1 50 доля в квартире

AlexLipa/

Отвечает нотариус Нотариальной палаты Анна Таволжанская (Санкт-Петербург):

Для того чтобы ответить на Ваш вопрос, в первую очередь необходимо понять, когда и каким образом была приобретена квартира, которую Вы продаете, а также кто, кроме ребенка, является ее собственником. Будем исходить из того, что вторая доля квартиры принадлежит Вам. Если эта доля была приобретена Вами до заключения брака, в браке на безвозмездном основании (по договору дарения, приватизации, по наследству и т. п.) или уже после расторжения брака, то согласие бывшего супруга на продажу Вашей доли не требуется.

Если же Вы приобрели долю отчуждаемой квартиры в браке за деньги, то она является Вашим общим имуществом с супругом, и в целях обеспечения бесспорности сделки лучше получить его согласие на продажу. Если такое согласие бывший супруг Вам не даст, то продать долю тоже возможно, но велик риск, что Ваш бывший супруг оспорит эту сделку в суде.

Можно ли продать долю несовершеннолетнего ребенка?

Подарил квартиру сыну – могут ли меня теперь выселить?

У Вашего вопроса есть и второй аспект. Для продажи доли, принадлежащей несовершеннолетнему ребенку, Вам необходимо получить разрешение органов опеки и попечительства. Как правило, органы опеки и попечительства, рассматривая подобные вопросы, требуют представить согласие второго родителя на распоряжение имуществом ребенка. При отсутствии такого согласия Вам могут отказать в выдаче соответствующего разрешения. Отказ органов опеки Вы можете обжаловать в судебном порядке.

Отвечает юрист Мария Сохань (Кемерово):

Для продажи квартиры согласие супруга нужно, если квартира покупалась в браке, то есть является совместно нажитым имуществом. Так будет даже вне зависимости от того, на чье имя она приобреталась. Также для продажи потребуется распоряжение органов опеки и попечительства о разрешении на продажу доли ребенка. Для его получения нужно заявление от обоих родителей, даже если состоите в разводе, так как супруг – тоже законный представитель.

Если бывший супруг откажется подавать заявление в органы опеки, то можно получить разрешение в судебном порядке. Для этого нужно сначала получить письменный отказ от опеки, и далее подавать в суд и доказывать, что жилищные права ребенка не будут нарушены.

Как продать квартиру ребенка, если отец не выходит на контакт?

Как продать квартиру, где ребенок владеет долей, и другого жилья нет?

Отвечает эксперт компании «Азбука жилья» Антон Пайзанский:

Для продажи недвижимости, принадлежащей несовершеннолетним, требуется согласие органов опеки. Заявление в опеку должны подавать оба родителя. Вам он не муж, но детям все еще отец. Обязать его дать такое согласие Вы не можете, и, если он будет против, уже через суд Вам нужно будет доказывать, что продажа осуществляется в интересах детей.

Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

Заявление на распоряжение долей должны подписывать оба родителя. В случае если Ваш бывший супруг против, то представитель органов опеки может озвучить Вам определенные основания, по которым можно катализировать процесс по продаже.

Отвечает юрист, эксперт по недвижимости Светлана Кириллова:

Если квартира, которую Вы планируете продавать, была приобретена в период брака, то она является совместно нажитым имуществом. То есть бывший супруг имеет право на долю в праве собственности и, соответственно, должен дать свое согласие на продажу. Если Вы заключите сделку без его согласия, то он сможет в будущем ее оспорить.

Вопрос с увеличением фактической доли ребенка рассматривается органами опеки. Они должны дать согласие, которое потребуется представить на регистрацию.

Можно ли продать квартиру, если среди собственников – дети?

Можно ли отца ребенка обязать продать долю в квартире?

Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова (Пятигорск):

Если с момента развода прошло больше трех лет, то согласие бывшего супруга не требуется. Если меньше, и супруг против, то сделку он может оспорить. Заставить бывшего мужа дать согласие не получится.

Отвечает директор юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Константин Бобров:

Вам перед продажей доли несовершеннолетнего нужно будет получить согласие органов опеки и попечительства, так как это требование семейного законодательства. Этот орган, в свою очередь, будет учитывать мнение законного представителя ребенка – его отца.

Если из-за этого согласие органа опеки и попечительства получить будет невозможно, то добиться желаемого результата возможно в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления.

Текст подготовила Мария Гуреева

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

Можно ли выкупить долю мужа за маткапитал?

Как выписать бывшего мужа из квартиры, купленной в браке?

Дети и недвижимость: 15 полезных статей

Случается, что собственниками одной квартиры оказываются чужие друг другу люди – небольшая часть помещения может перейти к постороннему человеку в дар или по завещанию. Обычно владелец меньшей части квартиры не против ее продать, особенно если сам в ней не живёт – но по завышенной цене. А есть ли шанс обязать несговорчивого совладельца продать свою долю по рыночной стоимости? Такая возможность существует, и о ней в очередной раз напомнил Верховный суд. ВС объяснил, при каких именно условиях владелец большей части жилого помещения может принудительно выкупить у других собственников принадлежащую им незначительную долю в квартире.

Квартиру делили в суде

Если собственникам надо поделить доли в квартире, у них есть два способа: договориться и заключить соглашение о разделе общего имущества или отправиться делить имущество в суд. Обе возможности предусмотрены ст. 252 ГК. Иногда выделить долю по тем или иным причинам нельзя – например, в случае, когда она слишком мала. Тогда собственник имеет право получить от других владельцев имущества денежную компенсацию – разумеется, если он на это согласен. Однако возможны и ситуации, когда собственника могут заставить взять деньги, хотя он бы предпочел сохранить за собой часть жилплощади.

Обычно так происходит, когда оформляются договоры дарения или недвижимость передается нескольким наследникам – и с одной стороны собственниками долей оказываются лица, состоящие в родственных или семейных отношениях и совместно использующие это имущество, а с другой – кто-то, кто имеет незначительную долю в общей собственности и имуществом фактически не пользуется, поясняет Оксана Ступина, юрист «Хренов и партнёры». Похожая ситуация сложилась и в деле супругов Крючковых*, которое дошло до Верховного суда.

Иван и Варвара Крючковы* и их несовершеннолетняя дочь жили в «трёшке» площадью 66,4 кв. м. Когда-то квартира была приватизирована поровну на Ивана Крючкова и его мать, но позже мать решила продать свою долю. В итоге семье вместе с еще одной родственницей (владелицей 1/12 доли) осталась лишь половина квартиры – фактически они занимали две изолированные комнаты. Другая же половина квартиры принадлежала купившему половину жилья Владимиру Захарченко, а также Инне Новиченковой* и Ольге Захарченко*, которым мужчина передал по трети своей доли через договор дарения.

Сразу после того, как половина квартиры оказалась у посторонних людей, Крючковы захотели оформить всю жилплощадь на себя. Новые владельцы и сами предлагали такой вариант, однако стороны не сошлись в цене. Поскольку договориться о том, как пользоваться квартирой, не вышло, семья решила действовать через суд. В иске, направленном в Измайловский районный суд, они попросили признать доли Новиченковой и Захарченко в квартире незначительными (каждая из них владела 1/6 квартиры), прекратить их право собственности, выплатить им рыночную стоимость долей, а также признать за несовершеннолетней дочерью истцов право собственности на принадлежавшие ответчикам доли.

В первой инстанции заявителям отказали. В апелляции, Мосгорсуде (дело № 33-14211/2016), напротив, решили, что требования вполне обоснованы, и удовлетворили иск. Там пришли к выводу, что доля каждой из ответчиков незначительна, предоставить им изолированное жилое помещение, которое было бы соразмерно их доле, возможности нет. Договориться о праве пользования квартирой у сторон не получилось. При этом ответчики, в отличие от истцов, в ней не зарегистрированы, живут в другом месте, и у них есть другая жилплощадь в собственности. Этого достаточно для того, чтобы удовлетворить требования Крючковых, заключили в апелляции. Ответчики попытались оспорить решение Мосгорсуда в ВС.

Когда можно заставить собственника продать долю

Ответчики настаивали: квартира им нужна, а стоимость доли, представленная оценщиком, была занижена. Правда, о назначении экспертизы почему-то не просили и никак не пытались доказать, что стоимость должна быть другой.

Коллегия по гражданским спорам под председательством судьи Вячеслава Горшкова поддержала апелляцию (дело № 5-КГ17-51). В определении суд напомнил п. 4 ст. 252 ГК: там разъясняется, когда можно заставить собственника незначительной доли продать ее по рыночной стоимости, даже если на такой сценарий он не согласен. Для этого, помимо незначительности доли, а что такое «незначительность», по словам Александра Латыева, партнера «Интеллект-С», никто не определял, просто «все понимают, что 1/3 – это существенная доля, а 1/100 – несущественная», – должны быть одновременно соблюдены еще два условия. Во-первых, должна отсутствовать возможность реального выдела доли. А во-вторых, собственник не должен быть заинтересован в использовании общего имущества.

Нужна собственнику доля или нет, предстоит решать в каждом конкретном случае, обратила внимание коллегия. Обращать внимание надо на возраст человека, о котором идет речь, его состояние здоровья, профессию, наличие у него детей и прочие обстоятельства, сослался ВС на п. 36 Пленума ВС и ВАС от 1 июля 1996 г. № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ».

Как подтвердить отсутствие интереса в использовании жилья у «лишнего» собственника?

1) Представить данные о наличии у этого лица другого недвижимого имущества (это можно подтвердить выпиской из ЕГРН), указать на то, что он никогда не использовал (не проживал) спорное имущество.

2) Заинтересованные собственники могут представить документы, подтверждающие, что они несут все расходы по содержанию спорного имущества.

3) Суд также может оценивать отношения сторон (наличие родственных и семейных связей) с целью оценки перспектив и возможности совместного использования общего имущества.

4) Возможность выделения доли в натуре оценивается исходя из общей площади спорного объекта, количества помещений (или комнат) и возможности выделения изолированного помещения, конструктивных особенностей объекта, обуславливающих возможность его перепланировки. Поэтому иск заинтересованных сособственников может быть удовлетворен, только если доля «лишнего» собственника настолько мала, что не может быть выделена в отдельное помещение либо сама конструкция помещения не позволяет выделить долю так, чтобы собственник мог полноценно реализовывать свое право собственности.

Если суд придет к выводу, что все условия соблюдены и стороны не могут прийти к соглашению о порядке пользования общим имуществом, то иск, заявленный на основании абз. 2 п. 4 ст. 252 ГК РФ будет удовлетворен.

Оксана Ступина, юрист «Хренов и партнёры»

Изучив обстоятельства спора, ВС оставил решение Мосгорсуда без изменения.

Учитывая, что в совокупности «незначительная доля» двух сособственников составляет 1/3 квартиры или чуть больше 22 кв. метров в московской квартире, выводы судов, на первый взгляд, могут шокировать, замечает Елена Полеонова, партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры». В деле не всё однозначно, считает она: суды пришли к выводу об обоснованности иска, оценив обстоятельства спора: то, что предоставление изолированных помещений в квартире всем участникам долевой собственности невозможно (квартира состоит из трех жилых комнат, а сособственников 7 человек), что ответчики не родственники, на жилой площади не проживают фактически, и т. д. «Но мне непонятно, по какой причине к участию в деле не привлечены ещё два собственника, владеющих соответственно долями в размере 1/6 и 1/12 – ведь решение по спору затрагивает и их права», – замечает она. Свою роль в деле сыграло и то, что истцы заняли очень активную позицию, а ответчики, напротив, даже не подкрепили аргумент о пересмотре рыночной стоимости доли доказательствами.

В статусе ответчика в подобном споре может оказаться практически любой участник долевой собственности. «На мой взгляд, спорные вопросы о пользовании квартирой, находящейся в долевой собственности, лучше решать в досудебном порядке. Это требует активного участия всех заинтересованных в разрешении ситуации собственников. Судебное решение всегда определяет сторону выигравшую и проигравшую, и судебный спор всегда – время, деньги и нервы», – говорит Елена Полеонова.

«Если ваш спор уже дошел до суда, то нужно со всей ответственностью подойти к защите своей позиции.
Для этого нужно получить и своевременно предоставить суду доказательства, подтверждающие ваши доводы и опровергающие доводы оппонента, заявить о назначении экспертиз, вызове и допросе свидетелей, истребовании доказательств (если закон не представляет вам права самостоятельно получить их).
Все это нужно потрудиться сделать при рассмотрении дела в первой инстанции. Чтобы достичь успеха, сторона в судебном процессе должна быть активна и защищаться грамотно».

Елена Полеонова, партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры»

В России могут запретить свободную продажу квартир по долям. Как передает корреспондент РИА «Новый День», с предложением обратиться к Государственной думе с такой законодательной инициативой сегодня выступила депутат Мосгордумы от «Единой России» Людмила Стебенкова, выступая на заседании за «круглым столом» в столичном парламенте по проблеме защиты прав граждан-собственников от «черных риелторов».

«Любые продажи этих долей – кроме как тем, кто проживает в этой квартире, недопустимы, – заявила она. – Можем ли мы выйти с соответствующей инициативой, что продать долю могут только тому, кто живет в этой квартире? Если, например, людям надо разъехаться – тогда продажа через суд с покупкой обязательного жилья тому человеку, который хочет квартиру. Это единственный вариант, все остальные оставляют лазейки для людей».

Депутат назвала «чистым мошенничеством» продажу 1/10 части доли, подчеркнув, что «мы уберем эти мошеннические схемы, если так ограничим продажи». Стебенкова также выступила в поддержку предложений силовиков, которые считают необходимым внести в федеральное законодательство поправки, серьезно ограничивающие возможности свободного хождения на рынке недвижимости долей в жилых помещениях.

«Квартирное рейдерство отличается особым цинизмом», – подчеркнул заместитель начальника управления уголовного розыска ГУ МВД России по Москве, полковник полиции Олег Колтунов.

«Реализация жилищных прав нового собственника объекта недвижимости должна допускаться только с согласия других собственников, проживающих в данном помещении, а в случае отсутствия такового – определяться судом в рамках гражданского судопроизводства», – зачитал он депутатам Мосгордумы предложения о поправках в федеральное законодательство.

На регистрацию в долевой квартире новый собственник, по мнению силовиков, должен получать согласие всех остальных владельцев. Проживание в таком жилье третьих лиц полиция предлагает запретить – а для вселения гражданина, не являющегося родственником кого-либо из хозяев, нужно получать согласие всех совладельцев. Сдача в аренду помещений в долевой квартире должна быть также запрещена.

«Нормальный человек никогда в жизни не будет покупать 1/3, 1/5, 1/7 доли – этот человек потенциально попадает в поле зрения правоохранительных органов, общественности, как рейдер, черный риелтор, и тд. Если не вводить жесткие меры, будет весьма сложно все это остановить», – подчеркнул Колтунов.

Кроме того, полиция считает необходимым запретить дарить доли в квартирах не родственникам. Стоимость долей в договоре, по мнению правоохранителей, должна соответствовать их кадастровой оценке и указываться полностью. «Несмотря на то, что вопрос спорный, предложение наше такое», – сказал он.

Как считает Колтунов, в данном случае нет какой-то определенной группы иска: пострадать может любой собственник доли в квартире. Рейдеры, купившие даже минимальную долю, превращают жизнь остальных владельцев в ад – они меняют замки, сдают свою долю в аренду, прописывают на ней иностранную рабочую силу.

«Противопоставить что-то такой методике сложно – нет механизмов, запрещающих регистрацию собственника на его собственности даже минимальной», – констатировал заместитель начальника управления уголовного розыска.

При этом он признал, что полиция часто выдает отказы в возбуждении уголовных дел на заявления собственников, которые просят защитить их от рейдеров. Так, в 2015 году в Москве было возбуждено всего 184 таких дела, в суд ушло 80 из них – против 24 в прошлом году. «Вопрос стоит на контроле у руководства главка», – заверил Колтунов.

Москва, Татьяна Дорофеева

Продажа доли в общей собственности без согласия другого собственника невозможна и нарушает законодательство РФ.

Согласно п. 1 ст. 246 Гражданского кодекса РФ установлено, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Статья 250 ГК РФ определяет порядок продажи доли в общей собственности. Так, согласно п. 1 этой статьи при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях.

Пункт 2 указанной статьи обязывает продавца доли известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее. Если остальные участники долевой собственности не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца, а в праве собственности на движимое имущество в течение десяти дней со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу. В случае если все остальные участники долевой собственности в письменной форме откажутся от реализации преимущественного права покупки продаваемой доли, такая доля может быть продана постороннему лицу ранее указанных сроков.

1 50 доля в квартире

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *