Как защититься учителю от родителей?

Что такое клевета и как с ней быть

Клевета — это распространение ложной информации, порочащей честь и достоинство, подрывающей репутацию и доброе имя. То же значение имеют оговор, очернительство, поклеп, навет.

Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель в качестве мести, самовыражаясь или пытаясь свалить свою вину за проблемы ребенка на школу, его опорочит. «От людского оговора не уйдешь» и «Поклепами свои вины отводят» говорили наши предки. Что же делать в подобной ситуации? Существует два способа защиты.

1. Первичный, вне правового поля

  • Обратиться с докладной запиской к директору школы, в которой изложить все обстоятельства распространения клеветнических сведений.
  • Требовать тщательное расследование инцидента.
  • Организовать коллегиальное собрание, вынести ситуацию на обсуждение всего коллектива и заручиться его поддержкой. Во время собрания подробно описать ситуацию, отрицая чужую ложь. При этом нет необходимости приводить доказательства.
  • Сформировать своеобразный временный «профсоюз», цель которого — защитить коллегу от ложных обвинений.
  • Заручиться поддержкой вышестоящего лица, например районного методиста.
  • Защиту вести с позиции правовой базы о статусе, правах и обязанностях учителя, изложенной в Федеральном Законе «Об образовании РФ» и Инструкции о должностных обязанностях учителя.
  • Подать встречное заявления в управленческий орган учреждения образования или особую комиссию, занимающуюся урегулированием подобных споров.

Увы, не все ситуации регулируются подобными мерами, и родители продолжают безнаказанно оскорблять и клеветать на учителя. Остается второй способ защиты. 50 великих книг по психологии Всегда хотели разбираться в психологии, но вас напрягала необходимость читать многотомные труды? Теперь можно получить нужные знания буквально за пару дней. «50 главных книг по психологии» – это основные идеи, концепции и методики «науки о душе», уместившиеся на четырех сотнях страниц. И все благодаря уникальному дару популяризатора Том Батлер-Боудон, известного на весь мир своими простыми и одновременно очень содержательными обзорами величайших книг нашего времени. Каждый обзор ориентирован на максимально широкую аудиторию. Сохраняя всю глубину мысли таких величайших ученых, как Зигмунд Фрейд, Густав Юнг или Альфред Адлер, Батлер-Боудон излагает их идеи на удивление ясным языком. Психология, считает он, может и должна быть увлекательной. Ведь именно она отвечает на самые важные вопросы в жизни человека. Купить 2. Обращение в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации согласно статье 152 ГК РФ. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Кроме того, статья 151 ГК РФ предполагает денежную компенсацию морального вреда за клевету.

Но нужно учитывать, что родители могут подать аналогичное заявление об очернительстве в их адрес. Поэтому учителю следует предпринять следующие меры.

  • Записывать оскорбления и угрозы родителей на диктофон, чтобы предоставить в суде.
  • Заручиться поддержкой нескольких свидетелей.
  • Иметь поддержку лояльно настроенных к учителю родителей.

В результате кляузников привлекут к административной ответственности за оскорбление. Если же будет доказан непосредственно факт клеветы, то виновный получит очень большой штраф за содеянное.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Влияние оговора на психику

  • Снижает профессиональную и личностную самооценку.
  • Блокирует волю и разум, парализует способность защищать себя.
  • Формирует отрицательные эмоции.
  • Выводит из равновесия, лишает целостности.
  • Вызывает ступор в общении и действиях.
  • Создает неподконтрольную сознанию программу агрессии и самоагрессии.
  • Создает мышечные зажимы и нарушает работу сердца.
  • Уничтожает душевные силы.

Система защиты от клеветы
СМИ буквально кричат о «беззащитности учителя». Тем самым, необдуманно, на уровне коллективного бессознательного создается установка: «учитель беззащитен, учитель — жертва». Но если есть жертва, всегда найдется палач. Поэтому, говоря о защите учителя, стоит поменять позицию, в том числе самим педагогам, акцентируя внимание не на беззащитности, а на создании системы защиты. Коллективное бессознательное впитает в себя новую установку и начнет ее реализовывать, подобно тому, как во времена СССР реализовывало принцип непоколебимого авторитета советского учителя. Первоочередным в данной системе является:

  • Правовое обучение педагогов, их правовая информированность и компетентность.
  • Высокий уровень корпоративной культуры каждой школы, включая прописанную в кредо обязанность защищать сотрудников от очернительства и ложных слухов.
  • По возможности оснащение помещений школы камерами наблюдения.
  • Коуч-тренинги по формированию стратегии поведения в ситуации клеветы.
  • Психологические тренинги по раскрытию, стимулированию и использованию внутренних психо-эмоциональных ресурсов.

Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ Что такое «эмоциональный интеллект»? Можно ли его измерить? Чем отличается «обычный интеллект от эмоционального» и почему обладатели первого зачастую уступают место под солнцем обладателям второго? Как справиться с унынием, гневом, вспыльчивостью и стать успешнее? Ответы здесь. Купить Примеры тренингов

Коуч-тренинг «4 позиции восприятия при клевете». Цель — сформировать эффективную стратегию поведения в ситуации поклепа, действуя с четырех позиций. Первая — «я»-позиция: собственная точка зрения, собственные убеждения, ценности. Вторая «вы» позиция — способность «влезть в шкуру» клеветника, пережить и понять ситуацию, приняв его точку зрения. Третья «они» позиция — стать в ситуации сторонним наблюдателем, беспристрастным, хотя и заинтересованным. Четвертая «мы» позиция — ассоциироваться со всей системой. («Я есть система, школа, и как я, школа, поступлю, если мою часть, учителя математики обвиняют в рукоприкладстве»). В результате нарабатывается умение работать с информацией и эффективно действовать, учитывая различные точки зрения и используя их себе во благо.

Психологический тренинг «Раскрытие внутренних ресурсов». Цель — создать на психо-эмоциональном и физическом уровне состояние защищенности.

Самое защищенное состояние у человека — период пренатального развития, но с момента рождения память о нем блокируется. Трансперсональная техника «Взгляд назад» возвращает его, превращая в мощный ресурс, особенно в тяжелых психологических ситуациях.

Техника «Взгляд назад».

  1. Сядьте ровно.

  2. Руки положите перед собой на бедра так, чтобы левая ладонь лежала на ладони правой руки.

  3. Плотно закройте глаза.

  4. Направьте взгляд «назад», в область между пупком и почками, как у эмбриона.

  5. Удерживайте этот взгляд и слушайте свое дыхание.

  6. Сконцентрируйтесь на усиливающихся приятных ощущениях.

  7. Зафиксируйте момент, когда глаза будто «падают» с лица в место концентрации.

  8. Ощутите, что тело словно плавает, как в животике у мамы.

  9. Останьтесь в «плавающем» состоянии на 10 минут.

  10. Для возвращения в «норму» повращайте закрытыми глазами 9 раз по часовой стрелке.

  11. Сбросьте все ощущения.

Результат: создание мощного защитно-оздоровительного ресурса.

«Хулой не возносятся» и «Ложь приводит к правде», говорит народная мудрость. А хорошо выстроенная и работающая система защиты учителя от хулы и лжи способна в принципе пресекать и блокировать подобные действия.

За прошедшую неделю произошло сразу три резонансных случая, связанных с неподобающим поведением учителей из российских регионов. Педагога из Комсомольска-на-Амуре засняли избивающей второклассника в школьном коридоре. За день до этого появилось видео, на котором преподаватель из Томской области ударила ребенка головой о парту. На Сахалине учительница уволилась после того, как довела до слез девочку из-за дырки на кофте. Пользователей соцсетей возмутило то, что преподаватель сомневалась в адекватности родителей девочки и называла ее приемной. Несмотря на то что девочка и ее мать простили учительницу, после публикации видео преподавателю всё равно пришлось написать заявление об уходе. Почему учителя стали чаще оказываться в центре публичных скандалов и к чему приведут повсеместные жалобы на унижения со стороны преподавателей — в материале «Известий»

Дело против учителя

Во всех трех случаях учителя преподавали в школе не один десяток лет. Татьяна Лескова из Комсомольска-на-Амуре проработала учительницей начальных классов почти 25 лет. Ее коллега из Томской области Лариса Филиппова более 40 лет учит детей. Инна Хорошова из Холмска Сахалинской области — педагог с 37-летним стажем. Несмотря на шквал общественного порицания, коллеги учителей вступились за них. Родители и ученики создали петицию в защиту преподавательницы из Хабаровского края. Пострадавшего ребенка, наоборот, характеризуют как трудного и совершенно неуправляемого.

Лескова утверждает, что мальчик, которого она силой вывела в коридор, угрожал здоровью одноклассников. Во время урока он встает с места, кидает стульями в других детей, пинает и бьет одноклассников, может ударить или укусить учительницу.

«Я превысила полномочия, я от этого не отказываюсь. Но тогда уже, видимо, просто эмоционально не было возможности эту ситуацию удержать. В классе сидели еще 20 абсолютно зажатых, испуганных детей, которые боялись ученика», — объяснила педагог в беседе с RT. На видео, по ее словам, снята только заключительная часть конфликта, а то, что ему предшествовало, осталось за кадром.

Скандалы в российских школах не ограничиваются публичным порицанием или увольнением. Проверками школьных инцидентов занимаются правоохранительные органы. Во всех трех случаях против учителей возбуждены уголовные дела.

Видеоролик, в котором вышедший из себя преподаватель повышает голос и переходит на личности, — серьезное основание для того, чтобы преподаватель навсегда покинул учебное заведение. Если конфликтную ситуацию вынесли за пределы школьных стен, администрация зачастую идет по простому пути — увольняет преподавателя в кратчайшие сроки.

Впрочем, далеко не всегда дети оказываются жертвами учительской несдержанности. В начале октября в соцсетях активно обсуждался школьный инцидент, произошедший в Санкт-Петербурге. Местная жительница привела 10-летнего сына на медицинский осмотр после того, как мальчик рассказал, что был избит учительницей. По его словам, женщина схватила его за ухо и дважды ударила головой о дверь. Это произошло из-за того, что ребенок оторвал дверную ручку. Мать ученика тут же обратилась в полицию. В школу нагрянули с проверкой. После опроса других учеников школы выяснилось, что мальчик намеренно оклеветал преподавателя, чтобы ее уволили. А для правдоподобности ударился головой о дверь.

Унизившая школьницу сахалинская учительница уволилась

В то время как родительские форумы заполнены темами о преподавателях, унижающих или измывающихся над детьми, в учительских сообществах наблюдается обратная тенденция. Педагоги жалуются, что могут лишиться работы из-за любой жалобы недовольного родителя, а механизмов защиты от нападок и хамства фактически не существует. Сведение счетов с учителем из-за «занижения оценок» стало совершенно привычным делом, а соцсети используются как площадка для давления на педагогов.

Включить громкость на максимум

Подобные неприятные инциденты были всегда, считает директор учреждения Российской академии образования «Институт психолого-педагогических проблем детства» Татьяна Волосовец, а рост публикаций о скандалах связан прежде всего с тем, что раньше на школьные конфликты просто закрывали глаза.

«На фоне резкого и жесткого социального стресса, невротизации и педагогов, и родителей, и детей профессиональные ошибки учителей не замалчиваются, а «громко» обсуждаются, но, с другой стороны, очень тонка грань отделения непрофессионализма от случайной ошибки и неудачного стечения обстоятельств», — отмечает Волосовец.

В условиях тотальной съемки происходящего на уроках учитель обязан проявлять повышенную сдержанность. Любое грубое высказывание по отношению к детям тут же будет заснято и передано родителям. В то же время разбор конфликта — дело чрезвычайно трудное и кропотливое, требующее эмоциональных и душевных затрат, считает директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО. Современные родители предпочитают не тратить время и силы на его урегулирование внутри школы.

«Намного проще — поднять шум и получить возможность на этом фоне побороться за справедливость. Побыть героями и «борцами за права детей всего мира». Нередко за этим стоит элементарный страх самим оказаться неправыми и острая боязнь разочарования в себе. Это страх понимания, что воспитательные ошибки, которые привели к конфликту, твои и это прежде всего ты не слишком компетентный родитель, потому что тебе попросту некогда или не хочется решать проблемы собственных детей», — добавляет специалист.

Оставаться профессионалом

С точки зрения закона нет разницы, что предшествовало подобному конфликту. Виноват в сложившейся ситуации будет именно преподаватель, который дал волю эмоциям, поясняет адвокат Александр Карабанов.

«Юридически не существует понятия провокации со стороны учеников. Этот довод не будет учитываться. Учитель, чтобы не попасть в подобную ситуацию, должен вести себя профессионально. Следовать внутренним инструкциям, своим должностным обязанностям и соблюдать закон, в котором говорится, что дети не должны подвергаться какому-либо психологическому воздействию. Повышение голоса или ненормативная лексика трактуются именно так», — добавляет Карабанов.

Согласно школьным уставам и ведомственным документам, учителя не имеют права вести себя неподобающе: повышать голос, силой отнимать тетрадки и тем более поднимать руку на детей.

«Априори школа должна отвечать требованиям эмоциональной и психологической безопасности. Отдавая ребенка в школу, родитель рассчитывает на то, что он находится в благоприятной среде. Нельзя ставить вопрос о том, что дети могут довести взрослого человека, который выбрал эту профессию», — считает юрист.

По мнению юриста, нелишним было бы установить в классах видеокамеры, чтобы картина происходящего не была однобокой. Когда в соцсетях появляется очередное скандальное видео, снятое в классе, трудно представить, что происходило до того момента, когда кто-то из школьников начал запись.

«Я выступаю за то, чтобы в классах были установлены видеокамеры. Такое решение очень помогло бы в решении споров. Это защищает и права педагогов, потому что данную запись можно передать школьному психологу. Он, в свою очередь, может сделать вывод о том, что у ребенка могут быть нарушения психологического характера. И, например, ему нужно пройти курс психологической работы», ­— подчеркнул адвокат.

При этом нельзя сказать, что существующие требования ставят учителей в бесправное положение. В случае когда ребенок мешает образовательному процессу, вопрос должен подниматься на родительском собрании. Если же беседа с родителями не дает желаемых результатов, школьная администрация может обратиться в правоохранительные органы.

«Рычаг воздействия, безусловно, есть. Школы имеют право писать представление в ОВД, чтобы родителей вызвали в полицию на профилактическую беседу. Если после этого ребенок продолжит систематически нарушать нормы, его могут поставить на учет», — добавил Карабанов.

Недетская травля

В ситуациях школьной травли родители склонны делать учителей ответственными за происходящее. Ведь именно педагог не проконтролировал, не вмешался и не попытался разрешить конфликт между детьми. Более того, учитель обладает ресурсами для того, чтобы самому инициировать травлю. Если одни учителя умеют справляться с трудными детьми, то другие в какой-то момент теряют самообладание и моментально становятся героями видеороликов.

70% учителей становились жертвами травли со стороны учеников, такие данные показали результаты исследования, проведенного НИУ ВШЭ. В онлайн-опросе приняли участие 2,8 тыс. преподавателей из 75 регионов страны. Более половины опрошенных связывают травлю учителей с желанием школьников самоутверждаться среди сверстников. Около 6% учителей рассказали, что ежедневно сталкиваются с травлей со стороны учеников.

По мнению исследователей, буллингу подвергаются учителя с низким достатком. При этом возраст учителя, его педагогический стаж и пол никак не влияли на возможность стать объектом для насмешек. Около 40% опрошенных учителей находили оскорбительные посты о себе в соцсетях, еще 30% получали анонимные письма с угрозами.

Падение авторитета

В одном из первых выступлений министр образования Ольга Васильева рассуждала о падении авторитета профессии учитель. Глава ведомства связывала это с восприятием школьного образования как услуги, а учителей — как обслуживающего персонала.

«Нам нужно просто изменить, и это нужно делать сейчас, сегодня и сразу, отношение общества к служению учителя. У нас должны исчезнуть, уйти услуги. Услуг не может быть в области образования», — заявила Васильева.

Подобные неприятные инциденты не могут не отражаться на авторитете самой профессии учителя. Повсеместные кляузы приводят к появлению у учителей чувства незащищенности и недоверия к родителям, детям, чиновникам, а в отдаленной перспективе — к массовым уходам из профессии.

«Современные учителя всё больше становятся невольными заложниками той педагогической системы, которая декларирует одно, а на деле требует совершенно другого. Самый главный ее компонент — искренняя любовь к детям и желание им помочь, поддержать, развить — стоит не на первом и даже не на втором месте в иерархии ценностей учителя, после отчетов, рейтингов, подготовки к ЕГЭ и олимпиадам», — подчеркивает директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец.

В регионах начинается отток учителей из-за разницы зарплат. Тот же труд в Москве оплачивается в разы выше. Из-за этого классы приходится уплотнять. В итоге на одного учителя приходится по 30 и более детей. В совокупности с отсутствием уважения к учителю и валом бумажной работы это создает условия для профессионального выгорания, последствием которого и становятся срывы на уроке.

Не знаю,в каких регионах как , а у нас на Кубани действует «Детский закон»1539- КЗ» контролируется он всеми службами, и учитель просто должен побывать дома у каждого ученика, а у проблемного со всеми службами системы профилактики. У нас рейды по графику постоянно… А вот такие хамы, как вы пишете, чтобы злостно против всего шли и на добро не откликались, мне не попадались за все 20 лет работы в школе. Повезло, наверное Может, тогда вам покажется наивным моё эссе о первых днях в школе, но всё же напишу…. Не всё ж так плохо, поверьте!!!
Этот класс я получила на заре педагогической деятельности как «боевое крещение» молодого специалиста. 9-Е, где сидели великовозрастные лентяи — двоечники вперемежку с «трудными» подростками, все учителя называли «ёжиками» не столько из-за литеры класса, сколько из-за ершистости в поведении и прочих «колкостей». Меня коллеги откровенно жалели: » Им преподавать литературу? Да они же читать сроду не будут! А ведут себя как? Попробуй, таких повоспитывай». Шла я в класс, сжавшись, как пружина. Лихорадочно вспоминала что-то из педагогики про сосуд, который надо заполнить, и факел, что надо зажечь. Теперь, по прошествии лет, я понимаю, что образование и воспитание – две стороны застёжки – «молнии»: чуть где наперекос пошло, можешь больно прищемить пальцы, а то и вовсе молния разойдётся.
А тогда я на провокационный вопрос самого задиристого «ёжика»: «И зачем нам Ваша литература?» просто улыбнулась. Я рассказала им о тех книгах, которые любила в школьные годы: про их ровесников из «Завтра была война» Бориса Васильева и про страдания шекспировского Гамлета, про «Овода» и «Всадника без головы», про романы «Два капитана» Каверина и «Отверженные» Гюго … Читать «ёжики» конечно, не любили, потому что почти не умели. То есть буквы – то, понятно, в слова кое-как складывали, а понимать и чувствовать никогда не пытались. Зато какие это были благодарные слушатели! Каждый урок я подбирала для них стихотворение, близкое изучаемой теме. Поначалу им понятнее были строки Асадова и Евтушенко, постепенно мы научились разгадывать ребусы Цветаевой и метафоры Тютчева… Я понемногу хитрила: читала под конец урока самый интересный фрагмент из произведения, а потом, сетуя на звонок, просила помочь мне и дочитать дома. Интрига срабатывала! Часто распределяла интересные эпизоды для домашнего чтения. Как им хотелось прочитать свой отрывок на следующем уроке лучше всех! Готовились, читали по нескольку раз, подходили за советом.
Литературных героев «ёжики» судили со своей колокольни: Онегин и Печорин им казались чужими и надуманными. Приходилось долго рассказывать о мятежном поиске истины, романтическом двоемирии… А вот «Капитанскую дочку» и «Мцыри» они приняли в свой круг чтения без лишних слов. Когда задала из «Мцыри» выучить любимый отрывок, один мальчик из семьи беженцев сказал, что готов выучить всю поэму, если его кто-то готов слушать. Назначили день его выступления. Собрались после уроков, никто не спешил домой. Он читал наизусть почти час. Когда он «спотыкался», подключалась я, но не с подсказкой, а с чтением наизусть следующего фрагмента. Получался уже диалог чтецов. Пришлось накануне самой выучить наизусть все заданные эпизоды, нашла репродукции картин Лермонтова, а читавший наизусть мальчик показал любительские фотографии тех мест, где они жили до приезда на Кубань. Не пожалела, что на этот час общения пригласила всех учителей, работавших в нашем классе. Многие впервые увидели «ёжиков» неколючими. Учительница химии задала провокационный вопрос: «Так вы осуждаете Мцыри или прославляете?» Девочка – тихоня сказала, что убийство барса – это грех Мцыри: » пошёл к природе за помощью, и сам же стал с ней сражаться». А читавший стихи мальчик поразил ответом всех, потом я долго этот ответ в разных ситуациях вспоминала: » Помните, мы недавно сочинение по картине «Христос и грешница» писали? Так вот, кто без греха, пусть бросит в Мцыри камень!»
… «Ёжики» давно закончили школу, хоть без медалей и отличий, но дружно и вполне успешно. Ловлю себя на мысли: мне порой не хватает их критического взгляда и откровений. Однажды в парке слушала стихи местных поэтов, лирика негромкая, но от сердца. Толпа шумела, суетилась. И вдруг раздался резковатый басок: «Люди, да тише вы, стихи же читают!» Оглядываюсь, и вижу того самого повзрослевшего «ёжика», который спрашивал, «зачем нам Ваша литература»… Всё-таки она НАША –молния замкнулась!

Недавно в одной пермской школе разразился скандал – по словам ученика, учитель труда не отпустил его в туалет, и ребенку пришлось встать перед ним на колени. Тогда мама «пострадавшего» пожаловалась Уполномоченному по правам ребенка в крае, и учитель был уволен. Однако после внутренней проверки информация не подтвердилась, и «трудовик» вернулся на работу.
Сегодня подобных историй — множество, — жалуются пермские педагоги и даже предлагают создать институт Уполномоченного по правам учителя.
ТЕКСТ решил узнать, на самом ли деле настал тот момент, чтобы как-то защищать учителей от скандальных родителей или проблемы как таковой не существует. Своим мнением поделились родители и сами педагоги:

Валентина Пономарева, учитель с 35-летним стажем
В 1970-80-е годы со стороны родителей было правило «Учитель всегда прав». Если ученик плохо запоминал материал или плохо себя вел, то был виноват только он, но никак не учитель. Бывали случаи, когда ученик мог получить указкой по лбу, но родители не вмешивались в процесс.
«Качать права» родители начали с 2000-х годов. Они могли прийти в школу, возмущаться и даже угрожать. Если ребенок плохо учился, виноват в этом был только учитель. К тому же Устав школы стал меняться в пользу ученика, и распущенных детей стало больше. А если родители не уважают учителя, то и ребенок тоже. Но есть и такие учителя, которые сами виноваты в конфликтах с родителями. Особенно те, кто далек от педагогики. Может, это и влияет на недовольство родителей. Но, так или иначе, защищать учителей от скандальных родителей нужно. Иначе эта проблема будет расти с каждым годом.
Татьяна Оборина, мама трех школьников
На самом деле никто не страдает. Всё в обычном порядке. Спросите учителей, да, они скажут, что все родители «козлы», не дают работать. Спросите родителей, они скажут то же самое. Нормальный рабочий процесс. Нет темы, просто нет.
На самом деле неадекватов хватает и со стороны родителей и со стороны детей. Учителя сейчас детей не бьют, чревато, но устроить «травлю» — да, случается. Аналогично родители. Драчунов не встречала, но скандалистов тоже хватает. На самом деле, видеокамеры в классе и чётко очерченные рамки общения учителей и родителей (в школе опять же под камеры), я считаю достаточно для защиты учителей. Да и токсичных родителей больше в «началке», потому что там замкнуты друг на друге. Потом все становится проще.
Наталья Симакова, мама ученика начальной школы
Да, считаю, что проблема учителей сегодня – это не только ученики, но и их родители. Взять наш класс – половина родителей недовольна классным руководителем. Им не нравится, как учитель разговаривает, как одевается, почему так много задает «домашки» или наоборот, задает мало и т.д. Родкомитет готовит вопросы от недовольных родителей, чтобы озвучить их на собрании. Вот не угодишь им и все. При этом все дети довольны учителем, никто не жалуется и все идут в школу с удовольствием.
Мне кажется, такие скандальные родители просто и в жизни всем слегка недовольны — соседом, женой, работой. Это особенности психики. И возможно ли как-то защитить учителей от таких родителей, даже сомневаюсь. Но меры какие-нибудь не помешают.
Марина Кулакова, педагог-психолог
На мой взгляд, некоторые родители подменили понятия «воспитание в семье» на понятие «обучение в школе». В этом кроется много проблем. Родители, отдавая детей в школу на обучение, ждут и воспитания, полностью снимая с себя ответственность. Да, несомненно, школьная среда влияет на развитие и формирование личности ребенка. Но если в семье принято критиковать, обсуждать, обсмеивать преподавателей, то в этом случае изменить или как-то повлиять на привычки и поведение ребенка практически невозможно. Если рассматривать тандем «Ребенок – учитель», то детский психолог всегда стоит на стороне ребенка.
Ребенок — это зеркало, отражающее поведение взрослых, поэтому мы неизбежно переходим к тандему «Родитель-учитель». И здесь важно защитить учителя от завышенных ожиданий родителей, от клеветы и наговоров. Как защитить? Проводить профилактические беседы с родителями, объясняя и раскрывая права и обязанности обоих сторон. Защищать как личные, так и профессиональные границы учителей, используя как правомерные, так и психологические методы. Необходима корпоративная система защиты учителей, начиная от позиции директора школы и заканчивая видеонаблюдением в классе.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).

Вопрос: Здравствуйте! Я работаю в детском саду, одна из мамочек назвала меня идиоткой (видела она меня в первый раз). Был случай, когда мою знакомую воспитательницу толкнул родитель!

Куда нам обращаться в таких случаях? Как защитить воспитателя от родителей?

Отвечает Ирина Гилета, юрист:

Добрый день. В соответствии с пунктом 45 Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, работники дошкольного образовательного учреждения имеют право на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации.
Кроме того, вне зависимости от места работы, каждый человек имеет ряд личных неимущественных прав. Статья 150 Гражданского кодекса РФ дает толкование этому понятию.

Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация и ряд иных личных неимущественных прав и других нематериальных благ принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, они неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Действующим законодательством предусмотрена защита данного объекта.

Например, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Также статья 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривают ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Кроме того, вы взрослый человек и обращаться в таких ситуациях к заведующей либо в иные инстанции порой не только бесполезно, но и неуместно. Предалагаю вам, в случае подобной ситуации, указать родителю на наличие свидетеля данного случая и предложить ему либо извиниться публично, либо дождаться повестки в суд. Считаю, ваши шансы на успешный исход дела достаточно велики.

Как защититься учителю от родителей?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *