Открытый доступ в интернет

Это первая часть моей статьи «О «цитировании» фотографий, открытом доступе и подмене понятий», которая опубликована в журнале «Хозяйство и право» № 1/2017 и размещена на Закон.ру с любезного согласия редакции журнала.

Ссылка на настоящую работу будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. О содержании понятий «общедоступная информация», «доведение до всеобщего сведения», «свобода использования произведений, постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения» // Закон.ру. 2017. 28 января. URL: https://zakon.ru/blog/2017/02/28/o_soderzhanii_ponyatij_obschedostupnaya_informaciya_dovedenie_do_vseobschego_svedeniya_svoboda_ispol

В большинстве случаев, когда говорят о нахождении в «открытом доступе в Интернете», речь идет об «общедоступной информации», определенной в ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации). В ч. 4 ст. 7 указанное понятие раскрыто следующим образом: «Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных».

А. Савельев в связи с этим указывает: «По сути, Закон вводит тем самым презумпцию открытости информации: общедоступной является любая информация, кроме той, к которой ограничен доступ. Отнесение информации к категории общедоступной в самом общем виде означает, что любое лицо без указания причин и целей может получать такую информацию и использовать по своему усмотрению, с соблюдением установленных федеральным законом ограничений на ее распространение».

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что упомянутый Закон рассчитан на регулирование отношений не по поводу интеллектуальной собственности, а других – возникающих при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации (ч. 1 ст. 1). На это обстоятельство специально указано в ч. 2 ст. 1 Закона об информации: «Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом».

К отношениям по поводу интеллектуальной собственности подлежат применению другие нормы – нормы части четвертой ГК РФ. Для обозначения случаев размещения произведений в сети Интернет, в частности, в подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ используется понятие «доведение до всеобщего сведения». Эта форма распространения произведений объектов авторского и смежных прав в Кодексе определена как «доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору».

В рамках настоящей работы нет нужды в уточнении, следует ли рассматривать доведение до всеобщего сведения как часть права на сообщение до всеобщего сведения (см. ст. 8 Договора ВОИС по авторскому праву (Женева, 20 декабря 1996 г.; далее – ДАП) или как самостоятельное право на распространение (см. ст. 8(1), ст. 12 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам (Женева, 20 декабря 1996 г.; далее – ДИФ). Это связано с тем, что в любом случае речь идет именно о реализации «интернет-правомочия» – размещении произведения в открытом доступе в сети Интернет, что предполагает совершение двух шагов: во-первых, помещение объектов «в цифровой форме в цифровой среде» и, во-вторых, доступ к этим объектам любого из пользователей сети Интернет.

Таким образом, доведение до всеобщего сведения любого произведения в сети Интернет предполагает «оцифровку» произведения (перевод в цифровую форму) и затем – публикацию его на каком-либо информационном ресурсе (в социальной сети, на сайте, на домашней или новостной странице и т.д.).

Случаи доведения произведений до всеобщего сведения следует отграничивать от использования произведений, «постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения» (ст. 1276 ГК РФ). Здесь речь о произведениях не в Интернете, а в реальном мире – это произведения изобразительного искусства (в частности, скульптуры, живописи), произведения архитектуры (здания), садово-паркового искусства и т.д., допускающие постоянное публичное обозрение и находящиеся, как правило, в открытых общественных местах со свободным бесплатным посещением. Яркий пример – музей-заповедник «Царицыно», включающий пейзажный парк, произведения архитектуры, скульптуры и т.п.

Предоставляемая законом свобода использования произведений, «постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения», – это, в частности, возможность фотографировать и распространять изображения защищаемых авторским правом объектов (в том числе посредством размещения фотографий в открытом доступе в сети Интернет). Такое дозволение в праве многих стран именуется свободой панорамы (от нем. Panoramafreiheit) и регулируется специальными нормами, иногда довольно строгими.

Например, 7 октября 2016 года парламент Франции утвердил Закон об ограничении свободы панорамы, дозволяющий частным лицам (не организациям) фотографировать здания и скульптуры, находящиеся в местах, открытых для свободного посещения, но только для некоммерческого использования – эти положения вошли в ст. L. 122-5 Кодекса интеллектуальной собственности Франции.

К сожалению, в российском законодательстве не раскрывается, что следует понимать под «свободой использования произведений, постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения». Однако некоторые разъяснения по этому поводу уже даны Верховным Судом РФ. Для целей настоящей работы особенно важно отметить, что в абз. 3 п. 13 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом ВС РФ 23.09.2015, прямо указано: «Сеть «Интернет» не является местом, открытым для свободного посещения, по смыслу ст. 1276 ГК РФ».

Резюмируя изложенное, надо отметить, что не слишком удачно использовать выражение «находится в открытом доступе» для правовой характеристики.

Если речь идет об использовании информации, находящейся в открытом доступе в сети Интернет, целесообразно обозначать ее как общедоступную информацию.

Если необходимость в правовой квалификации возникла применительно к вопросам, связанным с использованием интеллектуальной собственности, вероятны две ситуации.

Если состоялось распространение произведения в сети Интернет (оно размещено в Интернете в открытом доступе), речь идет о доведении до всеобщего сведения.

Если фотографировалось или иным образом репродуцировалось произведение, находящееся в открытом для посещения общественном месте с бесплатным посещением (например, в парке, на площади и т.д., а иногда и в закрытом помещении – в музее, на выставке), то подразумевается использование произведений, постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения.

P.S. IP CLUB лента новостей в сфере интеллектуальной собственности и Digital Law в

facebook – https://www.facebook.com/ipclubin

Вконтакте – https://vk.com/ipclubin

Telegram – https://t.me/ipclubin

twitter – https://twitter.com/ipclubin

Гаврилов Э. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав // Хозяйство и право. 2005. № 1. С. 26.

Судариков С. А. Право интеллектуальной собственности: учебник. – М.: Проспект, 2013. С. 126.

3. При размещении в сети «Интернет» текстов судебных актов, принятых судами общей юрисдикции, Верховным Судом Российской Федерации, за исключением текстов судебных актов, принятых Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса и защиты государственной и иной охраняемой законом тайны из этих актов исключаются персональные данные, указанные в части 4 настоящей статьи. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы и другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса. Не подлежат исключению идентификационный номер налогоплательщика — индивидуального предпринимателя, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, фамилии, имена и отчества истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, фамилии, имена и отчества осужденного, оправданного, секретаря судебного заседания, судьи (судей), рассматривавшего дело, а также прокурора, адвоката и представителя. При размещении в сети «Интернет» текстов судебных актов, принятых Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, из них исключаются персональные данные, указанные в части 4 настоящей статьи, кроме фамилий, имен и отчеств заявителей, представителей сторон, приглашенных в заседание представителей государственных органов, экспертов и специалистов. В исключительных случаях в целях обеспечения безопасности заявителя и (или) его представителя Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации по ходатайству заявителя или его представителя либо по собственной инициативе может быть принято решение об исключении их персональных данных и использовании вместо исключенных персональных данных инициалов, псевдонимов или других обозначений, не позволяющих идентифицировать заявителя и (или) его представителя.

Государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа (ст.

10 Закона об информации).

Закон об информации определяет виды информации, которые вообще запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

— законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

— документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

— документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

— документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан (п. 3 ст. 10).

Перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги, устанавливает Правительство РФ. Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон принят Государственной Думой 22 апреля 2014 года и одобрен Советом Федерации 29 апреля 2014 года.

Справка к Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей»

Федеральным законом вносятся изменения в законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы распространения информации и обмена данными между пользователями в сети Интернет.

Устанавливаются обязанности организатора распространения информации в сети Интернет (лица, осуществляющего деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для ЭВМ, предназначенных и (или) используемых для приёма, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет).

В частности, организатор распространения информации в сети Интернет обязан уведомлять соответствующий федеральный орган исполнительной власти о начале своей деятельности, хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приёма, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователями сети Интернет и информацию об этих пользователях в течение 6 месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также представлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации.

Кроме того, определяются права и обязанности блогера (владельца сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более 3 тысяч пользователей сети Интернет), в том числе при размещении и использовании общедоступной информации иными пользователями сети Интернет.

Блогер имеет право: свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым способом в соответствии с законодательством Российской Федерации; излагать на своём сайте (странице сайта) в сети Интернет личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима; размещать или допускать размещение на своём сайте (странице сайта) в сети Интернет текстов и (или) иных материалов других пользователей сети Интернет, если это не противоречит законодательству Российской Федерации; распространять на возмездной основе рекламу.

К обязанностям блогера относятся: размещение на сайте (странице сайта) своей фамилии и инициалов, электронного адреса для направления ему юридически значимых сообщений; недопущение использования сайта (страницы сайта) в сети Интернет в целях совершения уголовно наказуемых деяний, в том числе для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; проверка достоверности размещаемой общедоступной информации до её размещения; недопущение распространения информации о частной жизни гражданина с нарушением законодательства Российской Федерации.

Федеральным законом также предусматривается ведение соответствующим федеральным органом исполнительной власти реестра таких сайтов (страниц сайтов), а также устанавливаются права и обязанности этого органа, связанные с ведением указанного реестра.

За невыполнение физическими и юридическими лицами предусмотренных Федеральным законом обязанностей устанавливается административная ответственность.

Сергей Орлов 5 июля 2018 Просмотры: 3712 0

4 июля поисковик «Яндекс» начал индексировать в поиске документы Google Docs, обратили внимание несколько Telegram-каналов. Пользователи стали жаловаться в службу поддержки на то, что их файлы с личными данными, паролями и номерами телефонов оказались в открытом доступе. Отмечалось, что некоторые из них, открытые через поисковик «Яндекс», можно было редактировать. Поиск документов мог осуществляться с помощью расширенных поисковых команд.

Если указать «Яндексу» область поиска docs.google.com, а затем заполнить строку поиска, то «Яндекс» выдавал искомые документы – например, в текстовом формате или формате электронной таблицы. Среди найденного были документы с информацией, похожей на персональные данные (включая имена, фамилии, номера телефонов и электронной почты). Об этом сообщили «Ведомости». «Яндекс» выдавал результаты и по запросу «пароли».

«Яндекс» объяснил попадание Google Docs в поисковую выдачу: «Это не утечка конфиденциальных данных, а банальная халатность пользователей сервисов Google Docs и Google Drive. Когда вы создаете файл в GD, у вас есть несколько опций по выбору доступа к нему. Если у вас в настройках стоит галочка напротив «общедоступно для поиска и просмотра» — ваш файл может индексироваться поисковыми машинами».

Group IB рекомендовала всем пользователям сервисов Google Docs и Google Drive защищать паролем документы, которые они выкладывают в облачные хранилища. Об этом компания написала у себя на канале в Telegram.

В Group IB добавили, что не рекомендуют пользователям делиться важной информацией через передачу доступа. Также в компании отметили, что если документ будет защищен паролем, поисковики не смогут индексировать файлы.

Ранее также появилась информация о том, что сотрудники сторонних компаний, сотрудничающих с Google, имеют доступ к письмам пользователей Gmail и изучают их в коммерческих целях, пишет The Wall Street Journal. Об этом изданию рассказали более 20 экс-сотрудников этих сторонних компаний.

Газета отметила, что еще год назад Google обещала перестать использовать содержимое писем для выявления рекламных предпочтений пользователей. Доступ к личной переписке пользователей имеет Return Path. Компания анализирует содержимое писем более 2 млн пользователей сервиса Gmail в рекламных целях. Автоматически компьютеры изучают около 100 млн писем в день, однако еще несколько лет назад письма вручную просматривались сотрудниками компании. Как отмечает издание, нередко программисты компании читают личные сообщения пользователей в целях улучшения алгоритмов работы специальных программ.

Сотрудники Edison Software — разработчика мобильного приложения для Gmail — также читали письма пользователей сервиса. Гендиректор компании объяснил это необходимостью технической отладки работы приложения. Google настаивает, что компания разрешает просматривать почту только тех пользователей, что дали соответствующее разрешение. Согласно данным comScore, на сегодняшний день почтой Gmail пользуются 1,4 млрд человек.

Рекомендуем

Открытый доступ в интернет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *