Сроки финансового оздоровления

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года — Самостоятельная Работа, раздел Экономика, Дайджест курса Экономика отрасли План Финансового Оздоровления, Подготовленный Учре­Дителями (…

Основные положения, касающиеся порядка внедрения финансового оздоровления, назначения ответственного лица, его полномочий и последствий содержатся в главе 5 действующей редакции ФЗ РФ “О несостоятельности (банкротстве) Финансовое оздоровление является одним из возможных этапов, наступающих после стадии наблюдения.
Введение и осуществление процедуры Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании соответствующего решения собрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утверждённый судом график погашения задолженности. Управление деятельностью должника в ходе финансового оздоровления осуществляют, как правило, органы управления должника. Однако руководитель должника может быть отстранен судом на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение.

>Срок финансового оздоровления

Содержание

Сроки финансового оздоровления

Введение и осуществление процедуры Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании соответствующего решения собрания кредиторов.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.

В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утверждённый судом график погашения задолженности. Управление деятельностью должника в ходе финансового оздоровления осуществляют, как правило, органы управления должника.

Однако руководитель должника может быть отстранен судом на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение. Управление должником в период финансового оздоровления должно проводиться с рядом ограничений.

Статья 80. порядок введения финансового оздоровления

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 октября 2012; проверки требуют 6 правок.

Фина́нсовое оздоровле́ние — в Российской Федерации одна из процедур процесса банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с утверждённым графиком.

  • 1 Основание введения процедуры
  • 2 Введение и осуществление процедуры
    • 2.1 Правовые последствия введения процедуры
  • 3 Завершение процедуры
  • 4 Примечания

Финансовое оздоровление вводится на основании ходатайства должника или иных лиц, круг которых определён законом, первому собранию кредиторов или в случаях, установленных законом, арбитражному суду.

Внимание Проведение процедуры Точка отсчета срока финансового оздоровления начинается с вынесения судом решения о внедрении стадии, которое содержит информацию о временных рамках, об установленном графике выплат задолженностей и о назначении административного (финансового) управляющего.

Первостепенной задачей стадии является покрытие организацией долговых обязательств, на втором месте находится выход деятельности юридического лица на докризисные показатели.
Требования кредиторов 1-й и 2-й очереди должны быть полностью удовлетворены в первые полгода финансового оздоровления.

Все задолженности, включенные в реестр, заверенные членами первого собрания, должны быть погашены за 30 дней до завершения данного этапа банкротства предприятия.

Указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы должны быть представлены временному управляющему и в арбитражный суд не позднее, чем за пятнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.

Решение об обращении с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании большинством учредителей (участников) должника, принявших участие в указанном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника-унитарного предприятия.

Решение об обращении с предложением о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности и предлагаемый срок финансового оздоровления.

Финансовое оздоровление компании

→ Бухгалтерские консультации → Банкротство Актуально на: 12 июля 2017 г. Финансовое оздоровление вводится на срок не более 2 лет (п.

6 ст. 80

Закона № 127-ФЗ – далее Закона № 127-ФЗ). То есть 2 года – это максимальный срок финансового оздоровления, который может быть и меньше. Изначально срок финансового оздоровления указывается в ходатайстве учредителей (участников) к первому собранию кредиторов о введении данной процедуры (п.

4 ст. 77 Закона № 127-ФЗ). Далее при удовлетворении ходатайства срок оздоровления фиксируется в решении собрания о введении финансового оздоровления (п. 1 ст. 74 Закона № 127-ФЗ).

На основании этого решения составляется еще одно ходатайство, уже в арбитражный суд, и судья выносит определение о введении финансового оздоровления, в котором указывает конкретный срок для его проведения (п.

3 ст. 80 Закона № 127-ФЗ).

20. финансовое оздоровление как процедура банкротства

Важно Права и обязанности участников финансового оздоровления Организация -должник Кредиторы Финансовый управляющий* Права ходатайствовать о применении стадии оздоровления; осуществлять деятельность с учетом применяемых к нему ограничений; обращаться в суд для обжалования решения.

вернуть собственные средства в соответствии с установленной очередностью; подавать ходатайства об отстранении руководителей или административного управляющего; ознакомиться с отчетом должника и заключением управляющего. запрашивать от должника любые данные; согласовывать сделки; обращаться в суд с ходатайством.

Обязанности разработка плана финансового оздоровления; соблюдение установленных сроков и размеров выплат; подготовка отчета для управляющего.
в соответствии с положениями Закона.

За этот период организация должна погасить все имеющиеся задолженности и восстановить собственную платежеспособность. Стадия может быть прекращена досрочно, если имеются следующие основания:

  • нарушение сроков предоставления соглашения о гарантиях выполнения обязательств перед кредиторами в арбитражный суд;
  • уплата долгов кредиторам осуществляется с нарушением установленного графика погашения задолженностей, задержка платежей составляет 15 и более дней;
  • организация ликвидировала все имеющиеся задолженности до окончания срока, определенного судом.

Права и обязанности участников финансового оздоровления Процедура банкротства на стадии финансового оздоровления включает 3-х основных участников процесса, обладающих законными правами и обязанностями.

Решение о проведении антикризисного управления принимается общим собранием кредиторов. Оформляют его в форме протокола собрания. Оно должно подаваться вместе с ходатайством о назначение новой стадии процедуры в Арбитражный суд.

Согласно действующему законодательству, подавать документы кредиторы могут через временного управляющего. При принятии положительного решения, суд назначает для проведения процедуры административного управляющего.

Вместе с ходатайством суду нужно предоставить план мероприятий, которые необходимо будет провести для восстановления финансовой платежеспособности несостоятельного должника.

После принятия решения о назначении процедуры он становится обязательным для выполнения. Ответственность за его реализацию лежит на руководителе хозяйствующего субъекта.

Административный управляющий Полномочия административного управляющего определены статьей 83 ФЗ №127. Он назначается арбитражным судом на срок проведения антикризисного управления.

Начало его полномочий — дата принятия судом решения о назначении. Заканчивает он свою деятельность в последний день срока действия процедуры несостоятельности.

Прямыми обязанностями административного управляющего является ведение реестра долговых обязательств. Он должен созывать собрания кредиторов и контролировать выполнение плана оздоровления, а также графика погашения долгов.

Управляющему разрешено принимать участие в инвентаризации имущества должника, получать сведения и отчеты об его деятельности.

Его разработчик должен ознакомить с ним кредиторов не позднее 15 дней до проведения их общего собрания. Данная стадия процедуры банкротства отменяет ранее существовавший порядок обеспечения требований, предъявленных кредиторами должнику.

Положительное решение о введении антикризисного управления принимается в том случае, когда должник предоставляет суду гарантии погашения не менее 20% существующей у него задолженности. Обеспечением его обязательств в финансовом оздоровлении могут служить:

  • банковские гарантии;
  • все виды имущества;
  • поручительство третьих лиц и т. п.

Предлагаемое обеспечение не должно находиться в обременении на момент принятия решения судом. Сроки финансового оздоровления Антикризисное управление имеет ограниченный срок применения. Он указывается в определение суда и зависит от принятого графика погашения долговых обязательств.

Срок финансового оздоровления и внешнего управления

Обязанность по разработке плана ложится на должника, который должен предложить реальные способы обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами согласно установленному графику платежей. План финансового оздоровления по структуре напоминает обычный бизнес-план, составляемый при создании новой организации.

Структура плана представлена следующими основными пунктами:

  1. обзор предприятия и его характеристика;
  2. информация о текущем состоянии бизнеса;
  3. финансовый анализ;
  4. маркетинг и сбыт;
  5. мероприятия для преодоления кризиса;
  6. план производства или сбыта;
  7. источники финансирования.

Контролировать исполнение должником графика выплат долгов и соблюдение разработанного плана будет независимый эксперт — финансовый (административный) управляющий.

Цели и этапы финансового оздоровления при несостоятельности лица

Предприятия, деятельность которых привела к банкротству, обязаны вернуть имеющиеся долги в соответствии с определенным графиком. Финансовое оздоровление в деле о банкротстве – способ восстановления платежеспособности юридического лица для возврата этих долгов.

Главные цели

Причин, вовлекших компанию в сложное финансовое положение, может быть масса: неэффективное управление, неправильно выбранная стратегия деятельности, сотрудничество с неблагонадежными партнерами и т.д. И лишь опытный предприниматель способен сохранить бизнес и вывести его на новый уровень.

Один из способов – финансовое оздоровление, к основным целям которого можно отнести:

  1. Возврат долгов кредиторам по графику, контроль над выполнением и соблюдением которого ложится на плечи арбитражного управляющего.
  2. Достижение соглашения между сторонами возникшего конфликта путем удовлетворения требований или добровольной их отмены, признания судом выставленных претензий необоснованными.
  3. Восстановление платежеспособности предприятия для осуществления дальнейшей деятельности на рынке поставляемых товаров или предоставляемых слуг.
  4. Вывод организации с кризисного состояния для предотвращения его банкротства.

Важно: достижение поставленной цели возможно путем реализации комплекса управленческих решений, способных минимизировать негативные для предприятия финансовые последствия.

Суть процедуры

Поставив перед собой задачу по предотвращению банкротства за счет оздоровления участники, не позднее 15 дней до начала собрания кредиторов, имеют право подать соответствующее ходатайство, предоставив пакет документов в суд и временному управляющему. На предварительно проведенном собрании участники должника должны провести ание.

С ходатайством предоставляется информация, касающаяся:

  • обеспечения исполнения обязательств;
  • сроков проведения;
  • учредителей, проавших за открытие дела.

Финансовое оздоровление предусматривает возврат долгов и налаживание нормальной работы предприятия

Дополнительно потребуется подготовить и направить следующие документы:

  • График возврата долгов, учитывающий погашение кредиторских требований, внесенных в реестр. Он должен предусматривать очередность возврата задолженностей кредиторам, прописанную в статье 134 закона РФ от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  • План оздоровления, включающий обоснование возможности возврата долгов всем кредиторам.

Если кредиторы пришли к соглашению, финансовое оздоровление вводится в действие. При этом утверждается административный управляющий, контролирующий исполнение должником возложенных на него обязательств.

Основные способы оздоровления при банкротстве

Для оздоровления компании, находящейся на грани банкротства, применяются внутренние и внешние источники финансирования. Первое понятие включает в себя:

  • увеличение собственного капитала за счет ускорения производственно-коммерческого цикла, и, соответственно, получения прибыли;
  • повышение эффективности производства и отказ от нерентабельной деятельности, проведение маркетингового исследования и анализа использования прибыли;
  • уплата собственниками имущества должника или учредителями всех имеющихся в реестре требований.

Второй способ – оздоровление за счет таких внешних источников, как залог, поручительство.

Составление плана

Если отсутствует обеспечение исполнения должником обязательств, составляется план получения средств, которые в результате будут направлены на погашение обязательств перед юридическими и физическими лицами. Он может иметь следующее содержание:

  1. Экономическое – изменение профиля убыточного производства, его ликвидация или продажа.
  2. Финансовое – поиск новых инвесторов и источников финансирования, рентабельных проектов для эффективного использования средств предприятия.
  3. Организационное – привлечение профессионалов для создания, применения и продвижения оптимальной модели управления.
  4. Маркетинговое – исследование рынка, проведение анализа деятельности конкурентов, вложение денег в рекламирование продукции.

План оздоровления должен обеспечить возможность выплаты долгов кредиторам в установленном порядке с соблюдением сроков, оговоренных в законе

Временные рамки

Срок проведения финансового оздоровления – не более двух лет после принятия кредиторами положительного решения и введения его в действие арбитражным судом. При этом должник обязан выплатить долги в таком порядке:

  • на протяжении шести месяцев со дня начала процесса – кредиторам первой, а также второй очереди;
  • за месяц до истечения обусловленного законом срока – включенным в реестр кредиторам.

Досрочное выполнение графика свидетельствует о положительном влиянии финансового оздоровления на деятельность компании и характеризует составленный план выполнения как эффективный и действенный.

Обязанности, возлагаемые на участников

Учредители, ходатайствующие на собрании о введении процедуры оздоровления, должны принять все меры для погашения долгов предприятия перед юридическими и физическими лицами в соответствии с составленным графиком.

Важно: по предварительному согласованию с кредиторами, когда график не был соблюден, участники вправе внести в него правки. При этом лица, ранее предоставившие обеспечение, не могут отказаться от исполнения своих обязательств.

Наблюдения показывают, что финансовое оздоровление, как составляющая процедуры банкротства, зачастую оказывает положительное воздействие на предприятие в целом – налаживается его финансовое положение, за счет чего удается расплатиться с кредиторами и возобновить деятельность. При этом увеличивается рентабельность, а все благодаря целевому использованию ресурсов компании.

Что собою представляет финансовое оздоровление при банкротстве можно узнать из видео:



Процедура финансового оздоровления при банкротстве

Процедура финансового оздоровления при банкротстве

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

Функцию финансового оздоровления в законе о банкротстве можно рассматривать как функцию судебной санации, так как она применяется с целью восстановления платежеспособности должника.

К моменту введения процедуры должник еще не признан трибуналом несостоятельным, у него выявлены признаки несостоятельности, которые в процессе финансового оздоровления могут быть преодолены, а платежеспособность должника подлежит восстановлению.

После предназначения финансового оздоровления, административный управляющий начинает работу в рамках принятого и утвержденного плана. Начало погашения долговых обязанностей, определенное графиком, должно начаться не позже 1-го месяца с даты принятия трибуналом решения о внедрении процедуры антикризисного управления.

Предоставленный суду план обеспечения долговых обязанностей содержит в себе полное описание предметов гарантий выплат. В нем указываются главные

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

высококачественные и количественные свойства предметов обеспечения и сведения о лицах их предоставивших.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

У нового управляющего есть право участвовать в инвентаризации имущества (активов) юр. Лица, получать информацию (в том числе и отчеты) о деятельности компании. Его возможности могут быть прекращены досрочно, если должник успеет выполнить свои обязательства перед займодателями до того, как закончится финансовое оздоровление.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства вводится по решению Арбитражного суда. Порядок его проведения регламентируется ст. 75 Федерального закона №127. Эта процедура проводится после того, как временный управляющий оценит настоящее финансовое положение дел компании, и до того, как юридическое лицо будет признано несостоятельным (банкротом) .

Требования кредиторов 1-й и 2-й очереди должны быть на сто процентов удовлетворены в 1-ые полг. Финансового оздоровления.

Все задолженности, включенные в реестр, заверенные членами первого собрания, должны быть погашены за 30 дней до окончания данного шага банкротства предприятия .

В это время должник готовит отчет, отражающий результаты проведения стадии, на основании которого арбитражный управляющий выносит заключение об эффективности процедуры и направляет его участникам собрания.

Точка отсчета срока финансового оздоровления начинается с вынесения трибуналом решения о внедрении стадии, которое содержит информацию о временных рамках, об установленном графике выплат задолженностей и о предназначении административного (финансового) управляющего. Главной задачей стадии является покрытие организацией долговых обязанностей, на втором месте находится выход деятельности юридического лица на докризисные характеристики.

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

Инициатива по его проведению может исходить от

  • Участников (учредителей),
  • Собственника имущества (активов) должника — унитарного предприятия ,
  • Третьего лица (третьих лиц).

В определении о внедрении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, также содержаться утвержденный трибуналом график погашения задолженности. В случае предоставления обеспечения выполнения обязанностей — сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и методах такового обеспечения.

Что входит в финансовое оздоровление, как процедуру банкротства

  • По ходатайству учредителей, собственников, муниципального органа либо третьего лица;
  • При обеспечении, которое дает банковская гарантия в размере более 120% от размера долгов предприятия .

Наблюдение, как начальный шаг процедуры банкротства, должно предшествовать денежному оздоровлению. Оно, как и оздоровление, относится к пассивным процедурам признания предприятия несостоятельным (банкротом) , но главная роль отводится контролю за графиком погашения.

Главные нагрузки по выполнению порядка оздоровления возлагаются на управляющего и участников предприятия .

4) воспрещается ублажение требований учредителя (участника) должника о выделе толики (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников);

Срок финансового оздоровления не может превышать

Реабилитационные процедуры могут применяться в деле о банкротстве в целях восстановления платежеспособности должника. К реабилитационным процедурам относят финансовое оздоровление и внешнее управление.

Финансовое оздоровление- процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Введение финансового оздоровления в процедуре банкротства подразумевает потенциальную возможность преодоления юридическим лицом кризисной ситуации и дальнейшее осуществление деятельности после осуществления ряда мер, призванных для погашения долгов компании и восстановления докризисного состояния. Успешное окончание финансового оздоровления выгодно всем участникам процесса.

Основные положения, касающиеся порядка внедрения финансового оздоровления, назначения ответственного лица, его полномочий и последствий содержатся в главе 5 действующей редакции ФЗ РФ “О несостоятельности (банкротстве) Финансовое оздоровление является одним из возможных этапов, наступающих после стадии наблюдения.

Финансовое оздоровление — процедура банкротства, которая применяется к должнику для восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед всеми кредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашения задолженности. Процедура финансового оздоровления, направлена на преодоление финансового кризиса должника с предоставлением определенных гарантий кредиторам.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года

Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей . к должнику — гражданину — не менее десяти тысяч рублей . а также имеются признаки банкротства.

Должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок до 2 лет на основании решения собрания кредиторов, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника.

Арбитражный суд может ввести финансовое оздоровление и в противовес решению первого собрания кредиторов, если в качестве обеспечения исполнения обязательств должника будет предоставлена банковская гарантия.

Финансовое оздоровление — это процедура банкротства.

направленная на восстановление платежеспособности предприятия должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

При оздоровлении должник в соответствии с графиком начинает расплачиваться по долгам почти сразу после введения процедуры ; одновременно осуществляются меры по финансовому предприятия.

С ходатайством о введении финансового оздоровления к первому собранию кредиторов.

Арбитражный суд назначает административного управляющего, который ведет реестр требований кредиторов. Он созывает собрание кредиторов и кон-тролирует выполнение плана оздоровления и графика погашения долгов. Должник обязан предоставить адм.

управляющему отчет о результатах проведения фин. оздоровления. К отчету прилагают баланс: отчет о прибылях и убытках, и документы подтверждающие погашения требований кредиторов Отсутствие отчета должника дает основание для созыва собрания креди-торов, которые принимают решение о ходатайстве внешнего управления или конкурентного производства.

С 06.08.2019 года вступают в силу поправки в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». Так, в частности, установлено, что в случае, когда федеральными стандартами не предусмотрен способ ведения бухучета по конкретному вопросу, компания может разработать свой способ.

1 сентября вступают в силу поправки в закон о госрегистрации юрлиц и ИП. С этой даты при наличии недостоверных сведений о компании в ЕГРЮЛ налоговики будут в принудительном порядке исключать эту фирму из реестра. Финансовое оздоровление вводится на срок не более 2 лет (п. 6 ст.

Финансовое оздоровление – одна из реабилитационных процедур в процессе банкротства юридического лица, которая направлена на восстановление платежного баланса компании через предоставление рассрочки по обязательствам.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Что собой представляет

Финансовое оздоровление может быть введено на основании ходатайства должника или первого собрания кредиторов либо по инициативе арбитражного суда. Данный этап не является обязательным для процесса банкротства и допускается пропустить. В частности, он не применяется при банкротстве отсутствующего должника или ликвидируемой компании. Также если у суда есть основания полагать, что платежеспособность юридического лица не может быть восстановлена, то он может сразу перейти к этапу конкурсного производства.

Нередко собственники юрлица сами инициируют переход к конкурсному производству, чтобы чрезмерно не затягивать процедуру и не увеличивать затраты на ее прохождение.

Ходатайство о введении в отношении должника процедуры финансового оздоровления и прилагаемые документы подлежат передаче в арбитражный суд не позднее, чем за 15 дней до проведения кредиторского собрания.

Решение о введении финансового оздоровления может быть принято на общем собрании большинством голосов участников должника, которые принимали в нем участие, или органом, который был уполномочен на принятие такого рода решений собственником имущества унитарного предприятия.

Вынесенное решение собственниками компании о введении финансового оздоровления в обязательном порядке содержит данные о предполагаемом обеспечении при исполнении обязательств по графику погашения задолженности и сроках финансового оздоровления. Если обеспечение у должника отсутствует, то к графику прилагается детальный план оздоровления. К принятому решению должны прилагаться:

  1. План финансового оздоровления.
  2. График погашения задолженности.
  3. Протокол общего собрания учредителей компании или решение иного уполномоченного органа об обращении к суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.
  4. Перечень участников, которые голосовали за обращение с ходатайством о введении оздоровления.
  5. Сведения об обеспечении исполнения обязательств должником по графику (при наличии обеспечения).

Финансовое оздоровление также вводится по ходатайству третьего лица. Подобное ходатайство должно содержать информацию об обеспечении исполнения обязательств по графику.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом с одновременным назначением на должность арбитражного управляющего. Особенность данного этапа банкротства состоит в том, что к управляющему в данном случае не переходят управленческие функции по руководству компании: их сохраняет за собой прежнее руководство юрлица. Но прежнее руководство компании может быть отстранено судом по ходатайству собрания кредиторов, административного управляющего или третьих лиц.

Управление юридическим лицом на этапе финансового оздоровления проводится с учетом целого спектра ограничений. Должник не может без согласия управляющего совершать сделки, которые могут увеличить его задолженность на 5% и более, связанные с приобретением или отчуждением имущества должника. Также должник вправе совершать сделки по получению займов и уступке прав требований только с согласия управляющего.

Последствия для должника

После того как арбитражный суд вынес определение о введении финансового оздоровления, то такое решение подлежит немедленному исполнению. С этого момента в отношении должника наступают определенные гражданско-правовые последствия:

  1. Вводится особый порядок предъявления требований от кредиторов к должнику.
  2. Принятые ранее меры, которые направлены на обеспечение требований кредиторов, отменяются.
  3. Аресты на имущество должника налагаются только арбитражным судом.
  4. Исполнение обязательств по исполнительным документам приостанавливается.
  5. Вводится запрет на выкуп собственных акций и выделение доли участия.
  6. Прекращение обязательств должника через зачет встречных требований недопустимо.
  7. Выплата дивидендов и прочих платежей не допускается.
  8. На данном этапе будет приостановлено начисление штрафов, неустоек и штрафных санкций.
  9. Штрафные санкции будут начисляться по новым правилам: на основании действующей ставки рефинансирования.
  10. Штрафы и пени могут быть погашены на данном этапе, но только после закрытия всех обязательств по основной задолженности.
  11. Должнику разрешается передавать имущество на условиях безвозмездной аренды.
  12. Реорганизация компания допустима только с согласия кредиторов.

В ходе финансового оздоровления должник должен регулярно вносить транши строго по утвержденному судом графику. Также на данном этапе предполагается реализация ряда мероприятий для нормализации финансовой ситуации. К комплексу таких мер в зависимости от специфики ситуации относят:

  1. Вынужденная смена руководства юрлица (если есть основания полагать, что неплатежеспособность вызвана неумелым менеджментом).
  2. Проведение инвентаризации имущества.
  3. Взыскание дебиторской задолженности.
  4. Закрытие или продажа филиалов.
  5. Реализация части имущества компании.
  6. Сокращение численности персонала.
  7. Завершение работ в части неоконченного строительства.
  8. Распродажа невостребованного оборудования и устаревших товаров.
  9. Повышение квалификации сотрудников.
  10. Покупка нового оборудования и обновление мощностей.

На какой срок вводится процедура

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

На основании положений 127-ФЗ финансовое оздоровление вводится на предприятии на срок до 2 лет. Это установлено в п. 6 ст. 80 127-ФЗ.

Период в два года – это максимальная продолжительность финансового оздоровления. Реальная продолжительность указанного этапа банкротства может быть и меньше.

На сроки финансового оздоровления первоначально указывают учредители в своем ходатайстве к первому собранию кредиторов, согласно п. 4 ст. 77 127-ФЗ. Они определяют их с учетом графика погашения задолженности (сколько времени потребуется им для закрытия задолженности по графику).

Если ходатайство учредителей было утверждено на первом собрании кредиторов, то сроки фиксируются в протоколе и принятом решении по результатам собрания по п. 1 ст. 74 127-ФЗ.

На основании вынесенного решения готовится еще одно ходатайство в арбитражный суд. На нем судья выносит определение о введении финансового оздоровления с конкретными сроками для его практического внедрения по п. 3 ст. 80 127-ФЗ.

За месяц до окончания сроков финансового оздоровления должник обязан сообщить финансовому управляющему о результатах финансового оздоровления и предоставить соответствующую бухгалтерскую отчетность по п. 1 ст. 88 127-ФЗ. Например, если финансовое оздоровление введено на 2 года, то отчетность должника передается управляющему не позднее, чем через 1,11 мес.

По п. 2 ст. 88 127-ФЗ арбитражный управляющий должен получить вместе с отчетом баланс должника, отчет о прибылях и убытках и документы, подтверждающие исполнение требований кредиторов.

На основании отчета и анализа представленной документации управляющий должен составить свое заключение о результативности финансового оздоровления. На подготовку и отправку кредиторам и в суд заключения по результатам оздоровления по п. 3 ст. 88 127-ФЗ у управляющего будет не более 10 дней с даты получения отчетности от должника.

В обязанности арбитражного управляющего также входит созыв собрания кредиторов в следующих случаях:

  1. Если он не получил отчет от должника.
  2. Если должник не исполнил график, и задолженность не была погашена.

Данное собрание созывается в целях принятия решения о дальнейшей судьбе должника. Это может быть введение внешнего управления или обращение в суд о признании компании банкротом и введении в отношении нее конкурсного производства.

Итогами процедуры финансового оздоровления могут стать: прекращение производства по делу о несостоятельности из-за погашения всей задолженности, введение внешнего управления из-за невозможности восстановления финансовой ситуации, признание компании банкротом и открытие конкурсного производства при отсутствии оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков несостоятельности. Все указанные решения принимает исключительно арбитражный суд.

Возможно ли сокращение сроков

Законодательно предусмотрена возможность сокращения сроков финансового оздоровления и досрочного прекращения обязательств должника.

При опережении графика погашения задолженности должник также подает отчетность по результатам. Отчетность подается по тем же правилам, как если бы до окончания этапа оставался месяц по п. 1, 2 ст. 86 127-ФЗ. В указанной ситуации назначается судебное заседание. На нем суд может вынести решение о прекращении производства по делу, если все требования были погашены, или определение об отказе в прекращении производства по делу (при выявлении непогашенной задолженности). Допускается и другой вариант, когда предполагается досрочное прекращение этапа финансового оздоровления.

Если должник прекращает исполнять свои обязательства или окончательно выбился из графика на 15 дней и более, то процедура финансового оздоровления прекращается досрочно по п. 1 ст. 87 127-ФЗ.

В указанных случаях административный управляющий созывает собрание кредиторов, и оно будет определять дальнейшие действия в отношении должника, а также то, с каким ходатайством кредиторы будут обращаться к суду по п. 2, 3, 4 ст. 87 127-ФЗ.

Таким образом, финансовое оздоровление – это процедура реабилитации компании-должника, которая вводится по ходатайству собрания кредиторов или должника и направленная на предотвращение банкротства. В ее рамках предполагается введение льготного режима деятельности по отношению к должнику и утверждение в отношении него графика погашения долгов. Такой график, по сути, предполагает рассрочку в исполнении долговых обязательств. Законодательно установлен только максимальный период для введения в компании этапа финансового оздоровления. Он составляет не более 2 лет, но данный этап допускается ввести и на меньший срок. Также должник может исполнить обязательства по графику досрочно.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Светлана Асадова Экономист Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Финансовое оздоровление: реабилитировать нельзя ликвидировать

zimmytws / .com

Около 50 тыс. российских компаний, как отметил на тематическом круглом столе в нижней палате парламента депутат Госдумы Василий Власов, проходят процедуру банкротства. При этом из них лишь единицы прибегли, по его словам, к институту финансового оздоровления (глава V Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее – закон о банкротстве).

Государство, по мнению депутата, должно быть заинтересовано в том, чтобы организации, особенно, если речь идет о градообразующих предприятиях, могли выходить из кризисных ситуаций и продолжать деятельность, поскольку они среди прочего обеспечивают рабочие места и поступление налогов в бюджеты разных уровней. Если речь не идет о преднамеренном банкротстве, то, представляется, что и сами предприятия должны быть заинтересованы в сохранении бизнеса. Однако на практике, например, такая реабилитационная процедура, как финансовое оздоровление, оказывается невостребованной.

«Спрос» на финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком ее погашения (ст. 2 закона о банкротстве). Наряду с внешним управлением и заключением мирового соглашения данная процедура относится к реабилитационным, то есть направленным на восстановление платежеспособности должника, сохранение его как хозяйствующего субъекта, в отличие от ликвидационной процедуры – конкурсного производства.

На практике, по словам юриста компании «Проспектаси» Константина Заутренникова, в подавляющем большинстве случаев процедура банкротства заканчивается конкурсным производством и последующей ликвидацией должника. По его мнению, основной причиной редкого применения процедуры финансового оздоровления и ее низкой результативности прежде всего является позднее обращение уполномоченных лиц с заявлением в арбитражный суд о признании должника банкротом. «Как показывает опыт российской судебной арбитражной практики, заявление о признании должника банкротом подается только тогда, когда иные меры по взысканию задолженности исчерпаны, наиболее ликвидные активы выбыли из владения должника. Таким образом, к моменту возбуждения дела о банкротстве у должника, как правило, отсутствует имущество, позволяющее эффективно вести основную деятельность, совокупная сумма задолженности перед кредиторами существенно превышает стоимость самого бизнеса и, как следствие, восстановление платежеспособности должника практически невозможно и не нужно его собственникам и кредиторам», – пояснил эксперт.

Процедура финансового оздоровления в 2017 году вводилась 32 раза, в 2018 году – 19 раз, а в I-II кварталах 2019 года – 8 раз. На это указал юрист юридической службы «Единый центр защиты» Артем Морозов, ссылаясь на данные статистического бюллетеня ЕФРСБ от 30 июля 2019 года. Статистика, по словам юриста, свидетельствует о тенденции снижения спроса на применение процедуры.

В правосознании российских предпринимателей, представителей госорганов и иных заинтересованных граждан господствует, как полагает Константин Заутренников, представление о том, что процедура банкротства – это фактическая ликвидация бизнеса. Предприятие-должник apriori считается неплатежеспособным, а единственной задачей кредиторов и собственников бизнеса становится максимально возможное удовлетворение своих требований. «Участники гражданского оборота негативно относятся к перспективе банкротства и не рассматривают ее, в частности процедуру финансового оздоровления, как способ преодоления финансового кризиса. Они стремятся максимально оттянуть время открытия производства по делу о банкротстве, что делает невозможным последующее восстановление платежеспособности должника», – отметил эксперт.

Некоторые особенности процедуры

Введение финансового оздоровления, как пояснил Константин Заутренников, возможно на стадии наблюдения, когда должник еще не признан судом банкротом, но у него выявлены признаки несостоятельности, которые в ходе финансового оздоровления могут быть преодолены, а платежеспособность восстановлена. В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником должника – унитарного предприятия, а также сами указанные лица или третьи лица в установленном законом порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в предусмотренных законом случаях (п. 2-3 ст. 75 закона о банкротстве) – к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.

Если уполномоченные лица обращаются к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, то они обязаны представить указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее чем за 15 дней до даты проведения собрания кредиторов (ст. 76 закона о банкротстве). При этом сам по себе пропуск указанного 15-дневного срока не является препятствием для принятия первым собранием кредиторов решения о введении финансового оздоровления (п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», далее – Постановление ВАС РФ № 29). К решению об обращении к первому собранию кредиторов должен прилагаться ряд документов:

  • план финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности;
  • протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника – унитарного предприятия;
  • перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов;
  • сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (при наличии такого обеспечения);
  • иные предусмотренные законом документы.

В самом решении об обращении к первому собранию кредиторов должна также содержаться информация о предлагаемом сроке финансового оздоровления (п. 4-5 ст. 77 закона о банкротстве). Если с ходатайством о введении финансового оздоровления обращается третье лицо (третьи лица), то к нему необходимо приложить график погашения задолженности, подписанный уполномоченным лицом, и документы о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств (п. 2 ст. 78 закона о банкротстве).

Важно подчеркнуть, что из норм главы V закона о банкротстве следует, что финансовое оздоровление по ходатайству учредителей (участников) должника или собственника имущества должника – унитарного предприятия может быть введено арбитражным судом и без предоставления обеспечения (п. 33 Постановления ВАС РФ № 29).

НАША СПРАВКА

План финансового оздоровления разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, план утверждается собранием кредиторов. Он должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 1 ст. 84 закона о банкротстве).

Графиком погашения задолженности по общему правилу должно предусматриваться погашение всех требований, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления (п. 3 ст. 84 закона о банкротстве).

Стоит отметить, что иcполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой. В качестве предмета обеспечения не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, а также сделки во исполнение такого соглашения, заключенные до введения арбитражным судом в отношении должника финансового оздоровления, вступают в силу одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления (п. 1, п. 3 ст. 79 закона о банкротстве).

Могут ли применяться наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, если дело о банкротстве юридического лица возбуждено после вступления в силу решения о его ликвидации, но до исключения из реестра юридических лиц? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем два года. Это осуществляется в форме определения суда, в котором обязательно должна указываться информация о конкретном сроке оздоровления, графике погашения задолженности. Если обязательства должника обеспечены, то определение должно содержать также сведения о лицах, которые предоставили такое обеспечение, о его размере и способах. Этим же определением суд утверждает административного управляющего, в обязанности которого входит среди прочего ведение реестра требований кредиторов, созыв их собраний, рассмотрение отчетов о ходе исполнения графика погашения долга, контроль полного и своевременного перечисления денежных средств в целях удовлетворения требования кредиторов в соответствии с графиком (ст. 80, п. 3 ст. 83 закона о банкротстве). При этом отличительной чертой финансового оздоровления по сравнению прежде всего с внешним управлением является, как пояснил Константин Заутренников, то обстоятельство, что полномочия органов управления юрлица сохраняются, хотя и при установлении ограничений по распоряжению имуществом должника со стороны собрания кредиторов и административного управляющего (п. 1 ст. 82 закона о банкротстве).

Эксперт подчеркнул, что с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают важные для эффективной реализации процедуры последствия. В частности, за отдельными исключениями приостанавливается взыскание по исполнительным документам, начисление неустоек и штрафных санкций, действует правило о том, что требования к должнику, не считая текущих платежей, могут предъявляться только с соблюдением требований закона о банкротстве, отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов и т. д. (ст. 81 закона о банкротстве).

Перспективы развития реабилитационных процедур

В Госдуме с 2017 года на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в закон о банкротстве, который преследует цель расширения практики применения реабилитационных механизмов. Данным проектом предусматривается введение новой реабилитационной процедуры – реструктуризации долгов. Планируется, что уполномоченные лица смогут обращаться в арбитражный суд не только с заявлением о признании должника банкротом, но и с заявлением о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов. При этом по результатам рассмотрения такого заявления нельзя будет открывать конкурсное производство.

Срок реализации плана реструктуризации долгов согласно законопроекту не может превышать четырех лет со дня утверждения его арбитражным судом. Однако по решению собрания кредиторов этот срок может быть продлен, но не более чем еще на четыре года. Наряду с появлением новой реабилитационной процедуры законопроектом предусматривается сохранение существующих, включая финансовое оздоровление.

Ответственный за рассмотрение проекта Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям предложил принять законопроект во втором чтении, подготовил соответствующий текст проекта с учетом поправок, принятых после первого рассмотрения законопроекта Госдумой. Однако на данный момент второе чтение еще не состоялось.

***

Институт банкротства не должен принимать формы инструмента поглощения предприятий или преднамеренного избавления от долгов. На это обратил внимание в ходе круглого стола в Госдуме арбитражный управляющий, член САМРО «Ассоциация антикризисных управляющих» Олег Антоненко. По его словам, статистика последних пяти лет свидетельствует о том, что в рамках дел о банкротстве удовлетворяется лишь около 5% требований кредиторов. Эксперт считает, что целесообразно развивать именно реабилитационные механизмы. В частности, он отметил, что для решения проблем должников недостаточно оспаривания сделок и взыскания дебиторской задолженности. Следует, по словам арбитражного управляющего, выстраивать механизмы (например, предоставления разного рода льгот) для привлечения инвесторов, которые могли бы вкладывать средства в восстановление платежеспособности должников и их развитие.

Процедуры банкротства (статья 27 закона о банкротстве):

— наблюдение;
— финансовое оздоровление;
— внешнее управление;
— конкурсное производство;
— мировое соглашение.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (статья 2 закона о банкротстве).

К моменту введения процедуры должник еще не признан судом несостоятельным, у него выявлены признаки несостоятельности, которые в ходе финансового оздоровления могут быть преодолены, а платежеспособность должника подлежит восстановлению.

Платежеспособность должника — юридического лица восстанавливается при сохранении полномочий его органов управления при установлении ограничений по распоряжению принадлежим ему имуществом, т.е. посредством самоуправления. Утверждаемый судом административный управляющий осуществляет контроль за деятельностью неплатежеспособного должника, однако к нему не переходят полномочия по управлению делами должника.

Для достижения этой цели разрабатывается план финансового оздоровления, если третьими лицами не предоставлено обеспечение исполнения обязательств должником.

Цели процедуры финансового оздоровления

Процедуру финансового оздоровления в законе о банкротстве можно рассматривать как процедуру судебной санации, поскольку она применяется с целью восстановления платежеспособности должника.

По смыслу пункта 1 статьи 1 Закона о банкротстве и в целом самого института несостоятельности одной из основных целей данного Закона является осуществление мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) должника (восстановление его платежеспособности), в связи с чем приоритет отдается реабилитирующим процедурам, в частности: процедуре финансового оздоровления, которая согласно абзацу четырнадцатого статьи 2 Закона о банкротстве применяется в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Данная процедура соответствует интересам кредиторов должника, поскольку их требования удовлетворяются в полном объеме. Более того, восстановление платежеспособности должника служит интересам самого должника, так как направлено на стабилизацию его финансового положения (сохранение его бизнеса, занятости трудового коллектива, непрерывности связей с контрагентами и так далее), и общества, так как способствует устойчивости экономического оборота и положительной динамике социально-экономического развития общества.

План и срок финансового оздоровления

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) в случае, если иное не установлено данной статьей, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Из пункта 1 статьи 80 Закона о банкротстве следует, что финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 75 названного Закона.

Согласно пункту 3 статьи 80 Закона о банкротстве в определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

В силу пунктов 1, 2 статьи 84 Закона о банкротстве план финансового оздоровления разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов. График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника.

Обеспечение исполнения учредителями должника

В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Закона о банкротстве учредители (участники) должника, голосовавшие за принятие решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, вправе предоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, или организовать предоставление такого обеспечения.

В соответствии с п. 1 статьи 79 закона о банкротстве, исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), независимой гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими настоящему Федеральному закону. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой.

В соответствии с пунктом 3 статьи 79 Закона о банкротстве соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности заключается в письменной форме до дня принятия решения о введении финансового оздоровления и подписывается лицом или лицами, предоставившими обеспечение, а также временным управляющим в интересах кредиторов.

Процедура финансового оздоровления при банкротстве

Финансовое оздоровление на сегодняшний день на практике не применяется.

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к предприятию — должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком выплат. Основное назначение данной процедуры сводится к созданию условий для восстановления финансовой устойчивости предприятия — должника за счет средств, представляемых его учредителями, акционерами, участниками, а также заинтересованными третьими лицами. Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более 2 лет.

Инициаторами введения в отношении предприятия-должника процедуры финансового оздоровления могут быть: учредители должника; орган, уполномоченный собственником имущества должника – унитарного предприятия; третье лицо (лица).
Ходатайство о введении финансового оздоровления адресуется первому собранию кредиторов. К ходатайству должен прилагаться ряд документов: план финансового оздоровления, график погашения задолженности, протокол общего собрания учредителей (участников) предприятия-должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия. Аналогичные требования установлены и в отношении ходатайства третьего лица о введении финансового оздоровления.

Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов.
Одновременно с вынесением определения о введении процедуры арбитражный суд утверждает административного управляющего.
Общий срок процедур санации (финансового оздоровления и внешнего управления) – не более 2 лет.

Без согласия собрания кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение для исполнения должником обязательств перед кредиторами, должник не вправе принимать решение о своей реорганизации. Ряд действий органы управления предприятия-должника должны согласовывать с административным управляющим.

Административный управляющий в процессе финансового оздоровления обязан: вести реестр требований кредиторов; созывать собрания кредиторов; предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.

План финансового оздоровления должен включать в себя положения, касающиеся общей характеристики должника, источников получения средств должником, иных мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности его хозяйственной деятельности.

Эти мероприятия могут носить следующий характер:

— экономический (ликвидация убыточных производств, перепрофилирование производства, продажа части имущества);
— организационно-управленческий (выбор наиболее оптимальной модели управления, привлечение профессиональных менеджеров-управленцев);
— финансовый (определение источников финансирования, форм инвестиций, направлений использования полученных средств);
— информационный (дополнительная реклама о выпускаемой продукции; определение преимуществ, которые получают потребители этой продукции, ожидаемый спрос на продукцию)

Содержание плана финансового оздоровления должно соответствовать графику погашения задолженности, который подписывается представителем учредителей (участников) должника и лицом, предоставившим обеспечение. График погашения задолженности должен предусматривать погашение всех требований, включенных в реестр.

Финансовое оздоровление может быть окончено досрочно в случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

1. определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
2. определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
3. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Финансовое оздоровление при банкротстве: важные особенности и сроки проведения

Существующий порядок банкротства юридических лиц состоит из нескольких процедур. Одна из них получила название — финансовое оздоровление, как процедура банкротства. Решение о её назначении принимается Арбитражным судом. Такой порядок установлен статьей 75 ФЗ №127, принятого в октябре 2002 года. На данном этапе банкротящейся компании существует огромное количество нюансов.

Антикризисное управление предприятием

Чаще всего стадию финансового оздоровления называют антикризисным управлением предприятием. Вводится процедура в том случае, когда проводимые ранее меры с несостоятельным предприятием не дают нужного эффекта. Оздоровление может проводиться только до момента наступления полного банкротства.

Это тоже важно знать: Возврат денег на карту при возврате товара: основания, сроки возврата, если потерян чек

Назначенный этап антикризисного управления предназначен для восстановления платежеспособности должника. Финансовые меры, применяемые в этот период, направлены на улучшение экономического состояния банкротящегося. Полное погашение долговых обязательств кредиторов или их отказ от своих требований могут стать поводом прекращения всей процедуры банкротства. Выплаты долговых обязательств на стадии финансового оздоровления необходимо погашать строго по графику очередности, предоставленному суду.

Решение о проведении антикризисного управления принимается общим собранием кредиторов. Оформляют его в форме протокола собрания. Оно должно подаваться вместе с ходатайством о назначение новой стадии процедуры в Арбитражный суд. Согласно действующему законодательству, подавать документы кредиторы могут через временного управляющего. При принятии положительного решения, суд назначает для проведения процедуры административного управляющего.

Вместе с ходатайством суду нужно предоставить план мероприятий, которые необходимо будет провести для восстановления финансовой платежеспособности несостоятельного должника. Его разработчик должен ознакомить с ним кредиторов не позднее 15 дней до проведения их общего собрания.

Данная стадия процедуры банкротства отменяет ранее существовавший порядок обеспечения требований, предъявленных кредиторами должнику. Положительное решение о введении антикризисного управления принимается в том случае, когда должник предоставляет суду гарантии погашения не менее 20% существующей у него задолженности. Обеспечением его обязательств в финансовом оздоровлении могут служить:

  • банковские гарантии;
  • все виды имущества;
  • поручительство третьих лиц и т. п.

Предлагаемое обеспечение не должно находиться в обременении на момент принятия решения судом.

Антикризисное управление имеет ограниченный срок применения. Он указывается в определение суда и зависит от принятого графика погашения долговых обязательств. Закон ограничивает его 2-я годами.

Решение суда, принимается к исполнению сразу после его вынесения. Оно может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Порядок введения процедуры

Процедура введения финансового оздоровления определена статьей 80 ФЗ №127. Порядок подачи ходатайства о ней рассмотрен в статье 75 ФЗ №127. Инициировать процедуру могут не только кредиторы, но и учредители или третьи лица, имеющие на это соответствующие полномочия.

Предоставленный суду план обеспечения долговых обязательств включает в себя полное описание предметов гарантий выплат. В нем указываются основные качественные и количественные характеристики предметов обеспечения и сведения о лицах их предоставивших.

После назначения финансового оздоровления, административный управляющий начинает работу в рамках принятого и утвержденного плана. Начало погашения долговых обязательств, определенное графиком, должно начаться не позднее одного месяца с даты принятия судом решения о введении процедуры антикризисного управления.

План финансового оздоровления предприятия

Изучая план антикризисного управления, можно заметить, что он очень похож на обычный бизнес-план. Его структура состоит из 8 разделов. В первом из них содержатся сведения о должнике, подробная характеристика его деятельности, резервы и перспективы возможного развития. Обязательными для него являются сведения о реквизитах должника, информация об учредителях и составе имущества.

Это тоже важно знать: Возврат ювелирных изделий: какие украшения можно вернуть

Во втором разделе сосредоточена информация о сроках проведения назначенной судом процедуры, времени погашения долговых обязательств и запланированных планом показателях, которых необходимо будет достигнуть в процессе реализации мер по восстановлению платежеспособности банкрота. В числе таких показателей — прибыль, рентабельность, а также текущая ликвидность активов.

Третий раздел плана второй процедуры банкротства посвящен комплексному анализу хозяйственной деятельности и финансовой устойчивости должника. Они позволяют определять реперные точки и выявить основные причины убыточности деятельности несостоятельного должника. Даже незначительная корректировка работы может позволить добиться серьезного улучшения экономической ситуации.

В четвертый раздел плана включены:

  • перечень запланированных мер оздоровления;
  • оценка потребности в различных ресурсах, включая оборотные средства и обеспеченность кадрами;
  • обоснование планируемых мероприятий по улучшению экономической ситуации, сложившейся у должника.

Пятый раздел плана посвящен изучению возможности увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг и их реализации банкротящегося. Шестой — содержит план маркетинговой стратегии продаж. Седьмой раздел посвящен программе производства. Он напрямую связан с пятым и шестым разделами.

Восьмой раздел посвящен прогнозированию развития бизнеса должника. Самые эффективные способы стабилизации финансовой ситуации — получение дополнительных доходов и снижение затрат. Проводимый в разделе анализ учитывает возможность привлечения дополнительных финансов.

Кем утверждается

План финансового оздоровления предприятия разрабатывается в том случае, когда должник не может полностью покрыть свои обязательства перед кредиторами. Порядок его разработки и утверждения регламентируется статьей 84 ФЗ №127. Подготавливается он учредителями или участниками юридического лица, в отношении которого инициирована процедура банкротства.

Подготовленный документ должен быть одобрен кредиторами и предоставлен на рассмотрение в Арбитражный суд. После принятия решения о назначении процедуры он становится обязательным для выполнения. Ответственность за его реализацию лежит на руководителе хозяйствующего субъекта.

Административный управляющий

Полномочия административного управляющего определены статьей 83 ФЗ №127. Он назначается арбитражным судом на срок проведения антикризисного управления. Начало его полномочий — дата принятия судом решения о назначении. Заканчивает он свою деятельность в последний день срока действия процедуры несостоятельности.

Это тоже важно знать: Возврат денег на карту при возврате товара: основания, сроки возврата, если потерян чек

Прямыми обязанностями административного управляющего является ведение реестра долговых обязательств. Он должен созывать собрания кредиторов и контролировать выполнение плана оздоровления, а также графика погашения долгов. Управляющему разрешено принимать участие в инвентаризации имущества должника, получать сведения и отчеты об его деятельности.

Действующее законодательство, регламентирующее вопросы, связанные с несостоятельностью, предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий административного управляющего. В их числе выполнение должником всех долговых обязательств и ходатайство саморегулирующей организации.

Последствия введения финансового оздоровления

Последствия введения антикризисного плана наступают сразу после принятия судом решения о начале процедуры.

  • Происходит отмена принятых ранее обеспечительных и ограничительных мер в банкротстве.
  • С имущества снимаются наложенные ранее аресты.
  • В период введения данного процесса должнику запрещается выплачивать дивиденды по акциям, выделять доли участникам, а также выкупать эмиссионные бумаги.
  • В последствии проведения стадии оздоровления замораживается начисление пеней и штрафов на все обязательства должника перед его кредиторами.
  • Разрешено погашать задолженность путем взаимозачета встречных требований.

Перспективы развития и реформирования процедуры «финансовое оздоровление»

Ранее я писал о возможности осуществления контроля со стороны кредиторов над должником в ходе исполнения мирового соглашения.

Прочитать эту заметку можно здесь: https://zakon.ru/blog/2018/11/13/kontrol_nad_dolzhnikom_so_storony_kreditorov_v_hode_ispolneniya_mirovogo_soglasheniya_v_dele_o_bankr

Следствием той публикации были выводы о том, что только ограниченность мирового соглашения в деле о банкротстве делает необходимым регламентацию такой процедуры, как финансовое оздоровление.

Постараемся остановиться на процедуре финансовое оздоровление более подробно.

Согласно Закону о банкротстве финансовое оздоровление – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Процедура сама по себе весьма интересна для изучения, поскольку она по своей природе является чем-то промежуточным между внешним управлением с полным отстранением руководства от управления и самыми «серьезными» восстановительными мероприятиями и мировым соглашением.

Финансовое оздоровление как процедура не была известна ни Закону о банкротстве 1992 года, ни Закону о банкротстве 1998 года, хотя сам термин «финансовое оздоровление» упоминался в последнем. Тогда финансовое оздоровление являлось одним из мероприятий по предупреждению банкротства должника. Согласно статье 26 Закона 1998 года «в целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника — юридического лица, собственник имущества должника — унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на финансовое оздоровление должника».

По своей природе финансовое оздоровление 1998 года и современное очень похожи: в обоих случаях финансовое оздоровление предоставляет дополнительную возможность должнику выйти из сложного финансового положения с использованием внутренних ресурсов и внешней помощи. Тем не менее первое относится к мероприятиям досудебной санации, а второе – к судебной санации, т.е. является процедурой банкротства. Поэтому финансовое оздоровление 1998 года, как и современная санация, является диспозитивным мероприятием, поскольку дело о банкротстве еще не возбуждено и все вопросы между кредиторами и должником могут быть разрешены ими самостоятельно.

Иначе регулируется современное финансовое оздоровление, которое более регламентировано. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) предусмотрено обязательное составление плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, а сама процедура проходит под контролем административного управляющего и суда. Безусловно, подобные документы могут быть предусмотрены и в рамках санации, особенно если кредиторами выступают банки, которые всегда подробно регламентируют порядок, условия и сроки возврата денежных средств. Тем не менее их составление не является обязательным, в то время как график погашения задолженности и план финансового оздоровления составляются при финансовом оздоровлении всегда.

Высказывалось мнение, что финансовое оздоровление по своей сути является пассивной реабилитационной процедурой, которая должна вводиться в ситуации, когда восстановление платежеспособности должника может быть осуществлено действующим руководством, и его полное замещение арбитражным управляющим не требуется.

Учеными отмечается, что в рамках финансового оздоровления могут применяться такие мероприятия, как: перевод долга с согласия кредиторов, дополнительные взносы в уставный капитал, выпуск облигаций должником, предоставление поручительств, гарантий для получения должником новых кредитов. По своей природе финансовое оздоровления включает в себя мероприятия, направленные на получение денежных средств, и не влечет каких-либо существенных организационных, кадровых и иных мероприятий.

Намерением законодателя, регламентировавшего финансовое оздоровление, было создание новой процедуры, которая будет наиболее применимой и актуальной для кредиторов и должника. Вот только ее недостатки оказались намного существеннее преимуществ. Кредиторы не хотят рисковать своим положением и голосовать за введение данной процедуры, если только кто-либо не захочет обеспечить исполнение обязательств должника как это предусмотрено п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве, но кто будет вкладывать в проблемный и высокорисковый бизнес, который более того находится в процессе банкротства (эдакий российский, запоздалый cram-down)? Даже собственник бизнеса, то лицо, которое наиболее заинтересованно в сохранении бизнеса, лучше воздержится от дополнительных вливаний, поскольку они не гарантируют восстановления платежеспособности должника (который скорее всего уже сделал все возможное для реабилитации на добанкротной стадии).

В действующем виде процедура финансового оздоровления является малоприменимой и ненужной, а потому нуждающейся в серьезных изменениях и дополнениях. Самым достоверным обстоятельством ненужности данной процедуры в действующем виде является самый низкий процент ее применимости и результативности среди всех других реабилитационных процедур.

Возвращаясь к ранее заявленному тезису о необходимости закрепить в Законе о банкротстве возможность контроля над должником в ходе исполнения мирового соглашения, можно прийти к выводу, что результатом введения этого маленького, но значимого нововведения в закон отпадет необходимость в регулировании такой процедуры как финансовое оздоровление в принципе, поскольку ее функции и применяемые мероприятия будут задублированы с мировым соглашением.

В этом случае отличиями финансового оздоровления останутся только:

  • возможность применения процедуры в обход решения кредиторов при наличии обеспечения обязательств должника со стороны его участников или третьих лиц;
  • ограничение по сроку действия.

Проблема финансового оздоровления существует довольно давно. Реформированию процедуры финансовое оздоровление посвящен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов применения процедур наблюдения и финансового оздоровления», разработанный Министерством экономического развития еще в 2009 году.

Согласно этому законопроекту существенно расширяется перечень реабилитационных мероприятий, которые можно будет применить в рамках финансового оздоровления. У должника появится возможность начать процесс несостоятельности с реабилитационной процедуры – финансового оздоровления, в обход процедуры наблюдения.

Согласно законопроекту Министерства экономического развития, в план финансового оздоровления можно будет включить такие мероприятия, как: реорганизация должника, продажа предприятия должника или части имущества должника, замещение активов должника. Таким образом, получается, что должник получит возможность инициировать процедуру финансового оздоровления, в рамках которой можно будет применить реорганизацию должника или замещение активов должника (довольно радикальные по свой специфике мероприятия, которые сейчас доступны только в процедуре внешнего управления). Особую важность представляет тот факт, что руководство сохранит возможность управления юридическим лицом, пусть и с определенными ограничениями. Финансовое оздоровление должно было стать российским аналогом процедуры по главе 11 Кодекса о банкротстве США.

При реформировании законодательства о банкротстве по проекту Министерства экономического развития процедура финансового оздоровления могла получить «второе рождение», превратиться из ненужной и малоприменяемой в настоящий оплот реабилитации. Наиболее важные нововведения в этой связи: 1) включение дополнительных мероприятий из внешнего управления; 2) возможность начала процесса несостоятельности с реабилитационной процедуры в обход процедуры наблюдения, благодаря чему действие реабилитационных мероприятий начнется гораздо раньше.

Но спустя какое-то время Министерство экономического развития отошло от идеи реформировать финансовое оздоровление и в конце 2017 года в Государственную Думу был внесён существенно измененный законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц», который предусматривал создание новой процедуры – реструктуризации долгов.

По сути, новое финансовое оздоровление и реструктуризация долгов очень похожи, у них похожий перечень мероприятий, похожие основания для введения процедуры, возможность введения процедуры в обход наблюдения и другие моменты.

И хотя саму предложенную процедуру реструктуризации долгов, действительно, можно оценить как очень перспективную, непонятно почему законодатель намеревается создать еще одну процедуру. Возникает ощущение, что потребительский дух перешел и в область законодательства: зачем ремонтировать (реформировать) старую процедуру, когда можно купить (создать) новую? Все таки по финансовому оздоровлению уже есть определенная статистика, хоть и небольшой, но опыт применения. Если внести изменения в финансовое оздоровление можно будет изучать проблему реабилитации в динамике.

Учитывая, что финансовое оздоровление наименее эффективная процедура из закрепленных законом, то целесообразно внести эти изменения именно в процедуру финансового оздоровления (ранее законодатель придерживался именно такой позиции). Более того в результате реформирования именно процедуры финансовое оздоровление у такой процедуры возникнет шанс на более частое и эффективное применение.

Я полагаю, что только ограниченность мирового соглашения делает необходимым введение в Закон о банкротстве иный процедуры – финансового оздоровления. Но если эту ограниченность убрать (или не реформировать), то данная процедура будет не нужна в принципе.

Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Финансовое оздоровление как пассивная реабилитационная процедура // Адвокат. 2003. № 12.

Мартышина Т.К. Восстановительные мероприятия в рамках несостоятельности (банкротства). Восстановительные мероприятия в рамках несостоятельности (банкротства): Дис… канд. юрид. наук. М. 2009.

Сроки финансового оздоровления

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *