156 статья УК РФ

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, —

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Новая редакция Ст. 156 УК РФ

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, —

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Комментарий к Статье 156 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что причиняется вред духовному, нравственному и психическому развитию ребенка.

1.1. Комментируемая статья состоит из одной части, закрепляющей основной состав преступления. Деяние, предусмотренное ст. 156, относится к категории преступлений небольшой тяжести.

2. Основным объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, возникающие по поводу воспитания несовершеннолетних. Факультативным объектом может быть честь, достоинство, здоровье несовершеннолетнего.

3. Объективная сторона состава преступления выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

3.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может выражаться в отсутствии должной заботы о благосостоянии, всестороннем развитии и воспитании несовершеннолетнего, неуважении его человеческого достоинства, игнорировании его интересов и т.д. (ч. 3 ст. 1, п. 2, 3 ч. 2 ст. 54 СК РФ). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может быть в форме действия или бездействия.

3.2. Жестокое обращение с несовершеннолетним может проявляться в насилии или угрозе насилия в отношении ребенка, оскорблении его человеческого достоинства, лишении воды и пищи, тепла, света, содержании его взаперти, в клетке, на цепи и т.д.

5. Состав преступления по конструкции формальный. Преступление окончено в момент жесткого обращения с несовершеннолетним.

6. С субъективной стороны преступление характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивы и цели жесткого обращения с несовершеннолетним на квалификацию деяния как преступления не влияют.

7. Субъект преступного посягательства специальный — родитель или иное лицо, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, педагог или другой работник образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанный осуществлять надзор за несовершеннолетним.

7.1. О родителе или ином лице, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а также педагоге см. коммент. к ст. 150.

7.2. Под другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения понимается работник, не обязанный по закону воспитывать несовершеннолетнего, но обязанный осуществлять за ним надзор.

Другой комментарий к Ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления выражается в форме бездействия, так как указанные в ст. 156 УК РФ лица либо не исполняют вовсе, либо не исполняют должным образом свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию должно быть соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, которое может выражаться как в физическом и психическом насилии, так и в применении иных недопустимых способов воспитания, не связанных с насилием.

Физическое насилие заключается в нанесении побоев, ограничении свободы, истязании, причинении любой степени вреда здоровью несовершеннолетнего. Совершение любого насильственного преступления является более тяжким, чем предусмотренное ст. 156 УК, и всегда требует квалификации по совокупности преступлений. Психическое насилие может выражаться в унижении, оскорблении, осмеянии, высказывании угроз, запугивании, травле и др. Применение иных недопустимых способов воспитания может проявляться в лишении питания, одежды, сна и отдыха, неоказании медицинской и иной помощи и т.п.

3. Состав преступления — формальный, оно признается оконченным с момента неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенного с жестоким с ним обращением.

4. Субъект преступления специальный: 1) родители, усыновители, приемные родители, опекуны и попечители; 2) лица, обязанные воспитывать несовершеннолетнего в процессе осуществления надзора за последними в силу профессиональных (служебных) обязанностей.

Жизнь весьма многогранна: в ней и счастливые моменты и печальные. Наиболее остро жизненные ситуации переживаются детьми — наиболее уязвимыми членами общества, которым только предстоит занять свое место в социуме. Нельзя исключить существование людей, способных допустить преступную жестокость к ребенку, в силу его слабости. Жестокое обращение, сопряженное с невыполнением обязанностей по воспитанию ребенка запрещено Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания, то есть является преступлением. Но тут возникает вопрос, как же определить, является ли обращение жестоким, есть ли исчерпывающий перечень действий (бездействия) в рамках такого обращения, с какого момента обращение достигает уровня жестокости? Попробуем разобраться.

Жестокое обращение — это оценочное понятие, то есть оно не может быть подробно детализировано в законе. Использование в законоположении оценочных понятий, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не свидетельствует о неопределенности содержания правовых норм: разнообразие фактических обстоятельств делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе, а использование законодателем оценочной характеристики преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций.

В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей, систематическом нанесении побоев). К жестокому обращению при определенных условиях можно отнести лишение ребенка пищи либо кормление непригодными к приему в пищу продуктами, отказ от госпитализации ребенка длительное время нуждающегося в медицинском уходе, длительное оставление беспомощного ребенка в опасном для здоровье состоянии (голод, плач).

Вместе с тем уголовно-наказуемое жестокое обращение с ребенком может иметь место только с умышленной формой вины. Случай: несовершеннолетний нарушает порядок в классе, бросается бумажками, на замечания педагога не реагирует, препятствует проведению урока и обучению остальных учеников, нецензурно выражается. Противоправное поведение ученика, нарушающее образовательный процесс и порядок в классе, педагог обязан пресечь, поскольку остальные ученики не имеют возможности реализовать свое право на образование. При таких обстоятельствах учитываются особенности ситуации, вызвавшей ответную реакцию педагога, а также порядок его действий: намерение пресечь неправомерное поведение несовершеннолетнего может исключить преступность действий в отношении несовершеннолетнего.

Также Уголовный кодекс Российской Федерации отрицает преступность деяния, хотя формально и содержащего признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющего общественной опасности. Например, применение в отношении ребенка ремня является ненадлежащим способом воспитания и нарушает права ребенка, но в силу малозначительности — зачастую, не является преступлением.

Ребенок — это такой же субъект правоотношений, как и взрослый. Он вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе со стороны окружающих. Государство должно оберегать ребенка от негативных воздействий. Если ребенок испытывает страх, ему причиняется боль — это недосмотр взрослых, ответственных за благополучие ребенка. Нельзя скрывать и терпеть такие факты: о них нужно рассказывать родителям, учителям, полицейским.

Подготовлено с использованием материалов судебной практики.

СТ 156 УК РФ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно
педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской
организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного
осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением
с несовершеннолетним, —
наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на
срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо
принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо
лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Комментарий к Ст. 156 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления выражается в форме бездействия, так как указанные в ст. 156 УК лица либо не исполняют вовсе, либо не исполняют должным образом свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию должно быть соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, которое может выражаться как в физическом и психическом насилии, так и в применении иных недопустимых способов воспитания, не связанных с насилием.

Физическое насилие заключается в нанесении побоев, ограничении свободы, истязании, причинении любой степени вреда здоровью несовершеннолетнего. Совершение любого насильственного преступления является более тяжким, чем предусмотренное ст. 156 УК, и всегда требует квалификации по совокупности преступлений. Психическое насилие может выражаться в унижении, оскорблении, осмеянии, высказывании угроз, запугивании, травле и др. Применение иных недопустимых способов воспитания может проявляться в лишении питания, одежды, сна и отдыха, неоказании медицинской и иной помощи и т.п.

3. Состав преступления — формальный, оно признается оконченным с момента неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенного с жестоким с ним обращением.

4. Субъект преступления специальный: а) родители, усыновители, приемные родители, опекуны и попечители; б) лица, обязанные воспитывать несовершеннолетнего в процессе осуществления надзора за последним в силу профессиональных (служебных) обязанностей.

Второй комментарий к Ст. 156 УК РФ

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей означает либо полный отказ от выполнения лежащих на виновном обязанностей по воспитанию ребенка, возложенных на него нормативными правовыми актами, либо такое их выполнение (не в полном объеме, периодически и т.д.), которое не обеспечивает достижение целей воспитания.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего преступно не само по себе, а лишь в том случае, если это соединено с жестоким обращением с ребенком.

2. Жестокое обращение — это система поведения виновного по отношению к потерпевшему, которое характеризуется причинением ребенку мучений и страданий в результате применения к нему физического или психического насилия, издевательства над потерпевшим. Оно может проявляться в нанесении побоев, причинении легкого вреда здоровью, угрозах расправы, глумлении, лишении пищи, воды, тепла, света и т.д.

3. Субъективная сторона предполагает вину в виде прямого умысла.

4. Субъект преступления — специальный: родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, педагоги, а также другие работники образовательных, воспитательных или иных учреждений, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетним.

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

26 февраля 2009 года г. Каменск-Уральский

Мировой судья судебного участка № 2 Каменского района Свердловской области Валль И. В.

с участием государственного обвинителя Каменской прокуратуры С.,

подсудимой Ч.

защитника А., представившего удостоверение 2951 и ордер № 123516 от 26.01.2009 года.

при секретаре К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке судебного разбирательства уголовное дело по обвинению

Ч.

в совершении преступления, предусмотренного ст. 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л :

Ч. совершила ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем, соединенные с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Ч. в период с марта 2002 года по 18.10.2008 г., имея на иждивении 4 несовершеннолетних детей: дочь К., (дата рождения); дочь О. (дата рождения); дочь Н. (дата рождения); дочь А. (дата рождения), находящихся для последней в беспомощном состоянии и материальной зависимости, проживая в доме №— по ул. З. в с. К. Каменского района Свердловской области, в период с марта 2002 года по август 2007 года, в квартире № __ дома № — по ул. К. в с. П. Каменского района Свердловской области, в период с августа 2007 года по 18.10.2008 года умышленно, жестоко обращаясь, не исполняет свои родительские обязанности по воспитанию своих несовершеннолетних детей К., О., Н., А., надлежащим образом при следующих обстоятельствах: будучи обязанной, в соответствии со ст. 63 СК РФ воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечивать получения им основного общего образования, растить достойным членом общества, осознавая необходимость выполнения данных обязанностей, в соответствии с требованиями ст. 65 СК РФ, она не исполняет их. Ч., будучи обязанной заботиться о здоровье дочерей К., О., Н., А., и их физическом развитии, не обеспечивает последних полноценным питанием, о чем свидетельствует отсутствие в доме продуктов питания в необходимом ассортименте, количестве и качестве. Следствием отсутствия полноценного питания является то, что К., О., Н. и А. отстают в физическом развитии (дефицит массы тела), у Н. в августе 2006 года выявлена гипертрофия 1 степени, рахит 1 степени; в январе 2007 года – гипертрофия 2 степени, рахит 2 степени; у А. в июле и октябре 2008 года выявлена гипертрофия 1 степени, в сентябре 2008 года выявлена анемия. В доме Ч. в с. П. антисанитарные условия – мусор, грязь, выбито окно, требуется проведение ремонта. Водоснабжение в доме не предусмотрено, бани нет, хозяйственные постройки отсутствуют, огород не используется. В виду отсутствия горячего водоснабжения и бани Ч. детей купает редко, менее одного раза в месяц, не обеспечивая гигиену, предметы личной гигиены не приобретает, в результате чего у К. 1.10.2008 года обнаружен педикулез, у О. обнаружены глисты, у А. обнаружен себорейный дерматит. Ч. обязанная заботиться о здоровье, физическом и психическом развитии несовершеннолетних детей, не приобретает предметы, предназначенные для развития ребенка. Вследствие ненадлежащего исполнения родительских обязанностей дети нуждаются в консультациях и лечении врачей специалистов: невропатолога, (у К. перинатальное поражение ЦНС тяжелой степени, судорожный синдром), окулиста (у О. антопатия сетчатки, у К. астигматизм обоих глаз), фтизиатра. Однако Ч. рекомендации врача педиатра по обращению к невропатологу и окулисту не выполняет, необходимые медикаменты не приобретает. Ч. нигде не работает, ежемесячно пособие на детей в размере 805 рублей на каждого ребенка тратит на спиртное. Следствием не выполнения Ч. родительских обязанностей является у Н. задержка познавательной деятельности, у О. низкий уровень усвоения математического и экологического воспитания, художественно-творческой деятельности, отставание речевого развития, у К. внимание рассеянное, моторное развитие ниже норм, память снижена, цветовой и слуховой гнозис ниже нормы, пространственная координация, временные представления не развиты. Не исполняя родительские обязанности неоднократно оставляла детей в 2006, 2007, 2008 годах, в с. К. и с. П., одних без присмотра взрослых лиц, без обеспечения необходимыми продуктами питания, деньгами одеждой на несколько дней.

Ч. при ознакомлении на предварительном следствии с материалами уголовного дела и в подготовительной части судебного разбирательства было заявлено ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, в связи с согласием с предъявленным ей обвинением.

При проведении судебного заседания подсудимая подтвердила, что обвинение ей понятно и она с ним согласна, в связи с чем поддерживает свое ходатайство, которое было заявлено ею добровольно и после проведения консультации с защитником.

При этом Ч. осознает последствия приговора без проведения судебного разбирательства: понимает, что он будет основан исключительно на тех доказательствах, которые имеются в материалах уголовного дела; не сможет быть обжалован в апелляционном порядке из-за несоответствия изложенных в нем выводов фактическим обстоятельствам уголовного дела либо в части гражданского иска; а также знает, что назначенное наказание не будет превышать 2/3 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного 156 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за деяния с обвинением в совершении которых подсудимая согласилась.

Представитель потерпевших в судебное заседание не явился, обратившись в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, и согласии на рассмотрение дела в порядке особого производства. Государственный обвинитель в судебном заседании против рассмотрения уголовного дела в отношении Ч. без проведения судебного разбирательства не возражал.

Суд, изучив материалы уголовного дела, приходит к выводу о том, что обвинение, с которым согласилась подсудимая, обосновано и подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу.

С учетом того, что по настоящему уголовному делу имеются основания применения особого порядка принятия судебного решения и соблюдены условия, предусмотренные законом для постановления приговора без проведения судебного разбирательства, суд считает возможным вынести в отношении подсудимой обвинительный приговор без проведения в общем порядке исследования и оценки доказательств, собранных по уголовному делу.

Действия Ч. квалифицированы по ст. 156 УК РФ, поскольку она совершила ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем, соединенные с жестоким обращением с несовершеннолетним.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимой, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность, влияние наказания на исправление и перевоспитание осужденной.

Преступление, совершенное подсудимой Ч., относятся к категории небольшой тяжести.

В то же время Ч., как личность, в быту характеризуется отрицательно, и преступление совершено ею в отношении малолетних детей, судима.

С учетом изложенного суд считает возможным исправление и перевоспитание Ч. с применением наказания в виде штрафа. Принимая во внимание, что подсудимая Ч. имеет на иждивении малолетних детей, и не имеет достаточных доходов, учитывая ее имущественное положение, суд считает необходимым, в соответствии с п. 3 ст. 46 УК РФ, рассрочить ей выплату штрафа.

Оснований для применения ст. 64 УК РФ суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 316 УК РФ, мировой судья,

П Р И Г О В О Р И Л:

Ч. признать виновной в совершении преступления предусмотренного ст. 156 УК РФ и назначить наказание в виде в виде штрафа в размере шесть тысяч рублей;

В соответствии с п. 3 ст. 46 УК РФ исполнение данного наказания рассрочить равными частями ежемесячно на 12 месяцев.

Наказание по приговору Каменского районного суда от 15.05.2008 года, в соответствии со ст. 71 ч. 2 УК РФ, следует исполнять самостоятельно.

Меру пресечения Ч. – подписку о невыезде и надлежащем поведении – отменить после вступления приговора в законную силу.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в течение 10 суток в Каменский районный суд Свердловской области путем подачи жалобы через мирового судью.

156 статья УК РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *