Глава 30 УК РФ

Царев Е.В. К вопросу об определении объекта преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах…

УДК 343.35

Царев Евгений Вячеславович Tsarev Evgeny Vyacheslavovich

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Нижегородская правовая академия (603134, Нижний Новгород, Костина, 2Б)

E-mail: tsarevzhenya@yandex.ru

К вопросу об определении объекта преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Настоящая статья посвящена проблемам определения объекта преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ. На основе анализа различных позиций ученых, нормативных правовых актов автор делает попытку определить родовой и видовой объекты рассматриваемой группы преступлений. Предложен авторский подход к формулированию непосредственных объектов преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Ключевые слова: объект преступления, государственная власть, государственная служба, муниципальная служба.

Keywords: object of crime, state authority, government service, self-government authority service.

Каждое преступление, выражается ли оно в действии или бездействии, всегда есть посягательство на определенный объект . Объект преступления является одним из основных, базовых понятий в уголовном праве. Характер преступления, его общественная опасность определяются, прежде всего объектом, на который оно посягает .

Правильное определение объекта преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления раскрывает их социально- политическую сущность, специфику характера общественной опасности, что имеет первостепенное значение как при квалификации содеянного, так и при назначении наказания. Кроме того, четкое определение объекта рассматриваемых преступлений имеет не только теоретическую, но и практическую значимость, так как способствует установлению признаков, характеризующих субъекта этих преступлений, тем самым очерчивая круг лиц, могущих нести ответственность по статьям главы 30 УК РФ.

Указанное многоплановое уголовно-правовое значение объекта должностных преступлений в из-

вестной мере объясняет и то, что вот уже на протяжении многих лет в научной юридической литературе дискутируется вопрос о понятии объекта указанных преступлений.

По сложившейся традиции в российском уголовном праве признаком, объединяющим составы различных преступлений в одной главе Особенной части УК, является общность родового (видового) объекта преступления. Многие современные исследователи в качестве родового объекта рассматривают общественные отношения и интересы (блага, ценности), на которые посягают преступления, нормы об ответственности за совершение которых помещены в единый раздел Уголовного кодекса. К видовому же объекту принято относить общественные отношения и интересы, нормы об ответственности за совершение посягательств на которые располагаются в пределах одной главы. Мы придерживаемся традиционных положений доктрины уголовного права, поэтому исследование объекта анализируемого преступления будем проводить в рамках указанного подхода.

Рассматриваемые преступления расположены в главе 30 УК РФ «Преступления против государ-

ственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», которая, в свою очередь, помещена в раздел X УК РФ «Преступления против государственной власти». Таким образом, по представлению законодателя, родовым объектом преступлений, составы которых описаны в данном разделе, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти .

Энциклопедический словарь определяет власть как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия; политическое господство, систему государственных органов . В теории государства и права государственная власть определяется как концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и правопорядок в обществе, защищает граждан от внутренних и внешних посягательств .

Государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная) осуществляется посредством деятельности федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, согласно статье 132 Конституции РФ, закон может наделять отдельными государственными полномочиями и органы местного самоуправления. Нарушая нормальную деятельность органов государственной власти, виновное лицо тем самым совершает посягательство на саму государственную власть.

В соответствии со статьей 12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, органы местного самоуправления отделены от государственной власти и нарушение их нормальной деятельности не составляет посягательства на государственную власть. Несмотря на то, что интересы органов местного самоуправления защищаются нормами главы 30, входящей в состав раздела Х УК РФ, соответствующего указания на это в названии раздела нет.

На данное несоответствие названия и содержания раздела Х УК РФ давно обращают внимание ученые. Предлагаются различные варианты решения данной проблемы. Так, например, Е.В. Львович рекомендует переименовать раздел Х УК РФ и дать ему название «Преступления против интересов государственной власти и местного самоуправления» . Р.Р. Фазылов предлагает считать родовым объектом раздела X УК РФ правильное выполнение государством и местным самоуправлением возложенных на них народом функций. Из этого он делает вывод о том, что раздел X УК РФ следует назвать «Преступления против государ-

ственной власти и местного самоуправления» . А.И. Рарог, ТБ. Басова, М.В. Ремизов в целях более полного отражения объекта всех преступлений, входящих в раздел Х УК РФ, предлагают сформулировать его название как «Преступления против публичной власти», под которой они понимают государственную власть (Российской Федерации), власть субъектов Федерации и органов местного самоуправления .

Употребление в названии раздела Х УК РФ термина «публичная власть», на наш взгляд, вполне уместно, но только после легального его закрепления, а пока «в науке нет единого понимания и однозначного толкования публичной власти» , более правильным будет использование уже закрепленной в законодательстве терминологии — «государственная власть» и «местное самоуправление».

Наиболее подходящим для раздела Х УК РФ является, на наш взгляд, указание в нем на то, что в данном структурном образовании УК объединены «Преступления против государственной власти и органов местного самоуправления». Исходя из такого названия родовой объект преступлений, размещенных в данном разделе, будет определяться как общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти и органов местного самоуправления.

Государственная власть упомянута и как возможный видовой объект посягательства в названии главы 30 УК РФ. По мнению большинства ученых, это обусловлено тем, что отдельные субъекты (например, лица, занимающие государственные должности РФ или государственные должности субъектов РФ) не считаются несущими государственную службу. Они непосредственно исполняют государственную власть, поэтому совершаемые ими злоупотребления и халатность являются посягательством против государственной власти .

К видовому объекту преступлений, предусмотренных в главе 30 УК РФ, исходя из ее названия, отнесены также интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Они заключаются, прежде всего, в четком, полном и своевременном выполнении задач, стоящих соответственно перед каждым государственным органом и органом местного самоуправления.

Сущностную характеристику интересов государственной и муниципальной службы можно уяснить, обратившись к указу Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» , положениям федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» , «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , «О воинской обязанности и военной службе» , «О муниципальной службе в Российской Федерации» и проекту федерального закона

Царев Е.В. К вопросу об определении объекта преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах…

Царев Е.В. К вопросу об определении объекта преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах…

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«О правоохранительной службе Российской Федерации» , где говорится о принципах, на которых основаны данные виды службы, и обязанностях государственных и муниципальных служащих.

Согласно нормативным установлениям, закрепленным в указанных выше документах, государственные и муниципальные служащие должны в своей деятельности строго руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными актами и должностными инструкциями. Они должны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять должностные обязанности, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных и т. д.

Кроме государственных и муниципальных служащих, субъектами преступлений, расположенных в главе 30 УК РФ, могут являться должностные лица государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований Российской Федерации (п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ).

Лица, осуществляющие свою деятельность в государственных корпорациях, в государственных и муниципальных учреждениях, не являются государственными или муниципальными служащими, но их неправомерные деяния в конечном счете посягают на интересы именно государственной или муниципальной службы (в зависимости от того, каким органом рассматриваемые организации были учреждены и финансируются). Это связано с тем, что указанные некоммерческие организации учреждаются государственным органом или органом местного самоуправления для непосредственной практической деятельности по выполнению их функций в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах. Такими учреждениями являются библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и другие. Немаловажное значение имеет источник финансирования. Все указанные выше структуры (за исключением государственных корпораций) содержатся за счет средств бюджетов тех органов, которыми были созданы.

Должностные лица Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» являются военнослужащими и исполняют военную службу — особый вид федеральной государственной службы (ст. 2). В случае совершения преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, они нарушают интересы государственной службы. Поэтому, на наш взгляд, нет необходимости, как делают это отдельные авторы, дополнительно выделять в качестве видового объекта должностных преступлений нормальную деятельность аппарата управления в вооруженных

силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Таким образом, видовым объектом для преступлений, включенных в главу 30 УК РФ, являются общественные отношения, охраняющие государственную власть, а также интересы государственной и муниципальной службы.

Что касается непосредственного объекта должностных преступлений, то и здесь мнения ученых не отличаются единством взглядов на их определение. Отдельные авторы придерживаются точки зрения о том, что непосредственные объекты должностных преступлений тождественны видовому объекту . С этой позицией трудно согласиться, так как последний шире первого и должен охватывать группу непосредственных объектов, которые охраняются отдельными статьями уголовного закона.

Другие авторы непосредственным объектом указанных преступлений признают нормальную работу соответствующего звена (определенного элемента) государственного (публичного, власти и управления) аппарата . Представляется, что данная точка зрения также не в полном объеме отражает сущность непосредственного объекта должностного преступления, так как в ее основе лежит механическое выделение из видового объекта его части безотносительно к норме, предусматривающей ответственность за должностное преступление.

На наш взгляд, понятие непосредственного объекта преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления должно выводиться из законодательного определения состава преступления, признаки которого закреплены в диспозиции соответствующей нормы с учетом тех общественных отношений, которые составляют содержание видового объекта.

Например, исходя из анализа текста статьи 293 УК РФ, основополагающим признаком для данного состава преступления является неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей. Остальные признаки носят конкретизирующий или дополнительный характер.

Недобросовестное или небрежное отношение к службе отражает отношение лица к своей деятельности и в большей степени является причиной неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей.

С учетом указанных выше обстоятельств, непосредственным объектом преступления, предусмотренного статьей 293 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие исполнение должностным лицом своих обязанностей в соответствии с законами и иными нормативными актами, а также в соответствии с задачами своей служебной деятельности.

В некоторых составах преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправле-

ния в качестве последствий указаны ущерб или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства. Последствия преступления могут оказывать влияние на определение тех общественных отношений, которые составляют содержание дополнительного объекта.

Дополнительными объектами рассматриваемых преступлений могут выступать имущественные интересы или законные интересы граждан, организаций, общества и государства, общественные отношения, охраняющие здоровье или жизнь человека.

Примечания

1. ТрайнинА.Н. Избранные труды. СПб., 2004.

2. Дурманов Н.Д. Понятие преступления. М., 1948.

3. Никифоров Б.С. Объект преступления по советскому уголовному праву. М., 1960.

4. Расторопов С.В. Понятие объекта преступления: история, состояние, перспектива // Уголовное право. 2002. № 1.

5. Изосимов С.В., Кузнецов А.П. Служебные преступления: Учебно-практический комментарий (Глава 23, 30 УК РФ). Н. Новгород, 2003.

6. Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики. СПб., 2005.

7. Уголовное право России: учебник для вузов: в 2 т. / под ред. А.Н. Игнатова и Ю.А. Красикова. М., 2005. Т. 2: Особенная часть.

8. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для вузов / под ред. М.П. Журавлева и С.И. Никулина. М., 2004.

9. Большой энциклопедический словарь / гл. ред.

A.М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

10. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В.М. Корельского и

B.Д. Перевалова. М., 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Уголовное право России. Часть Общая и Особенная: учебник / под ред. А.И. Рарога. М., 2006.

14. Басова Т.В. Уголовная ответственность за должностные преступления: проблемы правотворчества и правоприменения в условиях административной реформы Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук. Владивосток, 2005.

15. Басова Т.В. Современная трактовка объекта должностных преступлений // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2005. № 3.

17. Юридический энциклопедический словарь / М.О. Буянова ; отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2008.

18. Волженкин Б.В. Служебные преступления. М., 2000.

19. Российская газета. 2002. 15 августа.

20. Собрание законодательства РФ. 2003. № 22, ст. 2063.

21. Собрание законодательства РФ. 2004. № 31, ст. 321 5.

22. Собрание законодательства РФ. 1998. № 13, ст. 1475.

23. Собрание законодательства РФ. 2007. № 10, ст. 1152.

24. URL: http://chupanov.narod.ru/Library/03/01.htm

25. Система государственной службы включает в себя государственную гражданскую, военную и правоохранительную службы. На сегодняшний день правовые, организационные и финансово-экономические основы последней на законодательном уровне не установлены.

27. Гельфанд И.А. Хозяйственные и должностные преступления в сельском хозяйстве. Киев, 1970.

28. Квициниа А.К. Взяточничество и борьба с ним. Сухуми, 1980.

29. Прапестис Й.Й. Уголовно-правовая борьба с халатностью: дис. … канд. юрид. наук. М., 1982.

30. Здравомыслов Б.В. Должностные преступления (понятие и квалификация). М., 1975.

31. Умалатов Б.У. Уголовная ответственность за халатность по советскому уголовному праву: дис. . канд. юрид. наук. М., 1976.

32. Наумов А.В. Российское уголовное право: курс лекций: в 2 т. М., 2004. Т. 2: Особенная часть.

1. TraininA.N. Selectas. St. Petersburg, 2004.

2. DurmanovN.D. Definition of crime. Moscow, 1948.

3. Nikiforov B.S. Object of crime in soviet criminal. Moscow, 1960.

4. Rastoropov S.y. The definition of object of crime: history, meaning, perspective // Criminal law. 2002. № 1.

6. Volzhenkin B.V. Criminal breach of trust: Comments of legislation and legal precedents. St. Petersburg, 2005.

7. Russian criminal law: college textbook: in 2 vol. / ed. by A.N. Ignatov, U.A. Krasikov. Moscow, 2005. Vol. 2.

8. Criminal law. Common and Special parts: college textbook / ed. by M.P Zhuravlev, S.I. Nikulin. Moscow, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Great encyclopedia dictionary / ed. by A.M. Prokhorov. Moscow, 1998.

10. The state and law theory. College textbook / ed. by V.M. Korelsky, V.D. Perevalov. Moscow, 1998.

Царев Е.В. К вопросу об определении объекта преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах…

Царев Е.В. К вопросу об определении объекта преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах…

13. Russian criminal law. Common and Special parts: textbook / ed. by A.I. Rarog. Moscow, 2006.

15. Basova T.V. Modern treatment of the object of official crime // «Black holes» in Russian legislation. 2005. № 3.

17. Juridical encyclopedia dictionary / M.O. Buyanova ; ed. by M.N. Marchenko, Moscow, 2008.

18. Volzhenkin B.V. Criminal breach of trust. Moscow, 2000.

19. Rossiyskaya gazeta. 2002. August, 15.

20. Collection of legislative acts of the RF. 2003. № 22, art. 2063.

21. Collection of legislative acts of the RF. 2004. № 31, art. 3215.

22. Collection of legislative acts of the RF. 1998. № 13, art. 1475.

23. Collection of legislative acts of the RF 2007. № 10, art. 152.

24. URL: http://chupanov.narod.ru/Library/03/01.htm

27. GelfandI.A. Economic and official crime in agriculture. Kiev, 1970.

28. Quicinia A.K. Corruption and its control. Sukhumi, 1980.

29. PrapestisI.I. Criminal legal control of criminal negligence: dissertation… candidate of legal sciences. Moscow, 1982.

СТ 287 УК РФ.

1. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они: а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти; б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) повлекли тяжкие последствия, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 287 ТК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает правила предоставления гарантий и компенсаций работникам, являющимся совместителями.

2. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи только по основному месту работы предоставляются гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В данном случае имеются в виду именно те гарантии и компенсации, которые установлены работникам:

— в связи с совмещением ими работы с получением образования (см. коммент. к ст. ст. 173 — 176);

— в связи с негативным воздействием на них природно-климатических факторов.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по совмещаемой работе не предоставляются, в частности: гарантии медицинского обслуживания; компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно; компенсации расходов, связанных с переездом (см. коммент. к ст. ст. 323, 325, 326).

3. Что касается других гарантий и компенсаций, в т.ч. предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, то они предоставляются работающим по совместительству наравне с другими работниками, т.е. в полном объеме.

В частности, при увольнении совместителей в связи с ликвидацией организации либо сокращением в ней численности или штата работников им выплачивается выходное пособие в размере среднего заработка. Вместе с тем следует иметь в виду, что за совместителями, увольняемыми по указанным основаниям, среднемесячный заработок на период трудоустройства не сохраняется, т.к., имея основное место работы, они в трудоустройстве не нуждаются (см. коммент. к ст. 178).

Комментарий к Ст. 287 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона описывается альтернативно как деяние в форме действия (предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате) или бездействия (неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов) указанным органам государственной власти).

Неправомерность отказа предполагает обязанность предоставить информацию (документы, материалы) на основании закона (см. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»).

2. Преступление окончено с момента направления отказа или направления неполной либо ложной информации; несоблюдение сроков предоставить информацию (документы, материалы) в отсутствие прямого отказа, выраженного в письменной или устной форме, не может рассматриваться как преступление.

3. Субъект преступления специальный: должностное лицо, обязанное предоставить соответствующую информацию.

4. Среди признаков особо квалифицированного состава (ч. 3) необходимо о, предполагающий сокрытие любых правонарушений (в том числе административных и дисциплинарных), совершенных должностными лицами органов государственной власти, и п. «в», предполагающий тяжкие последствия (см. комментарий к ст. 286 УК).

Другой комментарий к статье 287 ТК РФ

§ 1. Изменения затронули ч. 2 ст. 287. Уточнен круг актов, которыми могут устанавливаться гарантии и компенсации совместителям. В них включены: трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты. Слово «организации» исключено.

§ 2. Предусмотренные законодательством, соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами гарантии и компенсации, как правило, предоставляются и совместителям (см., например, ст. 164 — 172 ТК).

§ 3. Прекращение трудовых отношений с совместителем не дает ему права на гарантии, предусмотренные для высвобождаемых работников, нуждающихся в трудоустройстве (см. ч. 1 и 2 ст. 178 ТК) в связи с тем, что у работника сохраняются трудовые отношения по основному месту работы.

Комментарии к статье

Объективная сторона преступления характеризуется:

  1. неправомерным (т.е. не основанным на законе) отказом в предоставлении информации (документов, материалов) Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ;
  2. уклонением от предоставления информации;
  3. предоставлением заведомо неполной или заведомо ложной информации.

Отказ предоставить информацию — ясно выраженное в письменной или устной форме заявление должностного лица о том, что информация не будет предоставлена. Мотивы и причины непредоставления значения не имеют.

При уклонении от предоставления необходимой информации должностное лицо, не заявляя о нежелании ее предоставлять, затягивает ее предоставление, чаще всего под надуманными предлогами.

Неполная информация не содержит всех необходимых сведений и данных, запрошенных Федеральным Собранием РФ или Счетной палатой РФ, или обязательных для периодического предоставления им в силу закона или иного нормативного акта. Ложной является информация, не соответствующая действительности или искажающая истинное положение дел.

Преступление считается оконченным с момента выраженного отказа в предоставлении информации, начала уклонения от ее предоставления либо сообщения (предоставления) ложной информации.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Предоставление ложной или неполной информации по ошибке, невнимательности и другим причинам, исключающим умысел, при определенных условиях может квалифицироваться как халатность (ст. 293 УК).

Субъект преступления специальный — должностное лицо, обязанное предоставить информацию. Как правило, им является руководитель соответствующего органа.

В п. «а» ч. 3 комментируемой статьи говорится о сокрытии правонарушений должностными лицами органов государственной власти. При этом не имеет значения, скрывает ли оно собственное правонарушение или совершенное другим должностным лицом указанного органа.

О характеристике тяжкого последствия см. комментарий к ст. 285 УК. Вина в отношении этих последствий может быть как умышленной, так и неосторожной.

Комментарий к ст. 287 УК РФ

Объектом преступления выступают отношения в сфере информационного обеспечения Федерального Собрания РФ и Счетной палаты РФ, выступающего условием их нормальной деятельности. Предметом преступления является информация в виде различных документов и материалов, которая либо запрашивается данными органами в связи с возникшей необходимостью, либо предоставляется им периодически в силу установленного законодательством порядка.

В соответствии со ст. ст. 94, 95 Конституции РФ Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом Российской Федерации и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Кроме того, ст. ст. 102, 103 Конституции РФ к ведению Совета Федерации и Государственной Думы отнесен ряд иных важных вопросов. Согласно ст. 1 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Для эффективного выполнения возложенных на них функций Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ и Счетная палата РФ должны обладать всей необходимой для обеспечения своей деятельности информацией. Иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации и их должностные лица обязаны предоставлять такую информацию (в том числе по поступившему в их адрес запросу), если такая обязанность установлена соответствующим нормативным правовым актом .

———————————

СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

См., напр.: ст. 13 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74; ст. 13 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

В комментируемой статье не конкретизирован характер информации, отказ в предоставлении которой образует состав рассматриваемого преступления. Это означает, что требуемая информация может быть любого плана, относиться к любому вопросу, рассмотрение, решение которого находятся в компетенции запрашивающего органа.

Так, в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.

По требованию Счетной палаты Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны представлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Остальные предприятия, учреждения и организации обязаны представлять по требованию Счетной палаты справки и копии документов по операциям и расчетам с ними.

Отказ или уклонение должностных лиц указанных органов, предприятий, учреждений и организаций от своевременного предоставления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также предоставление ложной информации влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Нарушение указанных требований влечет для виновных должностных лиц уголовную ответственность по ст. 287 УК РФ. Аналогично решается вопрос об ответственности за незаконный отказ в предоставлении информации и Федеральному Собранию Российской Федерации.

Объективная сторона преступления может быть выражена в таких альтернативных деяниях, как: 1) неправомерный отказ в предоставлении информации Совету Федерации РФ, Государственной Думе РФ или Счетной палате РФ; 2) уклонение от предоставления информации; 3) предоставление заведомо неполной информации; 4) предоставление заведомо ложной информации.

Неправомерный отказ в предоставлении информации — это открытое заявление должностного лица о непредоставлении требуемой информации. Для признания отказа неправомерным необходимо установить, что: обязанность предоставления информации установлена законом или иным нормативным правовым актом и должностное лицо не имело законных оснований для отказа; отсутствуют уважительные причины такого отказа (например, фактическое отсутствие запрашиваемой информации); запрос на предоставление информации оформлен надлежащим образом и исходит от указанных в ст. 287 УК РФ органов. Последнее следует понимать таким образом, что запрос должен быть подписан не любым сотрудником Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ или Счетной палаты РФ, а лицом, обладающим таким правом.

К примеру, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» член Совета Федерации, депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы направляется ими самостоятельно и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через тридцать дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок .

———————————

СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466.

При наличии приведенных выше условий в действиях лица, незаконно отказавшего в предоставлении информации, усматривается состав преступления, предусмотренного ст. 287 УК РФ.

Отказ в предоставлении информации в виде уклонения будет иметь место тогда, когда должностное лицо не заявляет прямо о своем отказе, а выдвигает несуществующие и надуманные причины невозможности предоставить необходимую информацию (например, отсутствие либо утрата документов, необходимость в их доработке и т.д.) либо затягивает предоставление информации, ничем не объясняя свое поведение.

При предоставлении заведомо неполной информации должностное лицо сообщает не все интересующие Совет Федерации, Государственную Думу или Счетную палату сведения, притом что такие сведения у него имеются, а также имеется возможность предоставить требуемую информацию в полном объеме.

При предоставлении заведомо ложной информации лицо сообщает адресату сведения, которые полностью либо в какой-то части не соответствуют действительности.

По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения любого из указанных в диспозиции ст. 287 УК РФ деяний независимо от того, повлекло ли это какие-то последствия.

Субъективная сторона выражена виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что неправомерно отказывает в предоставлении информации Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате, уклоняется от ее предоставления либо предоставляет неполную или ложную информацию, и желает так поступить.

В случае если предоставление неполной или ложной информации вызвано невнимательностью должностного лица, просчетами и допущенными в работе ошибками, признак заведомой для лица неполноты или ложности информации отсутствует, поэтому содеянное не образует состава ст. 287 УК РФ. При наличии к тому оснований лицо может нести ответственность за халатность (ст. 293 УК РФ).

Субъект преступления специальный — должностное лицо, обязанное в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом предоставлять информацию Совету Федерации РФ, Государственной Думе РФ или Счетной палате РФ по их запросу или по иному основанию.

Частью 2 ст. 287 УК РФ установлена ответственность за совершение деяния при квалифицирующих обстоятельствах. Квалифицированный состав преступления будет иметь место в том случае, если преступление совершено лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ.

Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 ст. 287 УК РФ) имеет место в случаях, когда:

— пункт «а»: деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 ст. 287 УК РФ, сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти. Следует отметить, что к правонарушениям относятся не только преступления, но и правонарушения, ответственность за которые предусмотрена иными отраслями права (например, дисциплинарные, административные, налоговые и другие правонарушения). Данный квалифицирующий признак имеет место в случае сокрытия не правонарушений вообще, а совершенных именно должностными лицами, при этом должностными лицами только органов государственной власти. При этом скрываться может правонарушение, совершенное как самим должностным лицом, так и другими должностными лицами органов государственной власти;

— пункт «б»: указанные деяния совершены группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК РФ);

— пункт «в»: указанные деяния повлекли тяжкие последствия. Данный признак является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств дела. К числу тяжких можно отнести такие последствия, как: искажение данных федерального бюджета при его утверждении на очередной год, срыв работы над важным законопроектом, невозможность реализации федеральной программы, нарушение конституционных прав и свобод значительного числа граждан, принятие Советом Федерации, Государственной Думой, Счетной палатой и другими органами государственной власти ошибочных решений по вопросам внутренней и внешней политики и др.

Вина по отношению к данным последствиям может быть как умышленной, так и неосторожной. В последнем случае речь идет о преступлении, совершенном с двумя формами вины (ст. 27 УК РФ).

Другой комментарий к статье 287 Трудового Кодекса РФ

В ч. 1 комментируемой статьи указаны отдельные виды гарантий и компенсаций, которые не предоставляются лицам, работающим по совместительству. Соответственно, лицам, работающим по совместительству, предоставляются гарантии и компенсации, если они совмещают работу с обучением (см. коммент. к ст. ст. 173 — 176) или если они работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (см. коммент. к ст. ст. 318, 323, 325, 326), только по основному месту работы и не предоставляются на работе по совместительству.

Например, оплата работнику, обучающемуся в учебном заведении, производится только по месту основной работы и не предоставляется ему организациями, в которых он работает по совместительству.

Лица, работающие по совместительству в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не вправе претендовать по совмещаемой работе: на гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников; гарантии медицинского обслуживания; компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, а также компенсации расходов, связанных с переездом, т.е. они не имеют права претендовать на льготы, закрепленные в ст. ст. 318, 323, 325 и 326 ТК и предоставляемые им по основному месту работы (см. указанные статьи ТК).

Все остальные гарантии и компенсации, предусмотренные ТК, другими законами и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, распространяются на лиц, работающих по совместительству, в полном объеме.

Глава 30 УК РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *