Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Проект закона о бюджете (La préparation du budget)

Статья 38 органического закона 2001г. уточняет содержание статьи 39 Конституции: «под руководством Премьер министра, министр, отвечающий за финансы, готовит проекты законов о бюджете, которые рассматривает Совет министров». Министр бюджета и, в частности, бюджетное управление и управление по государственной модернизации министерства бюджета координируют собственно бюджетную часть этих законов. В прочих министерствах существуют финансовые управления, которые представляют финансовые интересы соответствующих государственных структур.

I. Административная фаза подготовки закона о бюджете

Политическое определение основных направлений

В начале календарного года проводится правительственное совещание по стратегии развития государственных финансов. На нем составляются «направляющие письма», которые определяют основные направления разрабатываемого закона о бюджете. Эти письма, адресованные Премьер министром членам правительства, фиксируют основные цели бюджетного регулирования (например, увеличение текущих или инвентиционных расходов).

Подготовка бюджетов внутри государственных структур: управленческий диалог

Каждое операционное подразделение в структуре управления государства обосновывает суммы расходов перед лицом, ответственным за него. Сведения о предполагаемых бюджетах поступают к ответственным по программам, которые в свою очередь отчитывается перед ответственным за «миссии» (направления деятельности). Ответственные за направления готовят по каждому направлению и программе свои предложения с учетом макроэкономических ориентиров, указанных в направляющих письмах.

Определение перспектив министерством бюджета

Со своей стороны бюджетное управление оценивает экономическое и финансовое  положение и определяет предполагаемый размер налоговых поступлений. Оно вступает в контакт с отраслевыми министерствами, чтобы совместно определить размеры предполагаемых доходов. Оно готовит экономически равновесную базу проекта закона о бюджете (см. закон о годовом бюджете), своеобразную «политическую основу» государственного бюджета.

 

Бюджетные конференции или бюджетные собрания

Бюджетные собрания проходят по месту нахождения бюджетного управления. Эти политические по существу переговоры, которые ведут между собой представители управленческих структур, завершаются принятием финансовых решений. На собраниях «сталкиваются» между собой государственные структуры, которые требуют средств для надлежащего осуществления своих функций, и бюджетное управление, которое оказывает на них давление с целью не допустить угрозу расшатывания бюджетного равновесия.

II. Итоговая политическая стадия подготовки государственного бюджета

Арбитражи

Итогом бюджетных собраний становятся досье, в которых содержатся предложения о бюджетах отдельных государственных структур. Все разногласия передаются на рассмотрение (арбитраж) Премьер министру. Именно политическая власть разделяет и определяет приоритеты направлений деятельности этих структур. Если при подготовке бюджета арбитражи слишком многочисленны, то это демонстрирует ненадлежащее функционирование всей административной стадии процесса.

Письма о лимитах и итоговые голубые приложения к проекту бюджета

Политическое решение, которым устанавливается максимальный размер предоставленных средств, принимается в соответствии с направлениями предстоящей деятельности. Количество рабочих мест определяется министром. В начале лета премьер-министр направляет «письма о лимитах» каждому министру. В этих документах министрам уточняются ориентиры бюджетной политики, которую проводит правительство в целом. Письма о лимитах передаются также в комитеты по финансам Парламента.

Распределение средств и доработка документов

В рамках установленных лимитов лица, ответственные за те или иные программы, свободны в распределении средств между различными видами деятельности. Они готовят собственные бюджетные документы (прозванные голубыми приложениями). Все подобные документы стекаются в министерство финансов. После этого проводится их небольшая корректировка, а на собраниях по распределению средств формируются окончательные версии документов.

Полный текст закона о бюджете передается параллельно на рассмотрение в Государственный совет, который высказывает свое мнение о соответствии закону предложенных мер.

И наконец, проект закона о бюджете (который объединяет в себе все финансовые и бюджетные положения) представляется на первом заседании совета министров в начале сентября. В отношении бюджета на 2007 год это произошло 27 сентября 2006 года.

Литература

- Circulaire du 21 janvier 2005 relative à la préparation du budget

- Présentation du projet de loi de finances (PLF) http://www.performance-publique.gouv.fr/
 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты