Иностранный гражданин без регистрации

Материал проверен экспертом по миграционному праву на соответствие действующему законодательству.

Как сделать регистрацию иностранному гражданину на почте:

  • Шаг 1. Заполнение уведомления о прибытии.
  • Шаг 2. Сбор документов.
  • Шаг 3. Отправка данных в органы МВД.
  • Шаг 4. Получение временной регистрации. Это установлено постановлением правительства № 9 «О порядке осуществления миграционного учета…».

Кому можно регистрироваться по почте

Закон не устанавливает ограничений в том, кому доступна временная регистрация для иностранных граждан на почте, а кому запрещена. Как указано в п. 22 Постановления Правительства № 9 от 15.01.2007, постановку на учет осуществляет и Почта России, уведомление о прибытии иностранного гражданина подается любым физическим или юридическим лицом.

Подать бумаги иностранец вправе самостоятельно, если:

  • имеет в собственности жилье на территории РФ;
  • предоставит доказательства, что у принимающей стороны нет возможности прибыть лично;
  • получил разрешение от собственника жилья (это касается только постоянно проживающих иностранных граждан).

Какие документы понадобятся

Первый — бланк-уведомление о прибытии иностранного гражданина, почта устанавливает одно требование: он заполняется в двух экземплярах, один из которых хранится в отделении 1 год. К уведомлению прикладывается:

  • паспорт того, кто подает уведомление о прибытии;
  • копии всех страниц паспорта прибывшего гостя;
  • копия миграционной карты, кроме случаев, когда иностранцу не обязательно получение миграционной карты при пересечении границы;
  • копия бланка-уведомления о прибытии в предыдущее место нахождения, если оно было;
  • копия свидетельства о праве собственности, выписки ЕГРН или договор пользования жилым помещением.

Если гражданин иностранного государства — члена ЕЭС ставится на учет в связи с прибытием на работу, то к пакету документов прикладывается копия трудового договора или договора ГПХ. Потребуются и копии документов о родстве, если вместе с ним регистрируются родственники.

Если иностранца регистрируют по адресу организации, то необходимо приложить копию договора о трудовых отношениях или ГПХ и письмо руководителя или уполномоченного о фактическом проживании работника в помещении с печатью организации.

Предоставление документа о праве собственности не является обязательным условием. Доступ к таким данным открыт, МВД проверит их самостоятельно.

Процедура регистрации

Пошаговая процедура, как зарегистрировать иностранного гражданина через почту, выглядит так:

  1. Гражданин, принимающий иностранца, или сам иностранец заполняют бланк о прибытии в 2 экземплярах.
  2. К бланку прикладываются копии документов. Если не хватает хотя бы одной копии, в учете откажут. Особенно важно предоставить ксерокопии паспорта и миграционной карты.
  3. Отрывная часть бланка об адресе и сроке пребывания возвращается иностранцу с печатью почтового отделения.
  4. Принятые документы отправляются в МВД. В течение трех дней после получения документов МВД вносит данные в базы.

Стоимость регистрации

За уведомление о прибытии иностранца государственная пошлина не взимается. Но на почте необходимо оплатить стоимость почтового отправления, включая стоимость конверта, почтовых марок.

Сроки рассмотрения документов

Уведомление о прибытии направляется не позднее 7 дней со дня пересечения границы РФ. Отрывная часть бланка с регистрацией и печатью отделения выдается иностранцу в этот же день.

Могут ли отказать

Как установлено постановлением № 9, регистрация по почте иностранного гражданина, документы которого поданы в полном комплекте, должна осуществляться в этот же день.

Отказать в принятии уведомления вправе только в случае отсутствия какой-либо бумаги или неверно заполненного бланка. При исправлении ошибок, на которые укажет оператор почтовой связи, уведомление подается повторно.

Если оператор отказывается принять бланк, гражданин вправе написать жалобу начальнику почтового отделения.

Плюсы и минусы регистрации с помощью Почты России

Постановка на учет на почте проводится в течение 15 минут. Главный плюс ее в том, что почтовые отделения располагаются недалеко от места проживания. Минусы: придется заплатить за отправление и выстоять очередь.

Перед тем как сделать регистрацию иностранному гражданину на почте, посмотрите, нет ли поблизости многофункциональных центров. Подавать уведомление удобнее именно через МФЦ. Здесь его примут бесплатно, очередь электронно организована, доступен выбор времени посещения, а набор бумаг тот же.

Об авторе статьи

20 лет прожила в Узбекистане, переехала в Россию по учебе, затем на ПМЖ. В 2018 году самостоятельно получила гражданство, пройдя через все этапы от квоты до паспорта, включая отказ от гражданства. В 2019 году получила гражданство для родителей через Госпрограмму переселения соотечественников.

Имею юридическое образование, работала помощником специалиста по подготовке документов на гражданство для граждан СНГ. Лично консультировалась с начальником УВМ УМВД по миграционным вопросам.

Документ

Постановление Правительства РФ от 07.03.2019 № 246 «О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Иностранного гражданина, приехавшего на территорию РФ, необходимо поставить на миграционный учет. Сделать это должна принимающая сторона. Такой стороной может быть не только физлицо, у которого иностранец остановился, но и работодатель, предоставивший работнику место для проживания.

Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства утверждены постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 (далее – Правила). Постановление Правительства РФ от 07.03.2019 № 246 внесло в эти Правила ряд изменений, которые касаются в основном документов, представляемых для постановки на миграционный учет иностранного гражданина.

Соответствующие изменения вступили в силу с 20.03.2019.

Рассмотрим эти изменения подробнее.

Что поменяется в бланке уведомления?

Принимающая иностранного гражданина сторона должна направить в территориальный орган МВД России по делам миграции (далее – миграционная служба) уведомление по форме, утвержденной приказом МВД России от 23.11.2017 № 881 (далее – Приказ № 881).

В уведомлении содержатся сведения об иностранце и принимающей стороне, например, фамилия, имя и отчество (при наличии), гражданство, место рождения и т.д. С 20.03.2019 в уведомлении указываются также наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, которое предоставляется иностранцу для проживания. Таким документом может быть договор аренды помещения для иностранного гражданина.

Заметим, что на данный момент действующая форма уведомления (форма Приказа № 881) соответствующей графы не содержит. Однако МВД России готовит проект нового регламента по постановке на миграционный учет иностранного гражданина. Следите за нашими новостями.

Поскольку в старой форме нет нужных строк, то при постановке иностранца на миграционный учет соответствующую информацию самостоятельно вписывать туда не нужно.

Какие документы прикладывает к уведомлению принимающая сторона?

Изменился и перечень документов, которые принимающая сторона должна представлять вместе с уведомлением о постановке на учет иностранца.

Ранее принимающая сторона должна была представлять в миграционные органы только копию паспорта иностранца и копию миграционной карты. С 20.03.2019 к этому перечню добавились дополнительные документы для обязательного представления в миграционный орган.

1. Копия документа, подтверждающего право принимающей стороны на пользование жильем, в котором будет жить иностранец.

Этот документ представляется принимающей стороной (физлицом или организацией), если она арендует жилье, в котором будет проживать иностранец. Это жилье также может принадлежать принимающей стороне на праве бессрочного пользования или ином другом вещном праве. Например, работодатель, снимающий для иностранного работника жилье, должен приложить к уведомлению о постановке на миграционный учет договор аренды на это жилье.

Однако собственники помещения, в котором иностранец будет проживать, копию документа о праве собственности на это жилье в миграционную службу отсылать не должны. Достаточно указать сведения о помещении в уведомлении о постановке на миграционный учет. Сами сведения должны быть доступны органам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги. Уточнить, доступны ли эти сведения, собственник может в личном кабинете на Едином портале госуслуг.

2. Копия трудового договора или гражданско-правового договора иностранного гражданина с работодателем.

Этот документ обязателен для организации-работодателя, иностранный работник которой проживает по адресу самой организации. Напомним, что такой работодатель также считается принимающей стороной и должен поставить работника на миграционный учет по своему адресу.

Подробнее об этом см. новость.

Вместе с копией трудового договора организация должна приложить письмо руководителя о фактическом проживании иностранца в ее помещении. Такое письмо может подписать не только руководитель, но и иное уполномоченное лицо организации. При этом подпись должна скрепляться печатью (при ее наличии в организации).

Кроме того, предоставить копию трудового договора для постановки на миграционный учет должен и иностранец – гражданин страны ЕАЭС, прибывший в РФ на работу.

Этот документ предоставляется таким иностранцем вне зависимости от того, проживает он в арендованном помещении или в помещении собственника. Предоставляется копия трудового или гражданско-правового договора принимающей стороне в любом случае: если гражданин ЕАЭС прибыл на работу в РФ один или с семьей.

3. Копии документов, подтверждающие родственные отношения членов семьи.

Эти документы необходимо предоставить при постановке на учет трудящегося – гражданина ЕАЭС, который приехал в РФ вместе с членами семьи. Членами семьи такого иностранца считаются лица, состоящие с ним в браке, дети на его иждивении и другие лица, которые признаются членами семьи по закону РФ.

Установлен срок снятия с учета иностранца, зарегистрированного по адресу организации

Новый пункт 45 (1) Правил установил обязанность работодателя представлять уведомление о снятии с миграционного учета в течение 7 рабочих дней с момента убытия работника. Это правило конкретизировало положение, действующее с 10 августа 2018 года, о том, что принимающая сторона может снять иностранца с миграционного учета (подробнее об этом . По новым правилам уведомление о снятии с учета работодатели должны отправлять в отношении:

  • работников-вахтовиков;
  • работников, которые фактически проживали на территории работодателя (в принадлежащих ему помещениях).

Памятка о порядке постановки на регистрационный и миграционный учет

Памятка

о порядке постановки на регистрационный и миграционный учет граждан, временно пребывающих в городе Москве, и ответственности за нарушение правил регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания (жительства) и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Уважаемые граждане!

Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» усиливается ответственность (вплоть до уголовной) за нарушение правил регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания (жительства) в пределах Российской Федерации и миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Порядок регистрации граждан Российской Федерации в жилом секторе по месту пребывания

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

1. Где осуществляется регистрация по месту пребывания и кто её осуществляет

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию:

— в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) района;

— в товарищество собственников жилья (ТСЖ);

— в жилищно-строительный кооператив (ЖСК).

2. По каким документам осуществляется регистрация прибывших для временного проживания в город Москву граждан Российской Федерации

В вышеуказанные органы представляется заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания (выдается в вышеуказанных органах) и документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение), документ удостоверяющий личность.

Результатом предоставления государственной услуги является получение гражданином свидетельства о регистрации по месту пребывания, оформляемого и выдаваемого ФМС.

Срок регистрации определяется по соглашению с собственником жилого помещения.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться в г.Москве по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в г.Москве или в Московской области.

Основания, по которым гражданин может быть снят с регистрационного учета

За нарушение правил регистрации граждан Российской Федерации предусмотрена ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях и Уголовному кодексу Российской Федерации.

В случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета по месту пребывания на основании решения органа регистрационного учета.

Под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Ответственность за нарушение правил регистрации

За нарушение правил регистрации граждан Российской Федерации предусмотрена ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях и Уголовному кодексу Российской Федерации:

— за проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего его личность (паспорта), или по недействительному документу в городе Москве увеличены размеры административного штрафа (от 3 тыс. до 5 тыс. рублей);

-за проживание гражданина Российской Федерации в городе Москве без регистрации по месту пребывания или жительства, либо допущение такого проживания собственником жилья свыше установленных сроков предусмотрена ответственность в виде административного штрафа для граждан – в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, для собственников жилья – от 5 тыс. до 7 тыс. рублей;

— за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. рублей.

За фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо жительства установлена уголовная ответственность (статья 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации), предусматривающая наказание в виде:

— штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;

— принудительных работ на срок до трех лет либо лишения свободы на тот же срок.

Не подлежат привлечению к ответственности граждане, зарегистрированные по месту жительства в городе Москве или Московской области, но проживающие без регистрации по месту пребывания соответственно в Московской области или в городе Москве.

Порядок постановки на миграционный учет иностранных граждани лиц без гражданства (далее — иностранные граждане).

Место пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации — жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания.

При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения.

1. Кем осуществляется постановка на миграционный учет иностранных граждан

Постановку на миграционный учет осуществляет принимающая иностранного гражданина сторона (организация или частное лицо).

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания

2. Какие документы необходимы для постановки на миграционный учет

Для постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в город Москву предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту.

3. Как направляется уведомление о постановке на миграционный учет и в какие сроки

Принимающая сторона направляет в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного в место пребывания через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направлением почтового отправления в течение 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления.

Принимающая сторона с соблюдением сроков представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр или направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.

Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, или организацией федеральной почтовой связи.

Отрывная часть бланка уведомления о прибытии возвращается иностранному гражданину.

Срок пребывания на территории Российской Федерации

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, а прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток.

По истечении разрешенного срока временного пребывания иностранный гражданин должен покинуть пределы Российской Федерации.

Срок временного пребывания трудящегося-мигранта определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем либо сроком действия патента не осуществление трудовой деятельности у физического лица.

Ответственность за нарушение правил миграционного учета

За нарушение правил миграционного учета иностранных граждан предусмотрена ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях и Уголовному кодексу Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации:

— за нарушение иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) (отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или утрата таких документов, уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания) – влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до семи тыс. рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

— за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей.

За фиктивную регистрацию или постановку на учет иностранного гражданина установлена уголовная ответственность (статьи 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации), предусматривающая наказание в виде:

— штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;

— принудительных работ на срок до трех лет либо лишения свободы на тот же срок.

Под фиктивной постановкой на миграционный учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Подробные разъяснения по вышеуказанным вопросам вы можете получить в органах ФМС России по месту жительства.

Департамент региональной безопасности
и противодействия коррупции
города Москвы

Управление Федеральной
миграционной службы
по городу Москве

Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, подлежат учету по месту пребывания, а лица, проживающие на основании РВП или вида на жительство, вправе зарегистрироваться по месту жительства. Учету по месту пребывания также подлежат мигранты, оформившие РВП и вид на жительство, в следующих двух случаях:

  1. При отсутствии у них места жительства.
  2. В случае нахождения в помещении, не являющимся местом жительства.

Порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания и регистрации по месту жительства регламентирован Федеральным законом от 18.06.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете».

Определение термину «место пребывания иностранного гражданина» дано во 2 статье вышеупомянутого закона. В соответствии с указанной статьей, местом пребывания иностранного гражданина признается то место, которое не является местом его жительства, но в котором гражданин находится, временно проживает либо осуществляет трудовую деятельность.

Постановка на учет осуществляется миграционным органом на основании поступившего уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (ст.20 Закона о миграционном учете). Обязанность подать такое уведомление возложена на принимающую сторону иностранного гражданина (ч.3 ст.20 Закона о миграционном учете), то есть на гражданина, предоставившего иностранцу помещение для проживания, или организацию, в которой он осуществляет трудовую деятельность.

Вместе с тем закон предусматривает случаи, когда уведомление может быть подано иностранным гражданином лично. Так иностранец, имеющий в собственности жилое помещение, вправе самостоятельно заявить его в качестве места своего пребывания. Кроме того, если в силу уважительных причин, принимающая сторона не может направить в орган ГУВМ уведомление, мигрант подает его самостоятельно. Уведомление может быть подано непосредственно в Управления по вопросам миграции по месту пребывания гражданина, либо направляет через отделение почтовой связи. В Санкт-Петербурге подать уведомление о прибытии можно также через многофункциональный центр. Согласно п.47 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 29.08.2013 года № 364, в приеме уведомления может быть отказано в двух случаях:

  • если бланк уведомления заполнен с нарушением установленных требований к его форме и содержанию, или не поддается прочтению,
  • а также в случае отсутствия документов, предоставление которых является обязательным.

Форма уведомления утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9. Согласно примечанию, уведомление о прибытии заполняется на русском языке, разборчиво, ручкой с черными или темно-синими чернилами, заглавными печатными буквами и цифрами. В уведомлении о прибытии указываются установочные данные гражданина, ФИО принимающей его стороны, адрес пребывания и сроки, до которых гражданин планирует находиться по указанному адресу. В соответствии с п.32 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9, срок постановки на учет по месту пребывания не может быть более, чем на срок, в течение которого гражданин может законно находиться на территории РФ. Как правило, срок пребывания не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных законом. В связи с этим, граждане, имеющие патент, могут продлить учет на срок действия патента, то есть на тот срок, на который он оплачен. То же самое касается и граждан, которым срок пребывания продлен в соответствии с законом по иным основаниям.

В случае успешной подачи уведомления на руках у заявителя остается отрывная часть бланка с отметкой о его принятии. Именно она подтверждает факт постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Следует различать постановку на учет по месту пребывания и продление учета. Закон рассматривает их, как две абсолютно разных процедуры. Так, в соответствии с п. 42 Правил осуществления миграционного учета, при изменении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ, принимающая сторона обязана в течение 3-х рабочих дней с момента возникновения указанных обстоятельств, обратиться в миграционный орган с заявлением, составленным в произвольной форме, дополнительно предоставив заполненный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и «необходимые документы». В Правилах не указано, какие именно необходимые документы принимающая сторона обязана предоставить для продления срока учета по месту пребывания, логично предположить, что они должны подтверждать обстоятельства его продления.

По общему правилу, срок постановки на учет по месту пребывания не может превышать 7 суток с момента прибытия иностранного гражданина в место пребывания. Стоит учитывать, что для отдельных категорий иностранных граждан международными соглашениями и федеральными законами установлены специальные сроки постановки на учет. В отличие от общего правила, международные соглашения предлагают исчислять срок постановки на учет не с момента прибытия иностранца в место пребывания, а с момента его въезда в РФ.

Например, в связи со вступлением в действие Договора о Евразийском экономическом союзе, граждане государств – членов союза (Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении), прибывавшие в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, освобождаются от необходимости постановки на учет (направления уведомления), в случае, если срок их пребывания с момента въезда в РФ не превышает 30 суток.

Высококвалифицированные специалисты и члены их семей освобождаются от исполнения обязанности по направлению уведомления, если срок их пребывания с момента въезда в РФ не превышает 90 суток.

Граждане Казахстана освобождены от обязанности иметь на учет по месту пребывания (регистрации по месту жительства) в течение 30 дней со дня въезда в РФ (п.1 ст.1 Соглашения от 7.06.2012 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации).

Граждане Украины освобождены от обязанности вставать на учет по месту пребывания (регистрации по месту жительства) в течение 90 дней со дня въезда в РФ (Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года (подписан в г. Киеве 30.10.2004).

Граждане Таджикистана также освобождены от обязанности вставать на учет по месту пребывания (регистрации по месту жительства) в течение 15 дней со дня въезда в РФ (Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации (заключено в г. Москве 08.02.2013).

Так же федеральный закон устанавливает категории граждан, неподлежащих постановке на учет по месту пребывания. Все они перечислены в ч.6 ст.20 Закона о миграционном учете. К ним относятся:

  • Иностранные граждане, прибывшие в РФ на срок, не превышающий 7 дней, за исключением граждан, находящихся в гостинице, пансионате, санатории, доме отдыха, туристической базе, а также граждан, проходящих лечение и обследование в условиях стационара. В этом случае за постановку на учет отвечает администрация соответствующего учреждения, принявшего иностранного гражданина.
  • Главы иностранных государств, председатели правительств, члены правительственных и парламентских делегаций, руководители международных организаций, въехавшие в РФ на основании приглашения органа власти.
  • Моряки, при условии их нахождения на территории порта (портового города) не более 24 часов, а также в случае выезда указанных лиц за пределы порта (портового города) в экскурсионных целях.
  • Иностранные граждане, являющиеся членами экипажей самолетов, бригад поездов, иных транспортных средств, участвующих в международном сообщении, при условии нахождения указанных лиц на территории аэропорта или вокзала (станции).
  • Моряки, пилоты, являющиеся членами экипажей военных кораблей и самолетов (иных летательных аппаратов), за исключением случаев вынужденной остановки указанных лиц вне основного состава своих экипажей на срок более 3 дней.

Иностранный гражданин подлежит регистрации по месту пребывания каждый раз при въезде на территорию России, поскольку в соответствии со ст.27 Закона о миграционном учете, при выезде за пределы Российской Федерации он снимается с учета. Аналогичные положения содержатся и в п.37 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9. В соответствии с указанными правилами, основанием для снятия с миграционного учета является поступление от пограничных органов сведений о выезде иностранного гражданина за пределы РФ.

Гражданин (его принимающая сторона) обязан сообщать подлинную информацию о месте своего нахождения в РФ. Предоставление в миграционный орган ложных сведений о месте пребывания также влечет административную ответственность в виде штрафа и выдворения с последующим запретом на въезд.

Ребенок может быть поставлен на учет по месту пребывания по адресу пребывания его родителей. Постановка ребенка на учет по месту пребывания осуществляется на основании уведомления, поданного принимающей стороной, а регистрация по месту жительства по заявлению родителей. Если родители пребывают (проживают) по разным адресам, место пребывания (проживания) ребенка определяется по их соглашению. Аналогичные правила действуют и в отношении регистрации несовершеннолетних иностранных граждан по месту жительства. В Санкт-Петербурге миграционные органы нередко отказывают в регистрации детей в нежилых помещениях, однако подобная практика была признана незаконной.

Вопреки ошибочному мнению, согласно общему правилу, срок постановки на учет начинается исчисляться не со дня въезда иностранного гражданина в РФ, а со дня его прибытия в место пребывания, то есть помещение, не являющееся местом жительства гражданина, по адресу которого он подлежит постановке на учет в соответствии с федеральным законом.

Важно обратить внимание, что срок постановки на учет указанным гражданам нужно исчислять не со дня прибытия в место пребывания, а со дня их въезда в РФ.

При решении вопроса о наличии в действиях иностранного гражданина состава правонарушения, необходимо учитывать позицию Конституционного Суда, изложенную в Постановлении от 19 июля 2017 г. N 22-П. По мнению Суда, мигрант обязан состоять на миграционном учете по адресу нахождения принимающей стороны – физического лица или организации, с которым у него есть законная правовая связь. В данном случае адрес постановки на учет и место фактического проживания мигранта могут не совпадать. Во всех иных случаях мигрант обязан состоять на учете по месту своего фактического проживания.

Решение Верховного Суда РФ от 20 апреля 2017 года (дело № 78-КГ17-9). В указанном решении Суд пришел к выводу, что у миграционного органа есть обязанность зарегистрировать ребенка по месту жительства в помещении, в котором зарегистрированы и проживают его родители, в том числе и нежилом.

Иностранный гражданин без регистрации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *