Наука благо или зло?

Шапошников М.Е., группа 18137

Наука это благо или зло?

Эта тема является актуальной на данный момент по многим причинам. В наш век развитых технологий, человечеству необходимо понимать какую роль в их жизни играет наука: хорошую, создавая современную технику для упрощения жизни людей или плохую, обеспечивая армии новыми видами оружия, которое становятся всё более опасными и жестокими. Также и с научной стороны важно понимать, на что направлена её деятельность: на поиск истины, на создание заводов, производящих различные предметы удобства, на открытия, которые могут сыграть огромную роль в истории человечества или же на использование науки как средства для достижения корыстных целей как одного человека, так и целого государства. В то же время актуальность данной темы важна для этики, которая вечно решает вопрос о добре и зле.

И всё же чем является наука благом или злом? Данный вопрос и является проблемой нашей темы. Чтобы досконально разобрать этот вопрос и найти ответ на него, я выдвигаю следующие тезисы. Во-первых, науку вполне можно и нужно рассматривать как благо. Потому что благодаря науке изменилась среда обитания человечества, условия жизни и человеческие возможности. Также изменилось и человеческое сознание, интеллект и образование. С каждым новым прорывом люди становятся увереннее в себе, так как они пробиваются сквозь рамки, которые когда-то казались недосягаемыми для нашего ума. Так, например, исследование космоса, начавшееся в ХХ веке, пару сотен лет назад казалось невозможным. И когда Юрий Гагарин, впервые в истории человечества, 12 апреля 1961 года отправился в космос, все люди были удивлены, и почти каждый понял что мир стоит на пороге чего-то нового, неизведанного, что можно использовать на общее благо. И теперь на орбите нашей планеты около 6 000 спутников, которые дают нам возможность моментально узнавать новости по телевидению, созваниваться, делится информацией и много другое. Во-вторых, несмотря на все достижения, науку можно рассматривать как зло. Ежедневно в нашу атмосферу выбрасываются тысячи тонн дыма, газа и других химических веществ, которые загрязняют воздух, которым мы дышим. Также загрязняются почвы, реки, озёра и всё это потихоньку подводит нашу планету к экологической катастрофе. Научный прогресс хоть и не направлен на разрушение земли, но играет в этом большую роль. Также из-за этого прогресса гибнут тысячи людей. В качестве аргумента могу привести аварию на Чернобыльской атомной электростанции, 26 апреля 1986 года, которая унесла десятки людских жизней. В то же время этот же научный прогресс повлёк за собой создание нового оружия массового поражения: атомные бомбы, ядерные бомбы, биологическое оружие и так далее. Всё это в плохих руках может привести к глобальной катастрофе, что доказывает пагубное влияние науки в жизни людей. В-третьих, науку можно не рассматривать ни в качестве блага, ни в качестве зла. В словаре Ожегова науке даётся следующее определение: «Наука – это система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний». Это определение говорит нам о том, что наука лишь собирает факт, ищет истину и систематизирует всё это, оставаясь на нейтральной стороне с точки зрения этики. Она даёт человеку знания, в которых заключается сила, но не говорит, как следует их использовать, с благой целью или же со злой. Сами люди решают, куда направить эти знания и чего ими добиться. В качестве аргумента можно привести то, как люди используют наркотические вещества: в качестве лечебных препаратов или же для галлюциногенных эффектов, или же вообще для убийства людей.

В прошлой статье «Наука доказала, что Бога нет», я писала о существующей тенденции противопоставлять Бога и науку, веру и разум. Некоторые форумчане, «ринулись в бой» доказывая несостоятельность данного утверждения. Тем не менее, оно навязывалось в нашей стране, в рамках антирелигиозной пропаганды, более полувека и достаточно прочно «осело» в некоторых головах. И хотя, вышеупомянутая фраза имеет больше отношения к политике и идеологии, чем к науке, все же, сегодня я планировала продолжить тему рассказом о том, что наука доказала, а что нет. Но получилось, что я «застряла», на таком, абсурдном, казалось бы вопросе: наука — это добро, или зло? Давайте разбираться вместе.

Мы с вами живем в мире, фактически созданном наукой, научной мыслью. Так называемой, цивилизацией. В большинстве своем, мы не знаем, что это такое, топить дровами печку, косить вручную сено, носить воду. И уж точно не знаем что такое вручную пахать землю, жать хлеб, зимой в проруби полоскать белье. Все то, что еще какие-то сто лет назад, было обычной работой для наших прабабушек и прадедушек. Изобретения ученых избавили нас от тяжелого ручного труда. Да и если взять даже не 100, а какие-то 20-25 лет, то и в этот промежуток времени произошли такие перемены, что мне,например, четверть века назад, даже и не снились. Сегодняшние наши смартфоны, планшеты, скайпы, автомобили, доступ к информации, общению, свобода перемещения — путешествий по свету. Наука не стоит на месте ни в большом, ни в малом (Чего только стоит «умный унитаз»)

На сегодняшний день, порою, кажется нет ничего невозможного, только не ленись и не «тормози». Но вот, почему-то в нашем благоустроенном мире, по прежнему огромное количество несчастных людей, больных и бедных. При современных технологиях, изобретенных лекарствах, вакцинах, средствах диагностики: люди, дети — болеют и умирают . При свободе доступа к колоссальным объемам информации — множество народа, просто безграмотны. Почему же такое происходит? Почему же божок нынешнего времени: наука, цивилизация, не могут нам дать самого главного? Простого человеческого счастья…

Отнюдь, я не зову в каменный век, укрываться звериными шкурами (вполне подойдет каменный замок и натуральная шуба, или несколько) И я не выступаю против науки, я против ее обожествления, признания ее, как непререкаемый авторитет. Против манипулирования словами: «наука доказала…»
А еще я хочу помнить, что нежным листочкам розы не нужно иного украшения, кроме, переливающейся на солнышке простой капельки росы. Дорогое, тяжелой украшение ее просто сломает. Так и для нашей души не нужно очень много из того, за чем мы гоняемся, по своей, или навязанной нам воле. Свой самый драгоценный дар мы уже получили…

Возвращаясь к науке.. наука — это инструмент, который может по-разному использоваться.Как писал доктор Артур Б.Комар: «Опасная вещь… чтобы дать науке полный контроль. Если дать вычислительной машине (компьютеру) проблему, как достичь мира во всем мире, то компьютер даст ответ «Уничтожить всех людей.»
В хороших, добрых руках, с чистыми помыслами, наука — это служение людям, человечеству. В злых руках, неосторожных руках — это уничтожение человечества. Ведь состояние нашей экологии сегодня: заводы, отравляющие воздух, воду, почву; автомобили с выхлопными газами — это тоже наука, «побочные эффекты» использования научной мысли. Хиросима, Нагасаки, Чернобыль- это тоже наука. Кучи мусора, промышленного и бытового от которого задыхается природа — это тоже «достижения» науки.
Считается, что наука, научные исследования — вне понятий добра и зла. Это беспристрастное стремление к истине, к познанию мира. Ученым некогда думать о том, как будут использоваться их открытия, но жизнь, нередко, заставляет их об этом думать. Так, величайший физик XX века Альберт Эйнштейн своими исследованиями создал предпосылки для развития атомного оружия. А потом стал свидетелем ядерного взрыва в Японии… Другой великий ученый, Роберт Оппенгеймер, непосредственно создавший атомную бомбу, в 1956 году сказал: «Мы сделали работу за дьявола» Их детище унесло столько жизней в Хиросиме и Нагасаки…

Но были и другие истории. Знаменитый Никола Тесла с его открытием, которое должно было дать миру просто фантастические возможности, но, по всей видимости, и великие разрушительные последствия. Предвидя которые, ученый писал: «Мир не был ещё готов принять его»… Практически на последнем этапе, после удачных испытаний, он прекратил дело всей своей жизни…
А ученые, создатели первой американской атомной бомбы, позднее, в 1947 году, создали Часы Судного дня. Часы, показывающие, насколько мир близок к концу света. Полночь на них символизирует глобальную катастрофу, а количество минут до её наступления представляет собой оценку степени ядерных, экологических и технологических угроз человечеству.
«О дне же том и часе никто не знает…»,сказано в Библии о «конце света».
А как вы думаете, вы лично влияете на положение этой «стрелки»?

Наука благо или зло?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *