Правовой статус республики

В рамках науки конституционного и международного права нельзя не заметить существующую проблему относительно «провозглашенной» самостоятельности республики Татарстан. Проблематика ее конституционно-правового статуса берет свое начало еще в 90-х.

Ст. 1 Конституции республики Татарстан устанавливает: «Республика Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации». Конституция в целом производит впечатление республики, как независимого субъекта РФ, о чем свидетельствуют следующие положения:

  1. Провозглашение государственного суверенитета республики Татарстан (ст. 1);
  2. В пределах своих полномочий Республика Татарстан самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях (ст. 1);
  3. Республика Татарстан в пределах своих полномочий вступает в международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административно- территориальными образованиями иностранных государств, иностранными государствами, заключает международные соглашения, обменивается представительствами, участвует в деятельности международных организаций (ст.6) и т.д.

Как минимум данные положения свидетельствуют о наличии особого статуса республики Татарстан как субъекта Российской Федерации. Свои корни он берет еще с момента создания РФ.

Изначально следует отметить, что Татарстан наряду с республикой Чечня не подписывали Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации». Также, результатом референдума в марте 1992 года Татарстан провозгласил себя государством, ассоциированным с РФ на основе двустороннего договора. Таким образом, с момента формирования Российской Федерации Республика Татарстан инициировал договорное регулирование взаимоотношений субъектов федерации и центра.

Также Республика Татарстан стала первой подписавшей договор с иностранным государством: в июне 1995 года было заключено соглашение между Казанью и Анкарой. Более того, Татарстан активно сотрудничает с иностранными государствами в торгово-экономическом, научно-техническим, культурным аспектам, например, с Германией, Нидерландами, Францией и др.

Первоначальная редакция Конституции Татарстана производило впечатление Основного документа государства независимого, а не субъекта федерации. Она содержала в себе такие положения, как «Республика Татарстан – суверенное демократическое государство» (ст.1), «Республика Татарстан самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус, решает вопросы политического, экономического, социально-культурного строительства. Законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам Республики Татарстан» (ст. 59) и т.д. Самым удивительным положением стало то, что Татарстан провозгласил себя субъектом международного права, что вызывает полный диссонанс наряду с наличием международной правосубъектности у Российской Федерации, в состав которой она входит.

Также в контексте «особого положения» республики Татарстан интересно обратиться к Постановлению КС РФ от 13 марта 1992 г. «По делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 г., Закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР», Закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 г. «О референдуме Татарской ССР», постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 г. «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан».

Помимо вышеуказанных положений под вопрос ставился тот факт, что Декларация о государственном суверенитете Татарстана не упоминает о том, что он состоит в РФ.

Также оспаривалось постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 г. «О проведении референдума республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан», которым на 21 марта 1992 г. назначил референдум с вопросом: «Согласны ли Вы, что республика Татарстан- суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?».

Данное право на самоопределение является вытекающим из ряда международных нормативно-правовых актов: Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН» 1970 г. и т.д. Однако, международные документы подчеркивают недопустимость ссылок на принцип самоопределения для подрыва единства государства и национального единства. Конституционный Суд признал несоответствие Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21.02.1992 г. не соответствующим Конституции РСФСР, т.к. построение отношений на основе равноправных договоров означает, что республика не состоит в РФ.

В 2007 году между РФ и республикой Татарстан был подписан двусторонний Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, что ограничило самопровозглашенную независимость Татарстана в конституционном порядке. В частности, было установлено, что Республика Татарстан в пределах своих полномочий осуществляет международные и внешнеэкономические связи, также заключает соглашения об осуществлении международных, внешнеэкономических связей и осуществляет такие связи с органами государственной власти иностранных государств по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 2).

В результате подписания данного договора, из Конституции республики Татарстан была исключена глава 5 «Республика Татарстан- суверенное государство», а к положениям о деятельности республики в международной сфере были добавлены оговорки «в пределах своих полномочий» либо «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения», что так или иначе поставило статус Татарстана в зависимое положение от федерации и приравняло ее статус по отношению к иным субъектам РФ. Изменения произошли не только на конституционном уровне.

Так, не смотря на положения Закона 1998 г., Татарстан принял собственный закон «О международных договорах республики Татарстан» от 14 июля 1999 г., где не только отстаивалась международная правосубъектность республики, но и право заключения международных договоров, что вступало в явное противоречие с федеральным законодательством.

В то же время стал активно «пропагандироваться» правовой статус Татарстана как субъекта международного права в доктрине Казанской школы права. Так, Г. И. Курдюков выступал за то, что в силу законодательных актов республики, Татарстан является носителем международных прав и обязанностей, обладает международной правосубъектностью и является, соответственно, субъектом международного права.

Однако Закон Татарстана 1999г. утратил свою силу, и таким образом после проведения административной реформы после победы на выборах В. В. Путина, процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным ускорился. В 2000 году почти все субъекты РФ объявили об отмене противоречащих законов.

Следует отдельно подчеркнуть малоизменившуюся доктрину Казанской школы права. Так, ее представитель Губейдуллин Р. Х. в своей сравнительно недавней работе «Зарубежные соглашения субъектов РФ» тем не менее выступает за возможность заключения субъектами РФ международных договоров, не приводя четких обоснований своей позиции. Нельзя допускать того, что правовед допустил путаницу в терминах «соглашения» и «международный договор». К тому же, не давая четкого ответа на вопрос, являются ли субъекты РФ субъектами международного права, правовед в своей работе наводит мысль о том, что субъекты Российской Федерации наделены международной правосубъектностью: «Опыт целого ряда республик в составе Российской Федерации отражает успешную практику построения международных отношений посредством подписания различных межправительственных соглашений и создания на их основе зарубежных представительств», что в целом отражает позицию Казанской школы права.

Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» URL: http://constitution.garant.ru/act/federative/170280/ (дата обращения-1.03.2018)

Курдюков Г. Аналитический обзор закона республики Татарстан «О международных договорах республики Татарстан»// Мониторинг законодательства республики Татарстан (вып. 2) Специальный выпуск Панорама-Форум, 1999. №22 С. 14-15; Мухаметшин Ф. Казань за реальный федерализм// Независимая газета, 15 февраля 2000. С. 4.

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан 2007 URL: http://www.gossov.tatarstan.ru/dokument/dogovor/fzrfrt/dogovor/ (дата обращения-1.03.2018)

Князькин С.А. Анализ проекта закона Республики Татарстан «О международных договорах республики Татарстан» Журнал «Панорама-Форум». Казань, 1999. № 22. С. 8.

Губейдуллин Р. Х. Зарубежные соглашения субъектов РФ// Вестник экономики, права и социологии, 2013, №2, С. 139.

Губейдуллин Р. Х. Зарубежные соглашения субъектов РФ// Вестник экономики, права и социологии, 2013, №2, С. 141.

Правовой статус республики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *