Спортивный кодекс Франции

Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России

Спортивный кодекс Франции

Регламентарная часть — Декреты

Книги III и IV

Серия «Актуальные проблемы спортивного права»

Выпуск 13

Москва

УДК 340.5; 349.23; 34.096; 347.83; 340.13

ББК 67.4; 67.401; 67.9

С 73

Научный рецензент

Президент Российской ассоциации трудового права и социального обеспечения, заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии имени , Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор, академик РАСН

Спортивный кодекс Франции. Регламентарная часть – Декреты. Книги III и IV: Перевод с французского и вступительная статья к. ю.н. ; предисловие Первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. – М., 2012. – 126 с. (Серия: «Актуальные проблемы спортивного права». Выпуск 13).

ISBN 0408-7

Впервые в России настоящим изданием представляется перевод III и IV книг Регламентарной части — Декреты Спортивного кодекса Франции. Текст кодекса приводится в редакции по состоянию на 30 мая 2012 года.

Во вступительной статье автор анализирует модель кодификации спортивного законодательства во Франции.

Предназначено для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических и спортивных вузов, руководителей и работников спортивных организаций, органов государственной власти и управления в области физической культуры и спорта, спортсменов, спортивных судей и тренеров, а также для всех, кто интересуется теорией права и государства и спортивным правом.

ISBN 0408-7

© , 2012

При оформлении первой страницы обложки издания использована основа изображения с интернет-сайта: http://upload. wikimedia. org.

На четвертой странице обложки издания размещена фотография (журнал «Юрист»).

Предисловие к изданию перевода Регламентарной части – Декреты (Книги III и IV) Спортивного кодекса Франции

Сегодня в России в числе ведущих специалистов по зарубежным системам правового обеспечения в области спорта можно заслуженно выделить члена Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, федерального судью, мастера спорта России Андрея Александровича Соловьева.

Фактически этот автор (в основном единолично, в ряде случаев – в соавторстве) закрывает значительную часть блока научно-правовой компаративистики в рассматриваемой области, представляя уникальные работы, позволяющие, при использовании их как в справочных, так и в учебных целях, уяснить особенности зарубежного законодательства о спорте (Бразилии, Испании, Италии, Китая, США, Франции и др.).

известен множеством своих научных публикаций: монографий, комментированных переводов, статей в авторитетных рецензируемых научных журналах. Особое место в их числе занимают два тома перевода Спортивного кодекса Франции – его законодательной и регламентарной (Декреты. Книги I и II) частей.

Включая в себя более чем 16 миллионов спортсменов, 34 миллионов любителей спорта, 260 тысяч спортивных ассоциаций (из которых 175 тысяч входят в различные спортивные федерации) и 60 тысяч спортивных и физкультурных учреждений, французский спорт является уникальным пространством для формирования личности человека.

И так сложилось, что красной нитью, проходящей через всю работу по подготовке его диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук, блестяще защищенной в конце марта 2012 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, стал именно французский опыт правового регулирования в области спорта.

Будучи прекрасным знатоком французского юридического языка и серьезным теоретиком права, автор сумел аутентично передать все тонкости смысловых особенностей нормативного материала указанного кодекса. И настоящим изданием, как завершающим эту серию научных исследований аккордом, представляет авторский перевод Регламентарной части – Декреты (Книги III и IV) Спортивного кодекса Франции и большую вступительную статью, являющуюся по сути самостоятельным научным исследованием, посвященным французской модели кодификации спортивного законодательства.

Открывая небольшую тайну, скажу, что работа над переводами сопровождались тесным общением с его французскими коллегами для уточнения тех или иных трудных мест, которые понять, не будучи рожденным носителем французского языка, весьма затруднительно. Но только человек, отлично знающий французское спортивное право, смог бы поднять такой тяжелейший исследовательский груз. Автор сделал это на самом высоком научно-практическом уровне.

Интереснейшим видится сопоставление, с одной стороны, Франции – мирового лидера в вопросах кодификации законодательства о спорте, реализующей через такую кодификацию и эффективные схемы для привлечения в спорт частных финансов, и новаторские подходы государственного управления, и проекты государственно-частного партнерства, и многое другое, а с другой стороны, России, где даже спортивному праву до сих пор многие правоведы отказывают в самостоятельности (зачастую просто потому, что «этого не может быть, потому что не может быть никогда»).

Желаю читателям интересного «плавания» по просторам французского спортивного права вместе с .

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, Заслуженный мастер спорта СССР, Заслуженный тренер Российской Федерации, двукратный олимпийский чемпион

Вступительная статья.

О модели кодификации спортивного законодательства во Франции

Анализ зарубежных примеров систематизации законодательства о спорте дает необходимые и достаточные основания для вывода о том, что Спортивный кодекс Франции (Code du sport) сегодня представляет существенный интерес как, в определенной мере, образец акта, результирующего итоги и апробирующего новые тенденции в систематизации законодательства о спорте.

Спортивный кодекс Франции придал существенный импульс развитию спорта и создал реальные условия для эффективной борьбы с коррупцией и иными видами преступлений в спорте.

Разумеется, нет оснований заимствовать правовые предписания Спортивного кодекса Франции или французскую модель кодификации законодательства о спорте в неизменном виде, но учесть положительный французский опыт при совершенствовании и кодификации отечественного законодательства о спорте представляется целесообразным.

Как справедливо отмечает один из ведущих отечественных специалистов в области спортивного права , французский опыт может стать весьма полезным для развития и регулирования отечественной физкультурно-спортивной сферы. Российская правовая система относится к романо-германской правовой семье, что создает прекрасные возможности для учета положительного зарубежного опыта в отечественном правотворческом процессе.

Хотя во Франции издано значительное количество фундаментальных научных исследований, посвященных этому нормативному правовому акту, в том числе его совершенствованию, а практика применения указанного акта насчитывает несколько лет, для российской науки Спортивный кодекс Франции остался недостаточно известным.

1. Современный французский подход к кодификации законодательства

Считаем необходимым вкратце остановиться на общих сведениях о кодификации законодательства во Франции.

В мировой истории кодификации права существенным шагом вперед, по мнению и , явился Гражданский кодекс Франции 1804 г. (Кодекс Наполеона), «который на рубеже нового исторического времени содержал в систематизированном виде юридические нормы о лицах, вещах и сделках. Это – живой кодекс, и зимой 2003 года вышло в свет его 101-е издание… Кодификация является одним из способов упорядочения и обновления законодательства. Во Франции этот способ исторически пользуется большой популярностью, но его содержание во многом отличается от привычной для российской доктрины и практики формы кодификации».

Кодекс – достаточно активно используемая форма систематизации французского законодательства (в стране действует около 70 кодексов).

По мнению , французские кодексы представляют собой консолидированные акты, объединяющие нормативные предписания по одному и тому же вопросу (Кодекс дорог общественного пользования, Кодекс сберегательных касс и др.) и, соответственно, являются результатом консолидации, а не кодификации законодательства.

Данный подход, однако, не может быть признан универсальным, поскольку правовая судьба многочисленных французских кодексов различна (в частности, Спортивный кодекс Франции является результатом именно кодификации законодательства о спорте, о чем будет подробно сказано ниже).

Как указывает , во Франции кодификация понимается (в этом некоторое отличие от понимания термина в России) как собрание, объединение постоянно действующих правовых норм, относящихся к определенной сфере общественных отношений. Нормативные тексты представлены во французском кодек­се в соответствии с их природой: закон, декрет Государственного Сове­та, декрет и решение. По общему правилу, французский кодекс не создает новые правила, а объ­единяет только существующее право. В то же время нормы актов, не включенные в кодекс, утрачивают юридическую силу.

Во Франции реализуется следующая процедура: проект законодательной части кодекса представляется премьер-министру страны и обсуждается на совещании министров, затем направляется в Государственный совет и Правительство Франции, на выходе – имеющее силу закона Постановление («ордонанс»). Затем принимается «регламентарная часть», вбирающая в себя положения декретов Правительства и Государственного совета Франции.

и кодификация понимается как собрание, объединение в один или несколько актов совокупности правовых норм перманентного характера, относящихся к определенной области, вступивших в силу после принятия и официального опубликования. Тексты распределяются методически, классифицируются в соответствии с объектом регулирования и по утверждаемому плану кодификации. Они представлены в частях, различающихся в соответствии с этим планом, следуя их природе: закон, декрет Государственного совета Франции, декрет, постановление. Нормы актов, не включенные в кодексы, утрачивают юридическую силу. Поставлена задача кодифицировать все французское право, обеспечивая соотношение его с международными нормами и лишь интерпретируя директивы и регламенты Европейского Союза. Всего за прошедшие годы было подготовлено свыше 85 кодексов и их проектов.

Кодексы обычно состоят из нескольких частей. Первая часть включает нормы законодательного характера; нормы этой части обозначаются буквой L. Вторая часть (R) содержит нормы из декретов президента, правительства, которые принимаются только на основании заключения Государственного совета и имеют наибольшую юридическую силу среди актов органов исполнительной власти. Третью часть кодекса (D) составляют нормы, содержащиеся в так называемых простых декретах премьер-министра, не требующих заключения Государственного совета. В четвертой части (A) содержатся нормы, предписанные постановлениями министерств и ведомств. Пятая часть кодекса (C) включает циркуляры исполнительной власти.

Кодексы имеют различную структуру. Законодательную и регламентарную часть (L и R) имеет, к примеру, Избирательный кодекс. В 1958 г. добавлена регламентарная часть (R) к Уголовному кодексу (в современной редакции он состоит из четырех законов — новелла в кодификации). Эту категорию кодексов называют законодательными кодексами. Среди них следует различать кодексы, ратифицированные парламентом, обладающие самостоятельной юридической силой, и нератифицированные кодексы, для которых нормы законодательного происхождения в случае спора имеют приоритет над кодифицированными нормами.

Значительную часть составляют так называемые регламентарные кодексы, которые включают только нормы, содержащиеся в актах исполнительной власти (Кодекс хозяйственных договоров, Кодекс сберегательных касс, Кодекс военных пенсий по инвалидности и пенсий жертвам войны, Кодекс ремесел и т. д.).

В процессе кодификационной деятельности выработаны принципы распределения нормативного материала по определенным кодексам. В основном разбивка правовых норм по отдельным кодексам и группам кодексов должна производиться в соответствии с объектом правового регулирования или сферой государственной деятельности (развитие предпринимательства, охрана определенных свобод и т. д.). В основу кодификации может быть положен и более частный критерий (например, относимость норм права к определенной группе лиц — инвалиды, пенсионеры, коммерсанты).

2. Генезис систематизации французского

законодательства о спорте

Этап 1. Становление французского законодательства о спорте (1940–1984 гг.)

Это был период зарождения и становления законодательства о спорте во Франции, который характеризовался определенной бессистемностью, фрагментарностью правовой регламентации.

Разумеется, выбор нами в качестве отправной точки 1940 года не означает, что до этого во Франции отсутствовали спорт и его правовая регламентация.

Спортивные объединения во Франции создавались на протяжении более 100 лет в форме ассоциаций в соответствии с положениями Закона от 1 июля 1901 г. о соглашениях об основании ассоциаций.

В обозначенный период (1940–1984 гг.) принимались следующие нормативные правовые акты в области спорта:

1. Закон Франции от 7 августа 1940 г. о создании Главного комиссариата по делам физического воспитания и спорта.

2. Закон Франции от 01.01.01 г. о спортивном оснащении.

3. Закон Франции от 01.01.01 г. об организации спорта.

4. Закон Франции от 01.01.01 г. об учете, охране и использовании помещений и земельных участков, предназначенных для занятия спортом, бассейнов и иных мест для плавания («Закон Боротра»).

5. Закон Франции от 01.01.01 г. об утверждении образцов спортивного оснащения и предоставлении грантов публичными властями.

6. Закон Франции от 01.01.01 г. о создании Фонда содействия авиационному спорту и Декрет от 6 марта 1942 г. относительно применения Закона Франции от 01.01.01 г., учредившего Фонд содействия авиационному спорту.

7. Закон Франции от 01.01.01 г. об обеспечении Национального комитета по делам спорта, спортивных федераций и ассоциаций.

8. Закон Франции от 01.01.01 г. о финансировании редакторов аппарата Министерства национального образования и Главного комиссариата по делам спорта, регламентировавший некоторые вопросы государственной службы в сфере спорта.

9. Закон Франции от 2 июня 1944 г. о спортивном оснащении на местном уровне, внесший изменения в Закон Франции от 01.01.01 г. о спортивном оснащении.

10. Постановление от 01.01.01 г. № 45-1922 относительно деятельности ассоциаций, лиг, федераций и спортивных объединений. Это достаточно краткое постановление, содержавшее всего 6 статей, впервые определило статус государственного органа административного надзора в области физкультурной и спортивной деятельности, установило правовой механизм, позволявший Министру национального образования Франции делегировать спортивным федерациям правомочия разрешать проведение спортивных соревнований, «имеющих целью определить ассоциацию, команду, игрока или спортсмена как национального или регионального победителя или как представителя Франции или региона в международных соревнованиях». Данный нормативный правовой акт выполнял функции по рамочному правовому регулированию физкультурной и спортивной деятельности Франции в течение тридцати лет.

11. Закон Франции от 01.01.01 г. о спортивном и социально-образовательном обеспечении.

12. Закон Франции от 6 августа 1963 г. № 63-807 о преподавателях физической культуры и спорта в школах и иных учреждениях, где осуществляется указанная профессиональная деятельность.

13. Закон Франции от 01.01.01 г. № 75-988 о развитии физического воспитания и спорта («Закон Мазе» – «Loi Mazeaud»), главной особенностью которого явилось то, что он не только заменил собой ряд более ранних нормативных правовых актов в рассматриваемой области, но и распространил правовое регулирование на существенно более широкий круг вопросов, относившихся к физкультурной и спортивной деятельности, таких, например, как физкультурное и спортивное образование, медицинское наблюдение за спортсменами, статус и деятельность Национального французского олимпийского и спортивного комитета, спорт высших достижений, спортивное оборудование. Этот нормативный правовой акт действовал лишь десятилетие и был заменен Законом Франции № 84-610 от 01.01.01 г. относительно организации и продвижения физкультурной и спортивной деятельности, известным как «Закон Авис» («Loi Avice»), по имени его автора – делегированного министра по делам молодежи, спорта и общественной жизни.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7


НОВОСТИ БИБЛИОТЕКА ЮМОР ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
КАРТА САЙТА О САЙТЕ

Испания

Государство на юго-западе Европы, занимающее большую часть Пиренейского полуострова, Балеарские острова в Средиземном море и Канарские острова в Атлантическом океане. Территория — 504,7 тыс. кв. км. Население — 36,1 млн. человек (1977 г.). Столица — Мадрид (около 3,7 млн. жителей). Государственный язык — испанский.

Зарождение физического воспитания в Испании началось в XIX веке. В 1879 г. становится обязательной для всех гигиеническая гимнастика. Педагогическая ориентация физического воспитания появляется с момента создания в 1883 г. Центральной гимнастической школы.

В 1898 г. после проведения реформы педагогических учебных заведений было принято постановление о том, что учителя должны быть также компетентными и в области гимнастики, а в 1901 г. физические упражнения включены в учебную программу начальной школы.

В 1938 г. декретом Министерства национального образования был образован Национальный совет спорта, переименованный в 1956 г. в Национальный отдел по физическому воспитанию и спорту (ДНЭФД).

В настоящее время административная организация физического воспитания и спорта в Испании представляется следующим образом:

I. В гражданском секторе организацией и развитием физического воспитания ведают следующие учреждения:

а) Олимпийский комитет Испании;

б) секретариат национального движения, включающий в себя следующие организации:

— Национальный отдел физического воспитания и спорта, которому подчиняются провинциальные отделы и все 43 спортивные федерации;

— женскую секцию (Национальный совет по физическому воспитанию);

— испанский профсоюз студентов (Национальная дирекция физического воспитания);

— молодежную секцию (Национальный совет по физическому воспитанию);

— дирекцию по профсоюзной работе в области воспитания и отдыха (Национальный совет по физическому воспитанию и спорту);

в) Министерство национального образования, которому подчиняются Национальная ассамблея студентов, учебные центры и специальные центры для неполноценных;

г) Министерство внутренних дел, которому подчиняются правительственная полиция, вооруженные институты гражданской охраны и полиции, организации по лечению и восстановлению здоровья раненых;

д) Министерство труда, которому подчиняются университеты, институты и профессиональные школы;

е) муниципалитеты с их бригадами пожарников и муниципальной полиции.

II. В военном секторе:

а) Ассамблея и руководящие комитеты по физическому воспитанию и спорту при штабах армии, военно-морского и военно-воздушного флота;

б) генеральные дирекции и инструкционные отделы, в ведении которых находятся военные академии и высшие подготовительные учебные учреждения;

в) дирекции по промышленности и оборудованию, в ведении которых находятся школы по подготовке специалистов и учеников.

Связь между этими военными и гражданскими организациями осуществляется в основном через посредство Национального отдела физической культуры и спорта.

По закону, принятому в 1940 г., исключительное право на преподавание физического воспитания принадлежит организациям, входящим в состав Национального движения (см. выше). Преподаватели физического воспитания назначаются Министерством национального образования с согласия руководителей Национального движения. Принципы и программы по физическому воспитанию для различных ступеней обучения разрабатываются организациями, входящими в состав Национального движения. Физическое воспитание является обязательным предметом в начальной и средней школе и в течение первых трех лет обучения в высшем учебном заведении.

Кадры для физического воспитания и спорта в Испании готовят следующие заведения;

1) преподавателей и инструкторов физического воспитания готовит кафедра физиологии медицинского факультета Мадрида. Специальное обучение включает теоретический курс физиологии, физического воспитания, гимнастики и разных видов спорта, а также практические занятия (гимнастика, спортивная деятельность, лабораторные работы). Квалификация преподавателя физического воспитания присваивается после сдачи теоретических и практических экзаменов, которые проводит Министерство национального образования;

2) спортивные тренеры получают подготовку в федерациях, которые организуют курсы тренеров;

3) Национальная федерация спортивной медицины организует курсы спортивной медицины для лиц, имеющих медицинский диплом. По окончании обучения необходимо сдать ряд экзаменов, после чего можно работать в спортивном клубе или федерации.

Преподавателей и инструкторов физического воспитания для армии готовит Центральная армейская школа физического воспитания, основанная в 1919 г. Кроме этого, в Пиренеях существует Военная горная школа, в которой готовят спортивных специалистов по лыжному спорту и альпинизму.

Испания является членом международных спортивных объединений — Европейской федерации психологии спорта и физической деятельности (ФЕПСАК), Международной ассоциации спортивной прессы (АИПС), Международной федерации университетского спорта (ФИСУ), Международного комитета средиземноморских игр (СИЖМ), Международного совета военного спорта (СИЗМ), Международного спортивного союза железнодорожников (УСИК). Национальная делегация физического образования и спорта Испании является членом Международного совета физического воспитания и спорта (СИЕПС).

Спортивные федерации Испании входят в соответствующие международные федерации и союзы по видам спорта: альпинизму, баскетболу, батуту, боксу, борьбе, дзю-до, боулингу, велоспорту, волейболу, гандболу, гимнастике, гребле, конному спорту, конькам, легкой атлетике, лыжам, парусу, плаванию, регби, санному спорту, скибобу, современному пятиборью, стрелковому спорту, стрельбе из лука, теннису, настольному теннису, тяжелой атлетике, фехтованию, футболу, хоккею, хоккею на траве, шахматам, некоторым техническим видам спорта.

Олимпийский комитет Испании создан в 1924 г. Членами МОК для Испании избраны в 1952 г. барон де Гюэль и в 1966 г. X. Самаранч.

Представители Испании дебютировали на Олимпийских играх 1900 г., а с 1920 г. участвовали во всех олимпиадах, кроме 1936 г., выступая во всех соревнованиях олимпийского цикла, кроме волейбола и дзю-до. Единственная золотая медаль была завоевана ими в 1928 г. в соревнованиях по конному спорту — командное первенство в преодолении препятствий.

Спортсмены Испании участвовали в зимних Олимпийских играх 1948-1976 гг. в соревнованиях по бобслею, лыжному и санному спорту. Единственная медаль — золотая — завоевана в 1972 г. горнолыжником Ф. Феопандес Очоа.


Участие спортсменов Испании в олимпийских играх

Спортивный кодекс Франции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *