Сетевая организация

Довольно часто потребители, владеющие питающей трансформаторной подстанцией, и получающие от сетевых организаций региона «предложения, от которых сложно отказаться» по аренде этой подстанции, задаются вопросом: «А не создать ли свою сетевую организацию?».
Действительно — зачем кормить кого-то другого? Ведь очевидно, что сетевым организациям аренда принесет прибыль. Обслуживающий персонал, как правило, свой. Осталось получить только тариф.
В действительности всё не так просто.

Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям

Владелец объектов электросетевого хозяйства может получить статус сетевой организации (индивидуальный тариф для расчетов между сетевыми организациями), только при условии соответствия следующим критериям:

    1. Владение трансформаторными или иными подстанциями суммой номинальных мощностей не менее 10 МВА.
    2. Владение линиями электропередач, непосредственно подключенным к подстанциям, суммой протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:
      — 110 кВ и выше;
      — 35 кВ;
      — 1 — 20 кВ;
      — ниже 1 кВ — трехфазных участков линий электропередачи.
    3. Отсутствие претензий со стороны РЭКа, связанных с надежностью и качеством поставляемых услуг.
    4. Наличие телефонного номера для обращения потребителей.
    5. Наличие интернет-сайта.
    6. Отсутствие во владении или пользовании распределительных устройств электростанций.

1 и 2 требования — на срок не менее долгосрочного периода регулирования (3 или 5 лет) — актуально при аренде объектов электросетевого хозяйства.
1, 2 и 6 требования — в административных границах субъекта Российской Федерации.
То есть, если юридическому лицу принадлежат электрические сети длинной 7,5 км по двум уровням напряжения, скажем в Алтайском крае и еще 5,5 км по двум уровням напряжения в Республике Алтай — владелец не соответствует критериям и не может получить статус сетевой организации ни в крае, ни в республике.
При этом, 1, 2 и 6 требования, не применяются в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.
Допустим, предприятие большое — 15 км сетей есть (и от них запитаны транзитные потребители), присоединенной мощности трансформаторов тоже хватает — теперь можно создавать на базе предприятия сетевую организацию?
Пока еще нет. Есть и другие ограничения:
В 2015 году законодательстве появилось понятие «моносетевая организация», то есть сетевая организация, обслуживающая преимущественно одного потребителя.

Критерии отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя

    1. Доля максимальной мощности самого большого потребителя сетевой организации составляет не менее 80% суммарной максимальной мощности всех потребителей сетевой организации;
    2. Доля объема потребления электрической энергии самого большого потребителя сетевой организации составляет не менее 80% объема потребления электрической энергии всех потребителей сетевой организации;

Критерии моносетевых организаций не применяются к управляющим организациям, товариществам собственников жилья, потребительским кооперативам, осуществляющих деятельность в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению.
Если сетевая организация подпадает под критерии моносетевой:

  • Затраты на обслуживания монопотребителя (занимающего более 80% максимальной мощности или фактического потребления сетевой организации) не включаются в единый (котловой) тариф на услуги по передаче электроэнергии;
  • Монопотребитель оплачивает услуги по передаче по единому котловому тарифу + тарифу моносетевой организации для обслуживания данного потребителя.

То есть, экономическая целесообразность получения статуса моносетевой организации отсутствует.
Кроме того, существуют еще и единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, в которых устанавливаются требования:

  • Организация очного обслуживания (требования к офисам обслуживания потребителей);
  • Организация заочного обслуживания (использованием телефонной связи и сети Интернет);
  • Прием и рассмотрение обращений потребителей (в том числе организация электронного документооборота по технологическому присоединению с применением электронных подписей);

Также сетевая организация должна выполнять требования по раскрытию информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии.
По итогам 2017 года ФАС России ФАС России возбудила 312 административных дел в отношении хозяйствующих субъектов и должностных лиц за нарушения при раскрытии информации сфере электроэнергетики. В основном это сетевые организации. Общая сумма штрафов составила более 14,1 млн рублей. В сравнении с 2016 годом количество выявленных нарушений и штрафов увеличилось почти в 3 раза (подробнее ).
Ну и, кончено, чтобы стать сетевой организацией, юридическому лицу нужно пройти тарифное регулирование и получить индивидуальный тариф для расчетов между сетевыми организациями.
Вывод:
Создание сетевой организации на базе энергетической службы промышленного предприятия является фактически не реализуемой задачей. Если у потребителя на балансе имеется питающая подстанция — целесообразно сдать ее в аренду уже действующей сетевой организации, не забывая при этом минимизировать риски.

02.12.2015 Главной задачей организации, которая оказывает услуги по передаче электроэнергии, является создание всех необходимых условий для надежного и качественного энергоснабжения своих потребителей. Однако, сегодня на территории Кубани существует множество мелких собственников – владельцев электросетевых активов, которые на деле не могут должным образом обслуживать свое электросетевое хозяйство, а значит не могут гарантировать его надежную работу. Причины кроются во многом – нет материальной базы, ресурсов, опыта выполнения аварийно-восстановительных работ…

Следуя основным принципам стратегии развития электросетевого комплекса, принятой Правительством России в 2013 году, Кубаньэнерго проводит активную работу по консолидации сетей, расположенных в регионах своего присутствия. Сегодня очевидно, что осуществлять модернизацию и ремонт электросетевого оборудования на постоянной основе по силам только крупным компаниям, которые в свою очередь отвечают за надёжность и качество электроснабжения перед конечным потребителем.
Вопрос консолидации становится более чем актуальным в свете Постановления Правительства, которым утверждены Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (ТСО).
— В феврале 2015 года для сетевых компаний Постановлением Правительства утверждены критерии отнесения организации к сетевым компаниям, — отметил первый заместитель генерального директора ПАО «Кубаньэнерго» Эдгар Армаганян. – Если сетевая организация не удовлетворяет данным критериям, то она не имеет права на получение индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии. При этом необходимо понимать, что получение тарифа на передачу электроэнергии – это один из методов снижения затрат на электроэнергию для потребителей юридических лиц.
Собственники сетей – кто они?
Вопрос обеспечения надежности энергоснабжения потребителей нередко приобретает особую значимость в период прохождения пиковых нагрузок – зимних или летних. Именно в этот период наиболее часты нарушения энергоснабжения, происходящие по вине тех или иных собственников сетей, которые не могут (или не хотят) обеспечить должное функционирование своих объектов.
Собственниками некоторых объектов электросетевого хозяйства в крае (линий электропередачи, трансформаторных пунктов) являются территориальные сетевые организации (ТСО). Они, как правило, обслуживают небольшие муниципальные образования и принадлежат либо этим муниципалитетам, либо частным инвесторам. Существуют сети, которые и вовсе никому не принадлежат – это бесхозяйные сети, появившиеся в итоге множества экономических и политических преобразований за последние десятилетия.
Сегодня в Краснодарском энергорайоненасчитывается 30ТСО.Большинство их них не могут обеспечить должное функционирование своих сетей, что приводит к их физическому износу и технологическому устареванию. В целом снижается эффективность работы энергокомплекса, затрудняется поддержание его в безаварийном и качественном рабочем состоянии, не всегда устанавливается и применяется экономически обоснованный тариф. В период сезонных пиковых нагрузок это оборачивается для потребителя отключениями электричества или затянутым ходом восстановительных работ. Как правило, в период чрезвычайных ситуаций крупные сетевые компании региона, в частности компания Кубаньэнерго, вынуждена оперативно восстанавливать чужие объекты, так как собственники неспособны сделать это самостоятельно.
Статус надо подтвердить
Во исполнение Постановления Правительства от 28 февраля 2015 года № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» в Краснодарском энергорегионе13 из 43 лишились своего тарифа из-за несоответствия критериям. При этом у сетевых организаций, лишившихся статуса ТСО остается обязанность обеспечения бесперебойной передачи электроэнергии ранее присоединённым потребителям, но теперь уже за собственный счет. В соответствии с законодательством эта задача не снимается с ТСО вне зависимости от её соответствия критериям.

Такие собственники энергообъектов могут либо нарастить объёмы эксплуатируемого оборудования (за счёт аренды или покупки), либо продать свои сети, либо сдать находящиеся в собственности объекты электросетевого хозяйства в аренду организациям, соответствующим критериям ТСО, для которых оказание услуг по передаче электроэнергии – это основной вид деятельности. Размер арендной платы зависит от количества единиц оборудования, степени его износа, пропускной способности и других факторов.
На сегодняшний день Кубаньэнерго заключило три договора аренды электросетей, принадлежащих ТСО. На рассмотрении находится еще несколько договоров.
В решении вопроса консолидации сетей необходимо понимание и поддержка региональных властей,муниципальных образований, депутатского корпуса, общественных организаций, особенно связанных с дачными кооперативами, садоводческими товариществами.
Директор ООО «Теплосервис-2000» Юлия Дорошенко:
— Думаю, консолидация электрических сетей на базе крупной электросетевой компании выгодна и нам, в том числе. Это позволит создать единый центр ответственности по обеспечению надежного электроснабжения. Для нас важно, что арендатором нашего электросетевого оборудования выступает такая надежная компания, как Кубаньэнерго.
Название информационного блока: Новости

Москва, 3 марта. – Правительство Российской Федерации утвердило предложенные Минэнерго законодательные изменения, направленные на дальнейшее упрощение процедуры технологического присоединения к электросетям. Согласно принятым нововведениям, заявители получат возможность заключать договор на поставку электроэнергии и мощности на розничном рынке до завершения процедуры технологического присоединения своих энергопринимающих устройств к электросетям. Таким образом, гарантирующие поставщики обязуются заключать договоры купли-продажи электроэнергии и мощности с потребителем, не дожидаясь окончания процедуры технологического присоединения. Эти изменения позволят сократить сроки и количество этапов подключения к электросетям.

Напомним, что по итогам замеров в 2015 г. Россия поднялась со 143 на 29 место по показателю доступности энергоинфраструктуры в рейтинге Doing Business.

По сравнению с прошлогодним рейтингом, количество этапов в Москве и Санкт-Петербурге сократилось до 3, почти в 3 раза снизилась стоимость подключения.

Индекс надежности электроснабжения потребителей электрической энергии в Москве и Санкт-Петербурге получил максимально возможную оценку 8 баллов.

Достижения, отмеченные в рейтинге Doing Business, стали возможными благодаря продолжающейся работе по совершенствованию нормативно-правовой базы.

В частности, изменения позволили облегчить условия для выполнения требований по срокам проведения технологического присоединения для электросетевых компаний. При активном участии Минэнерго России была обеспечена консолидация усилий для скорейшего внедрения преобразований в практику деятельности сетевых организаций.

В соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденной в 2012 г., Россия должна войти в топ-20 стран-лидеров по показателю доступности энергоинфраструктуры к 2018 г.

Справка:

Постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2016 № 128 вносит изменения в положения, определяющие перечень информации, которая подлежит указанию заявителем в заявке на осуществление технологического присоединение (далее – заявка), а также четко определяет перечень документов, которые должны быть приложены к указанной заявке при намерении заявителя заключить договор энергоснабжения (купли-продажи) до завершения мероприятий по технологическому присоединению. Кроме того введено положение о том, что информация в заявке о гарантирующем поставщике (энергосбытовой организации) указывается исключительно по желанию заявителя. Отсутствие такой информации в заявке не является причиной для отказа сетевой организации в принятии заявки на технологическое присоединение.

Постановлением № 128 закреплен порядок взаимодействия сетевых организаций и гарантирующих поставщиков при поступлении заявки, содержащей информацию о гарантирующем поставщике (энергосбытовой организации), с которым заявитель намерен заключить договор.

Также вводится обязательство гарантирующего поставщика, указанного в заявке, не позднее 10 рабочих дней со дня получения от сетевой организации документов заявителя направить в адрес сетевой организации подписанный со своей стороны проект договора энергоснабжения (купли-продажи). Данная норма обеспечивает сокращение количества дней, проходящих между подачей заявки и началом поставки электрической энергии конечному потребителю в рамках заключенного договора энергоснабжения (купли-продажи).

Таким образом, постановлением № 128 обеспечивается взаимодействие заявителя с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) и сетевой организацией в процессе технологического присоединения в режиме «одного окна», а за счет установления четких сроков обмена документами между гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) и сетевой организацией будет обеспечено соблюдение интересов заявителя в целях сокращения сроков подключения к объектам энергетической инфраструктуры, что влечет за собой сокращаение количество этапов взаимодействия между заявителем и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией), сетевой организацией в процессе заключения договора энергоснабжения (купли-продажи).

Дополнительно необходимо отметить, что за счет четкого встраивания в ранее предусмотренный формат обмена документами между гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями нового порядка, постановлением № 128 удалось добиться упрощения порядка взаимодействия заявителя с гарантирующим поставщиком без увеличения затрат какого-либо из субъектов розничного рынка, то есть повышение доступности энергетической инфраструктуры в части, предусмотренной постановлением № 128, достигается не за счет увеличения стоимости электрической энергии для конечных потребителей, а за счет совершенствования законодательства, направленного на защиту прав и интересов заявителей.

Сетевая организация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *