Символика такси

Примерно с середины февраля 2017 года к нам начали поступать запросы от водителей на «оклейку по ГОСТу». Признаемся, по началу, мы не совсем понимали, о чем идет речь, но при этом мы точно знали, что ГОСТ никак не регулирует правила оклейки такси. Но, подумали мы, раз люди спрашивают, значит мы должны докопаться до истины и понять, что же они имеют ввиду, чтобы иметь возможность предложить данную услугу. Но все оказалось несколько иначе ))

Для начала давайте выясним, что же такое ГОСТ. Изначально аббревиатура «ГОСТ» обозначала «Государственный стандарт» — одну из основных категорий стандартов в СССР. После, в 1992 году члены СНГ заключили соглашение, о признании стандартов «ГОСТ» СССР в качестве межгосударственных. При этом предполагалось, что аббревиатура «ГОСТ» будет сохранена за вновь вводимыми межгосударственными стандартами.

Единственным ГОСТом, имеющим отношение к автомобилям такси, является ГОСТ 25869-90, введенный 1 июля 1991 года. Данный документ называется «Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций» и описывает общие технические требования к пассажирскому наземному транспорту. Несмотря на то, что через полгода после введения данного межгосударственного стандарта Советский Союз распался, он является действующим и по сей день.

Итак, что же регламентирует данный ГОСТ? Процитируем его в части оформления автомобилей такси:

Настоящий стандарт распространяется на отличительные знаки таксомоторов (легковых, маршрутных) и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта общего пользования и устанавливает единые (общие) требования к отличительным знакам, указателям и схемам маршрутов, информационным табличкам автобусов, троллейбусов, трамваев, информационно-указательным знакам их остановочных пунктов, информационному оформлению пассажирских станций.

1. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ТАКСОМОТОРОВ
1.1. Отличительный знак предназначен для обеспечения сигнальности и опознаваемости в общем транспортном потоке.
1.2. Отличительным знаком таксомоторов является символика таксомоторных перевозок — композиция из черных и белых квадратов, расположенных в шахматном порядке, наносимая на опознавательный фонарь оранжевого цвета, устанавливаемый на крыше автомобиля.
Изображение и основные размеры знака, наносимого на опознавательный фонарь таксомоторов, приведены в приложении 1, расположение отличительного знака — в приложении 2.
1.3. По показателям внешнего вида отличительный знак должен соответствовать III классу ГОСТ 23852.
1.4. Символику таксомоторных перевозок наносят на опознавательный фонарь эмалью холодной сушки черного цвета.
1.5. Потеки и распылы краски при нанесении изображения символики отличительного знака на поверхность опознавательного фонаря не допускаются. ГОСТ 25869-90

Ниже представлены непосредственно сами страницы из ГОСТ 25869-90:





Стоимость оклейки по ГОСТ Московской области

Наименование Что включено Изображение Количество Стоимость
Оклейка такси по ГОСТу для Московской области Желтая светоотражающая полоса 15 см по всей длине кузова 2 шт 4 000 руб.
Шашечный пояс по длине дверей 4 шт
Серая полоса 15 см по всей длине кузова 2 шт

Что же стандартизирует данный ГОСТ в части оформления такси?

Как Вы можете убедиться сами, данный ГОСТ всего лишь определяет размер «шашечек» на оранжевом фонаре, устанавливаемом на крыше автомобилей такси, и ничего более! Т.е. какие либо правила оформления для машин, работающих в такси, данный стандарт не устанавливает и никак это оформление не ограничивает! Более того, по состоянию на 2018-й год ни один действующий на территории Российской Федерации закон не ссылается на данный ГОСТ и в КоАП не предусмотрено никаких штрафов за несоответствие такси ГОСТу! Таким образом получается, что автомобиль такси может быть оклеен как угодно, т.к. единого стандарта просто не существует! Если же контролирующие органы пытаются указать Вам, что Ваше такси оклеено не по ГОСТу, то Вы имеете полное право потребовать назвать закон, регламентирующий маркировку автомобиля по ГОСТу, а также статью КоАП, которая определяет наказание за несоответствие оклейки ГОСТу! Вам могут указать на статью 11.14.1 КоАП «Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси», но данная статья говорит о штрафе за отсутствие цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше (на водителей — 3 тыс. руб., на юр.лиц — 50 тыс. руб.), но не о наказании за несоответствие данной цветографической схемы ГОСТу! Для большей убедительности в разговоре с чиновниками, Вы можете скачать ГОСТ 25869-90, распечатать его и возить с собой.

А как же оклейка такси по ГОСТу в Московской области?

Выше мы разобрались с ГОСТом и выяснили, что регулируемых государством стандартов оклейки такси не существует, поэтому те компании, которые предлагают услугу «оклейки такси по ГОСТу» несколько лукавят. Тем не менее, запросы с данной формулировкой поступают постоянно, и в процессе общения с клиентами вот что выяснилось. В феврале 2017 года в Московской области был принят закон № 2/2017-ОЗ, который обязывает всех владельцев такси иметь автомобили белого цвета с желтой светоотражающей полосой вдоль кузова, серой полосой снизу автомобиля, шашечным поясом и оранжевым фонарем «такси» на крыше. Именно требования этого регионального закона водители подмосковных такси и называют ГОСТом, а под «оклейкой такси по ГОСТу» подразумевают оклейку машины в соответствии с данным законом Подмосковья.

Англичане и французы спорят об этом уже почти 400 лет
Говорят, история такси началась еще в Древнем Риме. Тогда это были колесницы, на оси которых изобретательные римляне крепили «таксометр» — довольно сложный механический счетчик, состоявший из двух зубчатых колец с отверстиями, и ящичка, прикрепленного к колесной оси. Когда отверстия колец совпадали, а это происходило через каждую милю, то в ящик падал камушек. В конце поездки камни подсчитывали и исходя из их количества оплачивали проезд. К сожалению, после падения Римской империи «такси» (как, впрочем, и многие другие изобретения) забыли на долгие века.
Кабриолет или фиакр?
Повторное изобретение такси произошло в XVII веке. Эту честь оспаривают друг у друга старинные соперники — Англия и Франция. Причем Англия готова назвать конкретную дату — 1639 год. Именно в этом году корпорация коучменов (местных кучеров) получила лицензию на извоз — и на улицы страны выехали четырехколесные экипажи под названием «хэкни» (hackney — «разъездная лошадь»). В 1840 — 1850 годах неповоротливые кареты заменили двухколесные открытые повозки — кабриолеты. Впрочем, англичане быстро сократили название до кэба. С 1907 года производители автомобилей взялись за разработку моделей, которые можно было бы использовать в качестве таксомоторов. Традиционным цветом лондонских такси стал черный, символизирующий честь и достоинство. С начала прошлого века «блэк кэбы» стали таким же узнаваемым атрибутом Лондона, как Биг-Бен или Тауэрский мост.

Первенство англичан оспаривают французы, причем не без оснований. Ведь даже слово «такси» происходит от французского taximиtre — «счетчик цены». Соотечественники д`Артаньяна утверждают, что первое такси появилось именно во Франции, в городе Мо. На одном из постоялых дворов возле часовни Святого Фиакра предприимчивый горожанин по фамилии Соваж организовал парк двухместных конных экипажей и открыл компанию по перевозке местных жителей. Каждая повозка была украшена изображением святого, поэтому вскоре этот вид транспорта стали называть «фиакрами». Кстати, символ Святого Фиакра — лопата, отсюда и выражение: «Таксисты лопатой деньги гребут». Экипажи Соважа имели большой успех, дело развивалось, а в 1896 году лошадей на повозках заменил бензиновый двигатель. Моторизованные фиакры продолжали развозить пассажиров, но плата за проезд по старинке оговаривалась заранее, что было весьма неудобно.
Плачу два счетчика
В 1891 году немецкий ученый Вильгельм Брюн изобрел первый таксометр, и ситуация изменилась. В 1907 году на улицах Лондона появились первые автомобили, оборудованные таксометрами, их стали называть таксомоторами, или просто такси.

Оценив востребованность этого вида транспорта, производители наладили выпуск специальных машин, и тут французы вырвались вперед — первой стала компания Renault. Такси отличались цветом — чтобы выделяться в общем потоке движения — и конструкцией кузова. Первые «Рено» напоминали знаменитые фиакры — пассажирская часть была похожа на закрытую карету, а шофер находился в открытой дождю и ветру передней части. Поэтому униформой таксистов стал длинный непромокаемый плащ и фуражка военного образца. К счастью, вскоре машины начали делать полностью закрытыми, в них появилась подвижная стеклянная перегородка, отделяющая водителя от салона с пассажирами.
Эх, голуби!
Такси в России было представлено извозчиками. Самые дешевые экипажи — ваньки — приезжали из деревень. Их клиентурой в основном были мелкие чиновники, небогатые мещане и приказчики. Другая категория — лихачи — имели хороших, справных лошадей и лакированные коляски на шинах-дутиках. Их услугами пользовались купцы, офицеры и кавалеры с дамами. Своих клиентов лихачи поджидали возле театров, гостиниц и ресторанов. Аристократией среди извозчиков были «голуби со звоном», или «голубчики». На своих экипажах они устанавливали поддужные мелодичные колокольчики. Название же пошло от знаменитого выкрика кучера: «Эх, голуби!»

У каждого извозчика имелся номер. Сначала он крепился на спине, потом его стали прибивать к облучку. Извозчик должен был иметь спецодежду: синий или красный (в зависимости от разряда экипажа) кафтан, невысокий цилиндр. Все экипажи делились на три разряда. Каждому был предписан цвет коляски и ночного фонаря. Первый разряд: рессорные крытые экипажи на дутых резиновых шинах — красный цвет. Второй: такие же экипажи, но без воздушных шин — синий. Все остальные экипажи — третий разряд.

Существовали и дорожные правила. Извозчиков обязали держаться правой стороны и ездить умеренной рысью — до десяти-двенадцати километров в час. С наступлением сумерек на экипажах зажигали специальные фонари. Нельзя было оставлять пролетку на улице без присмотра — извозчик должен был постоянно находиться на облучке. А ставить вдоль тротуаров пролетки можно было только в один ряд.

В 1907 году газета «Голос Москвы» известила читателей о том, что в городе появился первый извозчик на автомобиле. Его примером воспользовались и другие шоферы, и вскоре появилось множество машин, специализирующихся на извозе за оговоренную плату. Революция и Гражданская война прервали развитие сервиса, но в декабре 1924 года Моссовет принял решение о создании парка советского такси. Планировалось закупить 200 автомобилей марок Renault и Fiat, и с июня 1925 года первые 15 машин выехали на улицы города. Плата за проезд была одинакова: каждая верста стоила 50 копеек.

В 1934 году начался выпуск отечественных легковых автомобилей, благодаря чему парк таксомоторов увеличился более чем в 6 раз. После войны большую часть машин такси составляли ГАЗ-М20 «Победа», а вскоре, в 1948 году, на борту кузова появилась знаменитая шахматная полоса и зеленый огонек, сигнализирующей о том, что такси свободно.

Есть несколько объяснений происхождения шашечек как символа обозначения такси. Они, якобы, появились в Америке, где некая автофирма «такси Checker Чикаго» по перевозке взяла себе в качестве символа расцветку финального флажка соревнований «Формула-1». В названии этой фирмы слово Checker как раз и означает «шашечки». По другой версии это «Формула-1» скомуниздила себе этот знак у американского такси.

Говорят, когда появилось такси в Москве , то первыми машинами для такси служили «Победы», у которых по периметру шла линия из шашечек.

Есть и другие версии появления шашечек.

Но всё это полная ерунда! Шашечки на такси изобрели русские извозчики. Доказательство? Посмотрите внимательно на картину Б.М.Кустодиева «Извозчики». Видите? Не видите? А что на скатерти? То-то же! Знай наших!

Символика такси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *