Удельный показатель кадастровой стоимости

Досье на проект

Пояснительная записка

УТВЕРЖДЕН
приказом Минэкономразвития России
от «__» _________2018 г. N______

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях:

осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;

внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о ранее учтенном объекте недвижимости;

внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:

о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места);

о значении, проектируемом значении основной характеристики (в отношении сооружения, объекта незавершенного строительства);

о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства);

о категории земель (в отношении земельного участка);

о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка);

о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства);

об основной характеристике (в отношении сооружения, объекта незавершенного строительства);

в иных случаях, предусмотренных настоящим Порядком.

1.2. Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости отражаются в Акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащем сведения в объеме, предусмотренном статьей 8 Федерального закона, за исключением сведений, предусмотренных пунктами 3, 6, 7, 14-20, 22, 24, 26 части 4 и пунктами 1-3, 5-8, 15, 16, 18-20, 22-24 части 5 указанной статьи, а также сведения:

об основании(ях) определения кадастровой стоимости объекта недвижимости;

о пункте настоящего Порядка, в соответствии с которым определяется кадастровая стоимость объекта недвижимости;

об удельном показателе кадастровой стоимости объектов недвижимости, использованном при определении кадастровой стоимости;

об определенной в соответствии с настоящим Порядком кадастровой стоимости;

о лице, его составившем, и уполномоченном лице, его утвердившем (фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), должность).

Акт определения кадастровой стоимости объектов недвижимости составляется на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Для целей реализации настоящего Порядка используются утвержденные в установленном порядке значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости.

При отсутствии утвержденных в установленном порядке удельных показателей кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, используются рассчитанные в соответствии с настоящим Порядком значения удельных показателей кадастровой стоимости.

II. Определение кадастровой стоимости здания, сооружения, объекта незавершенного строительства

2.1. Кадастровая стоимость здания определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости зданий соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено здание, на его площадь, за исключением случая изменения площади здания.

В случае отсутствия среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости зданий соответствующего назначения в кадастровом квартале, в котором расположено здание, используется наименьшее из средних значений удельного показателя кадастровой стоимости зданий соответствующего назначения в смежных кадастровых кварталах.

В случае отсутствия среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости зданий соответствующего назначения в смежных кадастровых кварталах используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости зданий соответствующего назначения для муниципального района (городского округа), в котором расположено здание (для здания, расположенного в населенном пункте, используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости зданий соответствующего назначения соответствующего населенного пункта).

В случае отсутствия значения удельного показателя кадастровой стоимости зданий соответствующего назначения в муниципальном районе (городском округе), населенном пункте используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости зданий соответствующего назначения для граничащих муниципальных районов (городских округов), населенных пунктов.

В случае отсутствия значения удельного показателя кадастровой стоимости зданий соответствующего назначения в граничащих муниципальных районах (городских округах), населенных пунктах используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости зданий соответствующего назначения для субъекта Российской Федерации.

2.2. Кадастровая стоимость сооружения определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости сооружений с соответствующим типом основной характеристики по кадастровому кварталу, в котором расположено сооружение, на значение его основной характеристики, за исключением случая изменения значения основной характеристики сооружения.

В случае невозможности расчета среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости сооружений с соответствующей основной характеристикой по кадастровому кварталу, в котором расположено сооружение, используется наименьшее из средних значений удельного показателя кадастровой стоимости сооружений с ее основной характеристикой в смежных кадастровых кварталах.

В случае невозможности расчета наименьшего из средних значений удельного показателя кадастровой стоимости сооружений с соответствующей основной характеристикой в смежных кадастровых кварталах используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости сооружений с соответствующей основной характеристикой для муниципального района (городского округа), в котором расположено сооружение (для сооружения, расположенного в населенном пункте, используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости сооружений с соответствующей основной характеристикой для соответствующего населенного пункта).

В случае невозможности расчета минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости сооружений с соответствующей основной характеристикой для муниципального района (городского округа), населенного пункта используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости сооружений с соответствующей основной характеристикой для граничащих муниципальных районов (городских округов), населенных пунктов.

В случае невозможности расчета минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости сооружения с соответствующей основной характеристикой для граничащих муниципальных районов (городских округов), населенных пунктов используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости сооружений с соответствующей основной характеристикой для субъекта Российской Федерации.

2.3. Кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства с соответствующим проектируемым типом основной характеристики по кадастровому кварталу, в котором расположен объект незавершенного строительства, на проектируемое значение его основной характеристики, а также степень готовности, за исключением случаев изменения степени его готовности, проектируемого значения основной характеристики объекта незавершенного строительства.

В случае невозможности расчета среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства с соответствующим проектируемым значением основной характеристики по кадастровому кварталу, в котором расположен объект незавершенного строительства, используется наименьшее из средних значений удельного показателя кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства с соответствующим проектируемым значением основной характеристики в смежных кадастровых кварталах.

В случае невозможности расчета наименьшего из средних значений удельного показателя кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства с соответствующим проектируемым значением основной характеристики в смежных кадастровых кварталах используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства с соответствующим проектируемым значением основной характеристики для муниципального района (городского округа), в котором расположен объект незавершенного строительства (для объекта незавершенного строительства, расположенного в населенном пункте, используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства с соответствующим проектируемым значением основной характеристики для соответствующего населенного пункта).

В случае невозможности расчета минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства с соответствующим проектируемым значением основной характеристики для муниципального района (городского округа), населенного пункта используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства с соответствующим проектируемым значением основной характеристики для граничащих муниципальных районов (городских округов), населенных пунктов.

В случае невозможности расчета минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства с соответствующим проектируемым значением основной характеристики для граничащих муниципальных районов (городских округов), населенных пунктов используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства с соответствующим проектируемым значением основной характеристики для субъекта Российской Федерации.

2.4. Кадастровая стоимость жилого строения определяется в соответствии с порядком определения кадастровой стоимости зданий с использованием соответствующих значений удельных показателей кадастровой стоимости для жилых домов, предусмотренным настоящим Порядком, за исключением случая изменения площади жилого строения.

2.5. В случае изменения площади здания, жилого строения их кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади.

2.6. В случае изменения степени готовности объекта незавершенного строительства его кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению степени готовности.

2.7. В случае изменения значения основной характеристики сооружения, проектируемого значения основной характеристики объекта незавершенного строительства его кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению значения основной характеристики, проектируемого значения основной характеристики соответственно.

2.8. Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости сооружений с соответствующим наименованием основной характеристики по кадастровому кварталу рассчитывается как отношение суммарной кадастровой стоимости сооружений с соответствующим наименованием основной характеристики в кадастровом квартале к сумме значений основных характеристик сооружений с соответствующим наименованием основной характеристики в таком кадастровом квартале, имеющих ненулевое значение кадастровой стоимости.

Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства с соответствующим наименованием основной характеристики по кадастровому кварталу рассчитывается как отношение суммарной кадастровой стоимости объектов незавершенного строительства с соответствующим наименованием основной характеристики в таком кадастровом квартале к сумме произведений проектируемых значений основной характеристики и степени готовности объектов незавершенного строительства с соответствующим наименованием основной характеристики в таком кадастровом квартале, имеющих ненулевое значение кадастровой стоимости.

III. Определение кадастровой стоимости помещения, машино-места

3.1. Кадастровая стоимость помещений определяется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения в здании, сооружении, в котором расположено помещение, на площадь помещения, за исключением случая изменения площади помещения.

В случае отсутствия (невозможности расчета) среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения в здании, сооружении, в котором расположено помещение, используется среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено помещение.

В случае отсутствия среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения по кадастровому кварталу, в котором расположено помещение, используется наименьшее из средних значений удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения в смежных кадастровых кварталах.

В случае отсутствия среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения в смежных кадастровых кварталах используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения для муниципального района (городского округа), в котором расположено помещение (для помещения, расположенного в населенном пункте, используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения для соответствующего населенного пункта).

В случае отсутствия минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения для муниципального района (городского округа), населенного пункта, в котором расположено помещение, используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения для граничащих муниципальных районов (городских округов), населенных пунктов.

В случае отсутствия минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения для граничащих муниципальных районов (городских округов), населенных пунктов используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения для субъекта Российской Федерации.

3.2. Кадастровая стоимость машино-мест определяется в соответствии с порядком определения кадастровой стоимости помещений с использованием соответствующих значений удельных показателей кадастровой стоимости для нежилых помещений, предусмотренным настоящим Порядком, за исключением случая изменения площади машино-места.

3.3. В случае изменения площади помещения, машино-места их кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади.

3.4. Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений в здании, сооружении, в котором расположено помещение, машино-место, рассчитывается как отношение суммарной кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения в здании, сооружении к суммарной площади помещений соответствующего назначения в здании, сооружении, имеющих ненулевое значение кадастровой стоимости.

IV. Определение кадастровой стоимости единого недвижимого комплекса

4. Кадастровая стоимость единого недвижимого комплекса в случаях, предусмотренных пунктом 1.1 Порядка, а также в случае изменения кадастровой стоимости входящих в состав единого недвижимого комплекса объектов недвижимости определяется как сумма кадастровых стоимостей всех объектов недвижимости, включенных в состав единого недвижимого комплекса.

V. Определение кадастровой стоимости земельных участков

5.1. Определение кадастровой стоимости земельных участков осуществляется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков соответствующей категории и вида разрешенного использования по кадастровому кварталу, в котором расположен земельный участок, на его площадь, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком.

В случае отсутствия среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков соответствующей категории и вида разрешенного использования в кадастровом квартале, в котором расположен земельный участок, используется наименьшее из средних значений удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков соответствующей категории и вида разрешенного использования в смежных кадастровых кварталах.

В случае отсутствия среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков соответствующей категории и вида разрешенного использования в смежных кадастровых кварталах используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков соответствующей категории и вида разрешенного использования для муниципального района (городского округа), в котором расположен земельный участок (для земельного участка, расположенного в населенном пункте, используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков соответствующей категории и вида разрешенного использования соответствующего населенного пункта).

В случае отсутствия минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков соответствующей категории и вида разрешенного использования в муниципальном районе (городском округе), населенном пункте, используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков соответствующей категории и вида разрешенного использования для граничащих муниципальных районов (городских округов), населенных пунктов.

В случае отсутствия минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков соответствующей категории и вида разрешенного использования в граничащих муниципальных районах (городских округах), населенных пунктах используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков соответствующей категории и вида разрешенного использования для субъекта Российской Федерации.

5.2. Определение кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для садоводства или огородничества и расположенных вне границ населенных пунктов, осуществляется путем умножения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, соответствующего виду разрешенного использования земельного участка, для муниципального района (городского округа) на его площадь, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком.

В случае отсутствия среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, соответствующего виду разрешенного использования земельного участка, для муниципального района (городского округа) используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, соответствующего виду разрешенного использования земельного участка, в граничащих муниципальных районах (городских округах).

В случае отсутствия минимального значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, соответствующего виду разрешенного использования, для граничащих муниципальных районов (городских округов) используется среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, соответствующего виду разрешенного использования земельного участка, для субъекта Российской Федерации.

5.3. Кадастровая стоимость земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования определяется с использованием соответствующего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков той категории земель и вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение является наибольшим, за исключением случаев, когда земельный участок предназначен в том числе для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. В указанном случае кадастровая стоимость земельного участка определяется с использованием соответствующего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.

5.4. В случае изменения площади земельного участка кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади.

5.5. В случае изменения разрешенного использования земельного участка в пределах одного вида разрешенного использования его кадастровая стоимость не определяется.

5.6. Кадастровая стоимость земельных участков, образованных в результате раздела, выдела из существующего земельного участка, кадастровая стоимость которого установлена (преобразуемый земельный участок), в случае если категория земель и вид разрешенного использования указанных земельных участков соответствует категории земель и виду разрешенного использования преобразуемого земельного участка, определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. При этом кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка, из которого произошел выдел, земельного участка, раздел которого осуществлен в соответствии с пунктом 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, определяется пропорционально изменению его площади.

5.7. Кадастровая стоимость земельного участка, образованного путем объединения, перераспределения существующих земельных участков (преобразуемые земельные участки), нераспределенных земель, в случае если категория земель и вид разрешенного использования такого земельного участка соответствует категории земель и виду разрешенного использования одного из преобразуемых земельных участков, кадастровая стоимость которых установлена, определяется путем умножения площади такого участка на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка соответствующей категории земель и вида разрешенного использования.

В случае соответствия категории земель и вида разрешенного использования образуемого земельного участка категории земель и виду разрешенного использования нескольких преобразуемых земельных участков, имеющих различные удельные показатели кадастровой стоимости, используется наименьший из таких показателей.

Какие изменения коснулись оспаривания кадастровой стоимости в 2017/2018 году?

В 2016 году все налогоплательщики были неприятно удивлены тем, что налог на их имущество был значительно выше, чем в предыдущие периоды. Причина таких изменений в том, теперь при расчёте имущественного налога берётся кадастровая стоимость (а не инвентаризационная, как это было раньше, до 1 января 2016 года).

Немного об особенностях кадастровой стоимости гаража

Для начала отметим, что не все гаражи имеют кадастровую стоимость. Это происходит потому, что владельцы не поставили их на кадастровый учёт. В Реестре может быть отражена информация не обо всех строениях, которые используются в качестве гаража. Объектом недвижимости, подлежащим учёту в этой ситуации, может быть только строение с фундаментом, ведь именно они обладают стационарностью – одним из важных признаков недвижимого имущества.

Для хранения транспортного средства используется множество других сооружения (например, металлических, называемых в народе «ракушками»). Они не могут ставиться на кадастровый учёт.

Итак, Ваш гараж внесён в реестр недвижимости, Вы за него платите налоги и уверены, что стоимость, указанная в кадастровом паспорте, завышена. Что делать в этой ситуации? Оспорить кадастровую стоимость. На сегодняшний момент это реально сделать. Главное – предпринять правильные действия и собрать необходимый пакет документов.

Какие современные способы оспаривания гаража существуют?

Собственникам гаражей могут быть как юридические, так и физические лица. Они могут оспорить стоимость недвижимости двумя способами: через Комиссию или через суд. По закону, процессу пересмотра всегда должна предшествовать независимая оценка.

На заметку! К заявлению об оспаривании кадастровой стоимости, подаваемому в комиссию при Росреестре или в судебный орган, должны прикрепляться несколько обязательных документов: кадастровая выписка, свидетельство о праве собственности и отчёт об оценке.

Именно на основании рыночной цены, указанной в отчёте, проводится пересмотр кадастровой стоимости. По закону, цифра, указанная в кадастровом паспорте, должна быть равна рыночной стоимости, ведь именно она является объективным отражением ценности гаража.

Следующий шаг в процессе оспаривания – составление и подача заявления о пересмотре в Комиссию (или административного искового) – в суд. Важно собрать и прикрепить к заявлению перечисленные выше документы, иначе оно не будет рассмотрено.

На заметку! Если стоимости, указанные в кадастровом паспорте и отчёте об оценке, отличаются на более чем 30% (то есть кадастровая выше примерно на треть), то Комиссия может потребовать ещё один документ – экспертное заключение СРО, членом которого является оценщик, который проводил оценку.

Комиссия рассматривает заключение и изучает документы в течение 1 месяца, после чего выносит решение о пересмотре кадастровой стоимости или отказывает в нём. Как показывает практика, около 50% обращений в Комиссию при Росреестре имели положительный для собственника результат. После пересмотра в ЕГРН и Государственный кадастр вносятся изменения.

Чем отличается оспаривание кадастровой стоимости гаража через суд?

До 1 января 2017 года в юридические лица могли обращаться в суд только после того, как получили отказ от Комиссии. В отношении физических лиц таких ограничений не было. Сейчас, согласно закону «О государственной кадастровой оценке», и юрлица, и физлица могут сразу подавать заявление о пересмотре кадастровой стоимости гаража в суд. Это, конечно, положительный момент, но специалисты советуют «не сбрасывать со счетов» Комиссию. Если Вы предоставите веские аргументы, то государственным органом будет принято решение в Вашу пользу, и Вы потратите меньше времени и денег, чем при разбирательстве через суд.

Если Вы решите обратиться сразу в суд, то следуйте следующему алгоритму:

  • Проведение независимой оценки.
  • Сбор и подготовка документов.
  • Составление и подача административного искового заявления. Отметим, что оно будет рассматриваться судом в течение 2 месяцев.
  • Участие в судебных заседаниях. Судебный орган может потребовать обоснования некоторых пунктов отчёта об оценке, поэтому важно, чтобы оценщик, к которому Вы обратились, должен быть готов защитить в суде составленный им документ.
  • Получение судебного решения. Если оно положительное, то отправка копии решения в Росреестр и кадастровый орган.

В течение установленного законом срока государственные органы должны внести изменения в ЕГРН и Государственный кадастр. Оспоренный показатель становится «актуальным» с 1 января того года, когда собственник получил положительное решение о пересмотре кадастровой стоимости.

  • Авторы
  • Файлы

Елфимова Ю.М. 133 KB Содержание оценки земли складывалось и развивалось в зависимости от поставленной цели и задач практического применения земельно-оценочных данных. Так, в дореволюционной России, в условиях частной собственности на землю и государственных земельных имуществ сельскохозяйственная таксация ставила целью определение капитальной стоимости (цены) поземельных угодий или же приносимого ими чистого дохода. Оценка земель предназначалась для решения таких задач как продажа, покупка земель, сдача земель в аренду, выдача ссуд под залог земли, размежевания земель и разверстания угодий, раздела земель между наследниками, обложения земель податью (налогами), разрешения споров между арендаторами и землевладельцами, установления вознаграждений за убытки, понесенные вследствие войны, маневров, наводнений и прочее.

Оценку земли в 20-е гг. проводили в основном для землеустроительных целей. Расценочные и оценочные действия выполнялись на основе клас­сификации почв, контурной расценки земель способами затрат и выручек, скидок и накидок, установления зональных коэффициентов, определения денежной компенсации за проведенные и использованные улучшения и затраты, натуральной компенсации расцениваемых земель.

В условиях административно-хозяйственной системы управления сельским хозяйством в 60-80-е гг. на передний план выдвигались задачи управленческого характера. Применительно к содержанию оценки земель это нашло отражение в выделении так называемых ее основных показателей, к которым в настоящее время относят урожайность культур, валовую продукцию, окупаемость затрат и дифференциальный доход.

При плановой экономике оценка земельных участков, как недвижимости, носила случайный характер и имела значение для относительно небольшого круга частных лиц. Процессы перераспределения ресурсов, в том числе земли, зданий, сооружений, инициировались и регулировались государственным чиновником в натуре, стоимостная оценка для этого была не нужна.

В настоящее время в нашей стране произошло разгосударствление собственности, т.е. перераспределение прав собственности от государства к частным производителям. Создаются основы формирования земельного рынка. В товарный оборот вовлечено достаточно большое число земельных объектов, и формирование цены начинает существенно влиять на перераспределение прав собственности на земельные участки. Точная оценка стоимости земли, кроме того, является основой эффективной системы налогообложения, а также способствует правильному принятию решений в области землепользования, как в государственном, так и в частном секторе.

В условиях многообразия форм собственности на землю и широкого внедрения арендных отношений значение экономической оценки земельных участков с учетом экологических и других факторов резко возрастает.

Методологической основой экономической оценки земель является экономическое учение о почвенном плодородии и дифференциальной ренте, которая в зависимости от условий получения дополнительного разностного чистого дохода подразделяется на дифференциальную земельную ренту I и II. Земельная рента I представляет собой величину дополнительного чистого дохода, получаемого землевладельцем или землепользователем на землях лучшего естественного плодородия и местоположения. Земельная рента II выступает в виде дополнительного чистого дохода, создаваемого землевладельцем и землепользователем за счет более интенсивного ведения сельскохозяйственного производства по сравнению с худшим и средним уровнем хозяйствования, сложившимся в данных конкретных природно — экономических условиях.

Если земля характеризуется как питательная среда для роста и развития растений, то в качестве экономического объекта исследования земля выступает как средство труда. Непосредственным объектом внутрихозяйственной оценки земель являются почвенные разновидности или группы экологически близких почв, массив или участок земли (рабочий участок, контур угодья, поле, севооборот, внутрихозяйственное подразделение или землепользование в целом).

При ведении земельно-оценочных работ внутри сельскохозяйственного предприятия важно четко определить сущность и значение понятий «объект», «предмет» и «показатели» самой оценки.

Если земля характеризуется как питательная среда для роста и развития растений, то в качестве экономического объекта исследования земля выступает как средство труда. Непосредственным объектом внутрихозяйственной оценки земель являются почвенные разновидности или группы экологически близких почв, массив или участок земли.

Предметом оценки земли являются свойства почв, обусловливающие различия в величине урожая и затратах труда на единицу площади. Урожайность как показатель оценки характеризует землю лишь как орудие труда, затраты живого и овеществленного труда выступают в качестве предмета труда, а экономические показатели (производные от первых двух) — в качестве средства производства.

Земельно-оценочные работы необходимо проводить в двух аспектах: оценка естественного состояния почвенного покрова (качественная оценка, или бонитировка почв) и статистико-экономическая (экономическая) оценка земель. Совокупность показателей качественной оценки (бонитировка почв), технологической оценки, оценки местоположения и экономических факторов должна обеспечить оценку земельного участка по эффективности производимых затрат и дифференциальному доходу, т.е. оценить землю в целом как главное средство производства в сельском хозяйстве.

Однако изучение методических подходов и способов проведения земельно-оценочных работ и практические результаты показали, что при этом не в полной мере учитываются содержание питательных веществ в почве и наличие доступных и необходимых элементов, т.е. энергетические свойства земли, а также экологические условия, обеспечивающие экологическую безопасность жизнедеятельности на оцениваемой территории. Учет этих факторов обусловлен экономической ситуацией, сложившейся с введением частной собственности на землю, требованием воспроизводимости сбалансированного почвенного плодородия, потребностью в высококачественной конкурентоспособной продукции сельского хозяйства, созданием благоприятных условий для повышения заинтересованности в рациональном и эффективном использовании каждого гектара земельных угодий, выявлением технологических свойств земли, влияющих как на качественную, так и на экономическую оценку земельных участков. Учет перечисленных факторов оценки вызван еще и тем, что с введением частной собственности на землю, расширенного оборота земли, капитализации земли и появлением на этой основе земельного рынка возникла постоянная необходимость проводить наряду с качественной и экономической оценкой земли кадастровую оценку стоимости исследуемых объектов.

Поэтому земельно-оценочные работы на конкретном земельном участке должны включать, помимо качественной оценки земельных угодий, и кадастровую оценку стоимости земельного участка, величина которой, должна определяться с учетом многообразия свойств участка.

Оценка земель при традиционном подходе к ней подразделялась на два вида: частная и общая оценка земель. Частная оценка включала такие показатели как урожайность культур, окупаемость затрат и дифференциальный доход, общая стоимость валовой продукции, окупаемость затрат и дифференциальный доход. Показатели выражались в баллах, руб./га, руб./руб. Оценка земель по таким показателям решала главным образом управленческие задачи. Кроме того, по таким же показателям проводилась и внутрихозяйственная оценка земель, которая решает практические задачи севооборотов, полей, отдельных земельных массивов и участков, т.е. внутрихозяйственных территориальных единиц.

При внутрихозяйственной оценке качество земель оценивалось производственными, технологическими свойствами и эффективностью затрат на выращивание культур и производство продукции. По всем трем аспектам оценка земли производится по отношению к отдельным сельскохозяйственным культурам (частная оценка). На этой основе общая оценка выражается средневзвешенной величиной продуктивности и затрат на структурный показатель отдельной культуры в площади посевов, сложившийся в данном хозяйстве. Оценка земельных угодий, занятых сенокосами и пастбищами, производится с использованием показателей продуктивности этих угодий в кормовых единицах и перевариваемом протеине, которые определялись в соответствии с данными геоботанических обследований. Объектом оценки в этом случае является геоботанический контур соответствующего угодья, а также сенокосные и пастбищные участки и их массивы в целом.

На основе материалов почвенного обследования хозяйств оценочного района производят: установление устойчивых природных свойств почв; расчет средних величин ведущих природных признаков почв по почвенным разновидностям или группам почв в пределах имеющихся оценочных единиц; расчет баллов бонитета почв по полученным средним значениям признаков и свойств почв; определение среднего по почвенным разновидностям или группам почв балла бонитета; расчет базисной урожайности по почвенным разновидностям или группам почв; расчет баллов оценки почвенных разновидностей или групп почв; составление дифференциальной шкалы по оценочным группам почв.

При внутрихозяйственной оценке почв учитывают производимые затраты на выращивание сельскохозяйственных культур, во многом зависящие от влияния отдельных свойств почв. В зависимости от наличия необходимой исходной информации затраты по почвенным разновидностям или группам почв определяют двумя способами:

  1. на основании технологических свойств земель и урожайности,
  2. на основании непосредственной дифференциации шкал оценки по почвенным разновидностям или группам почв с использованием установленных для них показателей по урожайности и соответствующим затратам.

Важное значение при внутрихозяйственной оценке земель имеет определение показателей по окупаемости затрат, которые носят хозрасчетный характер и определяются как соотношение количества производимой продукции в средних ценах реализации (или в кадастровых ценах) и оценочных затрат по контурам пашни, полям и другим оценочным единицам.

Анализ методов оценки земель сельскохозяйственного назначения позволил определить, что наиболее эффективными из них в практике российской экономики являются затратный и рентный, которые в наибольшей степени позволяют получить объективные оценочные показатели каждого земельного участка и обеспечить создание эффективной системы платежей за земельные ресурсы. При этом установлено, что для данных целей следует использовать показатели кадастровой оценки стоимости земель сельскохозяйственного назначения, которые позволят решить назревшую проблему формирования эффективного сельскохозяйственного землепользова­ния.

Библиографическая ссылка

Елфимова Ю.М. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 10. – С. 90-92;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11655 (дата обращения: 28.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Совершенствование кадастровой оценки земель промышленности и иного назначения (на примере Омской области)

А.Д. Власов

научный руководитель ООО «Сибирский научный центр «Экопрогноз», кандидат экономических наук (г. Новосибирск)

Власов Александр Данилович, vlasovad@yandex.ru

В 2008 году в основных чертах завершился период организационно-методического оформления кадастровой оценки земельных ресурсов России. Достигнутые результаты и перспективы кадастровой оценки объектов недвижимости представлены в докладах на I Международном конгрессе «Становление, развитие и перспективы оценочной деятельности в России», проходившем 25-26 ноября 2008 года в городе Москве .

Определены оценочные категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли садоводческих, огороднических и дачных объединений; земли поселений; земли лесного фонда; земли промышленности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли водного фонда. Для каждой категории земель утверждено методическое и программное обеспечение, проведены практические расчеты и утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в ряде субъектов Российской Федерации. Таким образом, оценочная деятельность вышла на качественно новый уровень развития, а организационно-методическое обеспечение государственной кадастровой оценки земельных участков получило прочную основу для дальнейшего совершенствования. В то же время на фоне бойких отчетов чиновников из Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), прозвучавших на конгрессе , о результатах кадастровой оценки земельных ресурсов и радужных перспективах дальнейшего ее развития не следует

забывать и о нерешенных проблемах. Первая, возможно, не самая главная, — это то, что форме отчета о государственной кадастровой оценке земельных участков уделяется больше внимания, чем его содержанию. Качество кадастровой оценки земельных ресурсов не соответствует затрачиваемым для ее проведения ресурсам. Остаются нерешенными и такие проблемы, как:

1) место и роль оценщика в технологии кадастровой оценки земельных участков;

2) информационное обеспечение кадастровых работ;

3) программное обеспечение кадастровых работ;

4) проведение содержательной экспертизы результатов кадастровой оценки земельных участков.

Место и роль оценщика в технологии кадастровой оценки земельных участков

Стремление чиновников от оценки исключить оценщика как субъекта оценочных работ дает прямо противоположный результат. Теоретически, действительно,результат кадастровой оценки земельных участков не должен зависеть от субъекта оценочных работ. Оценщик обязан выполнить набор законодательно установленных действий и получить однозначный результат. Чиновники проверяют соответствие действий оценщика установленному законодательству. В действительности это совершенно тупиковый подход, который не гарантирует качество кадастровой оценки земель. По этому

поводу остается только согласиться с выводами ведущего европейского эксперта-оцен-щика профессора Вольфганга Кляйбера , что результат оценки зависит от оценщика. Стремление создать методику, использование которой приводит к однозначному результату, не зависящему от субъекта оценки, пока не увенчалось успехом. Нужно все-таки больше доверять профессионализму оценщика. Иначе мы получаем такой курьез, который произошел в Омской области: исполнитель провел кадастровую оценку земельных участков под объектами промышленности и иного специального назначения с использованием одного списка факторов, а Межведомственная комиссия Омской области утвердила и отправила в Москву другой список факторов.

Низкое качество кадастровой оценки земельных ресурсов практически уже обусловлено нерешенными двумя проблемами. Во-первых, для земель поселений и земель промышленности и иного специального назначения в специальном программном обеспечении должна быть анкета опроса экспертов о влиянии факторов на рыночную стоимость земельных участков. По имеющемуся опыту оценочных работ можно сделать однозначный вывод, что рыночная информация не позволяет построить приемлемые расчетные статистические модели без привлечения экспертных оценок специалистов. Отсутствие инструментов экспертных оценок является фундаментальной ошибкой разработчиков программного обеспечения. Во-вторых, процедура конкурсного отбора исполнителей кадастровой оценки земель, как этого требует закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», не гарантирует отбор квалифицированного исполнителя работ.

Информационное обеспечение кадастровых работ

С 2003 года Методика кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения практически не изменилась. Расчет ведется по группам

земель. Логично, что информация о принадлежности земельных участков к группе земель должна быть в кадастровом учете на основании полной информации о земельном участке. В 2005 году имевшиеся на учете земельные участки Омской области уже были разбиты на соответствующие оценочные группы, проведена кадастровая оценка, результаты утверждены. В 2008 году исполнителям представили 58 311 земельных участков Омской области с очень ограниченным описанием, по которому очень сложно однозначно определить принадлежность этих участков к той или иной группе земель. Имеющаяся в земельном кадастре информация о граничащих с оцениваемым земельных участках для исполнителя оказалась практически недоступной.

Учитывая важность достоверности и оперативности кадастровой оценки земельных участков, считаем необходимым информацию кадастрового учета привести в соответствие с информацией, необходимой для кадастровой оценки земельных участков. Методические материалы по всем категориям земель имеются. На практике исполнитель вместо проверки соответствия данных кадастрового учета земельного участка его экономическому содержанию в части кадастровой оценки занимается выбиванием информации кадастрового учета у ее держателей. В конце концов оказывается, что данные о примыкающих земельных участках к оцениваемым земельным участкам из кадастрового учета получить не позволяет программное обеспечение базы данных кадастрового учета. В Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области (УФРС ОО) ситуация с программным обеспечением базы данных аналогичная: получить информацию по нашему запросу оказалось практически невозможным. Выяснилось, что государственный контракт на выполнение государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения не является основанием для УФРС ОО, чтобы передать исполнителю кадастровых работ информацию о регистрации сделок. Информация о регистрации сделок УФРС ОО была получена Министерством имущественных отношений

Омской области только по личному распоряжению Министра. Исполнителю получить информацию из Министерства имущественных отношений Омской области также оказалось проблемой. Имеющуюся в электронном виде информацию исполнитель получил на 400 страницах только в печатном виде, и ему пришлось решать проблемы ее последующей обработки и перевода в электронный вид. Все усилия исполнителя, направленные на получение и обработку информации УФРС ОО, дали нулевой результат, поскольку практически в расчетах исполнитель не смог использовать ни одной цифры 400-страничного отчета. Возможно, в этом крылась главная причина «секретности» информации.

Возникает справедливый вопрос: зачем государство содержит службу (услуги которой очень востребованы), если необходимую информацию получить невозможно? В результате институт оценки России вместо реальных цен сделок с недвижимостью, официально зарегистрированных в УФРС России на основании отчета оценщика, обречен использовать цены предложений, слухи и домыслы. Это проблема не только кадастровой оценки земельных ресурсов, но и всего института оценки. При регистрации права наследства для расчета государственной пошлины нотариусу (всего то на всего) обязательно должен быть представлен отчет оценщика. На наш взгляд, нужно законодательно установить норму регистрации цены в УФРС России на регистрируемые имущественные права из официального отчета оценщика. Уже через год в УФРС России появится нормальная официальная база данных по рынку недвижимости, аналогичная той, например, которая существует в Германии .

Элементы информационного обеспечения кадастровых работ должны содержаться в приказе Роснедвижимости (ныне Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в России . Иначе у исполнителя возникают большие проблемы с получением исходной информации. Приведем пример. Министерство экономики Омской области не предоставило исполнителю

по его запросу ни одной цифры. Сибирский научный центр «Экопрогноз» заключил государственный контракт 18 июля 2008 года с условием представить отчет 15 сентября

2008 года. Аванс на выполнение работ был получен 1 октября 2008 года. Фактически исполнитель за свой счет кредитовал объем работ на 6,5 миллиона рублей государственного заказа. При этом программное обеспечение (СПО) ПРОМ, посредством которого можно провести расчеты в полном объеме в соответствии с Техническим заданием, исполнитель получил 9 декабря 2008 года.

Далее, по третьей группе земельных участков под объектами промышленности и иного специального назначения (земельные участки под автозаправками и объектами, предназначенными для обслуживания клиентов на автодорогах) главными оценочными факторами являются два показателя: интенсивность движения транспорта; для ГАЗС — объем реализации топлива в единицу времени. Для каждого субъекта Российской Федерации должны быть разработаны и утверждены подробные карты интенсивности движения транспорта по автомобильным дорогам. Эта информация должна быть элементом кадастрового учета. Карты интенсивности движения транспорта по автомобильным дорогам нужны не только для кадастровой оценки земельных участков, они необходимы и всем подразделениям, связанным с эксплуатацией и развитием сетей автомобильных дорог. Учет и контроль со стороны государства объемов реализации топлива на автозаправочных станциях, не требуя больших дополнительных затрат, позволит наконец-то прояснить показатель доходности каждой конкретной автозаправочной станции, необходимый для расчета кадастровой стоимости земельных участков, занимаемых обслуживающими предприятиями.

Программное обеспечение кадастровых работ

В отношении программного обеспечения кадастровых работ главная проблема, как уже указывалось, — отсутствие экспертной составляющей, что является принципиаль-

ным методическим упущением во всей системе кадастровой оценки всех категорий земельных участков.

Помимо этого, выходные таблицы и материалы специального программного обеспечения не соответствуют таблицам утвержденного Типового отчета. Руководитель разработчиков программного обеспечения (программист) оказался вне закона и выше его. На вопрос к разработчикам СПО: почему программа не указывает в заголовке таблицы единицы измерения факторов, что предусмотрено утвержденным Типовым отчетом, ответ был прост — программа этого не предусматривает. Почему в бухгалтерской программе 1С все выходные таблицы строго соответствуют утвержденной форме, а с СПО ПРОМ армия исполнителей обеспечена тупой работой переформатирования выходных таблиц СПО под Типовой отчет?

Экспертиза результатов кадастровой оценки земельных участков

Здесь важно не допустить систематическую ошибку. Считаем необходимым в регламенте выполнения кадастровых работ предусмотреть проведение в субъекте Российской Федерации содержательной экспертизы результатов кадастровой оценки в двух оценочных организациях. А в случае расхождения результатов экспертизы назначать третью оценочную организацию в качестве эксперта. Причем экспертиза должна проводиться на этапе предварительного согласования по ключевым элементам и в целом не увеличивать сроки выполнения работ. Сегодня уже имеются факты обоснованных претензий к результатам кадастровой оценки, когда все инстанции утвердили отчет по форме, а по содержанию он никуда не годится . В качестве примера утвержденные в 2007 году результаты проведения оценки земельных участков в городе Омске представлены в таблице .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По состоянию на январь 2007 года средняя цена квартиры в городе Омске составила 33 512 рублей за 1 квадратный метр . Рыночная стоимость воспроизводства 1 квадратного метра квартиры многоэтажной жилой застройки с учетом износа на 1 янва-

ря 2007 года составила 19 686 рублей за 1 квадратный метр . В среднем на 1 января 2007 года в городе Омске рыночная стоимость земельного участка под квартирой, определенная методом остатка, с учетом коэффициента землеобеспеченности (0,88) составляла 15 711 рублей за 1 квадратный метр: (33 512 — 19 686)/0,88. Средняя кадастровая стоимость земельного участка под квартирой многоэтажной жилой застройки в городе Омске оказалась в четыре раза ниже рыночной стоимости (15 711/3 634). Рыночная стоимость земельных участков п од объектами торговли в центре города Омска составляла не менее 30 000 рублей за 1 квадратный метр, что в 3,5 раза больше, чем максимальная кадастровая стоимость (30 000/8 416).

В Куйбышевском жилом массиве города Омска цена квартиры составляла 45 000 рублей за 1 квадратный метр, а в центре, по улице Красногвардейской, проспекту К. Маркса, — 50 000 рублей за 1 квадратный метр. Рыночная стоимость земельных участков под многоэтажной жилой застройкой составляла 29 и 34 тысячи рублей за 1 квадратный метр соответственно, что в 5-6 раз выше максимальной кадастровой стоимости земельных участков (см. графу 1 таблицы). Если учесть, что под объектами торговли земельные участки в полтора-два раза дороже, чем под многоэтажной жилой застройкой, то очевидно, что по данным графы 3 таблицы кадастровая стоимость земельных участков под объектами торговли в среднем по городу Омску и в центре города существенно занижена. В то же время, кадастровая стоимость земельных участков под объектами промышленности на окраине города, на периферии, в 5-6 раз завышена. К сожалению, в этом отношении город Омск не является уникальным. Аналогичная ситуация существует и в городе Новосибирске : кадастровая стоимость земельных участков в центре существенно занижена, а на периферии завышена.

Такого рода систематическую ошибку не могут устранить процедуры согласования результатов оценки конкретных участков на стадии опубликования результатов

Таблица

Удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в городе Омске (2007 год), р/кв. м

Показатель Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения исоциального обеспечения Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства

1 2 3 4 5

Максимум 6 027 8 416 26 888 6 763

Среднее 3 634 3 789 8 729 3 016

Минимум 154 160 301 192

Центр города, 25 кварталов 5 558 7 213 19 023 5 999

Средняя периферия, 25 кварталов 3 645 3 826 8 555 2 893

Дальняя периферия, 25 кварталов 1 651 1 007 1 459 1 278

кадастровой оценки для ознакомления налогоплательщиков, предусмотренного Регламентом проведения кадастровых работ . Систематическая ошибка должна быть исключена на стадии предварительного согласования кадастровых цен с оценочными организациями в субъекте Российской Федерации.

Результаты кадастровой оценки земельных участков крупных населенных пунктов создают негативную среду экономического развития целых регионов. На примере городов Омска и Новосибирска очевидное занижение кадастровой стоимости земельных участков в центральной части поселения создает мощную экономическую базу для коррупции, существенно снижает возможные доходы муниципального бюджета, а завышение кадастровой стоимости земельных участков под объектами промышленности на периферии завышает налоговую нагрузку на промышленные предприятия, создает очевидные негативные последствия.

Заключение

Кадастровая оценка должна обязательно включать экспертизу двух-трех оценочных организаций субъекта федерации. Это положение необходимо ввести в Административный регламент .

Программное обеспечение (СПО) кадастровых работ обязано поддерживать утвержденные стандарты Типового отчета. Специальное программное обеспечение должно включать экспертную составляющую кадастровых работ по оценке экспертов влияния оценочных факторов .

Кадастр недвижимости должен содержать данные о земельных участках, предусмотренные методиками кадастровой оценки земельных участков.

Распоряжение об организации работ по государственной кадастровой оценке земель наряду с контрольными функциями должно включать и информационное обеспечение кадастровых работ (по запросу исполнителя государственного контракта

обязаны предоставить информацию Департамент экономики субъекта федерации, Управление Федеральной регистрационной службы субъекта федерации и другие службы).

Национальный Совет по оценочной деятельности России (НСОД) и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии должны наконец-то выступить с законодательной инициативой о регистрации в УФАС цены имущественных прав на недвижимость на основе отчета независимого оценщика.

Замечание 1. Актуальность кадастровой оценки существенно отстает от реальности. История повторяется. Кадастровая оценка земель поселений, проведенная в 2000-2001 годах утверждена в 2005 году, а ее результаты стали применяться лишь в 2006-2009 годах.

Наибольший объем кадастровой оценки земельных ресурсов России приходится на 2009 год — период кризиса, отсутствия цен на рынке коммерческой недвижимости. Результаты кадастровой оценки кризисного

2009 года будут использоваться в 20102012 годах. Очевидно, субъект федерации должен иметь право за свои средства актуализировать кадастровую оценку в сроки и в объемах, соответствующих его потребностям, то есть ежегодно, а не один раз в три года. Программное обеспечение кадастровых работ позволяет исполнителю кадастровой оценки при относительно небольших дополнительных затратах актуализировать результаты кадастровой оценки ежегодно. В настоящее время законодательно это запрещено.

Замечание 2. Функция государства — создание условий для устойчивого, гармоничного социально-экономического развития общества, при которых наилучшим образом используются природные, техногенные и интеллектуальные ресурсы общества в соответствии с теорией Л.В. Канторовича . Из этого следует, что при определении кадастровой стоимости земельных участков фискальная функция является не главной, главное — это обеспечение рационального использования земельных ресурсов. Категория рыночной стоимости в определении

кадастровой стоимости земельных участков может рассматриваться лишь как первое приближение. Слепое следование рынку, как известно, не решает социально-экономические проблемы общества. Наилучшие результаты дает использование рыночных механизмов в качестве индикаторов экономического развития и как инструмента включения частного интереса, согласования частных и общественных интересов под сознательным контролем государства. Более полно определению кадастровой стоимости отвечает категория «справедливой цены» . Будем надеяться, что в будущем определение кадастровой стоимости будет уточнено.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Власов А. Д. Проблемы оценки кадастровой стоимости земель поселений : электронная анкета // Земельный вестник России. 2002. № 1.

4. Методика Государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения : утверждена приказом Федеральной службой земельного кадастра России от 20 марта 2003 года № П/49.

5. Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2008 году : приказ Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 февраля 2008 года № П/0056.

6. Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель : приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215.

7. Бизнес решил оспаривать кадастровую стоимость своих земель в суде. и^: http://kvnews.ru/archive/2008/jur15(838)/ Ьивтевв^ЗЭО

9. Горно-Алтайская каДастрофа. и^: http://www.listock.ru/pages/node/2312

11. Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 : постановление правительства Омской области от 1 9 декабря 2007 года № 174-П.

12. Динамика изменения цен на квартиры в Омске. и^: http://www.rn-omsk.ru/in-

dex.php?PHPSESSID=e816574b52f6073dadd

5da3976f3d216&topic=13.0

13. Власов А. Д. Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков по кадастровым кварталам города Новосибирска. 4-е изд., пе-рераб. и доп. Новосибирск : Издательство СО РАН, 2007.

14. Власов А. Д. Обоснование необходимости корректировки кадастровой оценки земель для целей налогообложения (на примере города Новосибирска) // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2004. № 10.

15. Канторович Л. В. Экономический расчет наилучшего использования ресурса. М. : Издательство АН СССР, 1969.

16. Рутгайзер В. М. Справедливая стоимость как стандарт оценки бизнеса / I Международный конгресс «Становление, развитие и перспективы оценочной деятельности в России». Москва. 26 ноября 2008 года.

• правовое регулирование земельных отношений

• оборот земельных участков

• аренда недвижимости в практике арбитражных судов

• особенности совершения сделок купли-продажи и мены недвижимости

• продажа предприятия как имущественного комплекса

• незавершенное строительство как объект гражданских прав

• государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

• договор ипотеки: обзор судебно-арбитражной практики

• последствия самовольного строительства

ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 29 мая 2009 года, Москва ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СДЕЛКАМ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ

Анализ судебно-арбитражной практики по спорам, вытекающим из правоотношений, связанных:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• с оборотом земельных участков

• с договорами аренды, купли-продажи и ипотеки недвижимости

• с договорами в сфере строительства

• с регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним

• с защитой прав собственников недвижимости

ш

Удельный показатель кадастровой стоимости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *