Государственная регистрация товарищества

Правоспособность товарищества собственников жилья появляется с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц. Таким законодательным актом является Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Главами 3 и 4 данного Закона определяется порядок государственной регистрации создания юридических лиц.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется путем внесения записи в государственные реестры и представляет собой акт уполномоченного органа. В качестве уполномоченного органа исполнительной власти Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» установлено, что с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц осуществляет Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. — Федеральная налоговая служба.

Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» утверждено Положение о Федеральной налоговой службе. В соответствии с п. 1 указанного Положения налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, и ведет в установленном порядке Единый государственный реестр юридических лиц (эту деятельность осуществляют инспекции ФНС России и управления ФНС России по субъектам Российской Федерации).

В городе Москве таким учреждением является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве (125373, Москва, Походный проезд, вл. 3, корп. А).

Для государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации установленного образца (форма заявления № Р11001). Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована нотариально. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика. Заявление и каждый лист приложения к заявлению подписываются заявителем.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Каждый документ (включая заявление), содержащий более 1 листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки.

Для государственной регистрации ТСЖ предоставляются следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации установленной формы;
  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором было принято решение о создании ТСЖ, подписанный всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за создание ТСЖ;
  • сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме за создание товарищества собственников жилья и о принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
  • 2 экземпляра устава ТСЖ;
  • документ об уплате государственной пошлины.

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах в соответствии с ч.1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации — 4000 руб.

Срок государственной регистрации юридических лиц не может превышать 5 рабочих дней с момента предоставления документов в регистрирующий орган.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Документом, подтверждающим факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, является свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридического лица.

Нормами ЖК РФ предусмотрено, что жители нескольких многоквартирных домов могут организовать одно товарищество собственников жилья. Но не всегда оно оправдывает ожидания, и жители одного из МКД принимают решение о выходе из него. В данной статье рассказываем на примере судебного дела, как правильно это сделать.

Одно из товариществ собственников жилья в Саратове объединило сразу несколько многоквартирных домов и управляло ими на основании решений общих собраний собственников в этих МКД. Однако жители одного из этих домов провели ОСС, на котором решили выйти из ТСЖ и выбрали управляющую организацию, утвердив условия договора управления.

Это решение и выход из ТСЖ не устроили некоторых собственников помещений в доме. Они обратились в суд с иском к инициаторам ОСС о признании незаконным протокол общего собрания. Истцы утверждали, что на собрании не было кворума, и оно проведено с нарушением требований ст. ст. 44 – 46 ЖК РФ.

Суды были единодушны в своём мнении по поводу этого спора, признав протокол ОСС недействительным. Но если суд первой инстанции сосредоточил своё внимание на проверке порядка проведения собрания, то апелляционный суд проанализировал соблюдение собственниками процедуры выхода дома из многодомового ТСЖ.

Выход одного дома из многодомового ТСЖ проводится путём выделения МКД из товарищества. Собственники на общем собрании должны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: организация ТСЖ/кооператива, заключение договора управления с УО или, если в доме меньше 30 квартир, выбрать непосредственный способ управления (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

Собственники имеют право организовать ТСЖ, в которое войдёт сразу несколько многоквартирных домов (ч. 1 ст. 135 ЖК РФ). Если собственники в одном из МКД, входящем в многодомовое товарищество, решат выйти из него: организовать отдельное ТСЖ или подписать договор управления с УО – то они должны следовать требованиям ст. 140 ЖК РФ о реорганизации товарищества.

Нормы ст. 140 ЖК РФ предполагают два способа реорганизации ТСЖ, куда входят несколько многоквартирных домов: разделение и выделение (ч. ч. 3, 4 ст. 140 ЖК РФ). Избрание собственниками жилых помещений дома иного способа управления означает необходимость реорганизации ТСЖ в форме выделения.

К выбранной управляющей организации перейдёт часть прав и обязанностей ранее созданного ТСЖ. В соответствии со ст. 57 ГК РФ, реорганизация юридического лица происходит по решению его учредителей. Если жители многоквартирного дома, входящего в многодомовое ТСЖ, решили выделиться из него, то, в соответствии с ч. 4. ст. 140 ЖК РФ, такое решение принимается на ОСС большинством голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в данном доме.

При этом собственникам отдельного дома на выделение не требуется согласия жителей других МКД, которые являются членами ТСЖ. Это вытекает из норм, закреплённых в ч. ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ: собственники могут в любое время изменить способ управления своим домом.

Порядок проведения реорганизации определяется положениями ч. 1 ст. 57, ч. 4 ст. 58, ст. 59 ГК РФ. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 58 ГК РФ, при выделении из многодомового ТСЖ одного многоквартирного дома должен быть составлен передаточный акт, согласно которому от ТСЖ к другому юридическому лицу (новому ТСЖ/УО) или собственникам переходят права и обязанности реорганизованного ТСЖ по отношению к этому дому.

Требования к составу передаточного акта содержатся в ч. 1 ст. 59 ГК РФ. Он должен быть утверждён общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, который «уходит» из многодомового ТСЖ. Без проведения ОСС о реорганизации ТСЖ собственники не могут утвердить новый способ управления домом.

Вернёмся к делу № 33-55/2018, в котором собственники помещений в доме оспорили решение о выходе дома из ТСЖ и заключении договора с управляющей организацией. Суды признали протокол этого собрания недействительным, потому что инициаторы собрания не предусмотрели в повестке дня вопросы о реорганизации ТСЖ.

На голосование, помимо обязательных, инициаторы вынесли следующие вопросы:

  1. Отказаться от обслуживания, расторгнуть договор управления с ассоциацией ТСЖ многоквартирного дома.
  2. Выбрать для осуществления управления многоквартирным домом управляющую организацию.
  3. Утвердить договор управления многоквартирным домом и его существенные условия согласно приложению к договору.
  4. Обязать ассоциацию ТСЖ передать техническую и иную документацию, связанную с управлением домом, вновь выбранной управляющей организации.
  5. Утвердить тариф на содержание жилья. Как указали суды, в повестке дня не были предусмотрены вопросы о реорганизации ТСЖ, в которое на момент проведения собрания входил многоквартирный дом.

В результате сложилась ситуация, что и ТСЖ, и выбранная УО обладали полномочиями по управлению домом, сбору платы за жилищно-коммунальные услуги. В повестку дня инициаторам ОСС необходимо было включить следующие вопросы:

  1. о реорганизации ТСЖ в форме выделения;
  2. об утверждении порядка реорганизации ТСЖ в форме выделения;
  3. об утверждении разделительного баланса и передаточного акта.

В таком случае собственники в многоквартирном доме смогли бы создать своё ТСЖ или избрать иной способ управления домом, заключив договор управления с УО.

В повестку дня ОСС нужно внести вопросы о реорганизации ТСЖ в форме выделения, утверждении порядка такой реорганизации. После этого собственники должны принять решение о создании своего ТСЖ или о заключении договора с управляющей организацией.

ГАРАНТ:

Настоящая форма разработана в соответствии с положениями гл. 11 ЖК РФ, гл. 4 ГК РФ

Протокол N
общего собрания учредителей о создании жилищно-строительного кооператива

Место проведения собрания — .

Дата и время проведения собрания — в .

Дата составления протокола — .

Инициатор проведения собрания учредителей: .

Присутствующие — лиц. Список прилагается, приложение N .

Председательствующий на собрании .

Ведение протокола поручено секретарю .

Подсчет голосов осуществлен счетной комиссией в составе: .

Повестка дня

1. Создание некоммерческой корпоративной организации — жилищно-строительного кооператива .

2. Утверждение Устава жилищно-строительного кооператива .

3. Утверждение списка членов-учредителей жилищно-строительного кооператива .

4. Избрание членов Правления жилищно-строительного кооператива .

5. Избрание членов Ревизионной комиссии жилищно-строительного кооператива .

6. Утверждение отчета о расходовании вступительных взносов, членов жилищно-строительного кооператива .

7. Государственная регистрация жилищно-строительного кооператива .

Вопрос N 1 повестки дня: создание некоммерческой корпоративной организации — жилищно-строительного кооператива .

СЛУШАЛИ: .

ПРЕДЛОЖЕНО: создать некоммерческую корпоративную организацию — жилищно-строительный кооператив .

Результаты голосования по первому вопросу повестки дня о создании некоммерческой корпоративной организации — жилищно-строительного кооператива :

«За» — %; «Против» — %; «Воздержался» — %.

РЕШИЛИ: в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом создать некоммерческую корпоративную организацию — жилищно-строительный кооператив .

Вопрос N 2 повестки дня: утверждение Устава жилищно-строительного кооператива .

СЛУШАЛИ: .

ПРЕДЛОЖЕНО: утвердить Устав жилищно-строительного кооператива .

Результаты голосования по второму вопросу повестки дня об утверждении Устава жилищно-строительного кооператива :

«За» — %; «Против» — %; «Воздержался» — %.

РЕШИЛИ: утвердить Устав жилищно-строительного кооператива .

Вопрос N 3 повестки дня: утверждение списка членов-учредителей жилищно-строительного кооператива .

СЛУШАЛИ: .

ПРЕДЛОЖЕНО: утвердить список членов-учредителей жилищно-строительного кооператива .

Результаты голосования по третьему вопросу повестки дня об утверждении списка членов-учредителей жилищно-строительного кооператива :

«За» — %; «Против» — %; «Воздержался» — %.

РЕШИЛИ: утвердить список членов-учредителей жилищно-строительного кооператива с момента его регистрации.

Вопрос N 4 повестки дня: избрание членов Правления жилищно-строительного кооператива .

СЛУШАЛИ: .

ПРЕДЛОЖЕНО: избрать членов Правления жилищно-строительного кооператива из списка заявленных кандидатов.

Результаты голосования по четвертому вопросу повестки дня об избрании членов Правления жилищно-строительного кооператива :

N
п/п

Государственная регистрация товарищества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *