Закон про прокуратуру

В осеннюю сессию это первый принятый закон во исполнение поправок в Конституции, заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин. И это самый первый закон из внесенного президентом пакета поправок.

— Законопроект укрепит независимость органов прокуратуры при осуществлении ими их полномочий, — заявил от фракции «ЕР» ее представитель Олег Быков, выступая на пленарном заседании.

В законопроекте уточняются полномочия прокуратуры РФ и вводятся ограничения и запреты для граждан, претендующих на замещение должности прокурора. Самые кардинальные изменения устанавливают новый порядок назначения на должности в прокуратуре.

До внесения поправок в Основной Закон генпрокурор и его заместители по представлению президента назначались Советом Федерации. Теперь это прерогатива президента, которая осуществляется после консультаций с сенаторами. Указывается, что для проведения консультации по кандидатуре на должность генпрокурора президент направляет в Совет Федерации представление и другие материалы, характеризующие кандидатуру. У сенаторов есть неделя для ответа в письменном виде. Аналогичным образом — с рядом нюансов — уточняется порядок назначения заместителей генпрокурора.

Существенным образом меняется подход для назначения региональных прокуроров. Ранее они назначались президентом по представлению генпрокурора, согласованному с регионом. «В Конституции теперь не предусмотрено согласование прокуроров субъектами Федерации, — отметил глава комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников (официальный представитель президента по пакету законопроектов по Конституции). — Таким образом, выстраивается вертикаль».

Дело в том, что органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов, в том числе органами власти регионов, то есть прежний подход не отвечал принципу независимости прокуратуры от других ветвей власти.

Поправками также уточняются нормы о снятии прокуроров с должности. Прописывается и запрет на наличие у прокуроров иностранного гражданства, либо вида на жительство.

Положения закона вступят в силу со дня его официального опубликования.

До конца года депутаты «максимально должны рассмотреть» законопроекты во исполнение новых норм Конституции, заявил Вячеслав Володин в ходе обсуждения этих норм. Это, в первую очередь, вопросы повышения качества власти (на это направлены новая редакция закона о кабмине и другие изменения), а также социальной защищенности граждан, отметил он.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 13 июля 2017 года № 124

Об отдельных полномочиях прокуратуры, установленных Конституцией Кыргызской Республики

Настоящим конституционным Законом Кыргызской Республики регулируются отдельные полномочия прокуратуры Кыргызской Республики, установленные Конституцией Кыргызской Республики, определяется перечень государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, в отношении которых эти полномочия распространяются.

Статья 1. Надзор за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами

1. Предметом надзора является соблюдение Конституции Кыргызской Республики, точное и единообразное исполнение законов органами государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами.

2. Прокурор, при выявлении нарушений закона в действиях или бездействии работников органов исполнительной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, применяет акты прокурорского реагирования, в том числе постановление о возбуждении уголовного дела, предусмотренные в Законе Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики».

3. Прокурор, в случае выявления преступления при осуществлении надзора за исполнением законов, возбуждает уголовное дело вне зависимости от подследственности с передачей его уполномоченному органу расследования.

Статья 2. Надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие

1. Предметом надзора являются точное и единообразное исполнение законов в сфере соблюдения прав, свобод человека и гражданина в досудебной стадии уголовного процесса, соблюдение установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, расследования преступлений и осуществления оперативно-розыскной деятельности.

2. Прокурор, в случае выявления преступления при осуществлении надзора за следствием и оперативно-розыскной деятельностью, в том числе при наличии по нему решения об отказе в возбуждении уголовного дела, возбуждает уголовное дело вне зависимости от подследственности с передачей его уполномоченному органу расследования.

3. Генеральный прокурор Кыргызской Республики, уполномоченные им прокуроры Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики, а также прокуроры не ниже статуса прокуроров районов осуществляют надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Статья 3. Перечень государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, на которых распространяются требования пунктов 1 и 6 статьи 104 Конституции Кыргызской Республики

1. Полномочия прокуратуры, предусмотренные пунктами 1 и 6 статьи 104 Конституции Кыргызской Республики, распространяются на:

1) органы исполнительной власти и местного самоуправления;

2) Генеральную прокуратуру Кыргызской Республики и ее структурные (территориальные) подразделения;

3) Национальный банк Кыргызской Республики и его структурные (территориальные) подразделения;

4) Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики и ее структурные (территориальные) подразделения, за исключением деятельности избирательных комиссий по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов;

5) Счетную палату Кыргызской Республики и ее структурные (территориальные) подразделения;

6) Аппарат Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики и его структурные (территориальные) подразделения, за исключением деятельности Акыйкатчы (Омбудсмена) по контролю за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина;

7) Социальный фонд Кыргызской Республики и его структурные (территориальные) подразделения;

8) Государственную кадровую службу Кыргызской Республики и ее структурные (территориальные) подразделения;

9) Национальный статистический комитет Кыргызской Республики и его структурные (территориальные) подразделения;

10) Национальную комиссию по государственному языку при Президенте Кыргызской Республики и ее структурные (территориальные) подразделения;

11) Государственную комиссию по делам религий Кыргызской Республики и ее структурные (территориальные) подразделения;

12) Национальный центр Кыргызской Республики по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и его структурные (территориальные) подразделения;

13) Судебный департамент при Верховном суде Кыргызской Республики и его структурные (территориальные) подразделения;

14) Вооруженные Силы, другие воинские формирования и государственные органы Кыргызской Республики, в которых законом предусмотрена военная служба;

15) должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, указанных в настоящей статье.

2. Решение о возбуждении уголовного дела принимается Генеральным прокурором Кыргызской Республики в отношении:

1) Президента Кыргызской Республики, отрешенного от должности Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в порядке, определенном Конституцией Кыргызской Республики;

2) депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

3) Премьер-министра Кыргызской Республики;

4) члена Правительства Кыргызской Республики;

5) судьи;

6) начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Кыргызской Республики;

7) руководителей аппаратов Президента Кыргызской Республики, Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Правительства Кыргызской Республики;

8) секретаря Совета безопасности Кыргызской Республики;

9) председателя Счетной палаты Кыргызской Республики;

10) председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики;

11) Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики и его заместителя.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора Кыргызской Республики принимается одним из заместителей Генерального прокурора Кыргызской Республики с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по представлению Президента Кыргызской Республики.

3. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката в связи с его профессиональной деятельностью принимается Генеральным прокурором Кыргызской Республики либо его заместителем.

4. Решение о возбуждении уголовного дела по преступлению, совершенному должностным лицом, а также лицом, имеющим статус военнослужащего, включая их уголовное преследование, принимается прокурором.

Статья 4. Вступление в силу настоящего конституционного Закона

Настоящий конституционный Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Опубликован в газете «Эркин Тоо» от 18 июля 2017 года N 82

Изучение курса «Прокурорский надзор» предполагает необходимость оперирования целым рядом понятий, которые присущи главным образом данному курсу. С некоторыми понятиями студенты познакомились при изучении курса «Правоохранительные органы» (прокуратура, прокурор, прокурорский надзор). С некоторыми предстоит познакомиться в рамках курса «Прокурорский надзор».

При этом следует иметь в виду, что целый ряд понятий закреплен в нормах права, поэтому они носят правовой (а следовательно, общеобязательный) характер, например, такие понятия, как «прокуратура», «прокурор», понятие прокурорского надзора и его виды. Другие понятия относятся к научным категориям, сформулированным теорией и практикой прокурорского надзора (например, «объекты прокурорского надзора», «субъекты прокурорского надзора»). Поэтому не все они в юридической литературе воспринимаются однозначно.

Все это предопределяет необходимость глубокого усвоения предлагаемых понятий, от правильного понимания которых зависит успех в изучении всех последующих тем курса.

Наиболее употребляемым в курсе «Прокурорский надзор» является понятие «прокурор».

Прокурор — это должностное лицо органов прокуратуры, выполняющее в соответствии со своей компетенцией полномочия, связанные с осуществлением надзорной и иных функций, установленных законом.

В нормативных правовых актах, юридической литературе термин «прокурор» используется в разных значениях. Этим термином, во-первых, обозначается должностное лицо, возглавляющее соответствующую прокуратуру, начиная от Генерального прокурора РФ и кончая прокурором города или района.

Во-вторых, этим термином охватываются и другие должностные лица органов прокуратуры, в обязанности которых входит выполнение прокурорских функций, не связанных с руководящими обязанностями. Перечень таких лиц органов прокуратуры, наделенных статусом «прокурор», установлен ст. 54 Закона о прокуратуре. Это Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора РФ, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров но особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.

Достаточно употребляемым является еще один термин — «прокурорский работник». В соответствии со ст. 54 Закона о прокуратуре под прокурорским работником понимаются прокуроры, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания). Таким образом, это понятие охватывает только прокуроров, других работников органов прокуратуры (это, как правило, научные и педагогические работники научных и образовательных учреждений прокуратуры, иные работники). Иные сотрудники прокуратуры, работающие в учреждениях социально-бытового, хозяйственного, административного назначения, к указанной категории «прокурорские работники» не относятся.

Общим для прокурорских работников является наличие у них классного чина или воинского звания.

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ, выполняющих иные функции, установленные федеральными законами (ст. 1 Закона о прокуратуре).

«Прокурорский надзор» — понятие, которое имеет несколько смысловых значений.

Во-первых, этим термином обозначается основная функция прокуратуры — прокурорский надзор (абз. 1 п. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре). В этом значении указанным термином обозначается специфическая деятельность прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и направленная на проверку точного соблюдения Конституции и исполнения законов, действующих па территории РФ.

Во-вторых, этим термином обозначается одна из юридических учебных дисциплин — «Прокурорский надзор», о чем уже выше говорилось.

В-третьих, этим термином обозначается одна из отраслевых юридических наук, изучающая общественные отношения, возникающие в сфере надзорной и иной деятельности прокуратуры.

Отрасль прокурорского надзора — это вид надзорной деятельности прокуратуры, который обусловлен предметом надзора, спецификой правового положения объектов надзора, полномочиями прокурора. В настоящее время Законом о прокуратуре выделено пять отраслей (видов) прокурорского надзора.

Предмет прокурорского надзора определяется характером надзорной деятельности прокуратуры, сущностью которой является регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов в стране. Иначе говоря, под предметом прокурорского надзора следует понимать деятельность физических (должностных) и юридических лиц, связанную с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. Этот общий предмет прокурорского надзора детализируется и конкретизируется применительно к каждой отдельной отрасли прокурорского надзора.

Объекты прокурорского надзора — это те органы, учреждения и их должностные лица, деятельность которых, связанная с исполнением законов, поднадзорна прокуратуре. Перечень их в общем плане дан в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. В их числе федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Субъекты прокурорского надзора — это должностные лица прокуратуры — соответствующие прокуроры, осуществляющие прокурорско-надзорную деятельность в пределах своей компетенции. Перечень прокуроров как субъектов прокурорской деятельности дан в ст. 54 Закона о прокуратуре.

Полномочия прокурора — это совокупность прав и обязанностей, которыми он располагает для осуществления надзорных и иных функций, возложенных на него законом. Основные полномочия определены Законом о прокуратуре, которые конкретизируются в других законодательных актах (например, в УПК, ГПК, АПК, Законе о полиции, Законе об ОРД, в ведомственных приказах Генеральной прокуратуры РФ и др.).

Средства прокурорского реагирования — это предусмотренные законом действия и правовые акты прокурора, вытекающие из его полномочий, направленные на выявление и устранение нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих; привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законов.

Акты прокурорского реагирования (акты прокурорского надзора) являются разновидностью средств прокурорского реагирования. Они представляют собой определенные виды документов прокурора, с помощью которых он реагирует на выявленные в процессе применения правовых средств надзора нарушения закона. Перечень таких актов установлен Законом о прокуратуре, иными законодательными актами. В числе наиболее часто используемых прокурорами следует назвать такие акты, как представление, протест, предостережение, постановление.

Депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении поправки в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в части приведения его положений в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Законопроект был внесен Президентом РФ.

Новый порядок назначения прокуроров

Предложен новый порядок назначения на должность. Генпрокурор, его заместители, прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним будут назначаться на должность Президентом после консультаций с Советом Федерации, а освобождаться от должности — Президентом.

Защита суверенитета

Несмотря на то, что деятельность прокуратуры осуществляется, в том числе, в соответствии с имплементированными в нашу правовую систему международными договорами РФ, противоречащие Конституции РФ решения межгосударственных органов не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Запрет иностранного гражданства

Уточняется запрет на наличие у прокуроров иностранного гражданства, либо вида на жительство, а также указывается обязанность сотрудников прокуратуры уведомлять руководство о прекращении гражданства РФ или приобретении иностранного гражданства и получении вида на жительство в течение 5 дней.

Прокурорские работники, как отмечалось, являются федеральными государственными служащими. Данное обстоятельство предопределяет повышенные требования, касающиеся их правового статуса. На них распространяются обязанности, ограничения и запреты, установленные законодательством в отношении всех государственных служащих с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре (ст. 40.2).

Прокурорский работник обязан:

  • — соблюдать Конституцию, иные законы и нормативные правовые акты РФ;
  • — добросовестно исполнять должностные обязанности, поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения обязанностей;
  • — соблюдать при исполнении обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  • — не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • — представлять в установленном законом порядке сведения о себе и членах своей семьи, в том числе сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
  • — соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные законом, и другие обязанности.

Законом установлен ряд ограничений, которые препятствуют прокурорскому работнику пребывать на службе в органах прокуратуры, в их числе: признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда; наличие неснятой или непогашенной судимости; осуждение по приговору суда; наличие заболевания, препятствующего прохождению службы в прокуратуре; выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства; утрата доверия к работнику и другие ограничения.

Служба в органах прокуратуры несовместима с некоторыми видами общественно-политической и предпринимательской деятельности. Прокурорским работникам, в частности, запрещено:

  • — заниматься другой оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью;
  • — осуществлять предпринимательскую деятельность, приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • — получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц;
  • — принимать награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, от политических партий, общественных организаций, религиозных объединений и иных организаций; и другие запреты.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Прокуроры в своей служебной деятельности не могут быть связаны решениями общественных объединений.

Правовая защита, социальное и материальное обеспечение прокурорских работников

Прокуроры при исполнении служебных обязанностей являются представителями государственной власти и находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, в исключительных случаях иные лица, на которых совершается посягательство в целях воздействия па законную деятельность прокуроров. Под защитой также находится имущество указанных лиц (ст. 45 Закона о прокуратуре).

Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров, иных лиц определяется Федеральным законом от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», иными нормативными правовыми актами. Так, уголовным законодательством (ст. 317-319 УК) установлена уголовная ответственность за посягательство па жизнь работника прокуратуры (как и других представителей власти), за применение к нему насилия в целях воспрепятствования его законной деятельности, за публичное оскорбление при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

В целях осуществления мер безопасности в отношении прокурорских работников могут проводиться ОРМ в соответствии с Законом об ОРД.

Прокуроры имеют право на ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также их применение в порядке, установленном Законом о полиции.

С учетом характера задач и функций, осуществляемых прокурорами, установлены специальные правила и гарантии при решении вопросов, связанных с привлечением их к административной и уголовной ответственности (ст. 42 Закона о прокуратуре).

Проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом.

Проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении его уголовного дела и его предварительное расследование производится Следственным комитетом РФ в порядке, установленном УПК (гл. 52).

В прокуратуре РФ создана специальная служба обеспечения собственной безопасности и физической защиты ее работников.

Государство придаст большое значение материальному и социальному обеспечению деятельности прокурорских работников. Они закреплены в ст. 44 Закона о прокуратуре.

Для прокурорских работников предусмотрено высокое денежное содержание, состоящее не только из должностного оклада, но и разных доплат: за классный чип, за выслугу лет, за особые условия службы (сложность, напряженность, высокие достижения в службе). Предусмотрены выплаты, премии, надбавки за ученую степень и ученое звание, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» и другие выплаты и надбавки.

Прокуроры имеют право на дополнительную жилую площадь. Медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) прокурорских работников и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Прокуроры подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного содержания. За счет этой суммы органы государственного страхования производят выплаты прокурору за причиненные ему в связи с его служебной деятельностью телесные повреждения или иной вред здоровью. В случае гибели (смерти) как в период работы, так и после увольнения, если она наступила вследствие причиненных телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, страховая сумма выплачивается наследникам.

Законодательством РФ предусмотрены и иные меры социального и материального обеспечения прокурорских работников.

Закон про прокуратуру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *