Права потерпевшего по делу об административном правонарушении

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2016), физическое лицо, являясь лицом, обратившимся в Управление Роспотребнадзора с указанием на нарушение обществом его прав и на наличие в действиях юридического лица событий административных правонарушений, наделено в силу ст. 25.2 КоАП РФ правами потерпевшего.

В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ, потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Потерпевший может быть опрошен в соответствии со ст. 25.6 КоАП РФ.

Пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», установлено, что право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

На основании ч.ч. 2, 6 ст. 28.2 КоАП РФ, сведения о потерпевшем указываются в протоколе об административном правонарушении, копия которого впоследствии вручается ему под расписку.

В силу ст. 29.11 КоАП РФ, копия постановления по делу об административном правонарушении также вручается под расписку потерпевшему по его просьбе либо высылается по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Новая редакция Ст. 25.5 КоАП РФ

1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

2. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

3. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

4. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

5. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 25.5 КоАП РФ

1. В целях эффективной защиты прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности, и потерпевших в производстве по делу могут участвовать защитники и представители.

2. Защитником является лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Представителем является лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевший выбирают своих защитников и представителей самостоятельно и добровольно в соответствии с собственными требованиями.

3. Защитник и представитель могут быть допущены к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента установления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, то есть с момента составления протокола об административном правонарушении. При административном задержании физического лица защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

4. Защитники и представители вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения по делу, постановление по делу и пользоваться иными процессуальными правами.

5. Защитниками и представителями могут быть адвокаты и иные лица. Защитниками и представителями не могут быть лица, которые ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу либо в соответствии со своим служебным положением осуществляют надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых стало основанием для возбуждения дела.

6. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом признается лицо, наделенное правом осуществлять адвокатскую деятельность. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иных лиц удостоверяются доверенностью.

Другой комментарий к Ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Юридическая помощь физическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть оказана защитником, в роли которого выступает адвокат по ордеру, выданному юридической консультацией. Новеллой является то, что адвокат допускается к участию в производстве с момента составления протокола об административном правонарушении, т.е. с момента возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Если физическое лицо подлежит административному задержанию как мере обеспечения производства, адвокат допускается к участию в производстве с момента административного задержания.

2. Адвокат вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, от имени подзащитного приносить жалобы на постановления о назначении административного наказания, т.е. он наделен широкими процессуальными правами.

3. Юридическую помощь потерпевшему от административного правонарушения может оказывать его представитель, полномочия которого удостоверяются доверенностью потерпевшего, оформленной надлежащим образом. Представитель допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. Его иные процессуальные права аналогичны процессуальным правам защитника. В роли представителя потерпевшего в производстве также может выступать адвокат.

Статья «Новая адвокатская газета», № 7, 2010

Судебная практика по вопросу применения указанных норм до недавнего времени практически отсутствовала. Однако адвокатам коллегии адвокатов «Таможенный адвокат» (далее — Коллегия) удалось добиться разрешения данного вопроса в пользу участников дел об административных правонарушениях.

В Коллегию обратились представители одной компании (далее — Компания) в связи со следующими обстоятельствами.
В течение 2008 г. одной из таможен в отношении Компании были возбуждены дела об административных правонарушениях (в общей сложности 17 дел). Далее производство по указанным делам об административных правонарушениях было прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Отказ таможни
Получив копии постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях, представитель Компании — адвокат Коллегии, действующий на основании ордера, подал в таможенный орган ходатайство о предоставлении для ознакомления материалов указанных дел об административных правонарушениях и запрос о предоставлении копий документов, находящихся в делах об административных правонарушениях.

В удовлетворении ходатайства и запроса таможней было отказано.

Отказ таможенный орган мотивировал тем, что производство по делам об административных правонарушениях окончено, постановления о прекращении данных дел вступили в законную силу, следовательно, Компания не является участником производства по делам об административных правонарушениях. По мнению таможни, указанные обстоятельства в силу ч. 1 ст. 25.1, ст. 25.5 КоАП РФ не наделяют Компанию правом знакомиться с материалами дела и получать копии документов.

Данные отказы таможенного органа были обжалованы адвокатами Коллегии в Восточно-Сибирскую транспортную прокуратуру в порядке ст. 10 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» как противоречащие ст. 24 Конституции РФ, ч. 1 ст. 24.4, ч. 1 ст. 25.1, ст. 25.5 КоАП РФ в их совокупном толковании.

Восточно-Сибирская транспортная прокуратура указала: «КоАП РФ не содержит прямого указания об ознакомлении адвоката с материалами дела, по которому принятое решение вступило в законную силу. В связи с этим спор, возникший по применению ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ подлежит разрешению в суде».
Таким образом, спор свелся к вопросу толкования и применения ч. 1 ст. 24.4, ч. 1 ст. 25.1, ст. 25.5 КоАП РФ.
Решение суда первой инстанции
Адвокатами Коллегии было подготовлено заявление в Арбитражный суд Иркутской области о признании незаконными отказов таможни в ознакомлении с материалами дел об административных правонарушениях и предоставлении копий документов, находящихся в данных делах.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований было отказано. Суд пришел к выводу о том, что в соответствии с положениями ст. 24.4, 25.1 и 25.5 КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности, и его защитника могут быть реализованы только при производстве по делу об административном правонарушении в период с момента составления протокола об административном правонарушении и до рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Поскольку постановления о прекращении производства по делам об административных правонарушениях Компанией не обжаловались и на момент обращения адвоката вступили в силу, в связи с чем Компания утратила статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, следовательно, положения ст. 24.4, 25.1 и 25.5 КоАП РФ на возникшие между Компанией и таможней правоотношения не распространяются. Кроме того, суд указал, что при производстве по делам об административных правонарушениях другому адвокату, принимавшему участие в деле на стадии административного расследования, была предоставлена возможность ознакомления с материалами этих дел.

Одновременно суд пришел к выводу о том, что Компания не лишена возможности получить информацию об обстоятельствах дел об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном статьями 23 и 387 Таможенного кодекса РФ и приказом ГТК РФ от 2 февраля 2004 г. № 137 «Об утверждении Порядка предоставления заинтересованным лицам информации о них, имеющейся у таможенных органов».

Не согласившись с решением суда первой инстанции, адвокаты Коллегии подали апелляционную жалобу.
Аргументы адвокатов
Адвокатами был проведен анализ норм законодательства, в той или иной степени закрепляющих право участников производства по делам об административных правонарушениях знакомиться с материалами дел. Исходя из содержания исследованных норм законодательства, адвокаты обратили внимание суда апелляционной инстанции на следующее.

Толкование ст. 24.4, 25.1 и 25.5 КоАП РФ, изложенное в решении суда первой инстанции, противоречит ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Кроме того, в соответствии с главой 23 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

В п. 28.7-28.10 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утвержденной приказом ВАС РФ от 25 марта 2004 г. № 27, суд указал на право лиц, участвующих в деле, знакомиться с материалами судебных дел, переданных в архив, а также получать копии документов, находящихся в деле.

Иными словами, после рассмотрения арбитражными судами дела об административном правонарушении и вынесении окончательного решения по делу, в том числе постановления о прекращении производства по делу, лицо, в отношении которого велось производство по делу, вправе ознакомиться с материалами дела и получить необходимые копии документов.

Согласно п. 12.1 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом ВС РФ от 29 апреля 2003 г. № 36, судебные дела выдаются для ознакомления в помещении суда адвокатам, выступающим по делам в суде первой и апелляционной инстанций, а также знакомящимся с делами, оконченными производством.

При этом в решении ВС РФ от 3 апреля 2007 г. № ГКПИ07-40 по делу о проверке законности п. 13.6 указанной Инструкции (в прежней редакции) сделан следующий вывод: КоАП РФ предусматривает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела (ст. 25.1), такое же право принадлежит защитнику и представителю (ст. 25.5). В связи с этим обеспечение права на ознакомление с делом лицами, участвующими в деле, их представителями, а также иными лицами является неотъемлемой составляющей конституционного права граждан на судебную защиту и на доступ к правосудию.

Адвокаты сделали вывод о том, что законодательство предусматривает возможность ознакомления лиц, участвующих в деле, с материалами дела после окончания производства по делу об административном правонарушении без установления каких-либо временных рамок. При реализации права на ознакомление с материалами дела первостепенное значение имеет лишь правовой статус лица — знакомиться с материалами дел вправе лицо, являющееся участником по делу. В противном случае указанные Инструкции высших судебных органов противоречили бы нормам КоАП РФ.

Кроме того, толкование ст. 24.5, ч. 1 ст. 25.1, ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ применительно к рассмотрению дел в судебных органах, таможенных органах и иных органах, указанных в КоАП РФ, не может быть различным.

Следует отметить, что УПК РФ предусматривает право участников уголовного судопроизводства знакомиться с материалами уголовного дела, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств (ст. 42, 44, 47, 53, 54, 55). В порядке гражданского судопроизводства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии (ст. 35 ГПК РФ).

Адвокат, выполняющий функции защитника или представителя в производстве по делу об административном правонарушении, действует в соответствии с нормами КоАП РФ, АПК РФ и Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 5 ч. 2 , п. 4 ст. 2 Закона об адвокатской деятельности).

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами (ст. 25.5 КоАП РФ).

Исчерпывающий перечень полномочий адвоката содержится в п. 3 ст. 6 Закона об адвокатской деятельности: адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций, а также имеет иные права. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката. Таким образом, для адвоката не установлены какие-либо ограничения прав, в том числе права на ознакомление с материалами дел об административных правонарушениях.

Также в ходе рассмотрения дела в апелляционной инстанции адвокатами был отмечен тот факт, что производство по делам об административных правонарушениях прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ.

В этой связи ознакомление с материалами прекращенного дела — средство обеспечения заинтересованному лицу права на обжалование постановления государственного органа в суд. Поэтому положительное решение рассматриваемого вопроса в первую очередь соответствует ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Из этой конституционной нормы и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности ст. 8 и 29 Всеобщей декларации прав человека, а также п. 2 и подп. «а» п. 3 ст. 2 и п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, следует, что государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

По смыслу статьи 6 Закона об адвокатской деятельности защитник оказывает юридическую помощь лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также лицу, в отношении которого вынесено постановление по указанному делу. Защитник, представитель вправе участвовать и в последующих процессуальных действиях, предусмотренных КоАП РФ: при пересмотре постановлений по делу либо на этапе исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

На момент обращения адвоката Коллегии в таможенный орган с ходатайством об ознакомлении с материалами дел об административных правонарушениях срок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренный ст. 30.1, 30.9 с учетом ст. 30.3 КоАП РФ, не истек.

Таким образом, отказ таможенного органа в предоставлении информации по делам об административных правонарушениях по адвокатскому запросу создал препятствия для своевременного осуществления Заявителем права на судебную защиту, результатом которой могло быть прекращение производства по делам об административных правонарушениях по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Следует отметить, что суд первой инстанции, ссылаясь на ст. 23 и 387 Таможенного кодекса РФ и приказ ГТК РФ от 2 февраля 2004 г. № 137 «Об утверждении Порядка предоставления заинтересованным лицам информации о них, имеющейся у таможенных органов», не учел, что в рассматриваемом случае спорные правоотношения между Компанией и таможенными органами возникли в связи с возбуждением и прекращением дел об административных правонарушениях, следовательно, в данном случае применимы положения КоАП РФ. Более того, указанные нормы не предусматривают право на ознакомление с материалами дела об административном правонарушении в полном объеме, а лишь предоставляют возможность получить информацию в форме письма таможенного органа либо на магнитном носителе.
Позиция апелляционного суда
Четвертый арбитражный апелляционный суд нашел убедительными доводы адвокатов и пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований Компании. Суд указал в постановлении, что при рассмотрении данного дела также подлежит применению правовая позиция Конституционного Суда, выраженная в постановлении КС РФ от 16 июня 2009 г. № 9-П: «Положение п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, предполагая прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, не допускает необоснованного ухудшения правового положения лица и не может рассматриваться как противоречащее целям защиты его прав и свобод…

Вместе с тем отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении. Прекращение дела не является преградой для установления в других процедурах ни виновности лица в качестве основания для его привлечения к гражданской ответственности или его невиновности, ни незаконности имевшего место в отношении лица административного преследования в случае причинения ему вреда: споры о возмещении причиненного административным преследованием имущественного ущерба и о компенсации морального вреда или, напротив, о взыскании имущественного ущерба и морального вреда в пользу потерпевшего от административного правонарушения разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства (ст. 4.7 КоАП РФ). <…>

В любом случае прекращение производства по делу об административном правонарушении за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать использованию материалов данного дела в качестве доказательств в другом производстве. При этом, поскольку в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ), то, как следует из ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ, распространяющей данное правило на решения по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, эти обстоятельства подлежат проверке также при рассмотрении в установленном порядке жалобы на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. <…>

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства положение п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предполагает, что в случае, когда производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, проверка и оценка выводов юрисдикционного органа о наличии в действиях конкретного лица состава административного правонарушения не исключаются. Иное препятствовало бы судебной защите прав и свобод граждан, делая иллюзорным механизм компенсации вреда, причиненного в результате злоупотребления властью, и, соответственно, противоречило бы статьям 19, 45, 46, 52 и 53 Конституции РФ».

С учетом приведенной позиции Конституционного Суда РФ суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что «в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении и в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности положения ч. 1 ст. 24.4, ч. 1 ст. 25.1 и ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ не могут являться основанием для отказа в ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении либо выдачи копий документов, имеющихся в таком деле».

Суд апелляционной инстанции отметил в своем постановлении: «То обстоятельство, что при производстве по делам об административных правонарушениях с материалами этих дел был ознакомлен другой представитель Компании, не имеет правового значения, поскольку лицо, привлекавшееся к административной ответственности, не может быть ограничено в праве на ознакомление с материалами дела об административном правонарушении и после прекращения производства по этому делу».

Суд также принял во внимание довод адвокатов о том, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях иными государственными органами, нежели судом, лица, в отношении которых возбуждены дела, должны обладать не меньшими правами и гарантиями, и подчеркнул: «Иное противоречило бы принципу равенства перед законом».

Тем самым, Четвертый арбитражный апелляционный суд четко и обоснованно высказался в отношении пределов применения ч. 1 ст. 24.4, ч. 1 ст. 25.1, ст. 25.5 КоАП РФ, разрешив вопрос, ставший как для Компании, так и для адвокатов принципиальным, поскольку нарушение процессуальных прав, установленных Конституцией РФ, не может оставаться безнаказанным.

1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

2. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

3. Свидетель вправе:

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

5. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Примечание. В настоящей статье под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

1. Указание ч. 1 данной статьи на то, что в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому известны обстоятельства дела, подлежащие установлению, подчеркивает незаменимость свидетеля. Обстоятельства, подлежащие выяснению, приведены в ст. 26.1 КоАП РФ (наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении этого правонарушения и т.п.). В качестве свидетеля может быть опрошен и потерпевший (ч. 4 ст. 25.2). Однако такой опрос не влечет каких-либо ограничений в правах потерпевшего или его законного представителя.

В качестве свидетеля могут быть также опрошены сотрудник милиции, народный дружинник или другие лица, которые пресекли правонарушение, производили задержание нарушителя либо личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов. Понятой может быть опрошен о факте совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержании и результатах (см. комментарий к ст. 25.7).

2. Вопрос о вызове свидетеля к судье, органу или должностному лицу, в производстве которых находится дело, решается при подготовке дела к рассмотрению. При этом вызываемому лицу обязательно сообщается о времени и месте рассмотрения дела.

Свидетель вызывается повесткой, в которой указывается, куда и к кому он должен явиться, а также день и час явки. Повестка вручается под расписку свидетелю, а в случае его временного отсутствия — взрослым членам его семьи, администрации по месту работы, жилищным органам по месту его жительства либо органу местного самоуправления в районе, поселке. Вызов несовершеннолетних, не достигших 16-летнего возраста, осуществляется через их родителей или иных законных представителей.

В случае, указанном в ст. 27.15, допускается привод свидетеля на основании определения соответствующего субъекта административной юрисдикции.

3. В ч. 2 данной статьи указывается на обязанность свидетеля дать правдивые показания, сообщить обо всем известном ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. Если свидетель сообщает об обстоятельствах, которые сам не воспринимал, он должен указать на источник полученной информации, лиц, которые видели или слышали об этих обстоятельствах, на соответствующие документы, из которых почерпнуты те или иные сведения.

4. В п. 1 ч. 3 данной статьи воспроизведено содержание положения ст. 51 Конституции РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. В примечании к настоящей статье этот круг родственников определен.

5. Лицо может быть вызвано для опроса в качестве свидетеля и для выявления причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

6. О законных представителях несовершеннолетнего см. ст. 25.3.

Права потерпевшего по делу об административном правонарушении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *