Статьи про юриспруденцию

Я училась на юриста. Мне понравились эти три года моей жизни. С тех пор у меня всегда была интересная и доставляющая удовольствие работа: я занималась гражданским и коммерческим правом, служила в федеральном суде, преподавала право как учитель-почасовик, а теперь пишу об интересных политических проблемах, многие из которых связаны с законами.

Наверное, поэтому люди ожидают, что на их вопрос о том, учиться ли им на юриста, я с радостью отвечу: «Да, конечно!»

И поэтому они удивляются, когда я вместо этого отвечаю: «Скорее всего, нет, только если вы не убеждены, что хотите быть юристом».

Я так говорю, потому что по прошествии лет я осознала: люди, задающие мне этот вопрос, не просят у меня совета о своей юридической карьере. На самом деле их вопрос почти всегда заключается в другом: «Избавит ли меня юридическое образование от страхов за будущее?»

И мой ответ — нет. Юридическое образование — очень хорошее решение проблем с получением лицензии на юридическую практику. Но это не лучшее решение проблем вроде «я не знаю, что мне делать в жизни», или «я боюсь, что если я займусь делом, которое мне действительно нравится, я потерплю неудачу», или «мне необходимо одобрение других людей».

1) Юридическое образование не избавит вас от страха «карьерной бездны»

Вам должен быть знаком ужас неопределенного будущего: страх, приходящий с осознанием огромного количества возможностей и вероятных опасностей, лежащих перед вами, до того многочисленных, что все они сливаются в одну огромную, пугающую бездну. И что это за слабый шум доносится из ее темных глубин? Может, это горький плач мамы вашего друга, у которого был потенциал, но он так ничего и не добился? А может, это рыдания вашей троюродной сестры, застрявшей на бесперспективной работе?

Эти страхи можно понять. Мир страшен для людей, только начинающих свою карьеру. И особенно он страшен для тех, кто задумывается, учиться ли им на юриста.

Обычно они всю жизнь довольно хорошо учились в школе, а потом получили дипломы гуманитарных специальностей в университете. В результате такие люди испытывают двойной шок от окончания учебы: они не только расстаются с образовательной структурой, в которой были так успешны, но еще и оказываются в этом новом мире будто бы без всякого порядка и без четкого карьерного пути, который есть у людей с более техническим образованием. Разумеется, от такого мир после университета может показаться ужасающей бездной.

Юридическое образование предлагает заманчивое решение. Привычная университетская жизнь продлевается еще на три года. Вместо гуманитарного диплома и неопределенности появляется профессиональная квалификация и гарантия карьеры. И более того, карьеры относительно престижной и высокооплачиваемой! (Ну или так кажется — об этом ниже).

Но на самом деле это не такое уж простое решение проблемы. Да — это выход, но дорогой и трудный. Существуют и другие пути, которые больше подходят для тех, кем движет скорее страх, чем стремление стать юристом. Стоит набраться смелости (и веры в себя!) и попробовать воспользоваться ими.

2) Через бездну есть и другие пути

Во-первых, в других профессиях тоже есть свои обозначенные пути продвижения по карьерной лестнице, хотя и не такие очевидные — и скорее всего, они не требуют, чтобы вы отказались от трех лет работы и набрали горы долгов. Если вы не поленитесь и немножечко изучите вопрос, окажется, что в любой карьере есть конкретные этапы, ведущие к определенному успеху.

Взять хотя бы профессию комедийного автора. Я специально выбрала крайний пример, потому что если вас беспокоят страхи, описанные выше, сама идея карьеры в этой области кажется несерьезной.

Но это не так. Если это то, чем вы мечтаете заниматься, есть определенные шаги, которые вы можете предпринять. Езжайте в Нью-Йорк или Лос-Анджелес. Посетите занятия в комедийном коллективе Upright Citizens Brigade. После этого попробуйте присоединиться к группе, занимающейся скетчами или импровизационной комедией. Когда вы проведете некоторое время в команде, местная публика будет знать, что вы умеете смешить, и вы сможете получить оплачиваемую работу: в качестве преподавателя комедийного искусства, в рекламных кампаниях, на комедийных сайтах вроде Funny or Die и College Humor. Вы накопите опыт, и в конце концов это станет вашей полноценной работой, может, даже в телешоу вроде Saturday Night Live или каком-нибудь ситкоме.

Вуаля — ясный путь. По которому пошли многие мои знакомые.

Да, он займет годы. Да, он требует таланта (хотя не так много, как вы думаете — вы будете поражены, когда узнаете, как практика и упорство со временем превращаются в талант). Да, вы будете на мели почти все эти годы, и, вероятно, вам придется работать на полставки или на скучных утомительных должностях, чтобы сводить концы с концами, пока вы идете к цели.

Но это не так уж отличается от юридического образования. Оно займет у вас годы. Почти все эти годы вы будете на мели (а то и хуже — будете оплачивать все расходы студенческими займами). Работа юристом тоже требует таланта, упорства и тяжелого труда. И юридическое образование, в отличие от вечерних курсов в UCB по 400 долларов каждый, оставит вас в десяти- или даже стотысячных долгах.

Суть не в том, что вы должны обязательно стать комиком. Суть в том, что карьерная бездна не настолько темна и хаотична, как кажется. Есть похожие поэтапные пути становления стартапером, журналистом, кинопродюсером, да кем угодно, при чем зачастую вовсе без диплома. Начинать с низов — не значит навсегда там остаться.

3) Не идите в юристы только потому, что это престижно

Конечно, у юридического образования есть одно очевидное преимущество по сравнению с работой «с нуля» и медленным продвижением наверх: оно с самого начала выглядит куда привлекательней. Большинство профессий требуют от вас, чтобы вы хоть какое-то время побарахтались в «аду для новичков» — все эти стажировки, выходы на замену, прием посетителей, подработки официанткой между контрактами, никак не ведущими к постоянной работе, работы для начинающих со словом «помощник» в названии, и т. д.

Такая работа — опыт, помогающий вам развить навыки и отношения. И они приносят деньги — ну или как минимум не стоят вам тысяч долларов. Но они звучат не так красиво. И это может быть очень трудно проглотить.

Иногда вам будет казаться, что вы идете в никуда, как будто вы так и будете вечно выходить на замену, принимать посетителей или подрабатывать официанткой. Всем трудно ощущать себя в тупике, но если вы умны и были успешны в учебе, это будет казаться вам еще и резким падением в статусе. «Ты учился в Гарварде. Какого черта ты теперь стираешь чью-то одежду?», — скажет вам голосок у вас в голове.

Другими словами, «Почему ты не занимаешься чем-то попрестижнее?»

Но вы должны игнорировать этот голос, потому что престиж — это просто среднее арифметическое чужих приоритетов. Конечно, приятно, когда твой выбор одобряют. Но все эти люди не станут делать за вас вашу работу, так зачем вы позволяете им выбирать ее?

Как мне однажды сказал Макс Фишер, вы должны стремиться к той работе, которой вы хотите заниматься, а не к той, о которой вы хотите говорить, что занимаетесь ей. Вы будете проводить за ней сорок часов в неделю, а то и больше, пока не выйдете на пенсию. Сделайте все, чтобы максимизировать свое удовольствие именно от процесса работы, а не от куда меньшего времени, которое вы будете проводить на вечеринках, рассказывая о своей профессии.

Я не могу вам сказать, что это за работа. Но если вы пойдете по престижному пути наименьшего сопротивления, вы рискуете сами никогда этого не узнать.

4) Не учитесь на юриста, чтобы порадовать родителей

Скорее всего, ваши родители хотели бы, чтобы вы прекратили читать эту статью прямо сейчас. Они настоятельно рекомендовали бы вам прекратить читать советы этой незнакомой переучки из Интернета и вместо этого слушать их. В конце концов, они о вас заботятся!

Но вы помните, чему мы только что научились? Не давайте никому выбирать работу за вас. Даже если это любящие родители. Поскольку то, что родители хотели бы для вас — это не всегда то же самое, что вы хотели бы для себя.

Начнем с того, что родителям, скорее всего, куда важнее ваша финансовая стабильность, чем ваше счастье. Это не значит, что оно для них совсем не важно. Они вас любят, и они хотят вам счастья. Но они ничего напрямую не получают с вашего счастья. Ваше финансовое положение, с другой стороны, прямо на них влияет. От него зависит, придется ли им вас поддерживать во взрослой жизни и сможете ли вы поддержать их, если это понадобится.

Как сказал несколько лет назад в своем великолепном очерке стартап-инвестор и консультант Пол Грэхэм, «все родители склонны быть более консервативными в отношении своих детей, нежели в отношении себя самих просто потому, что они как родители больше рискуют, чем получают выгоды. Если ваш восьмилетний сын захочет влезть на дерево, или ваша дочь-подросток решит встречаться с местным хулиганом, вы не разделите их удовольствие от риска, но если сын упадет или дочь забеременнеет, вам придется разбираться с последствиями».

И более того, родители разделяют все ваши карьерные тревоги. У них свои страхи насчет вашей «карьерной бездны». Ваши родители хотят престижа и одобрения на вечеринках. Они хотят видеть впечатленные лица друзей, когда скажут им, что вы учитесь на юриста и подаете большие надежды. Они не хотят объяснять, что вы воспользовались своим дорогим бакалавриатом, чтобы работать официанткой в чьем-то кафе, но это лишь временно.

Это не значит, что они плохие люди. Но это также и не значит, что вам надо слушать их советы.

5) Но как же деньги?

Эти беззаботные уверения, наверное, кажутся не вполне справедливыми. В конце концов, юридическое образование — не просто способ создать карьерный порядок из карьерного хаоса. Это еще и путь к прибыльной работе адвоката.

Правда ведь?

Не совсем. Верно, что многие адвокаты зарабатывают большие деньги. Но многие менее успешны, и даже те, что зарабатывают, склонны к выгоранию и нестабильности.

Я хочу подчеркнуть, что в желании зарабатывать деньги нет ничего плохого. Деньги могут быть способом не обременять семью, или дать важные возможности своим детям, или помочь тем, кому не повезло в жизни. Может быть, ваши родители — иммигранты, которые многим жертвовали ради возможностей для вас, ожидая, что ваш успех принесет стабильность всей семье в этой новой стране. Или, быть может, вы первый в семье, кто получил высшее образование, и на вас лежит бремя доказательства ценности образования, которое они вам обеспечили своей тяжелой работой.

Деньги многое значат. Но не всё. И даже если они важны для вас, юрфак — не всегда лучший путь к деньгам.

Давайте начнем с основного: диплом юриста не всегда означает, что вы получите работу юриста. Согласно Американской ассоциации адвокатов, только 71 процент выпускников-юристов 2014 года смогли получить постоянную работу по долгосрочному контракту в качестве юриста (учитывалась работа, на которую либо не брали без членства в коллегии, либо охотнее брали с дипломом юриста). Это значит, что каждый четвертый выпускник юрфака либо остался без работы, либо работал где-то, куда бы его взяли и без диплома юриста.

И даже если вы в числе 71 процента, многие юридические должности не очень хорошо оплачиваются. Адвокаты, отстаивающие интересы государства, общественные защитники и городские обвинители, как правило, начинают с зарплат около 45-50 тысяч долларов в год, и даже зарплаты старших адвокатов более чем с десятью годами опыта работы составляют только примерно 80 тысяч долларов в год. (Средняя зарплата американцев с высшим образованием составляет 56 тысяч долларов в год. — прим. Newочем) В этих цифрах нет ничего страшного, но они никого не сделают богачом — особенно если учесть крупные долги за учебу. И нельзя сказать, что такого нельзя достичь в других областях.

Частные фирмы, по крайней мере, крупные, действительно склонны платить больше. У юриста, работающего первый год, зарплата может доходить до 160 тысяч в год, а партнеры крупнейших фирм могут зарабатывать миллионы. Но такую работу трудно получить, особенно студентам, не учившимся в передовых юридических школах. И даже для студентов, которым повезло получить заветную должность, эта дорога может оказаться очень рискованной.

Большинство крупных фирм обладают структурой пирамиды, в которой множество младших юристов постепенно отсеиваются, пока не остаются несколько человек. Остальным приходится уйти. Это значит, что работа юристом в крупной юрфирме — не такая безопасная и стабильная карьера, как многие представляют.

Для большинства адвокатов она становится скорее временной остановкой на пути к другой работе — и обычно не столь прибыльной. Часто они идут в государственные структуры, либо работают корпоративными консультантами. Хоть на этих должностях и шестизначные зарплаты, первая цифра из шести — обычно единица.

Опять же, нет ничего плохого в таких зарплатах. Абсурдно было бы предполагать, что они ведут к каким-то финансовым затруднениям. Но это и не бешеные деньги — это зарплаты, которые вы можете получать в других областях, зачастую без дорогостоящих дипломов высшей степени.

И даже если вы преодолеете все препятствия и дослужитесь до партнера, это все равно не гарантирует стабильность. Партнеры всегда находятся под тяжелейшим давлением — им нужно постоянно приводить новых клиентов и искать дорогие проекты. Неспособные сделать это могут быть исключены из доли доходов фирмы или вовсе уволены.

И если вы способны поступить на хороший юридический факультет, достаточно хорошо там учиться, чтобы получить работу в престижной юридической фирме, а потом дослужиться до партнера, поздравляю: у вас есть навыки и настойчивость, с которыми вы преуспеете в любой профессии! Юриспруденция — не единственный ваш вариант.

6) Не стоит недооценивать денежную стоимость ненависти к своей работе

Когда я работала в крупной юрфирме Нью-Йорка, в кабинете недалеко от моего была женщина, которую очень уважали. Она была старше меня и прославилась за высокое качество работы. Партнеры просили у нее крупные дела. Ее карьера продвигалась очень неплохо.

Пока одним прекрасным утром она не пришла и не уволилась. И не просто из нашей компании — она ушла из профессии. Последнее, что я слышала о ней — она планировала переехать в Луизиану и открыть лавку с кексами.

И она не одинока. Хотя у меня есть друзья, которым нравится работать в сфере права, куда больше тех, кому это не нравится. И удивляться тут нечему, потому что трудно быть счастливым, когда большую часть времени ты проводишь на работе, которую выбрал, потому что она казалась безопасной, а не потому что ты хотел ей заниматься. А когда ты несчастлив, хорошо работать трудно. А юриспруденция полна людей, которые выбрали свою профессию именно по такому принципу, и которые теперь оказались глубоко разочарованы или завязли в депрессии. Даже если вы не один из них, вы с ними работаете, и их проблемы в конце концов становятся вашими.

Это повышает вероятность того, что вы повторите судьбу моей бывшей коллеги: сгорите на работе и уволитесь. Это тоже форма финансовой нестабильности, но ее часто не учитывают, когда выбирают неинтересную карьеру.

7) Не учитесь на юриста, если думаете, что это «отличная специальность на все случая жизни»

Обычно как раз в этот момент люди, просящие у меня совета, ободряюще улыбаются и говорят мне, чтобы я не беспокоилась: они просто хотят поработать в какой-нибудь фирме, чтобы оплатить долги за обучение, а потом займутся чем-нибудь поинтереснее. «Диплом юриста — это же отличный диплом на все случаи жизни! У меня будет такой богатый выбор!», — восклицают они.

Нет.

Диплом юриста — не «отличный диплом на все случаи жизни». Это ложь, распространяемая родителями, которые хотят заманить детей в профессии среднего класса, и юридическими школами, которые хотят отнять у них деньги. Диплом юриста — не диплом на все случаи жизни. Это диплом юриста. Он вас не сделает дипломатом, «старшим советником» по каким бы то ни было вопросам, политиком, банкиром, соцработником, политтехнологом или кем-то

Е.А. Андреасян

СТАНОВЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Теория и практика юридического образования многие десятилетия обсуждаются юридической общественностью России и других стран. Она не сходит с повесток дня различных научных конференций, со страниц юридических журналов, различных научно-методических сообщений, ассоциаций. Необходимость подобных обсуждений обусловливается заботой о качестве подготовки юридических кадров различного рода правоприменителей.

В настоящее время сформировался устойчивый интерес к истории отечественного юридического образования, что, в частности, подтверждается изданием специализированных юридических журналов. Отдельные аспекты, характеризующие подготовку юристов в России, затрагиваются в работах, посвященных истории высшей школы, развитию русского права. Появляются публикации, в которых история юридического образования стала предметом специального исследования.

Анализируя научную литературу по данному направлению, несложно проследить за историей развития юридического образования в России со времен его истоков.

У истоков юридического образования в России стояли Петр I и М. Ломоносов. В 1724 г. указ императора ускорил процедуру создания Академии наук с университетом и гимназией при ней. Так, с момента открытия университета Академии наук (1755 г.) среди трех факультетов был образован и юридический. М. Ломоносов и его научная школа заложили основы для развития высшего юридического образования в России, превращения его в важный фактор становления юридической профессии в стране .

В конце XVIII — начале XIX вв. в России начинает складываться система подготовки юристов, начинается переход к специализации учебных заведений (формируются юридические учебные заведения разных видов). В этот период стали действовать учебные заведения по подготовке юристов общего, универсального характера: юридические факультеты университетов и ведомственные заведения, обеспечивающие подготовку юристов для Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Военного министерства (Училище правоведения, Аудиторское училище и др.). Были также созданы юридические лицеи специального отраслевого характера, выпускавшие специалистов с юридической подготовкой для торговли и промышленности. Эта «профилизация» юридических учебных заведений была вызвана практическими потребностями применения законодательства в разных сферах общественной и хозяйственной жизни страны.

Первоначально юридическое образование опиралось на приглашенных в качестве преподавателей иностранцев, таких как Ф.-Г. Дильтей, И. Пургольд, Ф. Баузе, Х. Штельцер и др. Они преподавали почти все науки, входящие в состав юридического образования. Таким образом, европейская юриспруденция пришла в Россию и оказала определенное влияние на формирование юридического образования, которое для западных государств еще со времен Древнего Рима была основой государственной службы. Среди русских профессоров были отмечены С.Е. Десницкий, И. А. Третьяков, З.А. Горюшин, которые принимали большое участие в развитии российского юридического образования .

Хотелось бы отметить, что обучение юристов в университетах в XIX в., прежде всего, преследовало цель подготовки чиновников для государственного аппарата, задавало определенную направленность их значениям. Характер подготовки юристов в университетах отвечал уровню развития теоретического и практического правоведения, потребностям юридической практики. Становление юридического образования отличалось и тем, что первоначально развивались периферийные университеты и только к середине XIX в. стало налаживаться университетское юридическое образование в столице. Все университеты имели одинаковую структуру и организацию обучения. Должности профессоров замещались на конкурсных началах посредством выборов в Совет университета.

Подготовка студентов-юристов в университетах продолжалась три года и состояла обычно из лекций (по 4 пары в день) и практических занятий, включающих в себя изучение и разбор законодательных актов, судебных дел, подготовку документов и т.д. Особое значение придавалось итоговой проверке знаний, к которой студенты готовились под руководством профессоров. Выдержавшие испытания по курсу обучения «с особым успехом» получали звание «кандидата права», а остальные — действительного студента, что отмечалось в университетском дипломе .

Следует отметить, что история юридического об-разования была бы неполной без вклада М.М. Сперанского, благодаря которому развитие университетского юридического образования сказалось на становлении правоведения: обозначились важнейшие направления правовых исследований,

сформировались школы российских законоведов, было положено начало изданию учебной юридической литературы.

Обобщая результаты научных исследований, можно сделать вывод о сложившейся в Российской империи модели подготовки юристов, выделить ее наиболее существенные признаки, определить те исходные позиции, с которых началось советское юридическое образование.

Во-первых, в дореволюционной России преобладала подготовка юристов в рамках государственного образования.

Во-вторых, предусматривалась единая форма юридического образования — только очная и только высшая.

В-третьих, основной контингент студентов-юристов приходился на юридические факультеты университетов. Меньшая часть училась в специальных заведениях типа Училища правоведения, Александровском и Демидовском лицеях. Юридические факультеты были самыми многочисленными в университетах.

В-четвертых, юридические факультеты являлись не только учебно-методическими, но и научными центрами. На университетских кафедрах работали ведущие ученые, практически все известные юристы этого периода испытали себя в должности преподавателей, велась подготовка научной смены, талантливые выпускники оставались на кафедрах подготовиться к профессорскому званию.

В-пятых, в дореволюционной России сложилась утилитарная модель университета: юридические факультеты готовили будущих государственных чиновников, выпускникам присваивались чины различных классов.

После Октябрьской революции начался демонтаж системы юридического образования как непосредственно связанной с царским режимом, поставлявшей кадры для буржуазного государственного аппарата. Многие профессора и студенты юридических факультетов участвовали в Белом движении. По Декрету СНК от 5 июля 1918 г., все учебные заведения страны передавались в ведение Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) . В итоге оказались закрытыми вузы юридического профиля, находящиеся ранее в подчинении Министерства юстиции и других ведомств. Постепенно прекратили деятельность частные учебные заведения. Для руководства вузами в структуре Наркомпроса создавались специальные подразделения, получившие название Главного управления профессиональнотехнических школ и высших учебных заведений (Главпрофобр). Главпрофобр в основном занимался организационными, материальными и финансовыми вопросами советской высшей школы. Научным, методическим и кадровым центром становился Государственный ученый совет (ГУС), образованный в составе Наркомпроса 20 января 1919 г. .

Высшую школу не могло оставить без внимания и партийное руководство, которое выдвигало задачу ее политического завоевания. Всю работу в этом направлении курировал Агитационно-пропагандистский отдел (АПО) ЦК РКП(б), при котором была создана Лекторская группа — постоянно действующий орган, занимавшийся учетом и распределением преподавателей общественных наук между вузами, который поддерживал постоянную связь с Главпрофобром .

Ведущим научным учреждением, призванным развивать марксистскую теорию, являлась Социалистическая академия общественных наук, образованная в июне 1918 г., которая в 1919 г. была переименована в Социалистическую академию, а в 1924 г. — Коммунистическую академию. В ней были сосредоточены немногочисленные юридические кадры, поддержавшие советскую власть: П.И. Стучка, М.А. Рейснер, А.Г. Гойхбарг и другие, за короткий срок осуществившие работы по опубликованию учебных программ по правовым дисциплинам, а также ведущие работы в русле марксисткой методологии, которые должны были заменить дореволюционные юридические учебники .

В декабре 1918 г. юридические факультеты университетов постепенно закрывались, а согласно Постановлению Наркомпроса от 3 марта 1919 г., на их основе создавались факультеты общественных наук (ФОНы). Первые ФОНы были открыты в Московском и Петроградском университетах (май — июнь 1919 г.). В состав ФОНов входило три отделения: 1) юридико-политическое, 2) экономическое, 3) историческое .

Таким образом, действовавшие учебные планы противоречили идее, положенной в основу ФОНов в момент их организации — объединить и унифицировать все виды гуманитарного образования в рамках этих факультетов. Впоследствии была организована Комиссия по коренной реорганизации преподавания общественных наук в высшей школе, в дальнейшем юридико-политические отделения преобразовывались

в правовые, которые в свою очередь делились на два цикла: судебный и административный. Срок обучения на правовых отделениях ФОНов составлял три года. Все студенты, зачисленные на ФОН, не зависимо от отделения, сначала осваивали общественно-политические дисциплины, целью которых являлось формирование основ марксистского мировоззрения. Наряду с изучением единых для всех студентов ФОНов наук студенты правового отделения осваивали также юридические дисциплины, в основе которых лежали дореволюционные издания, а также новые учебные пособия, подготовленные на местах в порядке собственной инициативы.

Переход к нэпу непосредственным образом затронул юридическое образование. Возрождение рыночных отношений, восстановление денежного обращения, создание банковской сети, развитие международных торговых связей требовали стабильности законодательства и регулирования новых экономических отношений правовыми средствами, а не методами революционного насилия, в связи с чем возникла необходимость ликвидации факультетов общественных наук и осуществления подготовки юристов на отдельных факультетах со сроком обучения до четырех лет по конкретной специализации, которая начиналась уже со второго курса. Также новшеством советского юридического образования стало введение производственной практики, ставшей в последующем обязательной.

В первое десятилетие советской власти сохранялся дореволюционный способ получения высшего юридического образования — только на дневной форме. Однако изменение целей высшего образования, а именно, необходимость обучения партийного и советского актива неминуемо привела к появлению заочного образования. В октябре 1927 г. в МГУ было создано бюро заочного образования с учебным планом, рассчитанным на четырехлетний срок обучения. Однако заочное образование в данный период делало только первые шаги, превращение его в самую массовую форму подготовки юристов оказалось делом будущего .

Юридические институты последовательно утратили значение научных центров. На кафедрах некоторых из них в 30-40-е годы не работал ни один доктор наук, кандидаты наук составляли редкое исключение, центральной фигурой педагогического процесса считался старший преподаватель без ученой степени. Сборники научных трудов выходили с периодичностью один в десять лет. Параллельно с вузовской существовала система ускоренной подготовки юридических кадров в юридических школах, для которых создавались специальные учебники, дававшие весьма усеченное знание о праве .

Война 1941-1945 гг. приостановила развернувшуюся во второй половине 30-х годов практику пополнения всей правоохранительной и правоприменительной системы страны квалифицированными кадрами, имеющими высшее юридическое образование. В то же время, несмотря на официальное приветствие развития высшего юридического образования в советской России, в повседневной практике наблюдалось явное противодействие руководителей различных уровней появлению и складыванию «юридической профессии» в подлинном смысле этого слова. Большинство должностей среднего и высшего юридического звена было заполнено выдвиженцами из партийно-советского аппарата, имеющими необходимые юридические навыки и получающими высшее юридическое образование без отрыва от работы. Это приветствовалось руководством и связывалось самими работниками с возможностью их карьерного роста, в том числе и в неюридической сфере. Несмотря на положительное значение высшего заочного обучения, которое сталинское руководство считало в сложившихся условиях важным слагаемым карьерной стабильности в органах юстиции и МВД, оно же не могло не понимать его ограниченного характера. Другими словами, власть устраивало отсутствие в среде работников некой профессиональной юридической корпоративности, а значит, наличие большой лояльности к ней. Выпускники юридических факультетов, только начинающие свою судебную карьеру в судебнопрокурорских органах, чаще, чем их коллеги — бывшие заочники, оказывались менее внимательными к требованиям своих ведомственных и партийных начальников. Такой ситуацией руководство было недовольно, что впоследствии завершилось массовым уходом молодых выпускников из системы, поиском другой сферы деятельности. В послевоенные годы в силу объективных и, прежде всего, субъективных причин господствующим типом юридического образования стало заочное образование. По своим сущностным характеристикам и практике оно не могло формировать у выпускников в достаточной степени приверженность к ценностям права. Напротив, став обладателем диплома юриста, значительная их часть разрешила свои карьерные планы, успех которых напрямую был связан с конформистской практикой недавних выдвиженцев и заочников одновременно .

С крушением тоталитарной системы, казалось бы, в корне изменится отношение к отвергнутой и ошельмованной с идеологических позиций дореволюционной российской юридической школе и последует востребование выдержавшей испытание временем концепции юридического образования, которая благодаря всесторонней продуманности, взвешенности, выверенности и обкатанности многолетней

практикой академической жизни позволяла успешно осуществлять подготовку высококвалифицированных юристов, принципиальных борцов за торжество правосудия. Но этого не последовало. Произошла всего лишь модернизация советской модели, ее реформирование совсем не в лучшую сторону. Римское право, являющееся фундаментальной основой формирования юридически мыслящего правоведа, восстановлено далеко не в полном объеме. Главным вектором перестройки высшего юридического образования было избрано внедрение в его систему преподавания дисциплин, не имеющих ничего общего или мало что имеющих с юридическими дисциплинами. Срок обучения остался прежним. А посему пришлось потесниться фундаментальным наукам, в число которых попали дисциплины историко-правового цикла .

Во второй половине XX в. наблюдается активное развитие юридической науки и юридического образования. Юриспруденции должное внимание стали уделять и политики. Перестройка и период реформ потребовали от юриспруденции новых подходов, концепций, решений, что было обусловлено необходимостью развития законодательства в России. В последующем были разработаны основные признаки права на образование в Декларации 1999 года, а затем совершенствованы и унифицированы стандарты в актах, принятых в рамках Совета Европы, ЮНЕСКО и СНГ, которые были в определенной степени закреплены в отечественном законодательстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Право на образование в Российской Федерации как конституционное, основное, естественное неотъемлемое право человека закреплено ныне действующей Конституцией РФ, а также федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Законодательство в области образования заявляет о его общедоступности, провозглашая сферу образования приоритетной, что означает первоочередное обеспечение такой политики, реализацию конституционного права и равные возможности на получение образования.

Принятые в 2000 г. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению 521400 и по специальности 021100 «Юриспруденция» отражают основные пути и тенденции развития юридического образования в стране и направлены на унифицирование учебного процесса во всех вузах, независимо от их ведомственной принадлежности и предусмотренных действующим законодательством форм обучения. Эти Стандарты разработаны в 1997-2000 гг. Советом по правоведению УМО университетов РФ при участии профессорско-преподавательского состава ведущих юридических вузов России и обсуждены юридической общественностью. Они представляют собой совокупность норм, правил и требований, в соответствии с которыми высшие учебные заведения должны организовать подготовку юристов, самостоятельно определять дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплины по выбору студента, факультативные дисциплины, вузам предоставлена свобода в выборе специализаций, их наполнении конкретными юридическими дисциплинами исходя из специфики вуза и его ведомственной принадлежности.

В связи с подписанием Россией в 2003 г. Болонской декларации в нашей стране начался переход на новую европейскую систему обучения, предусматривающую серьезные изменения в организации образовательного процесса и базирующуюся на следующих принципах:

1) введение двухуровневой системы обучения;

2) введение кредитной системы;

3) контроль качества образования;

4) расширение мобильности;

5) признание степеней;

6) обеспечение трудоустройства выпускников;

7) обеспечение привлекательности европейской системы образования;

8) обеспечение социальной направленности обучения .

Формирование в перспективе общеевропейской системы высшего образования, разработка обобщенной структуры квалификаций для общеевропейского пространства высшего образования должны способствовать существенному расширению права на получение образования в зоне европейского высшего образования, мобильности учащихся, использованию выпускниками полученных знаний и их практическому применению в рамках всей Европы, гармонизации российской и европейской образовательных систем.

При всей привлекательности Болонского процесса и, как это подчеркивалось неоднократно в документах Европейского союза, приоритет в подготовке юридических кадров должен быть предоставлен и России на основе национальной системы образования. Форсирование Болонского процесса может привести к катастрофическим последствиям и разрушению национальной системы подготовки кадров. Российское юридическое образование, имея собственные национальные особенности, выросло в ХІХ-ХХ

вв. на цивилизованной европейской основе. Уже к концу XIX столетия российское юридическое образование занимало передовые места в мире по подготовке юридических кадров. Имея собственную юридическую доктрину и развиваясь на путях либерально-демократического движения к праву, российские университеты того периода осуществляли подготовку специалистов, не уступая по качеству ни одному университету мира. Российская либерально-демократическая доктрина и вытекающие из нее принципы подготовки кадров широко воплощались в различных учебных курсах, новаторских учебниках и блистательных научно-педагогических кадрах. Учебники того периода по энциклопедии права, курсы по гражданскому и уголовному праву, философии права, логике, курсы по судоустройству не потеряли своей значимости и сегодня.

Перестройка вузовского образования в России на национальной основе и с учетом европейских стандартов — процесс длительный, требующий больших усилий и соответствующей квалификации. Выработка нужных рекомендаций в данном вопросе могла бы быть поручена не чиновникам из аппарата управления, а профессорам вузов и практикам правоохранительных органов.

Литература

1. Колошинская Н.В. Общие тенденции развития юридического образования в императорской России // Юридическое образование и наука. 2004. № 3.

2. Кодан С.В. Становление юридического образования в России (1800-1850 гг.) // Российский юридический журнал. 2001. № 3.

3. Декрет СНК от 5 июля 1918 г. «О передаче в ведение Народного комиссариата по просвещению учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств» // Народное образование в СССР: Сб. документов 1917-1973 гг. М.: Педагогика, 1974.

4. Ящук Т.Ф. Юридическое образование в советской России (1917-1920 гг.) // Юридическое образование и наука. 2004. № 2.

5. Иванова Л.В. Формирование советской научной интеллигенции. 1917-1927. М.: Наука, 1980.

6. Алексеев Н.С., Шилов А.А. 50 лет советского высшего юридического образования // Правоведение. 1967. № 5.

7. Исаев М. О высшем юридическом образовании РСФСР // Советское право. 1927. № 6.

8. Егоров С.А. Рациональный путь совершенствования юридического образования // Юридическое образование и наука. 2004. № 3.

9. Маркитан А.В. «Хождение в юристы» (проблемы юридического образования в советской России в послевоенные годы) // Юридическое образование и наука. 2004. № 3.

10. Побежимова Н.И. Право на образование в России и Болонский процесс // Юридическое образование и наука. 2004. № 2.

Современные юридические науки – это динамично развивающаяся область знаний, и предмет исследования многих ученых. Редколлегия журнала «Современное российское право» взяла на себя обязательство формировать архив юридических статей, опубликованных в издании, чтобы обеспечить доступ к материалам как можно большему числу исследователей. В архиве вы найдете полнотекстовые версии опубликованных статей, снабженные списком рисунков, таблиц, схем, а также перечнем использованной литературы.

Научные статьи по юриспруденции с первых номеров журнала

Юридические статьи, опубликованные в журнале «Современное российское право», прошли проверку в системе www.antiplagiat.ru, подтвердив свою уникальность. Статьи полностью соответствуют редакционной политике журнала, отвечают требованиям актуальности, новизны и представляют интерес для многих исследователей. Обратиться к архиву статей можно абсолютно бесплатно – все материалы опубликованы в свободном доступе на сайте журнала. Помимо текста статьи, в архиве содержится информация об авторе публикации, а каждая публикация снабжена списком ключевых слов, релевантных содержанию материала. Также к статье прилагается перечень использованной литературы, на основании анализа источников можно сделать вывод об актуальности работы автора.

Обращаясь к архиву юридических статей, вы получаете возможность получить ценную информацию, которая может использоваться в вашей профессиональной научной и практической деятельности.

Вернуться в раздел Юридическое образование. Как стать успешным юристом?

Для понимания профессии юриста необходимо четко представлять, кого мы понимаем под словом «юрист» , что такое юриспруденция, каков объект, предмет и методы юриспруденции и обозначить основные понятия, используемые в этой научной отрасли.

Толковый словарь С.Ю. Ожегова и Н.В. Шведовой определяет юриспруденцию как совокупность юридических наук, а также практическую деятельность юристов. В словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона юриспруденция– это наука о праве.

Согласно другому определению: юриспруденция(лат. jurisprudentia– знание права) – 1) профессиональная практическая деятельность юристов; 2) наука о государстве и праве (юридическая наука, правоведение), т.е. теоретическая деятельность в области права или отрасль обществоведения, предметом изучения которой является право, его нормы, институты и отрасли, взаимосвязь права и государства, их роль, социальное назначение и ценность в обществе, общие и частные закономерности возникновения и развития государства и права в их структурном разнообразии.

Наконец, приведем еще одно определение: юриспруденция (правоведение) – это наука о праве и государстве, теоретическая форма и способ производства и организации юридических знаний, представляет собой совокупность общественных знаний о праве.

Как мы видим, прослеживается два основных значения этого термина: наука о праве и практическая деятельность юристов. Но имеет смысл выделить еще одно значение юриспруденции – это также учебная дисциплина, система образования по направлению подготовки «Юриспруденция», согласно федеральным государственным образовательным стандартам, уровням обучения и программам, утвержденным вузом, которая дает основание для занятия профессиональной юридической деятельностью.

На данный момент содержание образовательного процесса юристов на уровне бакалавриата описано в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») (далее – Стандарт образования бакалавра).

Именно данный стандарт является ориентиром для базового высшего юридического образования, как необходимый и достаточный для будущей деятельности. Он формирует профессиональные и общекультурные компетенции, освоение которых является неотъемлемой частью становления юриста.

Для углубленной подготовки предусмотрен Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»), который регулирует обучение на магистратуре.

Следует признать, что система образования по направлению подготовки «Юриспруденция» и система науки «Юриспруденции» в большей части совпадают, поскольку образование это собственно процесс изучения науки юриспруденции, однако в вузе прибавляется ряд дисциплин, необходимых для общего развития и работы юристом (типа экономики, безопасности жизнедеятельности, иностранного языка), но не входящих в науку «Юриспруденция».

Таким образом, юриспруденция предстает перед нами в трех основных значениях:

  • наука о праве;
  • род деятельности (прикладная деятельностьюриста);
  • система обучения по направлению подготовки «Юриспруденция».

Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста». Подробнее об авторе можно узнать .

Статьи про юриспруденцию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *