Сайт Университета Paris Ouest Nanterre
Сайт Гуманитарного Университета
Сайт диполоматический отношений Франции
 


Префект (Le préfet)

Префект был создан законом от 28 плювиоза год VIII (17 февраля 1800) в качестве ключевого института в департаменте.

 

1. Статус префекта

 

 

Префекты назначаются декретом Президента Республики, принятым в Совете министров по предложению Премьер-министра и министра внутренних дел. Должность префекта является «должностью по воле правительства». Таким образом, префекты могут быть отозваны очень просто: единственная гарантия, которой они располагают в случае дисциплинарной процедуры, является сообщение их индивидуальных досье. Кроме того, они не имеют профсоюзной свободы, но могут только формировать объединения. Они не имеют права на забастовку. Они принуждаются к строгому обязательству сдержанности[1] и даже всеобщей лояльности не только в отношении Государства, но также в отношении действующего правительства.

 

2. Полномочия префекта

 

2.1. Полномочия префекта департамента

Префект является представителем Государства в департаменте. Он осуществляет некоторые политические функции, но главным образом –  административные полномочия. Прежде всего, политическая роль префекта значительна. В первую очередь, он должен объяснять гражданам политику, ведомую властью, чтобы её лучше принимали (он использует с этой целью помощь местных избранников). Во вторую очередь, это информационный агент на службе правительства: он его держит в курсе всего, что происходит в департаменте, и, особенно, движения публичного мнения.

Затем и главным образом, административные полномочия префекта являются очень обширными. Они насчитывают три типа.

 

1) Префект – это орган административного надзора в своём департаменте. На этом основании, он предписывает меры основного надзора, необходимые для сохранения общественного порядка (для сохранения безопасности, спокойствия, здоровых условий и соблюдения человеческого достоинства). Он также обеспечивает многочисленные специальные надзоры: надзор на вокзалах и аэропортах, надзор над охотой, надзор над вредными для здоровья учреждениями и т.д. В этих рамках, он принимает меры различных типов: предписания (как, например, принятие постановлений о выпроваживании за границу иностранцев в случае нарушений) или разрешения (как например, выдача паспортов, разрешений на охоту, водительских удостоверений). Он также может решить применить силу либо для сохранения порядка (в случае манифестаций, например), либо чтобы исполнять решения правосудия (для выселения нанимателей, например).

2) Префект обеспечивает административный контроль над децентрализованными единицами, то есть департаментом (в качестве административно-территориального образования), коммунами и их публичными учреждениями.

3) Префект руководит гражданскими службами Государства в департаменте. Около сорока деконцентрированных служб являются, таким образом, подчинёнными власти префекта. Целью является обеспечение связности их действий. Но это полномочие управления разделяется с министрами. Кроме того, некоторые органы управления избегают власти префекта: это главным образом службы правосудия, национального образования и налоговой администрации.

Эти полномочия в отношении деконцентрированных служб связываются с межминистерской функцией, которая признаётся за префектом. Так, согласно статье 72 Французской конституции, префект является «представителем каждого из членов правительства».

Наконец, к этим полномочиям префекта департамента добавляется более общая компетенция – осуществлять в рамках департамента национальную политику и политику Европейского Союза (ЕС). В осуществлении этой компетенции префект департамента подчиняется префекту региона.

 

2.2. Полномочия префекта региона

Укажем, прежде всего, что префект региона является префектом департамента, где находится главный город региона. Таким образом, этот префект объединяет функции префекта департамента и префекта региона.

Действуя как префект региона, он осуществляет на региональном уровне полномочия, сравнительные тем, которые он осуществляет на уровне департамента. Также он обеспечивает административный контроль над децентрализованными единицами регионального уровня, то есть региона (в качестве административно-территориального образования) и его публичных учреждений. Также он руководит государственными службами в регионе.

 

Префект региона имеет более специфические полномочия. В частности, он обязан заключать от имени Государства плановые контракты с регионом (административно-территориальное образование). Главным образом, он обязан внедрять в регионе национальную политику и политику ЕС, касающиеся экономического и социального развития, также как благоустройства территории. Направления, которые он принимает в этой сфере, сообщаются префектам департамента и обязательны для них. Префект региона является, в этом секторе, начальником префектов департамента, входящих в регион. Ясно выражается тенденция на усиление роли префекта региона.



[1]              obligation de réserve - обязательство сдержанности (возлагается на государственного служащего в отношении проявления им своих оппозиционных взглядов)

Литература

- AUBY (Jean-François), L’évolution du corps préfectoral, Revue française de droit administratif, 1990, pp. 447 et suivantes

 

- CHAUVIN (Francis), Administration de l’Etat, Dalloz, collection « mémentos », 6ème éd., 2002

 

GOHIN (Olivier), Institutions administratives, LGDJ, collection manuel, 5ème éd., 2006

 
Conception: e-Toile Graphic Ресурсы о французском языке Контакты