44 ФЗ коллективный участник

>Понятие коллективного участника закупки

Коллективный участник закупки – это группа ЮЛ, объединенная в единого участника. Начинает действовать на основе соглашения.

Что собой представляет коллективный участник (КУЗ)

КУЗ может представлять собой следующие объединения:

  • Группа ЮЛ. Образует собой одного участника. В группу могут входить ЮЛ с разной формой, адресом регистрации, разными источниками появления капитала.
  • Группа ФЛ. Это могут быть как ФЛ, так и ИП. Также объединяются в одного участника.

Право на образование КУЗ оговорено частью 5 статьи 3 ФЗ №223 «О закупке продукции» от 18 июля 2011 года.

В каких случаях практикуется рассматриваемое объединение? Группы можно создавать тогда, когда нужно исполнить обширный комплекс разноплановых работ. Актуально это тогда, когда они не могут быть выполнены одной фирмой. К примеру, нужно провести комплекс работ различных направлений. Компания осуществляет деятельность только одного профиля, а потому она не сможет справиться с глобальной задачей. Также у фирмы может быть недостаточно производственных мощностей для работы.

КУЗ актуален для любых закупок. Исключение составляют случаи, когда конкурсной документацией запрещено коллективное участие. В законе не прописан детальный порядок оформления документов, на основании которых выполняется объединение. Однако законодатели прописали обязанность КУЗ оформить документы, в которых прописаны права и обязанности каждого представителя объединения. Главный документ – соглашение к договору простого товарищества. Составляется оно в соответствии с ГК РФ.

Составление соглашения коллективного участника закупки

В статье 1041 ГК РФ указано, что договор простого товарищества может оформляться как ИП, так и ЮЛ. На его основании образуются коллективные обязательства по ведению деятельности, необходимой для извлечения прибыли. В соглашении содержатся эти положения:

  • Права и обязанности каждого представителя объединения. Они будут касаться и выполнения условий соглашения, и распределения продуктов деятельности.
  • Размеры и сроки выполнения работ каждым участником.
  • Главный участник, на которого возлагается обязанность ведения переговоров, подписи документов, работы с заказчиками.
  • Порядок выполнения расчетов и перевода средств.

В законе отсутствуют требования к составлению этого соглашения. То есть документ может оформляться в свободной форме в зависимости от нужд участников объединения. Однако в нем обязательно должны присутствовать существенные положения. Должны стоять дата и подписи. Прописываются предмет договора, вклады участников, нюансы использования совместной собственности. Ответственность за выполнение положений соглашения будет солидарной.

Контракт с несколькими участниками процедуры закупки

Для одобрения коллективной заявки требуется выполнение этих условий:

  • Все участники объединения согласились участвовать в конкурсе.
  • Все представители КУЗ способны в полном объеме исполнить работу, возложенную на них по условиям соглашения.
  • Заявка соответствует всем требованиям, установленным конкурентной документацией.

Если эти условия не выполняются, заявка отклоняется. Если же требования соблюдаются, между участниками и заказчиком заключается контракт. Порядок его оформления устанавливается самим заказчиком. Соответствующее правило оговорено в письме Минэкономразвития №Д-28и-2071 от 16 августа 2016 года. Контракт заключается с главным участником, у которого есть полномочия, полученные на основании соглашения.

ВАЖНО! К коллективной заявке нужно приложить копию соглашения КУЗ.

ВНИМАНИЕ!
В заявке нужно привести порядок распределения поставок и работ внутри представителей объединения.

Алгоритм организации совместного участия

Порядок подачи заявки КУЗ не установлен ФЗ №223. В письме Минэкономразвития №Д28-и-993 от 12 апреля 2016 года прописано, что этот порядок нужно оговорить заказчику в документах. К примеру, он может утвердить форму коллективного предложения. В ней нужно указать лицо, которое является главным в рамках объединения. Для принятия участия в совместных закупках нужно осуществить эти действия:

  1. Заключение соглашения о простом товариществе. Также потребуется составить доверенность на одного участника объединения.
  2. Составление коллективной заявки, которая должна соответствовать положениям конкурсной документации.
  3. К заявке прилагаются копии различных бумаг: учредительная и разрешительная документация. К примеру, это лицензии, допуски, бумаги о квалификации.
  4. Проставление на заявке подписи каждого из представителей объединения.
  5. Подача заявки.
  6. Ожидание результатов конкурса.
  7. Если КУЗ победит в конкурсе, заключается контракт.

ВАЖНО! Квалификация КУЗ определяется не по совокупности квалификаций всех участников, но по наивысшему показателю одного из представителей.

ВНИМАНИЕ! Участники, входящие в состав объединения, не могут подавать индивидуальные заявки на конкурс. Если это правило будет нарушено, члены комиссии отклонят все заявки.

Требования к участникам

Требования к коллективным участникам определяются самим заказчиком. Рассмотрим их примерный перечень:

  • Каждый из представителей объединения является правоспособным. Подтверждением правоспособности могут являться лицензии, допуски, наличие оборудования и соответствующих профессионалов.
  • Один из представителей объединения должен быть наделен правом подачи заявки, подписи документов, протоколов.

Требования можно подразделить на эти категории:

  • Выполняемые каждым из участников. К примеру, это может быть отсутствие в реестре недобросовестных организаций.
  • Выполняемые хотя бы одним участником. К примеру, наличие свидетельства о том, что фирма допущена к организации вентиляционных систем. Актуально это свидетельство в том случае, если заключается контракт на строительство.
  • Требования, которые можно суммировать. К примеру, это может быть число исполненных работ по аналогичным соглашениям, оценка финансовой стабильности. К примеру, в объединение входят два представителя. В конкурсной документации указано, что число успешно исполненных заказов должно составлять 20 штук. У одного участника в наличии 11 заказов, а у второго – 12. По отдельности они не соответствуют конкурсной документации, но при вступлении в объединение можно суммировать эти показатели.

К СВЕДЕНИЮ! Заказчик может включить в документацию право на отклонение заявки. Также ему рекомендуется включить в состав соглашения пункт о том, что он имеет право расторгнуть договор, если какой-либо участник не способен исполнять условия соглашения.

Взаимоотношения между представителями объединения

Существуют две формы совместного участия:

  • Участники объединения подают одну заявку. Если КУЗ выиграет в конкурсе, заказчик должен заключить договор с каждым представителем группы. В этом случае нужно оформить проект договора, который распределяет работу между всеми участниками.
  • Заявка направляется в рамках соглашения о простом товариществе. Последнее регулируется Главой 55 статьи 1041-1054 ГК РФ. Участники должны самостоятельно согласовать свои взаимоотношения. Однако принятые положения не должны противоречить ГК РФ и Положению о закупке.

Коллективное участие в конкурсе предполагает совместный вклад в работу всех представителей объединения.

Как организовать коллективное участие в закупках по 223-ФЗ? Предъявляемые к участию требования

Нормы 223-ФЗ допускают участие в закупках коллективного участника для увеличения шансов на победу в тендерах, тогда как по 44-ФЗ это прямо запрещено.

Кто такие коллективные участники закупки

Законодательно установлен широкий круг лиц, которые могут стать участником закупки по ч. 5 ст. 3 223-ФЗ. В закупках вправе участвовать:

  1. Любое юрлицо или несколько юридических лиц, которые выступают на стороне одного участника (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности или месторасположения данных юрлиц, источника происхождения их капитала).
  2. Любое физлицо или несколько физлиц, которые выступают на стороне одного участника закупки (в том числе один или несколько предпринимателей).

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что стороны могут объединить свои усилия для участия в закупках. По разъяснениям Минэкономразвития, которые были приведены в письме от 2016 года №ОГ-Д28-12371, участниками закупки по 223-ФЗ могут стать только аффилированные лица.

Форма объединения граждан для участия в закупках российским законодательством не определена. Стороны могут использовать договор о совместной деятельности или договор простого товарищества.

Таким образом, 223-ФЗ не запрещает участие коллективных участников в закупках в отличие от 44-ФЗ. В контрактной системе коллективное участие не предусмотрено. На основании пп. 4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ в качестве участника закупки может выступать физическое или юридическое лицо, а также предприниматель. В данной статье участники закупки упомянуты только в единственном числе. В ч. 8 ст. 51 44-ФЗ предусмотрено, что заявку на участие в открытом конкурсе на создание произведения искусства или литературы может подать группа участников, которые планируют заниматься созданием произведения совместно, но они будут выступать в качестве единого участника.

Под коллективным участием подразумевается, что контракт будет одновременно заключаться с несколькими лицами, а не такая схема закупки, когда договор подписывается с генеральным подрядчиком, который в дальнейшем привлекает субподрядчиков.

В числе ограничений для участия в закупках установлены следующие: участниками закупки по 223-ФЗ не могут выступать организатор или сам заказчик, работники организатора или заказчика по п. 4 ч. 1 ст. 17 135-ФЗ. Также Минфином были подготовлены поправки в 223-ФЗ, согласно которым, в закупках не могут принимать участие родственники заказчика.

Заказчик обязан определить перечень потенциальных участников закупки и закрепить их в Положении о закупке. Участники закупки приобретают право обжалования действий заказчика при закупках товаров, работ и услуг в судебном и внесудебном порядке. Положение о закупке может предусматривать и иные права для участников. Именно поэтому статус участника закупки имеет столь важное значение.

Заказчик по 223-ФЗ не вправе запретить коллективное участие в закупках в разработанном им Положении, так как это нарушит нормы 223-ФЗ и безосновательно сократит количество потенциальных участников.

Коллективное участие применимо к любой закупочной процедуре, если это не запрещено закупочной документацией. Например, оно может применяться для исполнения условий по договору, по которому требуются разнонаправленные виды профессиональной и экономической деятельности (например, при масштабных строительных работах). Коллективные участники расширяют конкурентную среду и позволяют принять участие в закупках индивидуальным участникам с ограниченными мощностями.

Предъявляемые требования к участникам

В Положении о закупке должны быть прописаны все требования к закупкам, включая порядок проведения процедуры закупки и прочие положения (на основании ч. 2 ст. 2 223-ФЗ). Этот документ также должен регламентировать требования к участникам закупки:

  1. Иметь официальную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
  2. Обладать необходимыми свидетельствами и лицензиями, которые необходимы для поставки товаров и оказания услуг, а также выполнения работ (например, при выполнении строительных работ – допуска в СРО).
  3. В отношении компании не должна вестись процедура ликвидации, не может быть введен этап конкурсного производства при банкротстве, деятельности компании не должна быть приостановлена за административные правонарушения по нормам КоАП.
  4. Компания не вправе иметь долги по налогам и сборам.
  5. Показатели финансовой деятельности участника закупки (например, величина активов или уставного капитала) могут свидетельствовать о ее платежеспособности или финансовой устойчивости.
  6. Заказчик может установить требование об отсутствии сведений об участнике в РНП по п. 7 ст. 3 223-ФЗ.

В Положении о закупке заказчик нередко указывает на свое право установить дополнительные требования в зависимости от специфики закупки. Например, заказчик может прописать здесь требования о соответствии системы менеджмента определенному стандарту, а также:

  1. Об определенном опыте работы или оказания подобного рода услуг, выполнения аналогичных работ.
  2. О деловой репутации компании.
  3. О наличии опыта поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг.
  4. О соответствии по иным показателям, которые имеют значение для поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Подача одной заявки от нескольких участников предоставляет поставщикам больше возможностей для участия в торговых процедурах и соответствия требованиям заказчиков.

Заказчик по 223-ФЗ должен прописать отдельные требования к коллективным участникам закупки:

  1. Правоспособность каждого члена коллективного участника. Например, наличие необходимых разрешений на работу (допусков и лицензий, предусмотренных законом), обладание необходимым производственным оборудованием, наличие опыта выполнения подобных работ.
  2. Права участников. В частности, право отдельного участника на передачу заявки, внесение обеспечения по заявке, подписание протокола или договора.
  3. Ограничения по подаче индивидуальной заявки. Указание на то, что организация может находиться в составе одного коллективного участника, то есть не вправе принимать участие в закупочной процедуре в индивидуальном порядке или на стороне иного участника.
  4. Особенности установления требований к коллективному участнику, в том числе требования к соглашению об образовании коллективного участника.
  5. Требования, которые должны выполняться всеми членами коллективного участника (в частности, об отсутствии сведений обо всех участниках в РНП).
  6. Требования, которым должен соответствовать хотя бы один член коллективного участника. Например, в рамках договора на строительство здания – наличие у члена коллективного участника допуска к работам по обустройству вентиляционных систем.
  7. Требования, для соответствия которым параметры членов коллективного участника могут суммироваться. Это такие требования, как число успешно завершенных аналогичных договоров, требования к финансовым показателям и пр.
  8. Права заказчика. Например, заказчик может предусмотреть свое право на отклонение заявки или одностороннее расторжение договора при выходе одного участника из состава коллективного участника.

Требования, которые предъявляются к участникам коллективной закупки, равнозначно применяются ко всем поставщикам (например, требование о численности персонала, производственных мощностях и пр.). Законодательно не предусмотрено, что такие требования могут предъявляться к отдельным членам группы, так как это будет выступать нарушением ч. 5, 6 ст. 3 223-ФЗ.

Если заказчик в рамках закупки оценивает квалификацию участника, то он может оценить ее не по сумме показателей, а по лучшему из них. Поэтому в поданном на участие в закупке предложении коллективный участник вправе прописать наилучшее значение по данному параметру (если только в требованиях закупочной документации не предусмотрено иное).

На основании судебной практики указание в составе документации требований о предельной численности участников закупки ведет к неограниченному ограничению конкуренции. То есть количество участников, входящих в соглашение о коллективном участии, заказчик ограничивать не вправе.

При проведении закупки в закрытом формате заказчику следует дополнительно указать, может ли участвовать в закупке только персонально приглашенный участник, или же допускается участие в составе коллективного участника лица, которое не было приглашено индивидуально.

Алгоритм участия

Процесс передачи заявки на участие в закупках со стороны нескольких лиц одновременно в 223-ФЗ никак не урегулирован. На практике для коллективного участия в закупке по 223-ФЗ группа поставщиков обычно придерживается следующего порядка действий:

  1. Заключить договор простого товарищества или оформить доверенность на одного отдельного члена или его представителя.
  2. Составить заявку на участие в закупке с учетом требований документации.
  3. Приложить дополнительную документацию: учредительные документы (лицензии и допуски и пр.), которые подтверждают опыт и квалификацию.
  4. Поставить подписи каждого члена соглашения.
  5. Подписать контракт с заказчиком при победе в закупке.

Данный вариант участия, который основан на заключении договора простого товарищества, является оптимальным и наиболее удобным для заказчика.

Заявка на участие в закупках подается по общим правилам, но с некоторыми нюансами. В состав заявки включаются документы, которые подтверждают правоспособность каждого участника коллектива. Это копии допусков, лицензий и сертификатов, копии устава, выписки из ЕГРЮЛ. Также к заявке нужно приложить копию соглашения об образовании коллективного участника. Заказчику нужно указать на сведения об объеме поставки товаров, работ и услуг, которые по договору исполнит каждый участник.

Стоит отметить, что в Положении о закупке обычно ограничено право одного участника на подачу нескольких заявок одновременно. Такое требованием может распространяться и на коллективное участие: если участник участвует коллективно, то он не вправе одновременно подавать индивидуальные предложения. При дублировании заявок заказчик вправе отклонить все из них.

Допускается также иной вариант коллективного участия, когда несколько участников подают одну заявку, подписанную каждым участником. При признании коллективного участника победителем заказчик подписывает соглашения с каждым участником. Для этого необходимо составить отдельный проект договора или отдельное приложение к договору, в котором будут прописаны распределение объемов работ и сроки выполнения работ, ответственность участников и порядок расчетов за выполненные работы. Также в документации указывается порядок действия на случай, если один из участников коллектива откажется подписывать договор. В этом случае в реестр недобросовестных поставщиков может попасть не только сам уклонист, но и все коллективные участники.

Договор простого товарищества регламентируется Гражданским кодексом в Главе 55 ст. 1041-1054. Перед заключением договора сторонам следует согласовать между собой все правовые нюансы правовых отношений, не противоречащих ГК и условиям заказчика.

В договоре необходимо определиться со следующими аспектами:

  1. Определиться с правами и обязанностями каждого участника закупки.
  2. Распределить объемы товаров, работ и услуг, которые поставляются каждым участником, сроки поставки и стоимость.
  3. Определиться с участниками коллектива, которым будут представлены интересы каждого участника, входящего в состав объединения.
  4. Установить ответственность участника коллектива по обязательствам, которые связаны с участием в закупках.
  5. Установить сроки действия соглашения. Они могут быть любыми, но не менее срока действия договора.
  6. Установить солидарную ответственность за своевременное исполнение договорных условий.
  7. Предусмотреть операции по исполнению договора в целом, включая взаиморасчеты с ответственным участником. По инициативе заказчика схема может быть изменена.
  8. Соглашение не может изменяться без предварительного согласования этого с заказчиком.

В пояснениях Минэкономразвития (в Письме №Д28и-933 от 2016 года) говорится, что форма предложения подписывается всеми поставщиками, а также содержит наименование лица, с которым оформляется данное соглашение, и которое будет представлять интересы остальных.

Допускается подписание контракта одним поставщиком, если его наделили подобными полномочиями по договоренности или соглашению.

Ответственность членов коллектива

В процессе исполнения условий сделки все члены коллектива имеют равные права и несут солидарную ответственность перед покупателями на основании ст. 321-325 ГК.

Солидарная ответственность предполагает право заказчика на предъявление требований как ко всем должникам совместно, так и к каждому из них по отдельности. На основании ст. 308 ГК в обязательствах каждой из сторон могут одновременно участвовать несколько лиц.

Если ими был заключен договор простого товарищества, то отвечать по взятым на себя обязательствами стороны будут на равных основаниях независимо от причины ее возникновения (по ч.2 ст.1047 ГК).

Таким образом, под коллективным участником по 223-ФЗ понимается участник закупки в форме объединения юрлиц или предпринимателей, которые выступают на стороне одного участника закупки независимо от их организационно-правовой формы, соответствующие требованиям заказчика на основании его Положения о закупке. Форма объединения лиц для участия в закупках прямо не определена законодательно.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 142 Автор статьи Павел Мясников Юрист Написано статей 268

Обязательная регистрация поставщиков в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) с 1 января 2020 года стала важнейшим условием для нахождения поставщиков на рынке закупок, напомнил руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев.

«Перевод всех процедур в электронную форму, который прошел в начале 2019 года, привел к тому, что конкуренция на рынке закупок возросла. Это хорошо прослеживается на примере Москвы, где доля конкурентных процедур после перехода к электронным закупкам, установленным 44-ФЗ, увеличилась в три раза по сравнению с прошлым годом. Обязательная регистрация в ЕИС по сути становится точкой входа на все аккредитованные электронные площадки. Таким образом, у представителей бизнеса повышаются шансы получить своевременно информацию о проводимых закупках и, соответственно, принять в них участие. Поэтому еще раз хотелось бы напомнить тем, кто не успел зарегистрироваться в ЕИС до конца прошлого года, о необходимости сделать это для участия в закупках», — сказал Геннадий Дёгтев.

С 1 января 2020 года все поставщики, участвующие в торгах по 44-ФЗ, а также субъекты малого и среднего предпринимательства, работающие по 223-ФЗ, для подачи заявок и участия в закупках должны быть зарегистрированы в ЕИС. Установленное требование затрагивает как тех участников закупок, которые имеют действующую аккредитацию на нескольких электронных торговых площадках, но не зарегистрированы в ЕИС, так и новых игроков рынка.

После обязательной регистрации в ЕИС поставщики получат упрощенный доступ к работе на крупных федеральных электронных площадках, комментирует директор Академии продаж ОТС Юлия Романова.

«Обязательная регистрация в ЕИС упростит доступ предпринимателей к рынку закупок. Дело в том, что поставщики после прохождения процедуры регистрации получают аккредитацию сразу на восьми федеральных электронных площадках. Ранее участники закупок могли пропустить интересный тендер только по той причине, что не были аккредитованы в одной или нескольких системах. Теперь на протяжении трех лет с момента регистрации поставщики могут участвовать в закупках на каждой из площадок, тем самым, не упустив интересный для себя контракт», — уточнила Юлия Романова.

Напомним, что процедура регистрации в ЕИС началась с 1 января 2019 года и продолжалась в течение всего года.

С 1 января 2020 года для доступа к закупкам поставщики обязаны быть зарегистрированы в ЕИС. Это необходимо для того, чтобы сведения о них попали в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), без чего автоматическая аккредитация на площадках невозможна. Об обязательности прохождения регистрации в ЕИС напоминает Казначейство России.

Таким образом, принять участие в электронных процедурах смогут только участники закупок, прошедшие регистрацию в ЕИС и включенные в Единый реестр участников закупок.

Регистрация в Единой информационной системе в сфере закупок бесплатная, для прохождения процедуры необходима только электронная подпись.

ГЛАС НАРОДА

Кто может участвовать в тендере

Из этой статьи вы узнаете:

  • Условия, выдвигаемые к тем, кто может участвовать в тендере по закону
  • Преимущества и недостатки участия в тендерах
  • Кто может участвовать в тендере на госзакупках

Вопрос о том, кто может участвовать в тендере, обычно поступает от компаний, которые не имеют подобного опыта. Однако такой интерес вовсе не праздный, ведь участие в госзакупках выгодно обоим участникам подобных мероприятий. Заказчик получает добросовестного поставщика, который, в свою очередь, заинтересован в успешном завершении сотрудничества с целью последующего участия в тендерах.

Тем не менее, к участникам тендеров предъявляются особые требования. О том, каковы правила участия и кто может претендовать на перспективное сотрудничество в сфере госзакупок, расскажем в этой статье.

Условия, выдвигаемые к тем, кто может участвовать в тендере по закону

Подать заявку и участвовать в тендере может только физическое или юридическое лицо, у которого для этого есть немалые основания. Дело в том, что к претендентам обычно выдвигаются очень строгие требования.

Итак, кто может участвовать в тендере? По закону на участие в конкурсе может заявиться как гражданин России, так и юридическая компания, и лица из других стран. Требования при этом остаются неизменными, главная задача каждого участника состоит в том, чтобы предельно точно их выполнять. Все претенденты должны подать документы, список которых устанавливает заказчик. Отметим, что язык оформления бумаг также выбирает заказчик. Обычно это русский и язык страны, которую представляет компания-конкурсант.

Сама подача заявки предполагает предоставление пакета документов, требуемого заказчиком. Для этого каждый желающий участвовать должен подготовить бумаги в форме, указанной в условиях тендера. Когда заказчик получил документы для дальнейшего рассмотрения, участник лишается права выйти из конкурса. Иными словами, подав заявку, он соглашается выполнять все обязательства и поручения заказчика.

Сроки и объемы работ (поставок, услуг) устанавливаются заранее. Поэтому все участники должны предварительно ознакомиться с правилами и особенностями конкурса.

Читайте также: «Как участвовать в тендерах начинающему ИП, ООО и физлицу»

В процессе подготовки тендера заказчик и созданная им комиссия устанавливает срок подачи заявок. После его завершения заказчик не может вносить изменения или поправки в условия тендера, а участники – в поданные заявки. Далее тендерная комиссия подводит итоги, внимательно отслеживая, чтобы соблюдались правила участия в аукционе. Именно комиссия отвечает за проведение конкурса и может продлевать сроки подачи основных документов. После внесения подобных изменений комиссия обязана уведомить всех участников аукциона.

Любые изменения являются действительными лишь при условии, что они приняты до окончания срока рассмотрения документов. При их подготовке комиссия должна учитывать все заранее установленные правила участия в тендере, после чего пересчитать конкурсантов.

Преимущества и недостатки участия в тендерах

Главные достоинства возможности участвовать в тендерах:

  • честная борьба между конкурентами, что обуславливает сам принцип выбора исполнителя при помощи конкурса;
  • шанс заключить выгодный контракт;
  • возможность повысить узнаваемость своего бренда на рынке, так как контактные данные в любом случае остаются у потенциального заказчика;
  • расширение сферы влияния и сотрудничества;
  • вероятность в будущем получить госзаказ;
  • прозрачность работы открытых тендеров;
  • возможность участвовать в конкурсе через электронные площадки.

Немаловажно, что развитию бизнеса может послужить не только победа в тендере, но и сам факт участия.

Если говорить о минусах тендеров, то можно назвать такие:

  1. Сложность процедуры, так как чем серьезнее контракт, тем ниже шансы выиграть. Существуют примеры составления документации под организатора-фаворита.
  2. Необходимость значительного занижения стоимости услуг участниками, допустим, при запросе цен. Победу обычно отдают тому, кто может серьезно снизить прайс, иными словами, согласен отказаться от чистой прибыли.
  3. Есть вероятность неисполнения заказа.
  4. Возможен сговор потенциальных исполнителей, цель которого состоит в демпинге, то есть максимальном снижении цены контракта.

Однако достоинств у тендеров больше, чем недостатков. Поэтому проведение и участие в подобных аукционах становится все более популярным в последнее время среди субъектов экономической сферы. Многих интересует, кто может участвовать в тендере как заказчик? Это легко узнать, ведь сегодня растет и количество доступных сведений о проведении данной процедуры. Нужно понимать, что некоторая информация остается неверной, так как желающие участвовать в тендерах невольно создают о подобных конкурсах мифы. Причем последние часто получают широкое распространение, вот некоторые из них:

  • В нашей стране «все можно купить», и при проведении тендеров могут быть махинации.

    Такое мнение не могло сложиться просто так. Тем не менее, в последнее время антимонопольная служба достаточно активно работает в этом направлении, из-за чего у мошенников возникли определенные сложности при осуществлении противозаконных действий.

  • Если противозаконные действия все же имели место, пострадавшую компанию никто не станет защищать.

    По закону ФАС может пересмотреть результаты конкурса, если ей будут предоставлены доказательства недобросовестности организатора.

  • Никого не интересуют предложения новичков.

    Если заказчика привлекут условия, предоставленные исполнителем-новичком, и при этом будет подана соответствующая документация, никто не может помешать новому игроку рынка конкурировать с известными фирмами.

  • Заказчики любят тянуть с оплатой контракта.

    Если в вашем случае заказчик поступает именно таким образом, вы, как исполнитель, можете обратиться в ФАС.

Кто может участвовать в тендере на госзакупках

Многие потенциальные поставщики и подрядчики интересуются, кто может участвовать в тендерах госзакупок. По Закону 44-ФЗ, стать участником конкурса может любое физическое лицо (в том числе предприниматель) или любая компания, если она:

  • не находится в процессе банкротства или ликвидации;
  • не имеет долгов по уплате налогов;
  • не имеет непогашенной/неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • не аффилирована с заказчиком;
  • не является офшорной;
  • не привлекалась к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Кто еще может участвовать в тендерах, например, по строительству и ремонту? Заказчик может поставить дополнительное условие, по которому участник не должен быть внесен в реестр недобросовестных поставщиков. За актуальность данных этого реестра отвечает ФАС.

Не все могут участвовать в тендере, если:

  • среди условий данного конкурса числится национальный режим;
  • необходимо предоставить лицензии и разрешения, если производится закупка на лицензируемые виды деятельности;
  • требуется опыт работы и квалификация сотрудников – данное правило может устанавливаться, если производится закупка технически сложных товаров, работ, услуг с высокой начальной максимальной ценой, согласно постановлению Правительства № 99;
  • конкурс предназначен для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО;
  • закупка является закрытой, а предоставляемая в ее рамках информация считается государственной тайной.

Кто может участвовать в тендере и какие требования предъявляются к потенциальным исполнителям?

Физические лица.

Претендент, относящийся к этой группе, может пройти регистрацию на любых электронных площадках и подавать заявки вместе с желающими участвовать других категорий. Чаще всего физические лица претендуют на победу в закупках, для которых не требуется открытия ИП или ООО. Это могут быть аукционы по покупке квартир, на оказание услуг переводчиков, гидов, репетиторов, пр. Проще всего им участвовать в запросе котировок, для которого на данный момент не требуется электронная подпись.

Чтобы участвовать в тендере, необходима регистрация в ЕИС.

О чем должны помнить физические лица:

  • В этом случае при подписании контракта заказчик сам удерживает НДФЛ. При этом пункт, требующий такого уменьшения суммы, обязательно прописывается в условиях контракта (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ).
  • Физическое лицо не считается субъектом малого предпринимательства, поскольку не является юридическим лицом или ИП – подробности можно уточнить в п. 1 ст. 3 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Как показывает практика, в небольших закупках заказчики нередко устанавливают ограничения по СМП, несмотря на то, что в таком аукционе могли бы участвовать и физические лица. Если вы хотите периодически принимать участие в тендерах, лучше пройти регистрацию в качестве ИП либо открыть ООО.

Любые жалобы на заказчика и электронную площадку, направленные в ФАС, рассматриваются в соответствии с Законом 44-ФЗ. То есть участник должен отвечать всем установленным на конкурсе требованиям, и его права не должны быть нарушены положениями документации. Допустим, вы недовольны тем, что площадка не работала, однако у вас нет требуемых лицензий. В таком случае жалоба будет рассматриваться в течение 30 дней. Если же вы соответствуете всем требованиям, но заказчик отклонил ваше предложение, рассмотрение длится 5 дней.

Индивидуальные предприниматели (ИП).

Для этой группы поставщиков не существует особых требований. Однако чтобы участвовать, им не требуется сложное оформление документов для аккредитации на площадках. Весь перечень бумаг ограничивается копией всех страниц паспорта и выпиской из ЕГРИП. Индивидуальный предприниматель может не предоставлять решение о сумме сделки или учредительные документы.

О чем нужно помнить ИП?

  • П. 3 ст. 3 Закона 275-ФЗ не позволяет ИП участвовать в тендерах, которые проходят в рамках государственного оборонного заказа.
  • Предприниматель отвечает по обязательствам всем своим имуществом, то есть выплачивает из этих средств штрафы и пени. Данная мера продолжает действовать даже после закрытия ИП.

Если ИП внесен в реестр недобросовестных поставщиков, он не может участвовать в тендерах в течение следующих двух лет. Чтоб продолжить подобную деятельность, предприниматель может оформить новое ИП на другого человека.

В соответствии с Законом 44-ФЗ, организатор тендера объявляет закупку с НДС и не всегда прописывает в контракте, что в цене не учитывается НДС, если победитель находится на «упрощенке». Заказчик может снизить цену такого победителя на 20 %. Такие действия возможны, несмотря на запрет Закона 44-ФЗ менять сумму контракта и на разъяснения Минэкономразвития и Минфина. Если в вашем случае в проекте контракта не прописаны действия заказчика при победе поставщика на УСН, лучше уточнить этот вопрос.

Субъекты малого бизнеса и организации инвалидов могут участвовать в тендерах и при этом пользоваться некоторыми преимуществами. Для них действуют правила подачи жалобы, предусмотренные для физических лиц.

Юридические лица.

Речь идет о наиболее распространенной категории бизнеса, которая чаще всего участвует в аукционах и интересуется тем, кто может участвовать в тендере на строительство.

Юридические лица должны помнить о следующем:

  • При использовании упрощенной системы налогообложения нужно особенно внимательно относиться к условиям оплаты.
  • Существуют свои правила подготовки документов для разных категорий юридических лиц.
  • При внесении юридического лица в РНП указываются не только данные организации, но и всех ее учредителей.

Крупным компаниям, которые собираются участвовать в большом количестве аукционов, рекомендуется открыть отдельную организацию для «мелких» торгов. Таким образом вы защитите себя от попадания в реестр недобросовестных поставщиков после мелкой ошибки. Так, могут возникнуть серьезные проблемы, если сотрудник не успел вовремя подписать договор. Тогда поставщик признается уклонившимся от заключения контракта, а компания и ее учредители рискуют оказаться в РНП.

Избежать подобных ситуаций можно, для этого необходимо открыть ООО с одним учредителем. Такой формат значительно упрощает работу, так как позволяет не собирать общее собрание участников для принятия решений, облегчает подготовку документации.

Отметим, что и в этом случае для СМП и организаций инвалидов предполагаются особые преимущества.

Бюджетные организации.

Если подобные организации хотят участвовать в конкурсе, им нужно придерживаться ряда правил:

  • Они не платят обеспечение контракта.
  • Организации УФСИН в случае победы в тендере имеют право повысить свою цену на 15 %, при условии, что она не будет превышать НМЦ.
  • Заработанные средства могут быть потрачены на закупки по Закону 223-ФЗ, если есть опубликованное Положение о закупках.

Читайте также: «Приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ: состав, положение, задачи, нюансы работы»

Иностранные компании и физические лица.

Относящийся к этой группе поставщик может участвовать в тендере с учетом ограничений по национальному режиму. При аккредитации на электронной площадке необходимо подать заверенный перевод документов.

Иностранный гражданин или компания не могут участвовать в электронных закупках, поскольку для них невозможно оформить квалифицированную электронную подпись. Чтобы обойти эту проблему, крупные иностранные компании открывают в нашей стране юридические лица с российскими учредителями.

Таким образом, практически любой может участвовать в тендере. При выполнении всех условий и удачного сотрудничества с заказчиком такой опыт может привести к успешному участию в других госзакупках.

Статья 34. Контракт

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй и статьёй 95 настоящего Федерального закона.

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учётом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определённой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

6.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определённой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включаются обязательные условия:

  • 1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
  • 2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 — 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 — 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 — 9, 11 — 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключён в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

16. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

19 — 21. Утратили силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ.

22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключённого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

25. В случае непредоставления заказчику указанной в части 23 настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечёт за собой недействительность заключённого контракта по данному основанию.

26. В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьёй 35 настоящего Федерального закона.

27. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона.

28. В контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.

29. Правительство Российской Федерации вправе определить:

  • 1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;
  • 2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

30. Если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

44 ФЗ коллективный участник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *