Субъекты и объекты экологических правоотношений

Субъектами экологических правоотношений, т.е. его участниками, являются граждане, общественные и иные некоммерческие организа­ции, юридические лица, государство и его органы, органы местного самоуправления. Следовательно, субъектом экологических правоотношений является лицо, обладающее правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством. Степень и характер их участия в экологических правоотношениях далеко не одинаковы. Так, если граждане и юри­дические лица выступают в большинстве случаев как потребители природных ресурсов, что, конечно, не исключает их активного участия в охране этих ресурсов, то государственные органы осуществляют регулирование использования и охраны окружающей природной среды.

Субъектами экологических правоотношений являются:

Øгосударство — в лице компетентного органа;

Øюридические лица;

Øфизические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;

Øхозяйствующие субъекты — предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории:

1) природопользователи — носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;

2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды;

3) общественные объединения экологического профиля;

4) органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

Предыдущая

10.7. Животный мир как объект использования. Виды и способы пользования животным миром

Животный мир является одним из важнейших природных ресурсов, особая значимость которого подчеркивается в преамбуле Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015). Согласно указанным положениям животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

Между тем не всех животных следует признавать объектами животного мира. Согласно ст. 1 ФЗ «О животном мире» животный мир – это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

В данном определении закреплены признаки «животного мира», позволяющие его отграничить от других объектов права пользования природными ресурсами.

Признаки животного мира:

– нахождение диких животных в состоянии естественной свободы;

– объект животного мира должен находиться в живом состоянии;

– объект животного мира должен принадлежать к дикой «фауне»;

– «дикие» животные рассматриваются относительно территориальных границ: естественных (границ ареалов разного уровня), искусственных (государственных, границ населенных пунктов, режимных зон и др.), хозяйственных (земельных участков, охотхозяйств).

Следует отметить, что законодательство о животном мире регулирует и отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащиеся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира, а также в иных научных и воспитательных целях.

Между тем отношения в области охраны и использования домашних и одомашненных животных, а также диких животных, содержащихся в неволе (зоопарки, использование в научных целях и т. п.), регулируются иными отраслями (гражданским, санитарным и др.). Данные животные обладают правовым статусом вещи, оборот их регулируется положениями гражданского законодательства, они могут быть предметом сделок, отчуждаться и переходить от одного лица к другому в соответствии с правилами гражданского оборота.

Объектом права пользования животным миром является только живой организм. Умершие вследствие естественных причин (или умерщвленные) дикие животные не могут быть объектами охоты, рыболовства и других видов пользования животным миром.

Пользователями животным миром могут быть граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами РФ и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ предоставлена возможность пользоваться животным миром.

Система законодательства об охране и использованию животного мира базируется на следующих основополагающих законах:

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды»;

2. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О животном мире»;

3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ (в ред. от 14.10.2014, с изм. от 25.06.2015) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ;

4. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»( ст. 16 – виды рыболовства);

5. Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О континентальном шельфе Российской Федерации»»(ст. 4 дает определение природных ресурсов континентального шельфа, к которым относятся минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы);

6. Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» «(ст. 4 содержит определение живых ресурсов исключительной экономической зоны. Это все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных);

7. Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (ст. 15 содержит запрет добыча морских млекопитающих, осуществление рыболовства придонными орудиями добычи (вылова) водных биологических ресурсов);

8. Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и другие.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания, могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В ст. 34 Федерального закона «О животном мире» закреплены виды и способы пользования животным миром. Юридические лица и граждане могут осуществлять следующие виды пользования животным миром:

– охота;

– рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

– добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам;

– использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира – почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.;

– изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

– получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира(меда, воска диких пчел и других).

Этот перечень не исчерпывающий. Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром.

Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без разрешения запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Предыдущая

1.Субъекты, объекты
2.Объекты экологических правоотношений

Экологические правоотношения преподают специфическими признаками, и в первую очередь эту специфику на них ложат объекты этих правоотношений. Под объектами правоотношений в правовой литературе традиционно подразумевается то, что по поводу чего формируется данное правоотношение. Поэтому правоотношения будут возможно складываться либо по поводу каких-нибудь объектов материального мира, либо по поводу какого-то определенного порядка, то и в экологических правоотношениях объекты бывают двух основных видов:

  • природные объекты в виде их элементов, целостных объектов, природных комплексов и окружающей природной среды в целом;
  • порядок эксплуатации и охраны этих объектов.

Природные объекты как объекты экологических правоотношений можно обозначить двумя нужными факторами, сопутствующие на содержание правоотношений:

  • натуральный характер происхождения природных объектов порождает рождение неизвестных для правоотношений иных отраслей права таких видов экологических правоотношений, как отношения по ведению природных кадастров, по ведению мониторинга и других;
  • приобретение природных объектов в натуральных экосвязях сопутствуют к жизни правоотношения, на которые может попасть отпечаток механизм действия объективных законов природы.

В виду этого, обязанность субъектов экологических правоотношений при осуществлении хозяйственной деятельности и размещении производственных объектов беречь сохранность миграционных путей диких животных предусматривает объективный закон природы, существующий в миграционных перемещениях дикой фауны по каким либо районам. Человечество должно встать на охрану, дикого мира или им грозит вымирание.

Таким образом, в качестве объектов экологических правоотношений природные объекты нужно разделить на три основных вида:

  • важные виды природных объектов, нужно обозначить однородными свойствами: земли, воды, леса, недра, дикая фауна. В силу однородности этих объектов и однородности отношений, складывающихся по поводу этих объектов, экологические правоотношения нужно разделить непосредственно на земельно-правовые, водно-правовые, лесо-правовые и т. д. Правовое регулирование их назначение, использования и охраны отработано системой, что определяет головной нормативно-правовой акт;
  • природные комплексы, назначеные из различных видов и элементов перечисленных природных объектов. В силу этого правоотношения, следует по поводу этих объектов, назначают определенную спецификацию. Рассмотрим пример, правоотношения по назначению и охране особо оберегаемых территорий; правоотношения, складывающиеся в лечебных полезных местностях;
  • природная окружающая среда в целом, которая представляется объектом экологических правоотношений при некоторых видах антропогенного воздействия на нее. В частности, предусмотрены назначения правового воздействия в случаях превышения предельно допустимых уровней воздействия на окружающую природную среду, правовые назначения сопутствие экологического благополучия в той или иной округе хозяйствования и т. п.

Объекты экологических правоотношений второго вида – назначение эксплуатации и охраны природных объектов – нужно подразделить на такие виды, как:

  • порядок эксплуатации природных объектов, при котором истребляется факт природоохранных нарушений. Например, лимитирование водопотребления, а также водоотведения предотвращает истощение и загрязнение водоемов;
  • порядок охраны природных объектов, при котором достигается цель, продиктованная необходимостью охраны. Так, возможностью введения ограничений на использование отдельных природных объектов в целях охраны окружающей природной среды достигается та или иная цель, стоящая на данный момент и в данной конкретной местности.

Перечисленные объекты экологических правоотношений второго вида дают понять, что собой на самом деле законность и правопорядок в экологических правоотношениях как важную цель эколого-правового режима. Поэтому их нужно назвать юридическими, в то время как первый вид объектов можно назвать материальными.

В виду этого особенности этих объектов экологических правоотношений дают влияние на содержание показанных правоотношений, а также главное предназначение, которые входят правомочия субъектов. Субъект должен быть в ответе за свои действия и нести уголовную ответственность. Также, в зависимости от степени правонарушения почвенного покрова земли, землепользователь должен применять либо противоэрозионные мероприятия, если почва поражена эрозией, либо почвенно-восстановительные (рекультивационные) – если допущено механическое правонарушение этого покрова, либо мелиоративные – если испортились природные качества почв.

В виду этого, индивидуальности объектов экологических правоотношений выделяют особым критерием отграничения правоотношений предъявленной работы природы от правоотношений, складывающихся в других отраслях правового регулирования. Например, правоотношения по наличию ветеринарного благополучия сельскохозяйственных животных не могут быть отнесены к числу экологических, так как объектом таковых предусмотрена совокупность видов животного мира, из этого видно, что в первоначальную очередь, естественное происхождение в дикой свободе, а также во вторую, существует в условиях этой дикой свободы.

Не нашли что искали? Преподаватели спешат на помощь Дипломные Контрольные Курсовые Рефераты

Соответственно, сельскохозяйственный скот не может являться объектом экологических правоотношений. Поэтому, индивидуальность объектов экологических правоотношений могут быть типичными и индивидуальными. Например, земли могут быть типизированы на категории и земельные угодья; леса – на категории защитности и группы и т. д.

Очень частые особенности, в отличие от интересных, влияют на содержание правоотношений в значительно большей степени. Прописывалось выше, что эколого-правовые нормы нужно реализовываться субъектами права, как через экологические правоотношения, так и вне их. По примеру этого все субъекты, участвующие в реализации эколого-правовых норм, нужно разделить на субъекты экологического права и субъекты экологических правоотношений.

Субъектом экологического права должно быть любое лицо, поскольку охрана природы в России определяется конституционной обязанностью каждого (ст. 58 Конституции РФ). В частности, любое физическое или юридическое лицо, имея право общего природопользования (проезд, проход, забор воды из водоема и др.), обязательно должно соблюдать при этом требование не навредить природе, в результате чего эколого-правовые нормативы реализуются вне экологических правоотношений. Субъектом экологического права придется, соблюдать свои права и обязанности, так как это важно.

Субъектом же экологического правоотношения может быть не любое, а лишь то лицо, которому законом дан допуск к участию в тех или иных экологических правоотношениях. Рассмотрим пример, субъектами правоотношений по наивысшему потреблению животным миром должны быть лишь граждане, относящиеся к группам населения коренных малочисленных народов, самобытная культура, а также которые живут по традиционным методам охраны и пользования животного мира. Субъектом экологического права в ответе за животный мир и его сохранность.

Субъекты экологического права – это лица, непосредственно управомочённые законом обязаны выдвигаться на выполнение какого-либо поведения, имеющий природоохранительный характер. Они это поведение самостоятельно, не входя в правовые связи с другими субъектами экологического права. Рассмотрим пример, свои обязанности противостоять ухудшения качества поверхностных, также ухудшения подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира водопользователи осуществляют и без каких-либо взаимосвязей с другими лицами, самостоятельно. Поэтому, если для реализации своих природоохранительных обязанностей, им нужно непосредственно обращаться за оказанием услуг к другим лицам, то из субъекта экологического права этот водопользователь перенапрвляется в субъект экологического правоотношения.

Субъекты экологических правоотношений нужно перераспределить на две важные группы: управомоченные и обязанные. В виду этого, существование этих групп можно обозначить важным признаком экологического правоотношения по неизбежной схеме, так как каждому управомоченному субъекту должно быть наличие обязанного субъекта.

Управомоченные субъекты экологических правоотношений производят в этих правоотношениях роль носителей некоторых субъективных прав, реализация которых зависит от свободы воли этих субъектов. Обязанные субъекты экологических правоотношений являются носителями обязанностей по реализации прав управомоченных субъектов этих правоотношений. Рассмотрим пример, в правоотношениях водных сервитутов управомоченные субъекты должны осуществлять питье своего скота из водоема собственника, т.е. обязанного субъекта, а последний должен предоставить собственнику скота как управомоченному субъекту вариант такого пользования водяного объекта в соответствии с пределами сервитута. Таким образом, собственники и субъект взаимосвязаны.

Управомоченные и обязанные субъекты экологических правоотношений не могут быть раз и навсегда данными, с изменением сути правоотношений они меняются хозяйствами. Так, как орган государственного контроля за использованием и охраной земель, дает важную информацию о наличие земель у землепользователя, определяется управомоченным субъектом по взаимопониманию к землепользователю, определённому обязанным субъектом. В виду этого субъект уполномочен и должен соблюдать существующие требования.

Однако, в виду этого, если представить, что данный контролирующий орган вмешивается в деятельность землепользователи с превышением своих полномочий, то из этого получается, что землепользователь через суд , может заставить этот орган в положение обязанного прекратить незаконные действия субъекта экологических правоотношений. Таким образом, при этом сам землепользователь становится управомоченным по отношению к контролирующему государственному органу субъектом на период восстановления нарушенного законом положения.

Правомочия субъектов экологических правоотношений нужно обозначить на общие, а так же специальные. Поэтому, делаем вывод, что первые предназначены для всех видов субъектов и имеют силу универсальных правил, то в виду этого вторые предназначены для некоторых субъектов, имеющих специфику в правовом статусе. Таким образом, право общего природопользования предназначено в равной мере всем субъектам экологических правоотношений, а право специального природопользования предназначено тем субъектам, у которых правовой статус уполномочивает на такой вид природопользования.

Субъекты и объекты экологических правоотношений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *