Что означает понятие политический режим кратко?

пОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.

1.Политический режим: понятие и признаки.
2.Демократический режим.
3.Тоталитарный режим.
4.Авторитаризм.

Как функционирует политическая система, кому принадлежит реальная политическая власть в обществе, какими методами она осуществляется, каковы объем и гарантии прав и свобод личности, как соотносятся и взаимодействуют гражданское общество и государство? Для ответа на эти вопросы в политологии используется понятие «политический режим».

«Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический политический режим – демократическая политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т.д.

Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства. В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п.

Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:

  • степень участия народа в формировании политической власти;
  • гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;
  • степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;
  • характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
  • положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
  • реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;
  • положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;
  • политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);
  • доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
  • учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
  • наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в три основные теоретические модели – демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.
(к содержанию)

Понятие «демократия» означает, как известно, «народовластие». При всей многозначности и неопределенности этого понятия можно выделить общие признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы:

  • признание народа источником власти, сувереном в государстве. Суверенитет народа выражается в том, что он посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении прямо (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через выбираемые им представительные органы);
  • периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
  • провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Особое значение для полноценного функционирования демократической политической системы имеет гарантированность прав граждан на участие в управлении государством – избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.;
  • принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении;
  • демократический контроль общества над силовыми структурами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.), используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов;
  • доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение методов насилия, принуждения, пресечения;
  • реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.

В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может быть подразделена на прямую, плебисцитарную и представительную.

Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений. Историческим примером осуществления такой формы можно назвать античные полисные демократии. В современных условиях эта форма демократии встречается на уровне местного самоуправления, а также в деятельности различных небольших коллективов. К прямой демократии относят также наделение избранных представителей так называемым императивным мандатом, предполагающим обязанность голосовать строго в соответствии с наказом избирателей.

Плебисцитарная демократия в отличии от прямой предполагает право граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные правительством решения. При этой форме участие основной массы населения в процессе принятия решения сведено к голосованию (плебисциту).

Наиболее распространенная в современных государствах форма демократии – представительная демократия. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения. Чаще всего представители получают так называемый свободный мандат, т.е. право принимать решения по своему усмотрению, с учетом интересов не только избирателей собственного округа, но и всей страны в целом. Доминирование в современном мире представительной демократии обусловлено не только размерами современных государств, но и, прежде всего, сложностью подавляющего большинства принимаемых решений, требующих высококвалифицированного подхода. Однако там, где это возможно, в демократическом обществе широко практикуются и прямая и плебисцитная формы. Особенно это касается уровня местного самоуправления, а также решения вопросов ценностного характера (например: референдум в Италии в 1973 году по вопросу о праве на развод, дискуссии в ряде стран об абортах и т.п.).

Современную демократию обычно характеризуют как плюралистическую. В данном случае имеется в виду, что она базируется на многообразии (плюрализм – от лат. pluralis – множественный) общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, этнических, групповых, региональных и т.п.) и форм их выражения (политических партий, общественных организаций, движений и т.д.). Вместе с тем плюралистичность современной демократии в концептуальном плане связана с пониманием народа-суверена как совокупности множества групп – социальных, профессиональных, этнических, демографических, территориальных, религиозных и т.п. Индивид как составная часть народа реализует свою политическую субъектность через участие в различных группах интересов. Политика воспринимается как сфера межгруппового взаимодействия конкуренции, борьбы, компромиссов, сотрудничества, а демократия – как форма правления, позволяющая многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения. На государство при этом возлагается ответственность за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддержание в обществе социальной справедливости. Оно же выступает в качестве арбитра, гарантирующего соблюдение законов, правил игры в соревновании групп и не допускающего монополизации власти.

Нормальное функционирование плюралистической демократии возможно лишь при наличии в обществе согласия относительно базовых ценностей, при признании и уважении всеми участниками политического процесса основ существующего государственного строя, демократических правил игры, прав и свобод человека и гражданина, законов страны.

Теория плюралистической демократии не во всем безупречна. Ее критики указывают на следующие ее слабые стороны:
— в ней преувеличена степень групповой идентификации граждан; их участия в группах интересов; в реальности такая модель демократии не вовлекает большинство населения в политический процесс;
— различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами влияния, следовательно, не может быть гармонического равновесия интересов общественных групп;
— плюралистическая демократия консервативна, малоэффективна, особенно при необходимости политического реформирования, поскольку для принятия решений требует широкого согласия всех заинтересованных групп.

Тем не менее, считается, что именно плюралистическая теория наиболее адекватно описывает политический режим современных западных демократий.

Для России и других постсоциалистических стран актуальными являются проблемы перехода к демократии, а также оценки режимов, складывающихся на этом пути. Сложность перехода к демократии в этих странах обусловлена тем, что происходит глубокое преобразование всей общественной системы, включая экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Анализируя уже накопленный опыт, исследователи отчетливо выделяют два главных пути общественных и политических преобразований:
1. быструю политическую и экономическую либерализацию западного образца, так называемую шоковую терапию (восточноевропейские страны, СССР и большинство постсоветских государств);
2. так называемая китайская модель, суть которой состоит в сохранении авторитаристских черт, сильной власти центра и ее активном использовании для поддержания политической стабильности и проведения радикальных экономических реформ.

В любом случае в постсоциалистических обществах главным инструментом социальных преобразований является государство, а также другие политические институты. С осознанием этого факта связаны усилия российского руководства по укреплению государства и повышению эффективности государственного управления.
(к содержанию)

Недемократические политические режимы принято подразделять на тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарные политические режимы возникли в ХХ веке, хотя тоталитарные идеи содержались в большинстве утопических моделей общественного устройства, выдвигаемых политическими мыслителями разных эпох, начиная с античности.

Теория тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии. Однако после того, как фашистский и нацистский режимы были ликвидированы, а в странах социализма произошла относительная либерализация, возникли проблемы с адекватностью описания с помощью этой теории особенностей различных политических режимов, тяготевших к тоталитаризму.

Как справедливо отмечает В.П.Пугачев, тоталитаризм плодотворнее трактовать как нормативное понятие, находящее большее или меньшее практическое воплощение в идеологии, политическом движении и реальной политической системе. В таком плане тоталитаризм характеризуется стремлением к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.

    Характерные черты тоталитаризма:

  • идеологизация всей общественной жизни при монопольном господстве «единственно верной» идеологии (классовой, расовой, националистической), жестокое подавление всякого инакомыслия;
  • господство предельно централизованного политического движения во главе с массовой партией тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством («партия-государство») и сосредотачивает всю полноту власти в обществе. Партия-монополист становится ядром всей политической системы;
  • запрет на всякую политическую оппозицию; господствующая партия контролирует создание и функционирование любых общественных объединений;
  • тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью всеохватной системы пропаганды и агитации, формальной коллективистско-демократической мобилизации и мобилизированного участия (в выборах, манифестациях и т.д.), в политическом сознании целенаправленно формируется представление о единстве власти и народа;
  • монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни граждан, бытовыми и даже брачно-семейными отношениями;
  • доминирование в управлении методов насилия, принуждения, террора; наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.д.). Слепая вера и страх – главные ресурсы тоталитарного управления;
  • предельная централизация государственной власти, сакрализация (обожествление) ее носителей, культ вождей.

    Возникновение тоталитарных режимов было вызвано рядом предпосылок. Среди них наиболее общими считаются сложность перехода ряда стран к индустриальной стадии развития при слабости и неукорененности демократических институтов, атомизация общества в результате быстрого разрушения доиндустриальных социальных структур и институтов, неспособность правящих элит решать проблемы модернизации с помощью механизмов права и свободного рынка. Как отмечает И.Н.Рассоха, в каждом случае роль и место этих факторов, их сочетание различны. Но их успешное использование тоталитаристскими силами стало возможным только в чрезвычайных обстоятельствах, близких к национальной катастрофе. Таковыми стали первая мировая война, а затем жестокий мировой экономический кризис конца 20-х годов. Именно страны, наиболее сильно затронутые историческими катаклизмами, оказались в конце концов во власти тоталитаристских сил.

    В зависимости от господствующей идеологии и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

    Коммунизм (социализм) стал исторически первой и классической формой тоталитаризма. В нем черты тоталитаризма представлены в наиболее полном виде. Вместе с тем необходимо учитывать, что коммунизм вырос из вековой мечты человечества о всеобщем равенстве, социальной справедливости и разумно организованной общественной жизни. В коммунистической идеологии содержатся гуманные, имеющие общечеловеческий характер ценности. К тому же с середины 50-х годов произошла либерализация этого режима, и он почти не прибегал к массовым репрессиям.

    Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. В государстве влиятельные позиции сохранили король, аристократия, офицерский корпус и церковь. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти.

    Национал-социализм как реальный политический и общественный строй утвердился в Германии в 1933 г. Это весьма консолидированный тоталитарный режим, многое заимствующий у советского коммунизма, в частности формы организации тоталитарной партии и государства. Главной целью он провозглашал мировое господство арийской расы, для достижения которого стремился к крайней милитаризации и безудержной военной экспансии, к геноциду в захваченных странах и территориях.

    Таким образом, главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).

    Необходимо иметь в виду, что тоталитаризм – это не только определенная диктаторская политическая система. Тоталитаризм как тенденция к заорганизованности жизни общества, ограничению личной свободы и подчинения индивида государственному и иному социальному контролю в той или иной степени проявляется и в странах Запада, что делает борьбу за совершенствование демократии актуальной в любом обществе.

    Авторитарный политический режим можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

      Признаки авторитарного режима:

    • автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);
    • неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность их населению;
    • игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;
    • монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества);
    • отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;
    • в качество методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;
    • отсутствует единая идеология;
    • права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);
    • личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
    • силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

    В последние десятилетия интерес к авторитаризму возрос в связи с тем, что аналитики разглядели в нем определенные реформаторские и модернизаторские возможности. Кроме того, выдвигались идеи о том, что переход от тоталитаризма к демократии легче осуществить через промежуточный авторитарный режим. В таком случае авторитаризм определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Утверждают, что он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач.

    Однако авторитарный режим без массовой поддержки и развития хотя бы минимальных демократических институтов вряд ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Поэтому можно, вероятно, лишь говорить о сочетании авторитарных и демократических элементов при переходе к демократии, об укреплении власти при ее подконтрольности гражданам. Опыт последнего десятилетия показывает, что демократически ориентирующиеся авторитарные режимы недолговечны и уступают место демократии.
    (к содержанию)

Понятие «политический режим» включает в себя следующие пара­метры (признаки):

1. степень участия народа в механизмах формирования полити­ческой власти, а также сами способы такого формирования;

2. соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

3. гарантированность прав и свобод личности;

4. характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

5. степень реализации политической власти непосредственно народом;

6. положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

7. место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

8. соотношение между законодательной и исполнительной ветвя­ми власти;

9. характер правового регулирования (стимулирующий, ограничи­вающий) в отношении граждан и должностных лиц;

10. тип политического поведения;

11. характер политического лидерства;

12. учет интересов меньшинства при принятии политических ре­шений;

13. доминирование определенных методов (убеждения, принужде­ния и т.п.) при осуществлении политической власти;

14. степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

15. принципы взаимоотношения общества и власти;

16. политическое и юридическое положение и роль в обществе си­ловых структур государства (армия, полиция, органы государствен­ной безопасности и т.д.);

17. мера политического плюрализма, в том числе многопартийно­сти;

18. существование реальных механизмов привлечения к полити­ческой и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Антидемократический режим.

Антидемократический режим отличается большим разнообразием, которое выражается в различной степени жесткости режима, в своеобразие идей, лежащей в его основе.

Разновидности: деспотические (деспот приходит к власти законными способами) и тиранические режимы (с помощью захвата).

Признаки антидемократического режима:

  1. народ отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью,
  2. власть в руках правящей элиты,
  3. устраняется оппозиция (иногда разрешается близких политических партий),
  4. решения власти реализуются путем использования насилия, устанавливается полное преимущество государства над правом,
  5. личность лишены гарантий своей безопасности, устанавливается приоритет интересов государства над интересами личности.

Тоталитарный режим

Тоталитарный режим характеризуется контролем госу­дарства над всеми областями общественной жизни, полным подчине­нием человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного политического режима:

  1. существование одной правящей партии,
  2. абсолютная концентрация исполнительной, судебной, законодательной власти в одних руках,
  3. общество практически полностью отчуждено от политичес­кой власти,
  4. усиление бюрократизации исполнительной власти, устанавливающей террор по отношению к населению,
  5. монопольный государственный контроль над экономикой, сред­ствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

Авторитарный режим

Авторитарный режим можнорассматривать как своего рода ком­промисс между тоталитарным и демократическим политическими ре­жимами. Он мягче, либеральнее тоталитаризма, но жестче, антинарод­нее демократического режима.

Признаки авторитарного политического режима:

  1. в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких органов при отчуждении народа от государственной власти;
  2. игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, на­деляются законодательными и судебными полномочиями);
  3. ограничивается роль представительных органов власти, хотя они и могут существовать;
  4. суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с кото­рым могут использоваться и внесудебные органы;
  5. сужена или сведена на нет сфера действия принципов выбор­ности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает весьма ограниченные права и свободы граждан.

Переходные и чрезвычайные режимы носят временный характер. Формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил или при стихийных экологический, социальных или других потрясениях, угрожающих нормальному функционированию государств, безопасности его граждан.

Демократический режим.

Демократический режим – предполагает некий конфликт экономических, политических, нравственных, религиозных и др. интересов, отражающих своеобразное положение различных социальных групп в общественной жизни.

Демократический режим — система методов и приемов, с помощью которых население участвует в осуществлении государственной влас­ти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам обще­ственной жизни) и представительной демократии (когда парод реали­зует свою власть через выбираемые им представительные органы), принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства.

Признаки демократического режима:

  1. население участвует в формировании и осуществлении государ­ственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии
    (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представи­тельные органы);
  2. решения принимаются большинством с учетом интересов мень­шинства;
  3. базируется на гражданском обществе с его развитой структурой;
  4. предполагает существование правового государства, действие его принципов;
  5. выборность и сменяемость центральных и местных органов го­сударственной власти, их подотчетность избирателям;

18. Место и роль государства в политической системе общества.

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государст­венных органов, политических партий, движений, общественных ор­ганизаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь об­щества и осуществляется политическая власть.

Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти, которая с помощью специально созданного аппарата управления и с привлечением национальных ресурсов обеспечивает выполнение как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, осуществляется на основе согласования общесоциальных, групповых и личных, индивидуальных интересов.

Понятия «государство» и «политическая система общества» соот­носятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления полити­ческой жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом ка­честве государство играет особую роль в политической системе, при­давая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет ос­новной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами об­щества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно:

1. выступает в качестве единственного официального представи­теля всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2. является единственным носителем суверенитета;

3. обладает специальным аппаратом (публичной властью), пред­назначенным для управления обществом;

4. обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, ми­лицией, службой безопасности и т.п.);

5. обладает, как правило, монополией на правотворчество;

6. обладает специфическим набором материальных ценностей (го­сударственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).

19. Понятие и классификация функций Российского государства.

Совокупность спо­со­бов осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти — это форма

Со­во­куп­ность спо­со­бов осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти — это форма режима. Вер­хо­вен­ство и пол­но­та го­су­дар­ствен­ной вла­сти внут­ри стра­ны и её не­за­ви­си­мость во внеш­ней по­ли­ти­ке на­зы­ва­ет­ся суверенитетом. Организация высших органов власти и способы ее формирования — форма правления. Организация взаимоотношений между центром и регионами — это форма государственно-территориального устройства.

Правильный ответ указан под номером 2.

Совокупность способов осуществления государственной власти — это форма правления.

Форма правления — порядок организации государственной власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений их между собой и с населением.

По сравнению с другими элементами формы государства политический режим является самым динамичным элементом и характеризует содержательные стороны формы государства. Политический режим связан с осуществлением государственной власти, в нем проявляется характер и стиль государственного руководства обществом. В политическом режиме концентрированно выражены методы, формы и средства реализации власти. Но политический режим также связан с легитимацией власти и конкретизирует в целом роль формы государства.

Политический режим тесно связан стипом и сущностью государства. Например, в некоторых монархиях политический режим более демократичен по сравнению с республиканскими государствами. В политическом режиме отражается в первую очередь эволюция формы государства. Не политический режим является частью государственного режима, а наоборот, государственный режим – составная часть политического режима, также как и государство является частью политической системы. Например, государственный режим может быть конституционным, военным, полицейским и др. А политический режим в свою очередь может быть демократическим или антидемократическим с соответствующими подвидами: авторитарный, тоталитарный, либерально-демократический, фашистский и др. С.А.Комаров отмечает, что один и тот же режим может быть при различных формах правления и организации власти, а в странах с одинаковой формой правления государственный режим может быть различным. В целом политический (государственный) режим как свойство формы государства обладает достаточно высокой степенью самостоятельности, через него существует возможность приспособить форму государства к меняющейся политической обстановке в стране.

Политический режим является политико-правовым режимом, так как он проявляет свое действие в конкретных юридических формах, способах, методах и собственно в самих законах. Изменения формы государства обычно происходят через эволюцию политического режима. Политический режим – это «методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом».

Особенности политического режима проявляются в порядке распределения полномочий между государственными органами, в их компетенции, в способах ее осуществления, в объеме прав граждан и наличии действенного механизма их защиты.

Признаки политического режима:

– характер и степень участия народа в осуществлении власти;

– способы и порядок формирования органов государственной власти;

– уровень правовой защищенности граждан;

– влияние негосударственных структур на власть;

– место и роль силовых структур;

– характер политического лидерства;

– формы и методы осуществления власти;

– способы разрешения социально-политических конфликтов.

В зависимости от форм и методов осуществления политической власти различают виды политических режимов. Преобладает классификация режимов на демократические и антидемократические. В тоже время антидемократические режимы подразделяются на авторитарный и тоталитарный политические режимы. В свою очередь тоталитарный режим рассматривается как разновидность авторитаризма. Существуют и другие классификации политических режимов. Например, в соответствии с многочленной классификацией политические режимы подразделяют на деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный, либерально-демократический и др. С учетом формы и типа государства режимы структурируют следующим образом. Рабовладельческому государству соответствуют деспотический, монархический, аристократический, олигархический режимы или режим полисной демократии. Феодальному государству соответствуют такие режимы, как абсолютистский, полицейский режимы, режим «просвещенного абсолютизма» и др. Капиталистическому государству соответствуют режимы – буржуазно-демократический, военно-полицейский, фашистский и др. При социализме официально выделяется лишь государственный режим, тогда как на практике он мог принимать многие черты предшествующих режимов: деспотического, тиранического, военно-полицейский, фашистский и др. Существуют также переходные политические режимы (с демократической или авторитарной направленностью, например, военные режимы) и чрезвычайные государственно-правовые режимы (устанавливаются в экстремальных для существования государства обстоятельствах).

Демократический режим характеризуется следующими признаками:

– выборность и периодическая сменяемость органов государственной власти;

– подотчетность государственных органов перед избирателями;

– участие населения в формировании и осуществлении власти;

– построение системы госорганов по принципу разделения властей;

– децентрализация органов государственной власти;

– наличие свободно формируемых партий и оппозиции;

– господство законности и наличие реального механизма защиты прав граждан.

Значение термина «демократия» схоже с понятиями «авторитаризм», «тоталитаризм», характеризуя тип государства и основы политической системы. Демократическое правление строится на самоуправленческих началах, широком участии населения в выборах на всех уровнях власти. Народ в данной системе политических ценностей объявляется источником власти (сувереном), так ему принадлежит учредительная (конституционная) власть в государстве.

Демократия предполагает равенство избирательных прав граждан, выборность органов государственной власти и местного самоуправления, равноправие граждан, систему разделения властей, в основе которой находится основополагающий принцип действия системы «сдержек и противовесов».

Существуют коллективистские (тоталитарные), индивидуалистические (либеральные), плюралистические (теории групп) теории демократии. В зависимости от того, кто (народ или его представители) осуществляют властные функции, какие формы демократии преобладают (прямая, представительная) все теории демократии можно разделить на теории непосредственной и репрезентативной (представительной) демократии. Принцип ограничения участия народа в управлении получил развитие в концепциях элитарной демократии (теория политического разделения труда). С репрезентативными элитарными теориями демократии связан корпоративизм, рассматривающий демократию как согласительное, неконкурентное правление крупных производственных организаций (корпораций) наемных работников и предпринимателей, а также партий при арбитражной роли государства. Здесь отрицается конкуренция элит, на первое место выходят согласительные процедуры.

Существуют ценностные и рационально-утилитарные обоснования демократии. Демократия не всегда является эффективной формой организации политической жизни, например, в периоды кризисов, переходные периоды. Государство при демократическом режиме не только декларирует, но и гарантирует защиту прав и свобод человека.

Демократия как правление большинства является чистой абстракцией, но демократия как политическая система «предоставляет регулярные конституционные возможности для замены правительственных чиновников; это такой социальный механизм, который позволяет возможно большей части населения оказывать влияние на принятие важнейших решений посредством отбора кандидатов на политические должности».

Рассмотрение демократии как правления большинства, как правление права, конституционализма, формы государства, политического режима, общества формально-юридического равенства – часто предполагает провозглашение, декларирование участия народа как источника власти и носителя суверенитета в различных формах представительной и непосредственной демократии.

Главнейшим условием, характерной чертой демократии является зрелость народа, что связывается с возможностью его самоуправления. Но необходимо учитывать, что «демократия – идеал и демократия – реальность довольно существенно расходятся».Юридическое понимание государства предложено в либертарной теории: «государство – это правовая форма (правовой тип) организации и функционирования публичной политической власти». Но еще И.А.Ильин предостерегал от переоценки демократии в ущерб идеи государственности, указывая на то, что ее развитие возможно в той мере, в какой не противоречит идее государственности.

В настоящее время можно констатировать ослабление во всем мире действия форм или даже кризис модели плюралистической демократии. С другой стороны модель плебисцитарной демократии соединяет в себе элементы плюралистической модели и модели правящей элиты. Фактически утверждается режим правления технократии, политиков-менеджеров в условиях нового информационного или сетевого общества. Государственная власть, ее структуры управления при этом строятся по принципу сетевого общества.

Осуществляется правление с помощью информации, контроля за поведением масс с помощью современных технологий управления персоналом. Но подобные технологии имеют право на существование при высоком уровне правовой культуры и специальной юридической защищенности индивида. «Там, где низка политическая и правовая культура, персона, периодически избираемая народом, неизбежно будет утрачивать свой авторитет…при незрелом гражданском и правовом сознании разрушаются основы государственности».

Управление избирательными ресурсами посредством избирательных технологий – еще одно новое качество современной демократии. Демократия как форма правления утрачивает свои позиции, но главным образом неформально, по сути. В реальном (не формально-юридическом) понимании можно лишь говорить о сочетании отдельных элементов демократии и демократических процедур с моделью сетевого общества.

Во все времена альтернативой представительной демократии выступала непосредственная демократия, которой вполне может стать и становится Интернет-демократия. «В настоящее время представляется возможным осуществить некоторые функции демократического управления с привлечением большой доли населения и достаточной эффективностью. Идеологи Интернет-демократии утверждают, что в ближайшем будущем станет возможным упразднение многих властных институтов. Их должно заменить просто Интернет-тестирование».

Исходя из содержания теории правящей элиты «выборы лишь оформляют фактически олигархическую власть правящей элиты и никогда не могут создать механизм, контролирующий ее деятельность». Активизация функций ООН связывается в последнее время с необходимостью пресечения массовых нарушений основных прав, особенно, если они создают угрозу международной безопасности. Но одним из наиболее острых вопросов в международно-правовой практике является «вопрос о правомерности гуманитарной интервенции». В тоже время указывается, что применение силы не может преследовать целей изменения политического или социально-экономического строя государства, устанавливается ограничение времени на применение силы лишь в целях восстановления прав человека и др. Но политическая практика часто подтверждает обратное.

В условиях глобализации права и правосознания, при наличии современных технологий управления информацией правящая элита, сохраняя формально демократические процедуры, имеет возможность избегать перевыборов и ответственности. С другой стороны, «механизм принятия решения в Интернет-демократии выглядит довольно простым. Решения на любом уровне принимаются путем референдума, проведенного при помощи средств Интернета. Полученные в ходе опроса данные облекаются в законодательную форму. Несомненным достоинством предложенной формы государственного управления является ее значительное удешевление по сравнению с существующей и быстрая реакция на запросы и чаяния населения».

При осуществлении Интернет-демократии предлагается, что легитимная формулировка вопросов для массовых опросов должна формулироваться профессионалами, они же должны юридически оформлять результаты народного выбора в виде правового документа. С другой стороны, справедливо указывается на недостатки подобной разновидности прямой демократии: манипулирование информацией, зависимость компьютерной сети от представителя их услуг, ограничение доступа граждан к средствам массовой коммуникации, что особенно опасно в подсчете и контроле за результатами голосования.

Элитарный характер современной демократии проявляется в процедурах и результатах проведения выборов, когда происходит не просто управление и манипулирование общественным мнением, но и результатами выборов. Фактически в современных условиях модель плебисцитарной демократии реализуется на практике: учитывается степень промышленного развития, управление в этих государствах «осуществляется профессиональными экспертами и технократами, а средства массовой коммуникации полностью монополизированы истэблишментом для мобилизации масс и контроля за их поведением».

Для антидемократического режима характерны следующие признаки:

– отсутствие реальной системы выборности органов власти;

– отсутствие разделения властей и преобладание исполнительной власти;

– наличие единой общеобязательной идеологии;

– отсутствие демократических прав и свобод:

– отсутствие реальной многопартийности и др.

Фашистский режим является жесткой формой антидемократического режима. Он основывается на идеологии нацизма и теории расового господства. Особенности фашизма проявляются в сочетании политики защиты населения и репрессивных методов управления. Он основывается на абсолютной власти вождя с опорой на репрессивные органы, на идеологии единства нации и мобилизационной экономике.

Авторитарный режим связан с сосредоточением большинства властных полномочий в руках правительства. Он основывается на авторитете и идеологическом влиянии харизматического лидера. Преобладает исполнительная власть, представительные органы реально проводят линию правительства, их решения носят формальный характер. Преобладают командно-административные методы государственного управления. Выборы отличаются формальным характером и лишь закрепляют преобладание правящей элиты. Механизм смены политической элиты реально отсутствует. Но, несмотря на огромное влияние исполнительных органов власти, отсутствует тотальный контроль государства над обществом. Граждане, как правило, принимают участие в государственном управлении, но это участие отличается минимальным влиянием на принятие решений и носит декларативный характер.

Авторитарный режим является как бы «промежуточной», переходной формой между антидемократическим и демократическим режимами. Иногда он носит элементы ограниченной, «контролируемой» диктатуры. Часто встречается авторитарный режим в периоды проведения государственных реформ в целях «контролируемого» перехода со стороны правящей элиты от одной системы власти к другой. Авторитаризм выступает одним из альтернативных тоталитаризму типов политической системы. Общее между тоталитаризмом и авторитаризмом – неограниченный законами характер власти, а с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, сохранение элементов гражданского общества.

Для авторитаризма характерны следующие признаки: носителем власти является один человек, власть носит неограниченный характер и опирается на силу, происходит монополизация политики и власти и в тоже время отказ от тотального контроля над обществом, политическая элита рекрутируется путем назначения сверху, а не на конкурентной основе. С учетом этих признаков авторитаризм определяют как «неограниченную власть одного человека или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах».

Авторитарные режимы имели и имеют широкое распространение в политической практике: деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Авторитарная политическая система имеет определенные преимущества, которые связаны с возможностями эффективной организации общественного порядка, с возможностями контролируемых реформ. Авторитаризм, ориентирующийся на переход к демократии, может стать эффективным средством слома тоталитарных структур и планомерного процесса построения демократического общества и государства. «При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается».

Тоталитарный режим характеризуется тем, что правящая элита не может обеспечить стабильности в государстве демократическими или авторитарными методами. Создается постоянно действующий механизм репрессивных органов, юрисдикция которых также в основном является репрессивной. Тоталитаризм проявляется в жесткой централизации власти, отсутствии реальных прав и свобод граждан, в идеологическом диктате и полной монополии на средства массовой информации. «Тоталитарный режим – это крайняя форма авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконролирующая и всепроникающая власть». Устойчивый характер тоталитарной системе власти придает доминирование одной правящей партии, ее сращивание с государственным аппаратом. В тоже время существует запрет на деятельность оппозиции и на существование партий, неподконтрольных власти. Крайняя централизация власти и отсутствие реального самоуправления замыкается на партийном аппарате и ее лидере, который обычно одновременно является и главой государства. «Тоталитаризм – это политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии».

Ядром тоталитарной политической системы выступает, как правило, централизованное политической движение с партией тоталитарного типа. Одновременно тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, провозглашая установление строя народной демократии как демократии высшего типа. К политическим основам тоталитарного режима относится наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения. Личность при этом утрачивает свою автономию и права, становится беззащитной перед всесильной властью. Основными разновидностями тоталитаризма являются: коммунистический тоталитаризм, национал-социализм, фашизм.

Контрольные вопросы и задания:

1. Понятие формы государства и ее основные элементы.

2. Форма правления, классификация, сравнительный анализ.

3. Форма государственного устройства и форма соединения государств.

4. Соотношение политического и государственного режима.

5. Форма и тип Российского государства.

Литература:

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд. М., 1999.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд. М., 2000.

Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995.

Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е изд.М., 2000.

Черданцев А.Ф. Теория государства и права. 2-е изд. М., 2000.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

Эта статья о политической идеологии внутри социалистического движения. О типе капитализма, принятом социал-демократами в послевоенный период, см. Демократический капитализм . Для социализма, подчеркивающего демократию, также обычно описываемую как социал-демократия, см. Демократический социализм . О политическом режиме в Северной Европе, который обычно называют социал-демократией, см. Северную модель . Для модели социального обеспечения в Западной Европе, иногда описываемой как социал-демократия, см. Социальная рыночная экономика .

Часть серии по

Социал-демократия

По регионам

связанные с

  • Портал экономики
  • Политический портал
  • Портал социализма

Социал — демократия является политической , социальной и экономической философией в социализме , который поддерживает политическую и экономическую демократию . Как политический режим, он описывается учеными как отстаивающий экономические и социальные меры для продвижения социальной справедливости в рамках либерально-демократического государства и капиталистически ориентированной смешанной экономики . Протоколы и нормы, используемые для достижения этой цели, включают приверженность представительной и партисипативной демократии , меры по перераспределению доходов , регулирование экономики в общих интересах и положения о социальном обеспечении. Благодаря давнему правлению социал-демократических партий во время послевоенного консенсуса и их влиянию на социально-экономическую политику в Северной и Западной Европе, социал-демократия стала ассоциироваться с кейнсианством , скандинавской моделью , социально-либеральной парадигмой и государством всеобщего благосостояния в политических кругах в конец 20 века. Он был описан как наиболее распространенная форма западного или современного социализма, а также как реформистское крыло демократического социализма .

Имея социализм в качестве долгосрочной цели, социал-демократия стремится очеловечить капитализм и создать условия для его достижения более демократических, эгалитарных и солидарных результатов. Она характеризуется приверженность политике , направленной на борьбу с неравенством , устраняя угнетение из непривилегированных групп и искоренения нищеты , а также поддержку повсеместно доступных общественных услуг , таких как уход за пожилыми , уход за детьми , образование , здравоохранение и компенсации работникам . Он часто имеет прочные связи с рабочим движением и профсоюзами , поддерживая права работников на ведение коллективных переговоров и меры по расширению процесса принятия решений за пределы политики в экономическую сферу в форме совместного принятия решений сотрудниками и заинтересованными сторонами.

Социал-демократия возникла как идеология в рабочем и социалистическом движении, целью которого в разное время была социальная революция, направленная на отход от капитализма к посткапиталистической экономике, такой как социализм , мирная революция, как в случае эволюционного социализма , или создание и поддержка государства всеобщего благосостояния. Его истоки лежат в 1860-х годах как революционный социализм, связанный с ортодоксальным марксизмом . Начиная с 1890-х годов, возник спор между убежденными революционными социал-демократами, такими как Роза Люксембург, и реформистскими социал-демократами, а также марксистскими ревизионистами, такими как Эдуард Бернштейн , который поддерживал более постепенный подход, основанный на либеральной демократии и межклассовом сотрудничестве, с Карлом. Каутский представлял центристскую позицию. К 1920-м годам социал-демократия стала доминирующей политической тенденцией наряду с коммунизмом в международном социалистическом движении, представляя форму демократического социализма с целью достижения социализма мирным путем. К 1910-м годам социал-демократия распространилась по всему миру и перешла к пропаганде эволюционного перехода от капитализма к социализму с использованием установленных политических процессов, таких как парламент . В конце 1910-х годов социалистические партии, приверженные революционному социализму, переименовали себя в коммунистические партии , вызвав раскол в социалистическом движении между теми, кто поддерживал Октябрьскую революцию, и теми, кто ей противостоял. Социал-демократы, которые выступали против большевиков, позже переименовали себя в демократических социалистов , чтобы подчеркнуть свои отличия от коммунистов, а позднее, в 1920-е годы, от марксистов-ленинцев , не соглашаясь с последними по таким темам, как их оппозиция либеральной демократии, имея общие идеологические корни. .

В начале послевоенной эпохи социал-демократы в Западной Европе отвергли сталинскую политическую и экономическую модель, существовавшую тогда в Советском Союзе , взяв на себя обязательство либо альтернативный путь к социализму, либо компромисс между капитализмом и социализмом. В послевоенный период социал-демократы восприняли идею смешанной экономики, основанной на преобладании частной собственности, при которой лишь меньшая часть основных коммунальных и общественных услуг находится в государственной собственности . В качестве политического режима социал-демократия стала ассоциироваться с кейнсианской экономикой, государственным интервенционизмом и государством всеобщего благосостояния как способом избежать типичных кризисов капитализма и предотвратить или предотвратить массовую безработицу, не отменяя рынки факторов производства , частную собственность и наемный труд . С ростом популярности неолиберализма и новых правых к 1980-м годам многие социал-демократические партии внедрили идеологию третьего пути , стремясь соединить экономический либерализм с социал-демократической политикой благосостояния. К 2010-м годам социал-демократические партии, которые согласились с триангуляцией и неолиберальным сдвигом в политике, такой как жесткая экономия , дерегулирование , свободная торговля , приватизация и реформы социального обеспечения, такие как социальное обеспечение, испытали резкий спад. Третий путь в значительной степени потерял популярность из-за явления, известного как пасокификация . Ученые связывают упадок социал-демократических партий с сокращением числа промышленных рабочих, ростом экономического процветания избирателей и тенденцией этих партий перемещаться от левых к центру по экономическим вопросам, отчуждая их прежнюю базу сторонников и избирателей в процесс. Это снижение сопровождалось усилением поддержки большего количества левых и левых популистских партий, а также левых и зеленых социал-демократических партий, которые отвергают неолиберальную политику и политику третьего пути.

Социал-демократия имела большое влияние на протяжении 20 века. Начиная с 1920-х и 1930-х годов, после Первой мировой войны и Великой депрессии , социал-демократы были избраны к власти. В таких странах, как Великобритания, Германия и Швеция, социал-демократы провели социальные реформы и приняли протокейнсианские подходы, которые будут продвигаться в западном мире в послевоенный период, который продлится до 1970-х и 1990-х годов. Академики, политические комментаторы и другие ученые склонны проводить различие между авторитарными социалистическими и демократическими социалистическими государствами, причем первое представляет Советский блок, а второе — страны Западного блока, которые демократически управляются социалистическими партиями, такими как Великобритания, Франция, Швеция и западные социальные партии. -демократии в целом, среди прочего. Социал-демократию критиковали как левые, так и правые. Левые критикуют социал-демократию за то, что она предала рабочий класс во время Первой мировой войны и сыграла роль в провале пролетарской революционной волны 1917–1924 годов , в дальнейшем обвиняя социал-демократов в отказе от социализма. И наоборот, одна критика правых в основном связана с их критикой благосостояния . Еще одна критика касается совместимости демократии и социализма.

90_________________________________ВЛАСТЬ____________________________07’2008

Дмитрий ЛУБНИН

современные взгляды на сущность политического режима

Прежде всего нужно разобраться, какое содержание в современной политической науке вкладывают в понятие режима. Во-первых, понятие «режим» следует соотнести с понятием «власть», занимающим, бесспорно, центральное место в политической науке.

Без преувеличения можно сказать, что изучение любой конкретной проблемы в политологии обязательно упирается в проблему политической власти. Практически во всех случаях исследователи считают необходимым подчеркнуть, что власть представляет собой отношение и включает в себя два основных компонента — приказ и подчинение. «Власть, замечает польский политолог Е. Вятр, — это возможность приказывать, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться»1.

Режим (от латинского regimen — правление, руководство, regere

— направлять, руководить) означает комплекс правил, институтов и ценностей, который регулирует функционирование власти и установление политических отношений внутри общества. В частности, в теории Дэвида Истона в понятии «режим» выделяются три компонента: «ценности», «нормы» и «структуры власти». Понятие «режим» связано с определенной стабильностью институциональных структур и принципов, которые обусловливают друг друга и гарантируют постоянное повторение определенных типов поведения, в результате чего смена лиц во властных позициях и выполнение связанных с этими позициями действий происходит упорядоченным и регулярным образом.

В наше время понятие «режим» используется прежде всего для различения двух категорий: демократические режимы и авторитарные, или недемократические режимы. В рамках этого деления на основе самых различных характеристик выделены многочисленные типы режимов: парламентарные, президентские, полупре-зидентские, гражданские, военные, преторианские, тоталитарные и, далее, технократические, бюрократические, церковные и теократические режимы2.

Необходимо разобраться и в том, что такое политический режим. Политический режим — совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры. Таким образом, различаются демократические, авторитарные, тоталитарные и другие режимы. В более частном смысле различаются режимы государственного правления — либеральный, диктаторский, жесткий, жестокий, особо жестокий. С ЛуБНИН точки зрения форм правления, различаются режимы парламент-

Дмитрий ского типа, президентского правления, монархические, респуб-

Александрович — ликанские, режим чрезвычайного правления и т.п. Оценки полиаспирант тического режима обычно имеют символический смысл и потому

Московского позволяют создавать образ страны, государства, тип правления без

государственного

областного 1 Вятр Е. Социология политических отношений. — М., 1979, стр. 159

университета 2 Даниленко Е. И. Современный политологический словарь. — М., 2000, стр. 741

07’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________91

их конкретного анализа (абсолютный, царский, «прежний» режим; нередко просто в персонифицированной форме, по имени главы государства — режим Хусейна, гитлеровский режим и т.п.). Поэтому политический режим — типологическая, стилистическая и образная характеристика государства и общества1.

Далее необходимо выяснить, отвечает ли термин «режим» тому понятию, которое в него вкладывается юридической наукой, и верно ли определено в науке смысловое поле исследуемого понятия.

Политический режим — один из компонентов более широкого понятия «форма государства». Однако следует отметить, что не всегда понятие формы государства раскрывается на основе ее трехчленного деления на политический режим, форму правления и форму государственного устройства. Иногда выделяют и иные компоненты, помимо трех указанных, либо делят форму государства по другим основаниям2. Другими компонентами являются форма правления и форма территориального устройства.

Выделение понятия формы территориального устройства из состава формы государства особых сложностей не вызывает, поскольку есть довольно четкий и ясный критерий — территория государства, в результате чего под формой территориального устройства понимают организацию публичной власти по территориальному признаку.

Сложнее обстоит дело с разделением формы правления и политического режима. Политический режим является динамическим компонентом формы государства. Форма правления описывает структуру и порядок формирования, а также полномочия высших органов государственной власти — то есть прежде всего статику публичной власти. Поэтому смешение понятий, относящихся к форме правления (к примеру, «республика») и к политическому режиму (скажем, «демократия»), невозможно. Хотя еще в XVIII в. понятия «демократия» и «республика» употреблялись как взаимозаменяемые. Разница этих явлений подтверждается и

1 Политология: энциклопедический словарь / Под ред Аверьянова Ю. И. — М., 1993, стр. 296

эмпирически: страны с республиканской формой правления не обязательно являются демократическими и наоборот.

Таким образом, можно констатировать, что, во-первых, понятие «политический режим» является самостоятельной характеристикой государства, существенно отличающейся от характеристик территориального устройства и формы правления, и не может быть присоединен ни к той, ни к другой категории. Во-вторых, понятие «режим» адекватно отражает тот смысл, который в него вкладывается юридической наукой, — то есть динамику публичной власти.

Следующий терминологический вопрос, подлежащий уточнению в настоящей работе, — это соотношение понятий «политический режим» и «государственный режим». Обычно в литературе различают эти понятия и под государственным режимом понимают приемы и способы осуществления государственной власти, а под политическим — приемы и способы осуществления политической власти3. Однако ни первое, ни второе определение не удовлетворяют в полной мере требованиям настоящего исследования. «Политический режим, — пишет В. Е. Чиркин, — явление гораздо более многогранное, чем лишь элемент государственной формы. Он складывается в стране не только в результате деятельности государства, его органов, но и различных общественных объединений, непосредственных массовых политических выступлений народа, влияния определенной идеологии. Главное в нем — содержательная характеристика, он не может быть сведен только к элементу формы. Политический режим характеризует состояние демократии в стране, осуществление в ее внутренней политике общечеловеческих ценностей, «политический климат». Это гораздо более широкое понятие, чем государственный режим4.

Вместе с тем следует отметить, что и термин «государственный режим» не в полной мере отражает суть формы государства, концентрируясь лишь на осуществлении государственной власти, и оставляет вне поля зрения огромную массу отношений, складывающихся в

3 Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. — М., 2002, стр. 76

4 Чиркин В. Е. Государствоведение. — М., 2000, стр.190

92 ВЛАСТЬ 07’2008

политической системе. Государственная власть не самоцель и не может существовать без обратных связей с теми субъектами отношений, на поведение которых она оказывает влияние, поэтому рассмотрение только способов осуществления государственной власти необоснованно сужает предмет исследования и не дает полной картины особенностей сложившегося режима.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С другой стороны, если все разнообразные политические отношения будут входить в понятие политического режима, то это чрезмерно расширит предмет исследования. Поэтому определим для настоящей работы круг отношений, включаемых в указанное понятие. В понятие политического режима мы прежде всего будем включать сами способы осуществления государственной власти

— то, что составляет суть государственного режима. Однако государственная власть, например, в России в соответствии с законодательством «заканчивается» на уровне субъектов Российской Федерации, поэтому в настоящее время в нашей стране имеет место четкое отделение государственной власти от власти муниципальной. Правомерно ли в связи с этим будет включение иной, не государственной власти, в понятие политического режима? По нашему мнению, в категорию «политический режим» подлежат включению способы осуществления любой наличествующей в государстве публичной власти. Такое включение обосновано тем, что именно публичная власть, распространяясь на определенную территорию и обладая легитимным принуждением, определяет суть политического режима, а также определяет «правила игры» других субъектов политических отношений1.

В России к публичной власти относится государственная власть Российской Федерации, государственная власть субъектов Российской Федерации и муниципальная власть. Указанное деление производится по иерархии (формальной подчиненности) и по территориальному признаку (федеральная власть охватывает территорию России, власть субъектов — часть территории России, муниципальная власть — часть террито-

1 Кудрявцев Ю. А. Политические режимы: критерии классификации и основные виды // «Правоведение», 2002, №1, стр. 11

рии субъектов). Однако если мы будем делить публичную власть по субъекту ее осуществляющему, то увидим, что изложенный выше перечень не в полной мере раскрывает особенности осуществления публичной власти. Так, можно выделить следующие субъекты: 1) международные организации (осуществляющие публичную власть, производную от государств, создающих такие организации); 2) население государства (в том случае, если оно принимает публично-властные решения на референдумах, плебисцитах, сходах и т.п.); 3) публично-властные органы и должностные лица; 4) негосударственные организации (в случае делегирования им соответствующих властных полномочий). Законодательством Российской Федерации предусмотрены такие субъекты, как население государства и публично-властные органы, должностные лица. Однако нельзя исключить гипотетической возможности участия в осуществлении публичной власти в России и международных организаций, либо негосударственных организаций в случае внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

В связи с отмеченным выше необходимо сказать о такой категории, как «международный политический режим», под которым понимается совокупность методов, средств и способов воздействия, использующихся международным сообществом (зарубежными государствами, международными правительственными организациями) в отношении конкретного государства, общества2. Нет сомнения, что действия государств на международной арене, международных организаций оказывают то или иное влияние на политический режим конкретной страны. Вместе с тем, если исходить из посылки, что каждое государство обладает суверенитетом, то необходимо признать, что иные государства и международные организации не могут осуществлять каких-либо публично властных действий на территории государства. Исключения составляют случаи, когда такие действия производятся с согласия самого государства, либо путем применения насилия.

2 Тирских А. Г. Трансформация политических режимов: государственно-правовые аспекты.

Автореферат дисс. канд. юрид. наук, Челябинск, 2005, стр. 14

07’2008______________________ВЛАСТЬ_____________________________93

Мы также предлагаем включить в понятие политического режима тот основополагающий фактор, который хотя и не относится к самой публичной власти, но является смыслом ее существования и в большой степени результатом ее воздействия, — это уровень развитости прав и свобод человека и уровень их гарантированности.

Итак, под политическим режимом мы будем понимать особое состояние общественных отношений, которое складывается в результате применения определенных способов осуществления публичной власти и характеризуется уровнем развитости и гарантированности прав и свобод человека. Как и любое другое социальное явление, политический режим имеет ряд признаков. Это прежде всего определенное состояние общественных отношений. Его универсальной характеристикой является уровень развитости и гарантированности прав и свобод человека. Любой политический режим опирается на систему ценностей, сложившуюся в том или ином обществе. При этом он

обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы. Так, оказывая влияние на всю сферу отношений, политический режим определяет вектор их дальнейшего развития и позволяет их консолидировать, поэтому можно говорить о том, что политический режим оказывает стабилизирующее воздействие независимо от того, к какому виду он относится: демократический, тоталитарный, военный, теократический и т.д. Политический режим обладает также собственными временными характеристиками. Говоря о его временных характеристиках, мы подразумеваем, во-первых, возможность его трансформации из одного вида в другой и, во-вторых, его изменение в рамках одного вида. Здесь мы вправе говорить о временных характеристиках той или иной черты политического режима. И наконец, политический режим осуществляется с помощью определенных способов властвования. Подразделяя способы по различным основаниям, мы получаем классификацию политических режимов.

Что означает понятие политический режим кратко?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *