Организационно правовая форма детского дома

Пакет документов по созданию частных детских домов

Примерный устав негосударственного образовательного учереждения для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданнового в организационно — правовой форме учреждения

I. Общие положения

Вид Учреждения — смешанный детский дом.
(детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);
детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
специальный (коррекционный) детский дом для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.)1

1.2. Собственником Учреждения является _______________________________________

1.3. В своей деятельности Учреждение руководствуется действующим законодательством РФ, решениями соответствующих органов Собственника, настоящим Уставом.

1.4. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, заключать договоры, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.

1.5. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также всем имуществом, принадлежащим ему на праве собственности. При недостаточности указанного имущества субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет Собственник.

1.6. Учреждение приобретает статус юридического лица с момента его государственной регистрации. Право на осуществление деятельности в качестве негосударственного образовательного учреждения возникает у Учреждения после получения соответствующей лицензии. Образовательную деятельность (преподавание отдельных предметов с выдачей документа, подтверждающего получение определенного уровня образования) Учреждение вправе осуществлять только после прохождения соответствующей аттестации.

1.9. Права и обязанности в отношении воспитанников Учреждение приобретает на основании договоров, заключаемых Учреждением с законными представителями воспитанника (родители, опекун, государственный орган опеки и попечительства) отдельно, относительно каждого воспитанника.

1.10. Юридический адрес Учреждения: _____________________________________________.

2. Цели и направления деятельности

2.1. В своей деятельности Учреждение преследует следующие цели:

2.2. Основными задачами Учреждения являются:

    создание надлежащих условий жизни и воспитания, приближенных к семейным, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию ребенка;

    профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии воспитанников;

    развитие и совершенствование форм и методов воспитания;

    обеспечение социально-правовой защиты, комплексной медико-психолого-педагогической индивидуальной и групповой реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

    использование общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами, обучение и воспитание в интересах развития личности ребенка в существующей системе образовательных учреждений;

    освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства2;

    обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников;

    охрана личных прав и законных интересов воспитанников;

    методическая и научно-практическая работа с педагогическими кадрами;

    поддержание контактов с родителями и близкими родственниками воспитанников (в случае, если такие контакты отвечают интересам воспитанников);

    взаимодействие с государственными органами и организациями, осуществляющими выявление и устройство на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, детей, не имеющих надлежащих условий воспитания в родной семье, а также детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, охране их прав.

2.3. Деятельность учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.

2.4. Учреждение самостоятельно в подборе и расстановке кадров, в научно-методической, воспитательной, образовательной и иной деятельности. Учреждение осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящим Уставом.

3. Организация деятельности Учреждения

3.1. Организация обучения и воспитания в Учреждении должны строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Режим дня, установленный в Учреждении, должен обеспечивать оптимальное сочетание обучения, труда и отдыха.

3.2. В случае, если Учреждение не осуществляет образовательную деятельность, оно обязано обеспечить воспитанникам возможность получения образования в иных образовательных учреждениях.

3.3. По согласованию с Собственником Администрация Учреждения может принять меры к тому, чтобы воспитанникам дошкольного возраста была предоставлена возможность посещать дошкольные образовательные учреждения.

3.4. Учреждение осуществляет свою воспитательную деятельность путем формирования воспитательных групп:

    разновозрастные (не более 8 человек);

    одновозрастные (до 4 лет — не более 5 человек, от 4 лет и старше — не более 10 человек).

    В Учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы осуществляется только на основании заключения соответствующих психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий3.

3.5. С согласия воспитанников Учреждение может предоставлять последним услуги по профессиональной подготовке. Такую деятельность Учреждение вправе осуществлять только при наличии соответствующей лицензии. Учреждение не вправе заключать договор на предоставление платных образовательных услуг со своими воспитанникам4.

3.6. Участие воспитанников в различных формах трудовой деятельности основывается на принципе добровольности.

3.7. В Учреждении не допускаются принуждение воспитанников к вступлению в общественные, общественно — политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях.

4. Права и обязанности воспитанников

4.1. В Учреждение принимаются:

    дети — сироты;
    дети, отобранные у родителей по решению суда;
    дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.
    В Учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства5.

4.2. При формировании воспитательных групп в Учреждении должны учитываться интересы воспитанников, находящихся в родственных отношениях между собой, относительно сохранения и поддержания контактов между ними.

4.3. Список документов, которые передаются Учреждению при поступлении в него воспитанника и должны быть переданы Учреждением при выпуске или переводе воспитанника в другое учреждение, определяется договором, который заключается между Учреждением и законным представителем ребенка (органом опеки и попечительства, опекуном и т.п.). Такой договор должен заключаться отдельно относительно каждого воспитанника. Таким договором также должны определяться полномочия Учреждения, связанные с представлением воспитанников и защитой их интересов6.

4.4. Права и обязанности воспитанников определяются настоящим уставом и Правилами внутреннего распорядка, установленными администрацией Учреждения.

4.5. Воспитанники учреждения имеют право на:

    бесплатное содержание;
    получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
    защиту своих прав и интересов;
    уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;
    удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
    защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
    развитие своих творческих способностей и интересов;
    получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;
    отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

4.6. Воспитанники обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка, бережно относиться к имуществу Учреждения, уважать честь и достоинство других воспитанников и работников.

5. Права и обязанности работников Учреждения

5.1. Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется решением его Собственника (или Администрации) Учреждения. Для работников Учреждения работодателем выступает данное Учреждение.

5.2. Отношения между работниками и Администрацией регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.

5.3. Штатное расписание, распределение должностных обязанностей, ставки заработной платы (должностные оклады) работников устанавливаются Администрацией и утверждаются Собственником.

5.4. Все работники Учреждения периодически проходят медицинские обследования.

5.5. По решению Администрации или Собственника, а также в случаях, предусмотренных законодательством, может проводиться аттестация работников Учреждения.

6. Управление Учреждением

6.1. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и настоящим уставом.

6.2. Управление Учреждением осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления7.

6.3. Непосредственное управление учреждением осуществляется Администрацией Учреждения в лице Директора8.

Директор:

  1. организует работу Учреждения в строгом соответствии с целями и задачами Учреждения, установленными в настоящем уставе;
  2. организует выполнение решений Собственника;
  3. без доверенности действует от имени Учреждения, в том числе представляет интересы Учреждения, совершает сделки от имени Учреждения;
  4. издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Учреждения;
  5. заботится о поддержании высокого морально-этического уровня среди персонала Учреждения и его воспитанников;
  6. принимает меры к недопущению нарушений законодательства и норм морали со стороны воспитанников и персонала Учреждения;
  7. в пределах компетенции, определенной настоящим уставом, распоряжается имуществом и средствами Учреждения, заключает договора, выдает доверенности;
  8. открывает в банках расчетный, валютный и другие счета;
  9. подписывает все документы от имени Учреждения;
  10. разрабатывает и утверждает штатное расписание, заключает и расторгает от имени Учреждения трудовые договоры, контракты;
  11. в установленном порядке разрабатывает и представляет контролирующим государственным органам необходимую информацию и отчетность;
  12. представляет интересы Учреждения в судах и других органах;
  13. от имени Учреждения представляет и защищает интересы воспитанников Учреждения в судах и других органах в пределах, предоставленных Учреждению законом или договором;
  14. принимает меры к сохранению конфиденциальности информации, связанной с воспитанниками Учреждения и не подлежащей разглашению в соответствии с законом (тайна усыновления и т.п.);

____________________________________________
**) осуществляет иные функции и несет иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством для единоличного исполнительного органа Учреждения.

6.4. Директор обязан строго выполнять указания Собственника, которые не противоречат действующему законодательству и не представляют угрозу для жизни и здоровья воспитанников. Директор обязан действовать в интересах Учреждения и его воспитанников в соответствии с требованиями разумности и добросовестности.

6.5. Директор Учреждения несет ответственность за свои действия согласно трудового контракта, должностной инструкции и действующего законодательства.

7. Имущество и средства Учреждения

7.1 Собственник передает Учреждению следующее имущество на праве оперативного управления:
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________

Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.

7.2. Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за учреждением, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

7.3. Учреждение несет ответственность перед Собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества. Контроль за деятельностью учреждения в этой части осуществляется Собственником.

7.4. Деятельность Учреждения финансируется его Собственником.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются:

    средства, выделяемые Собственником на финансирование деятельности учреждения;
    имущество, закрепленное за Учреждением Собственником;
    кредиты банков и других кредиторов;
    имущество и средства, полученные от спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
    другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Имущество, закрепленное Собственником за Учреждением, принадлежит последнему на праве оперативного управления (если иное не установлено актом приема-передачи). Все иное имущество, полученное Учреждением из других источников, принадлежит ему на праве собственности и не может быть изъято учредителем до момента ликвидации Учреждения.

7.5. Собственник осуществляет финансирование деятельности учреждения на основе сметы (ежемесячных, ежеквартальных, полугодовых) расходов, составляемой Администрацией Учреждения и представляемой на утверждение Собственнику.

7.6. Учреждение вправе самостоятельно осуществлять свою хозяйственную деятельность в пределах, установленных настоящим Уставом.

7.6.1 Учреждение не вправе без письменного согласия Собственника:

    заключать договора, направленные на привлечение кредитных ресурсов или получение товарного кредита;

    заключать договора страхования имущества Учреждения;

    заключать договора аренды имущества Учреждения, балансовая стоимость которого превышает 10% от балансовой стоимости имущества, переданного Учреждению Собственником;

    совершать сделки, имеющие своим предметом отчуждение имущества Учреждения, балансовая стоимость которого превышает 10% от стоимости имущества, переданного Учреждению Собственником;

    совершать сделки, направленные на создание юридических лиц или участие в их капитале (включая приобретение акций и иных паевых ценных бумаг);

    вступать или иным образом приобретать членство в общественных организациях, объединениях юридических лиц, как связанных с внесением имущественных взносов (членских и/или вступительных), так и не влекущих для Учреждения обязательств имущественного характера;

7.6.2. Учреждение не вправе совершать сделки или заключать договора, несовместимые с целями и задачам Учреждения или ставящие под угрозу возможность их достижения. Учреждение не вправе:

    заключать договора поручительства, связанные с предоставлением имущественных гарантий по обязательствам третьих лиц;

    заключать договора, имеющие своим предметом приобретение векселей или иных долговых ценных бумаг;

    заключать договора, связанные с приобретением недвижимого имущества, принадлежащего воспитанникам Учреждения.

8. Реорганизация и ликвидация Учреждения9

8.1. Реорганизация или ликвидация Учреждения проводятся по решению Собственника Учреждения. В случае, если в результате реорганизации или ликвидации Учреждение прекращает свою деятельность в качестве негосударственного образовательного учреждения (детского дома), Администрация Учреждения и Собственник обязаны предпринять необходимые меры, связанные с устройством воспитанников в другие образовательные учреждения. При этом должны приниматься во внимание интересы воспитанников, находящихся в родственных отношениях между собой, относительно сохранения и поддержания контактов между ними.

8.2. Администрация Учреждения несет ответственность за сохранность документов воспитанников, своевременность и полноту их передачи другим воспитательным учреждениям или органам опеки и попечительства.

8.3. Имущество Учреждения, оставшееся после удовлетворения всех требований его кредиторов, передается:
__________________________________
__________________________________.

1 Собственник может по собственному усмотрению выбрать тип создаваемого им Учреждения.

2 Указанные положения должны присутствовать в уставе в случае, если Собственник предполагает осуществлять образовательную деятельность, связанную с преподаванием.

3 Собственник вправе самостоятельно определять педагогическую модель, которая будет использоваться Учреждением (описание ее в уставе учреждения не обязательно). Однако указанная модель не должна противоречить положениям действующего законодательства.

4 Целесообразно было бы предоставлять воспитанникам услуги по профессиональному обучению, в то же время мы считаем недопустимым взимание платы с воспитанников за такие услуги. Наиболее оптимальным вариантом оплаты таких услуг можно было бы считать заключение договоров между Учреждением и третьими лицами (будущими работодателями).

5 Собственник вправе определить в уставе категорию детей, которые будут приниматься в Учреждение.

6 К сожалению, в настоящее время в законодательном порядке не определены полномочия, которые могут быть переданы законными представителями детей, оставшихся без попечения родителей (преимущественно это органы опеки и попечительства) негосударственным детским домам. Однако законодательством не запрещается передача хотя бы части таких полномочий по договору. Основная проблема заключается в четком определении в договоре их объема.

7 Собственник вправе создавать либо отказаться от создания органов самоуправления в Учреждении. Органы самоуправления могут создаваться в форме совета Учреждения, педагогического совета, общего собрания работников и т.д. Также собственник абсолютно свободен в определении порядка формирования и компетенции органов самоуправления.

8 Собственник свободен в выборе системы органов управления Учреждением, но общепринятой и наиболее функциональной следует считать модель единоличного исполнительного органа — Директора, с которым должен заключаться соответствующий контракт.

9 Основным вопросом, который должен быть освещен в разделе о реорганизации и ликвидации Учреждения, является судьба его имущества, как того, что было передано Учреждению собственником (находящегося у Учреждения на праве оперативного управления), так и приобретенного в процессе его деятельности (принадлежащего Учреждению на праве собственности). Фактически законодатель устранился от решения этого вопроса, и в случае реорганизации Учреждения Собственник вправе изменять цели учреждения-правопреемника, а в случае ликвидации Учреждения Собственник может распорядиться всем имуществом Учреждения по своему усмотрению (либо направить на какие-либо цели, либо приобрести на него право собственности). Любой из этих путей не противоречит законодательству. В рамках действующего законодательства также представляется невозможным установить какие-либо дополнительные гарантии прав воспитанников в случае реорганизации или ликвидации Учреждения.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Шипилов Р.М. 1 Шипилова О.В. 2 Шарабанова И.Ю. 1 Ишухина Е.В. 1 Ведяскин Ю.А. 1 1 ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России 2 Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» В России существуют различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особое внимание уделяется той категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая входит в число детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Представленная статья посвящена актуальной проблеме устройства такой категории детей. В данной статье рассматриваются основные формы специализированных коррекционных (лечебных) учреждений. Они включают четыре категории устройства детей, среди которых коррекционные учреждения (специальный коррекционный детский дом, специальная коррекционная школа-интернат); детские дома-интернаты; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от норм или общественно опасным) поведением, включая совершивших правонарушения; санаторные детские дома. Каждый тип учреждений, рассмотренный в статье, имеет свою особенность, специфику и решает определённые цели и задачи, направленные не только на реабилитацию, но и на социализацию и жизнестойкость детей с ограниченными возможностями здоровья. 182 KB дети-сироты коррекционные учреждения детский дом детский дом-интернат форма устройства детей-сирот 1. Алифанова Л.И., Кораблёва О.В. К вопросу о специфике образования лиц с нарушениями зрения // Современные исследования социальных проблем : электронный научный журнал. – 2016. – № 3-2 (59). – С. 328-338. 2. Бабушкина Н.А. Проектирование здоровьесберегающей среды как функция управления коррекционным общеобразовательным учреждением : дис. … канд. пед. наук. — Тула, 2005. – 187 с. 3. Воробьёва Е.Г., Ялпаева Н.В. Развитие системы специального дошкольного образования в России // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2015. – Т. 2. – С. 32-39. 4. О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 № 48 : Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 26 декабря 2000 г. № 3. — URL: http://docs.cntd.ru/document/901780988 (дата обращения: 05.10.2016). 5. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52498-2005. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания : утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 535-ст. 6. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52881-2007. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей : утв. и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 559-ст. 7. О методических рекомендациях по проведению аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; общеобразовательных школ-интернатов; образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением : Письмо Министерства образования РФ от 29 ноября 1999 г. № 24-51-1133/13. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901767667. 8. Правдов М.А. и др. Студенческие волонтёрские организации в системе ГПС МЧС России / М.А. Правдов, Р.М. Шипилов, О.В. Шипилова, В.Н. Матвеичев // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2013. – № 1 (21). – С. 16. — URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/1201316/pdf_50 (дата обращения: 07.10.2016). 9. Селитреникова Т.А. Управление процессом адаптивного физического воспитания в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I-V вида // Адаптивная физическая культура. – 2012. – Т. 51. – № 3. – С. 22-24. 10. Усыновление в России. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей . – URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2015/ (дата обращения: 03.10.2016). 11. Шипилов Р.М. и др. Интернатные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России / Р.М. Шипилов, О.В. Шипилова, И.Ю. Шарабанова, Ю.А. Ведяскин // В мире научных открытий. – 2015. – № 11.5 (71). – С. 1763-1771. 12. Шипилов Р.М., Шипилова О.В. Научно-методические основы физического воспитания в детских домах и интернатах // Научный журнал КубГАУ. – 2011. – № 74. – С. 629-637.

Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. В каждой эпохе того или иного государства всегда существовала определенная категория детей, которые в силу объективных или субъективных причин оставались вне семейной заботы и требовали особого отношения к себе со стороны социума. Особенно остро проблема сиротства обстоит в России . Причиной сиротства является возникновение социально дезадаптированных семей, где царят неуважение к человеку, бескультурье, пьянство, что приводит к полному отсутствию удовлетворенности ребенка в жизненно важных потребностях, что обуславливает попадание значительного числа детей в категорию «трудных» или «риска».

Дети, которые с первых лет жизни наблюдали рядом с собой пример асоциального поведения, зачастую сами начинают его повторять, оказываясь не готовыми и не умеющими осуществлять безопасную для себя и окружающих жизнедеятельность в социуме. Это ведет к увеличению социальных рисков и, как следствие, росту социальной напряженности в обществе.

На сегодняшний день в нашей стране насчитывается порядка 482 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 83% детей воспитываются в семьях. Число детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте в государственном банке данных, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – 71 тысяча, из них детей, имеющих инвалидность, – 21 тысяча . Данные группы детей в первую очередь нуждаются в социальной адаптации и реабилитации в современном обществе, с ними необходимо осуществлять дополнительную работу по формированию у них культуры безопасности жизнедеятельности в социуме, создавать условия для их социализации.

Государство отвечает за жизнь ребёнка, в его обязанности входит создание благоприятных условий для его жизнедеятельности, оказание помощи в адаптации и социализации. Для решения этой проблемы были созданы и успешно работают органы опеки и попечительства, увеличивается число патронатных и приемных семей, открыты семейные детские дома. Серьезная работа ведется по улучшению условий обучения и воспитания, социальной адаптации, медико-психолого-педагогической реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности. Разработаны и внедрены во всех субъектах Российской Федерации программы, направленные на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Политика государства направлена на решение проблем социальной адаптации и реабилитации наиболее незащищённой категории детей, относящихся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Особое внимание направлено на ту категорию детей, которая входит в число детей с ограниченными возможностями здоровья. Для решения этой проблемы были созданы специализированные (коррекционные) образовательные учреждения, целью которых является не только обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья , но и их социальная адаптация в современном обществе. В нашем исследовании мы попытаемся раскрыть формы специальных (коррекционных) образовательных учреждений как устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методика

Проведённое исследование основывается на комплексном использовании следующих методов исследования: анализа литературных источников, анализа нормативно-правовых документов, метода обобщения. Глубокий анализ литературных источников, нормативных документов, реферативных изданий позволил раскрыть основные формы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, распространённых в России. Метод обобщения как метод исследования представляет собой анализ собственного многолетнего опыта работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. С помощью метода обобщения мы получили фактический материал, который использовали в данной работе.

Обсуждение

Согласно данным специальной литературы, нормативно-правовым документам и в результате обобщения собственного многолетнего опыта работы с детьми-сиротами существующие в России формы устройства детей-сирот достаточно разнообразны. С нашей точки зрения их можно разделить на пять категорий: образовательные учреждения интернатного типа; специальные (коррекционные) образовательные учреждения; учреждения семейного типа; военно-учебные заведения; кадетские учреждения. Перечисленные категории учреждений в той или иной степени связаны с воспитанием и обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Образовательные учреждения интернатного типа включают в себя: дома ребёнка, детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты, детские дома квартирного типа, социально-реабилитационные центры, социальные приюты, школы-интернаты при церкви . Формы устройства детей-сирот семейного типа представлены: усыновлением, опекой и попечительством, детскими домами семейного типа, приёмными семьями, временными приёмными семьями. В настоящее время в России имеются такие формы устройства детей, как патронатные семьи, детские деревни-SOS, дома молодёжи-SOS, пансионы семейного воспитания, приходские детские дома. Категории военно-учебных заведений и кадетских учреждений включают: военные училища, воинские части, кадетские школы-интернаты, кадетские корпуса и музыкальные кадетские корпуса. В нашем исследовании мы обратим внимание на учреждения, имеющие специфику коррекционных образовательных учреждений. К ним можно отнести: образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением.

  1. В категорию «Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» входит два вида образовательных учреждений: специальные (коррекционные) детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии и специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии .

В данных образовательных учреждениях воспитываются дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены на определённый срок, находятся на длительном лечении и др. В представленных учреждениях создаются особые условия, максимально приближенные к домашним, специалистами организовывается особая среда, способствующая медико-психологической реабилитации и адаптации детей к окружающему их социуму. На детей, воспитывающихся в этих учреждениях, распространяются нормы материального обеспечения, предусмотренные федеральным законодательством.

Особенность данных учреждений характеризуется не только постоянным проживанием детей с последующими коррекционными и лечебно-профилактическими работами, но и их обучением с целью общеобразовательной и трудовой подготовки.

  1. К специальным (коррекционным) образовательным учреждениям, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, можно отнести: специальные (коррекционные) детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, I-VIII видов; специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, I-VII видов . По своей специализации в коррекционных учреждениях живут и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения I вида для обучения и воспитания неслышащих детей и специальные (коррекционные) учреждения II вида для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь) . Данные учреждения строят свою программу на основе обучения детей с 1 по 12 класс. Общая численность учеников в классе не должна превышать 12 человек. Дети с полной потерей слуха проходят обучение в объёме неполной средней общеобразовательной школы за 12 лет. Дети, имеющие незначительную глухоту и серьёзные нарушения речи, проходят обучение с 1 по 12 класс, а дети с нарушениями речи, приводящими к дисграфии, дислексии, дислалии, проходят обучение в течение 10 лет. По возможности срок обучения может увеличиться. Дети с данными заболеваниями учатся активной речевой деятельности, развитию слухового и зрительного восприятия, чтению с губ.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов для обучения, воспитания, коррекции первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения . Образовательные учреждения III вида направлены на воспитание незрячих детей, а учреждения IV вида — слабовидящих детей. Обучение в данных учреждениях осуществляется по программам средней общеобразовательной школы (12-летнее обучение) и неполной средней общеобразовательной школы (10-летнее обучение). Наполняемость классов не должна превышать 12 человек. Основной задачей в реабилитации детей стоит сохранение и развитие зрения. В образовательных учреждениях незрячие дети при обучении используют тактильно-кинестетические системы и слуховые анализаторы, частично видящие активно пользуются зрительными анализаторами. Особая роль уделяется взаимодействию незрячих детей с видящими детьми, что повышает их социальную активность.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях V вида обучаются дети, имеющие слух, но ярко выраженную патологию речи . Дети обучаются по программе неполной средней общеобразовательной школы. Главная задача – исправление дефектов устной и письменной речи. В случае исправления патологии ребёнка переводят в другие учебные заведения.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VI вида представляют собой лечебно-оздоровительные образовательные учреждения, предназначенные в качестве исправления дисфункций опорно-двигательного аппарата детей . В качестве вспомогательных средств используются различные тренажёры и оборудование. Обучение в данных учреждениях осуществляется по программам средней общеобразовательной школы (11-летнее обучение) и неполной средней общеобразовательной школы (9-летнее обучение). В одном классе может обучаться не более 16 человек.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида обучаются и воспитываются дети с задержкой психического развития . В таких учреждениях обучение осуществляется по программам неполной средней общеобразовательной школы. Работа в таких учреждениях строится на основе преодоления недостатков психофизического развития. В программе прописаны как индивидуальные, так и групповые занятия. Наполняемость группы – не более 20 человек. В случае восстановления психического развития ребёнка его переводят в другие учебные заведения.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида предназначены для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью . Данные учреждения относятся как к системе образования, так и к системе здравоохранения. Обучение детей осуществляется в дошкольных учреждениях (детские дома), где ведется подготовка этих детей к обучению в специализированных коррекционных школах-интернатах с целью получения доступной специальности.

В настоящее время детские дома и школы-интернаты I-V вида определяются как государственные образовательные реабилитационные учреждения, VI вида – государственные реабилитационные учреждения, а VII и VIII видов – государственные медико-социальные реабилитационные учреждения. Те и другие предназначены для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации с одновременным обучением их по программам общеобразовательных школ .

  1. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, представлены санаторными детскими домами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Данные учреждения предназначены обеспечить комплексную систему мер по оказанию психолого-медико-педагогической и социально-правовой помощи воспитанникам, по подготовке их к самостоятельной жизни, социальной и педагогической интеграции в общество. На базе санаторных детских домов создаются специальные условия, способствующие умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанника. В данные образовательные учреждения для прохождения лечения направляются дети из различных детских домов и школ-интернатов. С воспитанниками проводятся реабилитационные и лечебно-оздоровительные мероприятия. В случае длительного лечения дети продолжают обучение по общеобразовательным программам на базе этих же учреждений.
  2. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от норм или общественно опасным) поведением . К данной категории относятся следующие виды учреждений (специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессиональные училища для детей и подростков с отклонениями в развитии). В таких учреждениях обучаются по адаптированным образовательным программам дети в возрасте от 8 до 18 лет с задержкой психического развития и умственной отсталостью. С воспитанниками проводятся корректирующие мероприятия, лечебно-профилактические работы с целью их последующей интеграции в общество. В воспитательном процессе используются психолого-педагогическая поддержка, трудовое воспитание, способствующие социальной реабилитации.

Заключение

Таким образом, мы можем говорить о том, что государство создаёт условия для реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обучение, получение квалифицированной психологической помощи, лечение и реабилитацию, а также социальную адаптацию в современном мире. Только за 2015 год количество детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших на обучение в учебные заведения начального, среднего и высшего образования, составило 15 тысяч человек. В их число входят и дети, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья. Приведённые данные показывают, что эти дети имеют возможность наравне со сверстниками быть социально активными и успешными членами общества, готовыми к успешной социализации. Однако статистика вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, на 2015 год (58 тысяч человек) остаётся тревожной. Потребность в данных учреждениях по-прежнему высока. На сегодняшний день типология специальных (коррекционных) учреждений достаточно обширна. Каждый тип учреждений имеет свою специфику и решает определённые задачи, направленные на социализацию и развитие жизнестойкости у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Библиографическая ссылка

Шипилов Р.М., Шипилова О.В., Шарабанова И.Ю., Ишухина Е.В., Ведяскин Ю.А. СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК ФОРМА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25682 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Учреждения социального обслуживания несовершеннолетних
В системе социальной защиты населения Волгоградской области функционируют следующие учреждения, осуществляющие социальное обслуживание несовершеннолетних:
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (далее — СРЦ), является некоммерческой унитарной организацией, созданной для предоставления социальных услуг в определенное время суток несовершеннолетним в возрасте от 3 до 18 лет, нуждающимся в социальном обслуживании, с целью их социальной реабилитации, а также осуществляющее содействие в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и проведение мероприятий по профилактике обстоятельств, обусловливающих безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних.
Целью создания СРЦ является:
· социальная реабилитация несовершеннолетних;
· содействие в дальнейшем устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
· проведение мероприятий по профилактике обстоятельств, обусловливающих безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних.
Основными видами деятельности СРЦ являются:
· предоставление социальных услуг с обеспечением проживания;
· предоставление социальных услуг без обеспечения проживания.
В целях реализации основных видов деятельности СРЦ предоставляет следующие виды социальных услуг:
· социально-бытовые;
· социально-медицинские;
· социально-психологические;
· социально-педагогические;
· социально-трудовые;
· социально-правовые;
· услуги в целях повышения коммуникативного потенциала несовершеннолетних, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
· срочные социальные услуги.
Дом-интернат для умственно отсталых детей (далее – ДИ для УОД) является некоммерческой унитарной специализированной организацией социального обслуживания, предназначенной для предоставления социальных услуг при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) круглосуточном проживании умственно отсталых детей в возрасте от 4 до 18 лет, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питания и ухода, а также организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Целью создания ДИ для УОД является стационарное социальное обслуживание проживающих путем предоставления социальных услуг, осуществления социальной реабилитации и адаптации клиентов, создания наиболее адекватных их возрасту и состоянию условий жизнедеятельности.
Основным видом деятельности ДИ для УОД является предоставление социальных услуг с обеспечением проживания; сопутствующие виды деятельности:
· осуществление фармацевтической деятельности, включая работы (услуги) по хранению готовых лекарственных средств и готовых лекарственных препаратов для медицинского применения, отпуск готовых лекарственных средств и готовых лекарственных препаратов для медицинского применения;
· осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений;
· медицинская деятельность в соответствии с работами (услугами), заявленными в лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В целях реализации основных видов деятельности ДИ для УОД предоставляет следующие виды социальных услуг:
· социально-бытовые;
· социально-медицинские;
· социально-психологические;
· социально-педагогические;
· социально-трудовые услуги;
· услуги в целях повышения коммуникативного потенциала несовершеннолетних, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
Реабилитационный центр для детей-инвалидов (далее – РЦ для ДИ) является некоммерческой унитарной организацией социального обслуживания, предназначенной для предоставления умственно отсталым детям-инвалидам в возрасте от 4 до 18 лет, частично или полностью утратившим способность либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности и нуждающимся в постоянном постороннем уходе (далее — получатели социальных услуг, дети):
социальных услуг в определенное время суток, а также при постоянном, временном круглосуточном проживании,
организации образования получателей социальных услуг, в том числе осуществлению обучения по общеобразовательным программам дошкольного образования и программам дополнительного образования,
для организации социального сопровождения граждан, в том числе родителей, опекунов, попечителей, иных законных представителей детей.
Основными целями создания и деятельности РЦ для ДИ являются предоставление социальных услуг в стационарной и полустационарной форме социального обслуживания.
Основными видами деятельности РЦ для ДИ являются:
· услуги по уходу с обеспечением проживания, предоставляемые для детей с умственными и физическими недостатками, психиатрическими заболеваниями и наркологическими расстройствами;
услуги социальные без обеспечения проживания прочие, не включенные в другие группировки.
Дополнительными видами деятельности являются:
· деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки (в соответствии с работами (услугами), заявленными в лицензии на осуществление медицинской деятельности);
· образование дошкольное (в соответствии с работами (услугами), заявленными в лицензии на осуществление образовательной деятельности);
· образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки (в соответствии с работами (услугами), заявленными в лицензии на осуществление образовательной деятельности).
В целях реализации основных видов деятельности РЦ для ДИ предоставляет следующие виды социальных услуг:
· социально-бытовые;
· социально-медицинские;
· социально-психологические;
· социально-педагогические;
· социально-правовые;
· социально-трудовые;
· услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности.
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей (далее — ЦПД) является некоммерческой унитарной организацией социального обслуживания, предназначенной для предоставления социальных услуг при временном круглосуточном проживании детям в возрасте от 3 до 18 лет, оставшимся без попечения родителей, временно помещенным под надзор до их устройства на воспитание в семью или временно помещенным на период, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка (далее — получатели социальных услуг, дети).
Целью создания ЦПД является предоставление социальных услуг в стационарной и полустационарной форме социального обслуживания.
Основными видами деятельности ЦПД являются:
· деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая.
Дополнительными видами деятельности являются:
· деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки;
· образование дошкольное;
· образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки.
Для достижения целей своей деятельности ЦПД выполняет следующие функции:
· предоставление социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
· предоставление социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
· предоставление социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи;
· предоставление социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
· предоставление социально-трудовых услуг, направленных на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
· предоставление социально-правовых услуг, направленных на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
· предоставление услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
· содействие гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям детей в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение);
· организация образования получателей социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 273-ФЗ), образовательными организациями и, при наличии лицензии, осуществление обучения по программам дополнительного образования;
· предоставление квалифицированного медицинского обслуживания, своевременной клинической диагностики осложнений и обострений заболеваний у детей, проведение диспансеризации, организация консультативной медицинской помощи медицинскими организациями;
· реализация индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов, разрабатываемых учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы;
· организация мероприятий по социально-трудовой реабилитации детей с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции их в общество;
· составление и реализация индивидуальных планов развития и жизнеустройства ребенка;
· предоставление отчетов опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом в порядке, установленном Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
· защита прав и законных интересов детей в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
· осуществление подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
· организация и осуществление сопровождения замещающих семей;
· организация и осуществление социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· формирование, ведение и постоянное обновление регистра получателей социальных услуг, с учетом установленных законодательством Российской Федерации требований, в том числе к обеспечению конфиденциальности и безопасности информации;
· проведение мероприятий по повышению качества обслуживания и ухода, внедрение в практику прогрессивных форм и методов работы по обслуживанию получателей социальных услуг;
· обеспечение организации труда обслуживающего персонала и повышение его квалификации, внедрение в практику работы новых социальных технологий и средств малой механизации, облегчающих труд обслуживающего персонала по уходу за детьми;
· организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования сотрудников учреждения;
· разработка и апробация методик и технологий в сфере социального обслуживания детей;
· проведение конференций, семинаров, совещаний и других мероприятий по профессиональному обучению работников учреждения и специалистов организаций социального обслуживания Волгоградской области по программам, согласованным с Учредителем;
· размещение и постоянное обновление в течение десяти рабочих дней на официальном сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о поставщике социальных услуг в соответствии с правилами, утвержденными действующим законодательством;
· предоставление получателям социальных услуг или их законным представителям в доступной форме информации об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
· осуществление функции государственного заказчика по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в установленном законодательством порядке;
· осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными организациями по вопросам, находящимся в ведении учреждения.

Организационно правовая форма детского дома

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *