Основные проблемы пенсионного обеспечения инвалидов

Анализ норм российского законодательства о социальной защите инвалидов показал, что под влиянием международных правовых актов постепенно формируется современная законодательная база, направленная на поддержку и социальную защиту граждан с ограниченными возможностями. Проблема инвалидности из проблемы сугубо медицинской, приобретает социальный аспект и рассматривается как проблема не только одного человека, но и всего общества в целом Российская Федерация 24 сентября 2008 года подписала Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106 «Конвенция о правах инвалидов» Конвенция о правах инвалидов. Утверждена Революцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106 // СЗ РФ. — 2013. — N 6. — Ст. 468.. Данный факт накладывает на Российскую Федерацию обязательство по дальнейшей ратификации Конвенции. На подготовительном этапе в России активизировалась работа, направленная на совершенствование законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в том числе и в направлении пенсионного обеспечения инвалидов. В частности, положительной оценки застуживают изменения, упразднившие с 1 января 2010 года степень ограничения способности к трудовой деятельности как основной критерий при назначении трудовых пенсий по инвалидности См.: Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страховании Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». // СЗ РФ. — 2009 . — № 30. — Ст. 3739.. Однако последовательность в проводимой законодателем политике не всегда прослеживается. Н.А.Карпунина критически оценивает нормы пенсионного законодательства, одновременно вступившие в силу с 1 января 2010 года, предусматривающие «автоматическое» назначение пенсии и перевод с одного вида пенсии на другой, то есть без подачи гражданами соответствующего заявления. Прежде всего, это касается социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста Карпунина Н. А. Юридические факты в пенсионном обеспечении Российской Федерации :автореф. дисс. — М.,2010. — 30 с..

Категория «инвалидность» является объектом изучения различных наук: философии, социологии, медицины, психологии, права и др. С учетом ее направленности и специфики изучаются разные стороны, признаки, свойства данного биосоциального явления. Именно поэтому в одних случаях, например, инвалидность имеет значение медицинского факта, в других социального факта, в-третьих, юридического факта.

С юридическим фактом-состоянием инвалидности пенсионное законодательство связывает субъективное право граждан на пенсию по инвалидности соответствующего вида и размера. Анализ норм пенсионного законодательства позволяет сделать вывод о том, что юридические фактические составы — основания возникновения пенсионных правоотношений по инвалидности для различных категорий граждан по своему составу значительно различаются. Связано это с тем, что помимо «ключевого факта» — инвалидности, двухсторонних юридических действий (волеизъявления гражданина и решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначении пенсии по инвалидности), юридические фактические составы включают в себя дополнительные юридические факты. Например, это факт участия в Великой Отечественной войне, факт награждения знаком «Житель блокадного Ленинграда», факт постоянного проживания на территории Российской Федерации, факт работы в качестве застрахованного лица и др.

В науке права социального обеспечения определения инвалидности, традиционно основываются на понимании инвалидности, как сложной медико-социальной характеристики состояния здоровья человека, в том числе его способности к трудовой деятельности. При этом состояние здоровья человека (медицинский критерий) рассматривается в качестве причины инвалидности, а утрата трудоспособности как следствие состояния здоровья человека (социальный критерий). Нет правильных или неправильных определений инвалидности, они зависят, во-первых, от того, как в конкретном обществе определяется инвалидность, во-вторых, от цели того или иного государства, которое, по мнению диссертанта, всегда ответственно за принятие необходимых мер, способствующих улучшению условий жизни инвалидов.

Социальная составляющая содержания понятия инвалидности, заключается в ограничении жизнедеятельности инвалида по ряду категорий, которые в той или иной мере могут быть ограничены вследствие нарушения здоровья:

а) способность к самообслуживанию;

б) способность к самостоятельному передвижению;

в) способность к ориентации;

г) способность к общению;

д) способность контролировать свое поведение;

е) способность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности.

Ограничение жизнедеятельности может возникнуть на любом этапе жизни человека: в раннем детстве, в зрелом возрасте или в старости. К сожалению, в ряде случаев оно воздвигает барьеры для лиц с инвалидностью, препятствует доступу в различные инфраструктуры общества, создает трудности с трудоустройством, образованием, в целом приводит к определенным последствиям на социальном уровне. Однако ограничение тех или иных способностей человека в результате нарушения здоровья не должны ставить человека в худшее положение по сравнению с другими членами общества. Государство должно гарантировать такому человеку право на достойную жизнь, вне зависимости от его состояния здоровья, способностей выполнять трудовые функции, физических или психических недостатков. Следовательно, возникает необходимость социальной защиты прав и интересов лиц с ограниченными возможностями. При этом под социальной защитой лиц с ограниченными возможностями следует понимать систему медицинских и социально-экономических мероприятий, реализуемых государством в лице его различных органов и учреждений, направленных на обеспечение достойных условий жизни и равных возможностей, всестороннего развития, а также нейтрализации или компенсации ограничений жизнедеятельности указанной категории лиц.

Основные проблемы и противоречия пенсионного обеспечения инвалидов

? разрозненность социальной политики и отсутствие единой стратегии

? пенсионное обеспечение инвалидов в России не увязано с уровнем доходов инвалидов и с его занятостью (незанятостью) и также весьма слабо связано с реабилитацией инвалида.

? пенсии не относятся к льготам и компенсациям активной реабилитации

? законы, обеспечивающие льготы, принимаются без учета возможности их реального финансового исполнения.

Решение сложившихся проблем в сфере пенсионного обеспечения инвалидов требует создания комплексной программы, которая затронет все проблемные зоны.

Заключение

Пенсия по инвалидности — пенсия, устанавливаемая в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (инвалидности). Условия и нормы пенсионного обеспечения зависят от ряда обстоятельств — характера трудовых отношений или службы, иной деятельности, причин наступления инвалидности. Пенсия по инвалидности рабочим и служащим назначается при наступлении инвалидности I, II и III группы. Условия назначения пенсии различаются в зависимости от причины инвалидности: при наступлении и вследствие трудового увечья или профзаболевания пенсия назначается независимо от длительности трудового стажа: если инвалидность явилась следствием общего заболевания, то для назначения пенсия требуется, как правило, определенный общий трудовой стаж. Чем моложе рабочий или служащий, тем меньший требуется стаж.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Признание лица инвалидом производится территориальными бюро государственной службы медико-социальной экспертизы (БМСЭ) по месту жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению.

Приказом Министерства здравоохранения утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, в соответствии с которыми устанавливаются степени ограничения способности к трудовой деятельности, группы и причины инвалидности.

Проблемы, связанные с инвалидностью (ее понятием, дифференциацией групп инвалидности и степеней ограничения способности к трудовой деятельности, приданием юридического значения такому обстоятельству, как причина инвалидности, и др.), не исчерпываются проблемами только пенсионного обеспечения. Это также проблемы занятости инвалидов в общественном производстве, уровня их жизни, социальной адаптации и др. Новые пенсионные законы, к сожалению, вернули страну в далекое прошлое по ряду из этих принципиальных вопросов. Ныне ясно одно: наличие в семье инвалида является одним из факторов, значительно усугубляющих бедность. Пенсионеры-инвалиды оказываются зачастую даже в более тяжелых материальных условиях по сравнению с пенсионерами по старости (уровень их бедности выше в полтора раза, а крайняя бедность встречается в два раза чаще).

Список нормативных правовых актов и литературы

7. Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет : постановление Правительства РФ от 4 июня 2007 г. N 343 (ред. от 02.05.2013) // Рос.газ. — 2007. — 14 июня.

8. Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (ред. от 29.04.2005) : постановление Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17 // Рос. газ. — 2003. — 23 мая.

9. Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы : приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535 // Рос. газ. — 2005. — 21 сент.

10. Беликова Т. Пенсия. Расчет и порядок оформления / Т.Беликова, Л.Минаева. — СПб.: Питер, 2011. — 224 с.

11. Карпунина Н. А. Юридические факты в пенсионном обеспечении Российской Федерации :автореф. дисс. — М.,2010. — 30 с.

12. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения : учебн.пособие / Е.Е.Манчульская, К.В.Добромыслов. — М.: Книжный мир. 2010. — 416 с.

13. Писарева И.В. Пенсионный процесс // Пенсия. — 2009. — № 1(148)

14. Право социального обеспечения / под ред. К.Н.Гусова. — М.: ПБОЮЛ, 2001. — 328с.

15. Страхование от несчастных случаев на производстве: актуарные основы / под ред. В. Н. Баскакова. — М.: Академия, 2011. — «45 с.

16. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения : учебник. — М.: «Дашков и К», 2007. — 418 с.

Коваль Д.В., Ковелёва И.В.

Социальная политика является неотъемлемой частью национальной политики государства, которая обеспечивает защиту прав человека, создает условия для успешного осуществления деятельности и стабильного развития общественной системы. Основным атрибутом социальной политики любого государства является социальная защита населения.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях кризиса происходит снижение уровня социальной защиты населения, и на первый план выходит решение таких проблем как безработица, инфляция, распределение доходов, дефицит государственного бюджета и др.

Целью исследования является анализ основных составляющих социальной защиты и определение основных проблемных аспектов в данной сфере.

Одним из важнейших направлений социальной политики государства является социальная защита населения. Большинство современных экономистов определяют социальную защиту как комплекс организационно-правовых и экономических мер, направленных на обеспечение жизни, здоровья и благосостояния населения в конкретных экономических условиях . Социальная защита — это государственная поддержка определенных категорий населения, которые могут подвергаться негативному влиянию рыночных процессов, обеспечение соответствующего уровня жизни путем оказания правовой, финансовой, материальной помощи отдельным гражданам (маргинальным слоям населения), а также создание социальных гарантий для экономически активной части населения, обеспечение приемлемых для страны условий жизни и труда граждан, в частности через установление социальных стандартов .

Социальная защита осуществляется в виде социального обеспечения, социальных услуг и социальной помощи. (Рис.1)

Общеобязательное государственное социальное страхование – это система мер, обязательств и гарантий, которые предусматривают предоставление социальной защиты населению за счет денежных фондов, которые формируются путем уплаты страховых взносов работодателями и гражданами, а из бюджетных и других источников, предусмотренных законодательством.

Социальная помощь – это система мер по улучшению состояния определенных социальных слоев путем реализации социальных программ и обеспечения деятельности сети соответствующих социальных учреждений. Такая помощь не является гарантированной, а предоставляется по решению соответствующих органов с учетом существующих в обществе критериев для назначения такой помощи.

Предоставление социальных услуг – это звено, которое объединяет административно-правовую систему социальной защиты с теми, для кого она предназначена, — населением. Эту функцию должен выполнять социальный работник, который обязан предоставлять эффективные социальные услуги индивидам, семьям, группам, гражданам и обществу с целью улучшения качества жизни и функционирования социума .

Построение эффективной системы социальной защиты предполагает наличие сбалансированных систем социального страхования и социальной помощи как базовых элементов социальной защиты населения.

Следует отметить, что в Украине действующая система социальной защиты является крайне несовершенной. Более того, пытаясь ее усовершенствовать, изменить форму социальной поддержки не учитывается целый ряд факторов. Во-первых, слабость общественно-экономических и политических организаций, обеспечивающих социальную защиту населения. Во-вторых, сами формы социальной поддержки, имея номенклатурное происхождение, в большинстве случаев тяготеют к корпоративной модели организации, что создает тенденцию к формированию закрытых и бюрократически организованных форм социальной защиты. Одинаковая доступность, общие правила функционирования, демократичность функционирования системы социальной защиты становятся в этом случае недостижимой целью, а не реальным механизмом. Система социальной защиты в этом случае действительна только для отдельных категорий работников отдельных категорий граждан, для тех, кто оказался близок к той или иной системе .

Современной экономике Украины необходима такая система социальной защиты, которая позволяет использовать трудовой и инновационный потенциал каждого человека, независимо от социально-экономического статуса, от того, к какой социальной группе он принадлежит. Если это условие не будет выполняться, то проблемным станет использование квалифицированной рабочей силы, которая должна иметь способность к переобучению, инновациям, творчеству.

Таблица 1

Расходы сводного бюджета Украины на социальную сферу и социальную защиту населения

Анализируя табл. 1 следует отметить, что расходы на социальную сферу и социальную защиту населения в структуре всех расходов сводного бюджета Украины увеличились с 37,9 % в 2000 г. до 62% в 2010 г. Но при этом, устойчивого роста расходов на социальную сферу не наблюдается, происходило снижение этого показателя в 2004, 2005 и 2008 годах. В 2006-ом и 2010-ом году наблюдалась рост доли расходов сводного бюджета на социальную сферу, однако проблемными остаются практически все направления социальной сферы .

Что касается прогнозных показателей, то в проекте Государственного бюджета на 2012 год существенно усилены реальные гарантии социальной защиты граждан Украины. Правительство при разработке проекта Государственного бюджета на 2012 год использовало комплексный подход. Речь идёт не только о повышении минимальной зарплаты (к концу 2012 г – 1134 грн.), минимальной пенсии (повышение на 10% — до 916 грн в месяц) и прожиточного минимума (к концу 2012 г – 1095 грн), но и о внедрении прочих экономических инструментов, наполняющих декларируемые социальные гарантии реальным и ощутимым содержимым (контроль над инфляцией, сдерживание роста цен на товары и услуги, укрепление национальной валюты, создание новых рабочих мест). Более 30 млрд. дополнительных гривен пойдут на увеличение социальных выплат, а 12 млрд. – на модернизацию инфраструктуры (школ, больниц, объектов ЖКХ).

Несмотря на то, что в решении этих задач достигнуты определенные успехи (работают жилищные субсидии, система социального страхования), следует отметить, что в текущем году лишь 63 бюджетных программы (7,1% от общего количества) профинансированы в полном объеме. Не было начато выполнение 139 социальных программ, а ассигнования получили на 50 программ меньше, чем было запланировано на этот период. Недофинансирование коснулось программ по охране здоровья, программы социальной защиты детей, информатизации образовательных учреждений .

Таким образом, существует ряд значительных проблемных аспектов в системе социального обеспечения населения, однако первоочередными являются финансирование и несовершенная законодательная и нормативная база регулирования социальной сферы. Что касается финансирования, то, несмотря на увеличение показателей расходов на социальную защиту с 37,9 % до 62,0 % в период с 2000-го по 2010-й год, уровень жизни населения остается низким, о чем свидетельствует низкий уровень доходов, показатели сокращения численности, роста заболеваемости, высокой смертности населения Украины. Относительно второго проблемного аспекта – законодательной и нормативной базы регулирования социальной сферы следует отметить, что в современных условиях она требует значительного усовершенствования, так как большинство законов принимается без учета закономерностей развития общества и сложившейся в стране кризисной ситуации.

Литература

1. Скуратівський В.А. Основи соціальної політики : / Скуратівський В.А., Палій О.М. – К: МАУП, 2002. – 200 с.

3. Иванова О.Л. Социальная политика: теоретические аспекты / О.Л. Иванова. – К.: Академия, 2003. – 107 с.

4. І.В. Рудкевич Напрями державної соціальної політики України в сучасних умовах // Економіка та держава. – 2010. — №6. – с.103 – 105

УДК 614.2(364)+616-036.865

Денисенков А.И.¹ , Зубарева Е.И.², Лукьянова И.Е.3, Орлова Г.Г.4, Отинова Л.В.5

1 Национальная Федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта, Москва
2 ММУ «Светлогорская городская поликлиника», Калининградская область
3 Российская Академия медико-социальной реабилитации, Москва
4 ЦНИИОИЗ, Москва; Кафедра профилактической медицины РУДН, Москва
5 Управление здравоохранения администрации городского округа «Город Калининград»

В последние годы в России осуществлен ряд мероприятий по решению проблем лиц с инвалидностью, основополагающим среди которых было принятие закона «О социальной защите инвалидов в РФ», 1995. Однако, углубленный анализ показал невысокую эффективность, финансовую затратность проектов и программ, посвященных, решению проблем хронических больных и инвалидов.

Наиболее острыми проблемами инвалидов остаются серьезные ограничения жизнедеятельности (согласно МКФ), социальное и правовое неравенство, бедность, низкое качество медицинской помощи, проблемы с лекарственным и реабилитационным обеспечением.

Приоритетом социальной политики должны стать реабилитационные направления, адекватные состоянию экономики в стране. Представляется чрезвычайно важным межведомственная координация и неформальное взаимодействие по вопросам социальной политике министерств, ведомств, государственных и общественных организаций.

Last years in Russia a number of actions aimed at solution of problems concerning persons with physical disability was carried out, among them an adoption of «On social protection of invalids in the Russian Federation» legislation, 1995, was the basic one. However, the profound analysis has shown low efficiency, high financial expenses of the projects and the programs devoted to the solution of problems in chronic patients and invalids.

The most acute problems with invalids are serious restrictions of their vital activity (according to ICF), social and legal inequality, poverty, poor quality of medical care, problems with medicine and rehabilitation provision.

The priorities of social policy should be the rehabilitation directions adequate to economical conditions in the country. Interdisciplinary coordination and informal interaction on issues concerning social policy of the ministries, departments, state and public organizations are represented as vitally important.

Ключевые слова: ограничения жизнедеятельности; реабилитационные центры; социальная политика.

Key words: restrictions of vital activity; rehabilitation centers; social policy.

За последние 15 лет в России впервые были осуществлены серьезные мероприятия в отношении людей с ограничениями жизнедеятельности (инвалидов), по созданию «доступной среды жизнедеятельности» (определение Всемирной Организации Здравоохранения, ВОЗ). При этом был принят ряд указов президентов и законодательных актов, создан в стране институт социальной защиты населения, разработаны информационные системы и программные средства по проблемам инвалидности и инвалидов, приняты меры по расширению общественного понимания потенциала и нужд инвалидов разных групп (Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации», Москва 1998 год).

С принятием закона «О социальной защите инвалидов в РФ», который послужил основой для трансформаций в системе социальной защиты инвалидов, изменилось само содержание понятия «инвалид» . В настоящее время в соответствии с первой статьей закона «инвалид — лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничениям жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Таким образом, произошло существенное расширение критериев установления инвалидности, поскольку ранее из всех ограничений жизнедеятельности принималось во внимание лишь ограничение трудоспособности.

Несомненным достижением является создание в стране реабилитационных центров, большого числа общественных организаций инвалидов, благотворительных фондов, проектов и программ по социальной защите и поддержке инвалидов

Однако, многие программы и проекты, в том числе и государственные, оказались неоправданно затратными, в то время как результативность их оказалась невысокой, а проблемы инвалидов оказались прежними .

Проведенный нами анализ ситуации в стране за последние 5 лет на основе углубленного информационного и экспертного исследования показал невысокую эффективность и значительную финансовую затратность реализованных проектов и программ, посвященных, в основном проблемам реабилитации хронических больных и инвалидов . Наиболее яркой иллюстрацией кризисной ситуации служат показатели детской инвалидности. Так по данным статистики, — в 1980 году она составила 16.5 на 10.000 детей; в 1991 г. –59.4: в 1994 г. – 399; в1996 г. – 514; в 1998 г. – 597. в 2007 – 388).. Истинная численность детей – инвалидов еще выше (примерно в 1,8-2 раза), поскольку в ежегоднике приведены сведения только о детях; получающих социальные пенсии. Степень выраженности ограничения жизнедеятельности детей – инвалидов, а именно отсутствие навыков адекватно вести себя, общаться с окружающими, передвигаться, ухаживать за собой, действовать руками и т.п., объясняет социальную неэффективность проводимой социально политики (рис.1).


Рис 1. Распределение детей-инвалидов по ведущему ограничению жизнедеятельности (тыс.чел.)

Одной из социальных проблем детской инвалидности является рост числа детей-инвалидов с умственной отсталостью. Обращает на себя внимания существенный разрыв по данному показателю между городом и селом (рис. 2).


Рис. 2. Численность умственно отсталых (олигофренов) в расчете на 10 тыс. человек

Экспертная оценка базовых динамических рядов общего числа инвалидов в населении нашей страны за 10 лет (1997-2006) и прогноз на 2007-2010 г.г. позволяет сделать вывод, что при сохранении темпов роста общее число инвалидов в 2010 г. может увеличиться до 17 млн. человек, или, при более благоприятных условиях до 15 млн. человек .

Абсолютные цифры дают возможность реально оценить проблемы государства, их объем и масштабы.

  • Рост социального и финансового бремени детей, пенсионеров и инвалидов
  • Социальные гарантии
  • Социальные льготы, пособия, пенсии
  • Современное социально-экономическое положение страны. Кризис.

Обязательными направлениями государственных мероприятий по проблемам инвалидности и инвалидов при этом являются:

  • Политические
  • Социальные
  • Медико-социальные
  • Медицинские

На сегодня наиболее острыми проблемами инвалидов являются:

  • Серьезные ограничения жизнедеятельности (согласно МКФ)
  • Социальное и правовое неравенство
  • Низкий уровень выплат
  • Бедность
  • Низкое качество медицинской помощи
  • Проблемы с лекарственным и реабилитационным обеспечением

Подтверждением этому служат статистические материалы по продолжительности здоровой жизни и состоянию инвалидности в России (1995 г.)

Табл. 1

Продолжительность здоровой жизни и состояния инвалидности в России (1995 г.)

Рост продолжительности ожидаемой жизни, начавшийся в городе в 2004 г., а на селе в 2005 г., продолжился . За 2007 г. и в сельской, и в городской местности продолжительность жизни увеличилась на 0,9 года и составила соответственно 65,6 и 68,2 года. Опережающим темпом росла продолжительность жизни у мужчин, в результате чего гендерный разрыв сократился на селе с 13,2 до 13 лет, в городе – с 12,7 до 12,2 года (табл.2.).

Табл. 2.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)

Разница между городом и селом в продолжительности ожидаемой жизни в течение трех последних лет сохраняется на уровне 2,6 лет против 1,5 лет в 1989 г. (рис. 3.).


Рис.3. Средняя продолжительность ожидаемой жизни (лет).

Отдельного внимания заслуживают проблемы семей с ограниченными возможностями (СОВ), . Вот далеко не все из них:

  • недостаточные знания по уходу за опекаемым;
  • правовая неграмотность и пассивность в реализации своих прав;
  • неисполнение законов и нормативных актов по социальной защите;
  • формализм и недостаточный уровень социальной помощи;
  • проблемы воспитания и обучения;
  • психологические проблемы;
  • низкий уровень семейного бюджета;
  • низкий уровень организации, качества и доступности медицинской помощи и инвалидам, и опекунам;
  • недостаточный уровень реабилитационной помощи.

Высокие показатели инвалидности усугубляются еще и тем, что в стране сохраняется низкий уровень рождаемости и растет поколение с патологией репродуктивного здоровья и психологически неготовое иметь детей. Так опрос молодых семей (18-30 лет) показал, что не имеют детей 32,4%, имеют одного ребенка 40,9%, двоих — 22,7, троих — 3,5 и 0,5% — более трех детей. Из числа молодых семей, не имеющих детей, вообще не планируют иметь детей — 58%, планируют – 24,2, затруднились ответить – 17,8%. Удельный вес респондентов, репродуктивное поведение которых сдерживается материальным фактором, повысился с 20,1 в 2006 г. до 26,4% в 2007 г.

Другими наиболее значимыми причинами, по которым молодые семьи селян не хотят иметь детей или откладывают их рождение (за исключением случаев, когда детей, по их мнению, в семье достаточно), как и прежде, являются: желание продолжить учебу и продвинуться по службе (22,6%) и неудовлетворительные жилищные условия (18%).

Табл. 3.

Причины, по которым молодые семьи на селе не хотят иметь детей или откладывают их рождение

Причины, по которым молодые семьи на селе не хотят иметь детей или откладывают их рождение В % к числу опрошенных
Нам достаточно имеющихся детей 31,0
Плохое материальное положение, не хотим плодить нищету 26,4
Планируем продолжить учебу и продвинуться по службе 22,6
Плохие жилищные условия и нет средств для их улучшения 18,0
Пока не хотим себя обременять 12,7
Не позволяет здоровье 9,6
Планируем переехать в город и начать там новую жизнь 9,6
Вообще не хотим иметь детей 0,4
Другое 10,9

Всё вышеизложенное требует необходимости новых стратегических и тактических решений.

Большие проблемы связаны и с основными функциями службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, обязанной формировать развитие индивидуальных программ реабилитации (ИПР). Так, по данным С.Н. Пузина с соавт., , из числа всех освидетельствованных в 2002 г. старше 18 лет ИПР была сформирована и выдана лишь 16% инвалидов, а среди детей-инвалидов – 30,5%.

Большое значение в решении проблем эффективной реабилитации имеет комплексная реабилитация, направлениями которой являются:

  • медико-социальная,
  • социально-правовая,
  • психолого-коррекционная,
  • психо-терапевтическая,
  • трудовая,
  • физкультурно-оздоровительная.

Эти принципы обязательны при любом базовом реабилитационном методе. Среди наиболее часто используемых: в реабилитационном центре Национальной Федерации лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта:

  • сочетание ЛВЕ с лечебным массажем и ЛФК, методами кинезотерапии,
  • коррекция энергозатрат и нарушений питания,
  • тренировки по различным видам инвалидного спорта: в т ч настольный теннис, армреслинг, пауэрлифтинг и другие,
  • коррекция поведения, дефектов речи, расширение навыков по общению и самообслуживанию,
  • развитие творческих способностей,
  • формирование первичных навыков разнообразных ремесел .

Несмотря на высокую результативность этого реабилитационного центра проблем у него много, все они близки к проблемам большинства отечественных РЦ:

  • проблемы неравенства РЦ разных форм собственности;
  • проблемы преемственности в оказании социальных и реабилитационных услуг;
  • дефицит кадров и дефекты подготовки;
  • вопросы организации и менеджмента;
  • льготы, кредиты, страхование деятельности РЦ;
  • информационный и инструктивно-методический вакуум.

В заключение нельзя не сказать о том, что приоритетом социальной политики в настоящее время должны стать реабилитационные направления, адекватные состоянию экономики в стране и планируемым затратам на социальные программы и проекты.

Нельзя не учитывать и сложившуюся в стране практику ведомственного подхода к решению социальных проблем. В связи с этим, нам представляется чрезвычайно важным межведомственная координация и неформальное взаимодействие по вопросам социальной политики министерств, ведомств, государственных и общественных организаций.

Не менее актуальной проблемой является привлечение к решению задач национального здоровья проектов и программ на основе социального взаимодействия и партнерства, в том числе привлечение к социальной политике негосударственных средств и частного капитала. В стране отсутствуют стимулы для функционирования неправительственных учреждений социальной помощи.

Список литературы:

Просмотров: 30076

Основные проблемы пенсионного обеспечения инвалидов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *