След преступника

Пока ещё эту работу не видела широкая публика, на днях был прогон, на который были приглашены орловские историки.

Как выразился режиссёр спектакля и художественный руководитель театра Валерий Симоненко, они были в шоке, в хорошем смысле этого слова. Те, кому уже удалось посмотреть спектакль, сходятся во мнении, что это хорошая, добротная и интересная работа.

Спектакль об Иване Грозном — ​это вовсе не скороспелое решение на злобу дня, идея рассказать о царе Иване со сцены театра приходила уже лет десять назад. Но, видимо, было не время. А тут вроде как самое то, 450-летие города, основанного именно этим царём.

— Все привыкли видеть Грозного через Эйзенштейна или Лунгина, но мы пошли своим путём, — ​говорит Валерий Симоненко. — ​У нас спектакль музыкальный. Известно, что Иван Грозный сам писал музыку и стихи. И мы включили некоторые произведения в спектакль.

Вот что говорил о литературном даровании царя известный академик Д. С. Лихачёв: «Смелый новатор, изумительный мастер языка, то гневный, то лирически приподнятый (как, например, в своём завещании 1572 г.), мастер «кусательного» стиля, всегда принципиальный, всегда «самодержец всея Руси», пренебрегающий всякими литературными условностями ради единой цели — ​убедить своего читателя, воздействовать на него — ​таков Грозный в своих произведениях».

Как кто-то верно заметил, что все народы, хотя бы из чувства самосохранения, постоянно подчёркивают свои исторические достижения, и только мы почему-то вырываем из контекста самые проблемные эпизоды нашей истории и с упоением начинаем их запоздало бичевать, а зачастую и откровенно домысливать. В русской истории есть разные страницы, но не стоит забывать о светлых и достойных гордости. И возможно, таковых у нас больше, нежели чем у всего Запада.

— Мы ставим спектакль о человеке, подчёркиваю, человеке, а не царе, который волею судьбы взошёл на трон, — ​говорит Валерий Симоненко. — ​А время то было жёсткое и жестокое. Иван рос в обстановке дворцовых заговоров, беспощадной борьбы за власть враждующих между собой боярских родов. Наверное, трудно в этой атмосфере постоянных интриг и убийств сохранить душу.

Валерий Симоненко: — Личность человека в истории играет огромную роль

Многие историки говорят, что резкий перелом в характере Ивана Грозного произошёл после смерти его жены Анастасии. Ему тогда было 30 лет. А вот какие восторженные слова оставил один из современников царя в эпоху Избранной Рады: «Обычай Иоаннов есть соблюдать себя чистым пред Богом. И в храме, и в молитве уединённой, и в совете боярском, и среди народа у него одно чувство: «Да властвую, как Всевышний указал властвовать своим истинным Помазанникам!» Суд нелицеприятный, безопасность каждого и общая, целость порученных ему государств, торжество веры, свобода христиан есть всегдашняя дума его. Обременённый делами, он не знает иных утех, кроме совести мирной, кроме удовольствия исполнять свою обязанность; не хочет обыкновенных прохлад царских… Ласковый к вельможам и народу — ​любя, награждая всех по достоинству — ​щедростию искореняя бедность, а зло — ​примером добра, сей Богом урождённый Царь желает в день Страшного суда услышать глас милости: «Ты еси Царь правды!»

Режиссёр Симоненко вовсе не пытается выставить Ивана Грозного «белым-пушистым» и признаёт, что были в период его правления и деспотизм, и тирания. Однако если говорить о «массовом терроре», в результате которого было уничтожено около четырёх тысяч человек, было бы неправильно замолчать и другие факты и цифры.

Сколько людей отправили на тот свет западноевропейские современники Ивана Грозного: испанские короли Карл V и Филипп II, король Англии Генрих VIII и французский король Карл IX? Во время синхронное правлению Ивана Грозного — ​с 1547 по 1584-й — в одних только Нидерландах, находившихся под властью Карла V и Филиппа II, «число жертв… доходило до 100 тыс.». Из них было «сожжено живьём 28 540 человек». Французский король Карл IX 23 августа 1572 года принял активное «личное» участие в так называемой Варфоломеевской ночи, во время которой было зверски убито «более 3 тыс. гугенотов». Таким образом, за одну ночь было уничтожено примерно столько же людей, сколько за всё время террора Ивана Грозного. «Ночь» имела продолжение, и в общем во Франции погибло тогда в течение двух недель около 30 тыс. протестантов. В Англии Генриха VIII только за «бродяжничество» вдоль больших дорог были повешены 72 тысячи бродяг и нищих. В Германии при подавлении крестьянского восстания 1525 г. казнили более 100 тыс. человек. Но, видимо, кому-то очень надо вырывать российские события из контекста мировой истории.

Одна из страниц программки спектакля «Иван Грозный» посвящена его реформам, в которых много конструктива. И некоторые законодательные моменты живут в нашей госсистеме и поныне.

— Личность человека в истории всё-таки играет огромную роль, — ​говорит Валерий Симоненко. — ​И, наверное, одной из главных задач государства должно стать воспитание личности, а не просто подданных, которые будут молча смотреть на проходящую мимо или сквозь них историю.

Жанр спектакля определён как хроника, перед зрителем предстанет жизнь царя с его детства до последних дней. Поэтому Ивана Грозного будут играть четыре человека: в детстве — ​Глеб Верижников, в юности — ​Вячеслав Федин, в зрелости — ​Александр Столяров, в финале — ​Валерий Симоненко.

Этот спектакль откроетновый сезон театра в октябре.

След преступника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *