Сожгли на костре джордано бруно

Содержание

ГДЗ – ГДЗ по истории – ГДЗ по истории 7 класс /Юдовская

Готовое домашнее задание (ГДЗ) по истории Нового времени к учебнику Юдовской, 7 класс, § 10

§ 10. Рождение новой европейской науки

§ 10. Рождение новой европейской науки

Вопрос в начале параграфа

Какие представления о мире существовали у европейцев в Средневековье? Какие процессы и события в развитии европейского общества в XV-XVI вв. повлияли на изменение старых представлений о мире? Какую роль в развитии научных знаний сыграло изобретение книгопечатания?

В эпоху средневековья европейцы представляли мир плоским, в центре мира находился город Иерусалим. Европейцы плохо представляли земли за пределами Европы. Индия и Китай казались полумифическим странами. Мир также представлялся в виде града земного и града божьего. В граде земном шла борьба между Богом и дьяволом за людские души.

Эти представления о мире менялись под влиянием Великих географически открытий, распространением идей гуманизма, которые поставили под сомнение прежнее церковное представление о мире.

Книгопечатание сыграло ключевую роль развитии научного знания, т.к. ускоряло процесс и увеличивало масштаб распространения знаний. В средние века книги были доступны только в библиотеках крупных монастырей, куда пускали не всех и не все книги монахи переписывали. С открытием книгопечатания эти ограничения отпали.

Вопросы к параграфу

Вопрос 1. Как вы думаете, почему в начале Нового времени резко усилился интерес человека к окружающему миру?

Потому что открытия, сделанные в конце средневековья и в начале Нового времени, поставили под сомнение традиционную картину мира, которая формировалась на основе библии.

Вопрос 2. Заполните в тетради таблицу «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и на общество». Графы таблиц: «Учёные и мыслители», «Страна», «Основные идеи», «Открытия», «На формирование каких новых взглядов они влияли».
Ученые Страна Основные идеи и открытия Новые взгляды
Николай
Коперник
Польша Вращение Земли вокруг своей оси и солнца Новое представление о солнечной системе. Гелиоцентризм.
Джордано Бруно Италия Вселенная бесконечна, множественность миров Бесконечность вселенной
Галилео Галилей Италия Изобрел телескоп, увидел спутники Юпитера, пятна на солнце, горы и моря на луне. Законы движения маятника и падения тел. Телескоп подтвердил верность гелиоцентрического учения Коперника. Изменяются представления людей о Вселенной
Исаак Ньютон Англия Закон всемирного тяготения, закон механического движения света. Создал зеркальный телескоп. Завершил создание новой научной картины мира
Уильям Гарвей Англия Физиолог, изучал систему кровообращения. Научные представления о кровообращении и зарождении жизни
Фрэнсис Юэкон Англия Наблюдение и опыты – достоверные средства изучения природы. Новое направление в философии – достоверно эмпирическое (опытное) знание
Ренэ Декарт Франция Главную роль в познании мира отводил разуму. Истинно рациональное познание, а не чувственное Главная цель науки овладение силами природы.
Джон Локк Англия Учение о естественных, правах человека. Человек рождается с правами на жизнь, свободу, собственность. Противник абсолютизма, сторонник разделения властей на законодательную и исполнительную. Право народа на свержение тирании.

Вопрос 3. Расскажите о строении Вселенной на основе учений Н. Коперника, Дж. Бруно и Г. Галилея.

Н. Коперник. Дж. Бруно и Г. Галилей заложили современное представление о вселенной, как о бесконечном пространстве, в котором по определенным законам происходит движение звезд, планет и иных тел. Если раньше в центре мироздания находилось Земля, вокруг которого двигалось Солнце, то ученые доказали гелеоцентрическую модель вселенной. При этом Если Коперник считал, что Солнце неподвижно и находится в центре вселенной, то Бруно, а затем и Галилей доказали, что во вселенной находятся множество звезд, вокруг которых вращаются планеты.

Вопрос 4. Объясните название части параграфа, где рассказывается о научных открытиях И. Ньютона.

Такое название дано, т.к. именно И. Ньютон завершил создание новой картины мира, открыв закон всемирного тяготения, законы классической механики и законы движения, перейдя тем самым от описания вселенной к изучению законов ее движения. Работа Ньютона показала, что природа функционирует по определенным законам, которые можно изучить.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Назовите основные трудности в деятельности учёных раннего Нового времени.

Основными трудностями в деятельности ученых раннего Нового времени были: недостаток знаний, отсутствие оборудования, авторитет церкви, который нельзя было ставить под сомнение, гонения инквизиции.

Вопрос 2. Сравните методы познания мира, предложенные Ф. Бэконом и Р. Декартом. Почему Бэкон и Декарт считаются создателями философии Нового времени?

Ф. Бэкон в качестве главного метода познания мира предлагал метод рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных. Ведь только при помощи опыта, опирающегося на эксперимент, можно проверить достоверность знаний. Бэкон считал, что истинные знания могут быть получены только при соединении теории с практикой.

Р. Декарт считал, что основой познания является разум человека. В качестве основного метода он считал метод сомнения в правильности научных предположений, в результате этого процесса рождается истинное знание. Таким образом, два ученых заложили основу современной философии: эксперимент и сомнение.

Вопрос 3. Объясните, чем отличалась новая картина мира, созданная европейской наукой в XVI–XVII вв., от средневековой картины мира.

Новая картина мира, созданная европейской наукой отличалась от средневековой тем, что устанавливала не божественную сущность всех вещей, но точные законы, по которым происходит развитие, а также предложило новые научные методы изучения природы через наблюдение и эксперимент, в отличие от средневековой схоластики, которая была умозрительной и опиралась только на библию в качестве источника истинного знания.

Вопрос 4. Обсудите в классе: в чём заключается независимость мышления? Должен ли учёный обладать независимым мышлением? Подтвердите своё мнение фактами из жизни учёных раннего Нового времени.

Независимость мышления заключается в том, что никто не может навязать точку зрения, в которой невозможно будет сомневаться. Любой ученый должен обладать независимым мышлением, сомневаться в своих и чужих выводах, только так наука будет двигаться вперед. Например, Ф. Бэкон считал, что любая теория должна быть доказана через эксперимент, чтобы считаться истинной. Также считал и Р. Декарт, призывавший сомневаться и искать аргументы и доказательства для подтверждения своих взглядов.

Вопросы к документу

Вопрос. Прочитайте документы и найдите в них аргументы, которыми пользуются Коперник и Бруно для доказательства того, что Солнце не вращается вокруг Земли, Вселенная бесконечна.

Коперник: Земля не вращается вокруг Солнца, т.к. неизмеримое не будет вращаться в вокруг ничтожества

Бруно: вселенная бесконечна, т.к. недостойно считать, что Бог, обладая способностью создать, помимо этого мира, другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир.

◄§ 8—9. Мир художественной культуры Возрождения

§ 11. Начало Реформации в Европе.►

17 февраля 1600 года в Риме был сожжен инквизицией Джордано Бруно. «Газета.Ru» рассказывает о жизненном пути мыслителя, предвосхитившего многие открытия, впоследствии ставшие нормой для современной науки.

Если сейчас ближневосточные террористы сжигают иорданских пилотов, а цивилизованная общественность это осуждает, то четыре века тому назад в так называемую эпоху Возрождения дело обстояло несколько иначе. Инквизиция сжигала всех подряд, особенное внимание уделяя тем, чьи взгляды в той или иной степени противоречили церковным догмам. Осуждать подобные действия в те времена никто не решался. По крайней мере публично.

Так произошло и с Джордано Бруно. Правда, вопреки распространенной версии, пострадал он далеко не за научные взгляды.

Гелиоцентрическая система, которой придерживался Джордано Бруно, объяснялась им далеко не с научной точки зрения.

Если бы подобный ему человек появился сейчас, то, с большой вероятностью, его записали бы не в религиозные философы, а в раздел «Мракобесие» в качестве одного из главных героев. Правда, например, в Саудовской Аравии религиозные авторитеты и сейчас уверены в том, что Земля вокруг Солнца не обращается.

Что касается Джордано Бруно, то в конце XVI века его взгляды вполне можно было назвать прогрессивными. К слову, при рождении мыслителя звали Филиппо — Джордано он стал, лишь когда поступил на обучение в монастырь. Именно в его стенах Бруно познакомился с трудами древнегреческих философов, а также увлекся логикой. Кроме того, в монастыре Бруно смог изучить труды Фомы Аквинского и Николая Кузанского.

Уже в 24 года в 1572 году Джордано Бруно получил сан священника. Где-то в это же время он прочитал труд Коперника «Об обращении небесных тел».

И если этот революционный по меркам тех лет труд не был формально запрещен инквизицией, то остальные книги, которые Бруно читал, зачастую таковыми являлись. И из-за этого у новоявленного священника впервые появились проблемы с инквизицией — сначала Бруно бежал в Рим, а оттуда начал свое путешествие по городам Италии, Франции и Швейцарии. Однако остановиться ни в одном из них он не смог из-за эпидемии чумы, свирепствовавшей в те годы в Европе.

Какое-то время Джордано Бруно провел в Тулузе, где получил диплом доктора и звание ординарного профессора философии. К 1580 году он стал первоклассным преподавателем, а его лекции неизменно собирали много студентов. Особенно много времени в этой роли Джордано Бруно провел в Париже — здесь он преподавал вплоть до 1583 года, а затем перебрался в Туманный Альбион, где прибежищем молодого философа стал Оксфордский университет.

Именно в Оксфорде Джордано Бруно впервые поспорил с другими философами об устройстве Вселенной. И если они придерживались мнения, согласно которому Земля есть центр Вселенной, вокруг которого вращаются Солнце, Луна и звезды, то Бруно поставил в центр мироздания Солнце.

Помимо всего прочего, Джордано Бруно пошел и дальше своего современника Галилео Галилея, который также рискнул предложить гелиоцентрическую систему, но под давлением инквизиции от своих взглядов отказался. Бруно одним из первых предположил, что Земля сплющена у полюсов, что Солнце вращается вокруг своей оси, а также то, что остальные звезды являются аналогами нашего Солнца. После того как Джордано Бруно изложил свои взгляды почтенным мужам, из Оксфорда его с позором изгнали.

Из-за нежелания возвращаться на материк Бруно поселился в Лондоне, где прожил до 1585 года. Затем он вернулся во Францию, но и здесь не обрел покоя: разногласия с церковью привели к тому, что философ отправился в Германию, где пробыл вплоть до 1588 года, читая лекции и вступая в диспуты с местными философами.

А в 1591 году Бруно вернулся в Италию, хотя и сохранялась опасность того, что его настигнет инквизиция.

Он осел в Венеции и стал учителем молодому дворянину Джованни Мочениго. Однако научить юношу он ничему не смог — тот находился под безграничным влиянием своего духовника, который придерживался мнения, что Бруно является еретиком. В конце мая 1592 года философ пытался бежать, однако ученик уже донес инквизиторами — Джордано Бруно схватили и посадили в тюрьму. В ней он пробыл вплоть до сентября, а затем был этапирован в Рим.

В застенках Джордано Бруно пробыл восемь лет. За эти годы его здоровье подкосилось, способствовали тому и пытки. 20 января 1600 года состоялось последнее заседание суда. По его итогам философа отлучили от церкви и лишили сана священника. Кроме того, ему избрали «самое милосердное наказание и без пролития крови» — сожжение. Приговор был приведен в исполнение 17 февраля 1600 года на римской площади Цветов. В тот день на ней собрались несколько тысяч человек. А Бруно молча смотрел в небо, пожираемый пламенем и ненавистными взглядами толпы.

В 1889 году на месте сожжения Джордано Бруно был воздвигнут памятник. Решение о реабилитации «вольнодумца» католическая церковь до сих пор не приняла, ведь от своих взглядов Бруно так и не отказался. Впрочем, это не помешало Ватикану в XX веке реабилитировать Галилея, а также организовать Папскую академию наук, построить свою обсерваторию и проводить серьезные научные конференции.

Беспокойный человек

16 век выдался для католической церкви чрезвычайно трудным: копившаяся несколько столетий гремучая смесь из недовольства простого народа неправедной жизнью и стяжательством клира, а светских властей — непомерными притязаниями папства на политическую власть; из множества разнообразных учений и толкований, преследуемых как ересь; из ущемлённых национальных чувств и многих других слагаемых — наконец-то достигла критической массы. Вожди Реформации Лютер и Кальвин, Цвингли и Мюнцер по-разному смотрели на обновление церкви, но сходились в том, что римско-католический вариант должен уйти в прошлое.
Рим сопротивлялся. В чём-то шёл на незначительные уступки, но в основном «закручивал гайки». Разумеется, в такой обстановке сплочённость собственных рядов являлась первоочередной задачей, и нет ничего удивительного в том, что культивирование и распространение ереси человеком, принадлежащим к «передовому отряду» борцов с ересями — доминиканскому ордену, из которого в первую очередь рекрутировались кадры святой инквизиции, — было сочтено тягчайшим преступлением.

Барельеф на постаменте памятника Бруно в Риме. (wikimedia.org)

Джордано (урождённый Филиппо; своё второе имя он получил при пострижении в монахи в 17-летнем возрасте) Бруно по прозвищу Ноланец, то есть уроженец городка Нола под Неаполем, был из тех любознательных юношей, которые не могут спокойно делать карьеру, послушно повторяя за старшими то, что на данном историческом этапе принято считать истиной. Им, видите ли, важно знать, как оно устроено на самом деле, а поэтому надо искать и сомневаться. Стоит ли удивляться, что на этом пути им встречается много неприятностей?
Первый раз шанс подвергнуться серьёзной каре появился у Бруно в Неаполе в 1575 году, когда он, проживая в монастыре Святого Доминика (!), одной из главных обителей «псов Господних», как называли себя доминиканцы, был заподозрен в чтении запрещённых книг и неприятии икон. Тогда Бруно благоразумно скрылся, подался на север, перебрался в Швейцарию, где примкнул к ревностным сторонникам Реформации — кальвинистам (был бы он иезуитом, можно было бы заподозрить «спецзадание», но доминиканцы подобными методами не пользовались). Однако своих противников, к которым относили всех недостаточно крепких в их вере, ученики «женевского папы» Кальвина преследовали не менее жёстко, чем их враги-католики, и молодому искателю Истины пришлось продолжить свои скитания.

Джордано Бруно. (wikimedia.org)

В Париже поначалу всё шло лучше некуда, он пришёлся ко двору одному из самых странных королей богатой на чудаковатых монархов тогдашней Европы — Генриху III; казалось бы, живи да радуйся, стриги купоны, но нет, наш герой — откровенно не по этой части. Он принялся критиковать логику считавшегося в католическом мире непререкаемым авторитетом Аристотеля, и против него выступили профессора Сорбонны. Затем была Англия (здесь он сцепился с оксфордской профессурой), ряд германских княжеств (в Виттенберге, колыбели лютеранства, он произнёс хвалебную речь о Лютере), Чехия… Отовсюду рано или поздно ему приходится поспешно уносить ноги. Сам он себя аттестовал так: «Я друг Бога Иордан Бруно Ноланский, доктор наиболее глубокой теологии, профессор чистейшей и безвредной мудрости, известный в главных академиях Европы, признанный и с почётом принятый философ, чужеземец только среди варваров и бесчестных людей, пробудитель спящих душ, смиритель горделивого и лягающегося невежества; во всём я проповедую общую филантропию. Меня ненавидят распространители глупости и любят честные учёные».
Что же такого крамольного «нёс в массы» этот беспокойный человек? В доносе, который будет положен в основу его дела в суде инквизиции, говорилось, что Бруно утверждал, что «когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это — великая нелепость; что он — враг обедни, что ему не нравится никакая религия; что Христос был обманщиком и совершал обманы для совращения народа — и поэтому легко мог предвидеть, что будет повешен; что он не видит различия лиц в божестве и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры,… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди».

Согласимся, что каждого из этих тезисов хватило бы на отдельный костёр…

Как работала инквизиция

К моменту встречи с Джордано Бруно судебная система святой инквизиции насчитывала почти четыре столетия. За это время был накоплен колоссальный опыт в решении главной задачи любого инквизиционного трибунала — определении, является ли обвиняемый еретиком. Процедура была, как правило, неспешной и предоставляла подследственному, а затем подсудимому определённые возможности спастись. Сначала выдвигалось обвинение. Это могли сделать как частные лица (в случае Бруно это будет венецианский аристократ Джованни Мочениго, пригласивший философа погостить у него; историки спорят, было ли приглашение ловушкой с самого начала или же, познакомившись со взглядами Ноланца, правоверный католик пришёл в ужас и написал цитированный выше донос), так и церковные власти. Если на следствии набирался достаточный материал — показания добропорядочных свидетелей (не менее двух, но некоторые инквизиторы «поднимали планку» до трёх и даже более), вещественные доказательства (например, колдовские атрибуты), собственное признание, — дело передавалось в суд. Пытки использовались, но далеко не всегда, более того, среди опытных инквизиторов они считались приёмом грязным и примитивным, недостойным изощрённого логика, способного запутать запирающегося силлогизмами и парадоксами.

Барельеф на постаменте памятника Бруно в Риме «Суд». (wikimedia.org)

Суд проверял данные следствия, тщательно фиксируя все показания на бумаге. Неожиданно, но факт: система подробного протоколирования всего и вся позаимствована цивилизованной судебной системой именно у инквизиции, до неё судопроизводство велось устно, записывалось лишь решение суда. Важнейшая задача следователей и судей — убедить обвиняемого в необходимости искренне раскаяться. Если раскаяние наступало и выглядело в глазах инквизиторов непритворным, то наказание не было связано с лишением жизни; это мог быть штраф, тюремное заключение и различные формы церковного покаяния.
В случае, если доказанный еретик не желал каяться либо имелись основания полагать, что его раскаяние притворно, его казнили, но формально это делала не инквизиция: ведь еретик, не будучи католиком, не подлежал церковному суду. Казнь осуществлялась светскими властями, получавшими от отцов-инквизиторов письменное сообщение, что церковь ничего не может более сделать, дабы загладить прегрешения виновного.

«Казнить; нельзя помиловать»

Обвинения против Бруно были столь многочисленны и серьёзны, что венецианские следователи решили переправить задержанного непосредственно в Рим. В течение семи (!) лет искушённые богословы полемизировали с ним, пытаясь убедить в греховности и нелогичности его построений, но натыкались на новые и новые признаки ереси. Например, по важнейшему, составляющему основу Символа веры вопросу о троичности Бога подследственный заявлял: «…Я действительно сомневался относительно имени Сына Божия и Святого Духа… ибо, согласно св. Августину, этот термин не древний, а новый, возникший в его время. Такого взгляда я держался с восемнадцатилетнего возраста по настоящее время».

Памятник Джордано Бруно в Риме. (wikimedia.org)

Иногда казалось, что усилия инквизиторов вот-вот увенчаются успехом и обвиняемый покается, но каждый раз Бруно вновь возвращался на исходные позиции. Он утверждал множественность миров и переселение душ, отождествлял Святой Дух с некоей «душой Мира», проповедовал будущее спасение дьявола. Как заметил один из присутствовавших при оглашении приговора иезуитов, «он защищал все без исключения ереси, когда-либо проповедовавшиеся». В этой ситуации надеяться на спасение было трудно. Да Бруно, судя по всему, на него и не рассчитывал.
Проще всего сегодня объявить его сумасшедшим, ведь мы легко зачисляем в эту категорию всех, кто нам непонятен. А он был фанатик, готовый умереть за своё учение, представлявшее собой смесь гениальных предвидений и дичайшего религиозно-философского «винегрета». Как и положено фанатику — крайне самоуверенный, полагающий оппонентов интеллектуальными ничтожествами, неудобный для всех, кто с ним сталкивался…
Римский папа Иоанн Павел II, человек широких взглядов и высокообразованный, реабилитировавший Галилея и принёсший извинения за «перегибы» инквизиции, полагал, что Бруно был осуждён за действительную ересь, то есть по понятиям 16 века — правильно.
«Папа Иоанн Павел со мной говорил по-русски. Он сказал мне, что моё предложение реабилитации Джордано Бруно принять нельзя, так как Бруно, в отличие от Галилея, осуждён за неверное теологическое утверждение, будто его учение о множественности обитаемых миров не противоречит Священному Писанию. «Вот, дескать, найдите инопланетян — тогда теория Бруно будет подтверждена и вопрос о реабилитации можно будет обсудить»», — рассказывает Владимир Арнольд, академик РАН.
Ознакомившись с делом, с этим трудно не согласиться. И трудно не порадоваться тому, что мы живём в эпоху, когда даже за самые смелые предположения уже не казнят.

5 ноября 2015История

За Джордано Бруно закрепился образ мученика науки, которого сожгла инквизиция за веру в то, что Земля круглая и вертится вокруг Солнца. Историк Ованес Акопян объясняет, почему это не соответствует действительности

Подготовили Ованес Акопян, Алексей Мунипов

Джордано Бруно. Гравюра 1830 года по оригиналу начала XVIII века © Wellcome Library, London

«…Ученый был приговорен к сожженью.
Когда взошел Джордано на костер,
Верховный нунций перед ним потупил взор…
— Я вижу, как боитесь вы меня,
Науку опровергнуть не умея.
Но истина всегда сильней огня!
Не отрекаюсь и не сожалею».

Неизвестный автор

Италия эпохи Возрождения не знала, пожалуй, фигуры более масштабной и одновременно сложной и противоречивой, чем Джордано Бруно, известного также как Бруно Ноланец (по месту рождения — Нола, город в Италии). Доминиканский монах, знаменитый скиталец, один из самых скандальных людей своего времени, яростный сторонник гелиоцентрической системы, создатель секты под названием «новая философия» — все это одно лицо. Трагическая смерть Ноланца, сожженного в Риме в 1600 году, стала одной из самых мрачных страниц в истории инквизиции. Казнь Бруно неоднократно интерпретировали как попытку католической церкви остановить распространение гелиоцентрической системы Коперника, за которую ратовал Ноланец. Со временем это стало совершенно общим местом (см. стихотворный эпиграф). Вот характерный пассаж из школьных заданий к уроку обществознания 11-го класса: «В то время учили, что Земля — центр Вселенной, а Солнце и все планеты вращаются вокруг нее. Церковники преследовали всех, кто был с этим не согласен, а особенно упорных уничтожали… Бруно зло высмеивал попов и церковь, звал человека проникнуть в загадки Земли и неба… Слава о нем пошла по многим университетам Европы. Но церковники не хотели мириться с дерзким ученым. Они нашли предателя, который прикинулся другом Бруно и заманил его в ловушку инквизиции».

Однако документы инквизиционного процесса над Джордано Бруно полностью опровергают эту точку зрения: Ноланец погиб не из-за науки, а потому, что отрицал основополагающие догматы христианства.

В 1591 году, по приглашению венецианского аристократа Джованни Мочениго, Бруно тайно вернулся в Италию. Причина, по которой он решился на это, в течение долгого времени оставалась загадкой: некогда он покинул Италию из-за преследования, появление в Венеции или других городах могло грозить Бруно серьезными последствиями. Вскоре отношения Бруно с Мочениго, которому он преподавал искусство памяти, испортились. Судя по всему, причиной было то, что Бруно решил не ограничиваться преподаванием одного предмета, а изложил Мочениго собственную «новую философию». Видимо, это же побудило его пересечь границу Италии: Бруно планировал представить в Риме и других городах Италии новое, стройное и целостное религиозное учение.

К началу 1590-х годов он все яснее видел себя религиозным проповедником и апостолом реформированной религии и науки. В основе этого учения лежали крайний неоплатонизм  Неоплатонизм — течение в античной философии, развивав­шееся с III в. вплоть до начала VI в. н. э. Оставаясь последователями Платона, представители этого учения развивали собственные философские концепции. К числу наиболее выдающихся неоплато­ников можно причислить Плотина, Порфирия, Ямвлиха, Прокла, Дамаския. Поздний неоплатонизм, в особенности Ямвлиха и Прокла, был пропитан магическими элементами. Наследие неоплатонизма оказало большое влияние на христианское богословие и европейскую культуру эпохи Возрождения., пифагорейство  Пифагорейство — религиозно-философское учение, возникшее в Древней Греции и названное по имени своего родоначальника Пифагора. В основе его лежало представление о гармоническом устройстве мироздания, подчиненного числовым законам. Пифагор не оставил письменного изложения своего учения. В результате последующих интерпретаций оно приобрело ярко выраженный эзотерический характер. Пифагорейская магия числа и символа оказала большое влияние на каббалистическую традицию., античный материализм в духе Лукреция  Тит Лукреций Кар (ок. 99 — ок. 55 до н.э.) — автор знаменитой поэмы «О природе вещей», последователь Эпикура. Приверженец философии атомизма, согласно которой чувственно воспринимаемые пред­меты состоят из материальных, телесных частиц — атомов. Отвергал смерть и потусто­роннюю жизнь, считал, что материя, лежащая в основе мироздания, вечна и бесконечна. и герметическая философия  Герметическая философия — мистическое учение, возникшее в эпоху эллинизма и поздней Античности. По преданию, Гермес Трисмегист («трижды величайший») даровал тексты, содержавшие мистическое откровение, своим последователям и ученикам. Учение носило ярко выраженный эзотерический характер, соединяя в себе элементы магии, астрологии и алхимии.. При этом нельзя забывать одной вещи: Бруно никогда не был атеистом; несмотря на радикальность высказанных им суждений, он оставался глубоко верующим человеком. Коперниканизм же для Бруно был отнюдь не целью, но удобным и важным математическим инструментом, который позволял обосновать и дополнить его религиозно-философские концепции. Это заставляет лишний раз усомниться в тезисе о Бруно как «мученике науки».

Амбиции Бруно, вероятно, способствовали его разрыву с Мочениго: на протяжении двух месяцев Бруно на дому обучал венецианского аристократа мнемотехнике, однако после того, как он заявил о своем желании покинуть Венецию, Мочениго, недовольный преподаванием, решил «настучать» на своего педагога. В доносе, который он отправил венецианским инквизиторам, Мочениго подчеркивал, что Бруно отрицает основополагающие догматы христианского вероучения: о божественности Христа, Троице, непорочном зачатии и другие. Всего Мочениго написал три доноса, один за другим: 23, 25 и 29 мая 1592 года.

«Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу, по долгу совести и по приказанию духовника, о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своем доме, что когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это — великая нелепость; что он — враг обедни, что ему не нравится никакая религия; что Христос был обманщиком и совершал обманы для совращения народа — и поэтому легко мог предвидеть, что будет повешен; что он не видит различия лиц в божестве и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди.
Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия Божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они — ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому… что он удивляется, как Бог терпит столько ересей католиков».

Из доноса Джованни Мочениго от 23 мая 1592 года

Объем еретических тезисов был столь велик, что венецианские инквизиторы отправили Бруно в Рим. Здесь в течение семи лет ведущие римские богословы продолжали допрашивать Ноланца и, судя по документам, стремились доказать ему, что его тезисы полны противоречий и нестыковок. Однако Бруно твердо стоял на своем — порой он, казалось, был готов пойти на уступки, но все же в последний момент менял свое решение. Вполне возможно, причиной тому было ощущение собственной высокой миссии. Одним из краеугольных камней обвинения стало чистосердечное признание Бруно в том, что он не верит в догмат Святой Троицы.

«Утверждал ли, действительно ли признавал или признает теперь и верует в Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа, единую в существе?..
Ответил: «Говоря по-христиански, согласно богословию и всему тому, во что должен веровать каждый истинный христианин и католик, я действительно сомневался относительно имени Сына Божия и Святого Духа… ибо, согласно св. Августину, этот термин не древний, а новый, возникший в его время. Такого взгляда я держался с восемнадцатилетнего возраста по настоящее время»».

Из материалов следствия венецианской инквизиции

Спустя семь лет безуспешных попыток переубедить Бруно инквизиционный трибунал объявил его еретиком и передал в руки светских властей. Бруно, как известно, решительно отказался каяться в ересях, об этом, в частности, свидетельствует отчет конгрегации инквизиторов от 20 января 1600 года: «По поручению светлейших брат Ипполит Мариа совместно с генеральным прокуратором ордена братьев проповедников беседовал с оным братом Джордано, увещевая признаться в еретических положениях, заключающихся в его сочинениях и предъявленных ему во время процесса, и отречься от них. Он не дал на это согласия, утверждая, что никогда не высказывал еретических положений и что они злостно извлечены слугами святой службы».

В дошедшем до нас смертном приговоре Бруно не упоминаются гелиоцентрическая система и вообще наука. Единственное конкретное обвинение звучит так: «Ты, брат Джордано Бруно… еще восемь лет назад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявлял величайшей нелепостью говорить, будто хлеб пресуществлялся в тело и т. д.», то есть Бруно вменялось в вину отрицание церковных догматов. Ниже упоминаются «донесения… о том, что тебя признавали атеистом, когда ты находился в Англии».

В приговоре упоминаются некие восемь еретических положений, в которых упорствовал Бруно, однако они не конкретизируются, что дало некоторым историкам, в том числе советской школы, основание предполагать, что часть документа, где подробно описываются обвинения инквизиции, была утрачена. Сохранилось, однако, письмо иезуита Каспара Шоппе, который, по-видимому, присутствовал при оглашении полного приговора и позже кратко пересказывал в письме его положения:

«Он учил самым чудовищным и бессмысленным вещам, например, что миры бесчисленны, что душа переселяется из одного тела в другое и даже в другой мир, что одна душа может находиться в двух телах, что магия хорошая и дозволенная вещь, что Дух Святой не что иное, как душа мира, и что именно это и подразумевал Моисей, когда говорил, что ему подчиняются воды и мир вечен. Моисей совершал свои чудеса посредством магии и преуспевал в ней больше, чем остальные египтяне, что Моисей выдумал свои законы, что Священное Писание есть призрак, что дьявол будет спасен. От Адама и Евы он выводит родословную одних только евреев. Остальные люди происходят от тех двоих, кого Бог сотворил днем раньше. Христос — не Бог, был знаменитым магом… и за это по заслугам повешен, а не распят. Пророки и апостолы были негодными людьми, магами, и многие из них повешены. Чтобы выразить одним словом — он защищал все без исключения ереси, когда-либо проповедо­вавшиеся».

Каспар Шоппе. Из письма ректору Альтдорфского университета от 17 февраля 1600 года

Нетрудно видеть, что и в этом пересказе (достоверность которого — вопрос отдельного научного обсуждения) не упоминается гелиоцентрическая система, хотя и упоминается идея о бесчисленности миров, а список ересей, которые приписывались Бруно, связаны именно с вопросами веры.

В середине февраля на Кампо-деи-Фьори в Риме «наказание без пролития крови» было приведено в исполнение. В 1889 году на этом месте был установлен памятник, надпись на постаменте которого гласит: «Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на месте, где был зажжен костер».

микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

Источник
За Джордано Бруно закрепился образ мученика науки, которого сожгла инквизиция за веру в то, что Земля круглая и вертится вокруг Солнца. Однако историки утверждают, что это не соответствует действительности.

Италия эпохи Возрождения не знала, пожалуй, фигуры более масштабной и одновременно сложной и противоречивой, чем Джордано Бруно, известного также как Бруно Ноланец (по месту рождения — Нола, город в Италии). Доминиканский монах, знаменитый скиталец, один из самых скандальных людей своего времени, яростный сторонник гелиоцентрической системы, создатель секты под названием «новая философия» — все это одно лицо.
Трагическая смерть Ноланца, сожженного в Риме в 1600 году, стала одной из самых мрачных страниц в истории инквизиции. Казнь Бруно неоднократно интерпретировали как попытку католической церкви остановить распространение гелиоцентрической системы Коперника, за которую ратовал Ноланец. Со временем это стало совершенно общим местом.
Вот характерный пассаж из школьных заданий к уроку обществознания 11-го класса: «В то время учили, что Земля — центр Вселенной, а Солнце и все планеты вращаются вокруг нее. Церковники преследовали всех, кто был с этим не согласен, а особенно упорных уничтожали… Бруно зло высмеивал попов и церковь, звал человека проникнуть в загадки Земли и неба… Слава о нем пошла по многим университетам Европы. Но церковники не хотели мириться с дерзким ученым. Они нашли предателя, который прикинулся другом Бруно и заманил его в ловушку инквизиции».
Однако документы инквизиционного процесса над Джордано Бруно полностью опровергают эту точку зрения: Ноланец погиб не из-за науки, а потому, что отрицал основополагающие догматы христианства.
Филиппо Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно, в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет он поступил в монастырь Святого Доминика (1563), где в 1565 году постригся в монахи и получил имя Джордано. Своё первое сочинение «Ноев ковчег» Бруно посвятил папе Пию V во время своего посещения Рима в 1568 году.
В 1572 году 24-летний Джордано становится католическим священником. В Кампанье, в провинциальном городе Неаполитанского королевства, молодой доминиканец впервые отслужил свою обедню.
В 1575 году, во время пребывания в монастыре св. Доминика, Джордано навлёк на себя подозрения в чтении запрещенных книг. Начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно переехал в 1576 году в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся нв Швейцарию — в Женеву, где стал кальвинистом. В 1579 году он оказывается зачисленным в Женевский университет, однако на диспуте его вновь преследует обвинение в ереси — уже со стороны кальвинистов.
Спасаясь от их преследований, летом 1581 года Бруно переезжает в Париж, где становится преподавателем Сорбоннского университета. Здесь Бруно публикует свои первые работы по мнемонике («Тени идей»).
Там на Бруно обратил внимание присутствовавший на одной из его лекций король Генрих III Французский, на которого произвели впечатление знания и память Бруно. Король пригласил Бруно ко двору и предоставил ему несколько лет (до 1583) спокойствия и безопасности, а позднее, когда споры Бруно со сторонниками Аристотеля принудили его покинуть Париж, дал рекомендательные письма для поездки в Англию. В 1583 году Бруно отправился в Лондон, где оставался в продолжение двух лет.
Сначала 35-летний философ живет в Лондоне, под покровительством французского посланника.
В Англии Джордано Бруно пытался убедить высокопоставленных лиц Елизаветинского королевства в истинности идей Коперника, согласно которым Солнце, а не Земля, находится в центре планетарной системы. Однако ему так и не удалось распространить простую систему Коперника: ни Шекспир, ни Бэкон не поддались его объяснениям. Кроме всего прочего он напрочь рассорился с профессорами из Оксфорда.
В 1591 году, по приглашению венецианского аристократа Джованни Мочениго, Бруно тайно вернулся в Италию, чтобы обучать его мнемонике, искусству запоминания.
Преподаванием искусства запоминания Бруно не ограничился, он изложил Мочениго собственную «новую философию».
После чего Мочениго решил «настучать» на своего педагога. В доносе, который он отправил венецианским инквизиторам, Мочениго подчеркивал, что Бруно отрицает основополагающие догматы христианского вероучения: о божественности Христа, Троице, непорочном зачатии и другие. Всего Мочениго написал три доноса, один за другим: 23, 25 и 29 мая 1592 года.
Из доноса Джованни Мочениго от 23 мая 1592 года:
«Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу, по долгу совести и по приказанию духовника, о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своем доме, что когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это — великая нелепость; что он — враг обедни, что ему не нравится никакая религия; что Христос был обманщиком и совершал обманы для совращения народа — и поэтому легко мог предвидеть, что будет повешен; что он не видит различия лиц в божестве и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди.
Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия Божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они — ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому… что он удивляется, как Бог терпит столько ересей католиков».
Объем еретических тезисов был столь велик, что венецианские инквизиторы отправили Бруно в Рим. Здесь в течение семи лет ведущие римские богословы продолжали допрашивать Ноланца и, судя по документам, стремились доказать ему, что его тезисы полны противоречий и нестыковок. Однако Бруно твердо стоял на своем — порой он, казалось, был готов пойти на уступки, но все же в последний момент менял свое решение. Вполне возможно, причиной тому было ощущение собственной высокой миссии. Одним из краеугольных камней обвинения стало чистосердечное признание Бруно в том, что он не верит в догмат Святой Троицы.
Из материалов следствия венецианской инквизиции:
«Утверждал ли, действительно ли признавал или признает теперь и верует в Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа, единую в существе?..
Ответ: «Говоря по-христиански, согласно богословию и всему тому, во что должен веровать каждый истинный христианин и католик, я действительно сомневался относительно имени Сына Божия и Святого Духа… ибо, согласно св. Августину, этот термин не древний, а новый, возникший в его время. Такого взгляда я держался с восемнадцатилетнего возраста по настоящее время»».
Спустя семь лет безуспешных попыток переубедить Бруно инквизиционный трибунал объявил его еретиком и передал в руки светских властей. Бруно решительно отказался каяться в ересях.
В дошедшем до нас смертном приговоре Бруно не упоминаются гелиоцентрическая система и вообще наука. Единственное конкретное обвинение звучит так: «Ты, брат Джордано Бруно… еще восемь лет назад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявлял величайшей нелепостью говорить, будто хлеб пресуществлялся в тело и т. д.», то есть Бруно вменялось в вину отрицание церковных догматов.
В приговоре упоминаются некие восемь еретических положений, в которых упорствовал Бруно, однако они не конкретизируются, что дало некоторым историкам, в том числе советской школы, основание предполагать, что часть документа, где подробно описываются обвинения инквизиции, была утрачена. Сохранилось, однако, письмо иезуита Каспара Шоппе, который, по-видимому, присутствовал при оглашении полного приговора и позже кратко пересказывал в письме его положения:
«Он учил самым чудовищным и бессмысленным вещам, например, что миры бесчисленны, что душа переселяется из одного тела в другое и даже в другой мир, что одна душа может находиться в двух телах, что магия хорошая и дозволенная вещь, что Дух Святой не что иное, как душа мира, и что именно это и подразумевал Моисей, когда говорил, что ему подчиняются воды и мир вечен. Моисей совершал свои чудеса посредством магии и преуспевал в ней больше, чем остальные египтяне, что Моисей выдумал свои законы, что Священное Писание есть призрак, что дьявол будет спасен. От Адама и Евы он выводит родословную одних только евреев. Остальные люди происходят от тех двоих, кого Бог сотворил днем раньше. Христос — не Бог, был знаменитым магом… и за это по заслугам повешен, а не распят. Пророки и апостолы были негодными людьми, магами, и многие из них повешены. Чтобы выразить одним словом — он защищал все без исключения ереси, когда-либо проповедовавшиеся».
Нетрудно видеть, что и в этом пересказе не упоминается гелиоцентрическая система, хотя и упоминается идея о бесчисленности миров.
В середине февраля на Кампо-деи-Фьори в Риме «наказание без пролития крови» было приведено в исполнение. В 1889 году на этом месте был установлен памятник, надпись на постаменте которого гласит: «Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на месте, где был зажжен костер».

Сожгли на костре джордано бруно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *