Закон о двойном налогообложении

МОСКВА, 3 авг — ПРАЙМ. Россия начала процедуру денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром, сообщил Минфин.

Ниже приводится справочная информация о соглашениях об избежании двойного налогообложения РФ с другими странами.

Двойное налогообложение – это налогообложение, при котором один и тот же доход облагается налогом в двух или нескольких странах. Обычно доход какого-либо лица, полученный им в разных странах мира, облагается налогом в стране местопребывания этого лица. Кроме того, доходы такого лица могут облагаться налогом в других странах, в которых они возникают либо в форме процентов, либо в результате коммерческой деятельности. В результате появилось большое количество договоров (соглашений о двойном налогообложении), заключенных между различными странами с целью уберечь доходы своих резидентов от двойного налогообложения.

В соглашении об избежании двойного налогообложения указаны виды налогов, которые это соглашение регулирует, а также круг лиц, на которых распространяются нормы документа. Приводятся условия налогообложения, срок действия и порядок прекращения договора. Международные соглашения определяют правила разграничения прав каждого государства по налогообложению организаций и физических лиц. Но методы реализации этих положений (порядок уплаты налогов и способы привлечения к ответственности за нарушения) устанавливаются внутренним законодательством каждой страны.

В Российской Федерации налогами, рассматриваемыми в рамках международных соглашений, для физических лиц является НДФЛ (налог на доходы физических лиц), а для юридических лиц – налог на прибыль.

25 марта 2020 года президент РФ Владимир Путин в ходе обращения к нации заявил, что Россия готова выйти в одностороннем порядке из соглашений об избежании двойного налогообложения со странами, не согласными с мерами страны по дивидендам. Путин предложил обложить налогом в размере 15% доходы в виде дивидендов, переводимые на счета за рубежом. Предложение потребовало корректировки соглашений с другими странами об избежании двойного налогообложения.

26 марта Минфин РФ сообщил, что налог на вывод из России дивидендов и процентных доходов будет повышен только для транзитных юрисдикций, таких как Кипр, и начнет взиматься в 2021 году, причем мера не коснется выплат по еврооблигациям и облигациям российских компаний, а также займам иностранных банков.

1 апреля правительству Кипра было отправлено письмо об изменении соглашения об избежании двойного налогообложения. 25 июня начались переговоры по изменениям в соглашение.

3 августа Минфин РФ сообщил, что Россия разрывает соглашение о двойном налогообложении с Кипром, поскольку партнеры пытались размыть эффект для российского бюджета от повышения налога на вывод дивидендов.

Акценты статьи:

  • в чем выгода применения конвенций;
  • при каких условиях можно применить конвенцию;
  • каковы особенности налогообложения отдельных видов доходов по правилам конвенций.

Общие правила применения конвенций

Правило 1. Международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения носят двусторонний характер (заключаются между двумя договорными государствами).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/52491-0

В конвенциях может быть предусмотрено освобождение от налогообложения либо уменьшение ставки налога для тех или иных доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины (п. 103.1 Налогового кодекса, далее – НК).

Конвенции применяются для того, чтобы избежать двойного налогообложения при взимании налогов на доходы (а по некоторым конвенциям – еще и налогов на имущество) с резидентов обоих государств, подписавших конвенцию. При этом конвенции действуют при налогообложении как юридических, так и физических лиц.

В Украине положения конвенций распространяются на два налога:

  • налог на прибыль (разд. III НК);
  • НДФЛ (разд. IV НК).

Конвенции не распространяются на косвенные налоги – НДС и акциз. Кроме того, конвенции не распространяются и на военный сбор.

Правило 2. Нормы конвенции имеют приоритет над национальным законодательством. Это означает, что если международный договор, подписанный между Украиной и другим государством, предусматривает иные правила налогообложения, нежели нормы НК, то применяются нормы международного договора (п. 3.2, пп. 141.4.2 НК; ст. 19 Закона от 29.06.04 г. № 1906-IV).

И если в международном договоре определение того или иного термина отличается от приведенного в НК (другом отечественном нормативном акте), приоритет имеют нормы международного договора (чаще всего расхождения касаются терминов «постоянное представительство нерезидента», «роялти»).

Правило 3. Применение конвенции позволяет:

  • украинским юрлицам или физлицам, получившим доход и уплатившим налоги в другом договорном государстве, – уменьшить в Украине объект обложения налогом на прибыль (пп. 141.4.9 НК) или НДФЛ (п. 170.11 НК) соответственно. Для этого они должны представить справку (или иной документ), оформленную контролирующим органом другого государства, подтверждающую сумму уплаченного ими налога. Кроме того, если резидент Украины возьмет в органе ГФС справку о резидентстве по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 12.04.02 г. № 173, он может претендовать на уменьшение налога, взимаемого с него в другой стране;
  • нерезидентам (юридическим и физическим лицам), получающим доходы с источником происхождения в Украине, – рассчитывать на уменьшение налога, взимаемого с них в Украине. Речь идет: для нерезидентов-юрлиц – о налоге на доходы нерезидента, удерживаемом согласно п. 141.4 НК; для нерезидентов-физлиц – об НДФЛ. В данном случае применение конвенций – это «головная боль» резидентов и постоянных представительств нерезидентов (далее – ППН), которые выплачивают нерезидентам такие доходы. Ведь они являются налоговыми агентами в части удержания налогов как с нерезидентов-юрлиц (пп. 141.4.2 НК), так и с нерезидентов-физлиц (пп. 14.1.180 НК). При этом орган ГФС может выдать нерезиденту справку о сумме удержанного с такого нерезидента налога (форма справки утверждена приказом Минфина от 03.12.12 г. № 1264). Такая справка нужна нерезиденту, чтобы повторно не уплачивать налог с доходов, полученных и обложенных налогом в Украине, в своей стране.

Далее мы будем рассматривать применение конвенций исключительно по отношению к нерезидентам, получающим доход в Украине.

Правило 4. Воспользоваться международным договором можно при одновременном соблюдении двух условий, а именно если нерезидент:

  • является бенефициарным (фактическим) получателем дохода (п. 103.3 НК);
  • представил резиденту справку (либо ее нотариально удостоверенную копию), подтверждающую, что он является резидентом страны, с которой Украиной заключен международный договор, а также другие документы, если это предусмотрено международным договором (п. 103.2, 103.4 НК).

Как нерезиденту подтвердить свою бенефициарность?

По мнению ГФС, для подтверждения своей бенефициарности нерезидент должен представить резиденту соответствующие документы. Перечень документов будет зависеть от конкретной ситуации (ОИР, категория 102.21). Например, для признания нерезидента бенефициарным получателем роялти налоговики хотят видеть соответствующие лицензионные договоры, патенты и т. п. (см. Индивидуальную налоговую консультацию ГФС от 06.12.17 г. № 2858/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/52491-1

Будьте начеку! Не может считаться бенефициарным получателем дохода юридическое или физическое лицо, даже если такое лицо имеет право на получение дохода, но при этом является агентом, номинальным собственником либо только посредником относительно такого дохода (например, комиссионером в договоре комиссии, поверенным в договоре поручения и т. п.) (п. 103.3 НК).

Каковы требования к справке о резидентстве?

Справка выдается компетентным (уполномоченным) органом страны регистрации нерезидента (министерство финансов, орган налоговой службы и т. д.), указанным в международном договоре (см. ст. 3 этого договора), по форме, утвержденной этим органом (п. 103.5 НК). Справка должна быть:

  • надлежащим образом легализована (подробнее о легализации справки см. «Избежание двойного налогообложения»);
  • переведена на украинский язык в соответствии с украинским законодательством. Правильность перевода справки удостоверяет нотариус, если он знает язык оригинала. В противном случае перевод документа может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого удостоверяет нотариус (ст. 79 Закона от 02.09.93 г. № 3425-XII; гл. 8 разд. II Порядка, утвержденного приказом Минюста от 22.02.12 г. № 296/5; ОИР, категория 102.18).

Напомним, что резидент или ППН могут воспользоваться нормами международных договоров лишь в том случае, если на момент выплаты дохода нерезидент представит справку о своем резидентстве. Если справка содержит информацию за предыдущий год, то ею можно еще пользоваться. Но тогда после окончания текущего года нерезидент должен обязательно представить справку за этот год (п. 103.8 НК).

Как поступить, если на момент выплаты дохода нерезидент не представит справку (и справки за прошлый год тоже нет)?

Согласно разъяснениям ГФС (ОИР, категория 102.18), резиденту (или ППН) в таком случае следует удержать из выплаты нерезиденту налог по правилам НК (п. 103.10 НК).

Если нерезидент представит справку позже, тогда он или уполномоченное им лицо может подать заявление о возврате ему излишне удержанной суммы налога (п. 103.11 НК). Заявление подается в орган ГФС по местонахождению (месту проживания) лица, которое выплатило ему доход. Кстати, такое заявление нерезидент может подать и в других случаях, если он считает, что из его дохода была удержана излишняя сумма налога (больше той суммы, которая предусмотрена нормами международного договора). А резидент на сумму излишне уплаченного налога имеет право подать уточняющее приложение ПН в составе декларации согласно п. 50.1 НК (см. Индивидуальную налоговую консультацию ГФС от 18.09.18 г. № 4077/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

Правило 5. В случае применения норм международных договоров важным является их правильное толкование. Нередко трудности возникают во время определения страны, в которой получатель дохода должен уплатить налог.

Рассмотрим некоторые типичные формулировки.

Формулировка 1. «Доход (указывается вид дохода), который возникает в одном Договорном Государстве и выплачивается резиденту другого Договорного Государства, будет облагаться налогом только в этом другом Государстве».

Для украинской стороны это означает, что такой доход не нужно облагать налогом во время его выплаты нерезиденту. Даже если по правилам НК этот вид дохода подлежит налогообложению, налог с полученного дохода нерезидент уплатит в своей стране. Но для этого нерезидент должен представить справку о резидентстве.

Формулировка 2. «Доход, который возникает в одном Договорном Государстве и выплачивается резиденту другого Договорного Государства, будет облагаться налогом только в этом другом Государстве, если такой резидент имеет фактическое право на этот доход и подлежит налогообложению в этом другом Договорном Государстве в отношении этого дохода»

Для украинской стороны это означает, что во время выплаты дохода, например, нерезиденту-юрлицу, налог на доходы нерезидентов по ставке 15 %, предусмотренный пп. 141.4.2 НК, не удерживается, если нерезидент:

  • представил справку о своем резидентстве;
  • имеет фактическое право на этот доход и этот вид дохода подлежит налогообложению в его государстве.

Формулировка 3. «1. Доход, который выплачивается резидентом одного Договорного Государства, резиденту другого Договорного Государства, может облагаться налогом в этом другом Государстве.

2. Однако такой доход может также облагаться налогом в Договорном Государстве, резидент которого выплачивает этот доход, в соответствии с законодательством этого Государства, если получатель фактически имеет право на этот доход…».

Для украинской стороны это означает, что положения п. 1 и 2 не могут трактоваться как предоставление налогоплательщику права выбора, в какой стране будут облагаться его доходы. В данном случае оба государства имеют право обложить такой доход налогом, если он является налогооблагаемым согласно внутреннему законодательству этого государства. Это означает, что украинская сторона, выплачивающая такой доход нерезиденту, обязана обложить его налогами, если этот вид доходов подлежит налогообложению в Украине. Но не по ставкам, предусмотренным украинским законодательством, а по ставкам, предусмотренным конвенцией (естественно, применение конвенции имеет смысл, если ставки из конвенции – меньше, чем ставки из украинского законодательства).

Порядок налогообложения отдельных видов доходов

Рассмотрим налогообложение некоторых видов доходов согласно положениям конвенций. За основу возьмем рекомендации, изложенные в письме ГНС от 27.12.12 г. № 12744/0/71-12/12-1017 (далее – Рекомендации № 12744).

Доходы ППН

Вопрос, требует ли деятельность нерезидента на территории Украины регистрации в качестве ППН, является очень важным. Ведь от ответа зависит, должно ли обособленное подразделение нерезидента регистрироваться плательщиком налога на прибыль и уплачивать его как ППН в соответствии с пп. 141.4.7 НК (ОИР, категория 102.18).

ППН. Определение ППН приведено в пп. 14.1.193 НК. Однако, руководствуясь вышеуказанным принципом, отметим, что в случае наличия вступившего в силу договора с нерезидентом об избежании двойного налогообложения должны применяться нормы такого договора, в том числе и в части определения термина «ППН».

В конвенциях определение ППН дано в ст. 5. Как сказано в ст. 5 Рекомендаций № 12744, основной принцип при определении наличия ППН – место деятельности должно быть постоянным (т. е. использование предприятием здания или физического места нахождения для ведения предпринимательской деятельности должно происходить не на временной основе). Среди прочих факторов, характеризующих ППН, следует обратить внимание на срок осуществления работ (или наблюдательной деятельности), связанных со строительной площадкой. Согласно пп. 14.1.193 НК, такой срок составляет 6 месяцев в любом 12-месячном периоде, то есть в случае превышения 6-месячного срока указанная деятельность будет деятельностью ППН. Однако, например, согласно ст. 5 Соглашения между Правительством Украины и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и имущество от 04.12.95 г. (вступило в силу в Украине 18.10.96 г.) такой срок составляет 18 месяцев.

Резиденты – агенты нерезидентов. Для резидентов, сотрудничающих с нерезидентами (в частности, оказывающих им агентские, доверительные, комиссионные и другие подобные услуги по продаже или приобретению товаров, работ, услуг за счет и в пользу нерезидента), очень важно знать, подпадает ли данная деятельность под налогообложение согласно пп. 141.4.8 НК (т. е. должен ли такой резидент удерживать налог из украинских доходов нерезидента). Допустим, со страной резиденции их нерезидента заключен договор об избежании двойного налогообложения, вступивший в силу. Тогда агентам следует руководствоваться п. 6 ст. 5 указанного договора. В частности, в п. 6 ст. 5 Рекомендаций № 12744 сказано, что предприятие не считается имеющим ППН в Украине лишь на том основании, что оно осуществляет свою предпринимательскую деятельность через независимого агента (в т. ч. брокера или комиссионера), если такой агент действует в рамках своей обычной деятельности в качестве независимого агента. При этом необходимо выполнение двух условий: такой агент должен быть юридически и экономически независимым от нерезидента и действовать в обычном для него режиме во время выполнения деятельности от имени нерезидента.

Дивиденды

Определение дивидендов приведено в пп. 14.1.49 НК. Но если со страной резиденции получателя дивидендов заключен договор об избежании двойного налогообложения, то следует руководствоваться определением дивидендов, приведенным в п. 3 ст. 10 такого договора. В ст. 10 Рекомендаций № 12744 (и соответственно конвенций) изложены принципы налогообложения дивидендов:

  • дивиденды облагаются налогом в стране источника их выплаты (если согласно законодательству этой страны дивиденды подлежат налогообложению), но по ставке, установленной в конвенции (размер ее может зависеть от минимальной доли капитала компании, владение которой дает право фактическому владельцу дивидендов на их налогообложение по пониженной ставке);
  • дивиденды облагаются налогом в стране резиденции их получателя (если это предусмотрено законодательством этой страны), но с учетом налога, уплаченного в стране источника их выплаты (ст. 23 Рекомендаций № 12744).

Подробнее о налогообложении дивидендов, выплачиваемых нерезидентам, см. «Выплата дивидендов нерезидентам».

Проценты

Определение процентов приведено в пп. 14.1.206 НК. Но если со страной резиденции получателя процентов заключен договор об избежании двойного налогообложения, то следует руководствоваться определением из п. 3 ст. 11 такого договора. Общие принципы избежания двойного налогообложения при выплате процентов в большинстве конвенций аналогичны принципу для дивидендов.

Роялти

Определение роялти приведено в пп. 14.1.225 НК. Но если со страной резиденции получателя процентов заключен договор об избежании двойного налогообложения, то следует руководствоваться определением роялти, приведенным в п. 3 ст. 12 такого договора. Общие принципы избежания двойного налогообложения при выплате роялти аналогичны принципу для дивидендов и процентов.

Напомним, что если нерезидент не предоставит справку о резидентстве, то по общему правилу из пп. 141.4.2 НК резидент или ППН при выплате нерезидентам-юрлицам процентов, дивидендов и роялти (кроме выплаты их в адрес ППН) должны удержать налог с доходов нерезидента по ставке 15 %, если иное не предусмотрено вступившими в силу международными договорами, заключенными Украиной со странами получателей доходов.

Международные перевозки и международный транспорт

Порядок обложения международных перевозок регламентируется п. 1 ст. 8 конвенций. Конвенциями предусмотрено, что международные перевозки облагаются налогом только в том договорном государстве, где зарегистрирован нерезидент. Однако при этом перевозка должна соответствовать термину «международные перевозки» из п. 1 ст. 3 конвенции.

Если перевозка не подпадает под этот пункт конвенции и/или нерезидент не представил справку о своем резидентстве либо не является бенефициарным получателем дохода, тогда международная перевозка облагается налогом согласно украинскому законодательству как фрахт по ставке 6 % (пп. 14.1.260, пп. «г» пп. 141.4.1, пп. 141.4.4 НК).

Заметим, что не являются международными перевозки, которые осуществляются резидентом одного договорного государства исключительно между пунктами на территории второго договорного государства. Точно так же, как международные перевозки, облагаются и доходы от сдачи в аренду морских или воздушных судов.

Прочие доходы

Прочими считаются доходы, порядок налогообложения которых в конвенции об избежании двойного налогообложения четко не определен. Фактически для конкретной конвенции это будут те виды дохода, налогообложению которых не посвящена отдельная статья.

Обратите внимание! Доходы нерезидента-юрлица в виде выручки от реализации товаров, а также работ и услуг, не указанных в пп. 141.4.1 НК, не облагаются налогом на доходы нерезидента в принципе (пп. «й» пп. 141.4.1 НК). А значит, для их освобождения от обложения этим налогом не нужно прибегать к нормам конвенций и требовать с нерезидента, получающего такие доходы, справку о резидентстве (см., например, Индивидуальную налоговую консультацию Офиса крупных налогоплательщиков ГФС от 23.11.17 г. № 2699/ІПК/28-10-01-03-11).

Вступление конвенций в силу

В каждой конвенции есть ст. 27, 28 или 29, в которой разъясняется порядок вступления в силу этой конвенции. В частности, договорные государства должны уведомить друг друга о завершении процедуры вступления конвенции в силу (эта процедура осуществляется в соответствии с внутренним законодательством каждого государства).

Конвенция вступает в силу в день последнего из вышеуказанных уведомлений и начинает применяться с даты, порядок определения которой приведен в ст. 27, 28 или 29 конвенции. Например, недавняя конвенция с Катаром, которая была подписана 20.03.18 г., ратифицирована Украиной 28.02.19 г., вступила в силу с 09.04.19 г. г., начнет применяться с 01.01.20 г. (ст. 29 данной конвенции).

Закон о двойном налогообложении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *