Закон музыка

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Концертная организация организует дискотеку, которая продлится с 19 дло 23 часов вечера. Какой ограничительный возраст необходимо проставить в банках билетов на дискотеку в соответствии с законодательством 16+ или 18+?

Ответ

Согласно ст.14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ законами субъектов РФ в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться меры по недопущению нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, а также по нахождению в определенных местах и в определенное время только в сопровождении родителей, лиц их заменяющих. Органы местного самоуправления с учетом положений указанного закона и в порядке, устанавливаемом законами субъектов РФ, могут определять на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей не допускается.

Учитывая изложенные нормы для определения ограничений по возрасту на посещение дискотеки, необходимо изучить законодательство соответствующего субъекта РФ и муниципального образования, на территории которого планируется проводить дискотеку.

Так, например, в Борисовском районе Белгородской области детям в возрасте до 16 лет пребывание на дискотеках и открытых танцевальных площадках, в компьютерных и интернет-салонах, в кафе, летних кафе, барах разрешается до 22 часов, а в летнее время — до 23 часов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

«Статья 14.1. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей

3. Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет», а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;*

порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

4. Субъекты Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи вправе:

определять с учетом культурных и иных местных традиций места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

сокращать с учетом сезонных, климатических и иных условий ночное время, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в установленных общественных местах;

снижать с учетом культурных и иных местных традиций возраст детей, до достижения которого не допускается их нахождение в ночное время в установленных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, но не более чем на два года.

5. Установление субъектами Российской Федерации в соответствии с абзацем третьим пункта 3 настоящей статьи мер по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в транспортных средствах общего пользования осуществляется с учетом заключаемых соглашений между субъектами Российской Федерации о порядке применения этих мер, если маршруты следования указанных транспортных средств проходят по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.

6. Для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, создаются экспертные комиссии. Порядок формирования и порядок деятельности таких комиссий устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

7. Органы местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи и в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации, могут определять на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не допускается.*

8. Законами субъектов Российской Федерации за несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда может устанавливаться административная ответственность.»

2.Постановление главы администрации Борисовского района Белгородской обл. от 14.01.2009 № 2 «О мерах по социально-правовой защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию» (вместе с «Основными правилами поведения несовершеннолетних в общественных местах, на дискотеках, в кафе, барах, местах массовых гуляний»)

«1. Детям в возрасте до 16 лет пребывание на дискотеках и открытых танцевальных площадках, в компьютерных и интернет-салонах, в кафе, летних кафе, барах разрешается до 22 часов, а в летнее время — до 23 часов.»

Добрый день, Жанна Голубицкая, Московский комсомолец. Есть ли какой-то закон, регулирующий правила прохождения подростка в ночные клубы? С 18 лет пускают всех куда угодно? А если я, например, хочу взять с собой свою 16-летнюю дочь на ночной концерт в клуб, вправе ли ее не пустить при входе, ссылаясь на закон? Если да, то на какой?

Ответы юристов ( 1 )

Наверное они пытаются сослаться на Закон города Москвы № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях”

Но. Законом запрещается без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования. Следовательно, если дочь идет с Вами, то вопросов не возникнет.

Со скольки лет пускают в ночной клуб?

Со скольки лет пускают в ночной бар?

Со скольки лет пускают в сауну?

Не раньше, чем с 18. Но не факт, что и в 18 вас туда пустят. Кроме того, что в каждом ночном клубе может быть свой возрастной ценз, везде есть ещё и фейс-контроль. При этом охранник может не пустить вас туда без объяснения причин.

Первое!

Согласно поправкам к закону о «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» дети до 18 лет не могут находится в общественных местах без сопровождения взрослых с 22.00. до 06.00. Посещать в это время игорные заведения, клубы, бары, рестораны где продается спиртное, общественном транспорте, на улице — парках, скверах и т.п. местах нахождение в которых может причинить вред детскому физическому и психическому здоровью.

Второе!

У каждого подобного заведения свой возрастной ценз. Уважающие себя учреждения и дорожащие своей репутацией, почти всегда требуют предъявить паспорт. «Пропускной» возраст может быть 18 лет, 21 год, и даже 25 лет, но ни где менее 18-ти! В 15 лет можно «просочится» во второсортный бар или клуб, секьюрити которого либо закроет глаза на это, либо имеет установку от начальства «возраст клиента не повод отказываться от его денег»

Третье!

Пожалуйста — не осложняйте жизнь родителям!

Мы живем в современном мире, где каждый борется за свои права. За право слова, за право свободы. Кто-то отстаивает сам свои права, за кого-то это делают другие лица. Так, сегодня идет активная борьба за защиту авторских прав, о которой многие авторы и не подозревают, а другие (представители бизнеса) – вынуждены платить немалые деньги.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Поэтому вопросы, связанные с усилением ее защиты, в последние годы являются предметом повышенного внимания со стороны руководства страны.

Для того чтобы защитить имущественные права авторов и помочь пользователям правомерно использовать произведения, и была создана система коллективного управления правами. Суть ее заключается в том, что авторы, наследники и их иные правопреемники создают общественную организацию, заключают с ней договоры о передаче права управления правами на коллективной основе, в соответствии с которыми организация получает право выдавать разрешения пользователям, собирать за использование вознаграждение и выплачивать его правообладателям.

За авторами и исполнителями произведения законом закрепляются имущественные и неимущественные права. Стоит отметить, что отсутствие запрета на использование произведения не считается разрешением на использование результата интеллектуальной собственности (ст. 1229 ГК РФ). Публичное исполнение охраняемых объектов авторского и смежных прав в Российской Федерации допускается только с согласия правообладателей в письменном виде. Публичное же исполнение передач требует разрешения правообладателя только в местах с платным входом.

При этом под прослушиванием музыкальных произведений понимается исполнение в присутствии посторонних лиц, а само волеизъявление этих лиц, находящихся в месте исполнения произведения, направленное или ненаправленное на прослушивание во внимание не принимается.

Так же стоит отметить, что законодатель не различает коммерческое и публичное прослушивание музыки. Не определена и разница между воспроизведением и исполнением. Далее под «прослушиванием» мы будем иметь в виду публичное воспроизведение музыкальных произведений.

Право на публичное исполнение входит в состав исключительного права автора, исполнителя, производителя фонограмм и вещательных организаций. Публичным исполнением записи исполнения является любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением (п.п. 8, п. 2 ст. 1317 ГК РФ).

Для того, чтобы можно было воспроизводить музыкальные произведения бесплатно, необходимо: 1) получить разрешение на публичное исполнение либо 2) воспроизводить произведения, на которые не распространяется авторское право.

Стоит отметить, что использование радио в качестве фона в общественных местах (кафе, парикмахерские и др.) возможно только при заключении договоров с авторами музыкальных произведений или получении лицензионного соглашения. В противном случае за незаконное использование произведений или объекта смежных прав лицу грозит гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность, а обладатели исключительных прав могут требовать возмещение убытков или выплату компенсации до пяти миллионов рублей (ст. 1301 ГК РФ).

Интересно то, что есть судебные прецеденты, в соответствии с которыми судами было разрешено использовать радио бесплатно исключительно для персонала вне присутствия третьих лиц, что исключает, по мнению суда, публичность прослушивания.

Публичное исполнение без предварительно полученного разрешения защищенных авторским правом произведений запрещено во всем мире. Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться лично к правообладателю или обладателю имущественных авторских прав либо заключить лицензионный договор с Российским авторским обществом (РАО). Данный договор является платным, в чем, собственного говоря, и состоит основная проблема для бизнеса, так как население нашей страны не привыкло платить за музыку, да и редко достаточно уважительно относится к чужой интеллектуальной собственности, не брезгуя плагиатом.

На настоящее время нет еще ни одного судебного дела, которое бы проиграло РАО по поводу понуждению к заключению платного лицензионного договора, в том числе и по использованию радио в публичных местах. Стоит отметить, что российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности должно соответствовать требованиям ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) и ВТО (Всемирная торговая организация), а также иным международным актам, а судебная практика свидетельствует о том, что «интеллектуальное законодательство» в нашей стране работает.

<1> Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) произвела оценку состояния правовой базы России применительно к вопросам интеллектуальной собственности и пришла к выводу о том, что в целом она соответствует положениям ТРИПС. Российская правовая база в сфере защиты прав ИС вполне обширна и включает в себя свыше 100 правовых актов. Кроме того, Россия подписала целый ряд более ранних международных конвенций в области прав на интеллектуальную собственность (Евразийская Патентная Конвенция, Всемирный договор об авторском праве, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Договор о патентной кооперации, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, и Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева), которые предшествовали заключению Соглашения ТРИПС.

<2> Например, Определение Верховного Суда РФ от 10.04.2007 №42-В07-4. Дело по иску о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как суд не принял во внимание то обстоятельство, что публичное использование ответчиком музыкальных произведений транслируемых радиостанций без заключения соответствующих договоров с авторами включенных в эти передачи музыкальных произведений либо лицензионного соглашения с истцом в силу Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» является неправомерным.

Предъявляя отказ к заключению договора с РАО, лицо мотивирует это тем, что, во-первых, радиостанции или телевидение само заключает лицензионные договоры, вследствие чего, по их мнению, РАО незаконно дважды требует денежную выплату за один и тот же предмет, а, во-вторых, телевидение, как правило, является платным (спутниковое, кабельное).

Однако не все знают, что на сегодняшний день существует альтернатива платной интеллектуальной собственности, которая позволяет бесплатно использовать музыку в различных заведениях, – лицензии Creative Commons. Чтобы ими воспользоваться, необходимо скачивать музыку с тех интернет-сайтов, на которые закачивают свои произведения непосредственно сами авторы произведений, например, www.jamendo.com, www.creativecommons.org и др., но предварительно необходимо настроить фильтры для исключения коммерческих произведений. При скачивании произведений открывается доступ к информации, содержащей имя автора, а также сведения о лицензии. При первом же использовании скаченных файлов в публичном месте Вы автоматически присоединяетесь к безвозмездному, письменному двустороннему договору с правообладателем произведения. Тут на защиту приходит п. 2 ст. 1243 ГК РФ, устанавливающий что, если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено указанным договором. Стоит отметить, что данные интернет-сайты были созданы специально для того, чтобы поклонники различных исполнителей могли бесплатно слушать их произведения и распространять их среди неопределенного круга лиц, тем самым правообладатели «несут себя в массы», достаточно зарабатывая исключительно на своих концертах и шоу.

Есть и платная альтернатива, но сравнительно дешевая по сравнению с лицензиями РАО, – интернет-радиостанции Jamendo PRO, стоимость в год составляет от 58$ США, 50% из которых передается авторам. В плей-листы попадают лишь музыканты, прошедшие проверку на членство в организациях подобных РАО. При заключении договора с Jamendo PRO выдается сертификат о том, что исполнители не участвуют в системах коллективного правления авторскими правами, прав на получение вознаграждения таким организациям не передавали.

Еще одной альтернативой является использование произведений народного творчества (фольклора) не имеющих конкретных авторов, за которое РАО не имеет право требовать взносы.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз отметить законодательно закрепленной презумпции платности использования объектов интеллектуальной собственности. Полученные денежные средства от использования авторских произведений должны отчисляться их правообладателям, что преследует материальную поддержку авторов, развитие культуры. Однако на сегодняшний день острой проблемой является платность без отчислением самим же РАО средств авторам, в связи с чем бизнес-сообщество пытается отстаивать право на бесплатное использование произведений, при этом нивелируя зачатки общественного уважения к интеллектуальной собственности, что для абсолютного большинства зарубежных стран является неприемлемым.

Закон музыка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *