших правилами охоты.

Весной охота разрешена только на селезня с подсадной уткой или чучелами из укрытия. Запрещено стрелять с подхода. А охотник закинул ружье на плечо и пошел искать дичь, его перемещение засек и снял на видео беспилотник.

При наличии доказательной базы на нескольких нарушителей были составлены административные протоколы.

Мы активно работаем с областным департаментом лесного комплекса по выявлению незаконных палов и нарушений правил охоты. С помощью БПЛА этой весной мы смогли выявить и зафиксировать на видео поджигателя сухой травы, перемещавшегося вдоль луга на легковой автомашине. Задержанным оказался фермер, пытавшийся палами сухой травы удобрить луговую почву на покосе.

— А в каких случаях у охотников изымаются ружья?

– Оружие изымается, если в правонарушении усматривается состав уголовного преступления. Это может быть незаконный отстрел диких копытных без лицензии в заказнике и в запрещенные для охоты сроки.

Мудрый хозяйственник-арендатор не пришел вредить и будет поощрять активистов, помогающих ему заготавливать на зиму корма для животных. Фото: Семина Михаила

Что касается лишения специального права (на владение оружием и или охотничьим билетом), то решение по нему принимает только суд.

Допустим, если охотничий билет выдает Госохотуправление, то по закону забрать его у нарушителя можно только через суд. Примерно так же обстоит дело и с охотничьим оружием.

— Возможна ли профилактика браконьерства?

– Несомненно. Так называемое наше «хождение в народ» стало уже традиционной формой профилактики браконьерства.

Ежегодно руководство Госохотуправления объезжает все районы и муниципальные образования, вместе с главами администраций мы организуем встречи охотников, охотпользователей (арендаторов угодий) и обсуждаем накопившиеся проблемы.

Если возникают какие-то сложности в отношениях между охотниками и арендаторами, то участвуем в их разрешении.

Обычно острая необходимость в таких встречах возникает, когда в угодьях впервые появляется охотхозяйство арендатора. Охотники возмущаются, дескать, мой прадед тут родился и охотился, я всю жизнь охотился, а меня тут уже никто за грибами в лес не пустит и рыбу ловить запретит.

У охотпользователей в аренде только животный мир. На этой территории можно рыбачить, собирать ягоду, грибы, а валежник – только с разрешения областного департамента лесного комплекса.

— Немало ли штатных инспекторов в Госохотуправлении?

– Под ружьем на всю Тюменскую область приходится 80 инспекторов. Было больше, но сейчас прошла оптимизация. Если раньше на каждый район приходилось по 5, то сейчас – по 3 инспектора.

— А как выходите из положения?

– Делаем ставку на общественность. Появилась и новая форма надзора – производственно-охотничьи инспекторы. Это, как правило, штатные сотрудники арендаторов. Они у нас сдают экзамены и получают право на составление актов. У них имеются полномочия досмотра охотников в присутствии понятых, но только на своей, арендованной территории.

Они составляют на нарушителей акт, который потом передают штатному охотинспектору. По закону эти инспекторы имеют право при задержании браконьеров даже применять свое оружие.

В общедоступных угодьях работают наши охотинспекторы и активисты в виде понятых. Нынешнее законодательство позволяет фиксировать административные правонарушения с помощью видеокамеры в отдаленных условиях. Желательно с датой совершенного правонарушения.

Всех инспекторов мы централизованно оснастили штатными фотовидеокамерами или видеорегистраторами для фиксации правонарушений.

– Каковы итоги весенней охоты?

– Весенняя охота на водоплавающую дичь продлилась 10 суток. Из них пять суток – в южной и столько же в северной части Тюменской области. В ходе проверок инспекторы регионального Госохотуправления составили на нарушителей 86 административных материалов, но уголовных преступлений не выявили.

Основное нарушение – охота без разрешения. Допустим, у охотника разрешение на один район, а он охотится в другом. За это уже полагается штраф. Второе место прочно занимает перевозка заряженного и незачехленного оружия. Этой весной инспекторы изъяли у охотников 12 гладкоствольных ружей и 14 патронов.

Больше всего нарушений выявлено в Ярковском районе, где наблюдался хороший разлив Тобола и куда съехалось большинство тюменских охотников. В целом же, весенняя охота прошла без ЧП. Были ландшафтные пожары, в тушении которых приняли участие и инспекторы Госохотуправления.

— Алексей Юрьевич, у охотничьих угодий появился хозяин в лице арендаторов-охотпользователей. С их приходом что-то изменилось?

– Федеральное законодательство и стратегия развития охотничьего хозяйства предусматривают наличие охотпользователей, и сегодня в Тюменской области насчитывается 97 арендаторов, за которыми уже закреплено 50% охотничьих угодий. Все они равномерно распределены по всей территории региона.

В итоге общедоступными останется 20% угодий. Биотехния и разведение охотничьих видов животных легли на плечи арендаторов.

Как результат, у нас в области в четыре раза выросла численность копытных. Значит, мы на правильном пути.

— Есть ли стимул у арендатора взаимодействовать с местными охотниками?

– Мы нацеливаем арендаторов на такое взаимодействие. При хозяйском и бережном отношении к фауне все желающие будут с охотой. Мудрый хозяйственник-арендатор не пришел вредить и будет поощрять активистов, помогающих ему заготавливать на зиму корма для животных и охранять угодья от браконьеров.

Охотпользователю надо замотивировать людей. Желающие поучаствовать в дополнительной жеребьевке на добычу копытных могут предложить арендаторам и районным охотинспекторам свои услуги по заготовке и раскладке сена, подкормкам копытных.

У охотпользователей в аренде только животный мир. На этой территории можно рыбачить, собирать ягоду, грибы, а валежник – только с разрешения областного департамента лесного комплекса. Фото: Антона Журавкова

Инспектор покажет, куда необходимо разложить подкормку в ходе биотехнических мероприятий. Актив поощряется отдельной жеребьевкой и у него больше шансов получить лицензию. Охота на копытных – коллективная, и на команду помощников все равно достанется путевка.

Конечно, среди местных есть закоренелые жулики-браконьеры, которых уже не исправить. Но их меньшинство. Местная общественность им противостоит и сама с ними разберется. Пытаемся этот опыт взаимодействия распространять в других районах.

— В советские времена в каждом крупном городе был магазин «Дары природы», куда охотники могли сдавать излишки мяса добытых животных. Есть ли такой сейчас в Тюмени?

– Удивительно, но в областном центре его пока почему-то нет. Мне кажется, что все наши охотпользователи – люди состоятельные и особо не нуждаются в прибыли с охотхозяйств. Но со временем они обязательно разберутся в выгоде предприятия и скоро к этому придут.

— В прошлые годы безмерно расплодившиеся медведи стали появляться у дачных кооперативов под Тюменью. Их близость к людям может стать опасной. Какая работа ведется по регулированию их численности?

– В Тюменской области очень высокая плотность медведя. По последним данным, их более двух тысяч. Медведь появился даже там, где его сроду не было – в Ишимском и даже Казанском районах. Медведь в степи – раньше это явление считалось нонсенсом.

Из-за высокой плотности животное вынуждено осваивать новые территории. Даже березовые колки и болотца. Медведю рай в сельскохозяйственной зоне. Он все лето жирует на зерновых полях, а к осени возвращается в Викуловский и Вагайский районы, где залегает в зимнюю спячку.

Охота на медведя почему-то не популярна у тюменцев. Не привлекает охотников мясо и шкура косолапого. Хотя сама охота очень интересная. Весной она разрешена только у охопользователей.

— А волки наносят вред?

– Несмотря на численность в тысячу голов, волки в Тюменской области не создают проблем. Наличие хищника говорит о том, что в регионе развивается охотничье хозяйство. Закономерно то, что с ростом количества копытных становится больше и волка.

Все живое может стать объектом волчьей охоты, но предпочтение он отдает дикому кабану, которого легко добывает. Волк успешно охотится даже на лося.

Если раньше государство участвовало в организации мероприятий по борьбе с волком и даже выделяло премиальные средства для мотивации охотников, то сейчас большой процент охотугодий находится в аренде, и в случае острой необходимости арендаторы сами организуют борьбу с хищником.

Любой охотпользователь заинтересован в разведении копытных и сохранении на своей территории стада. Для этого есть штат, техника и оружие. В прошлом году штатные сотрудники Госохоуправления отстреляли 27 волков, а за первый квартал этого года – 18.

– В прошлом году я слышал о дерзости волков в отдаленных деревнях, якобы выхватывавших собак из будок? Это достоверная информация, мы не раз публиковали такие сведения?

– Действительно, были слухи, но информация не подтвердилась. Люди зачастую путают и принимают за волков увиденных ночью бродячих собак. Сами же волки очень осторожные животные и близко не подходят к жилью человека. Им для пропитания хватает диких копытных.

В конце зимы у волка охота даже становится результативнее – ему в помощь глубокий снег и наст. Основной ареал обитания серого хищника- граница тайги и лесостепи, где он сопровождает копытных во время миграции.

— А практикуется ли в регионе вольерное разведение охотничьих животных?

– Вольерных хозяйств, как в европейской части России, у нас пока нет. Но желающие этим заняться появились: пока они присматриваются, узнают, как это будет работать и развиваться.

Несомненно, вольерное хозяйство кратно рентабельно и может приносить доход от организации охоты. Правда, его содержание очень дорогое удовольствие. Например, стоимость километра заградительной сетки стоит около миллиона рублей, а для ограждения вольера может понадобиться десятки миллионов.

При ведении такого хозяйства необходим ежедневный его объезд по периметру для выявления возможных повреждений сетки дикими животными. Ведь медведю, например, сетка – не преграда.

Волк легко может подкопать это ограждение, рысь — перепрыгнуть, а лисица просто перелезть, как по лестнице. Так называемые электропастухи не эффективны и не работают на хищников.

— На протяжении нескольких лет в Тюменской области говорят о развитии иностранного охотничьего туризма. Есть ли сегодня сдвиги в этом направлении?

– Курганская область одна из первых, где еще 30 лет назад начали развивать охотничий туризм. Нам есть, чему поучиться у соседей. Внутренний туризм мы пытаемся развивать, а вот с иностранным – пока проблема.

По российскому закону «Об оружии» существует ряд требований к иностранному охотнику и к принимающей стороне. В настоящее время охотпользователи работают над этим.

Виталий Лазарев

Охотничьих угодий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *