Поселений призваны обеспечить реализацию полномочий органов

Полномочия органов местного самоуправления в сфере градостроительства

Е.М. Бутаева

В статье отражен правовой механизм управления градостроительной деятельностью на уровне местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности представлены с учетом характеристики видов муниципальных образований, закрепленной в статье 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данная статья имеет не только теоретическую, но и практическую ценность, поскольку автор рассматривает комплекс полномочий в указанной сфере деятельности на примере органов местного самоуправления города Хабаровска.

1 радостроительство и архитектура — это те сферы деятельности, в которых участвуют все слои общества, развиваются предпринимательская инициатива и инвестиции, растут производственные силы и социальная инфраструктура. В современных условиях экономического развития в связи с перераспределением полномочий между центром и местным уровнем власти возрастает роль города в укреплении конституционных ос-

нов государства, осуществлении согласованных действий субъектов Федерации и органов местного самоуправления, реализации социальных прав населения.

Административно-правовой механизм управления градостроительной деятельностью в последнее десятилетие претерпел значительные изменения. Систему ведомственной вертикали централизованного планирования городского развития сменил конституционный принцип самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Задачи городского планирования, архитектура и градостроительство переданы в функции местного самоуправления. Сегодня органы местного самоуправления совместно с населением должны вырабатывать стратегию развития муниципального образования (долгосрочный стратегический план) и решать повседневные задачи функционирования.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Система органов местного самоуправления (в соответствии со статьей 131 Конституции РФ) определяется населением самостоятельно1 .Органам мест-

Бутаева Елена Михайловна — аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск)

ного самоуправления могут быть переданы отдельные государственные полномочия при условии их материального и финансового обеспечения.

Компетенция органов местного самоуправления в области градостроительства закреплена в статье 8 Градостроительного кодекса РФ2. Объем полномочий органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере деятельности зависит от конкретного вида муниципального образования:

• поселения;

• муниципального района;

• городского округа.

Характеристика видов муниципальных

образований приведена в статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3 .

Функциональный диапазон полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительства очень широк.

Во-первых, это подготовка и утверждение документов территориального планирования. Исторический анализ градостроительного развития убеждает, что экономический рост города невозможен без изменения его планировочной структуры в соответствии с реалиями времени.

Территориальное планирование имеет своей целью определить в соответствующих документах назначение территории исходя из системных выводов о социальных, экономических, экологических и иных факторах, которые влияют или могут влиять на развитие данной территории в целях обеспечения устойчивого развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов населения, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются Градостроительным кодексом РФ, законами и иными нормативными

актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

При условии эффективного управления муниципальной собственностью документы территориального планирования муниципальных образований смогут обеспечить преемственность градостроительных решений независимо от экономической конъюнктуры, рыночной моды и т.п. При этом современный документ территориального планирования должен быть не императивным, а гибким, регулирующим инструментом планирования. Широкое информирование в прессе, публичные слушания, опрос граждан и иные формы участия населения в процессе составления документов территориального планирования должны являться гарантией того, что интересы инвесторов не войдут в противоречие с интересами городского сообщества в целом, а действия рыночных агентов не приведут к потере ценности городских территорий.

Так, к примеру, генеральный план города Хабаровска определяет этапы реализации градостроительной политики города, задает функционально-планировочную организацию, в которой объединено развитие всех подсистем города (население, природная среда, социально-хозяйственный комплекс, инфраструктура). Опираясь на правовую базу, учитывая конъюнктуру рынка и интересы населения, генеральный план города Хабаровска ставит своей целью:

• реализовать современные инфраструктурные решения в сфере инженерного обеспечения, рационального и удобного транспортного обслуживания;

повысить эстетические качества Хабаровска за счет возрождения природного ландшафта, развития историко-культурной градостроительной среды города;

• улучшить экологические условия проживания населения Хабаровска;

• вовлечь в сферу жилищного строительства обширные городские территории, которые нерационально используются на сегодняшний день, изменить структуру застройки в соответствии с потребностями горожан в разнообразном типе жилья, увеличить количество малоэтажных домов и полноценных районов малоэтажного строительства с современным инженерным оборудованием и социальной инфраструктурой;

• привести в жизнь новое функциональное зонирование, способствующее гармонич-

ному сосуществованию социальных и производственных функций города, найти перспективные площадки для промышленного освоения, территории для удовлетворения потребностей в местах хранения автомобилей, размещения транспортно-логистичес-ких, складских объектов.

Особое внимание в генеральном плане города уделено проблеме охраны исторического наследия как основы создания уникального образа Хабаровска. В Хабаровске не только отдельные памятники, но и сама историческая планировочная структура представляет предмет охраны согласно Проекту зон охраны памятников истории и культуры центральной части г. Хабаровска, утвержденному Постановлением главы администрации Хабаровского края от 29.12.1998 г. №490. Поэтому в генеральном плане определены градостроительные ограничения, которые гарантируют сохранность исторической среды. Историческая центральная зона определена как зона строгого регулирования застройки.

Во-вторых, органы местного самоуправления утверждают местные нормативы градостроительного проектирования. Местные нормативы градостроительного проектирования должны содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, должна быть учтена доступность таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащихся в региональных нормативах градостроительного проектирования.

В-третьих, органы местного самоуправления наделены, правом утверждения правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки — это нор-

мативный правовой акт, регулирующий использование и изменение объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов. Данный акт разрабатывается на основе градостроительной документации и включает графические материалы (кодовые обозначения и границы территориальных зон различного назначения) и текстовые материалы. Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Так, к примеру, правила землепользования и застройки в городе Хабаровске от 21.05.2002 г. являются нормативным актом, разработанным на основе градостроительной документации в соответствии с Градостроительным и Земельным кодексами Российской Федерации, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Хабаровского края, города Хабаровска, определяющими основные направления социально-экономического развития города, охрану его историко-культурного наследия, окружающей среды и природных ресурсов (далее — Правила). Правила сформировали в Хабаровске систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на зонировании — делении территории города на зоны при градостроительном планировании развития территорий с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование.

Данные Правила регламентируют правоотношения граждан и юридических лиц, а также должностных лиц по поводу:

■ зонирования территории города Хабаровска и установления градостроительных регламентов разрешенного использования, ограничений на использование земельных участков, иных объектов недвижимости;

• разработки, согласования и утверждения градостроительной документации о застройке территорий;

• разделения (межевания) городской территории на земельные участки как объекты недвижимости с фиксированными границами посредством разработки, согласования и утверждения проектов межевания;

■ разработки и согласования проектной документации;

• предоставления разрешений на строи-

тельство, эксплуатацию вновь построенных или реконструированных объектов;

■ предоставления прав на земельные участки гражданам и юридическим лицам;

• подготовки оснований для принятия решений об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

• контроля за использованием и изменениями объектов недвижимости, применения штрафных санкций в случаях и порядке, установленных законодательством;

обеспечения открытости и доступности для граждан и юридических лиц информации о землепользовании и застройке, а также участия населения города в принятии решений по этим вопросам;

• внесения дополнений и изменений в данные правила, в том числе по инициативе граждан;

• иных действий, связанных с регулированием землепользования и застройки.

Гарантию участия всех заинтересованных лиц в разработке правил землепользования и застройки закрепляет пункт 7 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ. Согласно указанной норме, глава местной администрации не позднее, чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения и размещение сообщения на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет. Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению. Данная правовая норма (наряду с другими) гарантирует населению возможность получать достоверную и своевременную информацию о разработке проектов развития муниципального образования, участвовать в их принятии.

В-четвертых, органы местного самоуправления утверждают документацию по планировке территорий. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов куль-

турного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Подготовка документации по планировке территории необходима для управления в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

В случае принятия решения о подготовке документации по планировке территорий уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляет уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение.

Согласно пункту 1 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории должно приниматься органом местного самоуправления поселения (городского округа) по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения (городского округа), до их утверждения должны пройти обязательную процедуру рассмотрения на публичных слушаниях.

В-пятых, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства находятся в ведении местных органов самоуправления. Разрешение на строительство — это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом. Строитель-

ство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.

Часть 3 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ вводит в действие с 1 января 2010 года норму, согласно которой не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки (за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных законами случаях). Данное законодательное положение, вводимое в действие с 1 января 2010 года, призвано обеспечить устойчивую градостроительную политику муниципального образования, укрепить права и защитить законные интересы инвесторов и застройщиков.

В-шестых, в компетенцию органов местного самоуправления входит ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности представляют собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений. Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти и ме-

стного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства. Согласно пункту 7 статьи 57 Градостроительного кодекса РФ сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности предоставляются бесплатно или за плату. Максимальный размер платы за предоставление данных сведений и порядок их взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Градостроительство, архитектура и жилищное строительство всегда играли важную роль в развитии общества, отражая социально-экономические потребности и интересы государства и граждан. Действующий Градостроительный кодекс РФ предлагает муниципальным образованиям различные инструменты градостроительного управления, важнейшими из которых являются разработка и утверждение документов территориального планирования, местных нормативов градостроительного проектирования, документации по планировке территорий, а также правил землепользования и застройки. Градостроительная политика муниципального образования должна основываться на балансе интересов населения и инвесторов при использовании всех форм участия и контроля граждан и застройщиков в ее разработке и реализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература и источники:

1. Российская газета. — 1993. — 25 дек.

2. Российская газета. — 2004. — 30 дек.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — №40. — Ст. 3822.

О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Менделеево органам местного самоуправления муниципального образования Солнечногорский муниципальный район Московской области

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МЕНДЕЛЕЕВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 14 октября 2010 года N 14/2-10

О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Менделеево органам местного самоуправления муниципального образования Солнечногорский муниципальный район Московской области

Рассмотрев вопрос о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Менделеево органам местного самоуправления муниципального образования Солнечногорский муниципальный район Московской области и в соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях эффективного решения вопросов местного значения городского поселения Менделеево, Совет депутатов

РЕШИЛ:

1. Передать часть полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Менделеево по формированию, исполнению и текущему контролю за исполнением бюджета городского поселения Менделеево органам местного самоуправления муниципального образования Солнечногорский муниципальный район Московской области сроком на 1 год.

2. Утвердить текст Соглашения о передаче полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Менделеево по формированию, исполнению и текущему контролю за исполнением бюджета городского поселения Менделеево органам местного самоуправления муниципального образования Солнечногорский муниципальный район Московской области на 2011 год (Прилагается).

3. Уполномочить Главу городского поселения Менделеево Федотова С.Н. подписать соглашение, указанное в п.2 настоящего решения..

4. Направить настоящее решение Главе городского поселения Менделеево Федотову С.Н. для подписания и опубликования.

Приложение: 6 л.

Зам. председателя Совета депутатов городского поселения Менделеево

Н.А. Жукова

СОГЛАШЕНИЕ

О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Менделеево Солнечногорского муниципального района Московской области органам местного самоуправления Солнечногорского муниципального района Московской области по формированию, исполнению и текущему контролю за исполнением бюджета на 2011 год

г. Солнечногорск Московской обл. «____»____________ 20__ года

Городское поселение Менделееве (далее — поселение) в лице Главы городского поселения Менделеево Федотова С.Н, действующего на основании Устава, с одной стороны, и муниципальное образование Солнечногорский муниципальный район в лице Главы Солнечногорского муниципального района (далее — район) Панкратова Ю.А., действующего на основании Устава, начальника финансового управления администрации района Лысяковой Н.Д., действующего на основании Положения, далее именуемое «ФУ», с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», в соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

Статья 1

1. Предметом настоящего Соглашения является осуществление Районом части полномочий администрации поселения по формированию, исполнению и текущему контролю за исполнением бюджета поселения (далее по тексту — бюджетные полномочия) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Московской области.

2. Осуществление в соответствии с настоящим Соглашением части бюджетных полномочий производится ФУ в соответствии с законодательством Российской Федерации, Московской области и правовыми актами поселения.

Статья 2

1. Район в процессе осуществления бюджетных полномочий поселения принимает на себя следующие полномочия:

1.1. В части формирования бюджета поселения:

— формировать бюджет поселения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Московской области, правовыми актами поселения;

— разрабатывать проект решения о проекте бюджета поселения на очередной финансовый год;

— в установленные сроки представлять проект решения о бюджете поселения Главе поселения;

— принимать участие в работе по рассмотрению проекта бюджета поселения в представительном органе поселения;

— осуществлять иные полномочия, отнесенные законодательством к полномочиям по формированию бюджета поселения.

1.2. В части исполнения бюджета поселения:

— устанавливать порядок составления и ведения бюджетной росписи поселения;

— составлять .и утверждать бюджетную роспись поселения и вносить в нее необходимые изменения;

— утверждать и доводить лимиты бюджетных обязательств до получателей средств бюджета поселения;

— открывать и закрывать счета: по учету средств бюджета поселения, по учету средств, получаемых получателями средств бюджета поселения от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений;

— осуществлять операции со средствами бюджета поселения на лицевом счете, открытом в отделении Федерального казначейства;

— представлять в установленном порядке в поселение информацию о движении и остатке средств на счете поселения в электронном виде или на бумажном носителе по мере поступления выписок по лицевому счету бюджета поселения из отделения Федерального казначейства;

— устанавливать порядок учета и санкционирования оплаты денежных обязательств бюджетных учреждений поселения;

— осуществлять санкционирование оплаты денежных обязательств после проверки наличия документов, предусмотренных установленным порядком;

— осуществлять процедуру подтверждения исполнения денежных обязательств получателей средств бюджета поселения с проверкой представленных платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета поселения в пользу получателей средств бюджета поселения, а также проверкой иных документов, подтверждающих проведение не денежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств в соответствии с законодательством;

— в случае возникновения кассового разрыва при исполнении бюджета поселения производить расчет потребности в бюджетном кредите и возможности его возврата и направлять его для согласования Главе поселения;

— устанавливать порядок составления и ведения кассового плана, а также состава и сроков представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана;

— устанавливать порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года;

— устанавливать порядок составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения;

— осуществлять исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту;

-составлять и представлять главе поселения в сроки, установленные законодательством и правовыми актами поселений, отчет об исполнении бюджета поселения в части форм отчетности, формируемых на основании данных о движении денежных средств на едином счете бюджета, открытом в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджета поселения;

— разрабатывать проект решения об исполнении бюджета поселения и представлять его в установленные сроки главе поселения для рассмотрения и утверждения;

— устанавливать порядок составления и ведения реестра расходных обязательств поселения в установленном порядке;

— составляет и ведет реестр расходных обязательств поселения;

— устанавливает порядок составления реестра главных распорядителей, распорядителей, главных администраторов и администраторов доходов бюджета поселения, администраторов источников финансирования дефицита бюджета поселения;

— составляет реестр главных распорядителей, распорядителей, главных администраторов и администраторов доходов бюджета поселения, администраторов источников финансирования дефицита бюджета поселения;

— устанавливает порядок ведения долговой книги поселения;

— ведет долговую книгу поселения;

— осуществляет совместно с администраторами доходов работу по разъяснению невыясненных платежей и по возврату излишне (ошибочно) уплаченных платежей в бюджет поселения.

— осуществлять иные полномочия, отнесенные законодательством к полномочиям по исполнению бюджета поселения.

1.3. В части осуществления текущего контроля:

— в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Московской области, правовыми актами Поселения, осуществлять текущий контроль за исполнением бюджета поселения;

— осуществлять иные полномочия, отнесенные законодательством к полномочиям по текущему контролю за исполнением бюджета поселения.

Статья 3

1. В целях реализации настоящего Соглашения район наделяется следующими правами:

— запрашивать у органов местного самоуправления поселения, бюджетных учреждений и других организаций, расположенных на территории поселения, статистическую, оперативную и другую информацию, а также документы и материалы, необходимые для осуществления передаваемых полномочий;

— осуществлять операции по расходованию средств бюджета поселения в пределах имеющихся остатков средств на счете по учету средств бюджета поселения;

— приостанавливать санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения при нарушении им установленного порядка учета бюджетных обязательств.

Статья 4

1. В целях реализации настоящего Соглашения поселение:

— осуществляет бюджетный учет в соответствии с планом счетов в порядке, установленном законодательством;

составляет и представляет в ФУ с целью формирования консолидированной отчетности Солнечногорского муниципального района, отчет об исполнении бюджета, бюджетную отчетность в объеме, предусмотренном законодательством, за исключением форм, формируемых в ходе исполнения бюджета поселений ФУ;

— ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением;

предоставляет ФУ информационную базу, находящуюся в распоряжении поселения;

— наделяет руководителя ФУ правами распорядителя единого счета бюджета поселения;

— обеспечивает своевременное представление необходимой информации и обоснований для формирования и исполнения бюджета поселения;

— обеспечивает взаимодействие органов местного самоуправления поселения, главных распорядителей и бюджетополучателей с ФУ в целях осуществления полномочий, предусмотренных статьей 2 настоящего Соглашения.

2. Поселение вправе:

— издавать в пределах своей компетенции муниципальные правовые акты, принятые в соответствии с бюджетным законодательством и настоящим Соглашением, по вопросам, регулирующим бюджетные правоотношения;

— распоряжаться средствами, находящимися на счетах бюджета поселения в соответствии с законодательством;

— получать от района сформированный и подготовленный проект решения о бюджете поселения;

— получать от района отчетность об исполнении бюджета поселения в установленном порядке;

— получить от района утвержденный порядок составления и ведения бюджетной росписи поселения и составленную бюджетную роспись поселения;

— получать от ФУ необходимую информацию по движению средств на счетах бюджета поселения;

— контролировать своевременность зачисления и перечисления средств бюджета поселения.

Статья 5

1. Передача финансовых средств на осуществление части полномочий из бюджета поселения в бюджет района производится в форме субсидии на частичное финансирование расходов на содержание финансового органа администрации района за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года.

2. Объем субсидии на частичное финансирование расходов на содержание финансового органа администрации района за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года составляет 471 тыс.рублей. (четыреста семьдесят одна тысяча руб.)

3.Средства субсидии на частичное финансирование расходов на содержание финансового органа администрации за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года направляются на осуществление следующих видов расходов: заработная плата, начисления на заработную плату и оплата работ и услуг.

4. Перечисление и учет субсидии на частичное финансирование расходов на содержание финансового органа администрации района за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года, представляемой из бюджета поселения в бюджет района, осуществляется в следующем порядке:

равными частями, не позднее 05 числа первого месяца квартала и ежеквартально.

Статья 6

1.За невыполнение или ненадлежащее выполнение условий настоящего Соглашения стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.

2. Район не несет ответственности по обязательствам поселения, главных распорядителей и получателей средств бюджета поселения.

Статья 7

1. Все споры и разногласия, возникшие в ходе исполнения настоящего Соглашения, разрешаются сторонами путем переговоров и с использованием иных согласительных процедур.

2. По соглашению сторон для урегулирования разногласий может создаваться согласительная комиссия, включающая на паритетных началах представителей района, поселения и ФУ. По решению сторон в состав комиссии могут включаться и иные лица.

3. В случае если возникший спор не был разрешен с использованием согласительных процедур (не достигнуто согласованное решение), спор рассматривается в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.

Статья 8

1. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2011 года и действует по 31 декабря 2011 года включительно.

2. Все изменения и дополнения к настоящему Соглашению совершаются в письменной форме путем заключения соответствующего дополнительного соглашения и вступают в силу с момента его подписания полномочными представителями Сторон.

Указанные дополнительные соглашения являются неотъемлемыми частями настоящего Соглашения.

3. Действие настоящего соглашения может быть прекращено досрочно в одностороннем порядке в случае:

— изменения законодательства Российской Федерации и (или) законодательства Московской области;

— неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из Сторон своих обязательств в соответствии с настоящим Соглашением;

— если осуществление Районом переданных полномочий, указанных в пункте 1.2. настоящего Соглашения становится невозможным либо при сложившихся условиях эти полномочия могут быть наиболее эффективно осуществлены Поселением самостоятельно.

4.Уведомление о расторжении настоящего Соглашения в одностороннем порядке направляется второй стороной не менее чем за три месяца до окончания действия Соглашения.

5.Стороны вправе требовать уплату неустойки в размере 0,01% от суммы субсидии, а также возмещения понесенных убытков в части, не покрытой неустойкой.

6. Настоящее Соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон и один для ФУ.

Глава Солнечногорского муниципального района

Ю.А. Панкратов

Глава городского
поселения Менделеево

С.Н.Федотов

Начальник финансового управления администрации Солнечногорского муниципального района

Н.Д. Лысякова

На федеральном уровне в настоящее время существует две параллельные системы правового регулирования благоустройства:
— в рамках стандартного благоустройства территории муниципального образования;
— в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».
Акты правового регулирования стандартного благоустройства территории муниципального образования:
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ:
определяет понятия благоустройства территории (п.36 ст. 1) элементов благоустройства (п.38, ст.1) прилегающей территории (п.37 ст.1);
устанавливает обязательность проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил благоустройства территорий (ч.1 ст. 5.1);
включает показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами благоустройства территории и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения, городского округа в число нормативов градостроительного проектирования поселения, городского округа (ч. 4 ст. 29.2);
предусматривает включение мероприятий и обязательств по благоустройству, в том числе озеленению, в условия договоров:
o комплексного освоения территорий (п. 3, ч. 5 ст. 46.4),
o освоения территорий в целях строительства стандартного жилья (п. 7 ч. 4 ст. 46.5),
o комплексного освоения территорий в целях строительства стандартного жилья (п. 4 ч. 4 ст. 46.6),
o комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков (п. 2 ч. 14 ст. 46.9),
o комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления (п. 2 ч. 13 ст. 46.10),
o освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома (п. 5 ч. 4 ст. 55.27).
2. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
определяет содержание понятия правила благоустройства территории муниципального образования (ч.1 ст. 2) и перечень вопросов, которые могут регулировать эти правила (ч. 2 ст. 45.1);
относит утверждение правил благоустройства территории муниципальных образований к вопросам местного значения городского, сельского поселения (п. 19 ч. 1
ст. 14), городского округа (п. 24 ч.1 ст. 16), внутригородского района (п. 10 ч.1 ст. 16.2);
устанавливает, что организация благоустройства и утверждение правил благоустройства на территориях городов федерального значения осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения (ч.1.1 ст. 17)
наделяет органы территориального общественного самоуправления правом осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории (п.3 ч.8 ст.27);
устанавливает обязательность проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил благоустройства территорий, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности (ч.5 ст. 28).
относит утверждение правил благоустройства территории муниципального образования к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (п.11 ч.10 ст. 35);
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ:
относит к общему имуществу земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (п.4 ч. 1 ст. 36);
относит к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке (п. 2.1 ч. 2 ст. 44).
4. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491:
– включают в состав общего имущества в многоквартирном доме:
o конструкции и (или) иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
o земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
o иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (п. 2)
предусматривает в составе работ по содержанию общего имущества содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества (пп. «ж» п. 11)
5. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утверждена постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 г. № 169 определяют, в том числе:
понятие дворовой территорией (п. 3);
условия предоставление субсидий из федерального бюджета (п.5);
основные положения соглашения о предоставление субсидий из федерального бюджета (п.10);
требования к правилам предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации (п. 11, п. 12);
необходимость обеспечения субъектом Российской Федерации проведения общественных обсуждений и утверждения органами местного самоуправления поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек, муниципальных программ на 2018 — 2022 годы (п. 14);
содержание государственных программ субъекта Российской Федерации на 2018 — 2022 годы (п. 14(1));
порядок расчета размера субсидий из федерального бюджета (п. 15 – п. 23);
предельный уровень софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (приложение № 1).
3. Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов утверждены приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 711/пр оказывают методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов.
6. Акты технического регулирования (СНиПы, ГОСТы) устанавливают требования, которые должны соблюдаться при реализации проектов благоустройства. Перечень сводов правил и национальных стандартов, применяемых при осуществлении деятельности по благоустройству, приведен в разделе 4 Методических рекомендаций для подготовки
правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр.
Акты правового регулирования приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды»:
1. «Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 18.04.2017 № 5) содержит описание модели функционирования результатов проекта по обеспечению улучшения качества городской среды, элементами которой являются:
принятие (актуализация действующих) новых современных правил благоустройства, соответствующих федеральным методическим рекомендациям и принятие муниципальных программ благоустройства с учетом мнения граждан, территориального общественного самоуправления;
сбор лучших практик реализации проектов по благоустройству, формирование и запуск функционирования Федерального реестра лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству;
созданная система оценки качества городской среды, проведение на постоянной и системной основе оценки муниципальных образований, составление публичного рейтинга благоустроенности муниципалитетов Российской Федерации (далее — рейтинг благоустроенности городов);
реализация на территории субъектов Российской Федерации в период 2017-2020 годов Комплекса первоочередных мероприятий по формированию комфортной городской среды;
создание сквозной («сверху вниз» и «снизу вверх») системы вовлечения в процесс благоустройства конкретной территории и синхронизация действий власти, граждан и бизнеса.
2. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов российской федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды утверждены постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
5. Методика оценки степени привлечения граждан и общественных организаций к реализации мероприятий по созданию комфортной городской среды утверждены приказом Минстроя России от 01.11.2017 № 1497/пр используется для оценки степени привлечения граждан и общественных организаций к реализации мероприятий по созданию комфортной городской среды, в том числе к реализации проектов
благоустройства территории муниципального образования в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».
6. Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018 — 2022 годы утверждены приказом Минстроя России от 06.04.2017 N 691/пр оказывают методологического содействия субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в разработке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 — 2022 годы, принятие и реализация которых является одним из условий предоставления субсидии из федерального бюджета на реализацию комплекса мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий многоквартирных домов, а также других мероприятий, реализуемых в указанной сфере.

УДК 353.2

DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-4-53-61

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ОПЫТ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Л. H. Крахмалов, Балаковский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской

Федерации, г. Балаково Krahmalov-honour@mail.ru

A. Krahmalov, Balakovo Branch of the Russian Presidential Academy of National

Economy and Public Administration, Balakovo

Статья посвящена актуальным вопросам правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации и анализу трансформации норм федерального законодательства в области местного самоуправления. Автор акцентирует внимание на том, что в правовом регулировании местного самоуправления наблюдается расширение полномочий субъектов Российской Федерации, что приводит к изменению базовой сути федерального законодательства. Рассматриваются новые полномочия субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Анализ законодательства свидетельствует о том, что трансформация нормативной базы о местном самоуправлении приводит к изменениям в правовой системе и судебной практике по определению роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Особое внимание уделяется анализу опыта Саратовской области при реализации полномочий, касающихся принятия решения о создании в городском округе внутригородских районов, участия в формировании перечня вопросов местного значения сельского поселения, определения способа формирования представительного органа муниципального района, определения способа замещения должности главы муниципального образования. В заключение автор указывает на снижение роли муниципальных образований и органов местного самоуправления в определении объема своей компетенции, на то, что создание новых типов местных конструкций и изменение принципов формирования органов местного самоуправления было отдано на усмотрение органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Автор обосновывает тенденции и изменения в законодательстве о местном самоуправлении Саратовской области тем, что они отражают социально-политические особенности области и призваны обеспечить формирование сбалансированной модели местного самоуправления

Ключевые слова: местное самоуправление; публичная власть; полномочия; органы государственной власти; органы местного самоуправления; законодательство; правовое регулирование; вопросы1 местного значения; сельское поселение; представительный орган

© Л. H. Крахмалов, 2017

ведение. В системе публичной власти России особое место занимает местное самоуправление, основным предназначением которого является решение населением вопросов местного значения . Реформа местного самоуправления обеспечивает формирование и, вместе с тем, поиск форм, методов и механизмов сочетания интересов государства и муниципальные образований, государственных и муниципальных полномочий в области местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации определила местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом и то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако данная конституционная формула не отрицает возможность взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления. Конституция Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень органов, через которые народ осуществляет свою власть. К таковым относятся органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никакие другие органы не вправе наделяться властными полномочиями.

Несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, из этого не следует, что они не относятся к органам публичной власти. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 января 1998 г. № 3-П отметил, что вне зависимости от того, что органы местного самоуправления являются органами власти, сам по себе данный факт

не свидетельствует об их государственной природе. Публичная власть может быть и муниципальной.

Методология и методика исследования. Одним из ключевых для понимания местного самоуправления как конституционной ценности является Постановление Конституционного Суда от 30 ноября 2000 г. № 15-П по так называемому «Курскому делу». В этом решении подчеркивалось, что как само муниципальное образование, так и право проживающих на его территории граждан на осуществление местного самоуправления возникает на основании Конституции Российской Федерации и закона, а не на основании волеизъявления населения муниципального образования. Это, в частности, означает невозможность отказа от местного самоуправления, поскольку местное самоуправление является одной из основ конституционного строя .

Согласно тому же Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации № 15-П ст. 72 Конституции Российской Федерации относит установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что позволяет субъекту Российской Федерации в пределах своих полномочий конкретизировать федеральное регулирование в данной области.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно, а не органы государственной власти. Недопустимость же ограничения прав местно-

го самоуправления и принадлежащих ему полномочий по вопросам местного значения составляет одну из основ конституционного статуса местного самоуправления .

В свою очередь, изменение норм федерального законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации и принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» привело к изменению и расширению полномочий субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. У субъектов Российской Федерации изъяты такие ранее предоставленные им полномочия Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», заложившем правовые основы местного самоуправления в России , как регулирование порядка установления и изменения границ муниципальных образований, определение порядка регистрации уставов муниципальных образований, установление статуса выборных лиц местного самоуправления и др. При этом у субъектов Российской Федерации остались традиционные для них полномочия по утверждению границ муниципальных образований, регулированию в рамках федерального законодательства муниципальной службы, порядка проведения муниципальные выборов и местных референдумов, по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектами Российской Федерации.

В частности, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 предусмотрел другие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации: отмена и приостановление действия муниципальных правовых актов, регулирующих осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; инициирование и участие в процедурах удаления главы муниципального образования в отставку и др.

При этом принципиально новым этапом в реформировании российского местного самоуправления являются изменения, внесенные Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в которых предпринята попытка реформирования местного самоуправления на принципиально иных основах . Необходимо указать на то, что, на взгляд ряда ученых , некоторые положения данного Федерального закона концептуально напоминают возвращение к истокам советской модели организации местной власти .

Стержнем указанного закона является введенный в муниципальное законодательство правовой институт перераспределения полномочий , а также существенное расширение полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

К таковым полномочиям следует отнести принятие решения о создании в городском округе внутригородских районов; участие в формировании перечня вопросов местного значения сельского поселения, дополнение перечня вопросов местного значения городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, разграничение полномочий по решению указанных вопросов местного значения; перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации; определение способа формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением; определение способа замещения должности главы муниципального образования и места данного лица в структуре органов местного самоуправления и др.

Наиболее существенные изменения произошли на уровне сельских поселений. Перечень решаемых ими вопросов местного значения сокращен до 13 вопросов. Законами субъекта Российской Федерации за

сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных вопросов местного значения городских поселений.

Между тем, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 15-П указано, что из прямого предписания ст.ст. 130, 131 Конституции Российской Федерации следует, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. На органы же государственной власти возлагается обязанность создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые и другие условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Таким образом, из рассматриваемого решения следует, что вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно, а не органы государственной власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В свою очередь, трансформация законодательства о местном самоуправлении приводит к изменениям в правовой системе и судебной практике по определению роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

Примером подтверждения данной позиции служит Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 30-П, согласно которому конституционно-правовым статусом и предназначением местного самоуправления обусловливается необходимость сбалансированного сочетания в его организации и деятельности общегосударственных, региональных и местных интересов. Кроме того, предопределяется необходимость согласованной деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основе сотрудничества, координации, взаимного учета интересов, гарантирующих стабильное и эффективное осуществление функций публичной власти по созданию на соответствующей территории достой-

ных условий жизни и свободного развития человека. Следовательно, новая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сводится к тому, что вопросы местного значения теперь могут решать не только органы местного самоуправления или население непосредственно, но и органы государственной власти.

Анализируя подобное решение, возникает вопрос о снижении роли самих муниципальных образований и органов местного самоуправления в определении объема своей компетенции. Данное решение имеет не только юридическое, но и политическое значение .

Обосновав конституционно-правовой статус местного самоуправления и проанализировав трансформацию полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, можно перейти к изучению опыта правового регулирования местного самоуправления и проанализировать особенности формирования нормативной основы системы местного самоуправления в Саратовской области.

Результаты исследования и область их применения. Функционирование местного самоуправления в Саратовской области в полном объёме началось с 2009 г., когда на территории области закончился переходный период вступления в силу Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в соответствии с позицией областных органов государственной власти единый региональный закон о местном самоуправлении в Саратовской области отсутствует. Вопросы правовой регламентации формирования и функционирования местного самоуправления в области решаются на основе норм соответствующего Федерального закона № 131-Ф3, положений Устава Саратовской области и специальных областных законов о различных аспектах обеспечения деятельности местного самоуправления.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Саратовской области изменялись парал-

лельно с трансформацией федерального законодательства о местном самоуправлении. Подтверждением данного факта является то, что за последнее время основной опыт Саратовской области при реализации полномочий органами государственной власти области в вопросах местного самоуправления сводился к обеспечению реализации норм Федерального закона № 136-ФЗ, который существенно расширил перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. В связи с этим, видится целесообразным остановиться на анализе опыта реализации тех государственных полномочий органов государственной власти Саратовской области в области местного самоуправления, которые введены нормами Федерального закона № 136-ФЗ.

Так, в Саратовской области принят Закон Саратовской области от 23 декабря 2004 г. № 79-ЗСО «О городских округах», согласно нормам которого муниципальное образование г. Саратов наделяется статусом городского округа. Данное обстоятельство может быть объяснимо тем, что в Саратовской области в принципе отдано предпочтение муниципальным районам, а не городским округам, но в силу того, что г. Саратов имеет развитую инфраструктуру и высокий уровень урбанизированное™, то он является единственным в области муниципальным образованием, которое наделено статусом городского округа. В связи с тем, что публично правовой статус г. Саратов как типа муниципального образования не изменен, то в Саратовской области городских округов с внутригородским делением в настоящий момент до сих пор нет. Кроме того, предпочтение сохранения статуса городского округа обусловлено рядом обстоятельств: возникающие сложности при разграничении имущества между городским округом и внутригородскими муниципальными районами, децентрализация системы управления, перераспределение финансовых ресурсов и др. Таким образом, решение о создании в городском округе Саратове внутригородских районов

не принято и возможность реализации рассматриваемого государственного полномочия не использована.

Активно в области происходило участие органов государственной власти в формировании перечня вопросов местного значения сельских поселений. Областной законодатель сократил число вопросов местного значения сельских поселений до 13 вопросов. Федеральным законом № 136-ФЗ за сельскими поселениями сохранены только те вопросы местного значения, которые, с одной стороны, наиболее значимы для них, с другой — соизмеримы с их организационными и финансово-экономическими возможностями.

Поэтому с целью реализации положений Федерального закона № 136-ФЗ приняты изменения в закон Саратовской области от 30 сентября 2014 г. № 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области». В соответствии с принятыми изменениями с 1 января 2015 г. сельские поселения на территории Саратовской области дополнительно решали 8 вопросов местного значения: организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленные законодатель -ством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация сбора и вывоза бытовых отходов

и мусора; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции.

Однако в связи с изменением норм федерального законодательства законом Саратовской области от 25 ноября 2015 г. № 148-ЗСО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Саратовской области» из перечня дополнительных вопросов местного значения сельских поселений с 1 января 2016 г. исключен вопрос дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

Существенные изменения в Саратовской области коснулись вопроса определения способа формирования представительных органов муниципальных районов области. Согласно нормам Закона Саратовской области от 29 октября 2014 г. № 131-ЗСО «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов в Саратовской области», представительный орган муниципального района в соответствии с уставом муниципального района формируется путем избрания на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава.

В сентябре 2015 г. вследствие произошедшего преобразования поселений на территории Балаковского муниципального района внесены изменения в Закон Саратовской области от 29 октября 2014 г. № 131-ЗСО «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов в Саратовской области» в части изменения порядка формирования представительного органа указанного муниципального района.

Так, согласно нормам областного закона, если в уставе муниципального района, на территории которого образовано четыре и более поселения, предусмотрено, что представительный орган муниципального района формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава, норма представительства поселений, входящих в состав муниципального района, устанавливается уставами муниципального района и поселений исходя из численности населения поселения: 2 человека — при численности населения до 10000 человек включительно; 3 человека — при численности населения более 10000 до 30000 человек включительно; 4 человека — при численности населения более 30000 до 100000 человек включительно; 5 человек — при численности населения более 100000 человек.

Закон Саратовской области от 29 октября 2014 г. № 131-ЗСО «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов в Саратовской области» осуществил дифференцированный подход в формировании представительных органов муниципальные районов. Так, для 8 муниципальных районов предусмотрено формирование представительного органа путем муниципальных выборов. Для 30 районов — из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава. Из них для 2 районов установлена равная норма представительства. Для остальных 28 муниципальных районов в законе установлена норма представительства, исходя из численности населения поселения.

В связи с изменениями в федеральном законодательстве 30 сентября 2014 г. принят Закон Саратовской области № 109-ЗСО «О порядке избрания и сроке полномочий глав полномочий муниципальных образований в Саратовской области». Далее Законом Саратовской области

от 28 марта 2016 г. № 38-ЗСО «О внесении изменений в ст. 1 Закона Саратовской области «О порядке избрания и сроке полномочий глав полномочий муниципальных образований в Саратовской области» уточнен порядок замещения должности главы муниципального образования и места данного лица в структуре органов местного самоуправления.

Так, в соответствии с указанными изменениями на территории области главы муниципальных районов, глава городского округа избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. При этом избранные таким образом главы муниципальных образований возглавляют местные администрации.

В случае, если уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения, и в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава указанного поселения избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса.

Следует указать, что глава муниципального образования в поселениях избирается представительным органом муниципального образования из своего состава или на муниципальных выборах и исполняет полномочия председателя представитель -ного органа муниципального образования с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию.

Однако, если глава муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального

образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования, избирается представительным органом муниципального образования из своего состава или на муниципальных выборах, исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и возглавляет местную администрацию.

В случае, если глава муниципального образования в сельских поселениях, в которых в соответствии с уставом данного сельского поселения предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования, избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса и возглавляет местную администрацию.

Законом Саратовской области от 5 августа 2015 г. № 95-ЗСО «О внесении изменений в ст. 1 Закона Саратовской области «О порядке избрания и сроке полномочий глав полномочий муниципальных образований в Саратовской области» уточнен порядок избрания глав муниципальных образований, имеющих статус городского округа и являющихся закрытыми административно-территориальными образованиями. Указанным Законом области установлено, что глава городского округа закрытого административно-территориального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, исполняя полномочия его председателя с правом решающего голоса.

Выводы. На основе проведенного анализа норм федерального и регионального законодательства (на примере опыта Саратовской области), регламентирующих содержание, место и роль полномочий органов государственной власти в области местного самоуправления, в заключение данного исследования представляется целесообразным сделать следующие выводы:

— местное самоуправление представляет собой одну из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления в Российской Федерации;

— в правовом регулировании местного самоуправления наблюдается расширение полномочий субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, что, по мнению автора настоящего исследования, приводит к изменению базовой сути Федерального закона № 131-ФЗ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— на усмотрение органов государственной власти субъектов Российской Федерации отдана необходимость создания новых типов местных конструкций, предполагающая принятие решения о возможности создания в городском округе внутригородских районов;

— произошло изменение принципов формирования органов местного самоуправления, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют способы формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением, определяют способы замещения должности главы муниципального образования и места данного лица в структуре органов местного самоуправления;

Список литературы_

— пример опыгга Саратовской области показывает, что произошедшие изменения в правовом регулировании местного самоуправления в области сопряжены с необходимостью приведения норм региональных законов положениям федерального законодательства о местном самоуправлении. Подобного рода тенденции и изменения нацелены и в полной мере отражают социально-политические особенности области и призваны в максимальной степени обеспечить формирование сбалансированной модели местного самоуправления, отражающей интересы органов государственной власти и местных сообществ;

— в настоящий момент в Саратовской области одним из наиболее острых и актуальных вопросов является формирование нормативной правовой базы местного самоуправления, особенно на поселенческом уровне. Его эффективное решение зависит от изменяющегося федерального и как результат регионального законодательства. В связи с этим приведение положений уставов муниципальных образований и муниципальных нормативных правовых актов требованиям федеральных и областных законов остается перспективным направлением.

1. Бабун Р. В. 2014 год в истории местного самоуправления России: вперед или назад // Местное право. 2015. № 1. С. 14.

2. Бялкина Т. М. Новая муниципальная реформа: изменение подходов к правовому регулированию компетенции местного самоуправления // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 8.

3. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации / под ред. Е. С. Шугриной. М.: Проспект, 2016. 312 с.

4. Колодина Е. Современные тренды и проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации // Муниципальная власть. 2016. № 4. С. 27.

5. Остапец О. Г. Муниципальное образование как правовой феномен // Международный научный журнал Инновационная наука. 2015. № 3. С. 225—228.

6. Парахина В. Н., Галеев Е. В., Ганшина Л. Н. Муниципальное управление. М.: КНОРУС, 2015. 469 с.

7. Пешин Н. Л. Новые тенденции муниципальной реформы: уровень городских округов и муниципальных районов // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 1. С. 57—61.

8. Соловьев С. Г. Цели Российского местного самоуправления и правовой институт перераспределения муниципальных полномочий // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 4. С. 17.

9. Чупилкина А. Ф. Местное самоуправление в России: исторические предпосылки развития и современное возвращение к концептуальным основам советской модели организации местной власти / / Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 9. С. 25.

10. Шугрина Е. С. Кто осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, или Опять о перераспределении полномочий // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 11. С. 75.

11. Шугрина Е. С. Понятие местного самоуправления // Муниципальная власть. 2016. № 1. С. 34.

1. Babun R.V. Mestnoe parvo (Municipal Law), 2015, no. 1, p. 14.

2. Byalkina T.M. Aktualnye problemy rossiyskogo prava (Actual problems of Russian law), 2014, no. 8.

4. Kolodina E. Munitsipalnaya vlast (Municipal Power), 2016, no. 4, p. 27.

6. Parakhina V. N. Munitsipalnoe upravlenie . Moscow: Knorus Publ., 2015. 469 p.

7. Peshin N. L. Konstitutsionnoe i munitsipalnoe parvo (Constitutional and Municipal Law), 2015, no. 1, pp. 57—61.

10. Shugrina E. S. Konstitutsionnoe i munitsipalnoe parvo (Constitutional and Municipal Law), 2016, no. 11, p. 75.

11. Shugrina E. S. Munitsipalnaya vlast (Municipal Power), 2016, no. 1, p. 34.

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Крахмалов Алексей Николаевич, канд. экон. наук, зав. кафедрой «Государственное управление и право», доцент, Ба-лаковский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Балаково, Россия. Область научных интересов: экономические науки, административное управление Krahmalov- honour@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образец цитирования_

Поселений призваны обеспечить реализацию полномочий органов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *