Электронная почта государственных гражданских служащих

УДК 34 ББК 67

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ СЛУЖБЫ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИХАИЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ КОСТЕННИКОВ,

доктор юридических наук, профессор Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации

Email: m-2263768@yandex.ru; МАРЬЯН ВСЕВОЛОДОВИЧ ГАИК, кандидат юридических наук доцент Высшей школы экономики E-mail:gaik1975@mail.com

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Министерство внутренних дел в истории нашей страны всегда играло ключевую роль, а его сотрудники выполняли самые важные и ответственные государственные задачи и функции. Поэтому служба в органах и организациях системы МВД России имеет ключевое значение в деле обеспечения правопорядка, а также в вопросах защиты прав и свобод человека и гражданина. Кроме этого, правоохранительная служба в органах и организациях системы МВД России вносит определенный вклад в дело экономического развития страны, она также направлена на улучшение качества жизни людей и создание условий для их профессионального и социального развития.

Ключевые слова: служба, полиция, сотрудник, полицейский, государство, право, чиновник, реформа, МВД, ОВД.

Keywords: service, police, officer, police, state, law, officer, reform, Ministry of interior, police Department.

Государственная служба вообще и служба в органах внутренних дел в частности — необходимый атрибут современного российского государства. Государственная служба, каких бы видов она не была, в каких бы формах не реализовывалась, всегда направлена на осуществление государственной политики, а также на применение тех функций, которые, собственно, и закреплены за государством. Государственная служба — объективный институт государства. Как верно отметил А.А. Демин, «…поскольку наличие государственных служащих — неотъемлемый признак наличия самого государства, то и государственная служба существует везде, где есть государственная форма организации общества. Ее наличие и функционирование не зависит от наличия или отсутствия законодательства о государственной службе, наоборот, законодательство иногда

верно отражает объективные тенденции появления деятельности государственных служащих, а иногда в законодательстве выдаются желаемые ее черты за действительные»1.

Действительно, государственная служба как публично-правовой институт находится в непосредственной диалектической связи с государством и, как следствие этого, занимает промежуточное звено между гражданином и должностным лицом, осуществляющим те или иные государственные полномочия. Заметим, что государственная служба, как публично-правовое образование, является предметом изучения различных научных дисциплин, у каждой из которых свой предмет в исследовании и понимании соответствующего феномена.

Несмотря на то, что государственная служба изучается в различных аспектах, тем не менее, наиболее предметно этот институт исследован именно в

области права, а если быть более точным — рассматриваемое образование весьма предметно изучается в науке административного права. Как верно отмечает А.А. Гришковец, «…государственная служба — один из важнейших, фундаментальных институтов административного права»2.

В этой связи бесспорным представляется тот факт, что административное право занимает центральное место в механизме правового регулирования государственно-служебных отношений, однако следует признать, что и другие отрасли российского права также касаются обозначенного предмета правового воздействия.

В частности, Конституция Российской Федерации задает вектор в развитии законодательства о государственной службе, в этом документе отмечается, что граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (п. 4 ст. 32), а также то, что федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации (п. т ст. 71). Как первое, так и второе предписание Конституции нашей страны имеют самое непосредственное отношение к правовому регулированию, а также и к организации государственной службы, осуществляемой в системе МВД России. Государственная служба, как публично-правовое образование представляет собой иерархически выстроенный институт, обладающий рядом сущностных признаков, на которые будет обращено внимание чуть ниже. Государственная служба — это место, где гражданин может реализовать свою трудовую правосубъектность, а если сказать иными словами — свои способности в сфере труда. Кроме того, государственная служба обладает властным потенциалом, в связи с чем прохождение службы осуществляется в установленном правовом режиме, предполагающем ее особый статус и функциональный потенциал. Государственную службу реализует определенная категория специально подготовленных людей, которые имеют статус государственных служащих. Все эти, а также ряд иных признаков качественно отличают государственную службу от иных видов социально-полезной и трудовой деятельности людей. Необходимо отметить, что цель нашего исследования не стоит в рассмотрении всего института государственной службы, наша задача затронуть лишь один важнейший сегмент соответствующего образования, на который содержится указание в названии настоящей работы. Исходя из этого, заметим, что служба в органах внутренних дел соотносится с институтом государственной службы как часть к целому. Поэтому, в силу объективных обстоятельств, она обладает определенным качественным своеобразием, а также функциональным предназначением, тем не менее, некоторые общие признаки государственной службы все же присущи службе в органах внутренних дел. Об особенностях службы в органах и организациях системы МВД России будет сказано также несколько ниже, а сейчас представляется необходимым изложить в целом наше понимание института госу-

дарственной службы в российском праве, которое сложившиеся к настоящему времени в юридической литературе. Такой подход, как представляется, позволит системно подойти к определению сущностных признаков службы в органах внутренних дел. Более того, государственная служба, осуществляемая в системе МВД России в целом, не может развиваться автономно без взаимодействия с иными видами государственной службы. На данный факт обратил также внимание в свое время П.П. Сергун, подчеркнувший, что государственную службу в органах внутренних дел нельзя рассматривать как «некую оторванную, абсолютно самостоятельную категорию от общего развития государственной службы Российской Федерации». При этом цитируемый автор отмечает, что «если государственную службу определить в качестве родового объекта, то государственная служба в органах внутренних дел будет выступать как разновидность родового объекта, а именно — видовым объектом»3.

Именно обозначенный методологический как полагаем подход следует использовать при исследовании службы в органах внутренних дел, как разновидности федеральной государственной правоохранительной службы. Для подкрепления высказанного суждения представляется необходимым обратиться к теоретическому анализу института государственной службы.

В ходе реформирования государственной службы, в начале 2000-х годов был принят Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»4, который определил, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; и другие виды государственной службы (ст. 2). Все эти виды государственной службы между собой, так или иначе, логически взаимосвязаны, поскольку каждый из них позволяет государству реализовывать поставленные перед ним задачи и функции в соответствующей сфере. Исходя из предмета исследования, наибольшей интерес для нас представляет институт правоохранительной службы, поскольку именно в его содержании функционирует государственная служба, осуществляемая в органах и организациях системы МВД России.

Правоохранительная служба — это вид службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Исходя из своего содержания, служба в органах внутренних дел является, по сути, правоохранительной службой (термин в настоящее время отменен). Отметим, что обозначенный вид государственной службы весьма многочислен. Сотрудники полиции, а также иные сотрудники МВД России выполняют задачи

по защите прав и свобод граждан, осуществляют комплекс мер по противодействию преступлениям и административным правонарушениям. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации»5 специально не акцентирует внимание на правоохранительном аспекте службы в органах и организациях системы МВД России. В частности, названный закон определяет, что служба в органах внутренних дел — «это федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел» (ст. 1). Такой подход, как нам представляется, далеко не в полной мере соответствует содержательному аспекту служебной деятельности, осуществляемой в сфере внутренних дел. В представленном определении акцент (и это логично) должен быть сделан на правоохранительный характер службы в органах внутренних дел. Исходя из этого положения, Е.В. Позднякова под государственной службой в органах внутренних дел предлагает понимать «…урегулированную нормами права служебную деятельность граждан Российской Федерации, осуществляемую на профессиональной основе за соответствующее вознаграждение, направленную на реализацию задач и функций, стоящих перед органами внутренних дел, посредством замещения должностей правоохранительной службы, учрежденных в органах внутренних дел, характеризуемую определенным административно-правовым статусом сотрудников»6.

В представленном определении службы в органах внутренних дел акцентируется внимание на необходимости замещения лицом должности в органах и организациях системы МВД России. Кроме того, служебная деятельность в органах внутренних дал напрямую перекликается с реализацией задач и функций, стоящих перед МВД России. Помимо всего прочего, служба в органах внутренних дел связана с реализацией тех задач, которые прямо вытекают из Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции»7.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что служба в органах внутренних дел является федеральной государственной службой, которая осуществляется на должностях, созданных в органах и организациях системы МВД России сотрудниками, назначенными на соответствующие должности и которым присвоены специальные звания.

Служба в органах внутренних дел носит профессиональный характер, в связи с этим к сотрудникам, претендующим на замещение соответствующих должностей предъявляются определенные требования к уровню их профессионального образования. В настоящее время для замещения большинства должностей в системе государственной службы, осуществляемой в органах внутренних дел, необходимо на-

личие высшего юридического образования. Помимо специальных званий, сотрудникам органов внутренних дел при сдаче соответствующих экзаменов может быть присвоена классность. В отличие от государственной гражданской службы — сотрудники, проходящие службу в органах внутренних дел, имеют льготное исчисление выслуги лет, а также более высокое социальное обеспечение, нежели государственные гражданские служащие.

В завершении рассмотрения особенностей государственной службы в органах внутренних дел представляется возможным отметить, что для этого вида государственной службы характерна весьма существенная централизация в вопросах правового регулирования прохождения службы, более высокие требования, касающиеся морально-психологической и физической подготовки сотрудника, кроме того, в сфере внутренних дел установлен более жесткий режим служебной дисциплины. Все эти, а также ряд иных особенностей качественно отличают службу в органах внутренних дел от иных видов служебной деятельности, осуществляемой в государственном аппарате.

Литература

1. Гришковец А.А. Государственная гражданская служба. — М., 2014. — С. 8.

2. Демин А.А. «Система добычи» и «система заслуг» как способы комплектования кадров государственной службы // Вестник РУДН. Серия юридические науки. — 1996. — № 2. — С. 41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития. — Саратов, 1998. — С. 50.

2 См.: Гришковец А.А. Государственная гражданская служба. — М., 2014. — С. 8.

4 Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2063.

5 Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 49 (ч. 1). — Ст. 7020.

7 Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900.

Цель дополнительного профессионального образования (ДПО) — формирование и развитие кадрового потенциала госслужбы как важнейшего ресурса, обеспечивающего повышение эффективности деятельности органов государственного управления

Виды ДПО

Переподготовка

Профессиональная переподготовка госслужащего осуществляется с учетом профиля его образования в случаях, предусмотренных в п.3 Указа, а также в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории «руководители» направляется на профессиональную переподготовку.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Направления профессионального развития государственных гражданских служащих Томской области определяются на основании:

— приоритетных направлений и методических указаний федеральных органов государственной власти;

— приоритетных целей развития Томской области;

— квалификационных требований, предъявляемых нормативно-правовыми актами к должностям государственной гражданской службы.

Электронная почта государственных гражданских служащих

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *