Ограничения потребления электроэнергии для физических лиц

Чиновники учли кондиционеры, но забыли про отопительные приборы.
В Ростовской области решили сделать плавающую соцнорму на электроэнергию и ввели сезонный коэффициент. Количество киловаттчасов будет меняться в зависимости от времени года. Так, уже с февраля соцнорма снизилась на 10%. Это связано с увеличением светового дня, сообщили в Региональной службе по тарифам Ростовской области.
В связи с многочисленными обращениями жителей Донского края об увеличении социальной нормы в летние месяцы для обеспечения кондиционирования воздуха правительство области обратилось в правительство РФ с предложением о введении сезонного коэффициента к социальной норме потребления электрической энергии, сообщила заместитель руководителя Ростовской региональной службы по тарифам Светлана Сергеева. – Теперь в Ростовской области в летний период, с июня по август, социальная норма увеличивается на 10 %, к объему социальной нормы применяется коэффициент 1,1. В целях соблюдения условий действующего законодательства с февраля по апрель применяется сезонный коэффициент 0,9, понижающий социальную норму на 10%.
То есть сама социальная норма осталась прежней, изменился лишь порядок расходования. С сентября по январь – 100% от нормы, с февраля по апрель – 90%, в мае снова 100%, а в июне, июле и августе – 110%.
Напомним, сейчас для жителей Ростовской области социальная норма составляет 96 киловаттчасов для одного члена семьи, 60 киловаттчасов для второго и 40 киловаттчасов для последующих членов семьи. Тариф по социальной норме – 3,5 рубля за киловаттчас.Фото: East News

Пока идея установить планку энергопотребления, превышение которой превратится для потребителя фактически в тарифный штраф, лишь обсуждается в Белом доме. Впрочем, предложение уже согласовано между Минэкономики и Минэнерго — главными ведомствами, которые должны подготовить решение по данному вопросу, кроме того, принципиально схема одобрена вице-премьером Дмитрием Козаком, который едва ли будет ставить свои визы на «сырых» документах.

Таким образом, это не просто плод канцелярской фантазии, а уже в значительной мере подготовленный план, который считают возможным внедрить в жизнь влиятельные правительственные чиновники. И он так или иначе касается почти каждого жителя России. Впрочем, интересен такой план еще и как образец подхода исполнительной власти к сложным вопросам, которые напрямую затрагивают рядового человека с его житейскими ситуациями.

Итак, правительство планирует ввести лимит на потребление электроэнергии — он будет называться социальной нормой. Именно такой нормой будет ограничен отпуск электричества по ныне действующим тарифам. Его превышение должно вводить в действие новые ставки, гораздо более высокие (сначала повышенные, а затем «экономически обоснованные»). Кроме того, как сообщает «Коммерсантъ», планируется постепенно выравнивать и отменять действующие пониженные тарифы для жителей села и владельцев электроплит. Социальная норма установлена на достаточно высоком уровне — 300 кВт·ч. В среднем один человек в России потребляет около 80 кВт·ч электроэнергии в месяц. Впрочем, норму предлагают рассчитывать не на человека, а на домохозяйство, то есть на потребляющие электричество индивидуальный дом или квартиру.

Превышение лимита на потребление электроэнергии должно вводить в действие новые ставки, гораздо более высокие. Кроме того, планируется отменить действующие пониженные тарифы для жителей села и владельцев электроплит

Необходимость установить лимиты на счетчики жителей России объясняется действительно существующей проблемой — так называемым перекрестным субсидированием. Сейчас тарифы на электроэнергию для населения поддерживаются на относительно низком уровне за счет повышенных счетов за электричество, которые оплачивают промышленные потребители. Бремя таких платежей хотят уменьшить, самих же потребителей побудить несколько ограничить потребление электричества и внедрить различные энергосберегающие меры: не жечь электричество зря, поставить экономные электроприборы и совершить иные разумные и предусмотрительные шаги. В таком виде план действительно может выглядеть как забота о здоровье национальной экономики.

«Сильно заниженные тарифы провоцируют избыточное потребление. Это плохо для всех. Плохо для страны, поскольку приводит к повышенному износу генерирующих мощностей, плохо для тех, кто вынужден оплачивать это за счет налогов и повышенных тарифов, и если чье-то потребление нужно субсидировать, то у этого субсидирования должен быть разумный объем. Ситуация, когда человек включает весь свет и уходит гулять, в такой объем входить не должна», — рассказал «Снобу» экономист Андрей Мовчан, считающий, что предложенная норма вряд ли должна создать какие-то проблемы потребителю.

Такой взгляд возможен и непротиворечив. Однако дальше могут быть вопросы, и прежде всего они относятся к тому, что не вмещается в простые схемы. То есть к реалиям российской жизни, частью которых оказывается действующее электрическое хозяйство.

Наименее обеспеченные граждане будут реже включать обогреватель, реже готовить горячий обед, реже стирать одежду

«За счет введения лимита на потребление электричества в конечном итоге, возможно, и получится сократить потребление электроэнергии, однако это будет достигнуто крайне неуклюжим способом: наименее обеспеченные граждане не смогут позволить себе приобретение новых, более энергоэффективных бытовых приборов, они просто будут реже включать обогреватель, реже готовить горячий обед, если в их доме электроплиты, а также реже стирать одежду. Ни к чему хорошему это не приведет», — рассказала «Снобу» Татьяна Ланьшина, научный сотрудник РАНХиГС, генеральный директор ассоциации участников рынка энергии «Цель номер семь».

По мнению Татьяны Ланьшиной, предлагаемые меры противоречат планам сделать энергоэффективность одним из стимулов технологического обновления российской экономики. Это просто перекладывание бремени на тех, кто не готов его нести.

Сопредседатель Союза потребителей России, член партии «Яблоко» Анатолий Голов обвиняет составителей проекта введения лимита в незнании деталей российской жизни. «Я уже слышал о том, что 300 киловатт-часов в месяц должно всем хватить. Но вот простой пример. Я разговариваю с вами из дачного дома, — рассказал он «Снобу”. — Это старый дачный поселок. Многие остаются здесь жить на весь год. Газа тут нет. Обогреваются люди в основном за счет электричества. Печи остались далеко не везде. Как быть с такими гражданами? Сколько они могут нажечь? А ведь газ не проведен в половину населенных пунктов России».

Генеральный директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин в разговоре со «Снобом» пытается наложить предложения правительства на реалии российской энергетической системы: «Действительно, введение лимита на социальный тариф предлагают многие консультанты по реформе энергетики. Однако предложение хорошо для тех стран, где разделены производители электроэнергии и тепла. У нас же они, как правило, находятся в одних руках. Например, зимой пар, вырабатываемый ТЭЦ, пускается по турбинам для выработки электричества. При этом ночью, когда много электричества не нужно, пар просто стравливают. Почему в этих условиях не начать, прежде всего, с регулирования ночного и дневного тарифа, но нет, у нас вводят тариф с единой ставкой». Михаил Юлкин считает предложение исключительно фискальной мерой, удобной лишь для получения дополнительных сборов. Введение лимита на домохозяйство без учета количества проживающих в нем людей и планы отказаться от льготного тарифа для потребителей электроплит лишь подтверждают этот тезис.

Предложение правительства — исключительно фискальная мера, удобная лишь для получения дополнительных сборов

Наконец, остается вопрос и о том, какой выбор есть у потребителя. «Если вы будете жить в Лондоне, то сможете выбрать почти из двухсот различных поставщиков электричества, — говорит Анатолий Голов. — Они все работают с тем счетчиком, который стоит у вас в квартире, и предлагают разные условия. А у нас вы получаете электричество через монопольные энергосбыты. Они всегда могут требовать, чтобы им платили больше». Как подчеркивает Татьяна Ланьшина, сейчас из-за отсутствия конкуренции в энергосбыте крупные предприятия постепенно переходят на собственные источники электричества, и повышенные тарифы тяжелым грузом ложатся на малые и средние предприятия. Вряд ли правильный выход в этом случае — простое перекладывание этого груза на население при сохранении монопольного положения поставщиков. «Правительство не хочет ничего развивать. Его подход по-прежнему кроить и делить», — отмечает Голов.

Возможно, планы лимита на электричество будут дополнены какими-то смягчающими мерами. Но уже сейчас мы видим общую стратегию действий правительства. В нынешнем виде она проста и закончена: сложная проблема решается примитивной фискальной мерой, в которой граждане России — лишь субъект, обязанный заплатить за нежелание исполнительной власти разбираться в том, как именно устроена жизнь этих граждан. И тем более все ли нормально в хозяйственной машине, меняющей деньги на электричество.

Порядок ограничения режима потребления электрической энергии

в отношении объектов физических лиц

Приостановление подачи электрической энергии в рамках оказания коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов(утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354) (далее Правила предоставления коммунальных услуг), Правилами полного и (или)частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442) .

Отдел по учету и реализации электрической энергии филиалов АО «Югорская территориальная энергетическая компания» организует работу по введению ограничения режима потребления электроэнергии в отношении граждан – потребителей.

1. Настоящий порядок является общим и распространяется на Потребителей, в отношении которых в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации допускается частичное либо полное ограничение подачи электрической энергии.

2. Ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

а) соглашение сторон договора энергоснабжения (поставки) электрической энергии (мощности));

б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:

— неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности), услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа;

— выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;

— невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;

— подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;

в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;

г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

д) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (поставки) электрической энергии (мощности), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности);

ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;

з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;

и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;

к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.

3. Полное ограничение режима потребления влечет за собой прекращение подачи электрической энергии Потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации. При отсутствии такой возможности прекращение подачи электрической энергии осуществляется путем отсоединения энергопринимающих устройств Потребителя от электрической сети. Возобновление режима потребления после введения полного ограничения режима потребления не может рассматриваться как новое технологическое присоединение и не требует заключения нового договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Потребителя, за исключением случаев введения ограничения режима потребления в результате самовольного присоединения энергопринимающих устройств к электрической сети сетевой организации.

4. Частичное ограничение режима потребления влечет за собой снижение объема электрической энергии, подаваемой Потребителю, по сравнению с объемом, определенным в договоре, либо прекращение подачи электрической энергии Потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца. Гарантирующий поставщик (далее ГП) освобождается от обязанности поставить объем электрической энергии, недопоставленный в период ограничения режима потребления, введенного в случае нарушения Потребителем своих обязательств, после возобновления (восстановления до прежнего уровня) подачи электрической энергии.

5. Частичное ограничение режима потребления производится:

— потребителем самостоятельно под контролем сетевой организации;

— сетевой организацией при наличии технической возможности снижения объема электрической энергии, подаваемой потребителю, в случае его отказа самостоятельно произвести ограничение режима потребления либо в случае введения аварийных ограничений.

6. В соответствии с п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг Ресурсоснабжающая организация ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги — через 10 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 2 ежемесячных размера платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

Порядок приостановления или ограничения коммунальной услуги:

а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течении 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничение приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление ) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим дату и факт его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационно системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течении установленного в предупреждении (уведомлении) срока, исполнитель, при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;

в) при непогашении образовавшейся задолженности в течении установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б” настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги;

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) может осуществляться до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня полного погашения потребителем задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности.

Регламент взаимодействия по ограничению режима потребления электрической энергии между АО ЮТЭК и Управляющими компаниями

Правительство отложило введение социальной нормы на электроэнергию на неопределенный срок и пока займется изучением финансовых последствий для населения. Эффекта для энергетики мало, а недовольства много, объясняют чиновники Читать в полной версии Фото: Максим Коротченко / ТАСС

Что случилось?

Правительство отложило введение социальной нормы потребления электричества для населения. Такое решение принято по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака 23 января, сообщил его представитель Илья Джус.

«Принято решение прекратить на неопределенный срок обсуждение предложений о введении дифференцированных тарифов на электроэнергию для населения и поэтапной отмене понижающего коэффициента для квартир с электрическими плитами и индивидуальных жилых домов», — сказал Джус.

По его словам, этот вопрос можно будет снова рассмотреть только после детального определения финансовых последствий для различных категорий граждан. Нужно будет также учесть результаты мониторинга реальных доходов населения по итогам текущего года. Вместо введения соцнормы правительство обсудило другие меры, не связанные с финансовой нагрузкой на население, добавил Джус.

Правительство вернулось к обсуждению введения социальной нормы на электроэнергию в сентябре прошлого года. Тогда соответствующие предложения на совещании у Дмитрия Козака озвучил представитель Минэкономразвития. К 15 января министерство должно было подготовить предложения для правительства. Они почти не изменились с сентября: министерство предложило сохранить базовый тариф при потреблении домохозяйствами до 300 кВт·​ч в месяц. Потребление сверх этой нормы будет оплачиваться по повышенному тарифу, а если счетчик покажет свыше 500 кВт·​ч в месяц, потребители заплатят за электроэнергию по еще более дорогому «экономически обоснованному тарифу». Об этом сообщил «Коммерсантъ» и подтвердил РБК источник в правительстве. Для некоторых регионов границы соцнормы и повышенного тарифа могут быть увеличены до 500 и 700 кВт·​ч, а для домохозяйств, которые не подключены к сетям теплоснабжения и используют электроэнергию для отопления, соцнорма может быть установлена на уровне 3300 кВт·​ч, а повышенный тариф будет вводиться от 3500 кВт·​ч​ (для некоторых регионов эти планки предложено увеличить до 3500 и 3700 кВт·​ч​). Насколько должны были вырасти тарифы для тех, кто не укладывается в соцнорму, не сообщалось.

Зачем нужна тарифная реформа

Правительство уже пыталось ввести соцнорму потребления, но в 2014 году реформа была отложена из-за риска роста социальной напряженности. Реформа должна была помочь снизить перекрестное субсидирование в электроэнергетике: сейчас население платит по заниженным сетевым тарифам, а промышленные потребители — по более высоким, позволяя таким образом госхолдингу «Россети» содержать и строить новые сетевые объекты. Летом, по данным «Коммерсанта», Минэнерго оценивало объем переплаты за население в 368 млрд руб. в 2017 году, к 2022 году эта цифра ​может вырасти до 417 млрд руб.

Почему отложили введение соцнормы?

Минэнерго всегда поддерживало введение соцнормы, это правильное начинание: нужно постепенно снижать перекрестное субсидирование, сказал РБК федеральный чиновник. Но в декабре замминистра энергетики Алексей Текслер попросил Минэкономразвития направить в правительство доклад о том, что введение соцнормы в России преждевременно (копия письма Текслера от 17 декабря есть у РБК). С октября 2018 года Минэнерго получило более 120 обращений граждан, которые считают реформу опасной. Инициаторы обращений сетовали на резкий рост расходов граждан, которые используют электроплиты (льготы на электроэнергию в рамках соцнормы для них предполагается постепенно убрать. Предложение Минэкономразвития практически не имеет смысла: в 300 кВт·​ч​ укладывается почти все население, то есть эффекта для электроэнергетики не будет, зато протестная реакция населения и шум гарантированы, рассуждает источник РБК.

Это подтверждает источник в правительстве: «Перекрестку соцнорма не спасет, а народ возмутит». Кроме того, по его словам, реальной оценки эффекта от изменения тарифов до сих пор нет. Еще одна проблема — в диспетчеризации дифференцированных тарифов, говорит один из собеседников РБК. Не факт, что существующие приборы учета смогут фиксировать разницу потребления, а цифровизация займет много времени и дорого обойдется, добавляет он.

Для реформы тарифов на электричество, которая приведет к их росту, сейчас не лучшее время, говорит политолог Алексей Макаркин. Слишком близко пенсионная реформа, недовольство которой стихло, но никуда не делось, с января вырос НДС, рейтинги власти снижаются, напоминает он. По словам Макаркина, теоретически проведение подобной реформы возможно после парламентских выборов в 2021 году.

Ограничения потребления электроэнергии для физических лиц

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *