Больше 40% выпускников 9 классов уходят из школы и продолжают обучение в колледже. Программа обучения в колледже на базе 9 классов включает одновременное получение среднего общего образования. Но учиться приходится 3 года 10 месяцев. Может ли студент колледжа не дожидаться окончания обучения, а сдать ЕГЭ раньше, получить аттестат о среднем общем образовании и продолжить обучение в ВУЗе?
Студенты колледжа изучают общеобразовательные дисциплины на первом и втором курсах. Поэтому после завершения второго года обучения в колледже они имеют право пройти государственную итоговую аттестацию, при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании.
Содержание
Куда подавать заявление на сдачу ЕГЭ?
Если колледж имеет аккредитацию — то заявление на сдачу ЕГЭ нужно подавать в сам колледж. Если колледж или техникум не имеет такой аккредитации — заявление нужно подавать вместе с выпускниками прошлых лет — в пункты подачи заявлений, определенные региональными органами власти.
Для допуска к ЕГЭ нужно представить справку из колледжа, подтверждающую освоение образовательных программ среднего общего образования или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем году.
Как получить аттестат?
После прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) студент колледжа имеет право на получение аттестата (часть 6 статьи 68 Федерального закона об образовании). Однако в этом вопросе может возникнуть техническая сложность.
Вариант 1 — у колледжа есть свидетельство об аккредитации по программе среднего образования
Аттестат могут выдавать только образовательные организации, которые имеют свидетельство о государственной аккредитации по образовательной программе среднего общего образования. Если у колледжа есть аккредитация — студент без проблем может получить аттестат в колледже и продолжить обучение по программе среднего профессионального образования, параллельно пытаясь поступить в ВУЗ.
Вариант 2 — у колледжа нет свидетельства об аккредитации по программе среднего образования
На практике большинство колледжей такого свидетельства не имеют.
Официальные разъяснения по данному вопросу предлагают студентам прикрепиться к любой образовательной организации, которая имеет аккредитацию в качестве экстерна, чтобы пройти ГИА и получить аттестат.
Но для зачисления в качестве экстерна школы требуют оригиналы документов. Студент может просить администрацию колледжа выдать ему аттестат на основании пункта 37 Приказа Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 года N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»
37. Документ об образовании, представленный при поступлении в образовательную организацию, выдается из личного дела лицу, окончившему образовательную организацию, выбывшему до окончания образовательной организации, а также обучающемуся и желающему поступить в другую образовательную организацию, по его заявлению. При этом в личном деле остается заверенная копия документа об образовании. (Приказ Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 года N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»)
Также возможно найти образовательную организацию, которая не станет требовать оригиналы документов для зачисления в качестве экстерна. Как правило, такую возможность предоставляют вечерние школы. Студент может прикрепиться в качестве экстерна к вечерней школе, получить аттестат, без предоставления оригиналов документов об образовании и без отчисления из колледжа. Так можно будет получить аттестат об окончании 11 классов, не бросая обучение в колледже.
Правовые основания
Письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»
Приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 N 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»
Письмо Рособрнадзора от 17.02.2014 N 02-68 «О прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования обучающимися по образовательным программам среднего профессионального образования»
Приказ Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 года N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»
Выдача награжденным дубликатов государственных наград и документов к ним взамен утраченных производится в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи награжденным дубликатов орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации и документов к государственным наградам Российской Федерации взамен утраченных, утвержденной распоряжением ПрезидентаФ от 22.02.1996 года № 83-рп (далее — Инструкция). Награды, полученные в СССР, подлежат восстановленю также в соответствии с данной Инструкцией.
Согласно п. 1 Инструкции получить дубликаты государственных наград возможно только в том случае, если они были утрачены в боевой обстановке, в результате стихийного бедствия либо при других обстоятельствах, когда не было возможности предотвратить утрату государственных наград, в частности, при их хищении.
То же ограничение распространяется и на выдачу дубликтов документов к государственным наградам.
В силу п. 15 Инструкции во всех остальных случаях возможно получение справки о награждении государственными наградами, подписанной руководителем Управления Президента РФ по государственным наградам и заверенной печатью. Для этого необходимо обратиться с заявлением, адресованным в вышеуказанное Управление, в орган местного самоуправления района, города по месту жительства. После рассмотрения заявления орган местного самоуправления направляет свое ходатайство в Управление Президента РФ по государственным наградам.
14 ноября 2016 в 15:41
Светлана Головкина, фото: Александр Чугуев, TUT.BY
Сесть за парту в зрелом возрасте, когда твои дети уже поступили в вуз, — это похоже на жизненный оксюморон в духе фильма «Большая перемена». Тем не менее сегодня более 60 бобруйчан получают общее среднее образование в СШ № 4, посещая занятия по вечерам. Звонок для них звучит ровно в 16.30, а уроки проходят по учебным программам общеобразовательной школы. Правда, оканчивают здесь не 11, а 12 классов.
Вечерние школы существовали еще до революции, когда жизненные обстоятельства заставляли рабочих и крестьян грызть гранит науки после трудового дня. Что же приводит нынешних учеников в «вечерку»? Мотивация теперь другая — необходимость получить не столько знания, сколько аттестат об общем среднем образовании. Истории каждого из школьников, среди которых есть и 16-летние подростки, и 40-летние дамы, уникальны по-своему.
«Муж пока не в курсе, что я хожу в школу»
Сусанна Кубальская переехала в Бобруйск вместе с семьей из Ашхабада. 29-летняя мама двоих детей говорит, что в Туркменистане даже русские девочки выходят замуж очень рано, она стала женой в 17 лет. К этому времени девушка успела окончить 9 классов и была уверена, что этого для счастья в жизни вполне достаточно. Приехав в Беларусь, семья столкнулась с проблемой трудоустройства: Сусанне хоть и удалось найти место помощницы воспитателя в одном из детских садов, но хочется добиться чего-то большего.
— Учиться очень тяжело, — признается женщина, которая после работы спешит в школу, а затем мчится домой — готовить поздний ужин семье и учить уроки. — Я занимаюсь только с этого года, всего пару месяцев, но муж уже выражает недовольство.
Зато дети относятся к маминым вечерним занятиям в школе с пониманием. Старшая дочь, которая учится в 6 классе, даже помогает Сусанне с математикой и английским.
— Конечно, не обходится без шуток. Дочка может спросить: «Мама, а ты уроки сделала? Давай проверю домашнее задание!».
Сама Сусанна, которой нравится работать с детьми, не исключает, что продолжит свое образование и в будущем станет педагогом.
Схожая мечта и у 40-летней Анжелы Иваровской, которая в свое время получила среднее специальное образование, выучившись на швею, а потом ушла работать нянечкой в детский сад. Женщина убеждена, что в жизни нужно что-то менять, и теперь, когда дочь поступила в университет, самое время подумать о собственном образовании.
— Хочу попробовать себя в другом качестве. Возможно, стану педагогом.
Женщина признается, что о своем эксперименте никому не рассказывала — учебный год еще только начался, да и успехами пока хвастаться не приходится. Особенно тяжело дается математика, но Анжела убеждена: учиться никогда не поздно.
— Муж пока не в курсе, что я хожу в школу, — смеется она.
Максиму Чижонку 33 года, после школы он отучился на обувщика, а потом пошел работать на стройку. Женился, родилась дочь — стало не до науки.
— Сейчас работаю монтажником, но мои 9 классов начальство не устраивают, — признается мужчина. — Поэтому и пошел в вечерний класс школы.
После ее окончания Максим планирует остаться в строительстве, хотя и не прочь попробовать себя в сельском хозяйстве — работа на земле мужчине по душе. А еще он мечтает освоить профессию краснодеревщика.
— Хочется работать с деревяшками, но пока не знаю, что из этого получится, — улыбается мужчина.
У 17-летнего Ильи Белякова, на первый взгляд, нет вообще никаких интересов в жизни — учиться он не хочет, работать не стремится. За прогулы и неуспеваемость был отчислен из двух колледжей, обратно в родную школу парня не взяли, поэтому пришлось идти в «вечерку». До ее окончания армия Илье не грозит, а после службы он рассчитывает устроиться на работу в автомастерскую, к родственнику. Во время разговора Илья не перестает что-то рисовать в школьной тетради, которая, как выясняется, от корки до корки заполнена всевозможными набросками, выполненными шариковой ручкой. Вызвать подростка на откровенный разговор непросто, но при слове «граффити» глаза у парня загораются — выясняется, что он дружит со многими любителями настенной живописи. Сам в руки баллон с краской никогда не брал, рисунки свои даже друзьям не показывает.
— У меня подруга учится в «пятнашке» (Бобруйский государственный колледж имени Ларина. — Прим. авт.), много интересного рассказывает, — наконец выдавливает из себя подросток. Становится ясно, что попасть в это учебное заведение для Ильи — предел мечтаний.
«Тот, кто не хочет учиться, не хочет учиться нигде»
— Возраст для тех, кто приходит в школу, не имеет значения, — рассказывает директор СШ № 4 Валентина Алимбочкова. — Это и выпускники 9-х классов, которых отчислили из колледжей, и девочки, которые готовятся стать мамами и переводятся к нам из обычных школ, и взрослые самостоятельные люди, у которых уже есть семьи. Нередко учиться приходят женщины, которые рано вышли замуж, подрастили детей и теперь решили наверстать упущенное. Приходят сами, а потом еще и мужей приводят, которым не хочется отставать от жен.
По ее словам, среди учеников есть те, кто возвращается из мест лишения свободы, встал на путь исправления и пытается найти свое место в жизни. Посещают школу и люди с серьезными заболеваниями, из-за которых в свое время поставили крест на образовании.
Отдельная категория — подростки, которые по различным причинам оказались на задворках жизни. От многих из них, чего греха таить, общеобразовательные школы и колледжи избавились с огромным облегчением. Валентина Ивановна демонстрирует справку о неоконченном среднем специальном образовании одного из своих подопечных, где самой высокой оценкой по десятибалльной системе является двойка, а напротив многих предметов проставлены живописные нули. Это означает, что оценить уровень знаний учащегося не представлялось возможным из-за их полного отсутствия.
— Тот, кто не хочет учиться, не хочет учиться нигде, — уверена директор школы, которая добавляет, что порядка 40% учеников «вечерки» приходится отчислять из-за неуспеваемости или же за прогулы.
Вечерние классы в СШ № 4 были созданы в 2013 году, когда в процессе оптимизации закрылись две бобруйские школы вечерней формы обучения — №№ 7 и 8. Их учеников — порядка 200 человек — объединили и отправили получать общее среднее образование в довоенном двухэтажном особняке на улице Карла Маркса. Днем здесь не смолкают детские голоса, так как учебное заведение в первую очередь является общеобразовательной школой. А по вечерам за парты садятся взрослые — три полноценных класса. Подростки — рядом с солидными женщинами и мужчинами. Такое соседство никого не смущает и 17-летним ученикам идет даже на пользу.
— На их выкрутасы никто внимания не обращает — вокруг же взрослые люди. Поэтому подростки приходят в школу и добросовестно работают на уроках, — рассказывает Валентина Алимбочкова. — В вечерней форме обучения для них есть свои плюсы.
«Шла на уроки и тряслась от страха — а вдруг они меня слушаться не будут?»
Различные школьные дисциплины для тех, кто учится по вечерам, в СШ № 4 преподают 9 педагогов с высшим образованием. Среди них — 3 молодых специалиста. Хрупкая Елена Дейчик, больше похожая на подростка, с начала учебного года ведет в 10 классе «вечерки» историю. Вчерашняя выпускница говорит, что в обычных классах ей не хватило «часов», поэтому добирать их пришлось в вечерней школе. Первые занятия, по словам учителя, были настоящей пыткой: как себя вести с людьми и чему их учить, если они чуть ли не вдвое старше?
— Шла на уроки и тряслась от страха — а вдруг они меня слушаться не будут? — вспоминает Елена и признается, что самое трудное — заинтересовать великовозрастных учеников, которым из-за житейских проблем часто не до учебы. Поэтому приходится внедрять новые формы подачи информации.
— Планируем вот смотреть на уроках фильмы исторической тематики — сейчас как раз проходим Гражданскую войну, — делится планами учитель.
— Так поставьте им «Свадьбу в Малиновке», — не могу удержаться от шутки. Класс взрывается хохотом: сорокалетние школьники прекрасно осведомлены, о чем идет речь. Подростки же недоуменно пожимают плечами — у них совсем другие кинематографические предпочтения. Многие из них, конечно же, не слыхали и о культовом фильме «Большая перемена», где истории таких же учеников вечерней школы рассказаны с юмором и долей романтики. Однако на любовные приключения бобруйчан, севших за парты в зрелом возрасте, все же тянет.
— Однажды мужчина отпрашивается у меня с урока — говорит, нужно срочно заглянуть в соседний класс, где преподает наша Елена Николаевна, — вспоминает Валентина Ивановна. — Спрашиваю: а что вы там забыли? «Ой, так там же девки!». Думаю, какие девки? Там женщины достаточно взрослые. А ему, оказывается, учительница приглянулась.
Впрочем, до служебных романов в классах вечернего обучения за три года дело ни разу не дошло. А вот одна семейная пара среди самих школьников все же сложилась.
— Они выпустились в прошлом году. Оба молодые совсем, на занятиях и познакомились. Сейчас у них все хорошо, уже есть ребенок, — рассказывает директор школы. О судьбах своих выпускников-«вечерников» Валентина Алимбочкова знает немного: тестирование часть из них проходит и продолжает обучение, а некоторым и школьного аттестата вполне достаточно и для себя, и для работодателей.