Не уступил дорогу машине на главной

В июле 2018 года в Новокуйбышевске произошло ДТП. Петр Горбунов*, выезжая с прилегающей территории на главную дорогу, не уступил путь машине Игоря Семикина*. За это водители получили штрафы: Горбунов — 500 рублей за то, что не предоставил право преимущественного движения, а Семикин — 1500 рублей за езду по обочине.

Горбунов решил оспорить наказание – автомобилист доказывал, что Семикин ехал не по главной, поэтому преимущественного права проезда не имел. Но безуспешно — судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области и Самарского областного суда признали штраф законным. После этого Горбунов подал жалобу в Верховный суд.

ВС: судьям следует учитывать соблюдение ПДД участниками ДТП

Судья ВС Сергей Никифоров обратил внимание, что при вынесении штрафа и его обжаловании Горбунов настаивал, что Семикин ехал по обочине в нарушение ПДД. У заявителя было два довода.

Первый – протокол на Семикина за езду по обочине. Второй – это объяснения Горбунова и его супруги, которые пояснили, что машина Семикина двигалась по краю главной дороги. Судьи ВС также учли запись видеорегистратора, которая подтверждала доводы заявителя.

ВС добавил, что требование уступить дорогу означает: водитель не должен начинать маневр, если это помешает другим участникам движения, которые имеют преимущество. Но езда по обочине не наделяет автолюбителя преимущественным правом движения, подчеркнули в ВС.

Судьи ВС решили, что Горбунов смог привести достаточно доказательств, подтверждающих, что его вины в столкновении с Семикиным не имелось. Поэтому суд отменил ему штраф, а дело прекратил. Соответственно, реабилитированный автолюбитель может рассчитывать на страховое возмещение, чего он и добивался на протяжении года.

*Имена и фамилии изменены

Сотрудники ГИБДД оштрафовали женщину за то, что она не уступила дорогу двигающемуся по встречке автомобилю. Чтобы оспорить штраф 500 рублей, женщине пришлось дойти до Верховного суда. Дело произошло в Перми еще в феврале прошлого года. Однако история разрешилась только сейчас.

Водитель, двигавшийся по встречной полосе в нарушение Правил дорожного движения, не имеет преимущества на дороге

Итак, ситуация была следующей: некая гражданка Борисова выезжала из двора на улицу с односторонним движением. Перед выездом на эту улицу стояли знаки «уступи дорогу», а также знак о том, что эта улица именно с односторонним движением. Дама уступила дорогу всем, кому была должна ее уступить, и выехала. Но беда прилетела с другой стороны, с которой она опасности даже не могла ожидать. По этой улице в противоположном направлении ехал другой автомобиль, которым управлял гражданин Бартоломей. Он, как и следовало ожидать, врезался в машину Борисовой. Благо, обошлось без жертв.

Сотрудники ГИБДД, прибывшие на место аварии, оформили в отношении Бартоломея протокол о нарушении Правил дорожного движения по части 3 статьи 12.16 Кодекса об административных правонарушениях. То есть за движение по встречке. Однако они также оформили протокол на Борисову за то, что она не уступила дорогу автомобилю Бартоломея. Ну, действительно, выезжала под знак «Уступи дорогу» — так будь добра уступить дорогу всем, даже неожиданно прилетевшему НЛО. В общем, протокол был оформлен за нарушение пункта 8.3 Правил дорожного движения. По этому пункту, в соответствии с частью 3 статьи 12.14 КоАП, положено предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Конечно же, гаишники оштрафовали даму на 500 рублей.

Но Борисова с этим не согласилась и обжаловала постановление в суде. Однако и Свердловский районный суд Перми, а затем Пермский краевой суд, и даже заместитель председателя Пермского краевого суда посчитали ее виновной в совершении правонарушения. То есть в том, что она не уступила дорогу тому. Тогда Борисова обратилась в Верховный суд.

Верховный суд просто напомнил то, что написано в ПДД: «согласно пункту 8.3 правил, нарушение которого вменено Борисовой, при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней.

В силу пункта 1.2 правил, требование уступить дорогу означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».

Ключевое слово здесь — «преимущество». Согласно ПДД, указывает Верховный суд, «преимуществом признается право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения».

Бартоломей двигался по улице с односторонним движением во встречном направлении. Это подтверждается схемой ДТП, протоколом, составленным в его отношении, а также тем, что сам он против этого не возражает. Соответственно, нарушая правила, он не имел никаких преимуществ. А значит, у Борисовой не было обязанности уступать ему дорогу.

По этой причине Верховный суд все акты, вынесенные в ее отношении — постановление ГИБДД, судебные решения — отменил, а дело прекратил в связи с отсутствием состава правонарушения.

Надо сказать, что это не первое решение ВС, которое устанавливает, что нарушитель правил дорожного движения не может пользоваться преимуществом перед остальными транспортными средствами. По словам адвоката Льва Воропаева, еще в 2014 году было принято решение Верховного суда о том, что водитель, который двигался по обочине, не имел никакого преимущества перед водителем, который поворачивал налево со своей полосы. Хотя все остальные суды считали иначе. С тех пор позиция региональных судов начала меняться.

Но происходит все это медленно. Буквально через месяц после решения Верховного суда одного автомобилиста признают виновным в ДТП из-за того, что он не уступил дорогу машине, ехавшей по обочине. А водитель, двигавшийся по главной дороге задним ходом, вдруг всеми судами был признан правым, несмотря на то, что двигался задним ходом через перекресток. И только Верховный суд установил, что в данной ситуации у водителя, двигавшегося по второстепенной дороге, не возникло обязанности уступить дорогу тому, кто едет, нарушая правила. Это новая тенденция, и приживается она пока с трудом.

Теперь за выезд на перекресток, если впереди образовался затор, будут присылать «письма счастья». Штраф за это нарушение — 1000 рублей Читать в полной версии Фото: Артем Геодакян / ТАСС

С 1 марта камеры фотовидеофиксации в Москве начали фиксировать продолжительную остановку на так называемой вафельной разметке. За выезд на «вафлю» при запрещающем сигнале светофора накажут штрафом в 1000 рублей.

Сначала штрафы начнут приходить с перекрестка на пересечении Садового кольца и Орликова переулка. Всего на данный момент в Москве «вафельница» нанесена по 103 адресам, где есть проблема запирания перекрестков. Ранее глава столичного Департамента транспорта Максим Ликсутов пообещал, что на всех перекрестках, где нанесена разметка 1.26, появятся камеры.

Москва не первый город в России, где начали штрафовать за выезд на «вафельницы». Руководитель проекта «Пробок.нет» Александр Шумский рассказал, что подобная система уже работает в Краснодаре.

При этом запуск системы не означает, что до этого момента никакого наказания за нарушение правил проезда перекрестков не существовало. Ранее оно было прописано в п. 1 ст. 12.13 КоАП, согласно которому «выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении», также влек за собой штраф в размере 1000 рублей. Однако на практике отслеживать такое нарушение инспекторам было проблематично.

Для запуска автоматического контроля за проездом загруженных перекрестков и были скорректированы ПДД. Теперь обновленная статья, с учетом появления новой разметки, звучит следующим образом: «Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими правилами».

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Ранее эксперимент с новой разметкой проходил в нескольких городах: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Казани, а затем его рекомендовали распространить на другие регионы. После того как новая разметка появилась в ПДД, штрафы при помощи камер фотовидеофиксации может выписывать любой регион.

Близкие к запуску инициативы источники говорят, что хотя сейчас для регионов нет никаких ограничений, чтобы тоже начать штрафовать за такие нарушения, все упирается в позицию местных управлений ГИБДД — там для начала хотят оценить, как запуск нововведения пройдет в Москве.

Вафельная разметка наглядно показывает водителям, где находятся границы перекрестка, объяснили в Центре организации дорожного движения (ЦОДД). Такое нововведение, как показали результаты экспериментов, должно позволить увеличить скорость движения в утренние часы пик на 80%, а в вечерние – на 15%.

Штраф нарушителю придет, если его автомобиль находился на разметке с нулевой скоростью пять и более секунд. В ЦОДД объяснили, что на перекресток можно выезжать только в том случае, если его можно будет проехать без остановки. При этом неважно, какой именно сигнал светофора горит нарушителю.

«Правила запрещают выезд на занятый другими транспортными средствами перекресток независимо от сигнала светофора. А вот тем машинам, которым создана помеха, обязательно должен гореть зеленый, и этот фотоматериал у нас будет», — пояснили в ЦОДД.

В штрафном постановлении будет шесть фотографий нарушения с указанием даты и времени: четыре снимка самого нарушения с рисунком траектории движения, включая увеличенный кадр с номером машины и обзорный кадр с автомобилем, которому создана помеха, а также фотографии режима работы светофоров. Кроме того, каждое нарушение будет записываться на видео, что послужит доказательной базой при оспаривании штрафа.

Первая камера теперь будет фиксировать положение транспортного средства нарушителя, а вторая – делать обзорную фотографию перекрестка с фиксацией наличия транспортного средства, которому создается препятствие. Первая камера проведет машину нарушителя и зафиксирует остановку на время более пяти секунд в то время, когда светофор меняет сигнал с зеленого на красный. Одновременно на пересекаемой улице производится фиксация транспортного средства, которому создается помеха.

«И утром, и вечером наблюдается одна и та же проблема: некоторые водители игнорируют правила дорожного движения и выезжают на перекресток, хотя машины впереди просто стоят, – рассказали в ЦОДД. – Таким образом, когда другому направлению загорается зеленый, им просто некуда ехать. Разметка была нанесена больше года назад, поэтому водители уже должны были привыкнуть к ней. Мы рассчитываем, что администрирование этого вида нарушения должно дисциплинировать водителей. К тому же сотрудников ГИБДД стало существенно меньше на дорогах, поэтому без видеоконтроля не обойтись в Москве. Наши специалисты будут внимательно следить за каждым перекрестком и качеством администрирования».

В ЦОДД отчитались, что дополнительно проинформировали автомобилистов о начале фиксации за остановку на вафельной разметке. Накануне запуска нововведения дорожный патруль ЦОДД раздал более сотни листовок в районе названных перекрестков, кроме того, сообщения о начале фиксации более двух недель выведены на всех дорожных табло.

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Анонсированное нововведение уже вызвало ажиотаж в соцсетях ЦОДД. Автомобилистов волнует, как камеры, а затем и сотрудники центра обработки административных материалов будут реагировать на неоднозначные ситуации.

«Бывают случаи, когда машины начали движение на перекрестке, а уехать с него не могут, так как в их ряд с другого ряда лезут другие водители. И получается, добросовестным водителям придет штраф. Как в такой ситуации быть?», — спросил один из пользователей в Instagram-аккаунте ЦОДД.

Другого автомобилиста волнует следующая проблема: «Передо мной резко тормозит машина, а я на «вафле». Или резко глохнет что-то передо мной — и мне штраф».

Есть и те, кто просит нарисовать «вафлю» на проблемных, по их мнению, перекрестках. «Вафля нужна в Красногорске на Ильинке около 2-й поликлиники. Вечером не выехать с улицы Павшино, Ильинка стоит в сторону Волоколамки. А водители еще и поджимаются специально», — пожаловался пользователь Евгений Алексеев.

На это в ЦОДД заявляют, что остановка на перекрестке из-за внезапного торможения впередиидущих машин не может служить оправданием нарушения: «В момент выезда на перекресток водитель должен быть уверен, что проедет его без остановок и что выезд с перекрестка свободен. Если такой уверенности нет, выезжать на пересечение проезжих частей нельзя».

Другое дело, если на перекрестке с вафельницей организован левый поворот и поворачивающий водитель остановился, пропуская встречный трафик или пешеходов. В таком случае штрафа не будет. Ранее на встречах с активистами заместитель руководителя ЦОДД Александр Евсин объяснял, что если водители не уверены в том, что успеют выполнить маневр, то на перекресток лучше не выезжать и подождать, когда ситуацию можно будет лучше спрогнозировать.

Не уступил дорогу машине на главной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *