Внешнее управление закон

Внешний управляющий не является постоянным единоличным органом, осуществляющим руководство организацией, его полномочия временны и осуществляются исключительно на непостоянной основе. Внешний управляющий наделяется своими полномочиями в специальном порядке, он утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления. Об утверждении внешнего управляющего арбитражный суд выносит определение.

Определение об утверждении внешнего управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Внешний управляющий наделяется в соответствии со своим статусом определенными правами и обязанностями. Его правоспособность носит исключительно специальный характер.

Внешний управляющий имеет право:

  1. распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления;
  2. заключать от имени должника мировое соглашение;
  3. заявлять отказ от исполнения договоров должника;
  4. предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок;
  5. осуществлять иные предусмотренные Законом о банкротстве действия.

Внешний управляющий обязан:

  1. принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;
  2. разработать план внешнего управления и предоставить его для утверждения собранию кредиторов;
  3. вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
  4. заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;
  5. принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
  6. вести реестр требований кредиторов;
  7. реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления;
  8. информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
  9. представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;
  10. осуществлять иные полномочия. Компетенция внешнего управляющего включает в себя полномочия по установлению размера требований кредиторов, распоряжению имуществом должника, а также может включать в себя отказ от исполнения сделок должника.

Одним из важнейших моментов деятельности внешнего управляющего является установление размера требований кредиторов. Установление размера требований кредиторов далеко не всегда носит бесспорный характер.

Внешний управляющий в течение трех месяцев со дня введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника. При этом должны соблюдаться особые требования. Отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.

VI. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Банкротство – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки банкротства

1. Гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

2. Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Процедуры банкротства

1. При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

2. При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство; мировое соглашение.

Предприятие считается банкротом после признания факта о его несостоятельности арбитражным судом, а также, если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства.

Упрощенные процедуры банкротства

Особенности банкротства ликвидируемого должника.

В случае, когда стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом; при обнаружении таких обстоятельств после принятия решения о ликвидации и до создания ликвидационной комиссии это заявление должно быть подано в суд собственником имущества должника унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.

Суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом, открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего, причем обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего.

Если дело о банкротстве возбуждено по заявлению, поданному в суд собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника до создания ликвидационной комиссии, дело о банкротстве рассматривается без учета особенностей, предусмотренных Законом о банкротстве.

Особенности банкротства отсутствующего должника.

В случаях, когда должник-гражданин либо руководитель должника – юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует и установить его местонахождение не представляется возможным, либо когда имущество должника – юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской и иной деятельности должника, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом и прокурором независимо от размера кредиторской задолженности.

Арбитражный суд в двухнедельный срок с момента принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства и направляет это решение в ФСФО России, которая в недельный срок представляет суду кандидатуру конкурсного управляющего.

Заявление о признании кредитной организации банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Процедуры банкротства кредитных учреждений.

1. По результатам рассмотрения заявления о признании кредитной организации банкротом арбитражным судом может быть принято одно из следующих решений:

– о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства;

– об отказе в признании кредитной организации банкротом.

2. В случае принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом конкурсное производство проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

3. Конкурсный управляющий в течение десяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

1. С даты введения внешнего управления:

прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;

отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;

вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.

2. Органы управления должника в пределах компетенции, установленной федеральным законом, вправе принимать решения:

абзац второй утратил силу;

об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;

об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;

об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;

об определении порядка ведения общего собрания акционеров;

об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;

о замещении активов должника;

об избрании представителя учредителей (участников) должника;

о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;

иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.

Ходатайство органов управления должника о продаже предприятия должно содержать сведения о минимальной цене продажи предприятия должника.

Средства, затраченные на проведение собрания акционеров и заседания совета директоров (наблюдательного совета) иного органа управления должника, возмещаются за счет должника только в случае, если такая возможность предусмотрена планом внешнего управления.

3. Собственник имущества должника — унитарного предприятия в пределах компетенции, установленной федеральным законом, вправе принимать решения:

об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;

о замещении активов должника;

о заключении соглашения с третьим лицом или третьими лицами об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника.

Ходатайство собственника имущества должника — унитарного предприятия о продаже предприятия должно содержать сведения о минимальной цене продажи предприятия должника.

Комментарий к Ст. 94 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

Предусмотренные комментируемой статьей правовые последствия введения внешнего управления направлены на создание условий для восстановления платежеспособности должника.

2. Датой введения внешнего управления является дата вынесения арбитражным судом определения о введении внешнего управления, которое в соответствии с п. 2 ст. 52 Закона подлежит немедленному исполнению.

3. Согласно п. 1 комментируемой статьи с даты введения внешнего управления управление делами должника (осуществление функций по управлению и распоряжению имуществом должника) с ограничениями, установленными Законом, возлагается на внешнего управляющего, который утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 96.

Если ранее (см. ст. 69 Закона о банкротстве 1998 г.) руководитель должника отстранялся от должности без увольнения, то теперь Закон говорит о прекращении его полномочий, что обусловлено положением абз. 2 п. 1 рассматриваемой статьи, предоставляющим право внешнему управляющему расторгнуть с руководителем должника трудовой договор или перевести руководителя с его согласия на другую работу в порядке и с соблюдением условий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. ст. 72, 73 и др.).

Установление этого правила обусловлено практической целесообразностью использования в ходе внешнего управления опыта работы и знаний добросовестных и квалифицированных руководителей.

Однако, если внешний управляющий признает невозможным дальнейшее продолжение работы руководителя должника в новой должности, трудовой договор с ним расторгается по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 278 Трудового кодекса РФ.

Руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности (ст. 2 Закона). В соответствии со ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц данные о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, относятся к сведениям, содержащимся в государственном реестре. Поэтому отстранение, а равно перевод руководителя должника на другую работу требуют направления в регистрирующий орган соответствующего заявления.

4. Введение внешнего управления влечет прекращение и переход к внешнему управляющему полномочий не только руководителя должника, но и органов управления должника, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия. Вместе с тем п. 2 комментируемой статьи в порядке исключения сохраняет за органами управления должника полномочия принимать отдельные решения, касающиеся главным образом серьезных изменений в имущественном положении должника.

Формально эти исключения не распространяются на собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия которого прекращаются и восстанавливаются только в случае прекращения производства по делу о банкротстве (п. 2 ст. 123 Закона), хотя право государственной или муниципальной собственности на имущество унитарного предприятия — должника с введением внешнего управления не прекращается. В этом усматривается правовое неравенство участников экономических отношений, установление которого Законом о банкротстве не может быть объяснено с точки зрения необходимости ограничений прав публичного собственника по сравнению с правами других лиц на принятие в ходе внешнего управления решений об обращении к собранию кредиторов с ходатайством о продаже предприятия должника; о замещении активов должника; о внесении изменений и дополнений в устав должника в части увеличения уставного фонда; о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок; об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника. Поскольку Закон не определяет права собственника имущества унитарного предприятия — должника (имеет место пробел в Законе), а также в целях соблюдения принципа, заложенного в ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации, положения п. 2 ст. 94 Закона на основании п. 1 ст. 6 ГК РФ должны применяться по аналогии. Поэтому необходимо исходить из того, что собственник имущества должника — унитарного предприятия пользуется правами, предусмотренными п. 2 ст. 94 Закона для органов управления должника, кроме права принимать решения, необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника.

5. В целях создания условий для реального исполнения внешним управляющим своих обязанностей по управлению и распоряжению имуществом должника органы управления должника в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу последнему бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей. Эта же обязанность возложена на временного управляющего и административного управляющего, которым соответствующая документация и имущество были переданы в целях исполнения ими обязанностей и осуществления прав внешнего управляющего (п. 2 ст. 96 Закона).

Неисполнение данного предписания Закона может служить основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности (ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ), а также к гражданско-правовой ответственности, если в результате неправомерного удержания документации или имущества должнику причинены убытки. Применение этих и других установленных законом видов ответственности может последовать и в иных случаях нарушения требования о передаче дел должника (п. 3 ст. 97, п. 4 ст. 98, п. 3 ст. 123 Закона и др.).

6. Согласно п. п. 2 и 3 ст. 46 Закона с даты введения наблюдения прекращают действовать меры по обеспечению заявленных требований кредиторов; после введения наблюдения арбитражный суд помимо мер, предусмотренных АПК РФ, вправе запретить совершать без согласия арбитражного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 64 Закона.

Меры по обеспечению требований кредиторов могут быть приняты арбитражным судом по ходатайству лиц, участвующих в деле, в том числе по ходатайству временного управляющего или административного управляющего о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника (п. 1 ст. 66, п. 4 ст. 83 Закона).

Если такие меры были приняты в ходе наблюдения или финансового оздоровления, с даты введения внешнего управления они отменяются автоматически. Следует отметить, что использование законодателем термина «отменяются» вместо термина «снимаются» (см. абз. 4 п. 1 ст. 69 Закона о банкротстве 1998 г.) не предполагает принятия по данному поводу специального судебного акта или обязательной специальной оговорки на этот счет в определении о введении внешнего управления. Как уже было отмечено (см. п. 7 комментария к ст. 93), в определении о введении внешнего управления может быть указано, что меры по обеспечению требований кредиторов, которые могут быть приняты на стадии наблюдения и финансового оздоровления, отменяются. Однако отсутствие соответствующего указания не означает, что эти ранее принятые меры продолжают действовать. Они отменяются в силу самого факта введения внешнего управления, что обусловлено целями рассматриваемой процедуры банкротства.

7. Абзац 6 п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению принадлежащим должнику имуществом могут быть наложены только в рамках процесса о банкротстве.

Это означает, что ни другой суд, ни должностные лица (органы) не вправе в период внешнего управления принимать акты, ограничивающие право внешнего управляющего распоряжаться имуществом должника.

Лицо, в том числе не участвующее в деле о банкротстве, заинтересованное в установлении таких ограничений, вправе обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд, на рассмотрении которого находится дело о банкротстве.

8. Необходимым условием для предотвращения принудительной ликвидации неплатежеспособного должника и реализации в период внешнего управления мер по восстановлению его платежеспособности является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов (ст. 95 Закона).

С момента введения моратория приостанавливается исполнение должником денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, за исключением текущих платежей, требований о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

9. Полномочия органов управления должника в ходе внешнего управления в виде закрытого перечня определены в п. 2 комментируемой статьи.

Состав органов управления должника и их компетенция, порядок созыва и проведения собраний (заседаний), порядок принятия органами управления должника решений определяются законодательством о юридических лицах, учредительными документами должника — юридического лица.

Пункт 2 комментируемой статьи устраняет существовавшую ранее в практике и законодательстве Российской Федерации о банкротстве неопределенность по вопросу о пределах компетенции внешнего управляющего в процессе управления делами должника и полномочий собрания кредиторов (комитета кредиторов) в части включения в план внешнего управления и принятия решений о размещении дополнительных акций должника.

Теперь Закон прямо предусматривает, что к дополнительной эмиссии акций в целях восстановления платежеспособности должника — акционерного общества можно прибегнуть только при наличии соответствующего ходатайства органа управления должника и последующего включения этой меры в план внешнего управления.

Необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения (об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций; об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций и др.) принимаются органом управления должника, т.е. собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом).

В отличие от Закона о банкротстве 1998 г. по новому Закону за органами управления должника сохраняется право принятия решения о продаже предприятия должника и об определении минимальной продажной цены, ниже которой предприятие не может быть продано. Это положение распространяется не только на акционерные общества, но и на другие виды юридических лиц, в собственности которых находится предприятие как имущественный комплекс. Отсутствие решения органа управления должника или собственника имущества должника — унитарного предприятия о продаже предприятия препятствует включению этой меры в план внешнего управления.

Замещение активов должника путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ (ст. 115), так же как и возможность дополнительной эмиссии акций и продажи предприятия-должника, может быть предусмотрено планом внешнего управления только на основании решения органа управления должника.

Третье лицо (третьи лица) в ходе внешнего управления в целях прекращения производства по делу о банкротстве вправе предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов. Особые условия предоставления денежных средств могут быть предусмотрены соглашением, которое заключается с третьим лицом (третьими лицами) по решению органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, или по решению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления (п. 4 ст. 113).

Законные интересы учредителей (участников) юридического лица в ходе процедур банкротства отстаивает их представитель — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, который признается лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35). Статья 2 и абз. 9 комментируемого пункта предоставляют право учредителям (участникам) должника избрать для осуществления этих полномочий иное лицо. Поскольку Закон применяется к юридическим лицам, основанным на членстве, положения Закона о правах учредителей (участников) должника распространяются на членов соответствующих организаций.

При банкротстве унитарного предприятия интересы собственника его имущества представляет уполномоченное им (собственником) лицо.

Организация и проведение собраний (заседаний) органов управления должника требуют определенных затрат. Поскольку внешнее управление предполагает экономию средств должника на цели, не связанные с реализацией мер по восстановлению платежеспособности должника, средства, затраченные на проведение собраний (заседаний) органов управления должника, могут быть возмещены за счет должника, если это предусмотрено планом внешнего управления. В противном случае вопрос об источнике финансирования должен быть решен учредителями (участниками) должника или лицами, являющимися его членами.

Внешнее управление закон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *