Энергосервисные контракты

>Энергосервисный контракт по 44-ФЗ

Содержание

Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

В ряде случаев такое госконтракт закрепляет договорные отношения на длительный период. За короткий срок меньше шансов получить реальную экономию. Заказчику нужно предвидеть результат, обеспечить условия выполнения принятых на себя сторонами обязательств, создать возможности для окупаемости оборудования. Иногда эти сроки превышают 10 лет. При таких долгосрочных планах сложнее предвидеть риски по расходам и точно рассчитать эффективность.

Заказчику необходимо четко представлять тот объем ресурсов, который он имеет без энергосбережения. На основании этого нужно уметь рассчитывать планируемый объем потребления. Заказчику потребуется заложить и учесть возможность непредвиденных факторов в виде изменений погодных условий или резкого увеличения числа потребителей. Потребуется ему думать и над правом собственности на оборудование.

Сэкономленные средства могут перераспределяться на увеличение заработной платы сотрудников (письмо Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Как заключить энергосервисный контракт

Закон дает заказчику право заключать ЭСК, это дополнительно подчеркнуто в письме Минэкономразвития от 09.09.2015 № Д28и-2618. При этом с 2010 года государственные и муниципальные учреждения обязаны минимизировать объем потребления воды, топлива, природного газа, тепловой энергии в течение пяти лет (ст. 24 № 261-ФЗ). С 2011 года требования распространились на все государственные (муниципальные) учреждения: казенные, бюджетные, автономные (подтверждено письмом Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Заказчики могут заключать энергосервисный контракт по результатам электронных способов определения поставщика (ст. 108 44-ФЗ). На основании ч. 2 ст. 108 он заключается отдельно от контрактов:

  • в области деятельности субъектов естественных монополий;
  • на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению;
  • по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам;
  • на поставки электроэнергии, мазута, угля, топлива в целях выработки энергии.

Одновременно условия энергосервисного контракта могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (ст. 20 261-ФЗ).

Основной объем деятельности приходится на энергосервисные контракты в бюджетной сфере (его образец представлен в конце статьи), в жилищном секторе и в промышленности.

ВАЖНО! С 01.04.2019 вступает в силу постановление правительства №1618 от 21.12.2018. В нем указано, что в плане закупок энергосервисные контракты придется прописывать отдельной строкой. Подробнее об этом рассказали в статье «Установили особенности энергосервисных контрактов».

Особенности заключения

В документации как к конкурсу, так и аукциону, а также в извещении о запросе котировок заказчику нужно указать начальную (максимальную) цену и привести расходы на поставку ресурсов каждого вида с указанием их количества (ч. 3 ст. 108 44-ФЗ).

НМЦК определяется по фактически подтверждаемым расходам на поставку энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанных расходов. Для энергосервисных контрактов сроком исполнения более одного календарного года НМЦК определяется умножением. Например имеем такие исходные данные:

  • фактический объем потребления энергетического ресурса за 2016 г. — 463 261 кВтч;
  • стоимость единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении закупки — 6,3 рубля;
  • минимальное целое количество лет, составляющих срок исполнения договора, — 5.

Получаем НМЦК 463 261 х 6,3 х 5 = 14 592 721,5 рубля.

Размер обеспечения исполнения ЭСК определяется заказчиком в размере от 5% до 30% (ч. 16 ст. 108 44-ФЗ).

Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде процента экономии расходов на поставку энергоресурсов в соответствии с предложением победителя закупки (ч. 13 ст. 108 44-ФЗ):

  • в соотношении с указанным в документации максимальным процентом на основании п. 1 ч. 3 ст. 108;
  • на основании подлежащего уплате исполнителю процента экономии с минимальным размером на основании п. 2 ч. 3 ст. 108;
  • в виде минимального размера экономии расходов заказчика, максимальный процент от которой может быть уплачен победителю в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 108.

При заключении указывается экономия в натуральном выражении расходов заказчика на поставку энергоресурсов по каждому виду таких ресурсов. Показатели рассчитываются в соответствии с пунктами 1, 2, 3 ч. 3 ст. 108.

Оплата энергосервисного контракта осуществляется на основании предусмотренного в нем размера экономии энергорасходов заказчика и процента такой экономии. Экономия определяется по ценам на действующие энергоресурсы за период исполнения договорных отношений.

Требования к содержанию

Действующим законодательством определено, кем устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта. Такими полномочиями наделили правительственные органы. Постановлением Правительства от 18.08.2010 № 636 установлены два приложения, которые содержат Требования к условиям и особенности определения НМЦК.

Требования к некоторым условиям ЭСК определены необходимостью:

  • наличия перечня мероприятий энергоэкономии с техническим описанием каждого мероприятия и сроками выполнения;
  • отсутствия компенсации участникам затрат при проведении подготовительных работ для подачи своей заявки;
  • определения размера экономии энергоресурса для стороны исполнителя;
  • наличия положения, по условиям которого обязательство исполнителя по экономии считается исполненным при достижении или превышении того размера экономии, который был закреплен в договорном документе;
  • учета факторов, которые влияют на размер экономии и исполнения договорных отношений, вплоть до изменения площади и объемов помещений;
  • обозначения механизма распределения между сторонами договора дополнительной экономии энергетического ресурса;
  • указания начального и конечного срока достижения предусмотренного договором размера экономии.

Образец энергосервисного контракта по 44 ФЗ

Образец энергосервисного контракта 2019 года

Пример для бюджетной сферы

Пример для сферы ЖКХ

Энергосервисные контракты по 44-ФЗ

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое энергосервисные контракты по 44-ФЗ
  • Особенности заключения энергосервисных контрактов по 44-ФЗ
  • Как правильно заключить энергосервисный контракт 44-ФЗ

Энергосервисные контракты по 44-ФЗ – это соглашение, которое заключается для того, чтобы повысить уровень энергосбережения и эффективности потребления. Этот документ регулируется определенными федеральными законами, подзаконными актами и сопровождается некоторыми особенностями, которые лучше знать и понимать, чтобы не было сложностей при его оформлении.

Согласитесь, одно дело, когда имеется исчерпывающее представление о содержании и сути соглашения, его правовой основе, и другое – когда все делается и оформляется «поверхностно», что в дальнейшем обязательно скажется на результатах такой сделки. О том, в чем же именно сложности и плюсы контракта по энергосервису, читайте далее.

Энергосервисные контракты по 44-ФЗ – что это такое

Экономия энергоресурсов – одна из первостепенных задач современности, особенно актуальная для предприятий, которые специализируются на подаче, распределении и перераспределении ресурсных благ. Соглашение между заказчиком и исполнителем, целью которого является экономия и оптимизация распределения энергоресурсов, называется энергосервисным контрактом (ЭСК).

Чаще всего подобные соглашения заключаются на достаточно продолжительный период, поскольку по результатам долговременного сотрудничества можно извлечь максимальную выгоду. Подготовка к заключению контракта – сложный и трудоемкий процесс, в ходе которого специалист должен проанализировать риски и сделать соответствующий вывод об эффективности планируемой сделки. Договор заключается по инициативе заказчика и является автономным документом, который составляется отдельно от других соглашений.

Согласно 44-ФЗ действие ЭСК распространяется на:

  • проведение мероприятий по предоставлению водных ресурсов, подаче тепла и газа потребителям;
  • предоставление услуг по подключению к объектам технического обеспечения;
  • поставку электроэнергии, а также основных видов топлива, используемых для выработки энергии.

Стоит отметить, что решение о заключении энергосервисного контракта по 44-ФЗ может быть принято только по результатам соревновательного процесса, открытых торгов или анализа имеющихся на рынке предложений.

Читайте также: «Описание объекта закупки по 223-ФЗ: что нужно знать заказчику на подготовительном этапе»

На этапе подготовки документов о закупке обязательно следует обозначить начальную максимальную стоимость контракта. При этом в ходе расчетов учитывают фактические затраты прошедшего периода.

Пример: объем потребленной электроэнергии в прошлом году составил 132 500 кВт/ч. Цена киловатта на момент размещения информации о проведении закупки равен 8 рублям. Период действия соглашения – 7 лет. Начальная максимальная стоимость контракта представляет собой произведение всех перечисленных параметров. Итак, получаем: 132 500 × 8 × 7 = 7 420 000 рублей.

Помимо этого, закупочная документация должна содержать подробные сведения о затратах на поставку энергоресурсов (объем, стоимость товаров работ и услуг) и один из следующих пунктов:

  • Размер сбережения финансов заказчика и максимальный процент экономии, который может получить исполнитель в соответствии с условиями контракта. При подаче заявки на закупку или при торгах участник должен обозначить стоимость энергосервисного контракта или процент сбережения.
  • Предполагаемый процент сбережения денежных средств заказчика на поставку энергетических ресурсов и минимальный процент экономии, который должен получить исполнитель за выполнение условий энергосервисного соглашения. При участии в торгах или в процессе оформления заявки потенциальный исполнитель должен указать сумму денежных средств, соответствующую разнице между затратами заказчика и планируемой экономией.
  • Минимально возможная сумма экономии финансов заказчика на поставку энергоресурсов и максимальный процент экономии, который может получить исполнитель по результатам выполнения условий ЭК. При оформлении заявки на закупку или в процессе торгов потенциальный исполнитель должен указать сумму, соответствующую разнице между затратами заказчика и выгодой (за вычетом оплаты труда исполнителя).

При выборе исполнителя посредством проведения соревновательной процедуры или запроса котировок одно из вышеперечисленных условий обязательно должно включаться в заявку потенциальным исполнителем энергосервисного соглашения, ведь именно информация о стоимости контракта чаще всего является решающим фактором при принятии решения заказчиком.

Если закупка осуществляется по результатам проведения электронного аукциона, торги, как правило, сопровождаются снижением одного из указанных показателей. В этом и заключается главное преимущество ЭСК. Подобная схема сотрудничества не обязывает заказчика рисковать личными средствами или обращаться в кредитную организацию в целях получения займа.

Поиском финансов обычно занимается энергосервисная организация. Высокая вероятность возврата инвестиций является гарантией заинтересованности энергосервисной компании в достижении максимального эффекта от внедрения технологий и максимальной эффективности предлагаемых технических решений.

Все положения контракта должны соответствовать нормам отечественного законодательства. Здесь стоит сказать о том, что в действующих нормативно-правовых актах описаны далеко не все нюансы построения энергосервисных отношений. Пробелы в законодательстве в совокупности с большим количеством рисков значительно усложняют поиск исполнителя для ЭСК.

Стоимость контракта и период учета расходов заказчика на поставку энергоресурсов устанавливаются высшим исполнительным органом государственного управления. Подробное описание всех предъявляемых Правительством требований можно найти в Постановлении № 636 от 2010 года.

Ценность энергоресурсов и необходимость оптимизации их расходования подтверждается основными целями и программами работы различных государственных органов, компаний и корпораций. Более того, даже законодательство нашей страны обязывает осуществлять деятельность по подаче и распределению энергетических ресурсов в соответствии со строгими принципами экономии и регулярно проводить комплекс мероприятий, направленных на снижение потребления ресурсных запасов.

Особенности заключения энергосервисных контрактов по 44-ФЗ

Как мы уже упоминали в статье, соглашения в целях экономии ценных ресурсов целесообразно заключать на длительный период, поскольку вероятность получения реальной выгоды в таком случае гораздо выше. Заказчику нужно спрогнозировать результат, обеспечить условия выполнения договора, а также сделать все возможное для рентабельного и эффективного использования оборудования. Недостатком долгосрочного взаимодействия является сложность просчета рисков и вычисления точных размеров экономии.

Перечислим основные группы рисков, которые нужно учитывать при заключении энергосервисного соглашения:

  • риски, связанные со стремительным ухудшением финансового положения заказчика;
  • риски, связанные с неточностями прогнозирования изменения стоимости ставок;
  • риски, связанные с некорректными данными, полученными в результате обследования объекта;
  • риск изменения основных принципов энергосервисного взаимодействия на законодательном уровне;
  • риск поломки оборудования в результате нарушения правил его использования.

Для начала заказчику нужно точно установить, каким объемом ресурсов он может распорядиться без энергосбережения. После этого следует рассчитать предполагаемый объем потребления. В процессе расчетов заказчик должен учесть возможность наступления непредвиденных ситуаций, таких как изменение погоды или стремительное увеличение количества потребителей. Еще одним обязательным условием является определение права собственности на оборудование.

Все средства полученной выгоды могут быть направлены на повышение заработной платы подчиненных сотрудников.

Энергосервисный контракт является самостоятельным документом. В действующем законодательстве четко указано, что оказание услуг по энергосбережению не может являться частью договора на поставку или отведение водных ресурсов, снабжение газовой или тепловой энергией, подключение к коммуникационным сетям.

Единственным исключением являются договоры приобретения/реализации и поставки энергетических ресурсов – такие соглашения могут включать блок с условиями ЭСК.

В случае, когда предметом контракта является аудит энергоресурсов, поставщик должен представить доказательства, подтверждающие членство в саморегулируемой организации. Получить свидетельство о членстве может только та компания, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами действующих законодательных актов.

Заключение энергосервисного контракта по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

При заключении энергосервисного контракта по 44-ФЗ заказчик обычно следует следующему алгоритму:

  • определить наиболее подходящий метод выбора поставщика;
  • подготовить пакет документов для осуществления закупки;
  • разместить информацию о предстоящей закупке;
  • провести закупку;
  • определить потенциального исполнителя для достижения цели по экономии ресурсов;
  • составить проект контракта и направить его потенциальному исполнителю для ознакомления и согласования всех нюансов;
  • заключить договор с победителем;
  • принять оказанные услуги и подтвердить их выполнение документально;
  • перевести денежные средства поставщику.

1. Определение наиболее подходящего метода выбора поставщика.

Выбрать исполнителя энергосервисного контракта заказчик может посредством:

  • проведения соревновательной процедуры;
  • объявления открытых торгов;
  • запроса текущих цен на оказание услуг по энергосбережению.

Помимо этого, энергосервисный контракт также может быть заключен по результатам проведения интернет-закупок.

Правоустанавливающие положения Федерального закона регламентируют право заказчика на проведение тендера в целях определения исполнителя ЭСК в два этапа.

2. Разработка содержания.

В соответствии со стандартами действующего законодательства энергосервисный контракт должен содержать перечень мероприятий, проведение которых поможет сократить энергозатраты и повысит эффективность расходования ресурсных благ.

Заказчик может самостоятельно составить подобный список или включить в контракт те пункты, которые предложил участник в своей заявке. При выборе второго варианта следует обязательно упомянуть тот нюанс, что выплата денежной премии за подготовку документации участнику не осуществляется.

В начале контракта рекомендуется указывать подробное трактование понятия экономии энергоресурса, которое обеспечивается исполнителем. Значимыми параметрами экономии являются: ее количественные и качественные характеристики, а также временные рамки, в течение которых будет достигнута основная цель по энергосбережению.

Читайте также: «Что такое конкурентная закупка: основные требования и этапы проведения»

ЭСК также должен обязательно включать в себя такие пункты, как:

  • конкретный срок, в течение которого исполнитель должен получить деньги за свою работу;
  • размер неустойки, которую должен будет выплатить исполнитель контракта в том случае, если цель контракта не будет достигнута;
  • размер штрафа при неисполнении обязательств по договору;
  • алгоритм перехода используемого оборудования в полное распоряжение заказчика;
  • информацию о том, допускается ли полная/частичная уступка права требования оплаты по энергосервисному соглашению.

Предметом энергосервисного контракта по 44-ФЗ является повышение эффективности расходования ресурсных благ за счет оказания услуг поставщиком. Основная цель ЭСК достигается за счет проведения мероприятий, исчерпывающий перечень которых должен быть указан в договоре.

Согласно условиям контракта на заказчика возлагаются обязательства в виде систематического перечисления выплат исполнителю в виде установленного процента от достигнутой экономии на протяжении всего срока действия соглашения. Размер отчислений указывается в специальном разделе соглашения.

Продолжительность действия договора не может быть меньше четырех недель. В данном случае от длительности взаимодействия зависит его успешность.

Сроки оплаты заказчиком достижения целевого размера экономии могут варьироваться от пяти дней до четырех недель с момента дня окончания указанного периода.

Для каждого мероприятия, направленного на повышение эффективности расходования ресурсных благ, устанавливается свой срок исполнения. Истечение срока действия контракта не освобождает стороны от гарантийных обязательств. В энергосервисном контракте также должен присутствовать раздел с описанием объектов, на которых будут проводиться мероприятия по сбережению энергетических ресурсов. Заказчик должен предоставить исполнителю актуальную информацию о состоянии всех функционирующих построек (сведения о наличии и количестве устройств учета электроэнергии, качественных характеристиках, дате возведения объекта и т.д.).

Помимо этого, заказчик обязан гарантировать соблюдение санитарных, технических и эксплуатационных требований к тем учреждениям, на которых будут проводиться работы.

В отдельном разделе контракта указывается объем энергоресурсов, который был потреблен в прошлом периоде (обычно это 365 прошедших дней). Весь отчетный период разбивается на месяцы.

Количественные характеристики, полученные до начала проведения мероприятий по энергосбережению, указываются на основании показаний приборов учета. Эта информация фиксируются в акте об объеме потребления энергоресурсов, который является неотъемлемой частью энергосервисного договора.

Перед началом проведения мероприятий, направленных на экономию энергоресурсов, сторонам следует определиться с факторами, от которых зависит количество потребляемой электроэнергии (температурный режим, особенности погоды, численность потребителей ресурсного блага, нюансы изменений в работе оборудования, частота включения аппаратуры и т. д.).

После того как исполнитель начнет осуществлять деятельность по энергосбережению в соответствии с установленным планом, заказчик должен систематически проверять показания оборудования и записывать все полученные сведения. По требованию исполнителя заказчик в течение 72 часов обязан предоставить первичную документацию с информацией об объеме потребления энергоресурсов.

Размер экономии определяется отдельно по каждому виду ресурсного блага. Процент экономии рассчитывается путем сравнения объема ресурсов, потребленных за прошлый период и показателей, достигнутых в ходе выполнения мероприятий по энергосбережению.

Стоит отметить, что следование плану по повышению эффективности расходования ресурсных благ возможно только при условии соблюдения строительных и технических стандартов, государственных регламентов, санитарных норм и правил.

Заказчик имеет право потребовать документацию, подтверждающую качество применяемых исполнителем материалов. Соответствующие сертификаты должны быть предоставлены заказчику не позднее, чем через 72 часа после поступления запроса.

После окончания работ исполнитель в течение 120 часов должен уведомить заказчика о выполнении всех мероприятий плана. Аналогичный временной отрезок дается сторонам на подписания документов, подтверждающих удовлетворенность заказчика исполненным планом. Если у заказчика есть претензии, он должен направить в адрес исполнителя энергосервисного контракта уведомление об отказе принятия работ с указанием срока устранения недостатков.

3. Определение цены соглашения.

Расчет стоимости энергосервисного контракта также имеет ряд особенностей, подробное описание которых содержится в Постановлении правительства.

Стоимость энергосервисных контрактов, которые заключаются на один год или меньше, рассчитывается по следующей формуле:

НМЦК = объем энергопотребления за прошедшие 365 дней × стоимость одной единицы ресурсного блага в настоящий момент.

Если речь идет о долгосрочных контрактах, формула определения стоимости выглядит следующим образом:

НМЦК = объем потребленных за прошедшие 365 дней ресурсов × стоимость одной единицы ресурсного блага × на предполагаемый срок действия соглашения.

4. Подготовка документации и заключение соглашения.

При составлении плана закупок сведения о заключении энергосервисных контрактов указываются отдельной строкой.

На момент составления графика мероприятий по экономии энергоресурсов заказчик уже должен рассчитать начальную максимальную цену контракта. В соответствии с нормами действующего законодательства стоимость исполнения контракта может достигать 1/3 начальной максимальной цены договора.

Особенности проведения закупки в первую очередь будут зависеть от того метода, при помощи которого заказчик будет выбирать исполнителя энергосервисного контракта.

Стоит отметить, что процесс рассмотрения заявок отличается от традиционного варианта проведения соревновательной процедуры или запроса котировок в плане возможных колебаний ценовых показателей договора. Так, если закупка проводится в форме аукциона, то процесс торгов сопровождается не снижением начальной максимальной цены контракта, а поступлением и рассмотрением вариантов изменения стоимости контракта и возможного процента экономии в ходе проведения мероприятий плана.

Энергосервисный контракт – это договор, предметом которого является сбережение энергоресурсов и повышение эффективности их расходования. Более детальная проработка законодательных норм, регулирующих отношения в рассматриваемой сфере, сделает участие в энергосервисном взаимодействии более привлекательным для исполнителей и позволит найти новые решения по экономии оптимизации потребления ресурсных благ.

Контракты, которые предполагают поставки энергосервисных услуг, носят название энергосервисных. Они имеют некоторые особенности, и порядок их заключения содержится в отдельной статье 44-ФЗ.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Какими правовыми нормами регулируется

Заключение энергосервисных контрактов регулируется двумя федеральными законами и несколькими подзаконными актами, что усложняет процедуру его подписания.

Особенностям заключения энергосервисных контрактов посвящена ч. 19 ст. 108 44-ФЗ. Здесь сказано, что Правительством РФ устанавливаются определенные требования к условиям подписываемого энергосервисного контракта. В частности, на уровне Правительства определяются требования к условиям исполнения контракта и его оплаты, особенности определения НМЦК и период, в который учитываются расходы заказчика на поставку энергоресурсов.

Указанные требования детализируются Правительством РФ от 18 августа 2010 года №636.

На то, что заказчик наделен правом подписания энергосервисных контрактов, дополнительно указывается в письме Минэкономразвития от 2015 года № Д28и-2618. При этом государственные и муниципальные учреждения должны минимизировать объемы потребления энергоресурсов (газа, тепла и воды) в течение 5 лет, начиная с 2010 года. Это указано в ст. 24 261-ФЗ. С 2011 года требование распространилось и на казенные, бюджетные, автономные учреждения.

Понятия энергосбережения и энергоэффективности детализированы в ст. 2 261-ФЗ. В ч. 1 ст. 26 этого закона установлена обязанность государственных заказчиков закупать товары с учетом принципов энергоэффективности и учитывать класс энергопотребления при закупках.

Согласно последним правкам, к энергосервисным контрактам теперь относят и договоры на закупку услуг по реализации сжиженного газа, который используется как моторное топливо.

Понятие

Седьмая Глава законодательства о контрактной системе в закупочной отрасли определяет специфику закупки товаров, работ и услуг. Одной из указанных закупочных процедур выступает определение победителя для производства работ для роста энергоэффективности при использовании энергоресурсов. Например, водоснабжение, поставка топлива или угля.

Результатами торгов подобного рода становится подписание энергосервисного контракта.

Энергосервисные контракты по 44-ФЗ – это госконтракты, которые подписываются заказчиками в целях внедрения энергосберегающих технологий. Предмет и цели энергосервисных контрактов прописаны в ч. 1 ст. 108 44-ФЗ.

Цель такого контракта состоит в получении экономии на энергоэффективных технологиях при оплате энергоресурсов.

Особенности заключения энергосервисных контрактов

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Данные соглашения могут предполагать уменьшение расходов заказчика или увеличение эффективности потребления ресурса. Они заключаются на длительный срок.

Связано это с тем, что достигнуть за короткий период экономии бывает очень сложно. Достаточно часто сроки энергосберегающих контрактов превышают 10 лет. При подобных долгосрочных контрактах бывает весьма нелегко оценить эффективность его заключения и просчитать потенциальные риски. Заказчику необходимо четко спрогнозировать потребление энергоресурса без учета энергосбережения, а также заложить влияние непредвиденных факторов в виде изменения погоды или резкого роста численности потребителей.

В ч. 2 ст. 108 44-ФЗ указано, что государственные контракты на энергосервисные услуги заключаются отдельно от договоров поставки на ресурсы от естественных монополий. На основании ч. 2 ст. 108 44-ФЗ такие контракты подписываются отдельно от договора на водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и газоснабжение, подключение к инженерным сетям, на поставку мазута и топлива, подключение к энергосетям.

При этом условия энергосервисного контракта могут быть включены в договоры купли-продажи и поставки энергоресурсов, согласно ст. 20 261-ФЗ.

Если контракт предполагает оказание энергоаудиторских услуг, то компания-поставщик должна состоять в специализированном СРО и подтвердить указанный факт документально. В качестве документального подтверждения выступает свидетельство о членстве в СРО. Для получения указанного свидетельства поставщик должен соответствовать всем законодательным требованиям №261-ФЗ. Так, в штате компании должно быть как минимум 4 лица с должным уровнем квалификации.

Порядок заключения: алгоритм действий

Для заключения энергосервисного контракта заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Выбрать способы определения поставщика.
  2. Сформировать закупочную документацию.
  3. Опубликовать извещение о закупке в ЕИС.
  4. Провести закупочную процедуру.
  5. Выбрать победителя закупки.
  6. Подготовить и направить ему проект контракта.
  7. Подписать контракт с победителем.
  8. Принять оказанные услуги и подписать итоговую документацию.
  9. Оплатить услуги поставщика.

Выбор способа определения поставщика

Для определения поставщика по энергосервисному контракту по ст. 108 44-ФЗ заказчик может использовать один из нижеупомянутых способов:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос котировок.

Согласно ст. 108 44-ФЗ, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты по результатам проведения электронных закупок.

По ч. 2 ст. 57 44-ФЗ у заказчика есть возможность проведения двухэтапного конкурса на право подписания энергосервисного контракта.

Согласно Приложению №1 к ПП №636 к энергосервисному контракту, он должен содержать в своем составе перечень мероприятий, которые проводятся исполнителем и направленные на повышение энергоэффективности и энергосбережение.

При этом если самостоятельно заказчик не может подготовить данный перечень, то в контракт включается перечень из переданной заявки участника, с которым подписывается контракт. Но также здесь должно содержаться условие о том, что компенсация затрат на подготовку документации на участие в торгах участником не производится.

В договоре следует прописать определение экономии энергоресурса, которое обеспечивается исполнителем. Экономия должна определяться на основании денежного выражения, которое вычисляется на основе данных о стоимости единицы энергоресурса на дату размещения закупочной документации.

В отношении экономии должны быть указаны ее размер, возможности распределения дополнительной экономии и период, когда будут достигнуты показатели энергосбережения. Так, согласно письму Минфина от 2010 года №02-03-06/5448, сэкономленные на энергоресурсах средства могут перераспределяться на увеличение зарплаты сотрудников.

Также госконтракт содержит такие типовые условия, как:

  1. Сроки оплаты по договору.
  2. Штрафные санкции при недостижении исполнителем компенсации.
  3. Штрафные санкции при неисполнении обязательств по договору.
  4. Порядок перехода прав собственности на поставленное оборудование в пользу заказчика.
  5. Положение о том, что полная и частичная уступка права требования оплаты по энергосервисному контракту допускается (или наоборот).

По «Методическим рекомендациям …» по подготовке энергосервисных контрактов от 2017 года №15627-НП/Д07и, которые были составлены Минэкономразвития, предметом договора или госконтракта становится повышение энергоэффективности заказчика за счет оказания услуг поставщиком. Перечень мероприятий для достижения указанной цели прописывается в виде приложения к контракту в разделе «Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

К обязательствам заказчика относится регулярная оплата в пользу исполнителя в виде фиксированного процента от достигнутой экономии в течение всего срока действия договора. Данный процент отдельно фиксируется в разделе «Цена контракта».

Сроки действия договора определяются с учетом п. 11 Постановления Правительства от 2010 года №636. Они устанавливаются с учетом достижения размера экономии от действий подрядчика и не могут быть менее месяца.

С учетом п. 13 указанного постановления сроки оплаты заказчиком достижения целевого размера экономии должны составлять 5-30 дней с момента дня окончания указанного периода. Окончательные расчеты осуществляются по факту достижения размера энергосбережения.

Сроки выполнения энергосберегающих мероприятий выступают существенным условием контракта. При этом окончание срока контракта не освобождает стороны от гарантийных обязательств.

В разделе с объектом контракта перечисляются объекты, на которых исполнитель будет осуществлять работы по повышению энергоэффективности. Характеристики и режимы использования энергоресурсов обычно прописываются в приложении к контракту. В отношении указанных объектов заказчик обязуется передать исполнителю актуальные сведения (в частности, о наличии приборов учета, технических характеристиках, дате постройки и типе ограждения и пр.).

Заказчик также должен гарантировать соблюдение санитарно-гигиенических, технических и эксплуатационных требований к объектам.

В разделе с базовым уровнем потребления прописывается уровень потребления энергоресурсов за предыдущий период. Объективно указанный период должен быть не менее года с учетом климатических и природных особенностей. Разбивку потребления стоит указывать помесячно.

Уровень потребления энергоресурсов до энергосберегающих мероприятий указывается на основании показания приборов учета. Они фиксируются в акте об объеме потребления энергоресурсов, который прикладывается к госконтракту и становится его неотъемлемой частью.

Сторонам следует определиться с факторами, которые влияют на объем потребления энергоносителей. Это температура за окном, изменение количество потребителей ресурса, изменение функционального режима энергоустановок, площадь помещения, продолжительность отопительного сезона и пр.

В ходе исполнения контракта заказчик фиксирует изменения в энергопотреблении за установленный временной промежуток (месяц или день). Заказчик по требованию исполнителя в течение 3 дней предоставляет первичную документацию с объемом потребления энергоресурсов.

Размер достигнутой экономии определяется по каждому виду ресурса по отдельности: по газу, воде, углю и пр.

Процент экономии определяется путем сопоставления базового потребления и достигнутого после энергосберегающих мероприятий.

В разделе с энергосберегающими мероприятиями приводятся обязанности сторон по реализации определенных действий для повышения энергоэффективности в соответствии с планом-графиком их внедрения.

При выполнении данных мероприятий должны учитываться действующие на территории РФ строительные нормы, государственные стандарты, технические регламенты, санитарные нормы и правила. Все используемые материалы должны иметь сертификаты, которые предоставляются заказчику исполнителем в течение не более 3 дней после поступления запроса.

Обычно в контракт включаются условия о том, что исполнитель в течение 5 дней после завершения выполнения услуг по повышению энергоэффективности должен уведомить об этом факте заказчика. После получения уведомления у сторон есть 5 дней на подписание акта сдачи-приемки результатов мероприятия. Либо заказчик должен направить официальное уведомление об отказе принять работы и предоставить разумные сроки для устранения недостатков.

Исполнитель по договору имеет право оказать дополнительные услуги, но без увеличения цены контракта.

Расчет НМЦК

Кроме тех условий, которые указаны выше, особенностью контракта является то, что его цена рассчитывается в особом порядке.

В приложении №2 ПП №636 Правительством устанавливаются особые условия для расчета и формирования НМЦК. Так, для контрактов, которые заключаются на период один год (либо на более краткосрочный период) цена определяется путем умножения фактического объема энергопотребления за год со стороны заказчика и стоимости энергоресурса на дату публикации извещения.

Для контрактов, которые заключаются на долгосрочный период (на календарный год и дольше), для определения НМЦК заказчику нужно перемножить фактический объем потребления за прошлый год, стоимость энергоресурса на дату публикации и минимальное количество лет, которые прописаны в контракте. Если заказчик оплачивает энергоресурсы по разным тарифам, то следует учитывать средневзвешенную цену.

При этом оплата по энергосервисному контракту производится в виде определенного процента экономии исходя из цен, которые действовали на период исполнения договора на основании ч. 13 ст. 108 44-ФЗ.

Формирование документации и проведение процедуры

Согласно Постановлению Правительства №1618, которое вступило в силу с апреля 2019 года, энергосервисные контракты в плане закупок подлежат указанию отдельной строкой. В ЕИС они публикуются с пометкой «Энергосервисные торги».

При формировании плана закупок заказчику следует определиться с тем, что контракт предполагается подписать с целями обеспечения энергоэффективности. К моменту подготовки плана-графика уже требуется рассчитать начальную цену контракта. Согласно ч. 16 ст. 108 44-ФЗ, размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется как 5-30% от НМЦК.

Проведение закупочной процедуры будет варьироваться в зависимости от выбранного заказчиком способа определения поставщика.

Сама схема проведения процедуры оценки заявок и их рассмотрения отличается от классической схемы проведения конкурса или запроса котировок исходя из особенностей определения цены контракта. Если закупка проводится в формате аукциона, то при этом в ходе торгов происходит снижение не НМЦК, а ценовых предложений по сумме, цене контракта и проценте экономии.

Таким образом, энергосервисный контракт – это особенное соглашение, которое направлено на энергосбережение у заказчика и повышение его эффективности. В закупочной документации на проведение торгов на поставку энергосберегающих технологий заказчику необходимо прописать начальную цену контракта и привести расходы на поставку энергоресурсов каждого вида с указанием их количества. НМЦК по таким контрактам определяется исходя из фактически подтвержденных расходов на поставку энергоресурсов за прошлый год и не может превышать их.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. N 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» (с изменениями и дополнениями)

В Закон о размещении государственных и муниципальных заказов внесли поправки. Так, в него включили новую главу. Она касается государственных и муниципальных энергосервисных договоров (контрактов). Их предмет — действия, направленные на энергосбережение и повышение энергоэффективности.

Установлены требования к условиям таких контрактов.

В частности, должен быть сформирован перечень мероприятий, которые осуществляются исполнителем. При этом заказчик обязан обеспечить свободный доступ к объектам, в отношении которых предполагается их реализовать. Необходимо определить размер экономии энергоресурсов и т. д.

Закреплены особенности, с учетом которых определяется начальная (минимальная) цена контракта (лота) на энергосервис.

Если срок исполнения составляет 1 календарный год и меньше, она устанавливается следующим образом. Фактический объем потребления энергоресурса за прошлый год умножается на стоимость единицы данного ресурса (т. е. на тариф). Если срок больше, то минимальное целое количество лет, составляющих его, умножается на фактический объем потребления за прошлый год и на стоимость единицы энергоресурсов, установленную на дату объявления об отборе.

О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)

Постановление Правительства Российской Федерации
№ 636 от 17.08.2010

Вложения :&nbsp
Скачать документ (формат .docx)(0.02 MB)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 2010 г. N 636

О ТРЕБОВАНИЯХ

К УСЛОВИЯМ ЭНЕРГОСЕРВИСНОГО КОНТРАКТА И ОБ ОСОБЕННОСТЯХ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ ЭНЕРГОСЕРВИСНОГО

КОНТРАКТА (ЦЕНЫ ЛОТА)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

(преамбула в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

Установить:

требования к условиям энергосервисного контракта согласно приложению N 1;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) согласно приложению N 2.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Приложение N 1

к Постановлению Правительства

Российской Федерации

от 18 августа 2010 г. N 636

ТРЕБОВАНИЯ

К УСЛОВИЯМ ЭНЕРГОСЕРВИСНОГО КОНТРАКТА

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

1. Наличие перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного контракта (далее соответственно — перечень мероприятий, исполнитель, контракт), с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения, сформированного государственным или муниципальным заказчиком энергосервисного контракта (далее — заказчик), включенного в конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию об открытом аукционе в электронной форме, извещение о проведении запроса котировок.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

При невозможности формирования перечня мероприятий заказчиком — включение в контракт перечня мероприятий, сформированного в заявке участника закупки, с которым заключается контракт.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

Перечень мероприятий может формироваться на основании:

энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования и включаемого заказчиком в конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию об открытом аукционе в электронной форме, извещение о проведении запроса котировок;

актуальных на дату формирования перечня мероприятий сведений об объекте (при отсутствии у заказчика энергетического паспорта или изменении информации об объекте (объектах) со времени его составления). Для формирования перечня мероприятий может использоваться информация о количестве объектов (зданий), годе постройки, типе ограждающих конструкций, годе капитального ремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергетический ресурс, наличии приборов учета используемого энергетического ресурса, об объеме потребления энергетического ресурса за предыдущие периоды, указанная заказчиком в конкурсной документации, документации об аукционе, документации об открытом аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок, и дополнительная информация, собранная участниками закупки на объекте (объектах) самостоятельно.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

Обеспечение заказчиком свободного доступа потенциальных участников закупок к объектам, в отношении которых предполагается осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

2. Отсутствие компенсации участникам закупок затрат, понесенных ими при проведении подготовительных работ для подготовки конкурсного предложения, предложения на аукцион, открытый аукцион в электронной форме или ответа на запрос котировок.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

3. Определение размера экономии энергетического ресурса, который должен обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта в натуральном выражении исходя из размера экономии в денежном выражении, сложившегося в результате определения исполнителя государственного (муниципального) заказа на энергосервис путем проведения конкурса, запроса котировок, аукциона (в том числе открытого аукциона в электронной форме), на условиях, предусмотренных для закупок частью 3 статьи 108 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и стоимости единицы энергетического ресурса, действующей на дату опубликования и (или) размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, запроса котировок, направления приглашения принять участие в закрытом конкурсе или аукционе (далее — объявление о проведении отбора).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

Определение стоимости единицы энергетического ресурса при осуществлении расчетов за поставку (куплю-продажу, передачу) энергетического ресурса по нескольким ценам (тарифам) как средневзвешенной цены (тарифа), равной отношению суммы произведений объемов поставки (купли-продажи, передачи) энергетического ресурса, потребляемых заказчиком в течение не менее 6 календарных месяцев, предшествующих дате объявления о проведении отбора, по которым осуществлялись расчеты энергетического ресурса, и цен (тарифов), по которым осуществлялись расчеты за соответствующие объемы энергетического ресурса, к суммарному объему поставки (купли-продажи, передачи) энергетического ресурса.

4. Указание размера экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, который должен обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта в течение срока его действия с учетом изменения факторов, влияющих на объем потребления энергетических ресурсов, а также долей размера экономии в натуральном выражении, которые должны обеспечиваться исполнителем за определенный период (далее — доли размера экономии).

(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

5. Наличие положения, предусматривающего, что обязательство исполнителя по обеспечению экономии расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов считается исполненным, если размер экономии (доли размера экономии), достигнутой в результате исполнения контракта, в натуральном выражении равен или больше размера экономии (доли размера экономии) энергетического ресурса, указанного в контракте.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

Определение размера экономии (доли размера экономии), достигнутого в результате исполнения контракта, как разницы между объемом потребления заказчиком энергетического ресурса за период, равный календарному периоду достижения установленного в контракте размера экономии (доли размера экономии), определенного до начала реализации перечня мероприятий, и объемом потребления заказчиком энергетического ресурса, определенным после реализации исполнителем перечня мероприятий и с учетом изменений факторов, оказывающих влияние на объемы потребления энергетических ресурсов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

При определении размера экономии (доли размера экономии), достигнутого в результате исполнения контракта, в натуральном выражении используется значение объема потребления энергетического ресурса до начала реализации исполнителем перечня мероприятий за календарный период, соответствующий календарному периоду достижения предусмотренного контрактом размера экономии (периоду достижения доли размера экономии).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

Если период достижения предусмотренного контрактом размера экономии (период достижения доли размера экономии) составляет более одного года, то значение объема потребления энергетического ресурса до начала реализации исполнителем перечня мероприятий может определяться с учетом признания равенства значений объема потребления энергетического ресурса в каждом году до начала реализации исполнителем перечня мероприятий значению объема потребления энергетического ресурса в году, предшествующем началу реализации исполнителем перечня мероприятий.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

6. Определение объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий, осуществляемое одним из следующих способов:

при наличии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса, — на основании планируемого объема потребления энергетического ресурса, сформированного заказчиком по фактическим данным об объеме потребления энергетического ресурса, определенным при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса в предшествующий период до реализации исполнителем перечня мероприятий;

при отсутствии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса:

при установке исполнителем прибора учета используемого энергетического ресурса и фиксации сторонами данных об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученных при помощи этого прибора за период, который составляет не менее одного календарного месяца до начала реализации перечня мероприятий, данные об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученные при помощи указанного прибора учета, принимаются как объем потребления с учетом пункта 8 настоящих требований;

расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении.

(п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

7. Выбор порядка определения объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении после реализации исполнителем перечня мероприятий, осуществляемый одним из следующих способов:

на основании объемов, зафиксированных прибором учета используемого энергетического ресурса в течение определенного сторонами периода, который составляет не менее одного календарного месяца;

расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении.

(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

8. Учет при определении размера экономии, достигнутого в результате исполнения контракта, факторов, влияющих на объем потребления энергетического ресурса (изменение режимов функционирования и (или) функционального назначения энергопотребляющих установок, изменение количества потребителей энергоресурсов, площади и объемов помещений, существенное изменение погодных условий — среднесуточной температуры наружного воздуха, среднесуточной температуры наружного воздуха в отопительный период, продолжительности отопительного периода).

9. Определение размера экономии, достигнутого в результате исполнения контракта, без учета экономии (разности между данными об объеме потребления энергетического ресурса, используемыми до установки прибора учета используемого энергетического ресурса, и данными, полученными при помощи установленного прибора учета), полученной за счет установки прибора учета используемого энергетического ресурса.

10. Определение механизма распределения между сторонами контракта дополнительной экономии энергетического ресурса, составляющей произведение цены (тарифа) энергетического ресурса, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящих требований, и положительной разницы между размером достигнутой в результате исполнения контракта экономии в натуральном выражении и размером экономии в натуральном выражении, который должен обеспечиваться исполнителем по условиям заключенного контракта. В случае если при определении исполнителя по энергосервисному контракту был установлен фиксированный процент в денежном выражении экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетического ресурса, то при указанном распределении процент величины дополнительной экономии, уплачиваемый исполнителю, не может превышать указанный фиксированный процент.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

11. Указание начального и конечного срока достижения предусмотренного контрактом размера экономии, а также периодов достижения долей размера экономии, продолжительность которых не может быть менее одного месяца и более одного года.

12. Включение в контракт положения, согласно которому размер платежа устанавливается как процент от достигнутого размера экономии соответствующих расходов заказчика на оплату энергетического ресурса, определенного в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующий энергетический ресурс, фактически сложившимся за период достижения предусмотренного контрактом размера экономии, покрывающий в том числе расходы исполнителя по реализации перечня мероприятий.

Определение в целях оплаты энергосервисного контракта фактически сложившихся за период исполнения контракта цен (тарифов) на соответствующие энергетические ресурсы как средневзвешенной цены (тарифа), равной отношению суммы произведений объемов поставки (купли-продажи, передачи) энергетического ресурса и тарифов (цен), по которым осуществлялись расчеты за соответствующие объемы энергетического ресурса, сложившиеся за период достижения размера экономии (доли размера экономии), к суммарному объему поставки (купли-продажи, передачи) энергетического ресурса за этот период.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

13. Определение сроков оплаты заказчиком долей размера экономии по контракту, которые должны составлять 5 — 30 дней со дня окончания периода достижения доли размера экономии, за который осуществляются расчеты. Окончательные расчеты по контракту должны осуществляться сторонами по факту достижения предусмотренного контрактом размера экономии.

14. Заключение контракта в отношении объекта, на котором до даты заключения контракта собственником или соответствующей эксплуатирующей организацией обеспечено соблюдение всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения.

В случае невыполнения указанных требований и норм информация об этом указывается в контракте и мероприятия по обеспечению их выполнения включаются в перечень мероприятий.

15. Включение следующих обязанностей исполнителя:

обеспечение надлежащих условий для осуществления заказчиком текущей деятельности, соответствующих законодательству Российской Федерации, включая требования технических регламентов, государственных стандартов, строительных норм и правил, других нормативов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов;

обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергетических ресурсов.

16. Включение следующих обязанностей заказчика:

предоставление актуальных сведений об объекте, в том числе о количестве объектов (зданий), дате постройки, типе ограждающих конструкций, дате капитального ремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергетический ресурс, наличии приборов учета используемого энергетического ресурса, в отношении которого планируется осуществлять мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в перечень мероприятий;

надлежащее содержание и обслуживание объекта, если такие обязанности не возложены условиями контракта на исполнителя, в отношении которого осуществляются мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в перечень мероприятий, а также оборудования, установленного в ходе проведения указанных мероприятий;

обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергетических ресурсов;

осуществление допуска представителей исполнителя на объект, в отношении которого осуществляются мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в перечень мероприятий;

предоставление исполнителю информации об изменении условий договоров купли-продажи и поставки энергетического ресурса, экономия которого должна обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

17. Указание в качестве меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательства по достижению определенной в контракте доли размера экономии в течение соответствующего календарного периода начисления исполнителю неустойки (штрафа, пеней), рассчитанной как произведение одной сотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на произведение цены (тарифа) энергетического ресурса, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящих требований, и разницы между размером экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, который должен был быть обеспечен исполнителем по контракту в соответствующий календарный период, и фактически достигнутым в результате исполнения контракта в соответствующий календарный период размером экономии в натуральном выражении, на количество дней в соответствующем календарном периоде, в котором указанная экономия не достигнута.

Указание в качестве меры ответственности за неисполнение заказчиком обязательства по оплате энергосервисного контракта неустойки (штрафа, пеней), которая начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного энергосервисным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера платежа, который должен быть уплачен заказчиком.

(п. 17 в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

18. Указание в качестве меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соблюдению параметров условий деятельности заказчика, установленных законодательством Российской Федерации, включая требования технических регламентов, государственных стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов при выполнении мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, обязанности исполнителя безвозмездно устранить выявленные недостатки и компенсировать убытки, возникшие у заказчика в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) указанного обязательства.

При указании в качестве меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соблюдению согласованных сторонами режимов и условий использования энергетических ресурсов заказчиком в обязанности заказчика входят безвозмездное устранение выявленных недостатков и возмещение убытков, возникших у исполнителя в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) указанных обязательств.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

19. Наличие условия о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем у заказчика в ходе осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Приложение N 2

к Постановлению Правительства

Российской Федерации

от 18 августа 2010 г. N 636

ОСОБЕННОСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ ЭНЕРГОСЕРВИСНОГО

КОНТРАКТА (ЦЕНЫ ЛОТА)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

1. Для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых равен или меньше одного календарного года, начальная (максимальная) цена определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год и стоимости единицы энергетического ресурса. При этом стоимость единицы энергетического ресурса равна цене (тарифу), по которой заказчик осуществляет расчеты за поставку (куплю-продажу, передачу) энергетического ресурса и которая действует на дату объявления о проведении отбора.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

2. В случае если заказчик осуществляет расчеты за поставку (куплю-продажу, передачу) энергетического ресурса по нескольким ценам (тарифам), стоимость единицы энергетического ресурса определяется как средневзвешенная цена (тариф), равная отношению суммы произведений объемов поставки (купли-продажи, передачи) энергетического ресурса, потребляемых заказчиком за один календарный месяц, предшествующий дате объявления о проведении отбора, и цен (тарифов), по которым осуществлялись расчеты за соответствующие объемы поставки (купли-продажи, передачи) энергетического ресурса, к суммарному объему поставки (купли-продажи, передачи) энергетического ресурса.

3. Для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых составляет более одного календарного года, начальная (максимальная) цена контракта определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год, стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

4. В случае закупок на энергосервис путем проведения конкурса, запроса котировок или аукциона, в том числе открытого аукциона в электронной форме, на условиях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 и пунктами 2 и 3 части 10 статьи 108 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предложение участника закупок о размере экономии в денежном выражении определяется как произведение экономии расходов заказчика на поставки энергетического ресурса в натуральном выражении за весь период действия энергосервисного контракта и стоимости единицы энергетического ресурса, которая указана в конкурсной документации, документации об аукционе, документации об открытом аукционе в электронной форме и извещении о проведении запроса котировок.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 N 859)

Энергосервисный договор

Энергосервисный договор – это договор предметом, которого является осуществление энергосберегающих мероприятий на объекте заказчика за счет исполнителя, с последующим распределением достигнутого позитивного результата от энергосберегающих мероприятий между исполнителем и заказчиком.

Скачать образец энергосервисного договора:

Какие разделы должен содержать энергосервисный договор

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»

Энергосервисный договор должен содержать

  1. Условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора.
  2. Условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов.
  3. Иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.

Энергосервисный договор может содержать

  1. Условие об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного договора согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия.
  2. Условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов.
  3. Условие об определении цены в энергосервисном договоре исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора, в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов.
  4. Иные определенные соглашением сторон условия.

Нужна консультация? Звоните — 8(499)490-60-60. Ответим на любые вопросы.

Требованиях к условиям контракта на энергосервис для государственных заказчиков

Также, давайте посмотрим на некоторые разделы постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис»

  • Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты). Контракт на энергосервис заключается отдельно от контрактов на поставки энергоресурсов.
  • Наличие в контракте перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности, установленного конкурсной документацией, документацией об аукционе, в извещении о проведении запроса котировок, либо сформированного в заявке участника размещения заказа.
  • Отсутствие компенсации участникам размещения заказов затрат, понесенных ими при проведении подготовительных работ для подготовки конкурсного предложения, предложения на аукцион, в том числе аукцион в электронной форме, или ответа на запрос котировок.
  • Определение размера экономии энергоресурса в натуральном выражении.
  • Регламентированы составляющие указанных показателей, а также меры ответственности за неисполнение контракта.
  • Определены особенности определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис, предусматривающие учет таких факторов, как срок исполнения контракта, осуществление заказчиком расчетов за поставку энергоресурса по нескольким тарифам, и способ размещения заказа.

Энергосервисный договор для государственных заказчиков

Цена энергосервисного договора для государственных заказчиков

  • Начальная (максимальная) цена договора (контракта) на оказание энергосервисных услуг определяется с учетом фактических расходов, понесенных заказчиком по контрактам на поставки соответствующих видов энергетических ресурсов за предыдущий год, и не может превышать указанные расходы.
  • В Энергосервисном договоре (контракте) отражается как:
  • Фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту.
  • Подлежащий уплате исполнителю по контракту фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер такой экономии в денежном выражении.
  • Минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент такой экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту.
  • Иные условия, определенные сторонами в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации, регулирующим условия договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов.
  • Примерные условия договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа), включающих в себя условия энергосервисного договора (контракта), устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Что такое энергетический сервис

Энергетический сервис — это услуга главной целью, которой является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчика.

Другими словами, исполнитель, как правило, коммерческая организация, проводит ряд энергосберегающих мероприятий на объекте заказчика за свой счет.

Экономия, прибыль или позитивный денежный результат, который заказчик получает на своем объекте за счет энергосберегающих мероприятий, делится между исполнителем и заказчиком.

Энергетический сервис пример 1

Исполнитель инвестируем в энергосберегающие мероприятия на объекте заказчика 10 миллионов рублей. Ежегодная экономия, которую получает заказчик от внедренных энергосберегающих мероприятий – 4 миллиона рублей на протяжении 10 лет.

Эти 4 миллиона могут быть распределены следующим образом: 1 миллион идет на погашение тела инвестиции, которую сделал исполнитель. 1,5 миллиона это проценты за кредит, которые исполнитель оплачивает банку за тело инвестиции (15% годовых от 10ти миллионов рублей).

Оставшиеся 1,5 миллиона могут быть поровну разделены между исполнителем и заказчиком как прибыль от внедренных энергосберегающих мероприятий.

Энергетический сервис пример 2

Исполнитель проводит энергосберегающие мероприятия на объекте заказчика и получает фиксированный % от достигнутого экономического эффекта.

В 2010 году исполнитель инвестировал в энергосберегающие мероприятия на объекте заказчика 2 миллиона рублей. В 2011 году исполнитель инвестировал 800 тыс. руб. В 2012 году 4 миллиона рублей.

С 2010 по 2020 год исполнитель получает 65% от экономии, достигнутой за счет этих энергосберегающих мероприятий.

Особенности энергетического сервиса:

  • потребитель энергоресурса не должен предварительно нести никаких затрат и расходовать какие-либо средства
  • риск ответственности за получения энергосберегающего эффекта берет на себя компания, которая реализует проект
  • все затраты на проект, после его реализации, возмещаются платежами, которые производятся из полученной экономии средств на оплату энергетических ресурсов.

Срок действия энергосервисного соглашения:

  • С момента заключения до выполнения всех обязательств сторонами.
  • Энергосервисный договор не может быть менее чем срок, необходимый для достижения установленной величины экономии энергетических ресурсов. Срок должен быть достаточным для окупаемости установленного исполнителем оборудования.

Еще по теме энергосбережение и энергетический паспорт:

  • Пример отчета по энергетическому обследованию
  • Обследование системы освещения
  • Разработка муниципальной программы энергосбережения

Энергосервисные контракты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *