Части постоянной боевой готовности список

заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина И.А. Маркова, установил:

1. Согласно статье 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели; при невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску; порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы (пункт 1); боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени; дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы; военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха; порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (пункт 3).

При этом та же статья предусматривает, что военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется (пункт 3.1). Конституционность этого законоположения оспаривается в жалобе гражданина И.А. Маркова, проходившего военную службу по контракту в звании старшего прапорщика в войсковой части 6832, которая, как следует из представленных материалов, с 1 января 2007 года относится к воинским частям постоянной готовности, переведенным на комплектование воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

В 2003-2012 годах И.А. Марков, будучи в служебных командировках в Чеченской Республике, Республике Ингушетия и Республике Дагестан, принимал участие в боевых действиях (общий срок его участия в боевых действиях составил 445 суток). С 14 октября 2013 года он был досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе), и с 1 ноября 2013 года исключен из списков личного состава воинской части.

Полагая, что при увольнении расчет с ним произведен не полностью — не выплачена денежная компенсация взамен предоставления дополнительных суток отдыха за период нахождения в служебных командировках и участия в боевых действиях, И.А. Марков обратился к командиру войсковой части 6832 с заявлением о расчете и выплате данной компенсации, однако в удовлетворении заявления ему было отказано.

Архангельский гарнизонный военный суд решением от 21 января 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 19 марта 2014 года, отказал И.А. Маркову в удовлетворении заявления об оспаривании действий командира воинской части, связанных с изданием приказа об исключении его из списков личного состава воинской части без обеспечения денежным довольствием в полном объеме и с отказом в выплате указанной компенсации. Определением судьи Северного флотского военного суда от 21 мая 2014 года И.А. Маркову отказано в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции.

В судебных постановлениях, в частности, указывалось, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьей 221 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495) военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в случае привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не предоставляется; поскольку войсковая часть 6832 с 1 января 2007 года отнесена к частям постоянной готовности, отсутствуют основания для предоставления И.А. Маркову дополнительных дней отдыха, а следовательно, исключается и возможность выплаты денежной компенсации за эти дни; кроме того, И.А. Марков, обратившись в суд 9 января 2014 года, пропустил как предусмотренный статьей 196 ГК Российской Федерации общий срок исковой давности в отношении требования о выплате компенсации за период с 2003 года по 9 января 2011 года, так и установленный статьей 256 ГПК Российской Федерации срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица; каких-либо доказательств уважительности причин пропуска этого срока он не представил.

По мнению заявителя, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» допускает неравенство военнослужащих, поскольку ставит тех из них, кто проходит военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих в вопросах реализации права на дополнительный отдых или получение денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, и тем самым противоречит статьям 2, 7, 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 55, 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в» и «м») Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в частности в постановлениях от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и от 21 марта 2013 года № 6-П, отмечал, что военная служба, заключая контракт о прохождении которой, гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции.

Особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением — защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, что, согласно части первой статьи 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», составляет существо воинского долга, предопределяющего содержание общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих.

Соответственно, целями поддержания боеспособности воинских подразделений на высоком уровне, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прохождения службы, в том числе в части реализации военнослужащими права на отдых.

Вместе с тем, осуществляя в соответствии со статьями 59 (часть 2) и 71 (пункты «м» и «т») Конституции Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с прохождением военной службы, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая при этом вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования.

2.1. Закрепленное в Конституции Российской Федерации право каждого на отдых (статья 37, часть 5), включающее в себя и предусмотренное статьей 24 Всеобщей декларации прав человека право на досуг и разумное ограничение рабочего дня, призвано гарантировать восстановление человеческого организма после нагрузок, связанных с работой (службой), чем не только обеспечивается дальнейшее эффективное исполнение возложенных на лицо трудовых (служебных) обязанностей, но и сохранение физического и психического здоровья человека, интеллектуальное и нравственное развитие личности. Право на отдых создает предпосылки и для реализации иных прав и свобод человека, в частности права на охрану здоровья, права на образование, права на участие в деятельности общественных объединений, прав в сфере физической культуры и спорта и др.

Будучи направленным на обеспечение каждому гражданину возможности восстановить способность к производительному труду или иной общественно полезной деятельности, посредством которой реализуется право на труд, конституционное право на отдых имеет универсальный характер, и особенности военной службы, хотя они и допускают установление специальных правил (механизмов) реализации данного права, тем не менее не предполагают его чрезмерного и некомпенсируемого ограничения.

2.2. Соединения и воинские части постоянной готовности комплектуются военнослужащими, заключившими контракт о прохождении военной службы и тем самым добровольно приступившими к осуществлению соответствующей профессиональной деятельности. Служебные обязанности военнослужащих соединений и частей постоянной готовности направлены на достижение особых результатов боевой подготовки, что позволяет им в любое время незамедлительно приступить к выполнению возложенных на них задач.

Таким образом, само по себе закрепление для данной категории военнослужащих повышенных требований, обусловленных в том числе интенсивностью мероприятий боевой подготовки и влекущих определенные особенности реализации права на отдых, равно как и установление для них специальных правил и форм компенсации при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, т.е. при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участии в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, отличающихся от тех правил и форм компенсации, которые предусмотрены для иных категорий военнослужащих, не означает нарушения их прав и не может рассматриваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации их ограничение.

Определение форм компенсации военнослужащим повышенных нагрузок при необходимости выполнения ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени — прерогатива законодателя и уполномоченных им органов исполнительной власти, которые могут для воинских подразделений, выполняющих специальные задачи, предусмотреть в качестве компенсации соответствующие денежные выплаты (например, повышение оклада, особую надбавку или доплату в составе денежного довольствия и др.) или иные предоставления взамен дополнительных дней отдыха, однако в силу универсального характера конституционного права на отдых они не вправе, регламентируя служебное время и время отдыха военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вводить такие правила, которые предусматривали бы выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени без какой-либо компенсации.

Наличие у органов государственной власти, реализующих полномочия в сфере военной службы, обязанности в той или иной форме компенсировать военнослужащим выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени ранее уже отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях. Так, применительно к правовой ситуации, связанной с обеспечением военнослужащему права на компенсацию за исполнение им обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в период командировки, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что исключение из Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492), пункта 8, предусматривавшего в числе указанных мероприятий нахождение в служебных командировках, само по себе не означает, что привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени может осуществляться без соответствующей компенсации (Определение от 24 июня 2014 года № 1366-О).

3. В целях создания необходимых условий для реализации лицами, проходящими военную службу по контракту, права на отдых федеральный законодатель в статье 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрел ряд положений гарантийного характера, которые закрепляют общую продолжительность еженедельного служебного времени и определяют механизм предоставления им дополнительных суток отдыха как в случае привлечения к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и при участии их в боевом дежурстве (боевой службе), учениях, походах кораблей и других мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, устанавливая в случае участия в таких мероприятиях также возможность выплаты по просьбе военнослужащего вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежной компенсации в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха (пункты 1 и 3).

В исключение из указанных правил военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, согласно пункту 3.1 данной статьи дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется. При этом в силу абзаца первого пункта 4 той же статьи военнослужащим указанных соединений и воинских частей предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно; в соответствии с абзацем вторым данного пункта дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

3.1. Оспариваемый заявителем пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был введен Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на создание законодательных основ для перехода к комплектованию соединений и воинских частей постоянной готовности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и на совершенствование боевой готовности указанных соединений и воинских частей, а фактически — на реализацию положений Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523.

С тем чтобы компенсировать указанной категории военнослужащих дополнительные ограничения и нагрузки, обусловленные характером военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в том числе связанные с участием в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, этим же Федеральным законом пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был дополнен положением, согласно которому таким военнослужащим дополнительно выплачивалась дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки в размере, устанавливаемом Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Тем самым для указанной категории военнослужащих была введена особая форма компенсации в связи с выполнением ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, отличающаяся как от компенсации, предоставляемой в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и от предусмотренной пунктом 3 данной статьи компенсации за участие в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Выбор такой формы компенсации, обусловленный особенностями прохождения военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности и относящийся к сфере дискреции федеральных органов государственной власти, осуществляющих правовое регулирование военной службы, не может рассматриваться как произвольный и противоречащий конституционному принципу равенства.

3.2. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно пунктом 6 его статьи 100, пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был изложен в новой редакции и не содержал более упоминания о специальном компенсационном механизме для военнослужащих воинских частей постоянной готовности.

В то же время пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 808 «О порядке и размерах выплаты денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно, а также выплаты надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности» предусматривалась выплата дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, конкретный размер которой устанавливался Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 февраля 2004 года № 56 «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России» были определены размеры ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел России (к которым относился и заявитель). Этот приказ, как следует из его содержания, был издан во исполнение статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523 «О Федеральной целевой программе «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы», чем подтверждается тождественность установленной им надбавки дифференцированной надбавке за особые условия боевой подготовки.

Таким образом, правовое регулирование, действовавшее в период 2004-2011 годов, предусматривало компенсацию военнослужащим, проходящим службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени посредством установления и выплаты им дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки. Данная надбавка, как указано в ответе на запрос Конституционного Суда Российской Федерации, полученном из войсковой части 6832, ежемесячно выплачивалась И.А. Маркову в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года в размере 3 300 рублей.

3.3. В связи с проведенной в 2011-2012 годах комплексной реформой денежного довольствия военнослужащих и вступлением в силу с 1 января 2012 года Федерального закона от 7 ноября 2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», принятым с целью формирования новой системы денежного довольствия с упорядоченным набором дополнительных выплат, коэффициентов и надбавок к денежному довольствию военнослужащих, подзаконные акты, устанавливавшие надбавки за особые условия боевой подготовки, утратили силу. Между тем подход законодателя, при котором особенности прохождения военнослужащими военной службы по контракту, в том числе особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности (связанные, помимо прочего, с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени), подлежат учету при определении размера их денежного довольствия, не изменился.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты), а согласно части 34 той же статьи помимо предусмотренных ею выплат Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.

В качестве одной из дополнительных выплат военнослужащим частью 18 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, которая устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности и правила выплаты которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073. Указанная ежемесячная надбавка предоставляется, в частности, военнослужащим, проходящим службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения, в разведывательных соединениях (воинских частях, подразделениях) по перечню, утверждаемому государственным органом, и др. Материалы, дополнительно полученные Конституционным Судом Российской Федерации, свидетельствуют о том, что такую надбавку получал и И.А. Марков — в размере 100 процентов оклада по воинской должности (17 500 рублей), а в целом его денежное довольствие в результате проведенного реформирования системы денежного довольствия военнослужащих увеличилось почти в 2,5 раза.

Кроме того, как видно из жалобы и приложенных к ней судебных решений, право на получение денежной компенсации взамен дней отдыха И.А. Марков связывает с участием в боевых действиях в период командировок на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Между тем за участие военнослужащего в боевых операциях законодательством о военной службе предусмотрены особые компенсационные выплаты в повышенном размере на основании специальных нормативных актов. Так, определенным категориям военнослужащих, в том числе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту и командированным на территорию Северо-Кавказского региона России, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» (как это было закреплено и ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации») к денежному содержанию предусматриваются дополнительные выплаты. В соответствии со справками Министерства внутренних дел Российской Федерации и войсковой части 6832 о составе денежного довольствия И.А. Маркова в 2012 году за выполнение задач в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона России ему за каждый месяц пребывания в командировке было выплачено дополнительное денежное довольствие в размере, сопоставимом с его месячным денежным довольствием.

Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось и что особенности прохождения военной службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.

4. Таким образом, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, поскольку — как в системе утративших силу положений нормативных правовых актов, так и в системе действующего правового регулирования — при определении размера денежного довольствия военнослужащих он предполагает учет особых условий службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанных в том числе с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Разрешение же вопроса о том, в какой степени установленные действующими нормативными правовыми актами надбавка за особые условия службы и иные выплаты, предоставляемые военнослужащим, проходящим службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, компенсируют отмену дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, как связанное с проверкой обоснованности предусмотренных этими нормативными правовыми актами размеров указанных выплат, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 36, пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Признать жалобу гражданина Маркова Ивана Александровича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Высокая боевая готовность — важнейшее требование к сухопутным войскам

Внезапное нападение, как учит опыт истории, всегда давало агрессору определенные преимущества перед странами, подвергшимися агрессии, и нередко нападающий добивался серьезных успехов. Наполеоновская Франция, кайзеровская и гитлеровская Германия, милитаристская Япония, развязывая войны таким образом, в самом их начале захватывали инициативу и ставили жертву агрессии в исключительно трудное положение. Так же поступил Израиль в отношении арабских государств 5 июня 1967 г.

Внезапное нападение гитлеровской Германии на СССР в июне 1941 года позволило агрессору в первые месяцы войны далеко продвинуться в глубь нашей территории. Потребовалось большое напряжение и тяжелые жертвы от Вооруженных Сил и всего советского народа, чтобы лишить врага преимуществ, обусловленных внезапностью его нападения. Как уже отмечалось, военные и государственные деятели США и их союзники по империалистическим блокам в своих агрессивных планах против СССР и стран социалистического лагеря главную ставку делают на внезапное нападение. Для этого страны-участницы НАТО, например, располагают в Западной Европе очень большими силами, находящимися в полной готовности.

По данным зарубежной печати, только в распоряжений верховного главнокомандующего вооруженными силами НАТО находится более 50 кадровых дивизий сухопутных войск, около 3000 боевых самолетов (а всего в армиях стран-участниц НАТО имеется более 7000 боевых самолетов); свыше 10000 танков, большое количество ракетно-ядерного оружия.

Система многочисленных американских военных баз на суше, направленных против Советского Союза и стран социалистического лагеря, дополнена подвижными ракетными базами в морях и океанах в виде атомных ракетных подводных лодок. Так, в Средиземном море постоянно находятся 8 — 9 подводных лодок с 16-ю ракетами каждая, а в Восточной Атлантике — 16 — 17 таких же лодок. До 50% стратегической авиации с ядерными бомбами находится на авиабазах в- 15-минутной боевой готовности.

Таким образом, империалисты имеют значительные силы в постоянной боевой готовности для осуществления агрессивных замыслов.

Чтобы помешать агрессии, необходимо всемерно и постоянно укреплять Советские Вооруженные Силы, повышать их боевую готовность в интересах защиты мирного труда советских людей и предотвращения новой мировой войны. Если бы на пути империалистов не стояли мощные Советские Вооруженные Силы и армии дружественных социалистических стран, они давно перешли бы от угроз к действиям.

Коммунистическая партия предупреждает нас, что в мире действуют агрессивные силы, заинтересованные в том, чтобы предельно накалить международную обстановку. Организация международных кризисов, подстегивание гонки вооружений, подталкивание мира к войне — во всем этом они видят для себя прямую выгоду. С этими действиями империалистов народам приходится сталкиваться постоянно. Вот почему советский народ должен быть бдительным и держать обороноспособность страны на высоком уровне.

Высокая боевая готовность Советских Вооруженных Сил — это такое их состояние, при котором они всегда готовы успешно отразить внезапное нападение агрессора, выполнить любую поставленную задачу и развернуть решительные боевые действия с целью полного разгрома противника.

Применительно к Сухопутным войскам боевая готовность означает их способность в любое время отразить вторжение противника на территорию Советского Союза и дружественных социалистических стран и, используя результаты ударов наших Ракетных войск стратегического назначения по важнейшим объектам его тыла и группировкам войск, решительными наступательными действиями совместно с другими видами Вооруженных Сил завершить разгром противника и овладеть его территорией. Для этого Сухопутные войска имеют мощное вооружение, новейшую боевую технику и высокоподготовленные кадры, мастерски владеющие этими средствами, способные к смелым действиям в труднейших условиях ядерной войны, обладающие высокими морально-боевыми качествами, беспредельно преданные своему народу. Человек был и всегда остается повелителем самой сложной техники и мощнейших средств борьбы.

Вывод В. И. Ленина о том, что «…без инициативного, сознательного солдата и матроса невозможен успех в современной войне»{10}, полностью сохраняет свое значение и сейчас.

Вот почему партия требует, чтобы вся деятельность наших командиров, политических органов, партийных и комсомольских организаций, армейской общественности имела целью воспитание высокосознательного, дисциплинированного, преданного своей Родине и делу Коммунистической партии воина — надежного защитника Социалистического государства. На протяжении многих лет Коммунистическая партия Советского Союза проводит в жизнь широкую программу улучшения идеологической работы. Особая активность в этой области проявилась в связи с полувековым юбилеем Советской Армии и Военно-Морского Флота. В Сухопутных войсках, как и во всех других видах Вооруженных Сил, ведется большая работа по идейно-политическому воспитанию воинов, в основе которого лежит ленинский стиль, соединяющий в себе высокую принципиальность, коммунистическую идейность, непримиримость к враждебной идеологии. Главным методом воспитания советских воинов, как и всего советского народа, является убеждение.

Наша партия и народ делают все, чтобы Вооруженные Силы страны имели первоклассную технику и вооружение, по своим качествам превосходящие лучшие образцы зарубежной техники. Наши Сухопутные войска по качеству основных видов средств вооруженной борьбы оставили позади армии передовых капиталистических стран. У нас лучшие в мире ракеты, артиллерия, танки и другое вооружение и техника. Главная задача личного состава Сухопутных войск сейчас заключается в освоении этой многообразной и сложнейшей техники, умелом применении ее в бою.

Боевая готовность того или иного расчета, подразделения и части представляет собой конкретное понятие, выражаемое определенными научно рассчитанными нормативами. Например, готовность расчета ракетной установки или орудия зависит от того, как быстро он может выдвинуть установку (орудие) на позицию, изготовить для пуска (выстрела), верно произвести необходимые вычисления и осуществить удар.

При современных мощных и скорострельных средствах борьбы и мобильности войск решающее значение приобретает фактор времени. Опоздание на минуты, а иногда и секунды недопустимо, так как может привести не только к невыполнению задачи, но и к опасности быть уничтоженным противником.

Применение в войне дальнобойных и невиданно мощных ракетно-ядерных средств, авиации, а также широкое использование воздушных десантов значительно уменьшает разницу в степени боевой готовности между войсками приграничных округов и войсками, находящимися в глубоком тылу страны, и требует решительно отказаться от сезонного ее понимания. Если раньше наиболее благоприятные условия для ведения боевых действий войск, а значит, и для развязывания войны складывались лишь летом, и, следовательно, летом войска приводились в высокую боевую готовность, то сейчас война может начаться в любое время года.

Важнейшим показателем высокой боевой готовности подразделения и части является их полевая выучка, то есть способность умело вести решительные, высокоманевренные, непрерывные и динамичные боевые действия с сильным противником в сложных условиях обстановки. Она приобретается войсками на полевых занятиях, учениях и маневрах при комплексном изучении разнообразных форм и способов борьбы.

На учениях войска тренируются совершать быстрые передвижения на большую глубину, упреждать противника в нанесении огневого удара и развертывании, совершать маневр, стремительно атаковать, быстро переходить от одного вида боевых действий к другому, преодолевать водные преграды, заграждения, зараженные участки и другие препятствия, вести боевые действия непрерывно днем и ночью. В полевых условиях наиболее полно и приближенно к боевым проверяются навыки личного состава, его физическая подготовка и выносливость. Только здесь командиры и штабы приобретают необходимую практику организации боя, искусство мобильного управления войсками в любой обстановке, умение всесторонне обеспечивать действия войск.

В век ракет, ядерного оружия и радиоэлектроники особое значение приобретает специальная подготовка личного состава. Личный состав должен в совершенстве знать свое оружие и технику, мастерски использовать их в бою. Сейчас, как никогда, боеготовность расчета, экипажа зависит от степени подготовки каждого солдата, сержанта и офицера, а боевая готовность подразделения и части — от готовности каждого отдельно взятого экипажа и расчета. Неправильные действия, например, одного номера расчета ракетной установки могут привести к тому, что ядерный удар будет нанесен мимо цели, а наступающая на этом направлении часть будет задержана противником и не выполнит задачи, что, в свою очередь, вызовет еще более тяжелые последствия. Большое значение сейчас приобретает освоение смежных специальностей и обеспечение взаимозаменяемости номеров расчета, экипажа.

В современных условиях в соответствии с большой ролью разведки возрастает значение разведывательной подготовки командиров, штабов и войск.

Для победоносного завершения войны, восстановления потерь и непрерывного наращивания силы удара по противнику потребуются подготовленные людские резервы. Подготовленное в военном отношении население, кроме того, может успешно вести борьбу с диверсионными группами и небольшими десантами противника, выбрасываемыми в тыл нашей страны, а в необходимых случаях принимать активное участие в ликвидации последствий ядерного нападения противника, в проведении мероприятий гражданской обороны.

Интересы постоянной боевой готовности войск, возросшая сложность военного дела резко повысили требования к подготовке воинов. Новый Закон СССР о всеобщей воинской обязанности, который сократил сроки действительной военной службы, предусматривает предварительную, обязательную для всех начальную военную подготовку молодежи и подготовку специалистов для Вооруженных Сил.

Начальная военная подготовка проводится без отрыва от учебы в общеобразовательных школах, в средних специальных учебных заведениях и профтехучилищах. Для юношей, работающих в народном хозяйстве, она осуществляется на специальных учебных пунктах предприятий.

В ходе начальной военной подготовки молодые люди должны уяснить назначение Советских Вооруженных Сил, их характер и особенности, значение военной службы как почетной обязанности граждан СССР, требования Военной присяги и воинских уставов. Будущий воин изучит действия одиночного солдата в бою, материальную часть автомата или карабина, приемы и правила стрельбы, боевые свойства оружия массового поражения и способы защиты от него. Кроме того, он получит знания по основам гражданской обороны, приобретет первоначальные навыки по одной из военно-технических специальностей.

Часть призывников, достигших 17-летнего возраста, пройдут специальную подготовку. Им предстоит стать шоферами, механиками-водителями, радистами, электромеханиками. Подготовка специалистов для Вооруженных Сил осуществляется учебными организациями ДОСААФ, а также в системе профессионально-технического образования. В ходе обучения призывники должны узнать устройство тех или иных технических средств, правила эксплуатации техники, ее ремонта и хранения, приобретут практические навыки работы по специальности.

К тем направлениям работы ДОСААФ, которые существовали ранее, прибавляется еще одно. Это — помощь руководителям предприятий в оборудовании учебных пунктов, организации и проведении занятий по начальной военной подготовке молодежи. От качества работы организации ДОСААФ во многом зависит сокращение срока ввода молодых солдат в строй.

Организациями ДОСААФ ведется целеустремленная политико-воспитательная работа с молодежью, чтобы Вооруженные Силы пополнялись идейно убежденными людьми, которых ничто не сможет свернуть с намеченного партией пути. Сейчас созданы все условия для улучшения этой работы. Нашей молодежи предоставлены большие возможности хорошо подготовить себя к выполнению священной обязанности гражданина Страны Советов по защите своей социалистической Родины от нападения извне.

В заключение необходимо сказать нашей славной молодежи, что нам, советским людям, не нужна война. Мы за мир во всем мире. Но есть еще на земле империалистические силы, которые мечтают посредством оружия сорвать мирный труд свободолюбивого советского народа. Поэтому, работая на фабриках, заводах, колхозных полях, находясь на школьной или студенческой скамье, нужно настойчиво и глубоко изучать военное дело и быть готовыми к тому, чтобы в любое время по зову Коммунистической партии и Советского правительства стать на защиту завоеваний социализма.

И если вам, молодым гражданам, придется служить в Сухопутных войсках и с оружием в руках защищать Родину, то будьте достойными ваших дедов, отцов и матерей, старших братьев и сестер. Они героически, не жалея сил и самой жизни, в кровопролитных боях и сражениях с бесчисленными врагами первого в мире Социалистического государства отстояли вели: кие завоевания Октября, построили социализм и создали все необходимые условия для построения светлого и прекрасного коммунистического общества. Работайте для него, приближайте его, и будьте всегда бдительны!

Части постоянной боевой готовности список

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *