Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Совещательные полномочия Государственного совета (Les attributions consultatives du Conseil d’Etat)

Государственный совет, после его создания Конституцией от 13 декабря 1799 г. (22 фримера год VIII), осуществляет двойную функцию: функцию административного судьи и функцию советника правительства. Нас интересует именно вторая функция, которая осуществляется в рамках Государственного совета четырьмя административными секциями (секция внутренних дел, секция финансов, секция « общественных работ » (строительства) и социальная секция), также как и секция доклада и исследований, которая имеет особенные полномочия.

 

I. Принятие дела к производству Государственным советом при осуществлении своей совещательной функции

 

 

- В законодательной сфере, Государственный совет обязательно даёт заключение обо всех проектах законов. Зато он никогда не проверяет предложения закона, исходящие от парламентариев (поскольку его роль состоит в предоставлении совета правительству, но не парламентариям). Тем не менее, поскольку проектов закона гораздо больше, чем предложений закона, можно сказать, что Государственному совету есть что сказать о квази-совокупности деятельности законодателя.

 

- В подзаконной сфере роль Государственного совета также является очень важной. Он обязательно консультирует о: проектах ордонансов, принятых на основании статьи 38 Конституции; проектах декретов, изменяющих или отменяющих нормы, которые до Конституции 1958 г. имели законодательную форму, но которые касаются сфер подзаконного регулирования, следующего после 1958 г. из статьи 37 Конституции; проектах «декретов в Государственном совете» (что является логичным, поскольку эти декреты, по определению, могут быть приняты только после заключения Государственного совета).

 

Кроме того, Государственный совет может факультативно консультировать о проектах простого декрета.

- В сфере индивидуального решения, Государственный совет обязательно консультирует, когда правовая норма это предусматривает, обо всех вопросах, по которым его вмешательство показалось бы способным дать гарантии управляемым лицам. То же самое, в частности, происходит в сфере изменения имени или лишения французского гражданства.

Нужно добавить, что в сфере права Европейского Союза (ЕС), Государственный совет даёт обязательно заключение о предложениях актов ЕС: он уточняет, включают  ли они положения, которые находятся в законодательной сфере (в отношении Конституции 1958 г.), и должны ли они в результате быть переданы в Парламент в силу статьи 88-4 Конституции.

 

Наконец, Государственный совет может также играть роль юридического советника, но не по случаю рассмотрения нормативного акта, а в отношении вопросов, которые ему переданы министром. Можно привести пример знаменитого постановления от 27 ноября 1989 г. по вопросу исламских платков, когда Государственный совет был призван Лионелем Жоспином (Lionel Jospin), являющимся министром образования. Это заключение ориентировало действующее право до принятия закона от 15 марта 2004 о ношении знаков или одежды, подтверждающих религиозную принадлежность, в публичных школах, колледжах и лицеях.

 

II. Применение заключений Государственного совета

 

После проверки проектов нормативного акта или решения, Государственный совет даёт, в принципе (за редкими исключениями), только «простое заключение», то есть заключение, которому правительство не обязано следовать. Тем не менее, когда консультация Государственного совета является обязательной, правительство имеет только возможность выбора между тем, чтобы действовать согласно заключению Государственного совета или вернуться к певоначальной версии. Оно не может принять иную редакцию, так как эта третья версия не была объектом обязательного рассмотрения Государственного совета. Кроме того, если правительство не предоставляет Государственному совету проект декрета, когда его консультация является обязательной, принимаемый в этих условиях декрет является опороченным некомпетентностью. Из-эа этого он может быть аннулирован по иску о превышении полномочий.

Заключения Государственного совета, независимо от того, выносились ли они относительно нормативных актов или вопросов, предназначены для правительства. Только оно вправе единолично решить, можно ли их публиковать. Разрешения на опубликование являются всё более многочисленными, и немало заключений появляются каждый год в ежегоднике «Исследования и документы Государственного совета» (« Etudes et documents du Conseil dEtat - EDCE »). Нужно отметить, кроме того, что Государственный совет осуществляет исследования, по инициативе правительства или собственной инициативе. Особенно, каждый год он публикует исследования, в то же время, как и свой годовой доклад, в EDCE. 

Литература

- BERNARD (Michel), Le renouveau de la fonction consultative du Conseil d’Etat sous la Vème République, Etudes et documents du Conseil d’Etat, 1994, pp. 439 et suivantes.

 

- LONG (Marceau), Le Conseil d’Etat et la fonction consultative : de la consultation à la décision, Revue française de droit administratif, 1992, pp. 487 ; (du même auteur), Mon expérience de la fonction consultative du Conseil d’Etat de 1987 à 1995, Revue du droit public, 1998, pp. 1421 et suivantes.

 

- MASSOT (Jean), GIRARDOT (Thierry), Le Conseil d’Etat, Les études de la documentation française, 1999.

 

- ROUX (Michel), La fonction consultative du Conseil d’Etat, La revue administrative, numéro spécial 6, 1999, pp. 16-22.

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты