Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Юридические лица публичного права (публичные лица)

Деятельность администрации осуществляется, в принципе, юридическими лицами публичного права (называемыми обычно « публичными лицами»). Однако иногда она может осуществляться юридическими лицами частного права.

 

1. Различие между юридическими лицами публичного и частного права

 

1.1. Критерии различия

Если Государство и административно-территориальные образования являются, несомненно, лицами публичного права, некоторые специализированные учреждения являются либо юридическими лицами публичного права, либо организациями частного права. Большую часть времени законодательство говорит о публичной или частной природе данного учреждения. В условиях молчания правовых норм, данный вопрос может разрешить судья. Чтобы это сделать, судья использует многочисленные признаки, к которым относятся:

1) Происхождение учреждения. Если его основание является следствием закона или административного акта, чаще всего оно имеет публичный характер.

2) Цель деятельности учреждения. Если это цель всеобщего интереса, это признак публичной природы учреждения.

3) Отношения между учреждением и администрацией или правительством. Чем в большей мере они являются узкими, тем больше у учреждения шансов иметь публичную природу.

4) Существование « прерогатив публичной власти» (как, например, полномочие принятия решений, которые обязательны для управляемых лиц). Если учреждение ими обладает, это чаще всего лицо публичного права.

Ни один из этих признаков не является определяющим: судья использует технику, называемой « пучок признаков » (то есть присутствие многих признаков, идущих в том же смысле), чтобы определить природу учреждения.

 

2.2. Применение отличия

В отличие от юридических лиц частного права, юридические лица публичного права получают особую защиту, располагают привилегиями, имеют различные возможности, но также и обязанности.

1) На имущество таких лиц невозможно обращение взыскания. Исполнительное производство в отношении него не может быть реализовано. Также, лица публичного права не могут быть объектом процедур судебного восстановления платежеспособности или производства по ликвидации имущества в случае несостоятельности.

Впрочем, юридические лица публичного права могут нести уголовную ответственность только при соблюдении особых условий. Также в отношении них исключаются некоторые санкции (прекращение деятельности юридического лица, запрет осуществлять некоторые виды деятельности и т.д.).

2) Юридические лица публичного права имеют, когда они оснащены публичной бухгалтерией, привилегию взыскивать свои долги путём « исполнительного документа » (этот акт, который сам является исполнимым, освобождает субъектов публичного права от обязанности обращаться к судье, чтобы защищать их права). Кроме того, они получают специфическое средство погашения своих долгов: четырёхлетная исковая давность (prescription quadriennale).

3) Качество юридического лица публичного права открывает следующие возможности: его сотрудники могут быть чиновниками; его имущество может обладать режимом публичного имущества; работы по недвижимости, осуществляемые за его счёт, могут быть публичными работами; договоры, которые он заключает, могут быть административными договорами (В этих четырёх случаях необходимы другие условия, чтобы мы имели дело с чиновниками, публичным имуществом, публичными работами или административным договором. Но первым условием является то, что его существование означает наличие юридического лица публичного права).

4) Финансовое управление юридическими лицами публичного права, обладающих  публичной бухгалтерией, подчинено очень ограничивающим правилам бухгалтерского учёта публичных финансовых организаций и подчинено различному контролю, осуществляемому государственными учреждениями (как, например, Счётная палата).

Наконец, в отличие от субъектов частного права, юридического лица публичного права не могут обращаться в арбитраж. Кроме того и особенно, судьёй, компетентным для разрешения споров, стороной или сторонами которого являются  юридического лица публичного права, является, как правило, административный судья.

 

2. Различные категории юридических лиц публичного права

 

Можно различать два основных вида юридических лиц публичного права:  юридические лица публичного права всеобщего призвания и специализированные  юридические лица публичного права.

- Первые включают Государство и административно-территориальные образования. Государство является единоличным в своём роде юридическим лицом публичного права, так как оно одно располагает суверенитетом на совокупности национальной территории. Административно-территориальные образования имеют более или менее широкую  территориальную компетенцию. Они перечислены в абзаце 1 статьи 72 Конституции 1958 г. Речь идёт о коммунах, департаментах, регионах, образованиях с особым статусом и заморских образованиях, регулируемых статьёй 74 Конституции.

- Вторые юридические лица публичного права являются специализированными в осуществлении определённой функции. Это главным образом публичные учреждения. Сюда же входят объединения в публичном интересе. Также нужно добавить сюда частные случаи, как Банк Франции и редкие независимые административные органы, которые обладают правоспособностью.

 

Внимание, нужно избегать путаницы: не все публичные предприятия  являются  юридическими лицами публичного права, ... Большая часть из них является юридическими лицами частного права (как минимум половина капитала которых принадлежит одному или нескольким субъектам публичного права). Те из них, кто обладают качеством публичного учреждения, являются субъектами публичного права.

Литература

AUBY (Jean-Bernard), La notion de personne publique en droit administratif, Thèse, Bordeaux, 1979.

 

 

LINDITCH (Florian), Recherche sur la personnalité morale en droit administratif, LGDJ, 1997.

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты