Градостроительные ограничения

Главная / Деятельность / Градостроительство / Новости в сфере градостроительства / Осуществление строительства без получения разрешения свидетельствует о возведении объекта с нарушением установленного порядка и наличии у таких объектов признаков самовольной постройки

Осуществление строительства без получения разрешения свидетельствует о возведении объекта с нарушением установленного порядка и наличии у таких объектов признаков самовольной постройки

В соответствии с пунктом 20 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пунктом 10 статьи 2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» к вопросам местного значения отнесена выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.

В соответствии со ст. 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Градостроительным кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным Кодексом.

В соответствии с ч. 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса РФ..

В связи с вышеизложенным, Администрация Айдаровского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области доводит до сведения граждан, планирующих возведение объектов капитального строительства на территории поселения о необходимости получения разрешения на строительство объектов капитального строительства до начала строительства.

Осуществление строительства без получения разрешения свидетельствует о возведении объекта с нарушением установленного порядка и наличии у таких объектов признаков самовольной постройки.

Кроме того, статьей 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство влечен наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Новая редакция Ст. 5 ГрК РФ

1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Комментарий к Статье 5 ГрК РФ

Комментируемая статья определяет субъекты градостроительных отношений. К ним относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

В состав Российской Федерации входят 86 субъектов — республики, области, края, автономная область, автономные округа и города федерального значения. Все они перечислены в ст. 65 Конституции РФ.

В настоящее время под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Такое определение дает Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г.). Необходимо иметь в виду, что в данный момент принят также Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ с аналогичным названием. За исключением отдельных положений он начнет действовать с 1 января 2006 г. В этом Законе понятие муниципального образования дается следующим образом: муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вступают в градостроительные отношения через свои уполномоченные органы в пределах установленной компетенции.

В соответствии с Гражданским кодексом юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Под физическими лицами следует понимать как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан и лиц без гражданства. Вопросы гражданства регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 18 июля 2006 г.).

В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Другой комментарий к Ст. 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Определив в ст. 4 ГрК объект и предмет регулирования данного Закона, отграничив действие его норм от действия норм других отраслей и институтов российского законодательства и права, законодатель определил в общем виде перечень субъектов градостроительных отношений, сделав его традиционным и аналогичным перечню, содержащемуся в других федеральных законах.

Предусмотренные в ч. 1 комментируемой статьи 5 РФ, ее субъекты и муниципальные образования выступают в градостроительных отношениях в двух качествах:

1) как регуляторы градостроительных, жилищных, иных гражданско-правовых, муниципальных, природоохранных, земельных, других природоресурсных и иных общественных отношений в соответствии с конституционным, муниципальным, административным, экологическим и иным правом и законодательством и в этих случаях их нормативные правовые акты носят властный, обязательный, нормативный, то есть государственно-правовой и (или) административный характер;

2) как заказчики, подрядчики градостроительной деятельности, собственники «градостроительного» имущества, находящегося в их пользовании, владении и распоряжении и в этих случаях они действуют на равных, правах с другими участниками градостроительной деятельности.

Во втором случае согласно ст. 126 ГК, ее субъекты и муниципальные образования отвечают по свои обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга. Особенности ответственности РФ и ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

Гражданско-правовой (имущественный) статус граждан (физических лиц) предусматривается в ст. 17-47 ГК, а юридических лиц и их различных видов — в ст. 48-123 ГК, а также в иных федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах.

Характеристики, структура, компетенция и взаимоотношения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований предусматриваются в Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в иных федеральных законах, конституциях, уставах и иных законах субъектов РФ, в уставах и иных нормативных правовых актах муниципальных образований.

Государственные и муниципальные органы выступают от имени РФ, ее субъектов и муниципальных образований в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, а также субъектов РФ и муниципальных образований.

Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ действуют в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, регламентами о своей деятельности и работе.

Президент РФ функционирует на основании Конституции РФ и издает нормативные правовые акты — указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Например, его указами от 18 декабря 1991 г. N 294 и от 30 ноября 1992 г. N 1487 учреждены особо ценные объекты культурного (национального) наследия народов Российской Федерации, от 30 ноября 1995 г. N 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, которыми регулируются отношения, относящиеся к градостроительной деятельности.

Правительство РФ действует на основании ст. 110-117 Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ с последующими изменениями и дополнениями.

Публичные органы власти, которыми являются органы государственной власти РФ, ее субъектов и органы местного самоуправления, принимают в пределах их компетенции, предусмотренной в ст. 3 и 4 ГрК, нормативные правовые акты, которыми осуществляется регулирование градостроительных отношений (см. комментарии к указанным статьям).

Так, в РФ приняты и действуют регулирующие градостроительные отношения, принятые Федеральным Собранием РФ федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г N 68, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г N 116, «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г. N 117, «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992 г. (они демонстрируют действие основных принципов законодательства о градостроительной деятельности, предусмотренные в ст. 2 комментируемого Закона).

К ним примыкают федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г., «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. N 195, Об утверждении Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. и Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г., «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. N 3.

Выступая от имени РФ, определяя в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства, Президент РФ издает указы как нормативного, так и индивидуального характера, например, от 6 ноября 1993 г. и от 6 декабря 1995 г. N 1219 «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации».

Ввиду упорядочения законодательства о градостроительной деятельности, о культуре, о земле, о недвижимости и др., устранения многочисленных пробелов и противоречий в правовом регулировании различных, имеющих отношение к градостроительной деятельности сфер общественной жизни Президентом РФ принимается в последнее время меньше указов по этим аспектам общественных отношений.

Компетенцию России реализует и субъектом градостроительных отношений является Правительство РФ, которое их регулирует, например, в постановлении «Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения» от 10 марта 2000 г. N 221.

Правотворческая деятельность Правительства РФ проявляется в постановлениях «Об утверждении Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» от 24 ноября 1998 г. N 1371, «О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации» от 11 августа 1998 г. N 928, «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» N 777 (см. Федеральный государственный экологический контроль. Пособие для правоприменителей (Боголюбов С.А., Кичигин Н.В. и др.).

От имении РФ и в пределах ее компетенции нормативные правовые акты в области регулирования градостроительной деятельности принимают федеральные министерства. Так, Минздравом России утверждены Санитарные правила проектирования промышленных предприятий. СН 245-71, Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторсырья 1982 г., Санитарные правила устройства и содержания полигонов для твердых бытовых отходов 1983 г., Санитарные правила содержания территорий населенных мест 1988 г.

В интересах обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека Минздравом России (ныне Минздравсоцразвития России) утверждены Санитарные правила «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» 1995 г., Санитарные правила и нормы. «Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы» 1999 г. и «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» 2000 г. На федеральные службы и федеральные агентства возложены правоприменительные задачи, управление имуществом и оказание услуг населению.

В субъектах РФ их компетенция в области градостроительной деятельности проявляется, например, в законах г. Москвы «О градостроительном зонировании территории города Москвы» от 9 декабря 1998 г., «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве» от 25 июня 1997 г., «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы» от 21 октября 1998 г., «О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы» от 1 июля 1996 г., «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве» от 9 июня 2004 г.

Субъекты РФ участвуют в регулировании градостроительных отношений и таким образом являются субъектами градостроительных отношений путем принятия законов, например, Московской области «Об организации и функциональном зонировании территории Московской области» от 9 января 1997 г., Чувашской Республики «О градостроительстве» от 1 ноября 1999 г., Воронежской области «О регулировании градостроительных отношений в Воронежской области» от 23 января 1997 г., Градостроительном уставе Тюменской области от 24 марта 1999 г.

Указанные в комментируемой статье ГрК соответствующие органы — законодательные собрания субъектов градостроительных отношений (субъектов РФ) реализовали свою компетенцию в Градостроительных кодексах Ленинградской области от 7 июля 1998 г., Мурманской области от 29 января 1997 г., Республики Башкортостан от 7 июня 1999 г., Калининградской области от 15 октября 1999 г., Томской области от 23 октября 1998 г.

После принятия в декабре 2004 г. комментируемого ГрК субъекты РФ приводят свои законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие градостроительные отношения, в соответствие с требованиями ГрК и Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

В приведенных и иных законах субъектов РФ определяются полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (см. подробнее об этом комментарий к ст. 8 ГрК).

Например, в Градостроительном уставе Ханты-Мансийского автономного округа от 10 ноября 1997 г. предусматриваются полномочия представительных органов местного самоуправления по утверждению правил застройки и других нормативно-правовых актов в области регулирования градостроительства на территории муниципального образования, утверждению черты сельских поселений, контролю за соблюдением градостроительного законодательства, а исполнительные органы местного самоуправления разрабатывают правила застройки города, ведут градостроительный городской кадастр и мониторинг, устанавливают и прекращают права на недвижимость, устанавливают правила и порядок содержания объектов градостроительства.

Статья 38. Осуществление землепользования и застройки в зонах с особыми условиями использования территории муниципального образования.

Статья 39. Охранные зоны.

Статья 40. Санитарно-защитные зоны.

Статья 41. Зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Статья 42. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий.

Статья 43. Водоохранные зоны.

Статья 38. Осуществление землепользования и застройки в зонах с особыми условиями использования территории муниципального образования

Землепользование и застройка в зонах с особыми условиями использования территории муниципального образования осуществляются:

1) с соблюдением запрещений и ограничений, установленных федеральным и региональным законодательством, нормами и правилами для зон с особыми условиями использования территорий;

2) с соблюдением требований градостроительных регламентов, утверждаемых в отношении видов деятельности, не являющихся запрещенными или ограниченными, применительно к конкретным зонам с особыми условиями использования территорий;

3) с учетом историко-культурных, этнических, социальных, природно-климатических, экономических и иных региональных и местных традиций, условий и приоритетов развития территорий в границах зон с особыми условиями использования территорий.

Статья 39. Охранные зоны

1. В целях обеспечения нормальных условий эксплуатации объектов инженерной, транспортной и иной инфраструктуры, исключения возможности их повреждения устанавливаются охранные зоны таких объектов.

2. Землепользование и застройка в охранных зонах указанных объектов регламентируется действующим законодательством Российской Федерации, санитарными нормами и правилами.

Статья 40. Санитарно-защитные зоны

1. В целях ограждения жилой зоны от неблагоприятного влияния промышленных (и/или сельскохозяйственных) предприятий, а также некоторых видов складов, коммунальных и транспортных сооружений устанавливаются санитарно-защитные зоны таких объектов.

2. Размеры и границы санитарно-защитных зон определяются в проектах санитарно-защитных зон в соответствии с действующим законодательством, санитарными нормами и правилами в области использования промышленных (и/или сельскохозяйственных) предприятий, складов, коммунальных и транспортных сооружений, которые согласовываются с федеральным органом по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3. Размеры и границы санитарно-защитных зон, отраженные в настоящих правилах, носят условный рекомендательный характер. Юридические последствия в отношении таких зон наступают только после их установления в порядке, определенном законодательством.

4. В санитарно-защитных зонах не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

5. В санитарно-защитной зоне и на территории объектов других отраслей промышленности не допускается размещать объекты по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий; объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.

6. В границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства допускается размещать: нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

7. В санитарно-защитной зоне объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, производства лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий допускается размещение новых профильных, однотипных объектов, при исключении взаимного негативного воздействия на продукцию, среду обитания и здоровье человека.

Статья 41. Зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

1. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия, порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. До установления Правительством Российской Федерации порядка разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель, градостроительная и иная деятельность в указанных зонах регулируется федеральным и региональным земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности, законодательством в сфере охраны объектов культурного наследия и иным законодательством.

3. Проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в зонах охраны объекта культурного наследия разрабатываются исполнительным органом государственной власти Нижегородской области, уполномоченным в сфере градостроительной деятельности и подлежат согласованию с исполнительным органом государственной власти Нижегородской области, уполномоченным в сфере охраны объектов культурного наследия.

4. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в зонах охраны объектов культурного наследия запрещаются, за исключением работ по сохранению данного объекта культурного наследия и (или) его территории, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности объекта культурного наследия и не создающей угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения.

5. Субъекты градостроительных отношений, ведущие строительные или земляные работы, обязаны, в случаях обнаружения объектов, имеющих историческую, художественную или иную культурную ценность, приостановить ведущиеся работы и сообщить об обнаруженных объектах в государственный орган исполнительной власти края, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия. При производстве работ в охранных зонах объектов культурного наследия (при необходимости) застройщик обязан произвести историко-культурную экспертизу.

6. Государственный орган исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченный в сфере охраны объектов культурного наследия, имеет право приостанавливать строительные, мелиоративные, дорожные и другие виды работ в случаях возникновения в процессе проведения этих работ опасности для памятников либо нарушения правил их охраны. Указанные работы могут быть возобновлены с разрешения уполномоченного органа после устранения возникшей опасности для памятников или допущенного нарушения правил их охраны.

Статья 42. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий

1. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

2. Режимы особой охраны устанавливаются применительно к конкретной категории особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Статья 43. Водоохранные зоны

1. В целях улучшения гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройства их прибрежных территорий устанавливаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.

2. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Градостроительные ограничения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *